Главная / Технология / Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС

Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС

Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС


Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа по технологии для 5классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к планируемым результатам основного общего образования по технологии, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту.

  1. Технология: программа 5-8 классы/ авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  2. Технология. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  3. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.

Программа реализуется в 5 классе в объеме 2ч в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).

Программа подвержена корректировке.


Общая характеристика учебного предмета.

Цели и задачи программы:

  • освоение технологических знаний, основ культуры по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления; сенсорных и моторных навыков, имений учебного труда; волевой и эмоциональной сферы;

  • воспитание патриотизма, мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, творческого начала личности, трудолюбия, предприимчивости.


Содержание учебного предмета.


Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций.

Программа предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

-технологическая культура производства;

- распространение технологии современного производства;

- культура, эргономика и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

- основы черчения, графики, дизайна;

- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

- знакомство с миром профессий;

- выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- методы технической, творческой, проектной деятельности;

- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Данная программа позволяет учителю получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа включает рекомендуемую последовательность, которую можно изменять с учетом оснащенности школ, материальных возможностей учащихся и социальной востребованности.

Базовыми в данной программе являются разделы: «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Технологии творческой и опытнической деятельности», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.

Одним из ведущих разделов программы является «Кулинария», который включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд, правилами сервировки стола. При изучении разделов «Технологии домашнего хозяйства», «Художественные ремесла» учащиеся познакомятся с различными видами художественных ремесел, с материалами и инструментами, применяемыми в работе, со способами оформления интерьера. На занятиях дети учатся строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами: знакомятся с правилами и способами разработки моделей. Большое внимание при изучении каждого раздела следует уделять соблюдению обучающимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда. При изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы и метод проектов.

Учебный предмет «Технология» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность уроков состоит в том, что они строятся на предметно-практической деятельности, которая служит необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Только так, на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития, обеспечивается активизация познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.





Структура курса.


Раздел 1 Технологии домашнего хозяйства – 4час

в том числе: Вводное занятие – 1час

Этапы творческого проекта 1 час

Интерьер кухни-столовой – 2час

Раздел 2 Электротехника - 1 час

Технологии творческой и опытнической деятельности - 5 час

Раздел 3 Кулинария – 14час

Выполнение творческого проекта «Кулинария» - 4час

Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов - 28 час

Конструирование швейных изделий - 4час

Машиноведение - 8 час

Технология изготовления швейных изделий - 8 час

Творческая проектная работа - 4час

Раздел 5. Художественные ремёсла - 8 час

Творческая проектная работа - 4час


Всего: 68 час

Предусмотрено выполнение: лабораторных работ – 10, практических – 16, творческих проектов – 4, экскурсии в музей.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемы видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

- навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирование бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:

- с основными технологическими понятиями и характеристиками;

- назначением и технологическими свойствами материалов;

- назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций. Влиянием различных технологий обработки материалов и получении продукции на окружающую среду и здоровье человека;

- профессиями и специальностями, связанными с обработкой, материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

- рационально организовывать рабочее место;

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- применять конструкторскую и технологическую документацию;

-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

- выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

- соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

- находить и устранять допущенные дефекты;

- проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

- распределять работу при коллективной деятельности;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

- формирования эстетической среды обитания;

- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

- получение технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

- организация индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

- изготовления изделий декаративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

- изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

- оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

- построения планов профессионального образования и трудоустройства.




Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позицией будущей социализацией и стратификации;

- развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

-осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и эффективной социализации;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, рациональному ведению домашнего хозяйства;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технологи» в основной школе:

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнения различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и других базы данных;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешение противоречий в выполняемых технологических процессов;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоение учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представление о техносфере, сущности технологической культуре и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- овладения средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономии при обосновании технологий и проектов;

- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере

- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере

- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере

- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;

- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;

- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере

- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.



Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы

в практике конкретного образовательного учреждения


Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: учащиеся проводят исследования различных видов, активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

Ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, олимпиадам различного уровня. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Дополнительная литература:

Научно-методические журналы «Школа и производство» /Издательство «Школьная пресса», 1987 – 2013гг

  1. Наглядные пособия:

Демонстрационные материалы по темам: «Кулинария», «Машиноведение», «Обработка ткани», «Моделирование», стенд по технике безопасности, коллекции образцов ткани, волокон, машинных швов, поясных и плечевых изделий, раздаточный материал, дидактический материал, презентации.

  1. Технические средства обучения: Компьютер


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА» ФГОС

к учебнику Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома»

5 класс (68 ч, 2 ч резервное время)



п/п




Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во час.

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)

Дата проведения

Примечание

план

факт

Раздел 1 «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч)


1







Технологии домашнего хозяйства

(4ч)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Этапы выполнения проектов.

