Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по русскому языку 9 класс УМК Рыбченковой (3 часа)

Рабочая программа по русскому языку 9 класс УМК Рыбченковой (3 часа)

Скачать материал

Пояснительная записка

 

             Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе ФГОС ООО, Примерных программ основного общего образования, М.:Просвещение,2010г., Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др.

1.       Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Русский язык»

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

2.       Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Особенности данной рабочей программы

В связи с тем, что из регионального компонента добавлен 1час, рабочая программа рассчитана на 105часов. Раздел «Способы передачи чужой речи» был изучен в 8 классе, поэтому целесообразно перенести тему в раздел «Повторение изученного в 5-8 классах», а освободившиеся часы распределить по другим разделам курса. Таким образом, распределение учебных часов по разделам программы стало следующим:

 

Таблица тематического  распределения  количества часов.

 

Разделы темы

            Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Вводный курс о русском языке

           1

          1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

           2

          6

3

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

           1

          2

4

Сложносочинённое предложение

        3 ч.+ 1 р.р.

      8ч.+ 1 р.р.

5

Сложноподчинённое предложение

        13 ч.+ 5 р.р.

      20 ч.+9 р.р.

6

Бессоюзное сложное предложение

        4 ч.+ 4 р.р.

      16 ч.+ 4 р.р.

7

Сложное предложение с разными видами связи

        3 ч.+ 2 р.р.

      6 ч. + 3 р.р.

8

Способы передачи чужой речи

        4 ч. + 3 р.р.

           ------

9

Общие сведения о русском языке

         4 ч. + 2 р.р.

      5 ч. + 2 р.р.

10

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

         18 ч.

      14 ч. + 6 р.р.

 

Итого:

           68 час.

            105 час.

 

Решению поставленных задач помогает включение элементов развивающего обучения, которое развивает у учащихся речь, живое воображение, интерес к родному языку, коммуникативные способности, орфографическую и пунктуационную грамотность. У учащихся вырабатывается наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к слову.

            Актуальным является введение в структуру урока компьютерных программ, ориентированных на развивающие методы, что позволяет оптимизировать образовательный процесс.

            Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. Поэтому в центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое произведение. Деятельностный характер обучения обеспечивается за счёт введения в урок практической работы, в основе которой лежит лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, наблюдение за стилем литературного произведения.

            Самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению проблемы, отстаивать собственное мнение, осуществлять информационный поиск помогают активные формы и методы обучения, «ориентированные на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка»: мозговой штурм, исследовательские и деловые игры и т.д. Поощряется стремление учащихся находить свой способ работы, анализировать способы работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

            Упражнения должны давать пищу для ума, поэтому преобладают задания, которые требуют от учащихся размышления – с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет всё задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне.

            Одним из резервов повышения эффективности процесса обучения является организация чётко спланированной, тщательно продуманной системы контроля.

            Для монологических ответов учащихся выбираются доступные проблемные вопросы, требующие творчества, самостоятельности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

            Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Одной из главных целей самостоятельной работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознания понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

            К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания, которые являются одним из основных видов контроля в 9 классе по русскому языку, т.к. готовят девятиклассников к экзамену в форме ГИА. Они дают точную количественную характеристику уровня достижений и выявляют уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

            Диктант – основной метод проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

            В 9 классе используются следующие виды диктантов: полный (без изменений), выборочный, творческий (заключается в частичном изменении за счёт включения какого-либо смыслового отрезка), свободный (проверяющий умение  передавать содержание близко к тексту), диктант с продолжением (дающий возможность проверить сформированность важнейших речевых умений).

            Изложение и сочинение используются для проверки сформированности навыков связного высказывания.

            Указанные виды диктантов, сочинения разнообразных жанров, изложения помогут проконтролировать

- умение раскрыть тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания;

- умение соблюдать нормы русского литературного языка;

- умение правильно орфографически и пунктуационно оформить высказывание.

