РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
6 класс
основное
общее образование
на 2014
- 2015 учебный год
Паспорт рабочей программы
Тип курса: курс основного
общего образования
Статус документа: рабочая
программа учебного предмета «Технология»
Назначение:
· для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их
прав на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных
услуг, права на гарантию качества получаемых услуг;
Сроки
освоения программы: 1 год.
Объем
учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 6 класса составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего
(основного) общего образования и программы начального и основного общего
образования (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.А., Симоненко В.Д.).
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит
для обязательного изучения технологии в 6 классе (70 часов, из расчета 2 часа в
неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения
тем и разделов. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
· Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
(приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений
РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
· Законом РФ «Об образовании» ст.7, 9, 32
· Программой начального и основного общего образования (Хохлова М.В., Самородский
П.С., Синица Н.А., Симоненко В.Д.).
Рабочая программа позволяет получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и
технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной
школе.
Основным предназначением образовательной области
«Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и
технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их
профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование
гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область
«Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя
им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения
конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды. Содержанием программы по
направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала
по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование
информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики,
предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных,
профессиональных планов учащимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и
здоровье человека;
• творческая, проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития
технологии и техники.
Каждый раздел программы включает в себя основные
теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в
обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы,
связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом
теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих
или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в
конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной
деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском
назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цели:
Изучение технологии в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, основ культуры
созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе
включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию
личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями,
необходимыми для поиска и использования технологической информации,
проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства,
самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных
планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического
мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей
деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда;
• получение опыта применения политехнических и
технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Учебно-тематическое
планирование
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
Всего к/р, л/р, и т.д.
|
|
Раздел 1. Вводный
урок
|
1
|
|
|
Раздел 2. Создание
изделий из конструкционных и поделочных материалов
|
46
|
|
|
2.1. Технология создания
изделий из древесины. Элементы машиноведения
|
22
|
|
|
2.2. Технология создания изделий из
металлов. Элементы машиноведения
|
18
|
|
|
2.3. Декоративно-прикладное творчество
|
6
|
|
|
Раздел 3. Черчение и графика.
|
4
|
|
|
Раздел 4. Технологии ведения дома.
|
6
|
|
|
4.1. Санитарно-технические работы
|
2
|
|
|
4.2. Ремонтно-отделочные работы
|
4
|
|
|
Раздел 5. Проектирование и
изготовление изделий
|
13
|
|
|
Итого:
|
70
|
|
Содержание тем учебного курса
1. Вводный урок
Теоретические
сведения. Цель и задачи изучения
предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его
изучения. Санитарно-гигиенические Требования при работе в школьных мастерских.
Организация учебного процесса.
Практические
работы. Знакомство с содержанием и
последовательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе. Знакомство с
библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов
труда. Учебник «Технология» для 6
класса (вариант для мальчиков), библиотечка кабинета. Электронные средства
обучения.
2. Создание изделий
из конструкционных и поделочных материалов
2.1. Технология
создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
Теоретические
сведения. Лесная и
деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Виды продукции, получаемой
из древесины. Пороки древесины, их влияние на качество изделий.
Производство и
применение пиломатериалов. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей
промышленности.
Чертеж детали и
сборочный чертеж. Последовательность конструирования и моделирования изделий из
древесины. Виды моделей.
Способы соединения
брусков. Разметка и последовательность выполняемых операций. Контроль точности.
Зачистка соединяемых брусков.
Способы и
последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей ручным
инструментом. Инструменты и приспособления. Приемы обработки и контроль точности.
Маршрутная карта на изготовление детали. Правила безопасной работы.
Понятие о
технологической машине. Составные части машин. Устройство токарного станка для
точения древесины. Технология точения изделий из древесины на токарном станке.
Окрашивание изделий
красками. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их
устранение. Профессии, связанные с обработкой древесины.
