РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5 класс
основное
общее образование
на 2014
- 2015 учебный год
Паспорт рабочей программы
Тип курса: курс основного
общего образования
Статус документа: рабочая
программа учебного предмета «Технология»
Назначение:
· для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их
прав на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных
услуг, права на гарантию качества получаемых услуг;
Сроки
освоения программы: 1 год.
Объем
учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего
(основного) общего образования и программы начального и основного общего
образования (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.А., Симоненко В.Д.).
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит
для обязательного изучения технологии в 5 классе (70 часов, из расчета 2 часа в
неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения
тем и разделов. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
· Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
(приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений
РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
· Законом РФ «Об образовании» ст.7, 9, 32
· Программой начального и основного общего образования (Хохлова М.В., Самородский
П.С., Синица Н.А., Симоненко В.Д.).
Рабочая программа позволяет получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и
технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной
школе.
Основным предназначением образовательной области
«Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и
технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их
профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование
гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область
«Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников,
предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения
конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды. Содержанием программы по
направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала
по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование
информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики,
предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных,
профессиональных планов учащимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и
здоровье человека;
• творческая, проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития
технологии и техники.
Каждый раздел программы включает в себя основные
теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в
обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы,
связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом
теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих
или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в
конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной
деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском
назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цели:
Изучение технологии в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, основ культуры
созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе
включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию
личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями,
необходимыми для поиска и использования технологической информации,
проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства,
самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных
планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического
мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей
деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда;
• получение опыта применения политехнических и
технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Учебно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
Всего к/р, л/р, и т.д.
|
|
Раздел 1. Вводный
урок
|
1
|
|
|
Раздел 2. Создание
изделий из конструкционных и поделочных материалов
|
46
|
|
|
2.1. Технология создания
изделий из древесины. Элементы машиноведения
|
20
|
|
|
2.2. Технология создания изделий из
металлов. Элементы машиноведения
|
20
|
|
|
2.3. Декоративно-прикладное творчество
|
6
|
|
|
Раздел 3. Черчение и графика.
|
4
|
|
|
Раздел 4. Технологии ведения дома.
|
6
|
|
|
4.1. Уход за одеждой и обувью
|
2
|
|
|
4.2. Интерьер жилых помещений
|
4
|
|
|
Раздел 5. Проектирование и
изготовление изделий
|
13
|
|
|
Итого:
|
70
|
|
Содержание тем учебного курса
1. Вводный урок (1час)
Основные теоретические сведения
Технология как учебная дисциплина и наука. Цель и задачи изучения
предмета «Технология в 5 классе». Содержание предмета. Последовательность его
изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка
при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической
частей урока.
Практические работы.
Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета
«Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными
средствами обучения.
Варианты объектов труда.
Учебник «Технология» для 5 класса (вариант для мальчиков), библиотечка
кабинета. Электронные средства обучения.
2 Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (46
часов)
2.1 Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
(20 часов)
Основные теоретические сведения
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины.
Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины,
гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области
применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное
использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и
восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного
творчества и народных промыслов России.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический
рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение
конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о
линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая
карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и
приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и
особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение
деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила
безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические работы
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним
признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и
заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.
Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления,
формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение
последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и
заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с
рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой,
столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой,
молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам:
соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом
направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла
заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием
линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок
с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и
внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки
заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника,
шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и
гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их
устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента
и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с
использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Столярный верстак. Образцы древесины различных пород. Образцы
пиломатериалов и древесных материалов. Графическая документация. Образцы
разметки, распиливания, строгания заготовок. Образцы сверления отверстий в
заготовках. Образцы соединения деталей гвоздями, шурупами, склеивания изделий,
зачистки поверхности, лакирования изделий. Плоскостные игрушки, игры, кухонные
и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения
Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Понятие о типовых
деталях. Условные обозначения типовых деталей. Назначение, устройство, принцип
действия ручной дрели.
Практические работы
Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей
механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”. Проверка моделей
в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.
Варианты объектов труда
Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских. Ручная дрель.
2.2 Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения
(20 часов)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Слесарный
верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и
приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение.
Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные
металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл,
жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с
добычей и производством металлов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический
рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из
тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных
элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Основные сведения о линиях чертежа.
Правила чтения чертежей деталей.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные
инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их
назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла
и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная
разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка,
отделка.
Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их
назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности
их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание,
гибка. Правила безопасности труда.
