Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку в 1 классе

Рабочая программа по русскому языку в 1 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 1 классе разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, с учетом программы по русскому языку В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой, издательство «Вита – Пресс»,2011, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Курс  русского   языка  в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.


Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык»

Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


Цель обучения русскому языку в 1 классе:

  1. Формирование начального представления об общем принципе решения целого класса задач (проверки орфог­рамм), который затем последовательно конкретизируется на материале про­верки разных типов орфограмм

  2. Формирование способности создавать тексты, используя разные речевые средства.

  3. Формирование позитивного отношения к родному языку, его носителям, стремления совершенствовать свою речь.



Таблица распределения часов разделов программы по классам-параллелям

Раздел программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

К-во часов по прим.прогр

К-во часов по раб.прогр.

Фонетика и орфоэпия

7


5


8

20

20

Графика

8




5

8

Состав слова, морфемика


39



25

39

Морфология


13

40

65

118

118

Синтаксис




47

47

47

Лексика


3

8

9

20

20

Орфография, пунктуация

21


5

90

99

18

195

233

Развитие речи

9

20

23

23

75

75

Резерв





68


Итого

50

170

170

170


560



Общая характеристика учебного предмета, курса

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.


. Обучение русскому языку основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).


Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний (фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис).

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.



Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 560. Из них выделяется резерв часов, который распределён следующим образом:

3ч- графика

14 часов – морфемика, состав слова

38 ч – орфография, пунктуация


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика и орфография. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др. ( уроки развития речи).

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной деятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, навыков пользования лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка в 1 классе


Личностные :

-осознание языка как основного средства общения,осознание необходимости изучения родного языка, обычаев и культуры своего народа;

-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;

-умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи;

-осознание и принятие первоначальных нравственных представлений,

- развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических задач


Метапредметные :

-Умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач с учётом разных ситуаций общения, стремление более точно выражать свои мысли, задавать вопросы, проводить простейший анализ ситуации с целью выяснения знания – незнания.

-способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;

-основы умения учиться: различать известное и неизвестное, целенаправленно совершенствовать предметные умения,




Предметные:


- уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков, звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости- глухости и твердости-мягкости;

- уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита);

- владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц);

- понимать, что такое орфограмма (элемент«место» в буквенной записи высказывания (слова), который не может быть точно определен по произношению);

- использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);

- применять правило употребления больших букв в именах собственных;

- применять правило переноса слов по слогам;

- определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);

- определять фонетические характеристики слова при его восприятии на (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого);

- построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова;

- записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;

- выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;

- записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25—30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма и смог в каждом слове;

- контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;

- читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ударения (темп чтения 30—40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое несогласие) с мнениями участников учебного диалога.




содержание учебного предмета. 1 класс


Обучение грамоте (интегрированный курс) (207 ч)

Содержание обучения грамоте представлено как в курсе русского языка , так и в курсе литературного чтения. Обучение грамоте идет параллельно с обучением чтению с учетом координации устной и письменной речи.

СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 18 часов

Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предло­жение). Служебные слова (слова-«помощники» — на примере предлогов союзов).

ФОНЕТИКА 27 часа

Звуки речи как «строительный материал» слов в языке.

Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласный звуки. Ударение и способ его определения в слове.

Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.

ГРАФИКА 34 часа

Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (я, ё, о, у, ы, э), их включение в звуко - буквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв я, ё, ю, и, е), две «работы» гласных букв. Функция букв Ь,Ъ.

Основное правило переноса слов.

Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твер­дости-мягкости: г-к, в-ф и т. д.).

Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным. Простейшая транскрипция.

Русский алфавит. Алфавитный порядок слов

ОРФОГРАФИЯ 22 часа

Представление об орфограмме как элементе (части) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Гласные после шипящих в ударных слогах ( жи-ши, ча-ща, чу-щу). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.).

Письмо 80 часов


Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради с разной разлиновкой. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Освоение приемов правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса


Чтение 32 часа


Овладение способом чтения прямого слога. Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонацией, паузами. Два вида чтения — орфографическое и орфоэпическое.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 6 часов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Построение связного рассказа. Работа над речевым этикетом. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера. Практическое овладение диалогической формой речи.

Послебукварный период (50 часов)

РУССКИЙ ЯЗЫК

Фонетика и орфоэпия. ( 7 часов)

Способы обозначения гласных звуков буквами. Способы обозначения звука [й] на письме в разных позициях. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Деление на слоги. Ударение.

Графика ( 8 часов)

Различение звуков и букв.

Способы обозначения твердости-мягкости согласных звуков буквами. Использование на письме разделительных знаков ь и ъ.

Алфавит (повторение).Обобщение сведений о «работе» букв. Использование небуквенных графических средств при письме: пробелы между словами, знак переноса.

Орфография, пунктуация ( 26 часов)

Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твёрдости-мягкости (шипящих и ц): правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проблематичность употребления букв и-ы после ц, букв о-ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн (наблюдения). (наблюдения). Орфограммы, изученные в период обучения грамоте. Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи ( 9 часов)

Последовательность предложений в тексте, работа с деформированным текстом. Правила оформления текста при письме под диктовку. Правила списывания текстов. Смысловые части высказываний. Построение высказываний. Последовательность высказываний для составления связного текста.


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.


п/п

Раздел

часы

Основные виды деятельности


Букварный период

207


1.

Слово и предложение

18

-Выделение слова из высказывания

-Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании и их номинативные возможности (предмет, действие, признак, служебное слово).

2.

Фонетика

27

-Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последователь­ного интонирования каждого звука в слове).

-Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение в ней смыслоразличительных качеств звуков. Анализ модели.Контроль (чтение) модели.

-классификация слов по количеству слогов и месту ударения

3.

Графика

34


-соотнесение звука и буквы

-анализ функции звуков и букв,

-воспроизведение алфавита, восстановление алфавитного порядка


4

Орфография

22

-нахождение слов с орфограммами, объяснение их написания

-оформление предложений по правилам с учетом орфограмм,

-применение изученных орфограмм при списывании и письме под диктовку

5

Чтение

32

- Послоговое чтение слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения. -Смысловое чтение (с ориентацией на тактовое ударение), интонацию, паузы

6

Письмо

80

-Запись слогов, буквосочетаний, слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности, с последующим контролем (чтением) написанного.

-отработка алгоритма списывания с печатного и письменного шрифта.

7

Развитие речи

6

-составление текста по серии сюжетных картинок

  • участие в учебном диалоге,(вопросы, ответы, обоснование собственного мнения)

  • пересказ содержание текста



Послебукварный период

50

4.

Фонетика и орфоэпия

7

-Воспроизведение образцов интонационного выделения звука в слове

-классификация слов по количеству слогов и месту ударения

5

Графика

8

-наблюдеие над различными способами обозначения на письме мягкости согласных звуков

-сравнение звуковой и буквенной оболочки слова

-объяснение функции букв ь и ъ

-использование алфавита для поиска необходимой информации

6

Орфография, пунктуация

26

-Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) и их орфографические особенности, с последующим контролем (чтением) написанного.

-обоснование написания слов.

-группировка слова по типу орфограммы

-контроль правильность записи текста


7

Развитие речи

9

-Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в высказывании смысловых частей,


-составление устных монологических высказываний,

-моделирование правила участия в диалоге ( нормы коллективно-распределенной деятельности)




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

количество

Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Д

Телевизор

Д

Мультимедийный проектор

Д

Экспозиционный экран

Д

Компьютер

Д

Принтер

Д

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку

Д

Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К

Стол учительский

Д


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов


Д



БИЬЛИОТЕЧНЫЙ ФОНд


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ 1 КЛАССА

Д

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ф/д



Список литературы

  1. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Примерная программа по русскому языку. - ВИТА-ПРЕСС, 2011

  2. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: В 2 ч. - ВИТА-ПРЕСС, 2011

  3. Репкин В.В. Букваренок: Задания и упражнения к букварю. - М

ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  1. Агаркова Н.Г. Тетради по письму В 4 ч. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  2. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык. 1 класс. — М.: ВИТА -ПРЕСС, 2011









Рабочая программа по русскому языку в 1 классе
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по русскому языку в 1 классе разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, с учетом программы по русскому языку В.В. Репкина, Е.В. Восторговой,  Т.В. Некрасовой, издательство «Вита – Пресс»,2011, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формированияфункционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Автор Буткеева Любовь Геннадьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 415
Номер материала 18246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