Главная / Технология / Рабочая программа по столярному делу 8 класс

Рабочая программа по столярному делу 8 класс

ГОУ ТО «Новогуровская специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья»





Согласовано Утверждено

«____» ____________ «_____»______________

Зам. директора по УВР Директор школы

_______Л. В. Сверчкова __________Н. Я. Коврижко







АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(рабочая программа)

по «Столярному делу»

для 8 класса

на 2014 – 2015 уч. г.




учитель Ершов Евгений Алексеевич







Принята решением педагогического совета

Протокол №___от "____"___________2014 г.









Рассмотрена на заседании МО протокол №___ от « ____»______2014 г. Руководитель МО ____________________________________________

(подпись)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2012г.)

Основными законодательными актами являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12,ст.13)

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, (1997)

Закон Тульской области от 30.09.2013 №1989-ЗТО «Об образовании », (2013),

Приказ департамента образования Тульской области «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I- VIII видов Тульской области» от 23.07.2009г. № 1035.

Локальный уровень законодательства представлен Уставом школы (Приказ Министерства образования и культуры Тульской области от 30. 11. 2012г. № 797 , Положением о рабочей программе по учебному предмету от 26.03.2012г. (протокол № 5).

Цель программы:

Подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля, формирование навыков трудового обучения на уроках столярного дела у детей с ОВЗ для успешной социализации в общество

Задачи программы:

Формирование доступных технических и технологических знаний.

Развитие общетрудовых умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы.

Обучение учащихся профессиональным приемам и привитие им соответствующих трудовых навыков.

Воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду.

Формирования необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.

Развитие художественного вкуса, общей культуры личности.

Обучение практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются практические работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, креплением деталей в изделиях и украшением их; приобретают навыки владения столярным инструментом и приспособлениями, узнают правила ухода за ними; некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, овладевают навыками правильности выполнения трудовых операций. Оценка результатов своей и чужой работы также входит в программу обучения.

Данная программа является комплексной и интегративной. Она предполагает реальные межпредметные связи с разными предметами.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Черчение – формирование представлений о видах изделий, чертеже, техническом рисунке, эскизе, линиях чертежа и особенностях их начертания, правилах нанесения размеров на чертеже, некоторых условных обозначениях, применяемых в черчении.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение столярному делу в объёме:

количество часов в неделю -12;

количество часов в 1 четверти – 103;

количество часов во 2 четверти – 84;

количество часов в 3 четверти – 114;

количество часов в 4 четверти - 94;

количество часов в год- 408;

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса .

Учащиеся должны уметь:

пользоваться разметочным инструментом; рейсмусом; столярным угольником; работать на настольном сверлильном и токарном станках, лучковой пилой, стамеской, полуфуганком, шерхебелем, зензубелем, фальцгобелем; работать со столярным клеем;

ориентироваться в работе по чертежу;

выполнять заделку пороков и дефектов на древесине;

выполнять долбление гнезд, проушин, паза;

выполнять геометрическую резьбу;

выполнять криволинейное пиление;

работать с шаблоном;

выполнять непрозрачную отделку изделия;

изготавливать разметочный инструмент, строгальный инструмент;

распознавать виды пиломатериалов;

изготовлять и ремонтировать простейшую мебель;

читать технологические карты;

оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Учащиеся должны знать:

что миллиметр - основная мера длины в столярном деле;

строение дерева, определять пороки и дефекты древесины;

виды пиломатериалов;

понятия сквозного и несквозного отверстия;

назначение рубанка, полуфуганка, шерхебеля, зензубеля, фальцгобеля, отвёртки и шила;

способы сборки изделий из древесины - мебели;

отличие чертежа от технического рисунка, чтение сборочного чертежа, способы нанесения размеров;

отличия фурнитур;

о непрозрачной отделке древесины;

последовательность строгания древесины;

различия пород древесины;

технику безопасности при работе ручным столярным инструментом и на станках.