            Разнообразные формы и виды контроля дают возможность установить, как учащиеся усвоили учебный материал, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей деятельности наметить рациональные пути устранения пробелов с учётом индивидуального подхода, помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА.

 

3.       Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы

Рабочая  программа рассчитана на 105  учебных часов, из них на развитие речи – 28 часов и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

4.       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие  личностных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения русского языка в школе.

 

 

 

5.       Содержание программы учебного курса русского языка для 9 класса

Содержание программы

Вводный урок о русском языке – 1 ч.

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Основные формы суще­ствования национально­го русского языка: рус­ский         литературный язык,   территориальные диалекты       (народные говоры),      социальные диалекты   (жаргоны)   и просторечия.      Нацио­нальный язык и единст­во его различных форм (разновидностей). Понятие о литератур­ном языке. Русский   литературный язык - основа  нацио­нального русского язы­ка. Литературный язык как основа русской ху­дожественной    литера­туры.   Основные   отли­чия литературного язы­ка от языка художест­венной литературы. Нормированность - отличительная особен­ность со­временного литератур­ного языка. Языковая  норма  и  ее признаки.   Виды   норм русского литературного языка.

Знать   формы   существования национального русского языка, понимать  его неоднородность, сферу  функционирования, об­щенародного разговорного язы­ка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики   литературного   языка (территориальные   и   социаль­ные диалекты)

Уметь  использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и  общества.

Понимать,   что   ядром   современного русского языка является литературный язык,

уметь  объяснять разнообразие лекси­ческого состава русского языка.

Применять  общие  правила произношения  и  написания слов, их изменения и соедине­ния друг с другом,  находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Повторение изученного в 5-8 классах (6ч.)

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Способы передачи чужой речи.

Знать опознавательные  признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, цитаты и способы цитирования.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.

Сложное предложение (2 ч.)

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

Сложносочиненное предложение (8+1 р.р.)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Сложноподчинённое предложение (20+9 р.р.)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

Сложное бессоюзное предложение (16+4 р.р. )

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи (6 ч.+3р.р.)

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .

 Общие сведения о языке (5 ч.+2р.р.)

               Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Стили речи.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (14ч.+4р.р.)

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы,  грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

 

6.       Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Используемый учебно-методический комплекс

1.      Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение.

2.  Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Заговорская О.В. и др. Русский   язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

М.:Просвещение, 2014.

 

2. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе:

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич – М.: Просвещение, 2014.

Таблицы по русскому языку для 9 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г.

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс: Методические советы. – М.: «Вако», 2006 г. (электоронная версия)

 

3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

 

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

·         связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·         смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·         основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·         орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

 

уметь

·         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·         анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·         проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

 

аудирование и чтение

·         использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

·         извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 

говорение и письмо

·         создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

·         применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·         использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

·         развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

·         увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·         совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

·         самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

Факт

1

Основные формы существования национального русского языка. Русский язык как развивающееся явление

1

Анализ      текстов о языке  

Понимать, какую роль играет русский язык в современном мире, объяснить причины его авторитета. Понимать необходимость изучения родного языка.

 

 

2

Развитие словарного состава русского языка.

1

Работа с таблицами, коллективная работа

 

 

 

3

Официально-деловой стиль

1

Работа с текстами

 

 

 

4

Фонетика. Графика. Орфография.  

1

Фонетический разбор слов

Закрепить знания о фонетике, полученные в предыдущих классах.

 

 

5

Лексика. Фразеология. Орфография.

 

1

Анализ текста

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, употреблять в речи фразеологизмы.

 

 

6

Словообразование. Состав слова. Орфография.

 

1

Практическая работа

Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова.

 

 

7

Морфология.

Орфография.

1

Морфологический разбор слов в предложениях.

Закрепить теоретические знания по теме «Морфология». Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли.

