Главная / Технология / Рабочая программа по технологии 3 класс

Рабочая программа по технологии 3 класс

Пояснительная записка

Основные задачи и цели изучения курса:

1. Духовно – эмоциональное развитие личности:

- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;

- формирование эстетического восприятия;

- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.

2. Развитие творческих способностей.

3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.

4. Расширение кругозора учащихся.

5. Развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология», автор Н.М. Конышева , рассчитанная на 34 часа в год. Авторская программа 3 класса состоит из 4 разделов без учёта распределения часов на изучение каждого раздела. В рабочей программе все разделы авторской программы сохранены без изменений.

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Формы и образы природы – образец для мастера (8ч)

11

11

2

Вещи, создающие настроение праздника (8ч)

8

7

3

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 ч)

11

11

4

От мира природы – к миру вещей (7ч)

5

5


Общее количество часов:

34

34

Содержание обучения

Наш рукотворный мир

(от мира природы - к миру вещей)


Основной содержательный компонент программы третьего класса - проблема «Человек - Предмет - Среда»; она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна ученики осмысливают духовно-психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз сознательно и целенаправленно применяя, в работе формулу «красота + польза» - т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно-конструкторского анализа предметов учитель в соответствии с конкретными темами обращает их внимание и на другие, более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия форм, цвета, материала, декора основным функциям изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).

Формы природы и форма вещей (11ч.)


Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы. Безусловно, следует учитывать весь предыдущий опыт детских наблюдений, но на этом этапе он получает в совокупности с новыми фактами более глубокую качественную оценку. Эта оценка трансформируется в очень важный вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи; невнимательное же отношение к этим фактам обедняет творчество мастера и даже может вызвать цепь нравственных разрушений, хаос. Отталкиваясь от этой мысли, ученики более обстоятельно подходят к проектированию рукотворной среды обитания человека.


Содержание уроков. Примерные изделия.

Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах утилитарно-бытового назначения.

Композиции из природных форм; передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы при роды; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям: Стилизация при родных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных мотивов (тарелка, шкатулка, кувшин); декоративная рамка для фотографии; чудо-посуда; стилизованные светильники, игрушки и пр.


Вещи, создающие настроение праздника (7 ч).

Ученики постигают конкретные закономерности и принципы дизайна и с их учетом самостоятельно проектируют отдельные вещи определенного назначения. Все разрабатываемые изделия, хотя и создаются по отдельности, объединены общим (новогодним, праздничным) характером и настроением.

Должное внимание уделяется новым сложным приемам разметки (в частности, работе с циркулем), новым технологиям шитья.


Содержание уроков. Примерные изделия.

Проектирование вещей праздничного характера с учетом основных принципов дизайна. Целесообразность формы и декора упаковки.

Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола (салфетки, посуда и пр.); украшения для елки и для интерьера; развертки конуса, цилиндра, построение форм на основе круга: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа).


Красота и уют нашего дома. Гармония вещей (11ч.)


Центральный содержательный компонент данного этапа обучения - стиль проектируемых вещей и их стилевое единство. Проблема неразрывной связи предмета со средой становится объектом специального осмысления. При этом важно, чтобы сугубо дизайнерские идеи по возможности рассматривались не только в художественно-конструкторском, но и в духовно-психологическом аспекте.

Содержание уроков. Примерные изделия.

Основные,принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Комбинаторика в формообразовании; Использование модулей в формообразовании предметов. Новые приемы обработки ткани. Изготовление выкройки. Технология переплёта.

Комплекты предметов интерьера: макеты комплектов мебели определенного стиля на основе единого модуля, декоративная подушка к определенному интерьеру, кухонный комплект, сервиз, комплект украшений на основе единого модуля (варианты стилевого объединения); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка (простой переплет); газетница.


От мира природы- к миру вещей. (5ч.)

Как обычно, в конце учебного года детям предоставляется возможность выполнять более яркие, необычные, привлекательные сами по себе работы. Разумеется, это не означает снижения познавательного и развивающего начала уроков. Учащиеся продолжают осмысливать рукотворные вещи с точки зрения их аналогии с объектами природы (неизменно более совершенными); расширяются их представления о народных обычаях и традициях; развивается ассоциативное мышление.

Содержание уроков. Примерные изделия.

Новые материалы и способы работы - новые идеи. Изящество форм и цвета в природе, их передача в декоративно-художественных изделиях.