Бережное и
рациональное отношение к технике, оборудованию, инструментам и материалам.
Практические
работы. Знакомство с пороками
древесины. Определение и изучение видов пиломатериалов.
Графическое
изображение изделий из древесины цилиндрической и конической форм, в том числе
на ПЭВМ. Конструирование и моделирование простейших изделий из древесины.
Изготовление изделия с
соединением брусков врезкой. Изготовление изделия цилиндрической и конической
форм.
Изучение составных
частей машин, устройства токарного станка для точения изделий из древесины.
Точение детали на станке. Окрашивание изделия из древесины краской.
Расчет стоимости и
возможной прибыли от изготовления изделия.
Варианты объектов
труда. Образцы древесины с
пороками. Пиломатериалы. Эскизы и чертежи изделий из древесины цилиндрической
и конической форм. Образец изделия с соединением брусков врезкой. Образцы
изделий цилиндрической и конической форм Токарный станок. Образец детали,
выточенной на станке. Образцы окрашенных деталей.
2.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы
машиноведения
Теоретические
сведения. Виды черных и цветных
металлов и сплавов, их характеристика. Механические и технологические свойства
металлов и сплавов.
Понятия «сортовой
прокат», «профиль проката». Основные прокатные профили, их назначение.
Устройство и
назначение штангенциркуля. Правила обращения со штангенциркулем. Приемы
измерения. Устройство шкалы нониуса. Правило отсчета размеров. Профессии, связанные
с контролем станочных и слесарных работ.
Сущность
технологического процесса создания изделий из сортового проката. Чтение и
составление технологической карты на изготовление изделий из сортового проката.
Назначение и приемы резания,
рубки, опиливания заготовок из сортового проката. Устройство и настройка
ручного слесарного инструмента. Рабочая поза и приемы резания, рубки,
опиливания. Промышленные способы обработки металлов. Правила безопасного
выполнения работ.
Защитная и декоративная
отделка поверхности изделий из металлов. Профессии, связанные с обработкой
металла.
Практические
работы. Ознакомление со свойствами
металлов и сплавов. Ознакомление с видами сортового проката. Исследование их
свойств. Измерение размеров деталей штангенциркулем.
Разработка чертежей
изделий и технологической карты на изготовление изделий из сортового проката, в
том числе на ПЭВМ.
Упражнения на резание,
рубку и опиливание заготовок из сортового проката. Отделка поверхностей
металлических изделий.
Варианты объектов
труда. Образцы сортового проката'.
Чертежи изделий. Технологическая карта на изготовление изделий из сортового
проката. Образцы резания, рубки и опиливания заготовок из сортового проката.
Образцы отделки поверхностей металлических изделий.
2.3. Декоративно-прикладное творчество
Теоретические
сведения. Народные промыслы
России. Виды художественной обработки древесины. История художественной резьбы
по дереву. Виды резьбы. Декоративно-прикладные изделия. Материалы, инструменты,
приспособления для резьбы. Организация рабочего места. Правила безопасного
труда. Приемы выполнения работ.
Практические
работы. Подготовка материала и
инструментов к работе. Упражнения на резьбу по древесине.
Варианты объектов
труда. Образцы резьбы по древесине.
3. Черчение и
графика
Теоретические
сведения. Чертеж детали и
сборочный чертеж изделия. Спецификация к сборочному чертежу. Чертежи деталей
призматической и цилиндрической форм. Правила их изображения. Виды изображения,
размеры, материалы, основная надпись. Сборочная единица. Соединение деталей.
Чтение чертежа.
Правила изображения
технических рисунков, эскизов и чертежей из сортового проката. Порядок чтения
сборочного чертежа.
Практические работы. Графическое изображение изделий из древесины.
Выполнение чертежей деталей призматической и цилиндрической форм. Чтение
чертежа. Вычерчивание сборочного чертежа изделия и составление спецификации.
Чтение и выполнение
чертежей деталей из сортового проката.
