муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №167»
Рассмотрено
«Утверждаю»
|
на заседании
Педагогического
совета директор
школы
|
протокол №
__1____ Л.И.Шишкина________
29 августа 2014г. Приказ
№_______
«____»_________2014г.
|
Рабочая программа
по технологии
(10 класс)
составлена на основе примерной программы
среднего (полного) общего образования, базовый
уровень, 2004г. (для 10-11 классов)
срок реализации программы 2014-2015 учебный
год,
Сычевой Ларисой Михайловной,
учителем высшей квалификационной категории.
г. Новосибирск
2014г
2. Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых
документов:
-
Федерального Закона Российской Федерации « Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального
компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования по информатике и ИКТ, базовый уровень от 05.03.2004 №108)
(для 10-11 классов);
-Примерной
программы среднего (полного) общего образования по технологии,2004 (для 10-11
классов)
-
Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2014-2015
учебный год.
2.2 Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы :
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
• овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
• развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
• воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
• формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи:
·
повысить уровень психологической компетенции
учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями в проектной
деятельности;
·
сформировать положительное отношение к самому себе,
осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к
реализации себя в будущей профессии;
·
ознакомить со спецификой профессиональной
деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и
конкуренции кадров в процессе проектной деятельности;
·
научить соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности, строить планы профессиональных
намерений;
·
предоставить возможность профессиональной пробы в
проектной деятельности.
2.3. Место
предмета в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 36 часов в
год. Количество часов в неделю - 1 час.
2.4. Минимум содержания образования по разделам 10 класс (из стандарта)
Производство, труд и технологии
Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (12 часов)
Влияние технологий на общественное развитие. Технологическая культура (2 час)
Основные теоретические сведения.
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды.
Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.
Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.
Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.
Практические работы
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.
Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.
Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.
Варианты объектов труда.
Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы. Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.
Современные технологии материального производства и непроизводственной сферы (6 часов)
Основные теоретические сведения.
Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.
Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.
Возрастание роли информационных технологий.
Практические работы
Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.
Варианты объектов труда
Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.
Производство и окружающая среда (2 часа)
Основные теоретические сведения.
Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды.
Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.
Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.
Практические работы.
Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.
Варианты объектов труда
Окружающая среда в классе, школе, поселке. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.
Рынок потребительских товаров и услуг (2 часа)
Основные теоретические сведения
Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя.
Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.
Электронная коммерция в системе Интернет.
Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.
Практические работы.
Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.
Варианты объектов труда
Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.
Технологии проектирования и создания материальных
объектов или услуг (24 часа)
Проектирование в профессиональной деятельности (3 часа)
Основные теоретические сведения
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.
Практические работы
Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.
Варианты объектов труда
Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (3 час)
Основные теоретические сведения
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования.
Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.
Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов.
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.
Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.
Практические работы
Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.
Варианты объектов труда
Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.
Нормативные документы и их роль в проектировании.
Проектная документация (4 час)
Основные теоретические сведения
Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).
Практические работы
Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.
Варианты объектов труда
Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.
Введение в психологию творческой деятельности (2 часа)
Основные теоретические сведения
Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.
Практические работы
Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.
Варианты объектов труда
Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (8 часов)
Основные теоретические сведения
Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.
Практические работы
Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.
Варианты объектов труда
Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.
Анализ результатов проектной деятельности (1 час)
Основные теоретические сведения
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.
Практические работы
Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.
Презентация результатов проектной деятельности (2 час)
Основные теоретические сведения
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.
Практические работы
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.
2.6.Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны знать: значение
профессионального самоопределения; требования к составлению профессионального
плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной
деятельности; понятие об интересах, мотивах, ценностях профессионального труда,
а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с
выбором профессии; понятие о темпераменте, эмоциональной сфере,
интеллектуальных способностях; значение творческого потенциала человека,
технологию проектирования, влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения
негативного влияния производства на окружающую среду; способы организации
труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной
деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального
образования и трудоустройства;
Учащиеся должны иметь представление: о
смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и
методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях
рыночных отношений; о рынке труда, о перспективных направлениях технологий
достижения поставленной цели (проектрирования).
Учащиеся должны уметь: соотносить свои
индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
классифицировать профессии по определённым признакам; составлять личный
профессиональный план; анализировать информация о профессиях; пользоваться
сведениями о путях получения профессионального образования, осуществлять
задуманное через выполнение собственных проектов, оценивать потребительские
качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и
реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы
решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу;
оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и
методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке
товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
3. УМК
Технология. Учеб.
Для 10 – 11 кл. под редакцией В.Д.Симоненко, «Вентана-Граф», 2012 г.
Технология. Профессиональный успех: Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений./
Под.ред. С.Н.Чистяковой, А.В.Гапоненко и др., 2012.
Технология. Рабочие программы, элективные курсы. 10-11 классы. М.,
Издательство «Глобус», 2009.
Основы
технологической культуры. Учеб.для 10-11класс. под редакцией В.Д.Симоненко,
«Вентана-Граф», 2012 г.
Климов Е.А. Психология
профессионализма. М.: Флинта, 2003.
Пряжников Н.С. Методы активизации
профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во
Психолого-социального института», Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2005.
Учебно-тематическое планирование.
10 класс
№ п/п |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
Кол-во контр.работ |
Производство, труд и технологии |
|
Технологии и труд как части общечеловеческой культуры |
12 |
1 |
1 |
Влияние технологий на общественное развитие. Технологическая культура |
2 |
|
2 |
Современные технологии материального производства и непроизводственной сферы |
6 |
|
3 |
Производство и окружающая среда |
2 |
|
4 |
Рынок потребительских товаров и услуг |
2 |
|
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (24) |
5 |
Проектирование в профессиональной деятельности |
3 |
|
6 |
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда |
3 |
|
7 |
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация |
5 |
|
8 |
Введение в психологию творческой деятельности |
2 |
|
9 |
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений |
8 |
1 |
10 |
Анализ результатов проектной деятельности |
1 |
|
11 |
Презентация результатов проектной деятельности |
2 |
|
|
Итого: |
36 |
2 |
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.