Цели изучения курса

Компетенции

Общеучебные

Знать:

правила безопасного поведения в мастерской; правила безопасной работы инструментами;

устройство и назначение столярных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы; устройство и назначение столярного верстака; правила регулировки по высоте;

материал, инструменты для изготовления изделия, возможные формы брусков;

правила безопасности при пилении ножовкой; устройство столярной ножовки;

правила безопасной работы при пилении; названия операций по изготовлению изделия;

виды и приемы разметки, суть понятия плоская поверхность;

правила разметки и приемы ее выполнения;

виды отделки изделий; виды шлифовальных шкурок; способы шлифовки деталей;

приемы окрашивания деревянных изделий;

строение древесины; породы деревьев; 'способы заготовки древесины, сферы ее использования; виды пиломатериалов; правила выполнения технического рисунка изделия и обозначения размеров;

правила безопасности при работе ножовкой; правила разметки отверстий; правила безопасной работы шилом;

суть терминов сквозное и несквозное отверстия;

устройство и назначение настольного сверлильного станка; назначение, виды сверл; правила безопасной работы на настольном сверлильном станке;

названия операций по изготовлению изделия; правила разметки и безопасности при работе с ножовкой;

устройство и назначение рашпиля драчевого напильника; правила безопасной работы инструментами;

устройство, назначение коловорота, правила безопасности при работе;

устройство и назначение шурупов, отвертки; правила безопасной работы отверткой;

устройство электровыжигателя; правила безопасной работы электровыжигателем;

правила безопасной работы электровыжигателем; приемы перевода рисунка на поверхность изделия; правила безопасности при работе с лаком; правила безопасной работы в мастерской,

устройство и назначение лучковой пилы; правила безопасности при работе лучковой пилой;

назначение стамески, ее основные¬ части; правила безопасной работы стамеской, приемы работы с ней; технологию выполнения пазов; зависимость качества и проч¬ности изделия от точности вы¬полнения данной технологической операции; правила безопасной работы;

Предметно-ориентированные

Уметь:

выполнять пиление брусков ножовкой; выполнять пиление древесины поперек волокон; выполнять упражнения по разметки деталей;

определять вид пиломатериала; выполнять рисунки простых изделий (куба, параллелепипеда, пирамиды и др.);

выполнять технический рисунок изделий; составлять последовательность изготовления изделия по образцу с опорой на предметно-технологическую карту (под руководством учителя); заполнять технологическую карту;

выпиливать заготовки деталей изделия; выполнять отверстия шилом; сверлить коловоротом отверстия; выполнять сборку изделий (игрушечной мебели); выполнять отделку изделия;

определять вид сверла; закреплять сверло в патроне сверлильного станка;

выполнять сверление отверстий разных видов и размеров; контролировать глубину сверления

выполнять зачистку поверхности шлифовальной поверхности; выполнять зачистку поверхности рашпилем (драчевым напильником);

разрабатывать форму модели одного из видов транспорта; выполнять технический рисунок изделия; составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку;

организовывать рабочее место при работе на верстаке; выполнять отпиливание заготовок;

выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов;

работать электровыжигателем; выполнять отделку ранее изготовленного изделия выжиганием; выполнять окраску изделия лаком; оценивать качество готового изделия;

подготовить лучковую пилу к работе; различать полотна для поперечного и продольного пиления древесины; выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки;

выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров;

выбрать способ соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено;

определять виды шурупов; подбирать вид шурупа для конкретного изделия; объяснять свой выбор;

выполнять отверстия под шурупы шилом; выполнять зенкование отверстий; подготовить дрель к работе; сверлить отверстие ручной дрелью;

оценивать качество изделия; сравнивать изготовленное изделие с образцом;

выполнять черновую разметку заготовок по чертежу изделия; выполнять строгание заготовок для изделия; контролировать размеры; выполнять отпиливание припусков по линиям разметки; выполнять обработку торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой;

работать стамеской; выполнять строгание брусков и реек; выполнять подгонку деталей;

выполнять соединение деталей врезкой, шлифовку изделия.



























Содержание изучаемого курса

8 КЛАСС

1 четверть – 103 ч

Вводное занятие – 3 ч

Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.

Заделка пороков и дефектов древесины – 19 ч

Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходы.

Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения.

Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, кле¬евая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением

Умение. Заделка пороков и дефектов на древесине.

Упражнения. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.

Практические работы. Выявление на древесине дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовлений заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.

Пиломатериалы – 5 ч

Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость

Умение. Распознавание видов пиломатериалов.

Упражнение. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.

Изготовление столярно-мебельного изделия- 26 ч

Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.

Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).

Умение. Распознавание вида работ.

Упражнения. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу.

Практические работы. Чтение технической документации Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.