Варианты объектов
труда. Чертежи деталей призматической
и цилиндрической форм. Сборочный чертеж.
4. Технологии
ведения дома
4.1.Санитарно-технические
работы
Теоретические
сведения. Устройство и принцип
действия простейшего водопроводного крана. Виды смесителей. Устройство и
принцип действия смесителя для умывальника. Материалы для изготовления его
деталей. Неисправности в работе смесителя и способы их устранения. Профессии,
связанные с обслуживанием систем водоснабжения. Правила безопасной работы при
ремонте санитарно-технического оборудования.
Практические
работы. Изучение и ремонт
смесителя и вентильной головки.
Варианты объектов
труда. Смеситель и вентильная
головка.
4.2. Ремонтно-отделочные работы
Теоретические
сведения. Способы закрепления
настенных предметов. Способы пробивания отверстия в стене. Последовательность
установки крепежных деталей. Устройство форточных, оконных и дверных петель.
Технология установки петель. Виды замков для дверей. Технология установки
накладного замка. Устройство врезного замка.
Понятие «штукатурка».
Виды вяжущих материалов и заполнителей для приготовления штукатурного
раствора. Инструменты для штукатурных работ. Технология выполнения штукатурных
ремонтных работ.
Практические
работы. Пробивание (сверление)
отверстий в стене, установка крепежных деталей. Изучение конструкции
форточных, оконных и дверных петель. Изучение устройства накладного и врезного
замков. Выполнение штукатурных работ.
Варианты объектов
труда. Стена, крепежные детали.
Форточные, оконные и дверные петли- Накладной и врезной замки.
5. Проектирование и
изготовление изделий
Теоретические
сведения. Понятия «техническая
эстетика изделий», «золотое сечение». Основные требования к проектированию
изделий: технологичность, экономичность, эргономичность, безопасность,
экологичность. Методы конструирования. Метод фокальных объектов, фокальный
объект. Расчет расходов на электроэнергию при изготовлении проектного изделия.
Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов.
Практические
работы. Выдвижение идей для
выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор
модели проектного изделия.
Варианты объектов
труда. Творческие проекты,
например: садовый рыхлитель (древесина, металл); дверная ручка (древесина,
металл); доска разделочная (древесина); скалка (древесина); модель автомобиля
(металл); вешалка (металл); сувенир (резьба по древесине) и др.
Календарно-тематическое
планирование
Количество
часов всего 70 , в неделю 2 час
Планирование составлено на основе Авторской программы
основного общего образования по Технологии: Технология. Программы начального и
основного общего образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский,
Н.А. Синица, В.Д. Симоненко -М.:Вентана-Граф, 2011.
№
урока
|
Содержание, наименование тем программы
|
|
|
|
Раздел 1. Вводный
урок
|
|
1
|
Вводный урок
|
|
|
Раздел 2. Создание
изделий из конструкционных и поделочных материалов
|
|
|
2.1. Технология
создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
|
|
2
|
Бережное и рациональное
отношение к технике, инструментам и материалам.
|
|
3-4
|
Лесная и
деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.
|
|
5-6
|
Пороки древесины, их
влияние на качество изделий.
|
|
7-8
|
Производство и
применение пиломатериалов.
|
|
9-10
|
Чертеж детали и
сборочный чертеж.
|
|
11-12
|
Способы соединения брусков.
|
|
13-14
|
Способы и
последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей ручным
инструментом.
|
|
15-16
|
Приемы обработки и
контроль точности.
|
|
17-18
|
Устройство токарного
станка для точения древесины.
|
|
19-20
|
Технология точения изделий из древесины на токарном
станке.
|
|
21-22
|
Окрашивание изделий красками.