Пасхальные сувениры, подарки; весенние мотивы (цветы из бисера, ткани, бумаги и пр.); эстамп, композиция; игрушки из разных материалов; кукольный театр (художественно-комбинаторная работа).

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

средствами предмета «Технология» на конец 3-го класса.




Личностные качества:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

расширять культурный кругозор; чувствовать и понимать красоту произведений декоративно-прикладного искусства; проявлять положительную мотивацию к творческому решению учебных задач, уважение к мастерству и творчеству мастеров,

основанному на внимательном и вдумчивом изучении объектов

природы.

организовывать рабочее место для работы с бумагой, поддерживать порядок на рабочем месте в течение урока;

ориентироваться в задании, принимать и сохранять учебную задачу; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу; осуществлять поэтапный

и итоговый контроль и вносить коррективы в работу.

анализировать графическую и текстовую

информацию; анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать;

принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; выполнять работу по инструкции;

проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности; производить мысленную трансформацию заготовки.

вступать в общение, соблюдая правила

общения, выражать свою точку зрения, слушать другого; производить оценку работы товарищей, проявляя доброжелательность

и интерес.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

3 класс

(1 час в неделю, 34 часов)

Учебник: Н.М. Конышева. «Технология. Наш рукотворный мир»


урока

Тема урока

Количест

во часов

Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата проведения


По плану по факту

Формы и образы природы – образец для мастера (11 часов)


Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного,ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.


1

Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради.

Обсуждать содержание учебника и тетрадей, в том числе тематику и содержание предстоящей проектной работы.

Рассказывать о своем понимании связей рукотворного мира с миром природы.

Обсуждать (повторять) вопросы культуры и организации труда на уроках технологии, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами.

Оформить индивидуальную рабочую тетрадь на печатной основе.

Решать задачи на мысленную трансформацию заготовок из бумаги.

Выполнять практическую работу по схематической инструкции (изготавливать изделия по графическим схемам).





Образы природы в оригами.



1

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий.

Рассказывать об этапах работы по графической инструкции.

Вырезать детали по прямолинейной разметке.

Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать.

Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой.

Изготавливать фигурки курицы и голубя по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения.

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий.

Вырезать детали по прямолинейной разметке.

Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.




Композиции с фигурками оригами. Творческая обобщающая работа по теме «Образы природы в оригами»

1

Рассматривать образцы изделий,

анализировать их.

Учиться выполнять сборку объемно-пространственных конструкций и композиций.

Обсуждать варианты работы с товарищами, предлагать творческие решения.

Изготавливать фронтальные и объемно-пространственные композиции: индивидуальные, групповые, коллективные.

.


Силуэт: красота линий и форм. Узоры в квадрате.


1

Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

Анализировать особенности силуэтных изображений, их художественную выразительность, приемы изготовления изделий.

Упражняться в вырезании простых симметричных и асимметричных силуэтных изображений.

Упражняться в применении средств художественной выразительности при изготовлении силуэтов.

Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в квадрате в соответствии с правилами их создания.

Изготавливать изделия с симметричной (в квадрате) и асимметричной композицией в технике силуэтного вырезания.



Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе.


1

Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

Рассматривать образцы изделий и изображения произведений мастеров.

Анализировать способы выполнения симметричных узоров в полосе в технике силуэтного вырезания.

Упражняться в вырезании симметричных узоров из бумаги.

Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в полосе в соответствии с правилами их создания.

Обсуждать способы и варианты работы с товарищами.

Изготавливать симметричные узоры в полосе в технике силуэтного вырезания.



Образы природы в коллаже (из ткани или бумаги).

Композиция на плоскости в технике «коллаж».


1

Читать текст, рассматривать образцы изделий и композиций.

Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

Анализировать способы и правила изготовления коллажа из бумаги и ткани.

Обсуждать варианты работы с товарищами.

Создавать групповые или индивидуальные композиции на плоскости в технике коллажа.




Отражение природных форм в изделиях человека. Технология изготовления помпона из ниток.


1

Читать текст, рассматривать и анализировать красоту и целесообразность формы шара в природных объектах и варианты ее использования в изделиях.

Обсуждать варианты использования помпонов из ниток в декоративно-прикладных изделиях.

Анализировать особенности материалов, используемых для изделия.

Упражняться в аккуратном наматывании нитки на шаблон.

Изготавливать помпон из ниток.




Лепка животных по наблюдениям.


1

Читать, слушать информацию о скульптурных изображениях животных, способах лепки из целого куска пластилина, средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее; рассматривать образцы.

