Рабочая
программа
по
технологии
4
в класс
УМК
«Планета знаний»
Учитель:
Пономарева Н.В.
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Предмет «Технология» изучается в начальной
школе с 1 по 4 класс. Данная программа предназначена общеобразовательных школ и
обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии,
предусмотренным государственным стандартом образования. В рамках этой программы
для каждого ребенка создаются оптимальные условия для формирования его личности
как нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой,
творческой и самостоятельной.
Цели:
- развитие
творческого потенциала
личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого
воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для
развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры
личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук,
пространственного воображения, технического, логического и
конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей
ориентироваться в информации разного вида.
- формирование
начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта
практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых
объектов труда; способов планирования и организации трудовой
деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать
полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной
жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных
действий – наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение.
- овладение
знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании
окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о
традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными
представлениями о мире профессий.
- воспитание
трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам
их труда, и к Человеку в целом, к материальным и духовным ценностям;
интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание
практического применения правил сотрудничества в коллективной
деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций,
отраженных в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в
школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
В процессе знакомства с различными видами
декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления
поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и
умений. Труд, затраченный на изготовление своими руками красивых и нужных
предметов, пробуждает у детей желание к последующей деятельности. Продуктивная
предметная деятельность ребенка становится основой формирования его
познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое
мышление, обеспечивается возможность активизации познавательных психических
процессов и интенсификации обучения в целом.
Для детей становятся более понятными и
предстают в наглядном плане все элементы учебной деятельности, такие как
планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение
распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации,
предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата,
оценивать результаты своего труд и т. д. Это, в свою очередь, создает
уникальную основу для самореализации личности, так как отвечает возрастным
особенностям психического развития на этапе младшего школьного детства -
благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности
каждый может реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание
(например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели
или как автор оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде).
Этому немало способствует система учреждения номинаций за успехи в
изготовлении поделок в конце каждого урока и выдачи красочных дипломов по
окончанию изучения каждого раздела как поощрений любого положительного
начинания. В результате закладываются основы трудолюбия и способности к
самовыражению в продуктивной, творческой работе и закрепляется
позитивный результат. При этом учебный предмет «Технология» создает все условия
для гармонизации развития ребенка, обеспечивая реальное включение в
образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их
единстве (интеллектуальный компонент, эмоционально-эстетический,
духовно-нравственный и физический).
На уроках технологии успешно создаются
возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и
малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной
практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Все вышесказанное
создает основу для формирования у младших школьников социально ценных
практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития
творчества, что создает предпосылки для успешной социализации.
Задачи:
Реализация целей программы рассматривается
в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи
·
знакомство
с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями
производства,
·
-освоение технологических приемов,
что включает в себя знакомство с инструментами и материалами, техническими
средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
·
-формирование
у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой из предложенных тем.
— формирование первоначальных
конструкторско-технологических знаний и умений;
·
— формирование целостной картины мира
материальной и духовной культуры как продукта творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование внутреннего плана деятельности
на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
— формирование умения искать и
преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных
технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
·
— ознакомление с миром профессий и их
социальным значением, историей возникновения и развития;
в том числе, с целью первичной профориентации;
— овладение первоначальными умениями
передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети
Интернет.
·
Ознакомление с миром информационных и
компьютерных технологий, освоение простейших приемов работы на компьютере с
учетом техники безопасности
Воспитательные задачи
·
-формирование прочных мотивов и
потребностей в обучении и самореализации;
·
-развитие интересов ребенка,
расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его
культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта
и домашней утвари, с устройством и свойствами окружающих нас предметов и
устройств, с технологическими особенностями промышленного изготовления
различных предметов и материалов.
·
-формирование и развитие
нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности
ребенка;
·
-пробуждение творческой активности
детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую
деятельность.
·
формирование интереса
и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре
и дизайну.
