Главная / Технология / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (5 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 94 имени Героя Советского Союза

Генерала Лизюкова Александра Ильича


Методическое объединение учителей физической культуры

и профессионального образования.




«УТВЕРЖДАЮ» «РАССМОТРЕНО»


Директор МОУ СОШ № 94 на заседании методического объединения учителей физической культуры и профессионального образования


______________В.Л. Харин Протокол № 1 от 30.08.14г



Приказ № 168 от 02.09.2014г. _____________________________Т.И. Никульшина






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету технология (труд)


в 5 классе


на 2014 - 2015 учебный год






Количество часов в неделю – 2 часа, всего в год – 70 часов




Составитель:


учитель технологии


высшей квалификационной категории


Дубинин Александр Александрович




г. Воронеж

2014год

Пояснительная записка.


Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы Министерства образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Издательство — Просвещение:2010 и авторской программы И.А. Сасовой, А.В. Марченко по предмету Технология (технический труд) для 5-8 классов, Издательство - "Вентана - Граф", 2011.

Программа по направлению «Технология. Технический труд.» составлена на основе примерной программы основного общего образования и обязательного минимума содержания государственного стандарта основного общего образования по технологии.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Независимо от изучаемых технологий содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

- культура и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование информации;

- основы черчения, графики, схемы;

- творческая, проектная деятельность;

- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

-знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

-история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Обязательными также являются разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой и проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выбирают в качестве творческой идеи.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчётных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».

Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе школьных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, а так же соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным в перечень оборудования, разрешенного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрофицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ТЕХНОЛОГИИ

В 5 КЛАССЕ


С целью учёта и интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трёх направлений: «Технология. Технический труд».

Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов».

Данное направление технологической подготовки обязательно включает в себя кроме того следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Требования к уровню подготовки учащихся основной школы.


Общетехнологические и трудовые умения, и способы деятельности


Черчение и графика

Знать / понимать: технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертёж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.

Уметь: выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

Знать / понимать: методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий из различных материалов; традиционные виды ремёсел, народных промыслов.

Уметь: обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия; выполнять разметку деталей на основе технологической документации; производить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формированием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия; осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

Электротехнические работы

Знать/понимать: назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.

Уметь: объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

Технологии ведения дома

Знать/понимать: характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.

Уметь: планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применение средств индивидуальной защиты и гигиены.

Современное производство и профессиональное образование

Знать/понимать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии.

Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.












Содержание программы

5 класс


СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Технологии создания изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.

Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей

Основные теоретические сведения. Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и её назначение.

Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практические работы. Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.

Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приёмами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учётом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильником и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда. Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.







Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации.


Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки.


Основные теоретические сведения. Металлы; их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла; листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж, технологическая карта. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.

Практические работы. Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, её конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приёмами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Варианты объектов труда. Головоломки, цепочки, крепёжные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.








Машины и механизмы.

Графическое представление и моделирование.

Механизмы технологических машин.

Основные теоретические сведения. Механизмы и их назначение. Ремённые и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем.

Практические работы. Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа «Конструктор-механик». Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.

Объекты труда. Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских.


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.


Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

Основные теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия.

Практические работы. Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления .

Варианты объектов труда. Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки.





ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.


Электромонтажные работы.

Основные теоретические сведения. Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приёмы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практические работы. Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приёмами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетки. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях.

Варианты объектов труда. Провода, электроустановочные изделия.


Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока.

Основные теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и её принципиальной схеме.

Практические работы. Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах её сборки.

Варианты объектов труда. Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств.







ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА.


Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью.

Основные теоретические сведения. Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы. Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.

Варианты объектов труда. Мебель, верхняя одежда, обувь.








Источник информации и средств обучения.


1. Примерная программа Министерства образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Издательство - Дрофа, Москва 2006. - 120с.

2. Авторская программа И.А. Сасовой, А.В. Марченко по предмету Технология (технический труд) для 5-8 классов, Издательство - "Вентана - Граф", 2007. – 96с.

