Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская
средняя общеобразовательная школа №1
Ключевского
района Алтайского края
Принято
Утверждаю
Руководитель
МО
Директор МБОУ
«Ключевская СОШ №1»
___________________ /Моисеева И.П./
___________________/Жихарева
Н.Г./
Протокол №___ от «_28___» августа 2012
г. Приказ
№ ____ от «____» сентября 2012 г.
Рабочая
программа
по
технологии
(для
учащихся 1 класса)
(33
часа, 1 час в неделю)
2013
– 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской
программы Н.В. Шипиловой, Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология».
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011
Составитель:
Сидоренко И.К., учитель начальных классов
первой
квалификационной категории
Ключи
2013
Пояснительная записка
Рабочая
программа учителя по курсу технология для учащихся 1-го класса рассчитана на 33
часа (1 час в неделю, 33 учебные недели) и разработана в соответствии:
-
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее Стандарта);
- с положениями
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Ключевская СОШ № 1»» (далее Образовательной программой);
- с возможностями учебно-методического
комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса
«Технология» автора Н.И. Роговцевой
(Сборник программ к комплекту учебников «Школа России1-4 классы. Пособие
для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 г
- с
образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Цели изучения технологии в начальной школе:
·
Овладение технологическими знаниями и
технико-технологическими умениями.
·
Освоение продуктивной проектной деятельности.
·
Формирование позитивного эмоционально-ценностного
отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное
развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной
культуре;
- развитие
эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы
через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство
с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов
деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести
ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов
России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе
уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и
позиции других;
- формирование
целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через
осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его
единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления
технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности
и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического
образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых
условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и
образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления
изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения
отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний
и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого
выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого
и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование
(умение составлять план действий и применять его для решения учебных
задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных
условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд,
приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе
над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности
теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления
изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении
предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами,
бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать
необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику
безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации
в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования,
хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации
проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и
мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к
единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать
свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для
достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и
соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при
общении с разными возрастными группами.
Формы организации
занятий.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у
учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность
действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения.
Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности
совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в
коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В
результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению,
формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной
деятельности и творчества.
Продуктивная
проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника,
предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей.
Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды
обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о
достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов
и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником
идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными
ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный
смысл.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
Будут сформированы (не менее 50%):
- положительное отношение к труду и
профессиональной деятельности человека;
- бережное отношение к окружающему миру и
результату деятельности человека;
- первоначальная ориентация на оценку
результатов собственной предметно-практической деятельности;
- интерес к отдельным видам
предметно-практической деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести)
на основе анализа простых жизненных ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения;
- знания о гигиене учебного труда и
организации рабочего места.
Получат возможность для формирования (не менее 20%):
- внутренней позиции школьника на уровне
положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности;
- познавательного интереса к занятиям
предметно-практической деятельностью;
- представления о ценности природного мира
для практической деятельности человека.
Метапредметные результаты:
Регулятивные.
Будут
сформированы (не менее 50%):
- понимать смысл инструкции учителя и
принимать учебную задачу;
- соотносить предлагаемый в учебнике
слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;
- составлять план выполнения работы на
основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух
последовательность выполняемых
действий;
- оценивать совместно с учителем результат
своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного
технолога» и корректировать их;
- первоначальному умению проговаривать свои
действия в ретроспективном плане.
Получат возможность для формирования (не менее 20%):
- работать над проектом под руководством
учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать
и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
- воспринимать оценку своей работы, данную
учителем и товарищами.
Познавательные.
Будут
сформированы (не менее 50%):
- под руководством учителя осуществлять поиск
нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы
приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии
с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты труда с выделением
их существенных признаков;
- проводить в сотрудничестве с учителем
сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
- обобщать: выделять класс объектов по
заданному признаку.
Получат возможность для формирования (не менее 20%):
- продуктивно пользоваться знаками,
символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- основам смыслового восприятия
познавательных текстов;
- выделять существенную информацию из
познавательных текстов;
- на основе полученной информации принимать
несложные практические решения;
- под руководством учителя ориентироваться
на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- под руководством учителя и в
сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по
заданному признаку, так и
самостоятельно;
- научиться осознанно читать тексты с целью
освоения и использования информации.
Коммуникативные.
Будут
сформированы (не менее 50%):
- принимать участие в коллективных работах,
работах парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при
совместной работе;
- допускать существование различных точек
зрения;
- договариваться с партнерами и приходить к
общему решению.
Получат возможность для формирования (не менее 20%):
- проявлять инициативу в коллективных
творческих работах;
- следить за действиями других участников
совместной деятельности;
- принимать другое мнение и позицию;
- строить понятные для партнера
высказывания.
