Согласовано
Зам. директора МБОУ «_____________»
_________________________________
__________/____________/
|
Утверждаю
Директор МБОУ «________________» ________________________________
__________/______________/
Приказ № ____ от ________________г.
|
|
|
|
|
Рабочая учебная программа
по спецкурсу «Секреты
орфографии»
для
обучающихся 7_ класса МБОУ «______________»
______________________________________________
(базовый уровень)
на 2014/2015 учебный год
Составитель:
Блинова Светлана Николаевна, учитель
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Спецкурс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и
предназначен для учащихся 7 класса.
Данный спецкурс позволит им не только восполнить
пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского
языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Спецкурс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11
классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные
учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить
пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию
контрольных работ.
На спецкурсе предполагается уделять большое внимание
развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической
грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий
различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую
индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и
организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников,
приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема
данной программы является актуальной.
Цель спецкурса: формирование
орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи
учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-
повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за
5-6 классы,
-
расширить и углубить полученные ранее знания;
-
систематизировать и обобщить полученные знания;
-
заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные
дополнительные занятия русским языком;
-
совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и
коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание
индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание данной программы составляет два круга
вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на
углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной
программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает
все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном
соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и
наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети
начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это
позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно
находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные
представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного
представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней
как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и
словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать
работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей
новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на
уроках не встречаются.
Программа состоит из 4 разделов:
1.
Дорога к письменности - 1час.
2.
Фонетика. Орфография. - 13 часов.
3.
Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов.
4.
Морфология -7 часов.
Основные методы и приёмы работы:
-
лекция;
-
беседа;
-
объяснение учителя;
-
создание проблемной ситуации;
-
анализ текстов различных стилей и типов;
-
работа с тестами;
-
различные виды грамматического разбора;
-
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
-
создание таблиц, схем, алгоритмов;
-
обсуждение, диалог;
-
работа по карточкам;
-
написание и редактирование орфографических диктантов;
-
самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ:
игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
-
находить в словах изученные орфограммы,
-
обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
-
находить и исправлять орфографические ошибки;
-
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Календарно-тематическое
планирование
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Содержание
занятия
|
Дата
|
Корректировка
|
1.
|
Дорога к
письменности. Как люди обходились без письма.
|
1
|
Как
возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что
обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем
есть буквы?
|
06.09
|
|
2.
|
Орфография
как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.
|
1
|
«Ошибкоопасные»
места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о
непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило.
|
12.09
|
|
3.
|
Тайна
фонемы.
|
1
|
Смыслоразличительная
роль звуков.
Образование
звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).
|
20.09
|
|
4.
|
Ударение
под гласной может сделать букву ясной.
|
2
|
Правописание
безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся.
Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых,
двойных.
Правописание
букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в
корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных
частей речи. Буквы О и Е.
|
27.09
|
|
5.
|
Коварные
словарные слова.
|
2
|
Словарная
работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным
словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в
тексте.
Исправление
речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).
|
04.10
|
|
6.
|
Орфографический
словарь – наш главный помощник.
|
1
|
Работа
со словарем.
|
11.10
|
|
7.
|
Проверь
себя. Тест №1.
|
1
|
|
18.10
|
|
8.
|
Опасные
согласные.
|
1
|
Парные и
непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при
письме.
|
25.10
|
|
9.
|
Звонкие
и глухие «двойняшки»
|
1
|
Различение
звонких/глухих. Тренировочные упражнения.
|
15.11
|
|
10.
|
Старые
знакомые Ъ и Ь
|
1
|
Ь после
шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после
шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление
буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
|
22.11
|
|
11.
|
Большие
и маленькие (правописание имен собственных)
|
1
|
Работа
по карточкам.
|
29.11
|
|
12.
|
Слитно,
раздельно, через дефис.
|
3
|
Правописание
ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и
сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и
наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов.
Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Правописание
НЕ с разными частями речи.
Слитное
написание приставки НЕДО- со словами.
|
06.12
|
|
13.
|
Сколько
писать: одну или две?
|
2
|
Одна и
две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных
прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в
кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О (-Е).
|
13.12
|
|
14.
|
Как
справиться со сложными словами?
|
1
|
Способы
образования сложных слов.
|
20.12
|
|
15.
|
Решение
орфографических задач.
|
1
|
|
27.12
|
|
16.
|
Проверь
себя. Тест №2.
|
1
|
|
17.01
|
|
17.
|
История
образования и написания числительных
|
1
|
Беседа.
Выполнение упражнений, игра «Магазин».
|
24.01
|
|
18.
|
Что
вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
|
1
|
Сравнение
существительного и местоимения. Работа с текстом
|
31.01
|
|
19.
|
Орфографические
головоломки.
|
1
|
|
07.02
|
|
20.
|
Приставки
труженицы (классификация приставок)
|
2
|
Классификация
приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием,
приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от
смысла слова.
|
14.02
|
|
21.
|
Приставки-труженицы
(классификация приставок)
|
1
|
Приставки,
не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и
ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
|
28.02
|
|
22.
|
Кто
командует корнями?
|
1
|
Классификация
и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с
чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-,
-зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых
согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися
гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов
(-ровн-,
-плов-,
-мок-).
|
14.03
|
|
23.
|
Проверь
себя. Тест №3.
|
1
|
|
21.03
|
|
24.
|
Суффиксы
- большие молодцы.
|
1
|
Правописание
букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в
личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов
существительных, прилагательных, глаголов.
|
04.04
|
|
25.
|
Волшебный
клубок орфограмм.
|
1
|
|
11.04
|
|
26.
|
Путешествие
в страну русского языка.
|
1
|
Работа с
текстом.
|
18.04
|
|
27.
|
Проверь
себя. Тест №4.
|
1
|
Систематизировать,
обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы)
|
25.04
|
|
28.
|
Значение
орфографии.
|
1
|
Обобщение
принципов орфографии.
|
16.05
|
|
29.
|
Итоговый
урок
|
1
|
|
23.05
|
|
Список
литературы
1. Ахременкова
Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7
класс. - М., 2003.
2. Воробьева
К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – СПб,
2000.
3. Греков
В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней
школы. - М., 1987.
4. Иванова
В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
5. Львова
С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для
10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы
/ Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
6. Михайлова
С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
7. Морозова
Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
8. Панов М.Ф.
Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. –
М., 1984.
9. Разумовская
М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
10. Розенталь Д.Э.
Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в
вузы. – М., 2001.
11. Сухотинская А.В.
Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
12. Тимофеев Б.Н. Правильно
ли мы говорим. – Л., 1963.
13. Ткаченко Н.Г.
Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
14. Успенский Л.В.
Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
15. Федорова М.В.
Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб,
2003.
16. Хазанова А.С.
Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. –
М., 1982.
17. Шанский Н.М. и др.
Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М.,
1971.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.