1.
Пояснительная
записка.
Цель:
ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира,
объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются
в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования
сырья, энергии, информации.
Изучение
технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
ü
развитие
личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и
т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и
образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ
творческой деятельности в целом и элементов технологического и
конструкторского мышления в частности);
ü
формирование
общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об
истории деятельностного освоения мира (от открытия способов
удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического
прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой
(как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения,
идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и
важности правильного выбора профессии;
ü
формирование
первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических
знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков
самообслуживания;
ü
овладение
первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой
информации в словарях, каталоге библиотеки.
ü
использование
приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной
среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно -
конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
ü
развитие
коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков
совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,
планирования и организации;
ü
воспитание
экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть
положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к
людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности
предшествующих поколений.
Рабочая
программа по технологии разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства
образования РФ: Начальное общее образование, учебным планом МАОУ СОШ № 59,
фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по
технологии и авторской программы Е.А.Лутцевой «Технология. Ступеньки к
мастерству» (Программа к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.:
Вентана – Граф, 2012.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения
учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Закона российской Федерации «Об
образовании», требований Федеральных государственных стандартов общего
образования второго поколения, с учетом основных идей и положений программы
развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего
образования, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
задачи формирования у младшего школьника учиться.
Рабочая
программа по учебному предмету «Технология» создана на основе авторской
программы Е.А. Лутцевой «Технология». В данную программу изменения не внесены.
Курс
«Технология» направлен на формирование активно мыслящей, самостоятельно
действующей личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение
предмета отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
1 четверть – 9 ч
2 четверть – 7 ч
3 четверть – 10 ч
4 четверть – 9 ч
4. Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Сквозная
идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации
своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ
реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих
потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на
технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например,
изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное
сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической
деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние
окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной
культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей
практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание
курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум
основным
содержательным линиям:
1. Основы
технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия
включает информационно-познавательную и практическую части
и
построена в основном по концентрическому принципу. Вначале осваиваются
элементарные знания и умения по технологии обработки материалов, использованию
техники в жизнедеятельности человека и т. п. Затем даются представления об
информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и
использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
2. Из
истории технологии.
Линия
отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность.
Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и
отдельные этапы практического освоения человеком окружающего мира, создания
культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от
стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к
зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном
освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии
раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения
ремёсел, создания механизмов, использующих силу природных стихий, изобретения
парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся
также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших
науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе,
его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в
экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую
очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить
свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
результаты.
Создание условий
для формирования следующих умений:
·
отзывчиво относиться к одноклассникам и
проявлять готовность оказать им посильную помощь;
·
проявлять интерес к историческим традициям
своего края и России;
·
испытывать потребность в самореализации в
доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом
моделировании;
·
принимать мнения и высказывания других
людей, уважительно относиться к ним;
·
опираясь на освоенные изобразительные и
конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов
реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные
результаты.
Регулятивные
УУД
·
совместно с учителем
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
·
совместно с учителем
выявлять и формулировать учебную проблему;
·
совместно с учителем
анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
·
самостоятельно
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального
решения проблемы (задачи);
·
коллективно разрабатывать несложные
тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в
полученные результаты;
·
осуществлять текущий контроль точности
выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по
конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего
качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить
необходимые конструктивные доработки;
·
выполнять текущий контроль (точность
изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по
предложенным учителем критериям.
Познавательные
УУД
·
С помощью учителя
искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст,
иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках,
сети Интернет;
·
открывать новые знания, осваивать новые
умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника,
выполнения пробных поисковых упражнений;
·
преобразовывать информацию: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные
УУД
·
Учиться высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать,
·
слушать других, пытаться принимать другую
точку зрения;
·
уметь сотрудничать, выполняя различные
роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
·
уважительно относиться к позиции других,
пытаться договариваться.
Предметные
результаты
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать:
·
о характерных особенностях изученных видов
декоративно- прикладного искусства;
·
о профессиях мастеров прикладного
искусства (в рамках изученного).
Уметь:
·
узнавать и называть по характерным
особенностям образцов или описанию изученные и распространённые в крае
ремёсла;
·
соблюдать правила безопасного пользования
домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графи ческой грамоты
Знать:
·
названия и свойства наиболее
распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы,
ткани);
·
последовательность чтения и выполнения
разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
·
основные линии чертежа (осевая и
центровая);
·
правила безопасной работы канцелярским
ножом;
·
косую строчку, её варианты, их назначение;
·
названия нескольких видов информационных
технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального
окружения учащихся).
