Пояснительная записка
Рабочая программа по
предмету «Технология» для учащихся 6 класса составлена в соответствии с
требованиями ФГОС ООО второго поколения на основе Примерной программы по
учебным предметам. Технология.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010г. -
(Стандарты второго поколения) и авторской программы Технология:
программа: 5-8 классы, А. Т. Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана-Граф», система
«Алгоритм успеха», 2012 г. ФГОС.
Программа рассчитана на
68 учебных часов, из расчета 2ч в неделю.
Основной целью изучения
учебного предмета «Технология» в системе общего образования является
формирование представлений о составляющих техносферы, о современном
производстве и о распространенных в нем технологиях.
На основании требований ФГОС
второго поколения в содержании программы предполагается реализовать актуальные
в настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, универсальные
деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
q
приобретение
знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических
проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой
деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии
обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об
информационных технологиях;
q
воспитание
трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к
людям различных профессий и результатам их труда;
q
овладение
способами деятельностей:
q
умение
действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять
ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно
приобретать знания, используя различные источники;
q
способность
работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами,
таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения,
применять их для расширения своих знаний;
q
умение
работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и
т. д.;
q
освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической,
социально-трудовой, личностно-саморазвивающейся.
Общая
характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе
освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов,
энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Выбор направления обучения учащихся не должен
проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных
потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием
программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным
образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного
производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование
технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися
жизненных, профессиональных планов;
• методы технической, творческой, проектной
деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия
развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью
продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном,
проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства;
технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и
сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками
предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья,
энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью;
предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологическими требованиями к технологиям
производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование
отходов; социальные последствия применения технологий);
• с понятием о научной организации труда, средствах и
методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой
общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой
деятельности;
• навыками чтения и составления технической и
технологической документации, измерения параметров технологического процесса и
продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с
использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и
использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной
среды;
• умением распознавать и оценивать свойства
конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении
ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования
трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего
места.
Результаты
изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является
второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из
важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и
ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате,
обучающиеся должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять
пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в
реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии в основной
школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностными результатами освоения
учащимися основной школы курса «Технология» являются:
q
проявления
познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности;
q
выражение
желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения
текущих и перспективных потребностей;
q
развитие
трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
q
овладение
установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического
труда;
q
самооценка
умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций
будущей социализации;
q
планирование
образовательной и профессиональной карьеры;
q
бережное
отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
q
готовность
к рациональному ведению домашнего хозяйства;
q
проявление
технико-технологического и экономического мышления при организации своей
деятельности.
Метапредметными
результатами освоения
выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
q
алгоритмизированное
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
q
комбинирование
известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них;
q
проявление
инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса;
q
самостоятельная
организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
q
приведение
примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
q
выявление
потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость;
q
использование
дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих
личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
q
согласование
и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее
участниками;
q
объективное
оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
q
диагностика
результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
q
соблюдение
норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и
созидательного труда.
Предметными
результатами освоения
учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной
сфере:
q
рациональное
использование учебной и дополнительной технологической информации для
проектирования и создания объектов труда;
q
оценка
технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
q
ориентация
в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
q
распознание
видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в
технологических процессах;
q
владения
кодами и методами чтения и способами графического представления технической,
технологической и инструктивной информации;
q
применение
общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе
подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и
аргументации рациональности деятельности.
В трудовой сфере:
q
планирование
технологического процесса и процесса труда;
q
подбор
материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
q
подбор
инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
q
проектирование
последовательности операций и составление операционной карты работ;
q
выполнение
технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
q
соблюдение
норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и
гигиены;
q
подбор
и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах
с учетом областей их применения;
q
контроль
промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.
В мотивационной
сфере:
q
оценивание
своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
q
согласование
своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно–трудовой деятельности;
q
осознание
ответственности за качество результатов труда;
q
наличие
экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
q
стремление
к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств
и труда.