Проводить целенаправленные наблюдения за животными с целью детализации знаний и представлений об их внешности, пластике.

Вообразить любимое животное в виде скульптурного изображения.

Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительного образа.

Создавать однофигурную пластическую композицию в технике лепки из пластилина.



Формы природы в бытовых вещах.

Лепка.


1

Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы, их художественно- эстетические особенности.

Анализировать и обсуждать предлагаемые в учебнике варианты решения задачи и использованные в них способы стилизации природных форм в бытовых вещах.

Изготавливать макеты бытовых вещей на основе стилизованных природных форм – в соответствии с изученными правилами.




Мини-проект: проектирование бытовых (декоративно-прикладных) изделий на основе стилизации природных форм.


1

Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы и природные объекты.

Анализировать и обсуждать возможные пути и способы стилизации природных форм в бытовых вещах.

Выполнять творческие эскизы бытовых вещей на основе стилизованных природных форм.

Изготавливать макеты бытовых вещей на основе стилизованных природных форм.




Образы природы в изделиях из бисера.

Цветы и другие изделия из бисера.


1

Рассматривать и изучать образцы изделия.

Слушать объяснения учителя, воспринимать инструкции и выполнять работу в соответствии с ними.

Обсуждать и аргументировать возможные варианты работы.

Упражняться в самостоятельном составлении схем изделий из бисера.

Изготавливать изделия из бисера по инструкции и образцам.






Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7часов)


Пригласительные билеты и поздравительные открытки.

Открытка с окошком.


1

Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий.

Обсуждать особенности и основные правила изготовления открыток с окошком.

Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана.

Создавать эскизы открытки с окошком в рабочей тетради.

Выполнять построение прямоугольной заготовки – основы открытки.

Осваивать новые приемы работы.

Изготавливать открытку.

Читать информацию в учебнике, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий.

Создавать эскизы открытки в рабочей тетради.

Осваивать новые приемы работы.

Изготавливать открытку.





Построение прямоугольника с помощью угольника.


1

Читать тексты и инструкции в учебнике и рабочей тетради.

Производить оценку целесообразности нового приема построения и ситуаций, в которых он необходим.

Выполнять упражнения и решать задачи на построение прямоугольника с помощью угольника.

Читать чертежи, эскизы, технические рисунки.

Решать задачи на построение эскизов разверток объемных конструкций.



Упаковка. Связь упаковки и предмета.

Упаковка для подарка «Домик».


1

Читать тексты учебника, воспринимать и анализировать образцы изделий.

Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз.

Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку.

Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания..

Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.

Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом.

Выполнять работу по созданию декора упаковки.



Мини-проект: проектирование упаковки для определенного предмета.


1

Выполнять эскиз развертки упаковки в соответствии с поставленной конструкторской задачей.

Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом.




Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики.

Дед Мороз и Снегурочка из бумаги.


1

Рассматривать, анализировать и сравнивать образцы изделий.

Решать задачи на построение развёрток, создание образа игрушки.

Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.

Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

Изготавливать игрушку по образцу и по замыслу.




Разметка деталей с помощью циркуля.

Фонарик из кругов.


1

Рассматривать и обсуждать образцы изделий.

Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и линейки.

Упражняться в построении окружности и различных фигур с помощью циркуля и линейки.

Решать задачи на мысленную трансформацию объемных изделий.

Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

Выполнять построение деталей с помощью циркуля и линейки.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий.

Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

Изготавливать звезду по образцу и по инструкции.

Решать творческие задачи.




Настольная карточка.


1

Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы и графическую инструкцию в учебнике.

Решать творческие художественно-конструкторские задачи.

Выполнять построение прямоугольных заготовок по чертежу и техническому рисунку.

Конструировать и изготавливать дополнительные декоративные детали.




Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (11 часа)


Стиль и основные качества бытовых вещей. Кухонная прихватка. . Изготовление выкройки.


1

Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы.

Обсуждать информацию.

Решать творческие художественно-конструкторские задачи.

Выполнять эскизы кухонных прихваток в рабочей тетради.

Вносить конструктивные изменения и дополнения в эскизы в соответствии с заданием.

Читать, воспринимать учебную информацию, рассматривать образцы и чертежи изделий.

Анализировать и обсуждать правила создания выкройки.

Изготавливать выкройку прихватки.



Кухонная прихватка. Сборка изделия. Отделка изделия.


