Главная / Начальные классы / Рабочая программа по технологии (2 класс)

Рабочая программа по технологии (2 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ ТЕХНОЛОГИИ 2 КЛАСС

Пояснительная записка

Данная программа нацелена на реализацию федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы начального общего образования по технологии Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н. В. Добромысловой (М, Просвещение)

Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».

Особенность данного комплекта состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырех классах. Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является.

Цель обучения:

формирование личности ребенка

развитие универсальных учебных действий

развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Задачи программы:

овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности,

развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Содержание предмета (курса)

В данном курсе выделяют 4 раздела:

«Человек и земля»

«Человек и вода»

«Человек и воздух»

«Человек и информация»

Основные содержательные линии

Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они

возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.

Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.

Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи

проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.

Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:

1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;

2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное — КАК (последовательность и технология выполнения) делать;

3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом;

4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:

  • человек и земля;

  • человек и воздух;

  • человек и вода;

  • человек и информация;

5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек — природа — техника».

Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. — представлены в комплекте не изолированно,

а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.

В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:

как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;

использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;

знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;

ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;

преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;

предлагаемые для изготовления изделия — объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);

в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:

  • разметка (на глаз и по шаблону);

  • раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));

  • сборка (на клею, на пластилине);

  • украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);

лепка (шара и других форм).

Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.

Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:

  • «Земля» — земное пространство;

  • «Вода» — водное пространство;

  • «Воздух» — воздушное пространство;

  • «Информация» — информационное пространство.

В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики:

название темы и постановка задачи;

краткое введение «Путешествуем во времени»;

основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);

практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;

информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

выводы и обобщения «Подведем итоги»;

итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта.

Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки

учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось..

Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы.

В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами.

После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием — обсуждением и оценкой результатов работы.

Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);

реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);

презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);

оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность

каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).

В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать

свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме.

Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др.

Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.

Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении

некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки

действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.).

Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток.

Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее.

В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.

Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы:

материалы:

тонкая цветная бумага;

тонкий и толстый (гофрированный) картон;

пластилин, глина;

масса для моделирования;

цветные нитки (мулине);

тальк или крахмал;

бисер;

фольга;

краски акварельные;

клей ПВА;

клейкая лента;

инструменты:

ножницы с закругленными концами лезвий;

линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);

выдвижной резачок (острый перочинный нож);

карандаш (М или ТМ);

кисточки;

стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);

прочная нитка для разрезания пластилина;

клеенка (или плотная бумага);

циркуль;

шило.

Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении

всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.


Объем изучаемого предмета (курса) 34 часа. Количество часов в классе 34 часа по учебному плану, 1 час в неделю.

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.


Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • -комбинированный урок;

  • -урок контроля умений и навыков.


Виды уроков:

  • урок – сообщение новых знаний

  • урок-закрепление знаний

  • урок-повторение знаний

  • урок – игра

  • проверка знаний


Учебное оборудование:

  • техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)

  • учебные (столы, доска)


Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.




Педагогические технологии и принципы обучения:

Традиционные технологии:

- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)


Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.


Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.


Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения

  • Связи теории с практикой

  • Системности

  • Принцип сознательности и активности в обучении

  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

  • Принцип наглядности

  • Доступность обучения

  • Принцип прочности усвоения знаний


Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Работа в паре, в группе

  • Проектная деятельность

  • Презентация своей работы

Формы контроля: индивидуальный контроль, практическая работа, проект.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова. Технология: человек, природа,техника: Учебник. М., Просвещение.

  2. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова.Технология: человек, природа, техника: Рабочая тетрадь. М., Просвещение.

  3. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова. Уроки технологии: человек, природа, техника. Пособие для учителя. М, Просвещение.

  4. Готовые изделия и поделки

  5. Первичные материалы


Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате изучения технологии ученик должен знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • область применения и назначение различных машин, технических устройств и инструментов;

уметь

  • сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать ее результаты;

  • моделировать несложные объекты из деталей конструктора и различных материалов по собственному замыслу;

  • соотносить на основе сравнения свойства материалов и области их применения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, сборной схеме;

  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

  • осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;

  • соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами;

  • осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.










Тематическое поурочное планирование по «Технологии», 2 класс (УМК «Перспектива»).

Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В.


Тема урока

Образец поделки

Форма урока

Элементы содержания

Межпредметные связи

Вид контроля

Информационное сопровождение

Дата



По плану

Фактич.

1

Как работать с учебником (папка достижений).

Закладки для учебников

hello_html_m3fdfc04f.jpg

Вводный урок

Ремесла, оттенок, гамма цветов

Все предметы

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



2

Работа с природным материалом.

Осенний букет.

hello_html_c8aba90.png

Комбинированный урок

Природный материал

Окр. мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



3

Работа с природным материалом.

Поделки из шишек, веточек


hello_html_5e0b6f2.jpg

Комбинированный урок

Природный материал

Окр. мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



4

Земледелие (выращивание лука).