Научатся контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке технологии принадлежностей и материалов. Соблюдать правила безопасности труда. Осваивать задачи курса технология.

Научатся слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников.

Изучать этапы выполнения проекта.






2


Интерьер кухни-столовой.

Проектирование кухни.



Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру.

Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК.

Определять цветовое решение кухни.

Осуществлять поиск информации из разных источников.

Практическая работа №1 «Планировка кухни»





Раздел 2. «Электротехника (1ч), Технологии творческой и опытнической деятельности (5 ч)»


3

Электротехника (1ч) Технологии творческой и опытнической деятельности (5ч)


Бытовые электро-приборы.

Организационно-подготовительный этап


Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне.

Находить и представлять информацию об истории электроприборов.

Изучать принципы действия и правила эксплуатации электроприборов.

Лабораторная работа №1 «Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне»

Определять цель и задачи проектной деятельности.

Выполнять проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Знакомятся с тематикой творческих проектов и этапами их выполнения.

Выбирать и обосновывать тему будущего проекта. Анализировать обоснование выбора проекта.

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.

Подготавливать электронную презентацию проекта.

Составлять доклад к защите творческого проекта.





4


Выбор оборудования инструментов и приспособлений

Составление технологической последовательности


Организация рабочего места.

Выполнять эскизную разработку «Современный интерьер кухни»

Выполнять поиск сведений в литературе и Интернете.

Создавать технологическую карту в соответствии последовательности выполнения проекта.




5


Технологический этап выполнения проекта

Заключительный этап



Обосновать расчет затрат при выполнении проекта.

Обосновывать экологические проблемы.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества мини проекта, анализировать ошибки.

Защищать творческий проект





Раздел 3. «Кулинария» (14 ч)


6

Кулинария (14ч)

Санитария и гигиена

Физиология питания

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочее место.

Определять набор безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Анализировать требования к соблюдению технологических процессов приготовления пищи.

Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием с колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Оказывать первую помощь при ожогах и порезах.

Изучать основы физиологии питания человека.

Лабораторная работа №2 «Определение качества питьевой воды»

Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктов витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Составлять меню, отвечающие здоровому образу жизни.

Находить рецепты блюд, отвечающие принципам рационального питания.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.





7


Бутерброды и горячие напитки.

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.


Выполнять эскизы художественного оформления бутербродов.

Приготавливать и оформлять бутерброды.

Практическая работа №2 «Приготовление бутербродов»

Подсушивать хлеб для канопе в жировочном шкафу или тостере.

Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах «ассорти на хлебе».

Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.

Практическая работа №3 «Приготовление горячих напитков»




8


Блюда из круп, бобовых и

макаронных изделий

Читать маркировку и штрихкоды на упаковках.

Лабораторная Работа №3 «Работа со штриховыми кодами»

Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.

Практическая работа №4 «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»

Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу.

Определять консистенцию блюда.

Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий.

Находить и предъявлять информацию о крупах и продуктах их переработки, о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий.





9

Блюда из овощей и фруктов

(4 ч)


Правила первичной обработки овощей.

Технология блюд из сырых и варёных овощей.

Определять доброкачественность овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.

Лабораторная работа №4 «Определение содержания нитратов»

Выполнять сортировку, мойку, очистку, промывание овощей.

Экономно расходовать продукты.

Выполнять нарезку овощей соломкой, кубиками, кружочками, дольками, кольцами и др.

Читать технологическую документацию.

Соблюдать последовательность приготовления блюда по инструкционной карте.

Готовить салат из сырых овощей.

Практическая работа №5 «Приготовление салата из сырых овощей»

Органолептические оценивать готовые блюда. Выполнять эскизы оформления салатов для салатниц различной формы.

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.





10


Способы и формы нарезки овощей.

Приготовление блюд из сырых и варёных овощей.


Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов.

Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки.

Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей.

Готовить гарниры и блюда из вареных овощей.

Практическая работа №6 «Приготовление блюд из вареных овощей»

Органолептические оценивать готовые блюда. Выполнять эскизы оформления салатов для салатниц различной формы.

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады




11


Блюда из яиц

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды.

Лабораторная работа №5 «Определение свежести яиц»

Готовить блюда из яиц.

Практическая работа №7 «Приготовление блюда из яиц»

Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, о способах оформления яиц к народным праздникам.

Осуществлять поиск информации из разных источников.





12


Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку

Проводить сравнительный анализ видов сервировки стола.

Подбирать столовое белье для сервировки.

Подбирать столовую посуду и приборы.

Составлять меню.

Выполнять сервировку стола к завтраку.

Складывать салфетки.

Практическая работа №8 «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку»

Участвуют в творческой деятельности эстетического характера.

Осуществлять поиск информации из разных источников.






Выполнение творческого проекта «Кулинария» (4ч).


