Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по спецкурсу "Секреты орфографии" для учащихся 7 класса

Рабочая программа по спецкурсу "Секреты орфографии" для учащихся 7 класса

Согласовано

Зам. директора МБОУ «_____________»

_________________________________

__________/____________/


Утверждаю

Директор МБОУ «________________» ________________________________

__________/______________/

Приказ № ____ от ________________г.













Рабочая учебная программа

по спецкурсу «Секреты орфографии»

для обучающихся 7_ класса МБОУ «______________»

______________________________________________

(базовый уровень)

на 2014/2015 учебный год


Составитель:

Блинова Светлана Николаевна, учитель высшей квалификационной категории


















Пояснительная записка


Спецкурс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.

Данный спецкурс позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Спецкурс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На спецкурсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Цель спецкурса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Задачи:

- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

- расширить и углубить полученные ранее знания;

- систематизировать и обобщить полученные знания;

- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Содержание программы.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Программа состоит из 4 разделов:

1. Дорога к письменности - 1час.

2. Фонетика. Орфография. - 13 часов.

3. Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов.

4. Морфология -7 часов.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- обсуждение, диалог;

- работа по карточкам;

- написание и редактирование орфографических диктантов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- находить в словах изученные орфограммы,

- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.





Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата

Корректировка

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

1

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

06.09


Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1

«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило.

12.09


Тайна фонемы.

1

Смыслоразличительная роль звуков.

Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).

20.09


Ударение под гласной может сделать букву ясной.

2

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

27.09


Коварные словарные слова.

2

Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

04.10


Орфографический словарь – наш главный помощник.

1

Работа со словарем.

11.10


Проверь себя. Тест №1.

1


18.10


Опасные согласные.

1

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

25.10


Звонкие и глухие «двойняшки»

1

Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.

15.11


Старые знакомые Ъ и Ь

1

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

22.11


Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

Работа по карточкам.

29.11


Слитно, раздельно, через дефис.

3

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

06.12


Сколько писать: одну или две?

2

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О (-Е).

13.12


Как справиться со сложными словами?

1

Способы образования сложных слов.

20.12


Решение орфографических задач.

1


27.12


Проверь себя. Тест №2.

1


17.01


История образования и написания числительных

1

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

24.01


Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

1

Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом

31.01


Орфографические головоломки.

1


07.02


Приставки труженицы (классификация приставок)

2

Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова.

14.02


Приставки-труженицы (классификация приставок)

1

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

28.02


Кто командует корнями?

1

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-,

-плов-, -мок-).

14.03


Проверь себя. Тест №3.

1


21.03


Суффиксы - большие молодцы.

1

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

04.04


Волшебный клубок орфограмм.

1


11.04


Путешествие в страну русского языка.

1

Работа с текстом.

18.04


Проверь себя. Тест №4.

1

Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы)

25.04


Значение орфографии.

1

Обобщение принципов орфографии.

16.05


Итоговый урок

1


23.05















Список литературы

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.

  2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – СПб, 2000.

  3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.

  4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

  5. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

  6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.

  7. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

  8. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.

  9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

  10. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.

  11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

  12. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.

  13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

  14. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

  15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.

  16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.

  17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.



Рабочая программа по спецкурсу "Секреты орфографии" для учащихся 7 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

Спецкурс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса. Данный спецкурс позволит учащимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Спецкурс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. 

 

Автор Блинова Светлана Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1473
Номер материала 40599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