Практические работы
Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления
изделия.
Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки:
определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных
элементов. Определение последовательности изготовления детали по
технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и
заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с
рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником,
слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником,
слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).
Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и
технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки;
разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание
заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание
кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках;
обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества
деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка
изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте:
определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание
проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев,
круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей.
Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с
использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные
виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Варианты объектов труда
Слесарный верстак и тиски. Образцы правки, разметки, резания, зачистки,
гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивания и сверления
отверстий. Сверлильный станок. Образцы соединения деталей из тонколистового
металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклёпок. Образцы отделки
готовых изделий. Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного
и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.
2.3 Декоративно-прикладное творчество (2 часа)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества. История выжигания
по древесине и выпиливания лобзиком. Материалы, инструменты, приспособления для
выжигания и выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда.
Приёмы выполнения работ.
Практические работы
Подготовка материалов и инструментов к работе. Упражнения на выжигание
и выпиливание изделий лобзиком.
Варианты объектов труда
Образцы выжигания и выпиливания лобзиком.
3. Черчение и графика. (4 часа)
Основные теоретические сведения
Способы графического изображения изделия. Понятия «эскиз», «чертёж»,
«технический рисунок». Материалы, инструменты, приспособления для построения
чертежа. Правила безопасного выполнения чертёжных работ. Организация рабочего
места. Масштаб. Виды: главный, сверху, слева, справа, снизу, сзади. Линии
изображений.
Графическое изображение простейших изделий из листового металла и
проволоки (эскиз, технический рисунок, чертёж). Конструирование изделий.
Практические работы
Изучение графической документации. Выполнение эскиза и технического
рисунка детали плоской или призматической формы. Простановка размеров. Чтение
эскиза или технического рисунка. Графическое изображение изделий из листового
металла и проволоки. Выполнение эскиза или технического рисунка. Измерение
детали и простановка размеров на чертеже.
Варианты объектов труда
Эскиз и технический рисунок детали плоской или призматической формы,
изделий из листового металла и проволоки.
4. Технологии ведения дома (6 часов)
4.1 Уход за одеждой и обувью (2 часа)
Основные теоретические сведения
Уход за одеждой. Очистка, стирка, утюжка одежды. Уход за мебелью.
Практические работы
Разработка технологического процесса изготовления вешалки для одежды.
Варианты объектов труда
Технологическая карта изготовления вешалки для одежды. Мебель в
кабинете технологии.
4.2 Интерьер жилых помещений (4 часов)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные
традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их
комфортность. Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении.
Разделение помещений на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание
интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических
требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения.
Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.
Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена.
Режим дня - основа здорового образа жизни. Основы рационального
питания. Личная гигиена. Культура поведения в семье. Семейные праздники.
Подарки. Переписка. Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе.
Семейные праздники. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в
театре, кино. Правила выбора подарка. Правила переписки.
Практические работы
Разработка интерьера жилого помещения. Разработка технологического
процесса изготовления подставки для книг, решётки и полки для обуви и т. п.
Варианты объектов труда
Эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения.
Технологические карты изготовления подставки для книг, решётки, полки для обуви
и т. п.
5. Проектирование и изготовление изделий (13 часов)
Основные теоретические сведения
Понятие «Творческий проект по технологии». Выбор темы проектов.
Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические
задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции,
инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).
Практические работы
Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение
эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия.
Варианты объектов труда
Творческие проекты, например: модель спортивного автомобиля
(древесина), игрушка (древесина), декоративный подсвечник (металл), подставка
под горячие предметы (металл), панно (выжигание), сувенир (выпиливание
лобзиком) и др.
Календарно-тематическое
планирование
Количество
часов всего 70 , в неделю 2 час
Планирование составлено на основе Авторской программы
основного общего образования по Технологии: Технология. Программы начального и
основного общего образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский,
Н.А. Синица, В.Д. Симоненко -М.:Вентана-Граф, 2011.