·
— формирование мотивации успеха и
достижений, творческой самореализации на основе организации
предметно-преобразующей деятельности;
·
воспитание экономичного
подхода к использованию различных материалов для творчества, природных
ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды
Развивающие задачи
·
-развитие самостоятельного
мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план
действий;
·
-развитие
стремления к расширению кругозора, и приобретению опыта самостоятельного познания,
умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
·
-развитие речи, памяти, внимания;
·
-развитие сенсорной сферы:
глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.
·
развитие
двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.
·
-развитие коммуникативной культуры
ребенка.
·
Развитие пространственного
мышления
·
развитие
эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской
деятельности;
·
— развитие коммуникативной
компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной
деятельности;
·
— развитие знаково-символического и
пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на
основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его
преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого
мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических
задач);
·
— развитие регулятивной структуры
деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план
действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование
(предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения
действия), контроль, коррекцию и оценку;
·
— развитие эстетических
представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
Принципы программы
Для достижения заявленной цели программы
вышеперечисленные задачи решаются в комплексе на протяжении всего начального
обучения в тесной связи с другими предметами, так как технология как учебный
предмет является комплексным и интегративным. Отбор содержания данной программы
опирается на стандарты начального общего образования с учётом традиций изучения
технологии в начальной школе и принципом преемственности с дошкольным периодом
и средней школой.
Содержание
данной программы направлено на реализацию приоритетных
направлений технологического (трудового) образования – приобщению к искусству
как к духовному опыту поколений, овладение способами
художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости
ребёнка, а также его самоконтроля. В результате дети в соответствии с их
возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными
материалами, такими как: пластилин, тесто для лепки, бумага, ткань, нити,
верёвки, проволока, фольга, природные материалы и пр., овладевают основными
приёмами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время
соответственно своему замыслу сделать своими руками без помощи взрослых
полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребёнок сможет гордиться, и
объективно оценить результаты своего труда. Также младшие школьники учатся
использовать информационные и компьютерные технологии, овладевают первичными
навыками работы на компьютере, что позволяет учащимся иди в ногу со временем,
познавать мир и преобразовывать виртуальную реальность.
Концентрический принцип
построения курса способствует изучению основных тем в несколько этапов,
возвращению к ним на более высоком и углублённом уровне обобщения и
практического применения подачи материала. Учебный материал каждого
последующего года обучения тесно связан с материалом предыдущих лет обучения и
логически продолжает его. Материал каждого учебника подаётся по тематическому
принципу – он разбит на крупные темы, делящиеся на подтемы - уроки. Учебный
материал первого года обучения разбит на 7 крупных тем, а материал учебников со
2 по 4 класс подаётся разбитым на 4 крупные темы, которые, в свою очередь,
делятся на несколько подтем (уроков).
Виды работ на уроках
Программа предполагает в каждом разделе
динамичную смену рода деятельности.
Каждая тема требует освещения учителем
огромного пласта материала с использованием словесных методов: объяснение,
рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседы, инструктаж.
Особое внимание уделяется правилам
безопасной работы с инструментами. В силу возрастных особенностей, младшие
школьники нуждаются в неукоснительном соблюдении техники безопасности и
формировании навыков правильного обращения с инструментами (ножницы, игла, шило
и пр.) и материалами (солёное тесто, фольга, проволока, гипс и пр.) и их
практическом применении при работе с ними.
В начале учебника за второй класс помещены
памятки, к которым ученики будут обращаться на каждом уроке перед
выполнением задания, чтобы повторить правила организации рабочего места,
технику безопасности, порядок выполнения поделки (анализ образца, работа со
схемой и инструкцией, продумывание и планирование работы, основы самоконтроля и
оценки своей работы). В последующих классах (в 3 и 4) в начале учебника
размещены напоминания об этих памятках – схематичное изображение зависимости
самоконтроля от остальных пунктов последовательности работы над поделкой. В 3 и
4 классах также дана таблица техники безопасности при работе на компьютере.
Лабораторные работы
позволят детям освоить каждую тему в полном объёме, узнать основные свойства
изучаемого материала, продиктованные технологией его производства или
природными особенностями, экспериментируя и тестируя его. Например, при
изучении темы «нити и верёвки» в ходе лабораторной работы выявляется, что нити
и верёвки и верёвки имеют различную толщину, фактуру, структуру, упругость,
прочность, сферу применения, что их можно растягивать, разрывать различными
способами, разделять на волокна. Попутно рассматриваются свойства ваты, как
сырья для самодельной нити (состоит из волокон). И разбираются способы
изготовления нитей и верёвок (прядение, скручивание, складывание, сплетание).