Практическое повторение – 48 ч

Виды работы. Изготовление табурета, выставочной витрины..

Самостоятельная работа – 2 ч

По выбору учителя (изготовление ящика для гвоздей).

II четверть- 84 ч

Вводное занятие – 3 ч

План работы на четверть. Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности.

Изготовление разметочного инструмента - 39 ч

Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.

Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.

Умение. Приготовление разметочного инструмента.

Упражнения. Проверка состояния и пригодности к работе име-ющихся в мастерской линеек и угольников.

Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.

Токарные работы – 21 ч

Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.

Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности, виды и меры по предупреждению. Правила безопасной работы.

Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).

Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем.

Практическое повторение – 17 ч

Виды работы. Изготовление скамейки, солонки.,

Самостоятельная работа – 4 ч

По выбору учителя (изготовление рейсмуса)

Ill четверть - 114 ч

Вводное занятие – 3 ч

План работы на четверть. Правила безопасности при изготовлении строгального инструмента.

Изготовление строгального инструмента – 31 ч

Изделие. Шерхебель.

Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.

Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.

Умение. Изготовление строгального инструмента.

Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия.

Представление о процессе резания древесины – 8 ч

Объект работы. Дереворежущий инструмент.

Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.

Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.

Лабораторная работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.

Изготовление столярно-мебельного изделия – 28 ч

Изделия. Несложная мебель в масштабе 1:5.

Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.

Умение. Изготовление простейшей мебели.

Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.

Практическое повторение – 42 ч

Виды работы. Изготовление столярного угольника, выставочной витрины.

Самостоятельная работа – 2 ч

По выбору учителя (изготовление книжной полки)

IV четверть – 94 ч

Вводное занятие – 2 ч

План работы на четверть. Подготовка рабочего места.

Ремонт столярного изделия – 24 ч

Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.

Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.

Умение. Ремонт простейшей мебели.

Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.

Безопасность труда во время столярных работ – 14 ч

Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм.

Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Предупреждение пожара. Действия при пожаре.

Крепежные изделия и мебельная фурнитура – 8 ч

Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.

Умение. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.

Упражнения. Определение названий крепежных изделий и ме-бельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.

Практическое повторение – 40 ч

Виды работы. Изготовление ящика для инструментов, экрана для столярных инструментов.

Контрольная работа – 6 ч

По выбору учителя (изготовление полки для цветов).



























Литература.

1. Арданский А.С. - Столяр краснодеревeц. – Стройиздат, 1947.

2. Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.

3. Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 1993.

4. Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 1985.

5. Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1982.

6. Куксов В.А. Столярное дело. - 3-е изд. - М.: Всес. учеб.-пед. изд. - 1958.

7. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. -М.: Высшая школа, 1989.

8. Рихвск Э.Р. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1988.

9. Xворостов АС. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. -М.:

Просвещение. 1985.





































урока

Содержание (тема урока)

Кол-во часов

Дата



1.





1.






2.






3.





4.



5.


6.



7.



8.




1.



2.




1.





2.




3.




4.


5.

6.

7.






8.


9.


10.


11.




1.








2.


3.



4.


5.



6.




7.


8.


9.

10.


11.




12.


13.


14.


15.


16.




17.


18.


19.


20.






1.




1.





1.



2.



3.


4.



5.


6.


7.


8.


9.





10.



11.


12.


13.


14.




15.


16.




1.


2.

3.



4.



5.



6.

7.

8.




9.




1.

2.

3.

4.




5.


6.


7.





1.



2.




1.





1.


2.


3.



4.



5.


6.


7.


8.


9.



10.


11.


12.

13.



1.





2.





3.






1.



2.


3.





4.



5.




6.


7.


8.




9.



10.


11.


12.




1.




2.




3.


4.


5.




6.


7.


8.

9.

10.





11.


12.


13.


14.



15.


16.


17.


18.





1.





1.



1.




2.





3.


4.


5.



6.



7.



8.



9.


10.



1.




2.


3.



4.


5.



6





1.




2.



3.





1.


2.



3.



4.



5.


6.


7.




8.


9.



10.

11.


12.






13.


14.



15.

16.


17.








1.


2.

I четверть

Вводное занятие

Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности. Вводный инструктаж по охране труда.

Заделка пороков и дефектов древесины

Материалоотходы

Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпаклёвка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу плёнкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.).