1

Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «назад иголку».

Осваивать приемы сшивания деталей из ткани.

Изготавливать прихватку в соответствии с инструкцией.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий.

Осваивать новые приемы декорирования изделий из ткани.

Решать задачи на поиск наиболее адекватных способов отделки изделия.

Выполнять отделку изделия в соответствии с замыслом.




Стилевое единство предметов. Мини-проект: проектирование комплекта для кухни (прихватка и грелка на чайник).


1

Рассматривать и обсуждать образцы изделий.

Вносить коррективы и дополнения в эскизы изделий, предложенные в рабочей тетради.

Выполнять эскизы изделий в соответствии с творческим замыслом.



Грелка на чайник. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани.


1

Анализировать образцы изделий.

Изготавливать выкройку, производить разметку и раскрой ткани в соответствии с инструкцией и собственным замыслом.




Грелка на чайник. Сборка изделия.

1

Читать инструкцию.

Осваивать новые приемы работы.

Выполнять сшивание деталей изделия, используя освоенные приемы работы.



Грелка на чайник. Отделка изделия.


1

Рассматривать и обсуждать образцы.

Читать и обсуждать информацию о вариантах отделки изделия.

Выполнять отделку изделия в соответствии с правилами и собственным замыслом.




Обложка для книги (ткань).

Изготовление выкройки. Разметка и раскрой ткани.


1

Рассматривать и обсуждать образцы.

Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию.

Производить измерения, вычисления для определения размеров обложки.

Решать задачи на построение выкройки.

Изготавливать бумажную выкройку обложки.




Обложка для книги (ткань). Сшивание изделия.


1

Рассматривать и анализировать образцы.

Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней.

Осваивать новые приемы работы.

Сшивать обложку.



Обложка для книги (ткань). Обработка края изделия.


1

Рассматривать и анализировать образцы.

Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней.

Осваивать новые приемы работы.

Обрабатывать край обложки, используя освоенные швы.



28.

29.

Стебельчатый шов. Монограмма.


1

Рассматривать и изучать образцы вышивок стебельчатым швом.

Воспринимать информацию о назначении и выполнении стебельчатого шва.

Упражняться в выполнении стебельчатого шва.

Рассматривать, анализировать образцы монограмм, обсуждать правила их создания.

Упражняться в рисовании монограмм.

Выполнять эскиз собственной монограммы.

Вышивать монограмму на ткани стебельчатым швом.



От мира природы – к миру вещей (5часов)


30.

31.


Чудесный материал - соломка.

Простые конструкции из соломки.


2

Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия.

Определять закономерности создаваемых конструкций, выбор наиболее целесообразных и рациональных способов работы.

Обсуждать и аргументировать свой выбор.

Упражняться в работе с соломкой.

Изготавливать изделия из соломенных трубок по вариативным образцам.




32.

Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях.


1

Рассматривать и анализировать образцы изделия.

Определять принцип действия узлов конструкций и механизмов, подбирать наиболее целесообразные способы выполнения работы.

Обсуждать и аргументировать свой выбор.

Упражняться в сборке подвижных и неподвижных соединений.

Изготавливать сооружения из разных материалов по вариативным образцам.





33.

Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.


1

Читать, слушать, обсуждать информацию об использовании человеком «секретов» природы в своих изделиях.

Рассматривать образцы технических устройств.

Упражняться в освоении новых приемов работы (разрезание изделий из пластика, выполнение щелевого замка).

Изготавливать макет ракеты из разных материалов.



34

Проект

1

Рассматривать образцы технических устройств.


















Список рекомендуемой учебно – методической литературы:


1. Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.

2.Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013.

3. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». Методические рекомендации «Наш рукотворный мир» Н.М.Конышева Технология. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск: 2011













2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТН

СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ.

НАШ РУКОТВОРНЫЙ МИР» В 3 КЛАССЕ

И ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ЕГО ОСНОВЕ


Рабочая программа по технологии 3 класс
  • Технология
Описание:

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология», автор Н.М. Конышева , рассчитанная  на 34 часа в год.  Авторская программа  3 класса состоит из 4 разделов без учёта  распределения часов на изучение каждого раздела. В рабочей программе все разделы авторской  программы сохранены без изменений.

 

     Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

Основной содержательный компонент программы третьего класса - проблема «Человек - Предмет - Среда»; она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна ученики осмысливают духов­но-психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы.

Автор Введенская Юлия Сергеевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 1630
Номер материала 2513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