- 04.10.2020
- 702
- 13
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Технология» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения на основе Примерной программы по учебным предметам. Технология.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010г. - (Стандарты второго поколения) и авторской программы Технология: программа: 5-8 классы, А. Т. Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана-Граф», система «Алгоритм успеха», 2012 г. ФГОС.
Цель программы:
формирование представлений о технологической культуре производства;
развитие культуры труда подрастающих поколений;
становление системы технических и технологических знаний и умений;
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
На основании требований ФГОС второго поколения в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, универсальные деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
q приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
q воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
q овладение способами деятельностей:
q умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
q способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
q умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
q освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающейся.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», в том числе в 5 классе 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
С учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектов научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Результаты изучения предмета «Технология».
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате, обучающиеся должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
q проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
q выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
q развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
q овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
q самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
q планирование образовательной и профессиональной карьеры;
q бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
q готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
q проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
q алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
q комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
q проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
q самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
q приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
q выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
q использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
q согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками;
q объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
q диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
q соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
q рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
q оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
q ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
q распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
q владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
q применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.
В трудовой сфере:
q планирование технологического процесса и процесса труда;
q подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
q подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
q проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
q выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
q соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
q подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
q контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.
В мотивационной сфере:
q оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
q согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно–трудовой деятельности;
q осознание ответственности за качество результатов труда;
q наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
q стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
q моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
q эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
q рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
q формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
q оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
q публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
q развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
q достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
q сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание курса.
Направление «Технологии ведения дома»
Рабочая программа, с целью учета интересов учащихся и возможностей конкретного образовательного учреждения, имеет направление «Технологии ведения дома» и включает следующие разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Оформление интерьера», «Технологии творческой и опытнической деятельности».
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Основным дидактическим средством обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
Так же в программе по направлению «Технологии ведения дома» новым является методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована, прежде всего, на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов органолептическими способами.Занятия данного разделаспособствуют формированию ответственного отношения к своему здоровью.
В содержании программы сквозной линией проходит совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся.
При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
При изучении тем, учащиеся знакомятся с различными профессиями, что позволяет формировать ценностно-ориентационную компетенцию. Всё это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.
II. Учебно – тематический план.
№
п/п
Наименование разделов
Всего часов
Педагогические средства контроля обучающихся
Практические работы
Лабораторные работы
Творческие проекты
1
Технология домашнего хозяйства
2
1
1
1
2
Электротехника
1
3
Кулинария
14
7
2
1
4
Создание изделий из текстильных материалов
22
6 625 839 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сидорина Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.