Предметные результаты.
Будут
сформированы (не менее 50%):
· уважительно относиться
к труду людей;
· называть некоторые
профессии людей своего региона
· виды материалов
(природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов,
из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне
общего представления;
· названия ручных
инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
· технологическую
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка;
· виды отделки:
раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
· разные приемы
разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
· способы соединения с
помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.
· различные способы
выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.
· названия и назначение
ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
· что такое деталь
(составная часть изделия);
· по элементам техники:
устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора
типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.;
· виды соединения
деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических
устройств;
· какое соединение
деталей называют неподвижным;
· части растений,
условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
· о семенном
размножении растений (общее представление);
· о массовых профессиях
(общие сведения);
· по элементам
социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе
инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
· знать средствами
связи, правила дорожного движения;
· организовать рабочее
место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время
работы;
· под руководством
учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его
изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону,
образцу изделия, рисунку;
· работать
индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.
· Осуществлять работу
над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным
опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения,
выстраивать цепочку своих практических действий);
· осуществлять контроль
качества работы друг друга;
· соблюдать правила
безопасной работы инструментами, указанными в программе.
· по элементам
технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с
опорой на образец изделия и его рисунок;
· резать ножницами;
· соединять детали
клеем, нитками;
· эстетично оформлять
изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы
творчества;
· использовать для
сушки готового изделия пресс;
· ухаживать за
комнатными растениями;
· проращивать крупные
семена растений;
· по элементам техники:
подбирать детали для работы;
· собирать модель или
макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии.
· по элементам
социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),
· под руководством
учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и
применение в быту и на производстве;
· осуществлять подбор
тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.
· названия и назначение
ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила
работы с ними;
· вышивать швами
"вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой
линии.
· пришивать пуговицу с
двумя отверстиями.
· лепить разными
способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать
одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание,
вдавливание);
· вырезать из бумаги
детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
· складывать бумагу по
прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.
· плести в три пряди из
различных материалов.
· определять
инструменты и приспособления необходимые для работы.
· самостоятельно
ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора
материалов и способов выполнения задания.
· с помощью учителя
анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять
контроль качества результатов собственной практической деятельности;
· самостоятельно
определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять
экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение
деталей (мелких и разных по размеру),
· словесно
характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки (делать простейшие
обобщения);
· осваивать технологию
моделирования.
· использовать навыки
работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.
· развивать способность
ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление;
· называть и показывать
части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка); находить
информацию в Интернете с помощью взрослого.
· анализировать форму,
цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.
· исследовать,
наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства
(цвет, фактура, форма и др.).
· осваивать правила
сбора и хранения природных материалов;
· использовать пресс
для сушки изделий.
· под контролем учителя
организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы,
правильно работать ручными инструментами;
· безопасно
использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
· выполнять правила
культурного поведения в общественных местах
иметь представление:
· о роли и месте
человека в окружающем мире;
· о том, когда
деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
· о некоторых
профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
· о влиянии
технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
· в области применения
и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе
компьютеров);
· об основных
источниках информации;
· о назначении основных
устройств компьютера;
· о правилах
безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в
том числе с компьютером);
· о транспорте, о
способах передвижения человека и перемещение груза;
Получат возможность для формирования (не менее 20%):
· создания различных
изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
· осуществления сотрудничества
в процессе совместной работы;
· работать с текстом и
изображением, представленным на компьютере;
· использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-
методический комплект.
№
п/п
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1
|
Н.И.Роговцева,
С.В.Анащенкова
|
Сборник рабочих программ «Школа России», с. 469
|
2011
|
Москва «Просвещение»
|
2
|
Н.И.Роговцева,
Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова
|
Технология. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений
|
2013
|
Москва «Просвещение»
|
3
|
Н.В. Шипилова, Н.И.
Роговцева, С.В. Анащенкова
|
Технология.
Методическое пособие с поурочными разработками.
|
2013
|
Москва «Просвещение»
|
4
|
Мультимедийный
проектор, компьютер
|
|
|
|
Тематический
план
учебного
предмета
Технология,
1 класс
( 1
час в неделю, 33 часа)
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем.
|
Всего
часов
|
Из
них
|
Проекты
|
1
|
Давайте познакомимся
|
3
|
|
2
|
Человек и земля.
|
21
|
4
|
3
|
Человек
и вода
|
3
|
1
|
4
|
Человек
и воздух
|
3
|
|
5
|
Человек
и информация
|
3
|
|
|
Итого:
|
33
|
5
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.