А, при знакомстве с фольгой в ходе
лабораторной работы при сравнении фольги с бумагой выявляется толщина, фактура,
структура, упругость, прочность, сфера применения этого материала, что его
можно скручивать, разрывать различными способами, придавать любую форму.
Попутно рассматриваются свойства жгута и сложенной полоски из фольги и
разбираются способы работы с этим материалом.
Нередко в ходе урока появляется такой вид
работы как эксперимент. Для ребёнка выполнение лабораторной работы - уже
экспериментирование, но иногда для заострения внимания к некоторым особо важным
моментам, применяется именно эта терминология. В таких случаях строится
предположение (гипотеза), которое затем подтверждается или опровергается, с
последующим выводом.
Практические работы
помогут до изготовления поделок пошагово отработать каждый новый прием и навык.
Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы отходы производства,
почти всегда используются в индивидуальных поделках, коллективных работах,
играх и фокусах.
Отдельного внимания заслуживает рубрика «школа
юного мастера». Это сочетание практической работы с изготовлением поделки и
экспериментом. В отличие от изготовления базовой поделки, для которой
характерен пошаговый алгоритм выполнения, подробно описанный в учебнике, в
школе юного мастера даны иллюстрации – результаты работ, к которым ребёнок
должен прийти самостоятельно, продумывая этапы работы, способ изготовления,
разработку плана и элементов поделки.
Игра,
как ведущая деятельность младшего школьника - органичная часть запланированной
работы на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы.
Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель в
роли режиссёра и придает игре нужное направление.
Кроме индивидуальной,
используются такие виды работ, как работа в парах, и коллективные: по
бригадам, по рядам и всем классом.
Благодаря этому, на уроках дети зачастую
успевают сделать не только индивидуальную поделку, иногда и не одну, но и яркую
коллективную поделку, которая является замечательным украшением для
праздника, интересным наглядным пособием для других предметов.
Кабинет каждую неделю будет неповторимо оформлен руками детей, а к любому
празднику не потребуется покупных декораций. Поэтому любой урок можно
провести, как открытый.
Выполняя лишь задания инвариантной
части учебника, ученики смастерят только в первом классе около 100
ярких оригинальных и эффектных поделок - индивидуальных и коллективных. Во
втором классе – около 50, в третьем – около 50 (не говоря о виртуальных
поделках, выполненных на компьютере), в четвертом – более 30.
Вариативная
часть с творческими, дифференцированными и дополнительными заданиями на
отработку ЗУНов предполагает добавление еще более 120 поделок в
первом классе, около 50 поделок во втором, более 40 в третьем,
более 20 в четрертом.. Все они выполняются из доступных материалов, без помощи
взрослых, не требуют дополнительной подготовки для учителя и могут быть
использованы еще и для оформления кабинета, как замечательные украшения
для праздников, интересные наглядные пособия для других предметов и самобытные
сувениры.
После окончания очередного раздела,
проведения своеобразной контрольной работы и подведения итогов, каждому ребёнку
торжественно вручается красочный диплом, подтверждающий успешное
завершение нового этапа обучения.
Всё это позволит ребятам творить, используя
полученные знания и представления, создавая более разнообразные, сложные,
нестандартные работы, поделки, придумывать и воплощать в жизнь собственные
проекты, не ограничиваясь рамками урока, и поможет самореализоваться вне школы.
Самое главное, что все поделки ребёнок
может легко смастерить дома самостоятельно, запомнив простой принцип их
изготовления. Это позволит ребятам творить, придумывать и воплощать в жизнь собственные
проекты. Дети привыкают дарить окружающим подарки, сделанные своими руками,
ощущают их ценность, необычность и оригинальность.
Программа обеспечивается
учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники,
рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
4 класс
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.
Технология. 4 класс. Учебник (готовится к изданию)
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.
Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь (готовится к изданию)
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.
