Главная / Технология / рабочая программа по технологии 6 класс

рабочая программа по технологии 6 класс

МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»




Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор

Протокол № 1 _____________Бакиева Р.Ф. ________ Низамутдинова Т.Ф.

от

Руководитель ШМО:

_________Апачев Т.К.







Рабочая программа

по технологии на 2014-2015 учебный год

для 6 класса


На основе рабочей программы по технологии 5-8 классы.

Под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М – издательский центр «Вентана-Граф» 2014 год

2 часа в неделю (всего 68 часов)









Составитель: учитель технологии

МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»

Тиляева Таслима Шамильевна











2014 г


6 класс


Пояснительная записка


Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Базовыми для рабочей программы для 5-7 классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Рабочая программа по направлению «Технология 6 класс» разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ. Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы.

Основные цели курса


Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладениеобщетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

В процессе преподавания предмета «Технология»

должны быть решены следующие задачи:


  • овладение учащимися навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • воспитание у учащихся трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, милосердия, честности, ответственности, патриотизма, культуры поведения; уважения к народным обычаям и традициям;

  • развитие у учащихся инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • формирование у школьников политехнических знаний, представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности, практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке продуктов, уходе за жилищем.


Для эффективного изучения программы учебные часы раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» в количестве 21 часа распределены в другие разделы, исходя из требований к содержанию и характеристики основных видов деятельности учащихся. Ученицы 6 классов, должны выполнить 4 творческих проекта по окончании изучения основных разделов. В связи, с чем часы данного раздела равномерно распределены и добавлены в разделы:

Технологии домашнего хозяйства.

Кулинария.

Создание изделий из текстильных материалов.

Художественные ремёсла.



Характеристика курса. Содержание курсов ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Серьёзное внимание уделено достижению личностных результатов, т. е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.


Личностные результаты


  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

  • выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.


Метапредметные результаты


  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно - трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой;


Предметные результаты


в познавательной сфере:

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов (выкройка в натуральную величину);

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам;


в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов (ткани, продукты, швейная фурнитура) с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;


в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

  • формирование представлений о мире профессий;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры


в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий (готовых блюд, швейного изделия)

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;


в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;


в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами (иглы, ножницы, нож, крючки и вязальные спицы) и выполнении операций с помощью машин, приборов и механизмов (швейная машина, микроволновая печь, духовка, электроплита); достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.


Данные цели будут реализованыпри проектировании учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, а именно через использование:личностно-ориентированного обучения,технологии критического мышления, путем организации самостоятельной работы, использования активных и интерактивных методов, метода дискуссий. Прииспользовании различных форм обучения, преимущественно групповых.

Примечание: в рабочей программе личностные, метапредметныеипредметные образовательные результаты соответствуют двум уровням – базовому и повышенному.

Базовый уровень.

Повышенный уровень.

Учащиеся 6 класса научатся:


  • самостоятельно готовить для своей семьи кулинарные блюда с тепловой обработкой, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

  • изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины средней сложности по конструкции модели швейных изделий пользуясь технологической документацией;

  • выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

  • планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

  • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.


Учащиеся 6 класса получат возможность научиться:

  • составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

  • составлять калькуляцию калорий блюд и меню в целом;

  • организовывать своё рациональное питание в домашних условиях;

  • экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов;

  • оформлять приготовленные блюда, уметь пользоваться спец инструментами для кулинарного квилинга, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

  • выполнять приёмы моделирования швейных изделий, составление 5-6 вариантов моделей на основе базовой;

  • определять и исправлять дефекты швейных изделий;

  • определять и исправлять незначительные причины и дефекты в работе швейной машины;

  • выполнять художественную отделку швейных изделий;

  • изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов и предметов рукоделия других регионов;

  • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке.

  • посещать занятия дополнительного образования по предмету.



Специфика работы в 6 классах.

Шестиклассники особенно нуждаются в мотивирующей деятельности, в формах работы, предполагающих личный контакт с учителем, в прозрачных, посильных требованиях и объективной оценке. 6 класс – это время перехода к младшему подростковому возрасту.

Поэтому детям этого возраста присуще чувство взрослости. Они начинают менять свои взаимоотношения со взрослыми, фиксируя неравенство взрослого и ребенка, требуя уважения и равенства в правах. В то же время на пороге отрочества шестиклассники все еще во многом дети: они очень активны, подвижны, открыты, любознательны и склонны к игре.

Для шестиклассников очень важно общение с товарищами, желание участвовать во всем происходящем в классе. Общение, выстраивание личных взаимоотношений, поиск настоящих друзей, стремление к обретению группового статуса становятся важной потребностью. Качество общения в классе для детей личностно значимо. Под влиянием все более систематического школьного обучения формируются произвольное внимание, логическая память, но их успешное развитие обеспечивается непосредственным, «непроизвольным» интересом к содержанию урока, формам работы и предмету в целом.

Работа с одаренными детьми. На уроках предусмотрены разноуровневые задания для высокомотивированных учащихся. Так же планируется их привлечение к олимпиадам и исследовательским конкурсам.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса по технологии в 6 классе:с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.


Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология»

к концу шестого года обучения

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

  • навыками применения распространённых ручных инструментов (ножи, тёрка, ножницы, линейка, циркуль, иглы и т. д.) и приспособлений (дуршлаг, шумовка, вспарыватель, пяльцы и т. д.). Бытовых электрических приборов (швейная машина, электроплита, утюг и т. д.); культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

ознакомятся:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • технологическими свойствами и назначением материалов (шёлковые и шерстяные ткани);

  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов (нож, ножницы, иглы), приспособлений (пяльцы, вспарыватель, дуршлаг, шумовка), машин и оборудования (швейная машина, электроплита, утюг)

  • видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда (СВЧ печь, мультиварка, аэрогриль и др.)

  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций (нарезка, сортировка, варка, жарка, смётывать, стачивать, вышивать и др.), влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессиями и специальностями (повар, ткачиха, прядильщица, швея, закройщица и др.), связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

научаться выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место (при кулинарных, швейных работах);

  • находить необходимую информацию в различных источниках (литература, Интернет и др.);

  • применять конструкторскую и технологическую документацию (таблица размеров одежды, нормативы припусков на швы);

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

  • выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;

  • осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта.


Содержание учебного материала:

Технология домашнего хозяйства. 4ч.

  • Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.

  • Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.

  • Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере.

  • Требования растений к окружающим условиям. Разновидности комнатных растений.Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Профессия садовник.

Лабораторно - практические работы.

  • Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.

  • Пересадка комнатных растений.

  • Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.


Кулинария. 16 ч.

Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов.

  • Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.

  • Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.

  • Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.

  • Виды тепловой обработки мяса. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

  • Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы.

  • Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

  • Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.

  • Виды заправочных супов. Технология приготовления супов. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.

  • Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда.

  • Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.


Создание изделий из текстильных материалов. 34 ч.

  • Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.

  • Понятие об одежде. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления одежды.

  • Понятие о моделировании одежды. Моделирование. Моделирование одежды с застёжкой. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.

  • Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины. Замена машинной иглы. Дефекты машинной строчки. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.

  • Подготовка выкройки к раскрою.

  • Технология изготовления швейного изделия. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с иголками и булавками.

  • Понятие о дублировании деталей кроя. Правила безопасной работы утюгом.

  • Основные операции при ручных работах. Основные машинные операции. Классификация машинных швов.

  • Подготовка и проведение примерки одежды. Устранение дефектов после примерки.

  • Последовательность изготовления одежды. Технология обработки среднего шва с застежкой и разрезом. Обработка боковых швов. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор.

Лабораторно - практические работы.

  • Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

  • Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия в натуральную величину (проектное изделие).

  • Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.

  • Моделирование выкройки проектного изделия.

  • Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

  • Устранение дефектов машинной строчки.

  • Применение приспособлений к швейной машине.

  • Выполнение прорезных петель.

  • Пришивание пуговицы.

  • Раскрой швейного изделия.

  • Дублирование деталей клеевой прокладкой.

  • Изготовление образцов ручных и машинных работ.

  • Обработка мелких деталей проектного изделия.

  • Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия.

  • Обработка изделия.

  • Окончательная обработка изделия.


Художественные ремёсла. 14 ч.

  • Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.

  • Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу.

  • Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.


Лабораторно - практические работы.

  • Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами.

  • Выполнение плотного вязания по кругу.

  • Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.
























Учебно-методический комплекс

АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ИЗД -ТВО

1

Синица Н.В. Тищенко А.Т., Программа курса технологии для 5-8 классов общеобразовательных учреждений.– 2014. ФГОС

Программа курса технологии 5-8 классов общеобразовательных учреждений.

2014

Издат. Центр «Вентана-Граф»

2

Стандарты второго поколения. Проект.

Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классов. ФГОС

2010

Москва «Просвещение»

3

В.Д. Симоненко

Технология. Обслуживающий труд: учеб. для общеобразовательных учреждений. 6 класс

2008

Издат. Центр «Вентана-Граф»

4

Н.В. Синица

Методическое пособие. Технология ведения дома. 5 кл.

2014

Издат. Центр «Вентана-Граф»

Дополнительная литература

1. Рукоделие. Т.И. Еременко.

2. Шьем, ремонтируем, обновляем. А.И. Коковина.

3. Бытовые швейные машины. В.В. Исаев, В.И. Лечицкий, В.Я. Франц.

4. Лоскутное шитье. ДжаннаВалли Берти.

5. Игрушки-подушки. ДжаннаВалли Берти.

6. Чудеса из ткани своими руками. М.И. Нагибина.

7. Энциклопедия этикета. Л.Н. Рукавчук.

8. Мир домоводства. Л.Е. Лавренова.

9. Конструирование женских платьев. Л.П. Шершнева.

10. Цветоводство в школе. В.А. Родина.

11. Тесты по технологии. С.Э. Маркуцкая.

12. Предметные недели. Технология 5-11 кл. Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина.

13. Журналы Бурда. 2010 год.

14. Журналы 1000 советов. 2011 год.

15. Журналы Дарья. 2012 год.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

  1. Специально оборудованный класс технологии.

  2. Стенды по кулинарии.

  3. Швейные машинки в количестве 10 штук.

  4. Утюг.

  5. Противопожарная сигнализация.

  6. Парты и стулья.

  7. Шкаф для книг.

  8. Шкаф для одежды.


Календарно-тематический план. 6 класс.

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

Особые отметки

план

факт

план

факт

Домашнее задание


1

2

3

4

5

6

7

УУД



I-II. Технологии домашнего хозяйства. Технологии творческой и опытнической деятельности. 4 ч.



Планируемый результат:

Личностные:

  • Выполнять и защищать проект.

  • Самооценка деятельности на уроке.

  • Формирование экологического сознания.

  • Самообразование при поиске информации по теме.



Регулятивные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя)

  • Выделять из темы урока известные знания и умения;

  • Планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока



Познавательные:

  • Умения работать с учебником, спецлитературой, интернетом.

  • Самостоятельно читать текст учебника повествовательного или описательного характера и уяснять значение понятий, терминов.

  • Под руководством учителя выделять в тексте учебника ведущие идеи, термины, технологии, понятия, обязательные для усвоения.

  • Пользоваться оглавлением, аппаратом ориентировки учебника. Объяснять тему параграфа и называть пункты его плана.

  • Проведение анализа, синтез, сравнение, обобщение рабочей информации, составление аналогий.

  • Использование знаково-символических средств.

  • Постановка и формулирование проблемы.

  • Прогнозирование результатов своей деятельности.

  • Моделирование, преобразование модели.



Коммуникативные:

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • Формулировать ответы на вопросы;

  • Слушать партнёра по общению (деятельности), договариваться и приходить к общему решению;

  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;



Предметные умения:

  • Знать эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические требования к интерьеру.

  • Находить и представлять информацию об устройстве современного дома.

  • Планировать детскую комнату с помощью шаблонов и компьютера

  • Выделять зоны комнаты.

  • Находить и представлять информацию об комнатных растениях.

  • Знать принципы размещения комнатных растений в доме

  • Определять цель и задачи проектной деятельности, этапы выполнения проекта

  • Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома».

  • Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.

  • Подготавливать электронную презентацию проекта.

  • Составлять доклад к защите творческого проекта.



1-2

Интерьер жилого дома.

Комнатные цветы. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Требования растений к окружающим условиям. Технологии выращивания комнатных растений. Техника безопасности на уроках технологии.

2






Рисунок «Праздничный букет


3-4

Комнатные растения в интерьере.

Понятие о композиции в интерьере. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения. Интерьер комнаты подростка

Творческий проект № 1«Дизайн штор комнаты подростка»

2






Рисунок «Шторы для кухни или летней веранды»


УУД



III. Кулинария. Технологии творческой и опытнической деятельности. 16ч.



Планируемый результат:



Личностные:

  • Выполнять и защищать проект.

  • Самооценка деятельности на уроке на основе критерия успешности.

  • Формирование знаний о культурном наследии своей страны, своего региона.

  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

  • Формирование экологического сознания, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

  • Адекватное отношение к критике.

  • Осознание ответственности за общее дело.



Регулятивные:

  • Планирование этапов деятельности.

  • Прогнозирование результатов деятельности и конечного результата.

  • Коррекция ошибок и недочётов в работе.

  • Уметь давать оценку чужим и своим действиям.



Познавательные:

  • Систематизировать свои знания по данной теме.

  • Определение основной и второстепенной информации.

  • Планирование этапов работы.

  • Установление причинно- следственных связей.

  • Выполнение действий по алгоритму.

  • Выполнять простые тестовые задания.



Коммуникативные:

  • Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

  • Умение работать в группе, индивидуально.

  • Планирование учебного сотрудничества.



Предметные умения:

  • Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи.

  • Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

  • Осваивать безопасные приёмы работы кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

  • Оказывать первую помощь при порезах и ожогах.

  • Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

  • Составлять суточное меню, с учётом калорийности блюд и их пользы для здоровья.

  • Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов.

  • Приготавливать и оформлять салаты мясные, рыбные, и с морепродуктами.

  • Приготавливать первые блюда.

  • Знать виды тепловой обработки продуктов.

  • Знакомиться с профессией официант, повар.

  • Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

  • Определять экспериментально оптимальное соотношение продуктов в блюде.

  • Готовить блюда из мяса, рыбы, курицы.

  • Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий.

  • Определять доброкачественность мяса и рыбы по внешнему виду, выполнять кулинарную механическую обработку мяса и рыбы.

  • Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов.

  • Осваивать безопасные приемы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей и мяса. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки.

  • Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте.

  • Готовить салат из мяса, рыбы, морских продуктов, тёплые и холодные.

  • Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд.

  • Подбирать столовое белье для сервировки стола к обеду, столовые приборы и посуду для обеда.

  • Составлять меню обеда. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола.

  • Выполнять сервировку стола к обеду, овладевая навыками эстетического оформления стола.

  • Определять цель и задачи проектной деятельности, этапы выполнения проекта

  • Выполнять проект по разделу «Кулинария».

  • Подготавливать электронную презентацию проекта.

  • Составлять доклад к защите творческого проекта.


5-6

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.

Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.Инструктаж по т. /б.


