Главная / Начальные классы / Рабочая программа по технологии (3 класс).

Рабочая программа по технологии (3 класс).

Документы в архиве:

142 КБ Технология.doc

Название документа Технология.doc

1. Пояснительная записка.

Цель: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

  • использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно - конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, учебным планом МАОУ СОШ № 59, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии и авторской программы Е.А.Лутцевой «Технология. Ступеньки к мастерству» (Программа к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана – Граф, 2012.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.



2. Характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе Закона российской Федерации «Об образовании», требований Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, с учетом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника учиться.

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» создана на основе авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология». В данную программу изменения не внесены.

Курс «Технология» направлен на формирование активно мыслящей, самостоятельно действующей личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром.


3. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

1 четверть – 9 ч

2 четверть – 7 ч

3 четверть – 10 ч

4 четверть – 9 ч





4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного  предмета

Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.

Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум

основным содержательным линиям:

1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

Линия включает информационно-познавательную и практическую части

и построена в основном по концентрическому принципу. Вначале осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов, использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Затем даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

2. Из истории технологии.

Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел, создания механизмов, использующих силу природных стихий, изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.

































5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;

  • проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

  • испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

  • совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  • совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

  • С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

  • открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

  • Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать:

  • о характерных особенностях изученных видов декоративно- прикладного искусства;

  • о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь:

  • узнавать и называть по характерным особенностям образцов или описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;

  • соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи ческой грамоты

Знать:

  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

  • основные линии чертежа (осевая и центровая);

  • правила безопасной работы канцелярским ножом;

  • косую строчку, её варианты, их назначение;

  • названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

  • о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;

  • традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

  • читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

  • выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;

  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

  • выполнять рицовку;

  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;

  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);

  • решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно - художественным условиям;

  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

  • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

  • названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;

  • о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.

Уметь с помощью учителя:

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

  • выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);

  • работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

























6. Содержание учебного предмета, курса.


п/п

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Содержание

учебного материала

(дидактические единицы)

Количество

проверочных и контрольных

работ

Первое полугодие: 16 ч.

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

6

Рукотворный мир как результат труда человека. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Природа в художественно-практической деятельности человека. Природа и техническая среда. Дом и семья. Самообслуживание.


2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

10

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Инструменты и приспособления для обработки материалов. Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.). Графические изображения в технике и технологии.


Второе полугодие: 19 ч.

3

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

4

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.). Графические изображения в технике и


4

Конструирование и моделирование

10

Изделие и его конструкция. Элементарные представления о конструкции. Конструирование и моделирование несложных объектов.


5

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

5

Знакомство с компьютером. Работа с информацией.



7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.


п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Первое полугодие: 16 ч.

1

Рукотворный мир как результат труда человека.

1

Исследование построек Древней Руси. Введение терминов: профессия, проект, проектирование, зодчество.

2

Рукотворный мир как результат труда человека. Проектирование русского костюма.

1

Проектирование русского костюма. Введение понятий: «модельер», «гардероб».

3

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Поздравительная открытка.

1

Работа с рубрикой «Выскажи догадку». Самостоятельная работа.

4

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Модель ветряной мельницы.

1

Исследования: передаточный механизм – главная часть конструкции мельницы. Передачи в часах, велосипедах. Работа с презентацией.


5

Природа в художественно-практической деятельности человека. Украшения изделий народного промысла.

1

Презентация «Обработка сырья ремесленниками-мастерами». Практическая работа «Украшения изделий народного промысла».

6

Природа в художественно-практической деятельности

человека. Творческий проект.

1

Просмотр презентации «Доброе мастерство».

Творческий проект.

7

Природа и техническая среда. Работа с «конструктором»: сборка тележки.

1

Исследование – проверка силы пара. Практическая работа с конструктором.

8

Природа и техническая среда. Проект «Правила поведения в школе».

1

Практическая работа «Определение форм передачи информации: текстовая, в рисунках, знаках». Создание проекта «Правила поведения в школе» в знаковой форме.

9

Дом и семья. Самообслуживание. Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами.

1

Практическое исследование, демонстрирующее явление электризации. Творческая работа в рабочей тетради.


10

Дом и семья. Самообслуживание. Составление памятки безопасности.

1

Просмотр презентации «Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами». Составление памятки «Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством».

11

Дом и семья. Самообслуживание. Изготовление сувенира.

1

Мозговой штурм «Что такое коммуникативная культура, какие предметы и изделия, обладают коммуникативным смыслом». Практическая работа: изготовление открытки или сувенира.

12

Дом и семья. Самообслуживание. Проект «Подарки».

1

Элементарная проектная деятельность. Результат – изделия, подарки малышам и взрослым в рамках творческого проекта «Подарки».

13

Дом и семья. Самообслуживание. Размножение растений.

1

Практическая работа по теме «Размножение растений» (перевалка, пересадка). Составление инструкционной карты.


14

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Игрушка «Змея».

1

Работа с образцами бумаги. Исследования свойств бумаги.

15

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Коллаж «Собачка».

1

Просмотр презентации «Материалы и их свойства». Исследование свойств тканей.


16

Инструменты и приспособления для обработки материалов. Мебель «Скамейка».

1

Творческая работа «Преобразование развёрток несложной формы».

Практическая работа «Мебель».

Второе полугодие: 19 ч.

17

Инструменты и приспособления для обработки материалов. Игрушка «Жираф».

1

Практическая работа. Изготовление игрушки «Жираф».

18

Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции.

1

Решение технологических задач.

19

Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции.

1

Решение технологических задач.

20

Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции.

1

Решение технологических задач.

21

Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции.

1

Решение технологических задач.

22

Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции.

1

Решение технологических задач.

23

Технологические операции ручной обработки материалов.

1

Решение технологических задач.

24

Технологические операции ручной обработки материалов. Технологические операции.

1

Решение технологических задач. Составление алгоритма составления развёртки.

25

Технологические операции ручной обработки материалов. Коробка с сюрпризом.

1

Решение технологических задач. Самостоятельная работа.

26

Графические изображения в технике и технологии. Макет мебели (диван).

1

Решение технологических задач. Творческая работа по изготовлению макета.

27

Графические изображения в технике и технологии. Подарок маме.

1

Решение технологических задач. Творческая работа «Подарок маме».

28

Графические изображения в технике и технологии.

1

Работа в соответствии с алгоритмом. Перенос образца в свою модель, преобразование модели. Создание и защита проекта.

29

Изделие и его конструкция.

1

Исследование: сходство и различие плоских и объёмных предметов. Поиск способов получения объёма.

30

Элементарные представления о конструкции.

1

Расширение словарного запаса: «основание», «грань», «трёхмерная».

31

Конструирование и моделирование несложных объектов. Самостоятельная работа.

1

Творческая работа: придумать и изготовить свою игрушку или головоломку на основе коробков или кубиков.

32

Знакомство с компьютером.

1

Практическая работа: включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.

33

Работа с информацией.

1

Практическая работа: клавиатурное письмо.

34

Работа с информацией. Источники информации.

1

Практическая работа: выполнение простейших операций с готовыми файлами и папками.

35

Работа с информацией. Информационные объекты.

1

Практическая работа: выполнение простейших операций с готовыми файлами и папками.

Итог: 35 ч.






















8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература

Основная

Для учителя.

1. Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.

2. ФГОС НОО. – М.: Просвещение, 2009

3. Примерная ООП НОО/ Система учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2010.

Для учащихся

1. Лутцева Е. А. Технология, 3 класс /Учебник – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Лутцева Е.А. Технология, 3 класс/Рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2013.

Дополнительная

Для учителя

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Для учащихся


Интернет-ресурсы


Оборудование и приборы

1. Компьютер

2. Интерактивная доска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

«Перспектива» г. Липецка



Согласовано Утверждаю

на заседании методического приказом № 277 от 28.08.2014 г.

объединения учителей Директор МАОУ СОШ № 59

Протокол №1 «Перспектива» г. Липецка

от 28.08.2014 г. _____________ Р.А.Гладышева







Рабочая программа


по технологии

для 3 класса


(Образовательная система

«Начальная школа XXI века»)


на 2014-2015 учебный год






Учитель начальных классов –

Аникеева Людмила Викторовна








г. Липецк


Рабочая программа по технологии (3 класс).
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по технологии для 3 класса Образовательная программа "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа содержит:

 

  • Пояснительную записку.
  • Характеристику учебного предмета.
  • Место учебного предмета в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
  • Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Автор Аникеева Людмила Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 262
Номер материала 28224
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