 

 

8

Русский язык – язык русской художественной литературы

1

Коллективная, самостоятельная работа

Работа в группе

Повторить понятие функциональной разновидности языка, повторить изобразительно-выразительные средства языка

 

 

9

Словосочетание.

Простое предложение.

1

Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения.

Закрепить навыки разбора словосочетания и простого предложения.

 

 

10

Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Чтение и его виды.

1

Определение темы и основной мысли текста

Повторить сведения о чтении и его видах

 

 

11

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта.

1

Диктант с грамматическим заданием

 

 

 

Сложное предложение (2 часа)

12

 

 

Сложное предложение.

 

1

Анализ предложений. Составление таблицы «Основные виды сложных предложений»

Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП.

 

 

13

 

Основные виды сложных предложений.

1

Сложносочиненное предложение (8+1 р.р.)

 14

Понятие о сложносочиненном предложении

1

Таблица, коллективная, самостоятельная работа

Расширить знания о ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП

 

 

  15

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Знаки препинания в нем

1

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

Расширить знания о ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

 

 

16

Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

 

 

Знать способы сжатия текста, уметь выбирать в тексте основную информацию.

 

 

17

Сочинительные союзы.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.

Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

 

 

18

Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.

Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

 

 

19

Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении (тире и отсутствие запятой при наличии общего второстепенного члена или общего придаточного предложения)

1

Таблица, коллективная, самостоятельная работа

Использовать ССП в речи, развивая навыки устного пересказа. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

 

 

20-21

Повторим орфографию

2

Коллективная, самостоятельная работа

Закрепление орфографических и пунктуационных навыков, развивать творческие способности.

 

 

22

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта

 

1

 

 

Применение орфографических и пунктуационных навыков

 

 

23-24

Р.р. Сжатое изложение. Обучение написанию сжатого изложения

2

Самостоятельная работа

Подготовка учащихся к части С1 ГИА по русскому языку - сжатому изложению; обобщить знания учащихся о способах сжатия текста; формировать общеучебные навыки работы с текстом

 

 

Сложноподчиненное предложение (20 + 9 р.р.)

 

25

Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные слова и союзы

1

Таблицы, дидактический материал

Закрепить знания о СПП, его строении. Научиться различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки. Научиться представлять структуру СПП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки

 

 

26

Строение СПП. Схемы СПП

1

 

 

 

27

Основные группы СПП по их значению. Виды придаточных предложений

 

 

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Иметь представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки.

 

 

28

Р.р. Устное сочинение-рассуждение

1

 

 

 

 

29

СПП  с придаточными изъяснительными.

 

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Сформировать понятие о придаточных изъяснительных; совершенствовать пунктуационные навыки.

 

 

30

СПП  с придаточными определительными.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление о придаточных определительных. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

31-32

Сочинение- рассуждение о родном крае

2

Самостоятельная работа

 

 

 

33

Придаточные обстоятельственные. СПП  с придаточными степени и образа действия.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными степени и образа действия, смысловых различий этого вида придаточных предложений; развивать творческие способности. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

34

СПП с придаточными определительными

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Понятие о придаточных определительных, совершенствовать пунктуационные навыки

 

 

35

СПП  с придаточными места.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными места. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

36

СПП  с придаточными времени.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными времени. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

37

СПП  с придаточными условными.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными условными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

38

СПП  с придаточными причины.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными причины. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

39

СПП  с придаточными цели.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными цели. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

40-41

Р.р. Изложение с элементами сочинения

 

 

 

 

 

42

СПП  с придаточными сравнительными.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными сравнительными, уметь отличать их от других придаточных, сравнительных оборотов. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

43

СПП  с придаточными уступительными.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными уступительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

44-45

Р.р. Публицистический стиль. Рецензия на книгу

1

 

 

 

 

46

 

СПП  с придаточными следствия

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Получить представление об особенностях СПП  с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

47

СПП С придаточными присоединительными..