Контроль и оценка качества изделий.
|
|
23
|
Профессии, связанные с
обработкой древесины.
|
|
|
2.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы
машиноведения
|
|
24
|
Виды и свойства черных и цветных металлов и сплавов, их характеристика.
|
|
25-26
|
Понятия «сортовой прокат», «профиль проката». Назначение.
|
|
27-28
|
Устройство и назначение штангенциркуля. Правила и приемы измерения.
|
|
29-30
|
Сущность технологического процесса создания изделий из сортового
проката.
|
|
31-32
|
Чтение и составление технологической карты
|
|
33-34
|
Назначение и приемы резания, рубки, опиливания заготовок из сортового
проката.
|
|
35-36
|
Устройство и настройка ручного слесарного инструмента. Рабочая поза.
|
|
37-38
|
Промышленные способы обработки металлов.
|
|
39-40
|
Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из
металлов.
|
|
41
|
Профессии, связанные с обработкой металла.
|
|
|
2.3. Декоративно-прикладное творчество
|
|
42
|
Народные промыслы России. Виды
художественной обработки древесины.
|
|
43-44
|
Виды резьбы. Декоративно-прикладные
изделия.
|
|
45-46
|
Организация рабочего места. Правила
безопасного труда.
|
|
47
|
Приемы выполнения работ.
|
|
|
Раздел 3. Черчение и графика.
|
|
48
|
Чертеж детали и сборочный чертеж изделия.
|
|
49-50
|
Чертежи деталей призматической и цилиндрической форм.
|
|
51
|
Правила изображения технических рисунков, эскизов и
чертежей из сортового проката.
|
|
|
Раздел 4. Технологии ведения дома.
|
|
|
4.1. Санитарно-технические работы
|
|
52
|
Устройство и принцип действия простейшего
водопроводного крана. Виды смесителей.
|
|
53
|
Неисправности в работе смесителя и способы
их устранения.
|
|
|
4.2. Ремонтно-отделочные работы
|
|
54
|
Способы закрепления настенных предметов.
Способы пробивания отверстия в стене.
|
|
55-56
|
Устройство форточных, оконных, дверных
петель и врезного замка.
|
|
57
|
Понятие «штукатурка». Технология
выполнения штукатурных ремонтных работ.
|
|
|
Раздел 5. Проектирование и изготовление
изделий
|
|
58
|
Понятия «техническая эстетика изделий»,
«золотое сечение».
|
|
59-60
|
Основные требования к проектированию
изделий
|
|
61-62
|
Методы конструирования. Метод фокальных
объектов, фокальный объект.
|
|
63-64
|
Расчет расходов на электроэнергию при
изготовлении проектного изделия.
|
|
65-66
|
Творческий проект
|
|
67-68
|
Творческий проект
|
|
69-70
|
Творческий проект
|
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся
В результате изучения программы основного общего
образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать основные
технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин
и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических
операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции
на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с
обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально
организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных
источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и
оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с
использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами
контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять
допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия
или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных
материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: для получения
технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления
или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения
продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и
приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных,
контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения
планов профессионального образования и трудоустройства.
Учебно-методическое
обеспечение программы
1.
Технология. Программы начального и основного общего
образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.А. Синица,
В.Д. Симоненко -М.: Вентана-Граф, 2011.
2.
Круглшов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. —
М., 2004.
3.
Бешенков А.К., Казакевич В.М.
Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских
технического труда. — М., 2002.
4.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В.
Технические средства обучения и методика их использования. — М., 2005.
5.
Бешенков А.К. Технология
(технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 классы:
Пособие для учителя. — М., 2004.
6.
Грицак Е.Н., Ткач М.И. История
вещей от древности до наших дней. — М., 2003.
7.
Диагностика достижений учащихся
по образователь¬ной области «Технология» / Под ред. П.А. Петрякова. Ц / Великий
Новгород, 2001.
8.
Бешенков А.К. Раздаточные
материалы по технологии (технический труд). 5-8 классы. — М., 2003.
9.
Гальперин ПЛ. Методы обучения и
умственное разви¬тие ребенка. — М., 1985.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.