Главная / Технология / Рабочая программа по СБО. 8 класс.

Рабочая программа по СБО. 8 класс.

Название документа ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе составлена на основе
примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г. и допущена Министерством образования Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;

  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919

  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;

  4. Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Введение курса «Социально – бытовая ориентировка» обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно- бытовому труду.
В 5 – 9 классах курс составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Курс социально-бытовой ориентировки направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.
Целью данной программы является формирование и совершенствование у воспитанников необходимых им навыков ориентировки в окружающем: - самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;

- формирование морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми, развитие художественного вкуса.

Основными задачами преподавания по СБО в 8 классе являются:

  • овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту;

  • развитие функции речи как непременное условие социальной адаптации;

  • формирование социально- нормативного поведения в семье и окружающей среде;

  • обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин;

  • воспитание положительного отношения к домашнему труду, личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, элементов трудовой культуры



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела, темы.

Количество часов

по примерной программе

по рабочей программе


Личная гигиена

3 часа

3 часа


Одежда

6 часов

6 часов


Питание

14 часов

14 часов


Семья

3 часа

3 часа


Культура поведения

3 часа

3 часа


Жилище

4 часа

4 часа


Транспорт

4 часа

4 часа


Торговля

6 часов

6 часов


Средства связи

6 часов

6 часов


Медицинская помощь

8 часов

8 часов


Учреждения, организации и предприятия

5 часов

5 часов


Экономика домашнего хозяйства

8 часов

8 часов


Итого

70 часов

70 часов



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.


На изучение курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе отводится

70 часов (2 часа в неделю).
При этом, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, не менее половины материала отведено на практическое закрепление программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п. Одним из основных методов работы с обучающимися при изучении материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

Уроки-экскурсии и уроки- встречи помогут детям с ограниченными возможностями здоровья познакомиться с реальной действительностью, использовать на практике знания по правовым вопросам, полученные на уроках.
Изучение разделов курса позволяет практически знакомить обучающихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности обслуживании себя и близких. Для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности.

Программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: Торговля Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду. 8 класс. – М.: Аркти, 2009 г.

В рамках учебного процесса применяются современные информационные технологии на следующих этапах обучения:

  • освоение нового материала,

  • закрепление изученного материала,

  • корректировка и контроль знаний.

Способы введения ИКТ на уроке: работа с электронными пособиями; мультимедийные презентации, подготовленные учителем; включение в объяснение аудиовизуальных фрагментов для иллюстрации учебного материала.
ИКТ используются не столько в целях получения необходимой информации, сколько для модернизации самого процесса обучения. Они открывают новые возможности для обеспечения самостоятельной познавательной деятельности учащихся, помогают заинтересовать учащихся, позволяют лучше усваивать информацию, делая урок насыщенным (рисунки, репродукции, видеофрагменты, аудиотексты и пр.). Кроме того, ИКТ позволяют учащимся совершенствоваться, приучают к информационной культуре.
Уроки по социально- бытовой ориентировке тесно связаны с образовательными предметами. На уроках СБО применяются знания по русскому языку. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов, телеграмм, заявлений. Без знаний математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучения навыкам личной гигиены.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 8 классе составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду. Данная программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально - дифференцированного к ним подхода. Поэтому в содержание программы включены задания, упражнения, практикумы и экскурсии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно – развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе согласно Концепции «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно:

  1. Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации, овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  2. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей.

  3. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.

  4. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе обучающиеся должны знать:

  • Типы кожи и правила ухода за кожей лица,

  • Виды косметических средств и правила пользования ими,

  • Правила стирки и сушки изделий из шерстяных тканей,

  • Правила пользования прачечной,

  • Способы обработки продуктов и последовательность приготовления блюд из теста,

  • Правила техники безопасности при приготовлении пищи,

  • Правила ухода за грудным ребенком,

  • Правила поведения при знакомстве, в общественных местах, дома,

  • Требования к внешнему виду молодых людей,

  • Правила пользования телефоном, телефонным справочником, номера телефонов срочного вызова,

  • Гигиенические требования к жилому помещению,

  • Ассортимент отделов специализированных магазинов,

  • Правила оказания первой помощи при несчастных случаях,

  • Функции отдела по учету и распределению жилплощади, отдела соцобеспечения, отдела народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних,

  • Порядок оплаты коммунальных услуг.

