Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 4 класс

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с.Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан –Основная общеобразовательная школа с.Аминево

муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО Заведующий Филиалом Директор СОШ с.Алкино-2 Протокол №1 СОШ с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево ______ / Кулешова М.Т от «____» _________ 2014г. ______ / Аминева Г.М. Приказ № _________ Руководитель ШМО от «____»______ 2014г. _________/Яхина З.А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии для 4 класса

УМК «Начальная школа 21 века»






Составитель: учитель начальных классов

высшей категории Филиала СОШ с.Алкино-2-ООШ с.Аминево

Яхина Зульфира Асхатовна




2014-2015 учебный год


РАЗДЕЛ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 

1. Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2.Федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год, утвержденного приказом от 31марта 2014 г.  № 253

 3. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»

5. Образовательная программа Филиала СОШ с. Алкино-2- ООШ с.Аминево ( с изменениями и дополнениями)

6. Учебного плана Филиала СОШ с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево на 2014-2015 учебный год.

7.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011.

8.Сборника программ «Начальная школа XXI» Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф 2012

9. Программы: Технология 1-4 классы автора Лутцева Е.А._ М.: Вентана-Граф, 2013.

Программа соответствует учебнику «Технология» : 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 4-е издание. дораб. – М: Вентана – Граф, 2014

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю). 


Цели уроков технологии:

-дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники,

-создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Основные задачи уроков технологии:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человекас природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.


РАЗДЕЛ II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Технико-технологические знания и умения,

основы технологической культуры (26 ч)

Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).

Основы технико-технологических знаний и умений.

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).

Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Техника ХХ-ХХ1 веков. Ее современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за ее пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономич-ность и др.).

Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими инфомационными объектами (тексты, рисунки). Создание, преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать.

Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.

Из истории технологии (8часов)

Преобразовательная деятельность человека в XX веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума человека в ее предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.

Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.

Самые яркие изобретения начала XX века (в обзорном порядке) — электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине XX века — телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж ХХ-ХХ1 веков — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.

Средства контроля:

  • Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.

  • Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

  • Безопасные приемы труда при работе на компьютере.


РАЗДЕЛ III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

иметь представление:

  • о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;

  • о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;

  • о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;

  • об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);

  • о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;


знать:

современные профессии, появившиеся в ХХ-ХХ1 веках и связанные с изученным содержанием;

технические изобретения конца XIX — начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);

названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;

основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);

названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;

этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;

петельную, крестообразную строчки и их варианты;

луковичный и клубневый способы размножения растений;


уметь:

определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;

  • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;

  • эстетично оформлять изделия;

  • соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;

  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;

  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

  • выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, этикет и т. д.);


самостоятельно:

  • разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;

  • организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;


при помощи учителя:



  • выбирать темы для практических и проектных работ;

  • искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем





РАЗДЕЛ IV.ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

- степень самостоятельности в выполнении работы;

- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

- “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

- “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

- “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок . Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

- полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

- в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,

- коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.







РАЗДЕЛ V. Тематическое планирование









п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Виды деятельности

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически


Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства


Инструктаж по ТБ. Штучное и массовое. Подставка для карандашей и ручек

Работать по инструкционной карте, соединять объемные детали.




От мастерской ремесленника –

к промышленному комбинату. Чеканка.

Применять приемы получения точек, линий, выпуклостей, вогнутостей.




3-4

Что такое научно-технический прогресс. Современное производство.

Как люди совершают открытия. Электрическая цепь.

Различать элементы электрической цепи. Собирать простую модель электрической цепи.




5-7

Как работает современный завод.

Какие бывают двигатели. Модель телефона.

Изготовлять простейшую модель телефона.




8

Природа-кормилица. Добыча и переработка сырья


Чёрное золото.

Как добывают нефть и газ. Свойства материала.

Характеризовать организацию работы предприятия.

Работать коллективно, распределять роли, выполнять проекты.




9-10

Что изготавливают из нефти. Изделия из пластиковой бутылки.

Изучать и сравнивать свойства материалов.




Проблемы экологии.

Что такое предприятия высокой технологии. Живой подарок.




11-12

Новые технологии в земледелии и животноводстве.

Природоохранные сельскохозяйственные технологии.

Выполнять изделия из вторсырья.




Чудеса в саду и огороде.

Чем питаются космонавты.




13

Цветочная сказка




14

Жилище человека

О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома.


Выявлять условия выращивания клубневых или луковичных растений.

Вести дневник наблюдений за выращиванием.




15-16

Дом для семьи. Проект сферы обслуживающих предприятий.


Читать схематические рисунки.

Выполнять эскиз общего вида, изготавливать макет дома.




17

Как дом стал небоскребом.


Разрабатывать схемы, эскизы, изготавливать модель.




18-19

Какие бывают города.

Города будущего.

Реализовывать коллективный проект.




20

Дизайн.

Художественное конструирование

Что такое дизайн. Дизайн упаковки.


Работать по разверткам, выполнять объемную аппликацию.




21-22

Дизайн в технике. Технологическая документация для выполнения упаковки изделия.

Разрабатывать технологическую документацию, оформлять инструкционную карту.




23

Дизайн рекламной продукции. Дизайнерский коллективный проект в области техники

Разрабатывать новую модель передвижения.




24-25

Дизайн интерьера и ландшафта. Макет технического устройства

Использовать алгоритм последовательности проектирования, соблюдать требования дизайна.




26

Дизайн одежды. Проект «Дизайн в одежде»

Работать по инструктивной карте.




27

Компьютерный мир. Информационные технологи

Инструктаж по ТБ. Зачем человеку нужна информация.

Что такое компьютер. От абака до ЭВМ. Практикум овладения компьютером.

Знакомиться с основными частями компьютера.




28

Как устроен компьютер. Включение компьютера.

Различать рабочие элементы компьютера.




29

Как работают компьютерные программы. Работа Windows.

Выполнять команды «Закрыть», «Сохранить как…», «Выделить».




30-31

Что умеют компьютеры. Создание документа.

Набирать текст в Windows.





32



Будущее начинается сегодня. Сохранение документа.

Различать шрифт и основные начертания.




33

Приложение (для тех, у кого нет компьютера). Создание таблиц. Обобщение по теме.

Назначать шрифт, выравнивать текст, добавлять рисунки. Самостоятельно выполнять задания.




34

Повторение

Обобщающий урок

Показать уровень знаний







РАЗДЕЛ VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )

Оборудование:

- Учебные столы.

- Проектор.

- Компьютер.

- Экран.

Дидактические материалы:

- схемы;

- дидактические игры;

- карточки заданий;

Интернет-ресурсы

Российское образование: федеральный портал- http://www.edu.ru/index.php.

Наука и образование: образовательный портал- http://edu.rin.ru.

Школы в Интернете.-http://schools.techno.ru

Российский образовательный порталhttp://www.school.edu.ru

     Портал «Российское образование»http://www.edu.ru

     Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. -http://www.ict.edu.ru

Региональная коллекция ЦОР -http://ims.ocpi.ru

     Хранилище методических материаловhttp://method.samara.rcde.ru

     Московского центра Федерации Интернет-образованияwww.center.fio.ru

     «Начальная  школа» Издательского дома «Первое сентября» - http://nsc.1september.ru

«Открытый мир»- http://www.openworld.ru

     «Школа 2000...»- http://www.sch2000.ru/pages/news.html

«Школа 2100» -http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
    
Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова-http://www.zankov.ru.

Международной ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). -   http://maro.newmail.ru

Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» - http://www.murzilka.km.ru.

Мир энциклопедий -http://www.encyclopedia.ru

Рубрикон - Река информации.-http://www.rubricon.com/

Энциклопедический справочник- http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm

Словари, энциклопедии, справочники.-http://www.nlr.ru/res/inv/ic/sprav.htm

Термины и определения.- http://www.terms.ru/index.htm

Научная электронная библиотека РФФИ. -http://www.elibrary.ru

Открытая русская электронная библиотека “OREL”- http://orel.rsl.ru

Библиотека Максима Машкова. -http://www.lib.ru

Bookz.ru: электронная библиотека-. http://bookz.ru

http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.

http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка»;

http://www.km.ruпортал компании «Кирилл и Мефодий».






РАЗДЕЛ VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для учителя:

. 1. Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. – 6-е изд., испр. И доп.-М.: Айрис – пресс, 2007.

2.Бененсон Е. Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 4 класс, Академкнига/Учебник

3. Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /– 4-е издание. дораб. – М: Вентана – Граф, 2014

для учащихся :

1.Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / – 4-е издание. дораб. – М: Вентана – Граф, 2014

2.Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана – Граф, 2014


13


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по технологии для 4 класса  разработана  на основе следующих нормативно-правовых документов: 

1. Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2.Федерального перечня  учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на  2014/15 учебный год, утвержденного приказом от 31марта 2014 г.  № 253

 3. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»

5. Образовательная программа Филиала  СОШ с. Алкино-2- ООШ с.Аминево ( с изменениями и дополнениями)

6. Учебного плана Филиала СОШ с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево на 2014-2015 учебный год.

7.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011.

8.Сборника  программ «Начальная школа XXI»   Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф 2012

9. Программы: Технология 1-4 классы автора  Лутцева Е.А._ М.: Вентана-Граф, 2013.

Программа соответствует учебнику «Технология» : 4 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 4-е издание. дораб. – М: Вентана – Граф, 2014

 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа  в год (1час в неделю). 

Автор Яхина Зульфира Асхатовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 692
Номер материала 16739
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