Обучение в 4 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие (готовится
к изданию)
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
Как говорилось выше, содержание программы
представлено в четырех разделах, сгруппированных в следующих содержательных
линиях:
Объемное конструирование из бумаги и
других материалов (7 ч)
Знакомство с учебником. Ознакомление с
миром профессий. Взаимосвязь профессий. Разнообразие типографской продукции.
Изготовление шаблона из картона. Работа с канцелярским ножом и дыроколом.
Изготовление поделок: Памятный фотоальбом (поделка из картона с прорезями)
Ознакомление с профессией метеоролога.
Сведения об измерении силы и направления ветра. Принципы действия
Ветроуказателя, Флюгера, ветряной вертушки.
Изготовление поделок: Ветряная вертушка
(объемная поделка с вращающимся модулем)
Ознакомление с историей подвижных игрушек
прежних поколений. , принцип их действия. Изготовление поделок: Бумажная
вертушка-вертолетик (бумажный подвижный модуль) Изготовление поделок:
Пуговичная вертушка (подвижная инерционная игрушка)
Игра в парах Изготовление поделок:
Волшебный цветок (бумажная подвижная модель)
Ознакомление с профессией топограф.
Обсуждение рельефа земли. Изготовление салфеточной массы для лепки. Работа с
циркулем и линейкой. Изготовление развертки для конуса. Вырезание сектора.
Изготовление поделок: Горы и равнины (макет рельефа земли)
Ознакомление с профессией архитектора и
смежными профессиями. Конструкции мостов. Мост. Чудо-мост (эксперимент).
Ознакомление с историей строения Пизанской башни. работа с отвесом.
Выравнивание по отвесу Изготовление поделок: Бумажная Пизанская башня (бумажный
макет)
Ознакомление с историей бревенчатых срубов
на Руси. Древние зодчие. Принципы построения бревенчатого сруба. Изготовление
поделок: Колодец (объемный макет из дерева)
Беседа о профессиях и городах будущего.
Подведение итогов. Повторение приемов работы и принципов работы изученных
макетов, приборов. Изготовление поделок: Мегаполис (объемный макет из различных
материалов)
Конструирование из природных и рукотворных
материалов, знакомство с окружающим миром (7 ч)
Ознакомление с историей возникновение профессий.
Сведения о Самых первых профессиях. Ознакомление с принципами экономичном
ведении хозяйства. Экономия природных ресурсов и экология Правила экономии
Уборка в доме Правила подметания
Изготовление поделок: Сувенирный веник
«Домовушка» (поделка из природных материалов)
Ознакомление с ценностью здоровья,
мероприятиями по сохранению здоровья. Здоровое питание. Пищевой режим. Режим
дня. Личная гигиена. Гигиена быта . Изготовление поделок: Мешочек для
запаривания трав (объемная поделка из ткани)
Ознакомление с назначением и свойствами
гипса. Гипс как декоративный материал. Работа с гипсом. Изготовление гипсового
раствора. Лепка формы для гипса. Подготовка формы к заливке. Соскабливание
облоя. Изготовление поделок: Гипсовый подсвечник (объемная поделка из гипса)
Ознакомление с традициями и историей
мексиканской игрушки пиньята. Техника папье-маше. Изготовление поделок:
Мексиканская кукла пиньята (объемная поделка из папье-маше на основе воздушного
шара)
Ознакомление с историей бисера и
бисероплетения. Плетение по схеме Изготовление поделок: Юркая ящерка
(бисероплетение по схеме)
Изготовление поделок: Елочные игрушки из
бисера (бисероплетение по схеме)
Изготовление поделок: Новогоднее меню
Страна модельеров
Работа с текстильными материалами (8 ч)
Обсуждение проблемы актуальности профессий
и выбора профессии. Ознакомление и историей возникновения талисманов, амулетов
и легенд о нитях, пряже и плетениях .
Волшебные плетения. Плетение по схеме.
Изготовление поделок: Славянский оберег Божье око (плоскостное плетение из
нити) Изготовление поделок: Индейский талисман Ловец снов (техника изонить).
Ознакомление с деловым этикетом.
Спецодежда Одежда делового человека. Жесты и движения делового человека.
Этикет делового костюма. Ознакомление с историей галстука..Изготовление
поделок: Малый узел (галстучный узел). Работа с утюгом. Мужская рубашка
(Порядок глажения)
Ознакомление с миром профессий, связанных
с производством одежды. Увеличение выкройки по клеткам. Изготовление поделок:
Грелка-курица на чайник (поделка из ткани по выкройке)
Знакомство с историей искусственных
цветов. Цветы из ткани. Технологические приемы работы с тканью Изготовление
поделок: Пышные цветы (объемная поделка из ткани) Изготовление поделок: Цветы
с бахромой (объемная поделка из ткани) Изготовление поделок: Спиральные розы
(объемная поделка из ткани) Изготовление поделок: Объемные цветы (объемная
поделка из ткани) Изготовление поделок: Чудо-букет (объемная поделка из ткани)
Ознакомление с историей джинсовой ткани и
джинсов. Виды швов. Ручной шов «Строчка». Швы на джинсах. Ознакомление с
историей заплаток. Нарядные заплатки – декоративное украшение. Изготовление
поделок: Изготовление заплатки (поделка из ткани) Изготовление поделок:
Сумка-карман из джинсов (поделка из ткани) Изготовление поделок: Сумка-мешок из
джинсов (объемная поделка из ткани)
Обсуждение профессии дизайнера. Проект
оформления детской комнаты Изготовление поделок на выбор: Поделка-фантазия
(работа с разными материалами)
Страна информационных технологий
Устройство и работа компьютера, программы Paint,
Word,
Интернет и работа с ними (12 ч)
Расширение информационного кругозора.
Свойства информации. Профессии информационных технологий. Долговременное
хранение информации. Носители информации. Современные носители информации. Виды
и свойства информации
Цифровая и аналоговая информация.
Информационная емкость носителей информации. Флеш-накопитель. Работа с
флешкой.
Ознакомление с понятием организации
(систематизировании) информации. Систематизация информации. Информационные
процессы. Надежность хранения информации . Долговременность хранения
информации. Поиск информации в компьютере (файлы и папки).
Ознакомление с понятием Интерфейс -
средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Повторение
изученного в 1 классе. Окна Windows. Виртуальная реальность и ее применение.
Виртуальные путешествия. Калькулятор (компьютерная программа). Работа с
калькулятором.
Ознакомление с новыми возможностями Word.
Преимущества Word. Работа в Word. Панель инструментов Буфер обмена Вставка
изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла.
Изменение размера изображения. Виртуальная поделка: Табличка на дверь
(сочетание текста и графического изображения).
Ознакомление с ролью таблиц в
систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы
в текстовых документах. Создание таблицы от руки. Автоматическое создание
таблицы. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу. Виртуальная
поделка: Расписание звонков (сочетание текста, таблицы и графического
изображения).
Ознакомление с многообразием и назначением
графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях
Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint
(декорирование). Виртуальная поделка: Веселая открытка (преобразование в Paint,
использование надписей).
Ознакомление с миром печатных публикаций.
Работа в Word .Создание печатного текста. Компьютерная верстка. Современный
верстальщик. Виртуальная типография. Верстка в Word.
Газета. Виртуальная поделка: Школьная стенгазета (статья для газеты). При
возможности выведения материала на принтер выполнение коллективной поделки
(плоскостная поделка из бумаги)
Ознакомление с ролью Интернета в жизни
современного человека. Интернет . Всемирная паутина. Как попасть в Интернет.
Где находится Интернет? Что можно делать в Интернете. Интернет-почта.
Преимущества и отличия электронной почты от обычной. Адрес электронной почты.
Компьютерные вирусы. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности
и государства. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке.
Ознакомление с ролью Интернета в хранении
и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные
публикации. Электронный журнал. Веб-дизайн
Как попасть на нужную страницу с помощью
URL. Поиск на странице. Информационно-поисковые системы. Стартовая страница.
Поисковый запрос. Критерии поиска . Найди и изучи (поиск информации о любимом
животном).
Обобщение знаний о компьютере и работа на
выбор. Беседа о месте компьютера в жизни учащихся. Виртуальная поделка: Я и
компьютер (сочетание текста и графического изображения)
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся получат
первоначальные представления
- о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества;
- о мире профессий
- о важности правильного выбора
профессии;
- о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- о компьютерной грамотности
- о правилах создания предметной
и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных
и проектных художественно-конструкторских задач
- о роли ручного труда в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- о роли декоративно-прикладного
творчества в развитии культуры
- о важности эстетического
отношения к миру;
- о понимании красоты как
ценности;
- о потребности в созидательном
творчестве;
- о потребности развития
художественного вкуса и интереса к творчеству
- о трудовой деятельности и ее
значении в жизни человека.
- О рукотворном мир как
результате труда человека;
- о разнообразии предметов
рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства и т. д.).
- об элементарных общих правилах
создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
- О бережном отношении к природе
как источнику сырьевых ресурсов.
- О мастерах и их профессиях;
- О традициях и творчестве
мастера в создании предметной среды
- О роли трудовой деятельности в
жизни человека;
- О влиянии технологической
деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- О правилах безопасности труда
и личной гигиены;
- О видах стежков и швов;
- О приёмах лепки;
- О правилах и приёмах
пришивания пуговиц;
- О композиционной основе
орнамента,
- Об области применения и
назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том
числе компьютеров);
- О правилах поведения в
компьютерном классе;
- о назначении основных
устройств компьютера;
- о компьютерных программах «Word», «Paint»,«Калькулятор»
и пр.
- об основных операциях при
создании рисунков;
- о правилах безопасности труда
и личной гигиены при обработке различных материалов.
- о влиянии технологической
деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- об основных источниках
информации;
- о видах информации и способах
её представления;
- об основных информационных
объектах и действиях над ними;
- о назначении основных
устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- о правилах безопасного
поведения и гигиены при работе с компьютером.
- О составлении запроса на поиск
информации по ключевым словам
- О составных частях текста
(символ, слово, абзац).
- О видах технологий и их
влиянии на окружающую среду, экономику страны;
- О понятиях «труд»,
«профессия», «профессиональная деятельность»;
- О современных средствах труда,
сотрудничестве в трудовой деятельности;
- О содержании труда людей
ближайшего окружения, на предприятиях своего края;
- О взаимосвязи назначения,
конструкции и дизайна изделия;
- Об инструментах и
приспособлениях для работы с изученными материалами;
- О правилах изготовления
шаблонов;
- О личностной или социальной
значимости продуктов своего труда или труда других людей;
- О правилах клавиатурного
письма;
- Об операциях при создании
текстов;
- О программах для создания
печатных и электронных публикаций;
- о различных компьютерных
программах;
- о порядке действий при поиске
новых сведений с помощью компьютера;
- о средствах художественной
выразительности (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция,
пространство, композиция и т. д.);
- об основных средствах
композиции:
- об отличительных признаках
народных промыслов;
о роли информационной деятельности
человека в преобразовании окружающего мира;
о профессиях, в которых
информационные технологии играют ведущую роль;
Учащиеся
приобретут первоначальные навыки
- самообслуживания;
- совместной продуктивной
деятельности,
- сотрудничества,
- взаимопомощи,
- планирования
- организации
- коллективного творчества,
- овладения технологическими
приемами ручной обработки материалов;
- соблюдения правил техники
безопасности;
- использования приобретенных
знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских,
художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
- восприятия, анализа и оценки
произведений искусства и декоративно-прикладного творчества;
- использования практических
умений в различных видах творческой деятельности (в скульптуре,
художественном конструировании и пр.),
- овладения опытом
самостоятельной творческой деятельности,
- умения взаимодействовать в
процессе совместной деятельности;
- позитивного восприятия
компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества,
самовыражения и развития
Учащиеся научатся:
- осмысленно выбирать способы и
приёмы действий при изготовлении поделок;
- использовать универсальные
способы контроля результата своего труда (прогнозирование результата,
самоконтроль при выполнении поделки, оценка результата).
- описывать, характеризовать,
анализировать, сравнивать, классифицировать материалы для творчества;
- проводить сравнение и
классификацию материалов по заданным признакам;
- выбирать наиболее эффективные
способы воздействия на материалы для творчества для решения поставленной
задачи;
- сравнивать и упорядочивать
изученные материалы для творчества по их свойствам на основе сфер их
применения;
- распознавать изображения
геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая,
треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб,
шар);
- различать плоские и
пространственные геометрические фигуры;
- изображать геометрические
фигуры на клетчатой бумаге;
- строить прямоугольник с
заданными параметрами с помощью угольника;
- проводить самостоятельно
наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы;
фиксировать результаты;
- различать формы поверхности
суши (равнины, горы,),
- приводить примеры
рационального использования природных ресурсов и мероприятий по их охране;
- выполнять правила поведения в
природе.
- объяснять некоторые
взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- давать оценку влиянию
деятельности человека на природу;
- определять причины
положительных и отрицательных изменений в природе в результате
хозяйственной деятельности человека и его поведения;
- делать элементарные прогнозы
возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по
охране природы.
- иметь представление о ключевых
событиях истории государства;
- прогнозировать результаты
своих действий при изготовлении поделки;
- решать задачи, поставленные в
заданиях учебника, разными способами.
- моделировать ситуацию и образ
- преобразовать объекты из
чувственной формы в модели,
- воссоздавать объекты по модели
в материальном виде,
- мысленно трансформировать объекты,
- выполнять предварительные
расчеты, вычисления,
- выполнять построение форм с
учетом основ геометрии,
- работать с геометрическими
фигурами, телами, именованными числами.
- использовать средства
художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций,
- изготавливать изделия на
основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
- рассматривать и анализировать
природные форы и конструкции как универсальный источник
инженерно-художественных идей для мастера;
- осознавать природу как
источник сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как
создателя материально-культурной среды обитания,
- изучать этнокультурные
традиции.
- развивать устную речь на
основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов
учебных текстов
- анализировать задания и
обсуждать результаты практической деятельности
- описывать конструкцию
изделия, материалы и способы их обработки;
- повествовать о ходе действий и
построении плана деятельности;
- выполнять построение логически
связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов.
- работать с текстами для
создания образа, реализуемого в изделии.
- получать необходимую информацию
об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на
бумажных и электронных носителях);
- создавать, редактировать и
сохранять тексты и изображения;
- осуществлять простейшие
операции с файлами;
- запускать прикладные
программы, редакторы;
- представлять одну и ту же
информацию различными способами;
- осуществлять поиск,
преобразование, хранение и передачу информации
- изготавливать изделия из
доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать
материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность
технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных
объектов из различных материалов;
- осуществлять декоративное
оформление и отделку изделий;
- пришивать пуговицы;
- выполнять разные виды швов по
мотивам народной вышивки;
- использовать простейшие
выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объёмные
композиции из пластических материалов (пластилин, глина, соленое тесто,
салфеточная поделочная масса, поделочная масса на основе муки и клея ПВА);
- выполнять правила поведения в
компьютерном классе;
- находить и правильно называть
основные устройства на своём компьютере;
- пользоваться мышью и
клавиатурой;
- запускать компьютерные
программы;
- выполнять основные операции
при рисовании с помощью компьютерной программы «Paint»;
- выполнять простейшие действия
в текстовом редакторе «Word», (набрать, удалить текст, изменить
размер шрифта, и т.д.);
- выражать своё
эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению
искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях
и форме предметов;
- правильно определять и
изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
- в работе над поделкой
соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции,
строение предмета, уметь сравнивать поделку с изображаемым предметом;
- решать
художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в
декоративной работе.
- определять и соблюдать
последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
- осуществлять рациональную и
экономную разметку деталей, их изготовление и сборку в изделие, а так же
декоративную отделку изделия различными способами;
- читать чертежи, технические
рисунки;
- создавать папки (каталоги),
удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги);
- набирать, сохранять,
редактировать тексты;
- вставлять изображения в
печатную публикацию;
- создавать таблицы,
- самостоятельно осуществлять
поиск информации, в том числе с использованием сети Интернет;
- использовать компьютерные
программы для решения учебных и практических задач, осуществлять
выполнение домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды,
предметов быта и др.);
- анализировать произведения
искусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их
содержанию и художественной форме;
- осуществлять кооперацию и
сотрудничество в трудовом процессе;
- рационально размещать
инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем
месте после завершения деятельности.