Поделки из овощей и фруктов




hello_html_50d16117.jpg

Комбинированный урок

Садовод, овощевод, витамины


Природный материал

Учебник, тетрадь, ИКТ

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



5

Работа с природным материалом.

Курочка из крупы

hello_html_409c148e.jpg

Комбинированный урок

Природный материал

Окр. мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



6

Работа с пластичными материалами Семейка грибов на поляне

hello_html_m22f06cdc.jpg

Комбинированный урок

Пластичный материал, стека

Окр. мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



7

Работа с природным материалом.

Петушок из семян клёна или листьев.

hello_html_a2d66af.jpg

Комбинированный урок

Природный материал

Окр. мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



8

Работа с пластичными материалами Магнит из теста

hello_html_m7c86c130.jpg

Комбинированный урок

Тестопластика

Окр. мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



9

Работа с пластичными материалами Лепим бабочку

hello_html_m5c3a8c65.png

Комбинированный урок

Пластилин

Окр. мир

проект

Учебник, тетрадь, ИКТ



10-11

Народные промыслы. Хохлома.

Работа с папье-маше


hello_html_m61ed51de.jpg

Комбинированный урок

Хохлома, папье-маше,орнамент

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



12

Народные промыслы. Городец. Аппликация

hello_html_4213e587.jpg

Комбинированный урок

Городецкая роспись, аппликация

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



13

Народные промыслы. Дымка. Пластилин

hello_html_64f05e50.jpg

Комбинированный урок

Дымковская роспись, дымковская игрушка

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



14

Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами

hello_html_m369f5a98.jpg

Комбинированный урок

Матрешка, ткань, волокно

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



15

Работа с разными материалами. Корзина с цветами.

hello_html_m4bbd9a35.jpg

Комбинированный урок

Навыки конструирования

ИЗО,окр.мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



16

Работа с пластичными материалами. Рельефные работы

hello_html_m424b2453.jpg

Комбинированный урок

Рельеф, барельеф, горельеф

Окр. мир, ИЗО

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



17

Работа с картоном. Конструирование фигурок животных

hello_html_m402ac6e4.jpg

Урок-проект

Навыки конструирования

Окр. мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



18

Работа с картоном. Конструирование фигурок животных

hello_html_3009bf05.jpg

Комбинированный урок

Развертка, проект

Окр. мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



19

Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика «Избушка»

hello_html_dfa23db.jpg

Комбинированный урок

Полуобъемная пластика

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



20

Строительство. Работа с бумагой и природным материалом.

Замок.из яичной скорлупой

hello_html_m10d6d620.jpg

Комбинированный урок

Природный материал

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



21

В доме. Работа с волокнистыми материалами. Домовой из помпона.

hello_html_m14ab3354.jpg

Комбинированный урок

Циркуль, помпон

Математика, литература

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



22

Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами. Лепка

hello_html_ma8de146.jpg

Комбинированный урок

Пластичные материалы

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



23

Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение

hello_html_8b266b4.jpg

Комбинированный урок

Натуральные, искусственные волокна, навыки плетения

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



24

Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование стола и скамейки


hello_html_60101ee7.jpg

Комбинированный урок

Выкройка, навыки работы с ножницами, бумагой

Окр. мир, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



25

Мастерская Деда Мороза. Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц

hello_html_m9d6c0f4.gif

Комбинированный урок

Навыки работы с бумагой, клеем, ножницами

ИЗО, окр.мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



26

Мастерская Деда Мороза. Работа в группах. Аппликация из бумажных ладошек

hello_html_m3d902f5b.jpg

Комбинированный урок

Выкройка, навыки работы с ножницами, бумагой

ИЗО, окр.мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



27

Мастерская Деда Мороза. Работа с различными материалами.

hello_html_538c8c3a.gif

Комбинированный урок

Объемная пластика

ИЗО, окр.мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



28

Работа с ткаными материалами. Аппликация из ткани

hello_html_115442b.jpg

Комбинированный урок

Выкройка, навыки работы с ножницами, тканью

ИЗО, окр.мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



29

Работа с ткаными материалами. Пришивание пуговиц, вышивка

hello_html_7e9955c3.gif

Комбинированный урок

Выкройка, навыки работы с ножницами, тканью, нитками, иглой

ИЗО, окр.мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



30

Работа с разными материалами.

Аппликация ко дню Святого Валентина. Мышка

hello_html_6be89977.gif

Комбинированный урок

Модель, навыки работы с бумагой, клеем, ножницами

ИЗО, окр.мир

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



31

Работа с разными материалами.

Открытка и сумочка для мамы

hello_html_m45248f6a.jpg

Комбинированный урок

Материал для работы



ИЗО, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



32

Работа с разными материалами.

Открытка для папы

hello_html_42278474.jpg

Комбинированный урок

Материал для работы

ИЗО, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



33

Работа с разными материалами.

Открытка к Дню Победы

hello_html_15feef51.jpg

Комбинированный урок

Материал для работы

ИЗО, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ



34

Работа с бумагой. Складывание.