1

48

Повторение-обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

Обобщающие таблицы, дидактические материалы

Повторить и обобщить изученное по теме

 

 

49

Контрольная работа «Виды придаточных предложений»

Анализ контрольной работы

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма. 

 

 

50-51

СПП  с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

2

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными.

 

 

52

Р.р. Деловые бумаги.

1

Составление деловых документов.

Уметь оформлять различного рода деловые бумаги в официально-деловом стиле, применять термины, стандартные обороты речи.

 

 

53

Повторение орфографии

1

 

 

 

 

54

Повторение пунктуации

1

 

 

 

 

55

Р.р. СПП в речи (пересказ текста с использованием СПП)

1

 

Использовать СПП в речи, развивая навыки устного пересказа

 

 

Бессоюзное сложное предложение (16+4 р.р.)

56-57

Бессоюзные сложные предложения

2

Таблица, дидактический материал

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, выставлять знаки препинания

 

 

58-59

Запятая и точка с запятой в БСП.

2

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор.

 

 

60-61

Двоеточие в БСП.

2

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые причины (причины, пояснения, дополнения).

 

 

62-63

Тире в БСП.

2

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Знать условия постановки тире в БСП, выявлять смысловые причины (противопоставления, времени, условия и следствия).

 

 

64-65

Р/р. Реферат.

Сообщение на лингвистическую тему.

2

Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на лингвистическую тему.

Уметь понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников.

 

 

66-67

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

5

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

Углубить представление о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

 

68-69

Р/р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи.

2

Сочинение.

Развитие речи, творческих способностей. Закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них.

 

 

70

Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».

1

Обобщение изученного материала.

Закрепить знания и умения по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе.

 

 

69-70

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта

2

Применение

Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.

 

 

71-72

Контрольный тест по программе 9 класса.

Анализ работ.

2

Тест.

Обучить навыкам работы с тестами.

 

 

Повторение изученного в 5-9 классе (23 + 6 р.р.)

73

Повторение. Фонетика.

2

Выполнение практических заданий.

Обобщить знания по фонетике, углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии, орфоэпии.

 

 

74

Графика. Орфография.

75-76

Повторение.

Лексика. Фразеология. Орфография.

2

Работа со словарем.

Обобщить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей.

 

 

77-78

Повторение. 

Состав слова и словообразование. Орфография.

2

Выполнение практических заданий.

Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование», совершенствовать орфографические навыки.

 

 

79-80

Повторение. Морфология. Именные части речи.

3

Сообщения учащихся. Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии именных частей речи, совершенствовать навыки морфологического разбора.

 

 

81-82

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.

2

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии глагола и его форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.

 

 

83-84

Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.

2

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.

 

 

85-86

Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния.

2

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии наречия и слов категории состояния и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.

 

 

87-88

Повторение. Служебные части речи.

2

Морфологический разбор.

Обобщить знания по морфологии предлога, союза, частицы и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.

 

 

89-90

Р/р. Сжатое изложение.

Подготовка к ГИА

2

Изложение.

Совершенствование навыков изложения текста, формирование самостоятельно мыслить, анализировать текст, развитие творческих способностей.

 

 

91

Анализ изложения

1

Работа над ошибками

Развитие творческих способностей

 

 

92

 

 

 

Повторение.

Синтаксис. Словосочетания и предложения.

2

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения.

 

 

93

 Синтаксис простого предложения. Пунктуация.

94

Употребление знаков препинания.

1

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

 

 

95-96

Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА.

2

Сочинение

Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи

 

 

97

Анализ сочинения

1

Работа над ошибками

Развитие творческих способностей

 

 

98-100

Пробная ГИА

2

 

 

 

 

101-102

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русскому языку 9 класс УМК Рыбченковой (3 часа)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка

 

             Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основеФГОС ООО, Примерных программ основного общего образования, М.:Просвещение,2010г., Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др.

