Главная / Начальные классы / Рабочая программа по технологии 3 класс

Рабочая программа по технологии 3 класс

Содержание учебного предмета


3 класс – 34 часа


1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (14ч).


Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.

Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).

Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

Природа как источник творческих идей мастера и художника.

Профессии мастеров прикладного творчества.

Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).

Самообслуживание – пришивание пуговиц.


2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10ч).


Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.

Разметкаразвёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Вырезывание отверстий на деталях.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).


3. Конструирование (5ч).


Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.



5. Использование информационных технологий (5 ч).


Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией(книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет1, видео, DVD).










VII Тематическое планирование

Дата


урока

Тема урока



Цели урока


повторение

Характеристика УУД

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание.(14ч)

5.09

1

Рукотворный мир как результат труда человека. Проектирование русского костюма.

Отражение жизненной потребности в обустройстве, убранстве, быте и одежде людей.

Формировать умения анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное, учить преобразовывать информацию: представлять её в виде схемы, таблицы, текста, рисунка.


Тб при работе с ножницами


уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании. Разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.

12.09

2

Рукотворный мир как результат труда человека. Коллективный проект «Макет здания».

Отражение жизненной потребности в технических объектах.

Формировать умение работать в коллективе, уважительно относиться к мнению товарищей.. Развивать навыки по работе с колющими предметами.

Учить отбирать нужную информацию в учебнике.

Тб при работе с ножницами

коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.

уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

Трудовая деятельность в жизни человека.основы культуры труда.(4ч)

19.09

3

Трудовая деятельность в жизни человека.основы культуры труда.(4ч) Человек – творец материальной среды.

Поздравительная открытка.


Формировать умения самостоятельно выполнять пробные поисковые действия ,развивать творческие способности учащихся.

Плоские фигуры и объёмные формы.

сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании.

26.09

4

Человек – создатель духовно-культурной среды.

Постройки Древней Руси.

Макет крепости (урок-проект).


повторение техника безопасности при работе с клеем, ножницами.

Познакомить с взаимовлиянием наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

Тб при работе с ножницами и клеем

совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

обсуждение и рассматривание фотографий

и рисунков построек Древней Руси, отражающих их назначение (для обороны, для религиозных целей, для жизни).


3.10

5

Механизмы, работающие на энергии сил природы. Постройки Древней Руси.

Макет крепости

.

Вспомнить и обобщить знания по использованию человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда».


Правила работы в паре

совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

10.10

6

Механизмы, работающие на энергии сил природы. Макет печи, украшенный изразцами

Беседа «Энергия природных стихий. Огонь работает на человека».


Формировать умения коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.


Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда.


сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

Природа в художественно-практической деятельности человека.(2ч)

17.10

7

Гармония предметного мира и природы. Украшения изделий народного промысла . Беседа « Обработка сырья ремесленниками-мастерами».


.

Выполнять узоры украшения изделий народного промысла, формировать умения работать коллективно, договариваясь, дать представление о мастерах , ремесленниках их работе.


Правила работы в коллективе.

совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.

учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

24.10

8

Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту.

Конструирование и украшение модели одежды


Формировать умения составлять небольшие сообщения на темы урока: «Одежда, её предназначение».

Развивать чувство прекрасного, чувство меры и стиля в одежде.

Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета обстановке.

совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.

учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

Природа и техническая среда (2ч)

7.

11


14.11


9

10

Машины и механизмы – помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.

Работа с «конструктором»: сборка тележки .Беседа «Энергия природных стихий. Паровой двигатель».


Формировать умения составлять сообщения: « Паровой двигатель – великое изобретение. Использование парового двигателя.. Знакомить с приёмами креплений и соединений в конструкторе.

ТБ при работе с конструктором.

совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

Дом и семья (4ч)

21.11

11

Самообслуживание: безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, электричеством.

Составление памятки безопасности. Беседа по правилам безопасности при работе с электроприборами

Повторить знания детей «Какую роль играет электричество в жизни современного человека? Где применяется электроэнергия?

беседа по правилам безопасности при работе с электроприборами.

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.

учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

28.11

12

Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом: открытки, сувениры, подарки. Изготовление сувенира по выбору.


Познакомить с понятием «коммуникативная культура», какие предметы и изделия, обладают коммуникативным смыслом».

Повторить «Приёмы складывания и вырезания бумаги. Приёмы вырезания отверстий различной формы. Неподвижное клеевое соединения деталей».


Приёмы складывания и вырезания бумаги. Приёмы вырезания отверстий различной формы. Неподвижное клеевое соединения деталей».


совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.

учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

5

.12

13

Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом: открытки, сувениры, подарки. Проект «Подарки малышам»



Знакомиться с основными приёмами работы: складывание, сгибание, склеивание, разметка.