Иметь
представление:
·
о композиции декоративно-прикладного
характера на плоскости и в объёме;
·
традициях декоративно-прикладного
искусства в создании изделий.
Уметь
частично самостоятельно:
·
читать простейший чертёж (эскиз)
развёрток;
·
выполнять разметку развёрток с помощью
чертёжных инструментов;
·
подбирать и обосновывать наиболее
рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
·
выполнять рицовку;
·
оформлять изделия и соединять детали косой
строчкой и её вариантами;
·
находить и использовать дополнительную
информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);
·
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование
и моделирование
Знать:
·
простейшие способы достижения прочности
конструкций.
Уметь:
·
конструировать и моделировать изделия из
разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно -
художественным условиям;
·
изменять конструкцию изделия по заданным
условиям;
·
выбирать способ соединения и
соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование
информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
·
названия и назначение основных устройств
персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные
правила безопасной работы на компьютере;
·
о назначении клавиатуры, компьютерной
мыши.
Уметь с помощью
учителя:
·
включать и выключать компьютер;
·
пользоваться клавиатурой, компьютерной
мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
·
выполнять простейшие операции с готовыми
файлами и папками (открывать, читать);
·
работать с ЦОР (цифровыми образовательными
ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать
диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
6. Содержание
учебного предмета, курса.
№
п/п
|
Наименование
раздела
|
Кол-во
часов
|
Содержание
учебного
материала
(дидактические
единицы)
|
Количество
проверочных
и контрольных
работ
|
Первое полугодие: 16 ч.
|
1
|
Общекультурные
и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
|
6
|
Рукотворный
мир как результат труда человека. Трудовая деятельность в жизни человека.
Основы культуры труда. Природа в художественно-практической деятельности
человека. Природа и техническая среда. Дом и семья. Самообслуживание.
|
|
2
|
Технология
ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
|
10
|
Материалы,
их свойства, происхождение и использование человеком. Инструменты и
приспособления для обработки материалов. Общее представление о
технологическом процессе. Технологические операции ручной обработки
материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.).
Графические изображения в технике и технологии.
|
|
Второе полугодие: 19 ч.
|
3
|
Технология
ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
|
4
|
Технологические
операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона,
ткани и др.). Графические изображения в технике и
|
|
4
|
Конструирование
и моделирование
|
10
|
Изделие
и его конструкция. Элементарные представления о конструкции. Конструирование
и моделирование несложных объектов.
|
|
5
|
Использование
информационных технологий (практика работы на компьютере)
|
5
|
Знакомство
с компьютером. Работа с информацией.
|
|
7.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся.
№
п/п
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Основные
виды учебной деятельности учащихся
|
Первое полугодие: 16 ч.
|
1
|
Рукотворный мир как результат труда человека.
|
1
|
Исследование
построек Древней Руси. Введение терминов: профессия, проект, проектирование,
зодчество.
|
2
|
Рукотворный
мир как результат труда человека. Проектирование
русского костюма.
|
1
|
Проектирование
русского костюма. Введение понятий: «модельер», «гардероб».
|
3
|
Трудовая
деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Поздравительная
открытка.
|
1
|
Работа с рубрикой «Выскажи догадку». Самостоятельная
работа.
|
4
|
Трудовая
деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Модель ветряной
мельницы.
|
1
|
Исследования:
передаточный механизм – главная часть конструкции мельницы. Передачи в часах,
велосипедах. Работа с презентацией.
|
5
|
Природа
в художественно-практической деятельности человека. Украшения изделий
народного промысла.
|
1
|
Презентация
«Обработка сырья ремесленниками-мастерами». Практическая работа «Украшения
изделий народного промысла».
|
6
|
Природа
в художественно-практической деятельности
человека.
Творческий проект.
|
1
|
Просмотр презентации
«Доброе мастерство».
Творческий
проект.
|
7
|
Природа
и техническая среда. Работа с «конструктором»: сборка тележки.
|
1
|
Исследование
– проверка силы пара. Практическая работа с конструктором.
|
8
|
Природа
и техническая среда. Проект «Правила поведения в школе».
|
1
|
Практическая
работа «Определение форм передачи информации: текстовая, в рисунках, знаках».
Создание проекта «Правила поведения в школе» в знаковой форме.
|
9
|
Дом
и семья. Самообслуживание. Правила безопасного пользования бытовыми
электрическими приборами.
|
1
|
Практическое
исследование, демонстрирующее явление электризации. Творческая работа в
рабочей тетради.
|
10
|
Дом
и семья. Самообслуживание. Составление памятки безопасности.
|
1
|
Просмотр
презентации «Правила безопасного пользования бытовыми электрическими
приборами». Составление памятки «Правила безопасного пользования бытовыми
электрическими приборами, электричеством».
|
11
|
Дом
и семья. Самообслуживание. Изготовление сувенира.
|
1
|
Мозговой
штурм «Что такое коммуникативная культура, какие
предметы и изделия, обладают коммуникативным смыслом». Практическая
работа: изготовление открытки или сувенира.
|
12
|
Дом
и семья. Самообслуживание. Проект «Подарки».
|
1
|
Элементарная
проектная деятельность. Результат – изделия, подарки малышам и взрослым в
рамках творческого проекта «Подарки».
|
13
|
Дом
и семья. Самообслуживание. Размножение растений.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Размножение растений» (перевалка, пересадка). Составление
инструкционной карты.
|
14
|
Материалы,
их свойства, происхождение и использование человеком. Игрушка «Змея».
|
1
|
Работа
с образцами бумаги. Исследования свойств бумаги.
|
15
|
Материалы,
их свойства, происхождение и использование человеком. Коллаж «Собачка».
|
1
|
Просмотр
презентации «Материалы и их свойства». Исследование свойств тканей.
|
16
|
Инструменты
и приспособления для обработки материалов. Мебель «Скамейка».
|
1
|
Творческая
работа «Преобразование развёрток несложной формы».
Практическая
работа «Мебель».
|
Второе полугодие: 19 ч.
|
17
|
Инструменты
и приспособления для обработки материалов. Игрушка «Жираф».
|
1
|
Практическая
работа. Изготовление игрушки «Жираф».
|
18
|
Общее
представление о технологическом процессе. Технологические операции.
|
1
|
Решение
технологических задач.
|
19
|
Общее
представление о технологическом процессе. Технологические операции.
|
1
|
Решение
технологических задач.
|
20
|
Общее
представление о технологическом процессе. Технологические операции.
|
1
|
Решение
технологических задач.
|
21
|
Общее
представление о технологическом процессе. Технологические операции.
|
1
|
Решение
технологических задач.
|
22
|
Общее
представление о технологическом процессе. Технологические операции.
|
1
|
Решение
технологических задач.
|
23
|
Технологические
операции ручной обработки материалов.
|
1
|
Решение
технологических задач.
|
24
|
Технологические
операции ручной обработки материалов. Технологические операции.
|
1
|
Решение
технологических задач. Составление алгоритма составления развёртки.
|
25
|
Технологические
операции ручной обработки материалов. Коробка с сюрпризом.
|
1
|
Решение
технологических задач. Самостоятельная работа.
|
26
|
Графические
изображения в технике и технологии. Макет мебели (диван).
|
1
|
Решение
технологических задач. Творческая работа по изготовлению макета.
|
27
|
Графические
изображения в технике и технологии. Подарок маме.
|
1
|
Решение
технологических задач. Творческая работа «Подарок маме».
|
28
|
Графические
изображения в технике и технологии.
|
1
|
Работа
в соответствии с алгоритмом. Перенос образца в свою модель, преобразование
модели. Создание и защита проекта.
|
29
|
Изделие
и его конструкция.
|
1
|
Исследование:
сходство и различие плоских и объёмных предметов. Поиск способов получения
объёма.
|
30
|
Элементарные
представления о конструкции.
|
1
|
Расширение
словарного запаса: «основание», «грань», «трёхмерная».
|
31
|
Конструирование
и моделирование несложных объектов. Самостоятельная работа.
|
1
|
Творческая
работа: придумать и изготовить свою
игрушку или головоломку на основе коробков или кубиков.
|
32
|
Знакомство
с компьютером.
|
1
|
Практическая
работа: включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств.
|
33
|
Работа
с информацией.
|
1
|
Практическая
работа: клавиатурное письмо.
|
34
|
Работа
с информацией. Источники информации.
|
1
|
Практическая
работа: выполнение простейших операций с готовыми файлами и папками.
|
35
|
Работа
с информацией. Информационные объекты.
|
1
|
Практическая
работа: выполнение простейших операций с готовыми файлами и папками.
|
Итог: 35 ч.
|
8.
Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература
|
Основная
|
Для учителя.
|
1. Беседы
с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана –
Граф», 2008 г.
2. ФГОС
НОО. – М.: Просвещение, 2009
3.
Примерная ООП НОО/ Система учебников «Начальная школа XXI века». – М.:
Вентана-Граф, 2010.
|
Для учащихся
|
1.
Лутцева Е. А. Технология, 3 класс /Учебник – М.: Вентана-Граф, 2012.
2.
Лутцева Е.А. Технология, 3 класс/Рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2013.
|
Дополнительная
|
Для учителя
|
Матяш
Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Проектная деятельность младших школьников. –
М.: Вентана-Граф, 2012.
|
Для учащихся
|
|
Интернет-ресурсы
|
|
Оборудование и приборы
|
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.