1.      Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Русский язык»

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

2.      Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Особенности данной рабочей программы

В связи с тем, что из регионального компонента добавлен 1час, рабочая программа рассчитана на 105часов. Раздел «Способы передачи чужой речи» был изучен в 8 классе, поэтому целесообразно перенести тему в раздел «Повторение изученного в 5-8 классах», а освободившиеся часы распределить по другим разделам курса. Таким образом, распределение учебных часов по разделам программы стало следующим:

 

Таблица тематического  распределения  количества часов.

 

Разделы темы

            Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Вводный курс о русском языке

           1

          1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

           2

          6

3

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

           1

          2

4

Сложносочинённое предложение

        3 ч.+ 1 р.р.

      8ч.+ 1 р.р.

5

Сложноподчинённое предложение

        13 ч.+ 5 р.р.

      20 ч.+9 р.р.

6

Бессоюзное сложное предложение

        4 ч.+ 4 р.р.

      16 ч.+ 4 р.р.

7

Сложное предложение с разными видами связи

        3 ч.+ 2 р.р.

      6 ч. + 3 р.р.

8

Способы передачи чужой речи

        4 ч. + 3 р.р.

           ------

9

Общие сведения о русском языке

         4 ч. + 2 р.р.

      5 ч. + 2 р.р.

10

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

         18 ч.

      14 ч. + 6 р.р.

 

Итого:

           68 час.

            105 час.

 

Решению поставленных задач помогает включение элементов развивающего обучения, которое развивает у учащихся речь, живое воображение, интерес к родному языку, коммуникативные способности, орфографическую и пунктуационную грамотность. У учащихся вырабатывается наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к слову.

            Актуальным является введение в структуру урока компьютерных программ, ориентированных на развивающие методы, что позволяет оптимизировать образовательный процесс.

            Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. Поэтому в центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое произведение. Деятельностный характер обучения обеспечивается за счёт введения в урок практической работы, в основе которой лежит лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, наблюдение за стилем литературного произведения.

            Самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению проблемы, отстаивать собственное мнение, осуществлять информационный поиск помогают активные формы и методы обучения, «ориентированные на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка»: мозговой штурм, исследовательские и деловые игры и т.д. Поощряется стремление учащихся находить свой способ работы, анализировать способы работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

            Упражнения должны давать пищу для ума, поэтому преобладают задания, которые требуют от учащихся размышления – с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет всё задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне.

            Одним из резервов повышения эффективности процесса обучения является организация чётко спланированной, тщательно продуманной системы контроля.

            Для монологических ответов учащихся выбираются доступные проблемные вопросы, требующие творчества, самостоятельности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

            Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Одной из главных целей самостоятельной работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознания понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

            К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания, которые являются одним из основных видов контроля в 9 классе по русскому языку, т.к. готовят девятиклассников к экзамену в форме ГИА. Они дают точную количественную характеристику уровня достижений и выявляют уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

            Диктант – основной метод проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

            В 9 классе используются следующие виды диктантов: полный (без изменений), выборочный, творческий (заключается в частичном изменении за счёт включения какого-либо смыслового отрезка), свободный (проверяющий умение  передавать содержание близко к тексту), диктант с продолжением (дающий возможность проверить сформированность важнейших речевых умений).

            Изложение и сочинение используются для проверки сформированности навыков связного высказывания.

            Указанные виды диктантов, сочинения разнообразных жанров, изложения помогут проконтролировать

- умение раскрыть тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания;

- умение соблюдать нормы русского литературного языка;

- умение правильно орфографически и пунктуационно оформить высказывание.

            Разнообразные формы и виды контроля дают возможность установить, как учащиеся усвоили учебный материал, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей деятельности наметить рациональные пути устранения пробелов с учётом индивидуального подхода, помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 543 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1401
    • DOCX 218 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ярошенко Наталья Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ярошенко Наталья Валериевна
    Ярошенко Наталья Валериевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 7704
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе