Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русской литературе в 8 классе по учебнику под ред. В.Я. Коровиной

Рабочая программа по русской литературе в 8 классе по учебнику под ред. В.Я. Коровиной

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 13-е изд. – М. : Просвещение, 2014. Курс рассчитан на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю..

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.





















.


Тематическое планирование (68ч)



Название раздела

Кол-во уроков

В том числе уроки развития речи

В том числе уроки контроля

1.

Введение


1



2

Устное народное творчество

2



3

Из древнерусской литературы

2

1


4

Из русской литературы 18 века

3



5

Из русской литературы 19 века

33

3

1

6

Из русской литературы 20 века

21

3

1

7

Из зарубежной литературы

6

1


8

Итоговый урок

1


1






Итого


68

9

3














Содержание программы


Введение ( 1 час)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.


Устное народное творчество (2 часа)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.

«В темном лесе, в темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности их содержания и формы.

Теория литературы. Народная песня, частушка (начальные представления). Предание (развитие представления).

Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Жития Александра Невского ». Особенности содержания и формы произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVIII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVIII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Из литературы XVIII века (3 часа)

Н.М.Карамзин. Краткий рассказ о писателе, историке, реформаторе русского языка. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Повествование о русской жизни. Построение повести на историческом материале. События повести и характеры героев. Новаторство повести. Повесть Н.М.Карамзина как новое слово в русской литературе.

Теория литературы. Повесть (развитие представления).


Из литературы XIX века (33часа)

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Слово о баснописце. Язвительный сатирик и баснописец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Критика «общественного договора» Ж..- Ж. Руссо. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова а Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. – 1 час

Теория литературы. Басни. Мораль. Аллегория (развитие понятия).

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Автор дум и сатир. Оценка дум современниками. Характерные особенности жанра. «Смерть Ермака» ее связь с русской историей. Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. – 1 час

Теория литературы. Дума (начальное представление).

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе ранее изученных произведений).

Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Формирование характера ( «Береги честь смолоду»). Гринев и Швабрин. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина. Особенности композиции. Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде А.С.Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).- 8 часов

М.Ю.Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Лермонтова ( с обобщением ранее изученного), краткий рассказ о писателе.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Развитие представлений о жанре поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). -4 часа

Н.В.Гоголь и его отношение к историзму и художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного). Краткий рассказ о писателе.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и истории постановки комедии. «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». Отношение современной писателю критики общественности к комедии.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». «Хлестаковщина» как нравственное явление. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров».

Теория литературы. Комедия (начальные представления). Сатира и юмор (развитие представлений) – 5 часов.


Н.А.Некрасов и его обращение к исторической теме. Цикл поэм о декабристах и его историческая основа. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская». Сатирическое изображение представителей власти и лирическое изображение народных сцен. Нравственная цельность характера княгини Волконской. Близость поэмы реальным источником. Развитие представлений о поэме на историческую тему. Сопоставительный анализ эпизода «Встреча княгини Волконской с мужем» и фрагмента с этим сюжетом из «Записок кН. Волконской» - 2 часа.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе, открывшем русскую литературу для европейского читателя.

Повесть «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Обаяние и готовность героини к самопожертвованию. Образы героев времени в повести. Противопоставление героя и рассказчика. Н.Г.Чернышевский о повести «Ася». Отношение И.С.Тургенева к статье Чернышевского.

И.С.Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного) – 4 часа.

Теория литературы. Прототип в художественной литературе.


М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. Отношение писателя к современной ему действительности.

«История одного города» (отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения -2 часа.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие представления).


Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе -1 час.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословий и внутри сословий. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев – 4 часа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция (развитие представлений). Психологизм художественной литературы (начальные представления).


А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви». История о любви и упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви»- 2 часа.


Из литературы XX века (21 час)

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини – 1час.

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Любовь украденная и любовь трагическая. Мастерство Бунина-прозаика – 2 часа.


М.Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Челкаш». Герои и их судьбы. Внимание к бунтарю и «маленькому человеку». Авторское представление о счастье. Поэтизация гордых и сильных людей в раннем творчестве писателя – 2 часа.

Теория литературы. Романтический герой (развитие понятия).


А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в творчестве поэта.

«На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. Образ Родины в лирическом цикле – 2часа.

Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (начальные представления).



С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте.

«Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Характер Пугачева. Сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина -2 часа.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).




М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание – 1 час.


И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) – 1 час.



«Писатели улыбаются»

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Теффи, О.Дымов, А.Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования.

М.Зощенко. «История болезни», Теффи. «Жизнь и воротник» -1 час.


А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Василий Теркин». Энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема честного служения родине. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике – 3 часа.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика рассказа. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны – 1 час.



Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е.Винокуров «Москвичи», М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А.Фатьянов «Соловьи» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Ее призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата-воина – 3 часа.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни – 1 час.


Русские поэты о родине, родной природе

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда – 2 часа.



Из зарубежной литературы (6 часов)

У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения – 2 часа.


Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения – 1 час.

Ж.-Б. Мольер.»Мещанин во дворянстве» (1ч)

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. – 1 час.

Итоговое тестирование (1ч)

Литературная Россия.















Учебно-методическое обеспечение



  1. П программы общеобразовательных учреждений. «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». 2. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 13-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

  2. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000

  3. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001

  4. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003

  5. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008

  6. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

  7. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999

  8. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004

  9. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990

  10. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985

  11. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980



А также:


- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;


- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;


- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;


- тестовый материал для контроля знаний;









Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать:


базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.



Ученик должен понимать:


закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;



Ученик должен уметь:


-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.



Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .


      Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
























\

Календарно-тематическое планирование



Тема урока




Кол-во уроков


Тип

урока


Элементы содержания


Требования к уровню

подготовки учащихся

ЦОР

Отмет-

ки о

прове-

дении

Введение (1ч)

1


Литература как искусство слова.


1


Изучение нового материала

Урок-исследование


Литература как искусство слова.


Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного о литературе.



Устное народное творчество (2ч)


2

Русские народные песни. Частушки.

1


Урок-концерт

Русская старина. Народная песня. Хороводные и лирические песни. Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ.

Знать основные жанры УНТ.

Уметь различать обрядовые и необрядовые песни. Знать особенности народной песни.

Аудиозапись русских народных песен.



3

Предания.

1

Изучение нового материала.


Урок

-практикум

«О Пугачёве», « О покорении Сибири Ермаком». Воспитание любви к Отечеству.


Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.

Электронное приложение к учебнику


Иллюстрации



Из древнерусской литературы (2ч)



4

«Повесть о житии и храбрости Александра Невского»

1

Урок комментирован-ного чтения.


Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра

Знать закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы

Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет


5

«Повесть о Шемякином суде».

1

Урок изучения нового материала

Проблемы современности в повести. Понятие идейно-художественного содержания повести

Знать идейно-художественное содержание повести


Иллюстрации к повести




Из русской литературы 18 века (3ч)

6

«Сатиры смелый властелин»

1


Урок-путешествие в историю.

Ответы на вопросы

Расширение литературных знаний, знать о творчестве Д.И. Фонвизина

Иллюстрации к повести, к времени её написания.


7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

1

Комбинированный урок

Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина. «Недоросль» - комедия о воспитании.

Знать порядок составления характеристики литературного героя.


Презентация

Схема хар. лит. героя


8

Фонвизин и классицизм

1

Урок-практикум

Комедия «Недоросль». Классицизм.

Уметь различать черты классицизма в произведениях Фонвизина и др. писателей







Из русской литературы 19 века (33 ч)




1

И.А.Крылов. Басни

1

Комбинирован-ный урок


Расширение имеющихся знаний о баснях. И.А. Крылов. «Обоз», «Лягушки, просящие царя», их историческая основа




Презентация- игра «Басни Крылова»


9

К.Ф.Рылеев

«Смерть Ермака»

1


Урок изучения нового материала

Расширение литературных знаний: понятие о думе.


Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;





Иллюстрации к биографии Рылеева.


10

А.С.Пушкин «История пугачёвского бунта».


1


Урок-практикум

Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина. Историзм в творчестве писателя.

Уметь читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;



Дополнительный материал из сети Интернет.



11

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

1

.


Урок-анализ

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;

Знать основы сравнительной характеристики героя.


.


Схема сравнения двух героев


12

Петр Гринев и Марья Ивановна

1


Урок-беседа

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;



13

Падение Белогорской крепости.

1



Урок-погружение в историю

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Развитие устной речи;

Навыки сжатого пересказа.




Иллюстрации к повести.




14

Роль эпизодов в повести Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок-исследование


оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.





15

Становление личности Петра

1


Урок-беседа



Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.



Знакомиться с критической литературой.


Карта по истории 17-18 века.


16

Смысл названия повести

1

.


Урок-анализ образа

Смысл названия повести. Образ Марьи Ивановны.

Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;

Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия.




17

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

1

.