Выявление на древесине дефектов, требующих заделки. Заделка мелких трещин и вырывов волокон шпатлёвкой.

Черчение. Чтение чертежа предмета, форма которого образована поверхностями разных геометрических тел. нахождение проекций рёбер, поверхностей.

Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла.

Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе.

Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку.

Выдалбливание сквозных и несквозных гнёзд с предварительным сверлением. Высверливание, долбление отверстия.

Изготовление заделки. Вставка заделки на клею.

Черчение. Определение проекций по наглядным изображениям.

Застрагивание заделки. Подготовка рубанка для застрагивания заделки. Возможный брак при строгании заделки.

Пиломатериалы

Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение. Распознавание видов пиломатериалов.

Определение видов пиломатериалов. Характеристика основных видов пиломатериалов.

Изготовление столярно-мебельного изделия

Скамейка

Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели.

Чтение технической документации.

Черчение. Чтение чертежа технической детали типа «опора» и выполнение её технического рисунка в тетради.

Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц). Анализ образца изделия. Выполнение чертежей деталей изделия.

Заготовка и подбор материала. Пиление заготовок вдоль волокон. Пиление заготовок с припуском.

Чтение чертежа детали. Изготовление ножки.

Анализ готовой детали. Изготовление второй ножки.

Чтение чертежа детали. Изготовление царг.

Черчение. Анализ графического состава изображения и выполнение чертежа детали, состоящей из сочетания параллелепипеда со скруглёнными углами и четырёхугольной призмы или цилиндра с цилиндрическим отверстием.

Чтение чертежа детали. Изготовление проножек. Контроль прямоугольности строгания.

Подбор материала для крышки. Набор крышки из дощечек. Торцевание крышки.

Последовательность выполнения сборки изделия. Сборка изделия на гвоздях.

Проверка готовой продукции. Отделка изделия.

Практическое повторение

1. Табурет

2. Скамейка

Чтение технической документации. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).

Черчение. Анализ графического состава изображения и выполнение чертежа детали, состоящей из сочетания параллелепипеда со скруглёнными углами и четырёхугольной призмы или цилиндра с цилиндрическим отверстием.

Черновая разметка заготовок. Подготовка к работе шерхебеля. Строгание по разметке.

Анализ образца изделия. Чтение чертежей деталей изделия. Разметка заготовок с помощью рейсмуса и угольника.

Подготовка рубанка к работе. Чистовое строгание рубанком.

Подготовка лучковой пилы к работе. Правила переноса лучковой пилы. Пиление заготовок под заданный размер.

Разметка глухих гнёзд в ножках рейсмусом.

Черчение. Анализ геометрической формы детали типа «валик» и построение чертежа в необходимом количестве видов.

Долбление глухих гнёзд. Предупреждение брака при долблении. Контроль глубины глухого гнезда.

Чтение чертежа детали изделия. Подготовка рейсмуса к работе. Разметка шипов на царгах.

Правила выпиливания шипов. Выпиливание шипов.

Чтение чертежа детали изделия. Разметка шипов на проножках.

Выпиливание шипов рядом с риской.

Черчение. Анализ геометрической формы детали типа «валик» и построение чертежа в необходимом количестве видов.

Чтение чертежа изделия. Анализ образца изделия. Разметка глухих гнёзд под сухари.

Назначение сухарей. Материал для изготовления сухарей. Изготовление сухарей по чертежу.

Условия прочности соединения. Подгонка соединений и обозначение деталей.

Сборка каркаса «насухо». Контроль прямоугольности рамки.

Обработка деталей шлифовальной шкуркой.

Черчение. Построение чертежа развёртки детали типа «скоба», «уголок» по наглядному изображению. Изготовление модели из картона по развёртке.

Подготовка клея к работе. Сборка каркаса на клею. Правила безопасности при работе с клеем.

Подбор материала для крышки. Изготовление крышки. Обработка крышки шкуркой.

Выбор шурупов по длине. Установка крышки на сухарях.

Проверка готовой продукции. Отделка изделия.

Черчение. Построение чертежа развёртки детали типа «скоба», «уголок» по наглядному изображению. Изготовление модели из картона по развёртке.

Самостоятельная работа

Ручка для молотка

Ориентировка в задании по чертежу и образцу изделия. Обработка ручки. Насадка ручки на молоток.

II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности. Повторный вводный инструктаж по охране труда.

