Рассмотрено
Согласовано Утверждаю
на заседании МО
зам.директора директор СОШ № 6
протокол №______
_______О.А. Синюк _________С.Ю. Сорокина
_______Викторова Н.В
« » мая 2014г « » августа2014г
« » мая 2014г
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
технологии, 4 класс
Паниной
Натальи Николаевны,
учителя
начальных классов
высшей
квалификационной категории
2014 - 2015 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание
тем учебного предмета
Тематическое планирование с определением учебной
деятельности обучающихся
Материально-технологическое обеспечение образовательного
процесса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для изучения курса «Технология» обучающимися 4
класса общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального
государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ начального общего образования, на основе
авторской программы по технологии Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой - «Программы по
учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г.
Целью данного курса является развитие
личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения
теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его
индивидуальности.
Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов
предусматривает решение следующих задач:
·
развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения,
технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными
источниками информации;
·
освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности
человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире
профессий;– овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и
конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической
деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых
предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности,
умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
·
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и
результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности,
формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой
вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
·
развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации
успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для
решения практических задач.
Место учебного
предмета в учебном плане
В соответствии
с образовательной программой учреждения, учебным планом школы на 2014/2015
учебный год на изучение курса «Технология» в 4 классе отведено 34 часа (из
расчёта 1 учебного часа в неделю, 34 учебных недель).
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета «Технология»
Ценность жизни –
признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном
мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного
художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к
природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства,
сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных
произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека
как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и
самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном
здоровье.
Ценность добра –
направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой
способности - любви.
Ценность истины –
это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой
и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,
обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность
российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого
существования.
Ценность свободы
как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно
ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по
всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и
к другим людям.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя
страны и государства.
Ценность патриотизма-одно из
проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу,
малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечествакак
части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Требования
к уровню подготовки учащихся
Личностными
результатами изучения курса «Технология» в 4–м классе
является формирование следующих умений:
·
оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки
зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми
нормами и ценностями; оценивать поступки в предложенных ситуациях,
отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
·
описывать свои чувства и ощущения от
созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера,
уважительно относиться к результатам труда мастеров;
·
принимать
другие
мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
·
опираясь
на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать
выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания
учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к
миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными
результатами изучения курса «Технология» в 4-м
классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
·
самостоятельно
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
·
уметь с
помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и
неизвестное;
·
уметь
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
·
под
контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
·
выполнять
задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с
ним;
·
осуществлять
текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и
сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль
общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии,
вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих
действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
·
в
диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
(средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
·
искать
и отбирать
необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст,
иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках,
Интернете;
·
добывать новые знания в процессе
наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных
поисковых упражнений;
·
перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и
явления; определять причинно-следственные
связи изучаемых явлений, событий;
·
делать выводы на основе обобщения
полученных знаний;
·
преобразовывать
информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы
(в информационных проектах).
Средством формирования этих
действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию
развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
·
донести
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи
с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
·
донести
свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы;
·
слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог));
·
уметь
сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы
(задачи);
·
уважительно
относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования
этих действий служит работа в малых группах).
Предметные
результаты:
·
рассказывать
о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и
описывать их особенности;
·
анализировать
задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль, за
ходом работы;
·
осуществлять
сотрудничество при выполнении коллективной работы;
·
выполнять
доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление
культурно-бытовой среды);
·
отбирать
картон с учётом его свойств;
·
применять
приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными
(линейка, угольник), колющими (шило);
·
экономно
размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
·
работать
с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
·
отбирать
и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные
материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические
приёмы их ручной обработки;
·
изготавливать
плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их
соединений;
·
решать
простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
·
выполнять
символические действия моделирования и преобразования модели;
·
изготавливать
несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу
и доступным заданным условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере»:
·
рассказывать
об основных источниках информации;
·
рассказывать
о правилах организации труда при работе за компьютером;
·
называть
основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор,
клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
·
называть
дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой
фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
·
рассказывать
о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных
компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
·
соблюдать
безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
·
включать
и выключать компьютер;
·
использовать
приёмы работы с дисководом и электронным диском;
·
использовать
приёмы работы с мышью;
·
работать
с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе,
используя элементы управления (кнопки);
·
работать
с текстом и изображением, представленными в компьютере;
·
соблюдать
санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Содержание
тем учебного курса
Бумага и картон (10ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для
аппликаций и для принтера, копирка, крепированная,
калька. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, фактура
поверхности, толщина, прочность.