Урок - защита проекта

Исторический труд Пушкина. Отношение автора и рассказчика к народной войне.Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;

Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.




Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».


18-19

Подготовка к сочинению. Сочинение по повести «Капитанская дочка»

2

Урок контроля и

развития речи.

Написание сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.






20

А.С. Пушкин. Лирика.

1


Комб. урок

Стихотворения «19 октября»,

«Туча», «Я помню чудное мгновенье». Совершенствование умения анализировать стихотворения.

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,


Иллюстрации учащихся к теме урока.



21

О повести Пушкина «Пиковая дама»

1


Урок внеклассного чтения.

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Представление о мире мистики.

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.



Иллюстрации к драме «Пиковая дама».


22

Жизнь и творчество М.Лермонтова


1


Урок-исследование.


Факты биографии, личные впечатления в лирике поэта.


Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.



Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова».


23

Поэма

М. Лермонтова «Мцыри»

1


Урок -практикум

История создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. Последовательное, поэтапное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.



Умения анализировать лирическое произведение, определять композиционные особенности, определять тему произведения.


Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы.


24

Образ Мцыри в поэме

1


Урок- аналитическая беседа

Аналитическая работа над образом Мцыри, способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Уметь проникать в замысел автора, уметь

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.




.

Критическая литература к поэме


25

Своеобразие поэмы «Мцыри»

1

.

Комбиниро-ванный урок


Оценка ответов на поставленные вопросы

Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;

уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



26

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

1

Урок развития речи

Урок - поиск

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.


Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;



Сбор материала к сочинению из дополнительных источников.


27

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.

1



Проблемный урок

Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Уметь отбирать лекционный материал, составлять тезисы



28

Чиновничество в комедии «Ревизор»

1


Урок-практикум

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.


Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, находить типичное и комичное в персонажах комедии


Портретная галерея героев Гоголя.

Презентация


29

Хлестаков и хлестаковщина.

1


Урок-практикум

Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова Работа с текстом комедии. Значение эпизодов. Сюжет и композиция. Социальный конфликт в комедии.

Уметь обобщать, делать выводы, используя материал текста



30


Комедия «Ревизор» на русской сцене

1

Урок- экскурсия

Новизна в изображении героев

Уметь сравнивать работу разных актёров и режиссёров

Фрагмены из комедии «Ревизор»


31-32

Н.В. Гоголь. «Шинель»

1


Урок изуч. новой темы

Образ «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя

Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;

Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.




.

Иллюстрации к рассказу


33

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

1


Урок-лекция

Личность, судьба, творчество.

Уметь воспринимать и анализировать литературное произведение

Презентация о повести


34-35

Н.С. Лесков.

«Старый гений»

2


Комбинированный урок

Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя


Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.

.




36

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».

1


Комбинированный урок

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее

Уметь осмысленно читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ



Аудиофайл к повести


37-38

Л.Н. Толстой. «Хаджи Мурат»

2

Урок внеклассного чтения

Урок-беседа

Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат»

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;





39

Сочинение по рассказу

Л. Толстого «После бала»

1


Урок развития речи

Работа над сочинением по рассказу Л. Толстого «После бала».


Умение высказывать свою точку зрения на письме;

создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.





40

Поэзия родной природы.

1


Комбинированный урок

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ.

Оценка выразительного чтения наизусть.

Умение анализировать лирический текст;

Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;




Конкурс презентаций «Природа моего края».


41

А.П.Чехов. Рассказ

« О любви»

1


Урок-ана

лиз

А.П.Чехов. Рассказ

« О любви» как история об упущенном счастье. Система образов.

Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.





Презентация.





Из русской литературы 20 века (21 )


42

И.А.Бунин. Творчество писателя.

1


Урок-лекция

Выборочная проверка составленных тезисов

Уметь отбирать основной материал из лекции учителя;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;







43

И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ».

1


Урок-практикум

Слово о писателе. Тема любви в рассказе И. А. Бунина

Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;

Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;



Иллюстрации о быте и природе Кавказа.


44-45

А.И.Куприн.

«Куст сирени»

2

.


Урок-дискуссия

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Уметь выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;




Иллюстрации – пейзажные зарисовки.


46

К.Паустовский «Телеграмма»

2

Урок внеклассного чтения


Аналитическая беседа по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

Умение выявлять способы характеристики героев автором;

Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;

Бережно относиться к своим близким.





47

А.М.Горький. «Челкаш».

1


Урок-встреча с новым произведением.

Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя Оформление тезисов по ходу лекции. Авторское представление о счастье

Умение высказывать свою точку зрения по проблеме;

Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.


Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького.


48

А.А.Блок «На поле Куликовом»

1

Урок-практикум

Слово о писателе. Историческая тема в творчестве Блока. Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом».


Уметь анализировать, сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.


.

Презентация о биографии и творчестве А.Блока


49

С.А.Есенин. Лирика и поэма «Пугачёв»

1


Урок-концерт

Слово о поэте.. Чтение наизусть. Песни на стихи Есенина. «Пугачёв» - поэма на историческую тему стихотворений. Углубление литературных знаний.



Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.

.

Презентация о Есенине


50

И.С. Шмелёв

«Как стал я писателем»


1

Комбинированный урок

О творчестве И.С. Шмелёва


Уметь определять идею произведении, авторское отношение к изображаемому.




51

М.А. Осоргин «Пенсне»


1

Комбинированный урок

М.А. Осоргин. «Пенсне». Идейно-художественное восприятие произведения.


Уметь определять изобразительно-выразительные средства в произведении, идею, авторское отношение к изображаемому.




52

Писатели улыбаются

1

Урок-обзор

Сатира и юмор в русской литературе. Писатели-сатирики, писатели-юмористы.

Знать ярких представителей русской сатирической и юмористической литературы.

Презентация


53

Тэффи «Жизнь и воротник»


1

Комбинированный урок

Слово о Тэффи. Чтение и анализ рассказа.

Уметь воспринимать и анализировать юмористическое произведение



54


М.М. Зощенко

«История болезни»


1

Урок-беседа

Слово о М.М. Зощенко. Беседа по рассказу «История болезни»

Уметь воспринимать и анализировать юмористическое произведение



55

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

1


Урок-исследование

А.Т.Твардовский– поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» Коллективная работа по статье учебника.


Уметь читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.



Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин».


56

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин»..

1

.


Урок-беседа

Характеристика Тёркина

Уметь анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы.

Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.



57

А.П. Платонов «Возвращение»

1


Изучение нового материала

Составление плана сочинения-описания литературного героя. Написание сочинения.


Уметь видеть богатство и многообразие художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России.




58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

Урок-концерт

По Работа повести Ч.Айтматова «Ранние журавли» Совершенствование литературоведческих знаний и умений: ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)

Уметь определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.



Презентация «Дети на войне»


59

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

1

Творческая работа.


Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.



Знать текст, уметь отвечать на вопрсы по содержанию произведения.



60

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

1

Урок выразительного чтения наизусть



Стихотворения поэтов 20 века о Родине (Р. Рождественский, А. Ахматова, Исаковский, А. Твардовский и др.)


Уметь читать выразительно наизусть



61

«Мне трудно без России»

1

Комбинированный урок

Поэты русского зарубежья о Родине. З.Гиппиус «Знайте», «Так и есть» ,Дон Аминадо «Бабье лето», Н.Оцуп «Мне трудно без России», И.Бунин «У птицы есть нездо…»


Уметь слушать и воспринимать лирику, анализировать поэтические произведения




Из зарубежной литературы (6ч)


62

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта»..

1


Изучение нового материала

Конфликт в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».

Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.



Презентация о жизни и творчестве Шекспира


Эпизоды фильма «Ромео и Джульетта»


63

У. Шекспир. Сонеты

1

Изучение нового материала

Оценка ответов на участие в беседе

Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы;





64

Ж.-Б. Мольер.»Мещанин во дворянстве»

1


Изучение нового материала

Признаки классицизма в драме.

Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. Сатирический образ Журдена

Уметь определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.


Видеофрагмент


65

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

1


Изучение нового материала

Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер


Владеть различными видами пересказа

Характеризовать особенности сюжета,




66

В Скотт. «Айвенго»

1


Изучение нового материала

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события


Характеризовать особенности сюжета,

композиции, роль изобразительно-выразительных средств



67

В. Скотт. «Старые нравы»


1


Изучение нового материала

Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений

Характеризовать особенности сюжета,

композиции, роль изобразительно-выразительных средств




Итоговое тестирование (1ч)

68

Литературная Россия

1

Выходное тестирование

Богатство и разнообразие русской художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России

Знать русских писателей и их произведения, литературную критику










Рабочая программа по русской литературе в 8 классе по учебнику под ред. В.Я. Коровиной
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. -  13-е изд. – М. : Просвещение, 2014. Курс рассчитан на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю..

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

 

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Автор Евдокимова Татьяна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1334
Номер материала 30714
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