13

Выполнение творческого проекта

«Кулинария»

(4ч).


Подготовительный этап

Технологический этап


Обосновывать тему проекта.

Выполнять проект по разделу «Кулинария».

Выдвигать проблему.

Определять цель, ставить задачи.

Исследовать выбор проекта.

Анализировать обоснование выбора проекта.

Составлять технологическую карту.




14


Технологический этап выполнения творческого проекта

Защита творческого проекта



Выполнять работу по технологической карте.

Выполнять расчет расхода продуктов.

Проводить самооценку.

Подготавливать электронную презентацию проекта.

Составлять доклад к защите творческого проекта.

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.

Выполнять поиск сведений в литературе и Интернете.

Защищать творческий проект





Раздел 4. «Создание изделий из текстильных материалов» (28 ч)


15

Материаловедение (4ч)

Производство текстильных материалов.

Лабораторная работа.

Изучать характеристики различных видов волокон и тканей по коллекциям.

Исследовать свойства тканей из натуральных волокон растительного происхождения.

Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Лабораторная работа №6 «Определение направления долевой нити в ткани»

Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка.

Лабораторная работа №7 «Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани»

Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани.

Лабораторная работа №8 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей»

Проводить сравнительный анализ прочности окраски различных тканей.

Оформлять результаты исследований.




16


Текстильные материалы и их свойства.

Лаб. работа

Определять свойства тканей из натуральных волокон.

Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям.

Лабораторная работа №9 «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

Определять виды хлопчатобумажных тканей.

Определять виды льняных тканей.

Находить информацию о новых свойствах современных тканей.




Конструирование швейных изделий (4ч)


17

Конструирование швейных изделий (4ч)


Снятие мерок.

Практическая работа Построение чертежа в масштабе 1:4



Снимать с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Практическая работа №9 «Снятие мерок и изготовление выкроек»

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Строить чертеж швейного изделия в М 1:4.

Копировать готовую выкройку.

Находить и представлять информацию об истории швейных изделий.




18


Раскрой швейного изделия. Практическая работа

Выполнение ручных работ.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку с учетом припусков на швы и направления долевой нити.

Практическая работа №10 «Раскрой швейного изделия»

Выкраивать детали изделия из ткани.

Формулировать понятия терминов «стежок», «строчка», «шов».

Изучать разновидности инструментов и приспособлений для ручных работ.

Практическая работа №11 «Изготовление образцов ручных работ»

Выполнять образцы стежков.

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя (с помощью резца-колесика, прямыми стежками).

Соблюдать требования к выполнению ручных работ.

Находить и представлять информацию об истории создания иглы и напёрстка.




Машиноведение (8 ч)


19

Машиноведение. (8 ч)

Швейная машина и приемы работы на ней. Лабораторная работа

Изучать основные узлы швейной машины с электрическим приводом.

Подготавливать швейную машину к работе.

Наматывать нижнюю нитку на шпульку.

Заправлять верхнюю и нижнюю нити.

Выводить нижнюю нитку наверх.

Лабораторная работа №10 «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины»

Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям.

Выполнять закрепки вначале и в конце строчки.

Овладеть безопасными приемами труда.

Исследовать работы регулирующих механизмов швейной машины.

Находить и предъявлять информацию с историей создания швейной машины




20


Операции при машинной обработке

Практическая работа


Соблюдать требования к выполнению машинных работ.

Обрабатывать срезы ткани на заправленной краеобметочной машине.

Выполнять машинные строчки на ткани по намеченным линиям.

Регулировать качество машинной строчки для различных видов ткани.

Чисть и смазывать швейную машину.

Практическая работа №12 «Изготовление образцов машинных работ»

Находить и предъявлять информацию, какие операции могут выполнять оверлоки.






21


Влажно-тепловая обработка ткани.

Практическая работа

Изучать виды оборудования для утюжильных работ.

Практическая работа №13 «Проведение влажно-тепловых работ»

Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Соблюдать правила безопасной работы.

Соблюдать требования к выполнению влажно-тепловых работ.

Выполнять влажно-тепловые работы.

Находить и предъявлять информацию об истории утюга.





22


Машинные швы.

Контрольно-измерительные задания


Выполнять основные операции при машинной обработке изделий.

Формулировать классификацию машинных швов. Различать виды машинных швов.

Изготавливать образцы машинных швов.

Находить и предъявлять информацию о значении старинного слова «тачать», от которого произошло современное «стачать».

Отвечать на вопросы по тесту.







Технология изготовления швейных изделий (8 ч).

23

Технология изготовления швейных изделий (8 ч).


Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.

Подготовка деталей к обработке

Инструктаж по ТБ.

Знакомиться с видами одежды.

Подбирать ткань для рабочей одежды.

Подготовить ткань к раскрою.