В эстетической
сфере:
q
моделирование
художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
q
эстетическое
и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и
научной организации труда;
q
рациональный
выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной
сфере:
q
формирование
рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и
возможностей будущих членов трудового коллектива;
q
оформление
коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих
нормативов и стандартов;
q
публичная
презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В
физиолого-психологической сфере:
q
развитие
моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов;
q
достижение
необходимой точности движений при выполнении различных технологических
операций;
q
сочетание
образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание
программы:
№ п\п
|
Раздел
|
Часы
|
1
|
Основы аграрной
технологии.
Осенние работы.
|
8
|
2
|
Оформление
интерьера
|
3
|
3
|
Технологии исследовательской и опытнической деятельности
|
2
|
4
|
Кулинария
|
6
|
5
|
Технологии творческой и опытнической деятельности
|
2
|
6
|
Создание изделий из текстильных материалов
|
23
|
7
|
Технологии творческой и опытнической деятельности
|
2
|
8
|
Художественные ремёсла
|
12
|
9
|
Технологии творческой и опытнической деятельности
|
2
|
10
|
Основы аграрной
технологии.
Весенние работы
|
8
|
Требования к уровню подготовки
учащихся
Учащиеся
должны
знать:
·
пути предупреждения негативных последствий
трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
·
особенности межсезонной обработки почвы,
способы удобрения почвы;
·
о разновидностях посадок и уходе за
растениями, способы размножения растений;
·
технику безопасности при работе с
сельскохозяйственным инвентарем;
·
о влиянии на качество пищевых продуктов
отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и т. п.;
·
о применении системы автоматического
проектирования при конструировании и моделировании одежды;
·
общие сведения о полезном и вредном
воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения
болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях;
·
правила оказания первой помощи при ожогах,
поражении током, пищевых отравлениях;
·
санитарные условия первичной обработки
мяса и мясных продуктов, правила оттаивания мороженого мяса, правила варки мяса
для вторых блюд, способы жаренья мяса, посуду и инвентарь для приготовления
мясных продуктов;
·
требования к качеству готовых блюд,
правила подачи готовых блюд к столу;
·
роль комнатных растений и способы их
размещения в интерьере, влияние комнатных растений на микроклимат. Искусство
дарить цветы;
·
основные свойства химических волокон и
тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей
от вида переплетения;
·
виды лёгкого женского платья,
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила
измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа ,
особенности моделирования плечевых изделий;
·
назначение, конструкцию, технологию
выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного,
двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытыми
и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой), технологическую последовательность
обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, притачивание кулиски;
·
экономную раскладку выкройки из ткани с
направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани,
правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление
дефектов изделия;
уметь:
·
рационально организовывать рабочее место и
соблюдать правило безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех
указанных работ;
·
понимать содержание
инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
·
осуществлять контроль качества
изготавливаемых изделий;
·
читать чертежи и технологические карты,
выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
- оказывать первичную
помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;
- определять качество
мяса, оттаивать мясо, приготавливать полуфабрикаты из мяса, выбивать и
формовать полуфабрикаты из котлетной массы, готовить блюда из мясных
полуфабрикатов и мяса, определять их готовность и подавать к столу;
- выращивать комнатные растения и размещать их;
- соблюдать правила гигиены и правила безопасной
работы в мастерских;
- закреплять строчку обратным ходом швейной машины,
обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
- работать с журналами мод, читать и строить
чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья;
- выполнять машинные швы: стачные (запошивочный,
двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым
и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину
подкройной обтачной, притачивать кулиску;
- выполнять раскрой ткани с направленным рисунком,
с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки,
обрабатывать срезы рукавов и низы платья;
Учебно-методическое обеспечение программы
Список литературы:
1. Концепция федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования: Проект /
Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.:
Просвещение, 2009. - 40 с. - (Стандарты второго поколения).
2.Фундаментальное ядро содержания общего образования
/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 60 с. -
(Стандарты второго поколения).
3.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).
4.
Технология: программа: 5-8 классы, А. Т. Тищенко, Н.В.Синица, М.:
«Вентана-Граф», система «Алгоритм успеха» 2012
г. ФГОС
Литература для учащихся:
1.Синица
Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана -
Граф, 2013.- 192с.
2.Синица
Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: рабочая тетрадь для
учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. :
Вентана - Граф, 2013.- 192с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.