Главная / Технология / Рабочая программа по технологии 11 класс

Рабочая программа по технологии 11 класс

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных школ среднего ( полного)общего образования по Технология, сост. В.Д.Симоненко «Технология» М. «Просвещение», 1998,

Федерального компонента общего образования, реализующего стандарт 1 поколения


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе. Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы

Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями и приобретаемой профессией или специальностью.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

Изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей:

- освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач; о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;

- овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о востребованности специалистов на региональном рынке труда; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства;

- развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;

- воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

- формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования; трудоустройству; успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, необходимых для быстрой профессиональной адаптации в современном обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит на этапе среднего (полного) общего образования 69 часов для изучения технологии.

Программа разработана для обучения школьников XI класса. На изучение программы в ХI классе отводится 34 часа учебного времени.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Результаты обучения

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как приобретение знаний, умений и навыков в выбранной сфере профессиональной деятельности, овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

В основе рабочей программы обучения Технологии в 11 общеобразовательном классе лежит программа под редакцией В. Д. Симоненко. Данная программа рассчитана на 1 час изучения предмета в неделю. Согласно базисному плану количество часов в неделю, отведенное на изучение технологии в общеобразовательных классах, снижено с двух часов до одного часа. В связи с этим предлагается пропорционально уменьшить количество учебных часов для изучения разделов программы в 11 классе.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего

В том числе:

теория

практика

1

Технология решения творческих задач.

18

8

11

2

Экологические проблемы. Природоохранные технологии

10

4,5

5,5

3

Технология профессионального самоопределения и карьеры

6

2

4


Всего

34

14,5

19,5



Календарно-тематический план

Количество часов в год: 34

Количество часов в неделю: 1

Практических работ: 20

Теории: 14

Планирование составлено на основе Программы федерального компонента образовательного стандарта 1998 г

Учебник: «Технология» 11 класс, сост. В.Д. Симоненко.



Наименование разделов, тем

Всего

В том числе:

План

Факт

теория

практика


Технология решения творческих задач.

18

8

11



1,2

Понятие творчества и развитие творческих способностей. Тестирование

2

1

1

05.09

12.09


3,4

Метод мозговой атаки

2

1

1

19.09

26.09


5

Метод контрольных вопросов

1

0,5

0,5

03.10


6

Метод обратной мозговой атаки

1

0,5

0,5

17.10


7

Синектика

1

0,5

0,5

24.10


8

Морфологический анализ

1

0,5

0,5

31.10


9

Морфологические матрицы

1

0,5

0,5

07.11


10

Ассоциации и творческое мышление. Метод фокальных объектов (МФО)

1

0,5

0,5

14.11


11

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

1

0,5

0,5

28.11


12

Функционально-стоимостной анализ (ФСА)

1

0,5

0,5

05.12


13,14

Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ)

2

1

1

12.12

19.12


15

Изобретения. Рационализаторские предложения

1

0,5

0,5

26.12



16,17

18

Создание творческого проекта

3

-

3

09.01

16.01

23.01



Экологические проблемы. Природоохранные технологии

10

4,5

5,5



19

Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду

1

1


30.01


20

Глобальные проблемы человечества

1

0,5

0,5

06.02


21

Энергетика и экология

1

0,5

0,5

13.02


22

Загрязнение атмосферы

1

0,5

0,5

27.02


23

Загрязнение гидросферы

1

0,5

0,5

06.03


24

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства

1

0,5

0,5

13.03


25

Природоохранные технологии

1

0,5

0,5

20.03


26

Экологическое сознание и экологическая мораль

1

0,5

0,5

27.03

03.04


27,28

Творческий проект "Экология рабочего места"

2

-

2

17.04



Технология профессионального самоопределения и карьеры

6

2

4



29

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

1

0,5

0,5

24.04


30

Сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности

1

0,5

0,5

08.05


31

Понятие культуры труда. Профессиональная этика

1

0,5

0,5

15.05


32

Профессиональное становление личности. Профессиональная карьера

1

0,5

0,5

22.05



33,34

Подготовка к профессиональной деятельности. Примерный творческий проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера"

2

-

2

29.05


Итого

34

14,5

19,5











Содержание тем

Технология решения творческих задач. (18ч)

Понятие творчества и развитие творческих способностей.

Изобретательство. Творчество. Техническое творчество. Проектирование. Конструирование. Тесты. Человек и техника. Законы и закономерности строения и развития техники. Модели технических объектов. Анализ творческих объектов.Творчество как процесс создания новых объектов. Методы технического творчества.

Метод мозговой атаки. Суть метода. Цели метода. Основные правила мозгового штурма. Тесты.

Метод контрольных вопросов. Суть метода. Знакомство со списком вопросов А. Осборна, Т. Эйлоарта. Практическая работа.

Метод обратной мозговой атаки. Скрытые свойства объекта. Метод обратный МА. Идея. «Диверсионный метод»

Синектика. Аналогия. Прямая аналогия. Личная аналогия. Символическая аналогия. Решение задач.