- создавать папки;
- удалять файлы и папки;
- копировать файлы и папки;
- перемещать файлы и папки
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты,
открывать ранее сохранённые тексты и редактировать их;
- копировать, вставлять и
удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста,
цвет, размер и начертание букв.
- создавать электронные
публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя
тексты, изображения
- Наводить порядок на рабочем
месте после завершения деятельности.
-
могут научиться
- Использовать приобретённые
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Осуществлять поиск,
преобразование и хранение информации в простейших знаково-символических
средствах и с использованием компьютера.
- Подбирать материалы и
инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и
ограничивающих условий.
- Планировать свою деятельность
и осуществлять контроль за её ходом.
- Изготовлять изделия из
доступных материалов по образцу, эскизу, смысловому замыслу.
- Собирать модели несложных
объектов из деталей по образцу, эскизу, сборочной схеме, собственному
замыслу.
- Осуществлять декоративное
оформление и отделку изделий.
- Осуществлять мелкий ремонт
одежды и предметов быта.
- Соблюдать правила личной
гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами, бытовой
техникой, компьютером.
- Осуществлять элементарную
уборку жилища, простейший уход за кухонной утварью и сервировку стола к
завтраку, обеду и ужину.
- Управлять бытовой техникой,
использовать электро- и радиоприборы.
- Использовать компьютерные
программы для решения учебных и проектно-технологических задач.
- Осуществлять кооперацию и
сотрудничество в трудовом процессе.
- красиво оформлять печатные
публикации, применяя рисунки, фотографии, и таблицы
Реализация программы
Таким образом, в результате
освоения программы и основные видов творческой деятельности учащихся,
реализуются дополнительные цели:
- Развитие
мышления – творческого, креативного, пространственного, логического,
абстрактного, ассоциативного, позитивного, созидательного.
- Развитие речи,
мелкой моторики, любознательности, самостоятельности.
- Формирование
усидчивости, аккуратности, эстетического восприятия, ответственности,
навыков работы в парах, навыков работы сообща, в коллективе (по бригадам и
классом).
- Межпредметные
связи
реализуются в каждом разделе посредством поддержки изучения тем других
предметов в ходе освоения учебного материала по технологии.
·
Развитие
речи
·
Природоведение
·
Сезонность
·
Название
месяцев
·
Связь
времён года
·
Первичные
сведения о биологии и зоологии
·
Окружающий
мир
·
Распорядок
дня
·
Счётный
материал
·
Порядок
счёта (назв. цифр)
·
Наглядные
пособия для устного счёта
·
Пособия
по русскому языку
·
Декорации
к литературным произведениям
·
Изобразительное
искусство
·
Архитектура
·
История
России
·
Сведения
о народах мира и их традициях
·
Пропедевтика
физики, химии, географии, истории, геометрии и пр.
- Гармонизация
пространства вокруг себя
·
Украшение
интерьера своими руками
·
Самостоятельное
оформление праздничного интерьера (к различным праздникам)
·
Сувениры
и открытки к празднику, в том числе, коллективные работы
·
Организация
и оформление рабочего места
·
Создание
декоративных поделок и полезных вещей, например, учебных предметов.
·
Оживление
и декорирование учебных и прочих предметов, реконструкция старых, мелкий ремонт.
- Технологические
ресурсы
·
Профессиональная
ориентация
·
Сведения
о профессиях
·
История
возникновения различных материалов и инструментов
·
Техника
безопасности
·
Технологии
кустарного и промышленного производства
·
Создание
моделей зданий
·
Создание
уменьшенных макетов
- Технологические умения
·
Умение
создать композицию на заданную тему и на свободную тему.
·
Планирование
·
Работа
с инструкцией
·
Работа
без инструкции
·
Постановка
и выполнение задач
- Нестандартные виды работ
·
Игры
·
Фокусы
·
Творческие
задания
·
Задания
для самостоятельных работ
- Формирование и развитие
первичных умений.
·
Политехнические умения:
измерительные, вычислительные, графические, технологические
·
Общетрудовые умения:
организаторские, конструкторские, диагностические, операторские
·
Специальные
трудовые
умения: обработка различных материалов, изготовление деталей, сборка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.