Изготовление разметочного инструмента

Угольник столярный

Разметочные инструменты: материалы, качество изготовления, точность. Столярный угольник: виды, назначение. Ярунок: назначение, применение.

Проверка состояния и пригодности к работе, имеющихся в мастерской линеек и угольников. Утилизация непригодных для работы инструментов.

Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твёрдой породы.

Изготовление ручки по чертежу.

Черчение. Самостоятельная работа: выполнение чертежа развёртки.

Чтение чертежа детали изделия. Выбор пилы и долота для работы. Изготовление проушины.

Анализ образца изделия. Разметка пера по чертежу. Изготовление пера по проушине.

Сборка «насухо». Подготовка клея к работе. Склеивание.

Обработка изделия шлифовальной шкуркой. Отделка изделия лаком или олифой.

Проверка изготовленного угольника контрольным угольником.

Черчение. Построение недостающего вида детали по двум заданным и наглядному изображению.

Ярунок

Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твёрдой породы. Пробное строгание.

Анализ образца изделия. Чтение чертежа изделия. Изготовление ручки.

Выбор пилы и долота для работы. Изготовление проушины.

Анализ образца изделия. Изготовление пера по проушине.

Сборка «насухо». Подготовка клея к работе. Склеивание.

Черчение. Построение недостающего вида по двум заданным.

Обработка изделия шлифовальной шкуркой. Поднятие ворса. Отделка изделия лаком или олифой.

Транспортир: назначение, применение. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка малкой.

Токарные работы

Ручка для напильника

Токарный станок: управление, уход, неисправности, виды и меры по предупреждению. Т/б.

Установка заготовки. Черновая обработка заготовки.

Разметка скобой. Снятие конуса резцом.

Черчение. Построение недостающего вида по двум заданным.

Изготовление шипа под кольцо. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Выпиливание ручки.

Обработка ручки. Способы насадки ручки. Насадка ручек на напильник.

Ручка для стамески

Установка заготовки. Черновая обработка заготовки.

Разметка заготовки. Снятие конуса резцом.

Изготовление шипа под кольцо. Проверка размеров.

Черчение. Выполнение чертежа детали по эскизу с использованием необходимых геометрических построений.

Обработка изделия. Выпиливание детали. Установка кольца на ручку.

Практическое повторение

Скамейка

Снятие размеров с образца изделия. Заготовка и подбор материала. Чтение технической документации.

Чтение чертежа детали. Изготовление ножки.

Анализ готовой детали. Изготовление второй ножки.

Чтение чертежа детали. Изготовление царг.

Черчение. Выполнение чертежа детали по эскизу с использованием необходимых геометрических построений.

Изготовление проножек. Контроль качества строгания. Подгонка деталей по заданной длине.

Подбор материала для крышки. Изготовление крышки. Торцевание крышки.

Сборка изделия на гвоздях. Отделка изделия.

Черчение. Выполнение эскиза и чертежа детали по моделям.

Самостоятельная работа

Кухонная лопаточка

Ориентировка в задании по образцу изделия. Изготовление шаблона изделия. Выпиливание формы изделия.

Обработка изделия Рашпилем, шлифовальной шкуркой. Отделка изделия.

III четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности ручным столярным инструментом. Повторный вводный инструктаж по охране труда.

Изготовление строгального инструмента

Шерхебель

Инструмент для ручного строгания плоскости. Технические требования. Материал для изготовления.

Анализ образца изделия. Выполнение чертежа изделия.

Расположение годичных колец на торцах колодки. Подбор заготовок для колодки строгального инструмента.

Фугование заготовки для колодки.

Черчение. Выполнение эскиза и чертежа детали по моделям.

Выпиливание колодки с припуском. Обработка колодки. Разметка летка по чертежу.

Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление отверстий. Изготовление летка.

Анализ образца изделия. Подгонка «постели» по ножу.

Торцевание колодки. Зачистка колодки шлифовальной шкуркой.

Изготовление клина. Обработка и подгонка клина.

Черчение. Самостоятельная работа: составление эскиза по наглядному изображению.

Анализ образца изделия. Подбор материала для рожка. Изготовление рожка.

Разметка колодки по чертежу. Сверление отверстия. Установка рожка.

Проверка готового изделия. Отделка изделия.

Наладка инструмента. Пробное строгание Учебного бруска.

Представление о процессе резания древесины

Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении.

Черчение. Выполнение чертежа детали в трех проекциях после удаления её части по разметке (по наглядному изображению).

Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Элементы резца. Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.

Движения резания и подачи.

Лабораторная работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.

Изготовление столярно-мебельного изделия

Прикроватная тумба (М 1:5)

Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Снятие размеров с оригинального изделия.

Бригадный метод работы. Подбор материала для изделия.

Изготовление боковых стенок изделия. Учёт и коллективное обсуждение производительности труда.

Черчение. Выполнение чертежа детали в трех проекциях после удаления её части по разметке (по наглядному изображению).

Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Изготовление верхней и нижней деталей. Контроль прямоугольности деталей.

Организация рабочего места. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Сборка каркаса.

Чтение чертежей деталей изделия. Изготовление дверцы и полки.

Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Исправление брака.

Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Сборка изделия.

Черчение. Чтение чертежей деталей и выполнение технических рисунков этих деталей.

Сверление отверстий под полкодержатели. Установка полки на полкодержателях. Крепление ножек мелкими шурупами.

Заделка трещин шпатлёвкой. Грунтование поверхности изделия. Отделка изделия.

Разметка и сверление отверстия под ручку. Установка ручки.

Учёт и коллективное обсуждение производительности труда. Проверка готового изделия.

Практическое повторение

Столярный угольник

Разметочный инструмент: материалы, качество, точность. Столярный угольник: виды, назначение.

Черчение. Чтение чертежей деталей и выполнение технических рисунков этих деталей.

Проверка состояния и пригодности к работе линеек и угольников. Утилизация непригодных для работы инструментов. Материал для изготовления разметочного инструмента.

Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твёрдой породы.

Чтение чертежа изделия. Изготовление ручки по чертежу.

Выбор пилы и долота для работы. Изготовление проушины.

Черчение. Самостоятельная работа: выполнение технического рисунка детали «планка прижимная».

Анализ образца изделия. Снятие размеров с проушины. Изготовление пера по проушине.

Сборка «насухо». Подготовка клея к работе. Склеивание.

Обработка изделия. Поднятие ворса.

Подготовка поверхности к отделке. Отделка изделия.

Проверка прочности соединения деталей. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником.

Черчение. Выполнение эскиза детали с необходимыми сечениями.

Ящик для рассады

Ящик дл рассады: виды, назначение. Анализ образца изделия. Подбор материала для изделия.

Подготовка шерхебеля к работе. Черновое строгание заготовок.

Подготовка рубанка к работе. Строгание заготовок до линии размети.

Пиление заготовок заданного размера под угольник.

Черчение. Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями.

Анализ образца изделия. Изготовление ручек заданного размера. Установка ручек на гвоздях.

Последовательность сборки ящика. Сборка корпуса ящика. Контроль прямоугольности корпуса ящика.

Подбор материала для изготовления дна ящика. Изготовление делянок.

Сборка ящика. Строгание свесов.

Черчение. Выполнение эскиза с применением сечения по аксонометрической проекции.

Самостоятельная работа

Ручка для лопаты

Закругление углов бруска квадратного сечения. Обработка ручки рашпилем, напильником, шлифовальной шкуркой.

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Подготовка рабочего места. Повторный вводный инструктаж по охране труда.

Ремонт столярного изделия

Износ мебели: причины, виды. Осмотр иебели.

Черчение. Выполнение эскиза детали с необходимыми разрезами. Выполнение чертежа детали по эскизу.

Стул

Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей). Выявление повреждения на мебели. Разбор стула на составляющие.

Подготовка к переклейке соединения. Удаление пыли, грязи. Переклейка соединения.

Осмотр заклеенных соединений. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками.

Изготовление деталей на замену. Замена повреждённых деталей.

Стол

Осмотр стола. Выявление повреждения на мебели.

Черчение. Выполнение эскиза детали с необходимыми разрезами. Выполнение чертежа детали по эскизу.

Подбор шпона для вставок по цвету и рисунку. Подготовка клеевого раствора. Восстановление облицовки.

Разборка и подготовка изделия к переклейке с учётом сохранения крепких узлов. Удаление пыли, грязи ветошью.

Изготовление деталей на замену. Замена повреждённых деталей.

Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками.

Безопасность труда во время столярных работ

Безопасность труда во время столярных работ. Значение техники безопасности.