Приёмы складывания и вырезания бумаги. Приёмы вырезания отверстий различной формы.

сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

12.12

14

Мир растений: уход за растениями. Размножение растений . Практическая работа по теме «Размножение растений делением» (перевалка, пересадка).


Повторить правила ухода за растениями(поливка, удобрения, рыхление), познакомить с размножением черенками, отпрысками.

Распределение ролей в проектной группе.

сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты(10ч)

19.12

14

Материалы, их свойства, использование человеком.

Образцы бумаги. Пр. р. «свойства бумаги» Приёмы разметки, сгибания и резания бумаги.

Соединение деталей внахлест.

Игрушка «Змея»

Познакомить с материалами, их свойствами в зависимости от назначения изделия, познакомить с образцами бумаги.

Приёмы разметки, сгибания и резания бумаги.

Соединение деталей внахлест.

Образцы бумаги

преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

26.12

15


Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Практическая работа «Свойства тканей». Коллаж «Собачка»

знакомство с образцами тканей., искусственными и синтетическими, их получение и применение.

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

16.01

16

Инструменты и приспособления для обработки материалов. Правила пользования канцелярским ножом. Неподвижное клеевое соединение деталей объёмной формы. Игрушка «Жираф»


Повторить правила безопасной работы канцелярским ножом.

Учить выполнять рицовки с помощью канцелярского ножа.


Приёмы безопасной работы с канцелярским ножом .

преобразовывать информацию: представлять её в виде текста, схемы, таблицы.

выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Технологические операции(6ч)


23.01

30.01

6

.02

17

18

19

Технологические операции

Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях).

Выбор изделия .Изготовление проекта. Защита проекта.

Дать представление о проекте: «С чего начинается работа над проектом? Какие задачи не обходимо решить каждому автору проекта? Есть ли сходство в работе взрослых и школьников и при выполнении проектов? Какое? Какие конструктивные особенности могут быть у разных изделий?»

решение первой задачи. Выбор изделий.

Решение второй технологической задачи.

Технологические операции.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь.

13.02

20

Технологические операции.

Разметка развёрток с помощью линейки и угольника с опорой на чертёж..

Обучить разворачиванию скрепленного предмета, определение его частей: дно, клапаны, борта.

Учить работать с чертежом развёртки, сс его частями..

Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь.

20.02



27.02

21

22

Технологические операции. Сборка деталей, способы соединений (склеивание). Коробка с сюрпризом.


Учить самостоятельно строить развёртку крышки к коробке, опираясь на чертёж, и составить формулу этой развёртки. Собирать и оформлять коробку.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

6.03

23

Виды условных графических изображений: преобразование развёрток несложных форм.

Игрушка из оклеенных спичечных коробков «Подарок маме»


Повторить алгоритма составления развёртки, чертёж и чтение его схемы.


Преобразование развёрток несложных форм: достраивание элементов.

преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

правила ведения диалога; правила работы в парах; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Конструирование и моделирование (5ч)

13.03

24

Изделие и его конструкция .

Беседа «В чём сходство и различие плоских и объёмных предметов?» Простые объёмные изделия на основе развёрток. Опыт «определение возможных способов получения объёма».



Показать в чём сходство и различие плоских и объёмных предметов?

Какими способами можно изготовить объёмную фигуру, игрушку?

Сравнивать плоскостных и объёмных предметов.

Преобразование развёрток несложных форм: достраивание элементов.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь.

Конструирование и моделирование несложных объектов(4ч)

20.03

25

Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера. Беседа «Основные приёмы бумагопластики». Подвеска «Фонарик»


Ознакомить с основными приёмами бумагопластики».

повторение памятки «Как работать над проектом».

.

повторение памятки «Как работать над проектом».

поиск и анализ информации по последовательной серии рисунков; соотнесение результата своей деятельности с эталоном, образцом, правилом.

для выявления оптимального решения проблемы.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь.

3.

04

26

Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера. Самостоятельная работа по изготовлению игрушки на основе коробков или кубиков.

Проверить , ка дети применяют полученные знания, умения, навыки на практике при выполнении самостоятельной работе.

Простейшие способы достижения прочности конструкций.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

10.04

27

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям Техника квиллинга Подвеска «Поросёнок».

знакомство с технологией квиллинга усовершенствование навыков работы со схемами и чертежами.

Простейшие способы достижения прочности конструкций.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

правила взаимодействия в парах; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь.

17.04

28

Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера. Техника бумагопластики .Подарок близким в технике бумагопластике.


Повторить приёмы бумагопластики.

Учиться работать в коллективе (в группах) составление коллективного проекта в технике бумагопластики.