Практическое применение картона в жизни. Виды
картона, используемые на уроках: цветной, коробочный,
гофрированный. Свойства картона: цвет, прочность, толщина,
гибкость, жесткость, фактура поверхности.
Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.
Выбор картона для изготовления изделия с учетом
свойств по внешним признакам. Экономное расходование
бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на
просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических
задач: виды условных графических изображений -
рисунок, простейший чертеж, эскиз,
развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба).
Чтение условных графических изображений. Разметка
деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление
изделий по рисунку, простейшему чертежу,
эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и
картона: карандаши простые (твердость ТМ, 2М),
ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной
лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским
ножом и шилом. Приемы рационального и безопасного
использования ножниц, канцелярского ножа,
шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка,
резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом,
гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздем, проволокой,
«в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних
подвесок, декоративных композиций, упаковок, коробок,
подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.
Текстильные материалы (4ч)
Общее понятие о текстильных материалах, их
практическое применение в жизни.
Виды тканей, используемые на уроках: ткани
растительного и животного происхождения. Сопоставление
тканей по основным свойствам: цвету,
фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей.
Нитки, используемые на уроках: швейные, мулине, для
вязания. Выбор ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.
Инструменты и приспособления для обработки
текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания,
булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки.
Приемы рационального и безопасного использования игл и
булавок.
Основные технологические операции ручной обработки
текстильных материалов: отмеривание нитки,
закрепление конца нитки узелком и петелькой, продергивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание
ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную
основу, сшивание деталей из ткани
петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические работы: изготовление вышитых
картинок-подвесок, обложек для записных книг, открыток, закладок, аппликаций,
кукол для пальчикового театра, коллажа, нитяной графики.
Металлы (2ч)
Виды металлов, используемые на уроках: фольга,
проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность,
жесткость, гибкость, способность сохранять форму.
Свойства проволоки: толщина, гибкость,
способность сохранять форму.
Экономное расходование материалов при
разметке.
Инструменты и приспособления для обработки
металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки
металлов: разметка на глаз, по шаблону,
резание ножницами, скручивание.
Практические работы: изготовление новогодних
украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Утилизированные материалы (5ч)
Вид материала: пластмассовые разъемные упаковки-капсулы. Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приемы рационального и
безопасного использования ножниц, шила.
Основные технологические операции ручной
обработки утилизированных материалов: разметка по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком),
отделка клейкой бумагой.
Практические работы: изготовление
игрушек-сувениров.
Конструирование и
моделирование (3ч)
Понятие о конструкции изделия. Различные виды
конструкции (разъемная, неразъемная) и способы их сборки.
Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и
внешнего оформления по назначению изделия).
Конструирование и моделирование несложных
технических объектов по рисунку, простейшему чертежу,
эскизу, по заданным условиям
(функциональным, декоративно-художественным).
Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения
движения теплого воздуха; устройства из полос бумаги;
компаса; весов для определения веса воздуха; флюгера.
Примечание
Трудовая деятельность в жизни человека, общее
представление о технологическом процессе, самообслуживание
в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания» осваиваются обучающимися в процессе изучения раздела
«Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».
Практика работы на
компьютере (10ч)
Компьютер. Основы
работы на компьютере (4ч)
Компьютер как техническое устройство для
работы с информацией. Основные устройства
компьютера. Назначение основных устройств
компьютера.
Дополнительные устройства, подключаемые
к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный
диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками.
Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Технология работы с
инструментальными программами (6ч)
Графические редакторы, их назначение и возможности пользования. Работа с простыми информационными объектами
(графическое изображение): создание,
редактирование, изображения на принтер. Использование
графического редактора для реализации
творческого замысла.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.