В результате изучения курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе обучающиеся должны уметь:

  • Выбирать косметические средства и пользоваться ими,

  • Стирать, гладить, сушить одежду из шерстяных и синтетических тканей,

  • Готовить изделия из теста, сервировать стол, составлять меню,

  • Купать, пеленать, одевать куклу,

  • Культурно вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома,

  • Пользоваться расписанием, покупать билет, обращаться за справкой,

  • Получать по телефону справки, культурно разговаривать,

  • Выбирать товар в магазине, подсчитывать стоимость покупок,

  • Оказывать первую помощь при ожогах, обморожении,

  • Подсчитывать бюджет семьи, планировать расходы, заполнять квитанции.



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:


1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247с.

2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-192с.

3. Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.

4. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.

5. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 1991.-432с.


Дополнительная литература:
1.Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое ориентирование, М., 2000 г.
2.Воронкова В.В., Казакова С.А., Социально-бытовая ориентировка учащихся в 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос 2006.
3. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос 2003.

Название документа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ.docx

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ, 8 КЛАСС.

70 часов (2 часа в неделю).



п/п


Тема урока


Кол-во часов


Тип урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки
воспитанников

Вид контроля.
Измерители

Дата

план

факт

Личная гигиена (3 часа).

1

Уход за кожей лица


1

Комбинированный урок

Индивидуальные предметы гигиены, правила сохранения чистоты и здоровья тела.

Знать индивидуальные предметы ухода за кожей лица.
Уметь применять на практике.

Текущий,

беседа.



2-3

Косметические средства

2

Комбинированный урок

Косметические средства: лосьоны, кремы и пр.

Уметь выбирать косметические средства и пользоваться ими.

Текущий, беседа.



Одежда (6 часов).



4-5

Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным и электрооборудованием.

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей

2

Комбинированный урок

Техника безопасности при работе с ручным и электрооборудованием. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины.

Знать:
- правила техники безопасности;

- правила и приемы стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины.

Уметь соблюдать технику безопасности, стирать изделия.

Текущий контроль, практическое занятие.



6-7

Утюжка блузок, платьев, рубашек

2

Практикум

Правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек.

Знать правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек.
Уметь утюжить изделия.


Текущий контроль, практическое занятие.



8

Прачечная, виды услуг

1

Комбинированный урок

Прачечная, виды услуг, правила пользования.

Знать:

- виды услуг прачечной, - правила пользования.
Уметь пользоваться прачечной.

Текущий контроль, практическое занятие.



9

Уход за одеждой

1

Контроль-ная работа

Правила ухода за одеждой, за своим внешним видом.

Уметь ухаживать за собой.

Итоговый контроль.



Семья (3 часа).



10-12

Уход за грудным ребенком

3

Комбинированный урок, практикум

Уход за грудным ребенком, кормление, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания посуды, игрушек.

Знать правила ухода за грудными детьми

Текущий контроль.



Культура поведения (3 часа).



13

Культура общения юноши и девушки

1

Комбинированный урок

Правила общения юноши и девушки.

Знать правила общения юноши и девушки

Текущий, беседа.



14-15

Внешний вид молодых людей

2

Комбинированный урок

Внешний вид молодых людей: прическа, одежда, украшения.

Знать

требования к внешнему виду молодых людей: прическа, одежда, украшения.
Уметь соблюдать требования.




Текущий, беседа.



Питание (14 часов).



16- 21

Инструктаж по технике безопасности и правилам соблюдения санитарно-гигиенических требований. Приготовление изделий из теста

6

Практикум

Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования. Приготовление изделий из теста.

Знать:

- правила приготовления изделий из теста,

- правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Уметь:

- готовить изделия из теста,

- соблюдать технику безопасности.

Текущий, устный опрос.



22-25

Квашение, соление овощей, варка варенья

4

Практикум

Квашение, соление овощей, варка варенья.

Знать правила и порядок квашения, соления овощей, варки варенья.
Уметь делать заготовки

Текущий,

практическое занятие.



26-28

Составление меню

3

Практикум

Составление меню обеда, завтрака, ужина на день, неделю
Сервировка стола.

Знать правила составления меню, сервировки стола.
Уметь составлять меню, сервировать стол

Практическая работа.



29

Приготовление изделий из теста

1

Практичес-кая работа.

Приготовление изделий из теста.

Знать правила приготовление изделий из теста.
Уметь готовить изделия из теста

Итоговый контроль.



Жилище (4 часа).



30-31

Уборка кухни, санузла

2

Практикум

Гигиенические требования к жилому помещению. Регулярная и сезонная уборка кухни, санузла.

Знать гигиенические требования к жилому помещению.
Уметь делать уборку кухни, санузла.


Текущий.



32-33

Моющие средства

2

Практикум

Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.

Знать моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.
Уметь пользоваться моющими средствами.

Текущий, практическая работа.




Транспорт (4 часа).



34-35

Междугородний автотранспорт

2

Изучение нового материала

Междугородний автотранспорт Виды транспортных средств.

Знать:
- междугородний автотранспорт,

- виды транспортных средств.

Текущий, устный опрос.



36-37

Водный транспорт

2

Комбинированный урок

Водный транспорт. Основные маршруты, расписание, стоимость проезда.

Знать основные маршруты, расписание, стоимость проезда на водном транспорте.

Текущий, беседа.




Торговля (6 часов).



38-39

Специализированные магазины

2

Комбинированный урок

Специализированные магазины: книжный, спортивный и пр.

Знать:
- специализированные магазины,

- ассортимент товаров

Текущий, беседа.



40-41

Стоимость товаров.

2

Комбинированный урок

Стоимость основных промышленных товаров.

Знать стоимость товаров.
Уметь вычислять стоимость товаров.

Текущий контроль.



42-43

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров, порядок приобретения

2

Урок - экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров: фасованные, на развес порядок приобретения.

Знать:

- виды товаров,

- порядок приобретения, - правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь соблюдать правила поведения.

Текущий, беседа, составление связного текста.



Средства связи (6 часов).



44-46

Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону

3

Комбинированный урок

Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону

Знать правила пользования телефоном.
Уметь их применять

Текущий, беседа.



47

Междугородная телефонная связь

1

Комбинированный урок

Междугородная телефонная связь. Тарифы на переговоры.

Знать услуги телефонной связи, тарифы, правила.
Уметь:

- культурно разговаривать, - оформлять заказ

Текущий контроль.



48-49

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь

2

Урок - экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь. Тарифы на переговоры.

Знать:

- услуги телефонной связи, тарифы, правила, - правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь:

- соблюдать правила поведения,
- культурно разговаривать, оформлять заказ

Текущий контроль.



Медицинская помощь (8 часов).



50-52

Первая помощь при несчастных случаях

3

Комбинированный урок

Первая помощь при несчастных случаях, ожогах, обморожении, отравлении.

Знать:
- первая помощь при несчастных случаях, - ожогах, обморожении, отравлении.
Уметь оказывать первую помощь.

Текущий,

устный опрос.



53-54

Первая медицинская помощь утопающему

2

Практикум

Первая медицинская помощь утопающему.

Знать:
-
первая медицинская помощь утопающему.
Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Текущий, практическая работа.



55

Первая медицинская помощь

1

Практичес-кая работа

Первая медицинская помощь.

Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Итоговый контроль.






56-57

Глистные заболевания и меры их предупреждения

2

Комбинированный урок

Глистные заболевания и меры их предупреждения.

Знать глистные заболевания и меры их предупреждения.

Текущий,

устный опрос.



Учреждения, организации, предприятия (5 часов)



58-59

Департамент, муниципалитет

2

Комбинированный урок

Департамент, муниципалитет, их назначение.

Знать:
- что такое департамент, муниципалитет,

- их назначение.

Текущий, беседа.



60-61

Префектура милиции

2

Комбинированный урок

Префектура милиции, ее назначение.

Знать:
что такое префектура милиции,

- ее назначение.

Текущий, беседа.



62

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Муниципальные учреждения

1

Урок-экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Экскурсия в одно из учреждений.

Знать:
- что такое муниципальные учреждения,

- правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь соблюдать правила поведения.






Текущий контроль.



Экономика домашнего хозяйства (8 часов)



63-66

Статьи расходов. Планирование расходов

4

Комбинированный урок

Статьи расходов. Планирование расходов.

Знать:

- деньги, их назначение в нашей жизни,

- статьи расходов,

- планирование расходов.

Текущий, беседа.



67-68

Расходы на питание

2

Практикум

Бюджет семьи. Источники дохода. Расходы на питание.

Знать:

- бюджет семьи,

- источники дохода.
Уметь рассчитывать бюджет семьи

Текущий контроль.



69-70

Содержание жилища

2

Комбинированный урок

Содержание жилища. Оплата коммунальных услуг.

Знать содержание жилища.
Уметь осуществлять оплату коммунальных услуг.

Текущий контроль.





















































































































































































































































Рабочая программа по СБО. 8 класс.
  • Технология
Описание:

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка»  в 8 классе составлена на основе  примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.  Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Автор Ломовцева Светлана Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 2169
Номер материала 28219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