№ урока
|
Содержание, наименование тем программы
|
|
|
|
Раздел 1. Вводный
урок
|
|
1
|
Вводный урок
|
|
|
Раздел 2. Создание
изделий из конструкционных и поделочных материалов
|
|
|
2.1. Технология
создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
|
|
2
|
Организация рабочего
места. Верстак, его устройство.
|
|
3-4
|
Ручные инструменты и
приспособления для обработки древесины.
|
|
5-6
|
Назначение, устройство,
принцип действия ручной дрели.
|
|
7-8
|
Основные технологические
операции и особенности их выполнения
|
|
9-10
|
Древесина и ее
применение. Природные пороки древесины
|
|
11-12
|
Виды древесных
материалов
|
|
13-14
|
Понятие об изделии и
детали.
|
|
15-16
|
Типы графических
изображений
|
|
17-18
|
Графическое изображение
конструктивных элементов деталей
|
|
19-20
|
Основные сведения о
линиях чертежа. Правила чтения чертежей.
|
|
21
|
Технологическая карта и
ее назначение.
|
|
|
2.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы
машиноведения
|
|
22
|
Организация рабочего места для ручной обработки металлов.
|
|
23-24
|
Инструменты и приспособления для ручных работ по металлу.
|
|
25-26
|
Виды металлов и сплавов. Виды, получение и применение листового
металла и проволоки.
|
|
27-28
|
Технологические процессы создания изделий из листового металла и
проволоки.
|
|
29-30
|
Приемы ручной правки, разметки заготовки для детали (изделия)
|
|
31-32
|
Приемы ручной обработки: резание, гибка, пробивание и сверление
отверстий.
|
|
33-34
|
Устройство и назначение сверлильного станка.
|
|
35-36
|
Подготовка станка к работе. Приемы сверления отверстий.
|
|
37-38
|
Соединение деталей в изделии фальцевым швом и с помощью
заклепок
|
|
39-40
|
Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из
металлов.
|
|
41
|
Профессии, связанные с получением, ручной обработкой
металлов и сверлением отверстий на станке.
|
|
|
2.3. Декоративно-прикладное творчество
|
|
42
|
Традиционные виды декоративно-
прикладного творчества. История выжигания
|
|
43-44
|
Организация рабочего места. Правила
безопасного труда.
|
|
45-46
|
Материалы, инструменты; приспособления
для выжигания и выпиливания.
|
|
47
|
Приемы выполнения работ.
|
|
|
Раздел 3. Черчение и графика.
|
|
48
|
Способы графического изображения изделия.
Основные понятия
|
|
49-50
|
Правила безопасного выполнения чертежных работ.
Организация рабочего места.
|
|
51
|
Графическое изображение простейших изделий из листового
металла и проволоки
|
|
|
Раздел 4. Технологии ведения дома.
|
|
|
4.1. Уход за одеждой и обувью
|
|
52
|
Уход за одеждой. Очистка, стирка, утюжка
одежды.
|
|
53
|
Уход за мебелью.
|
|
|
4.2. Интерьер жилых помещений
|
|
54
|
Понятие «интерьер».
|
|
55-56
|
Уборка жилого помещения. Организация
труда и отдыха.
|
|
57
|
Семейные праздники и походы. Подарки и
переписка.
|
|
|
Раздел 5. Проектирование и изготовление
изделий
|
|
58
|
Понятие «творческий проект по технологии».
Варианты проектов.
|
|
59-60
|
Проектирование личностно или общественно
значимых изделий
|
|
61-62
|
Поисковый, технологический и аналитический
этапы выполнения творческого проекта.
|
|
63-64
|
Анализ изделий из банка объектов для
творческих проектов.
|
|
65-66
|
Творческий проект
|
|
67-68
|
Творческий проект
|
|
69-70
|
Творческий проект
|
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся
В результате изучения программы основного общего
образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать основные
технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин
и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических
операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции
на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с
обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально
организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных
источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и
оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с
использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами
контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять
допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия
или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных
материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: для получения
технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления
или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения
продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и
приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных,
контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения
планов профессионального образования и трудоустройства.
Учебно-методическое
обеспечение программы
1.
Технология. Программы начального и основного общего
образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.А. Синица,
В.Д. Симоненко -М.: Вентана-Граф, 2011.
2.
Круглшов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. —
М., 2004.
3.
Бешенков А.К., Казакевич В.М.
Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских
технического труда. — М., 2002.
4.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В.
Технические средства обучения и методика их использования. — М., 2005.
5.
Бешенков А.К. Технология
(технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 классы:
Пособие для учителя. — М., 2004.
6.
Грицак Е.Н., Ткач М.И. История
вещей от древности до наших дней. — М., 2003.
7.
Диагностика достижений учащихся
по образователь¬ной области «Технология» / Под ред. П.А. Петрякова. Ц / Великий
Новгород, 2001.
8.
Бешенков А.К. Раздаточные
материалы по технологии (технический труд). 5-8 классы. — М., 2003.
9.
Гальперин ПЛ. Методы обучения и
умственное разви¬тие ребенка. — М., 1985.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.