Простейшие способы достижения прочности конструкций

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Использование информационных технологий (5ч)

24.04

29

Знакомство с компьютером

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Пр. р. «Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств».

Ознакомить с названием и назначение м основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере».

включение и выключение компьютера, запуск и завершение программы.


Тб при работе с компьютером.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

8.

05

30

Работа с информацией

Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере.

Повторение безопасных приёмов труда при работе на компьютере.

Дать представление о назначении клавиатуры, пользование

компьютерной мышью, клавиатурное письмо.


.Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

15.05

31

Работа с информацией. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции с файлами и папками.

Дать представление о создании файлов и папок, и операции с ними.


Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

22.05

32

Работа с информацией. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок»

Повторить безопасные приёмы труда при работе на компьютере.

Учить выполнению простейших операций : создание таблицы, рисунка.


Источники информации, используемые человеком.

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

29.05

33

Работа с информацией.. Работа с ЦОР(цифровые образовательные ресурсы).Самостоятельная работа на компьютере.

Учиться работать с цор., самостоятельно выполнять работу на компьютере с файлами, папками, таблицами, рисунками.

Тб при работе с компьютером.

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

освоение личностного смысла учения, желания учиться


34

Контрольная работа за год.

Проверить полученные знания, умения, навыки при выполнении самостоятельных заданий.


самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы, применять на практике полученные знания.




Описание материально-техническое обеспечения

образовательного процесса:


Выбор учебника и пособий осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г. « 1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»:


  1. Программа «Технология. 1- 4 класс» авт. Е. А. Лутцева М.: Вентана-Граф, 2013


  2. Лутцева Е.А. Технология Учебник для 1 класса
    М.: Вентана-Граф


  3. Лутцева Е.А. Технология Учебник для 2 класса
    М.: Вентана-Граф


  4. Лутцева Е.А. Технология Учебник для 3 класса
    М.: Вентана-Граф


  5. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Лутцева.- М.: Вентана – Граф, 2014.
    Лутцева Е.А. Технология Рабочая тетрадь для 1 класса
    М.: Вентана-Граф


  6. Лутцева Е.А. Технология Рабочая тетрадь для 2 класса
    М.: Вентана-Граф


  7. Лутцева Е.А. Технология Рабочая тетрадь для 3 класса
    М.: Вентана-Граф


  8. Лутцева Е.А. Технология Рабочая тетрадь для 4 класса
    М.: Вентана-Граф


  9. Лутцева Е.А. Технология Методические рекомендации для 3 класса
    М.: Вентана-Граф, 2013


  10. Лутцева Е.А. Технология Методические рекомендации для 4 класса
    М.: Вентана-Граф, 2013

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.).

1

2


Рабочая программа по технологии 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по технологии для 3 класса (далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее Учреждение) разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373;

- основной общеобразовательной программы начального общего образованияУчреждения;

- примерной программы  по технологии, «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях» - М.: «Просвещение», 2011.

- Технология: программа: 1 – 4 классы / Е.А. Лутцева. – М.: Вентана – Граф, 2013.

Программа разработана с учетом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- учебного плана Учреждения (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ), утвержденного приказом директора  Учреждения от 06.06. 2013 № 260;

- годового учебного календарного графика Учреждения на 2013-2014учебный год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.

 

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оценённых средств развития личности ребёнка.

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учёта степени активности влияния на неё. Духовная культура - достояние каждого человека, и освоение её - обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. С рождения ребёнка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизационных процессов человечества, как совокупности материальной целесообразности, так и духовной насыщенности представляемого социально-эстетического идеала. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и деятельности поихопредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком. Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок, включающих в процесс реакции на действительность. Духовные же ценности являются обобщенно организованным явлением, исходя из представлений об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе накопленного духовного опыта. Насколько многогранна жизнь в её проявлении, насколько полно она отражается для человека в материальной форме, настолько она может быть освоена им через самостоятельную деятельность на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей.

Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр, и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного трудадля создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребёнок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть неможет.

Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.

 

II. Общая характеристика учебного предмета

 

Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100»[1]. Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

-        формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-        формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

-        общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

-        формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

-        развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

-        развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-        формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

-        развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

-        формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических -текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

-        ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Задачи курса реализуются через культурологические знания,являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок -изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок -технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

 

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

Примерная схема урока. Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Каждый урок начинается с созерцания, восприятия художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется прежде всего с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическаяманипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд. При этом, однако, сохраняются задачи развития художественных и технических способностей детей. На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкци­ях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.

Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и художественного творчества.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям - эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актёрские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приёмов изобразительной деятельности; в) основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.

Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п.

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п.

Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

 



 

Автор Зеткина Юлия Александровна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 370
Номер материала 4866
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