Черчение. Устное чтение чертежа, содержащего сечения и разрезы.

Безопасность труда. Одежда и обувь рабочего. Защитные очки, щитки.

Причины травмы: неисправность инструмента или станка. Меры предохранения от травм. Аптечка: виды, назначение.

Возможность быстрого возгорания древесных материалов. Предупреждение пожара.

Электронагревательные приборы, станки, электроинструменты. Неосторожное обращение с электричеством.

Пожарная безопасность. Действия при пожаре.

Черчение. Выполнение эскиза детали с применением разреза (соединение половины вида и половины разреза).

Крепёжные изделия и мебельная фурнитура

Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Болт, винт, стяжка, задвижка: виды, назначение.

Крепёжные изделия. Мебельная фурнитура. Определение названий крепёжных изделий и мебельной фурнитуры по образцам.

Миллиметр. Перевод миллиметров в сантиметры и миллиметры и наоборот. Определение длины гвоздя на глаз.

Практическое повторение

Петля

Подбор материала из листового металла. Разметка детали чертилкой.

Сверление отверстий заданного размера в металле.

Черчение. Выполнение эскиза детали с применением разрезов или сечений.

Вырезание заготовки ножницами по металлу. Вырубка лишнего металла зубилом. Выпрямление заготовки на плите.

Снятие заусенцев напильником. Закругление углов. Обработка изделия.

Угольник

Подбор материала из листового металла. Разметка детали чертилкой.

Вырезание заготовки ножницами по металлу. Вырубка лишнего металла зубилом.

Разметка и сверление отверстий под шурупы. Зенкование отверстий.

Черчение. Выполнение эскиза детали с применением разрезов или сечений.

Снятие заусенцев напильником. Закругление углов. Обработка изделия.

Анализ образца изделия. Разметка детали по чертежу. Сгибание детали под прямым углом.

Кронштейн

Подбор материала. Разметка детали по чертежу.

Разметка и сверление отверстий под шурупы. Зенкование отверстий.

Вырезание заготовки ножницами по металлу. Вырубка лишнего металла зубилом.

Черчение. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детали с натуры с применением необходимых сечений или разрезов и других условностей и упрощений.

Снятие заусенцев напильником. Закругление углов. Обработка изделия.

Анализ образца изделия. Разметка детали по чертежу. Сгибание детали под прямым углом.

Подвеска

Подбор материала. Разметка детали по чертежу.

Вырезание заготовки ножницами по металлу. Вырубка лишнего металла зубилом.

Разметка и сверление отверстий разного диаметра. Обработка изделия.

Черчение. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детали с натуры с применением необходимых сечений или разрезов и других условностей и упрощений.

Контрольная работа

Топорище

Разметка заготовки по шаблону. Выпиливание формы топорища. Сострагивание углов рубанком.

Обработка топорища стамеской, рашпилем, напильником. Обработка топорища шлифовальной шкуркой. Проверка готового изделия.


103

3

3



19


2






2






3





3



2


2



2



3



5

3



2


26


2





2




3




3


2

2

2






3


3


2


2

48



2








3


3



2


2



2




3


3


2

2


2




3


3


2


2


2




3


3


2


2




2


2


84

3

3



39


3



2



2


2



3


3


2


2


2





3



3


2


2


2




3


3


21


2


2

2



3



3



2

2

2




3


17


3


2

2

2




3


3


2



4


2



2


114

3

3



31


3


2


2



2



3


3


2


2


2



3


3


2

2


8

2





3





3




28


2



2


2





3



3




2


2


2




3



3


2


2


42


2




3




2


2


2




3


3


2

2

2





3


2


2


2



3


3


2


2



2


2



94

2

2


24

2




3





3


2


2



2



3



3



2


2


14

2




3


3



2


2



2




8

3




3



2



40


2


2



3



3



2


2


2




3


3



2

2


2






3


3



2

2


2






6


3


3




























Рабочая программа по столярному делу 8 класс
  • Технология
Описание:

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются практические работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

 

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, креплением деталей в изделиях и украшением их; приобретают навыки владения столярным инструментом и приспособлениями, узнают правила ухода за ними; некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, овладевают навыками правильности выполнения трудовых операций. Оценка результатов своей и чужой работы также входит в программу обучения.

Автор Ершов Евгений Алексеевич
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 498
Номер материала 46129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