Птица счастья.

hello_html_m3b0c851c.jpg

Комбинированный урок

Материал для работы

ИЗО, история

Практическая работа

Учебник, тетрадь, ИКТ










Рабочая программа по технологии (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

   Данная программа нацелена на реализацию федерального компонента государственного стандарта  начального общего образования.

    Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы начального общего образования по технологии Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н. В. Добромысловой (М, Просвещение)

    Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».

    Особенность данного комплекта состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырех классах.             Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является.

Цель обучения:

– формирование личности ребенка

– развитие универсальных учебных действий

– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Задачи программы:

• овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности,

• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Содержание  предмета (курса)

В данном курсе выделяют 4 раздела:

«Человек и земля»

«Человек и вода»

«Человек и воздух»

«Человек и информация»

Основные содержательные линии

Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они

возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.

Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.

Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи

проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.

Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:

1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;

2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное — КАК (последовательность и технология выполнения) делать;

3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом;

4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:

ü       человек и земля;

ü       человек и воздух;

ü       человек и вода;

ü       человек и информация;

5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек — природа — техника».

Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. — представлены в комплекте не изолированно,

а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.

В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:

— как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;

— использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;

— знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;

— ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

— первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;

— преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;

— предлагаемые для изготовления изделия — объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);

— в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

— в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:

o        разметка (на глаз и по шаблону);

o        раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));

o        сборка (на клею, на пластилине);

o        украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);

лепка (шара и других форм).

Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.

Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:

Ø     «Земля» — земное пространство;

Ø      «Вода» — водное пространство;

Ø      «Воздух» — воздушное пространство;

Ø      «Информация» — информационное пространство.

В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики:

— название темы и постановка задачи;

— краткое введение «Путешествуем во времени»;

— основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);

— практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;

— информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

— выводы и обобщения «Подведем итоги»;

— итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта.

Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика.  Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки

учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось..

Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы.

 В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами.

После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием — обсуждением и оценкой результатов работы.

Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

— подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);

— реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);

— презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);

— оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность

каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).

В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать

свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме.

Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др.

Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.

Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении

некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки

действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.).

Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток.

Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее.

В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий  развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится  подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.

Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы:

материалы:

— тонкая цветная бумага;

— тонкий и толстый (гофрированный) картон;

— пластилин, глина;

— масса для моделирования;

— цветные нитки (мулине);

— тальк или крахмал;

— бисер;

— фольга;

— краски акварельные;

— клей ПВА;

— клейкая лента;

инструменты:

— ножницы с закругленными концами лезвий;

— линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);

— выдвижной резачок (острый перочинный нож);

— карандаш (М или ТМ);

— кисточки;

— стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);

— прочная нитка для разрезания пластилина;

— клеенка (или плотная бумага);

— циркуль;

— шило.

Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении

всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.

 

Объем изучаемого предмета (курса) 34 часа. Количество часов в классе 34 часа  по учебному плану, 1 час в неделю.

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

 

Типы уроков:

v       - урок изучение нового материала;

v       - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

v       -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

v       -комбинированный урок;

v       -урок контроля умений и навыков.

 

Виды уроков:

v       урок –  сообщение новых знаний

v       урок-закрепление знаний

v       урок-повторение знаний

v       урок – игра

v        проверка знаний

 

Учебное оборудование:

v      техические средства (  проектор, компьютер, магнитофон)

v       учебные  (столы, доска)

 

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.        Словесные, наглядные, практические.

2.        Индуктивные, дедуктивные.

3.        Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4.        Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1.        Стимулирование и мотивация интереса к учению.

2.        Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1.        Устного контроля и самоконтроля.

 

 

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

 

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

 

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

 

Принципы обучения:

Ø       Принцип научности обучения

Ø       Связи теории с практикой

Ø       Системности

Ø       Принцип сознательности и активности в обучении

Ø       Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

Ø       Принцип наглядности

Ø       Доступность обучения

Ø       Принцип прочности усвоения знаний

 

Формы подведения итогов:

ü       Индивидуальный и фронтальный опрос

ü       Работа в паре, в группе

ü       Проектная деятельность

ü       Презентация своей работы

Формы контроля: индивидуальный контроль, практическая работа, проект.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.       Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова.  Технология: человек, природа,техника: Учебник. М., Просвещение.

2.       Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова.Технология: человек, природа, техника: Рабочая тетрадь. М., Просвещение.

3.       Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова. Уроки технологии: человек, природа, техника. Пособие для учителя. М, Просвещение.

4.       Готовые изделия и поделки

5.       Первичные материалы

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате изучения технологии ученик должен знать/понимать:

·                 роль трудовой деятельности в жизни человека;

·                 область применения и назначение различных машин, технических устройств и инструментов;

уметь

·                 сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;

·                 осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать ее результаты;

·                 моделировать несложные объекты из деталей конструктора и различных материалов по собственному замыслу;

·                 соотносить на основе сравнения свойства материалов и области их применения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·                 соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

·                 изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, сборной схеме;

·                 осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

·                 осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;

·                 соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами;

 

·                 осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.

Автор Константинова Валентина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2861
Номер материала 29676
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