Литература для учащихся

1.В.Д.Симоненко. Учебник по технологии 5кл. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2004г.

2.Н.Г.Преображенская. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - Москва. Издательский центр «Вентана - Граф»,2007.

Дополнительная литература для учащихся

1.Журналы «Юный техник» №1-12.Изд. «Редакция журнала «Юный техник»- Москва, 2011г.

2.Журналы «Техника молодёжи» №1-12. Изд.«Редакция журнала «Техника молодёжи».- Москва, 2011г.

3.Журналы «Моделист - конструктор» №1-12. Изд. «Редакция журнала «Моделист-конструктор».- Москва, 2011г.

4.Приложение к журналам «Моделист - конструктор» №1-12. Изд. «Редакция журнала «моделист-конструктор»- Москва, 2011г.

5.Журналы «Юный техник» №1-8.Изд. «Редакция журнала «Юный техник»- Москва, 2012г.

6.Журналы «Техника молодёжи» №1-8. Изд.«Редакция журнала «Техника молодёжи».- Москва, 2012г.

7.Журналы «Моделист - конструктор» №1-8. Изд. «Редакция журнала «Моделист-конструктор».- Москва, 2012г.

8.Приложение к журналам «Моделист - конструктор» №1-8. Изд. «Редакция журнала «моделист-конструктор»- Москва, 2012г.


Литература для учителя



  1. Казакевич В.М., Молева Г.А., Технология. Технологический труд. Дрофа.

  1. В.Д.Симоненко. Учебник по технологии 5кл. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2010г.

  2. К.М.Муравьёв. Учебник «Технология обработки металлов» 5-9 кл. Москва. «Просвещение». 2010г.

  3. И.А.Карабанов. Учебник «Технология обработки древесины» 5-9кл. Москва «Просвещение». 2010г.

  4. В.И.Коваленко, В.В.Куленёнок. Дидактический материал по трудовому обучению: 5-9кл.: Технология обработки древесины: Книга для учителя - Москва. «Просвещение», 2010.-192с.: пл.-ISBN-5-09-006359-1.

  5. В.И.Коваленко, В.В.Куленёнок. Дидактический материал:5-9кл.; Технология обработки металлов: Книга для учителя. - Москва. «Просвещение», 2010.-143с.: пл.-ISBN 5-09-009853-0.

  6. Н.Г.Преображенская. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - Москва. «Вентина - Граф», 2010. - 336с

  7. В.В.Степакова. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 4-е издание. Москва. «Просвещение», 2010. 208с.

  8. В.В.Подшибякин. Черчение. Практикум. - Саратов,2010.-144с.

  9. Журналы «Школа и производство» № 1-8 Изд. «Школа - Пресс» -Москва. 2009г.

  10. Журналы «Школа и производство» № 1-8 Изд. «Школа - Пресс» -Москва. 2010г.

  11. Журналы «Школа и производство» № 1-8 Изд. «Школа - Пресс» - Москва. 2011г.

  12. Журналы «Моделист - конструктор» № 1-12 Изд. «Редакция журнала «Моделист - конструктор» - Москва. 2010г.

  13. Журналы «Моделист - конструктор» № 1-12 Изд. «Редакция журнала «Моделист - конструктор» - Москва. 2011г.

  14. Журналы «Техника молодёжи» №1-12. Изд. «Редакция журнала «Техника молодёжи» - Москва. 2011г.

  15. Журналы «Юный техник» №1-12 Изд. «Редакция журнала «Юный техник» - Москва. 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (5 класс)
  • Технология
Описание:

 

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы Министерства образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Издательство — Просвещение:2010 и авторской программы  И.А. Сасовой,  А.В. Марченко по предмету Технология (технический труд) для 5-8 классов, Издательство - "Вентана - Граф", 2011.

Программа по направлению «Технология. Технический труд.» составлена на основе примерной программы  основногообщего образования и  обязательного минимума содержания государственного стандарта основного общего образования по технологии.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа  в неделю).

 

Программа позволяет  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

 

 

Автор Дубинин Александр Александрович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 303
Номер материала 25562
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