Морфологический анализ. Суть метода. Решение задач.

Морфологические матрицы. Одномерная, двумерная, и многомерная матрица. Морфологическая матрица. Практическая работа.

Ассоциации и творческое мышление. Метод фокальных объектов (МФО). Ассоциации. Суть ассоциации. Ассоциативный метод. Фокальный объект. Психологическая инерция. Практическая работа

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.Реализация метода. Пояснения. Практическая работа. Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Метод системного исследования. Главные принципы ФСА. Примеры задач. Ход решения. Область применения. Практическая работа.

Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ). Техническое противоречие. Физическое противоречие. Суть метода. Операторы РВС. Метод маленьких человечков.(ММЧ). Вепольный анализ. Правила АРИЗ. Практическая работа.

Изобретения. Рационализаторские предложении. Патент. Патентный поиск. Структура заявки на изобретение. Рационализаторское предложение.

Создание творческого проекта. Проектирование работа над проектом.


Экологические проблемы. Природоохранные технологии. (10ч)

Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду. Использование ядерной энергии. Возникновение информационного мира. Рост мирового промышленного и сельскохозяйственного производства.

Глобальные проблемы человечества. Демографический взрыв. Обеспеченность человечества продовольствием и питьевой водой. Минеральные ресурсы Земли.

Энергетика и экология. Возможности получения энергии от разных источников. Достоинства и экологические недостатки разных способов получения энергии. Тенденции развития мировой энергетики.

Загрязнение атмосферы. Выбросы в атмосферу. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Методы защиты атмосферы.

Загрязнение гидросферы. Особенности загрязнения океанов, морей, рек, озер. Методы защиты гидросферы. Практическая работа. Оценка качества питьевой воды.

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. Сокращение площади лесов. Роль химизации сельского хозяйства. Нитраты, нитриты, диоксины и пестициды. Охрана, рациональное использование лесов и пахотных земель.

Природоохранные технологии. Виды природоохранной деятельности. Мониторинг. Экологическая экспертиза проектов. Малоотходные и безотходные технологии. Экологически устойчивое развитие человечества.

Экологическое создание и экологическая мораль. Экономия ресурсов и энергии. Природа - источник красоты. Теоретический аспект.

Создание творческого проекта. Проектирование работа над проектом.


Технология профессионального самоопределения и карьеры (6ч)

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда. Профессиональная деятельность. Разделение труда. Специализация труда. Формы разделения труда.

Сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности. Предмет труда. Процесс. Средства труда. Орудия труда. Практическая работа.

Понятие культуры труда. Профессиональная этика. Рабочее место. Дизайн. Техника безопасности. Эффективность производства. Практическая работа. Мораль. Примеры профессиональной этики.

Профессиональное становление личности. Профессиональная карьера. Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Профессиональное творчество. Карьера. Факторы, влияющие на профессиональную карьеру. Практическая работа.

Подготовка к профессиональной деятельности. Примерный творческий проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- особенности научно-технической революции второй половины ХХ века;

глобальные проблемы человечества в конце ХХ века; рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды;

- о вредных воздействиях на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;

- виды загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные дожди, уменьшение озонового слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы;

о загрязнении гидросферы и методах борьбы с этими загрязнениями;

- причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель;

- принципы и виды мониторинга;

- пути экономии энергии и материалов;

- особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни;

- о практическом использовании ЭВМ в различных сферах деятельности современного человека;

- о технологии решения творческих задач;

- об алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ);

- о понятии профессиональной деятельности;

- о культуре труда и профессиональной карьере.

Учащиеся должны уметь:

- учитывать экологические соображения при решении технологических задач;

- учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач;

- оценивать качество питьевой воды;

- использовать ЭВМ для обработки текстовой, числовой, графической и звуковой информации;

- создавать творческие проекты;

- составлять жизненные планы и профессиональную карьеру;

- решать задачи.


Перечень учебно-методического обеспечения

Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: “Просвещение”, 2006, стр.13-14.

Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2005.

Профильный курс “Машинопись и основы делопроизводства” (Технология, профильная подготовка). 9-11 классы / сост. Н. К. Лебедянцева. —Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2005.

Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Учебник для 10-го класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.









Список литературы


  1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./Сост. Бобровская А. Н., Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru/

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005

  4. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.

  6. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Графф, 2004.

  7. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2004.

  8. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.

  9. Технология: Рекомендации по использованию учебников.: Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005.





11


Рабочая программа по технологии 11 класс
  • Технология
Описание:

      Структура документа

      Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

      Общая характеристика учебного предмета

      Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе. Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

разs0e3 0 p>

 

- Устава МОУ-СОШ с.Липовка Марксовского района саратовской области;

-  Образовательной программы МОУ-СОШ с.Липовка.

    В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

 

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Автор Косырева Оксана Алексеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 575
Номер материала 42417
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