2














Сделать подборку блюд из рыбы для кулинарной книги

7-8

Разделка рыбы.

Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.


2









9-10

Блюда из мяса.

Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения.

2












Сделать подборку блюд из мяса для кулинарной книги

11-12

Виды тепловой обработки мяса.

Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

2









13-14

Блюда из птицы.

Виды домашней и сельскохозяйственной птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.


2












Сделать подборку блюд из курицы для кулинарной книги

15-16

Заправочные супы.

Значение супов в рационе питания. Виды заправочных супов. Технология приготовления супов. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.


2












Составить кроссворд из названий первых блюд.

17-18

Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду.

Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда.

Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

2






Выучить правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

19-20

Праздничный обед.

2








IV. Создание изделий из текстильных материалов. Технологии творческой и опытнической деятельности. 34 ч.



Планируемый результат:



Личностные:

  • Выполнять и защищать проект.

  • Самооценка деятельности на уроке.

  • Этическое оценивание усваиваемого содержания.

  • Осознание личной ответственности за проделанную работу.



Регулятивные:

  • Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать и исправлять ошибки.

  • Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

  • Познавательная инициатива на задание учителя.

  • Самооценивание работы по эталону.

  • Составление технологической последовательности работы, соблюдение плана работы.



Познавательные:

  • Систематизировать свои знания по данной теме

  • Выполнять задания в рабочей тетради.

  • Выполнять текстовые задания.

  • Давать письменный и устный ответы на вопрос описательного или повествовательного характера.

  • Выделять главные признаки понятия, явления.

  • Проводить поисковую и исследовательскую работу из различных источников информации.



Коммуникативные:

  • Уметь разрешать конфликты.

  • Умение работать в группе.

  • Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

  • Учитывать чужое мнение.

  • Умение правильно поставить вопрос.

  • Планирование учебного сотрудничества.



Предметные умения:

  • Составлять коллекции тканей из волокон химического происхождения.

  • Исследовать свойства синтетических и искусственных тканей, изучать характеристики различных видов волокон и материалов.

  • Определять направление долевой нити в ткани.

  • Изучать свойства тканей химического происхождения.

  • Оформлять результаты исследований

  • Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

  • Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

  • Строить чертеж швейного изделия в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

  • Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий

  • Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.

  • Подготавливать швейную машину к работе, выполнять различные виды машинных строчек.

  • Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

  • Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани.

  • Изготовлять образцы ручных и машинных работ.

  • Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов.

  • Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.

  • Овладевать безопасными приемами труда.

  • Знакомиться с профессиями закройщик и портной

  • Определять цель и задачи проектной деятельности, этапы выполнения проекта

  • Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»

  • Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.

  • Подготавливать электронную презентацию проекта.Составлять доклад к защите творческого проекта.


21-22

Свойства текстильных материалов.

(Материаловедение)

Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей.

Л/р.№5 «Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон».

2






Л/р. № 5

Стр. 88-89

Сообщения по теме «Материаловедение»

Изготовление коллекции тканей и прикладных материалов.


23-24

Швейная машина.

(Машиноведение)

Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины. Замена машинной иглы. Дефекты машинной строчки. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки.

П./р. «Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине».

2





25-26

Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.

Инструктаж по т/б. Машинные швы.

П./р. «Выполнение прорезных петель.

Пришивание пуговицы».

2









27-32

Конструирование и моделирование швейных изделий.

Понятие о поясной одежде. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Конструирование юбок.

П./р. «Снятие мерок». «Конструирование и моделирование юбок»

6





33-34

Построение чертежа основы поясного изделия.

Построение чертежа.

П./р. «Чертёж поясного изделия в натуральную величину».

2






Выполнить моделирование различных форм юбок.

35-36

Эскиз и моделирование поясного изделия.

Планирование работы: цели, задачи, этапы, банк идей, расчёт расхода материалов, требования к изделию, выбор идеи.


2













37-38

Подготовка к раскрою. Раскрой изделия. Технология изготовления. Инструктаж по т/б.

П./р. «Раскрой изделия».

2













39-40

Подготовка к примерке.

Обработка боковых срезов изделия, вытачек, стежками временного назначения. Технология пошива. Устранение дефектов после примерки.

П./р. «Обработка боковых срезов изделия, вытачек, стежками временного назначения».

2






Сообщение «Дизайнер одежды»

41-42

Технология обработки вытачек и боковых срезов.

Технология пошива.

П./р. «Технология обработки вытачек и боковых срезов».

2








Сообщение «Профессия швея»

43-44

Обработка низа изделия.

Технология пошива.

П./р. «Обработка низа изделия».

2





45-46

Притачивание застежки молнии.

Технология пошива.

П./р. «Притачивание застежки молнии».


2














Повторить темы

47-48

Раскрой и обработка притачного пояса.


2









49-50

Обработка верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом.


2











51-52

Вымётывание петель. Пришивание пуговиц.

Устранение дефектов. Окончательная отделка изделия. Декорирование изделия. ВТО.

П./р. «Вымётывание петель. Пришивание пуговиц. Окончательная отделка изделия. Декорирование изделия. ВТО».

2







53-54

Творческий проект №3 «Технология пошива изделия».

Оформление проекта. Создание электронной презентации. Экспертная оценка и самооценка

2
















V. Художественные ремёсла. Технологии творческой и опытнической деятельности. 14 ч.

Планируемый результат:

Личностные:

  • Выполнять и защищать проект

  • Самооценка деятельности на уроке.

  • Выполнение индивидуального творческого задания.



Регулятивные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • Планировать своё высказывание;

  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока



Познавательные:

  • Систематизировать свои знания по данной теме

  • Выполнять простые текстовые задания.

  • Выведение следствий, закономерностей по заданию.

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

  • Выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию и классификацию учебной информации.



Коммуникативные:

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Планирование учебного сотрудничества.



Предметные умения:

  • Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края, и других регионов.

  • Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

  • Зарисовывать и понимать схему орнаментов для вязанных изделий.

  • Создавать графические композиции на листе бумаги или на компьютере с помощью графического редактора

  • Изучать различные виды техники вязания крючком и спицами.

  • Разрабатывать узор для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

  • Определять цель и задачи проектной деятельности.

  • Изучать этапы выполнения проекта

  • Выполнять проект по разделу «Художественные ремесла».

  • Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.

  • Подготавливать электронную презентацию проекта.

  • Составлять доклад к защите творческого проекта.


55-56

Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания.

Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц, подбор инструментов. Организация рабочего места. Расчёт количества петель для изделия.

Инструктаж по т/б.

2





57-58

Основные виды петель при вязании крючком. Сборка готового изделия. Условные обозначения рисунка. Виды ажурных вязок.

П./р. «Цепочка из воздушных петель».

2





























Составить схему вязки для салфетки





59-60

Вязание спицами узоровиз лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.

П./р. «Набор петель, вывязывание лицевых и изнаночных петель»

2








Создать слайд - шоу «Вязаные игрушки, сумки, носки, шали»

61-62

Виды вязок лицевыми и изнаночными петлями: чулочная вязка, резинка, лицевая и изнаночная гладь.

П./р. «Вывязывание резинки».

2






П./р. № 26 «Создание схемы жаккардового узора»

63-64

Вязание изделия.

2






Сообщение «Современные вязальныемашины»

65-66

Вязание изделия.

2






Создать презентацию «Вязаное изделие»

67-68

Творческий проект № 4 «Вязаное изделие».

Защита проекта.

2













13


рабочая программа по технологии 6 класс
  • Технология
Описание:

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Базовыми для рабочей программы для 5-7 классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

 

Рабочая программа по направлению «Технология 6 класс» разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ. Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы.

 

Автор Тиляева Таслима Шамильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 31748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