Осваивать безопасные приемы труда.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учетом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы.

Выкраивать детали швейного изделия.

Определять необходимые инструменты для раскроя.

Соблюдать технологическую последовательность при обработке деталей кроя.

Осуществлять самоконтроль.

Овладевать безопасными приемами труда.

Находить и предъявлять информацию об истории создания инструментов для раскроя.




24


Обработка боковых и нижнего срезов фартука

Практическая работа.

Соблюдать технологическую последовательность и требования к выполнению операций по обработке боковых срезов.

Осуществлять самоконтроль.

Овладевать безопасными приемами труда.





25


Обработка пояса-кулиски.

Знакомиться с понятиями пояс-кулиска.

Практическая работа

Соблюдать технологическую последовательность и требования к выполнению операций по обработке пояса и кулиски.

Осуществлять самоконтроль.

Овладевать безопасными приемами труда.

Находить и предъявлять информацию об истории пояса-кулиски..





26


Художественное оформление изделия. ВТО


Практическая работа

Выполнять влажно-тепловую обработку готового изделия.

Предусмотреть художественную отделку к изготовленному изделию.

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды.

Знакомиться с профессиями закройщик и портной




Творческая проектная работа (4ч)

27

Творческая проектная работа (4ч)

Творческая проектная работа

Знакомятся с тематикой творческих проектов.

Выбирать и обосновывать тему будущего проекта. Анализировать обоснование выбора проекта.

Выполнять эскизную разработку.

Выполнять поиск сведений в литературе, интернете.




28


«Наряд для завтрака» Изготовление юбки.

Организовать рабочее место.

Обосновать выбор проекта.

Выполнять работу согласно технологической карте.

Практическая работа №14 «Обработка проектного изделия»

Рассчитать денежные затраты на изготовление проектируемого изделия.

Проводить экспертизу и анализировать ошибки.

Сделать вывод.

Оформить портфолио.




Раздел 5. «Художественные ремёсла» (8 ч)


29

Художественные ремёсла (8 ч)

Декоративно-прикладное

искусство

Основы композиции

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства.

Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России.

Посещать краеведческий музей (музей этнографии) в г. Волгограде.

Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.

Применять законы композиции на практике.




30


Орнамент Символика в орнаменте

Цветовые сочетания в орнаменте

Зарисовывать природные мотивы, осуществляя их стилизацию.

Выполнять альтернативные эскизы орнаментов для проектируемого изделия.

Создавать графические композиции на листе бумаги или на компьютере с помощью графического редактора

Определять цветовую гамму к выбранным эскизам проекта.





31


Лоскутное шитье

Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Разрабатывать узор для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, волокнистого составу для создания лоскутного изделия.

Практическая работа №15 «Создание композиции в графическом редакторе»

Изготовлять образцы лоскутных узоров.

Обсуждать наиболее удачные работы.

Находить и предъявлять информацию об истории лоскутного шитья





32


Технология изготовления лоскутного изделия.


Практическая работа №16 «Изготовление образцов лоскутных узоров»

Осваивать работу по технологической карте.

Осваивать приемы соединения лоскутов.

Проводить анализ выполненной работы.

Оценивать достоинство и недостатки.





Творческая проектная работа (4ч)


33

Творческая проектная работа (4ч)

Творческая работа «Декоративная салфетка»

Разработать план выполнения проектного изделия.

Определить цели и задачи на основе выдвинутой проблеме.

Анализировать обоснование выбора проекта.

Наметить критерии выполнения творческого проекта.

Выполнять эскизную разработку.

Составлять орнаменты для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуре, качеству волокнистого состава для создания лоскутного изделия.

Изготовлять изделия в технике лоскутной пластики.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Обсуждать наиболее удачные работы.

Находить и предъявлять информацию о технике пэчворк




34


Технология выполнения декоративной салфетки.

Осуществить организацию рабочего места.

Организация рабочего места.

Выполнять работу согласно технологической карте.

Рассчитать себестоимость изделия.

Доказать экологическую значимость при выполнении изделия.

Определиться в необходимости рекламы.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества мини проекта, анализировать ошибки.

Оценивать возможности реализации проектируемого изделия.

Защитить творческий проект.






21


Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС
  • Технология
Описание:

Настоящая рабочая программа по технологии для 5классов  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к планируемым результатам основного общего образования по технологии, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту.

 Данная программа позволяет учителю получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа включает рекомендуемую последовательность, которую можно изменять с учетом оснащенности школ, материальных возможностей учащихся и социальной востребованности.

 Базовыми в данной программе являются разделы: «Технологии  домашнего хозяйства», «Электротехника», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных  материалов», «Художественные ремесла», «Технологии  творческойиопытническойдеятельности»,каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.

Автор Литвиненко Надежда Петровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 2527
Номер материала 49860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