Оглавление
№
|
Раздел программы
|
Стр.
|
1
|
Пояснительная
записка
|
|
2
|
Содержание тем
учебного предмета
|
|
3
|
Планируемые
результаты освоения учебного предмета
|
|
4
|
Учебно-тематический
план
|
|
5
|
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
|
|
Пояснительная
записка
Программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 года №373) и на основе программы по
русскому языку Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык»
(Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка.
Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:
Баласс, 2011), а также в соответствии с образовательными целями МКОУ СОШ
п.Индустриальный, сформулированными в уставе ОУ и Образовательной программе:
формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной
реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
Цель рабочей программы: обеспечить достижение планируемых
результатов освоения ООП НОО.
Задачи:- создать условия для практической реализации
компонентов ФГОС при изучении предмета «Русский язык»;
- определить содержание, объём, порядок
изучения учебной дисциплины с учётом целей, задач и особенностей
учебно-воспитательного процесса и контингента обучающихся ОУ.
Данная программа предназначена для обучающихся 3 класса
общеобразовательной средней школы (ОС «Школа 2100»), полностью соответствует
авторской программе и обеспечена УМК:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го
класса общеобразовательной школы в 2-х частях (ч.1 – 176 с., ил, ч.2 – 208 с.,
ил.) – Изд. 5-е, перераб. – М. : Баласс, 2013.
2. Е.В. Бунеева, Яковлева М.А. Русский язык. 3
класс. / Методические рекомендации для учителя. – Изд. 3-е, перераб. –
М.: Баласс, 2010. – с.208 ( сайт www.school2100.ru)
3. Бунеева Е.В.Проверочные и
контрольные работы по русскому языку. 3-й класс. Вар. 1 и 2. – по 48
с. – Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс, 2014
4. Исаева Н.А.Рабочая тетрадь по
русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.
Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М. : Баласс, 2014. – 80 с.
5. Комиссарова Л.Ю. Дидактический
материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса
авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся.– Изд.
2-е, перераб. – 96 с., ил. – М. : Баласс, 2013
6. Яковлева М.А. Тетрадь по
чистописанию. 3-й класс. (К учебнику «Русский язык», 3-й класс) / Под
ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – 64 с. – М. : Баласс, 2014
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка в
начальной школе – часть единого непрерывного
курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому
языку в начальной школе. Предметом обучения в основной школе является
современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели
обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и
совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма,
слушания, говорения;
- формирование
элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение
предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы
заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить
языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие
личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной
научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе
основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой
целью ставятся задачи:
- развитие у детей
патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к
нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к
языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя
носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном
диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у
детей чувства языка;
- воспитание
потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать
его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её
правильной, точной, богатой;
- сообщение
необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных
умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и
выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В курсе русского
языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами
предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский
язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Разделы
«Предложение» и «Текст»
В
3-м классе расширяется понятие о предложении:
дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными,
восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в
разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся
выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о
связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах
предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях
подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их
роль в речи. Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией
перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения,
так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью
интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или
без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с
однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков
препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное,
то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания
и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении
на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения
ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного
года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов
учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при
чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как
смысловой части текста.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим
разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается
с четырёх точек зрения:
- звукового состава
и обозначения звуков буквами;
- морфемного
состава и словообразования;
- грамматического
значения;
- лексического
значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе
продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для
обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается
правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея,
жужжит и правило их переноса.Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и
непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов
– с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также
проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке
приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся
пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением
формы слова.
Заучиваются группы слов с
непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим
словарём. Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме
непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова,
в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный
и др.). Изучение орфографии в начальной
школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного
использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что
необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.
Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в
письменной форме.
Этот подход заложен
уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте.
Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных
звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем
фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного
овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над
лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно
определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в
рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный
состав.. Систематически проводится наблюдение над однокоренными
словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова
являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). «Состав
слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех
разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям
предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на
нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор
однокоренных слов. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием
и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на
практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит
знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале
продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим
значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога –
дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с
развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего
учебного года. Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками,
тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе
по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект
рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием
предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает
весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том
числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с
помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением,
практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью,
с переносным значением слова.
Четвёртый аспект
рассмотрения слова – морфологический. Морфология
– самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает
сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к
абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и
словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова),
синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что
морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о
языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть
необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в
результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об
именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях,
об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и
сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих
частей речи. При изучении частей
речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за
особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных
местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и
антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе
языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами
языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом,
наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово»,
«Предложение» и «Текст» в курс русского языка
входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование
навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных
разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому
языку в курсе начальной школы.
Основные
направления работы по развитию речи:
- Количественное и
качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря
детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп
однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а
также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря
синонимов.
- Развитие и
совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в
предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с
прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм
слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование
словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной
устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями
устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками
и умениями понимания и элементарного анализа художественного и
учебно-научного текста.
- Развитие
орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной
интонацией.
Обучение по данной
программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот
курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит
сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные
умения.
Таким образом, курс
русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех
единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих
единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и
правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс
риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в
различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами.
Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально
успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного
результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и
личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
- Определены основные
линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых
строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и
специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной
грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной
речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа
текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его
воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
- Предложен путь
формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной
систематической работы над составом и лексическим значением слова в
сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе
языкового чутья детей.
- Названы
опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся
обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
- Сведения о частях
слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе
регулярного наблюдения над словами.
- Усилено внимание
к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения
собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого
материала по синтаксису и пунктуации.
- Выдержан единый
методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и
русского языка – формирование у детей типа правильной читательской
деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания
художественного и учебно-научного текста.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной
программой и учебным планом МКОУ СОШ п.Индустриальный предмет «Русский язык»
изучается в 3 классе в объёме 170 часов в год ( 5 часов в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов
обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение)
учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной
жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества,
как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как
среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии,
совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и
гармонии – осознание красоты и гармоничности
русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих
в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого
познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и
творчества – осознание роли труда в жизни
человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности,
самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному
труду, творчеству.
Ценность
гражданственности и патриотизма – осознание себя
как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство
ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её
истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность
человечества – осознание себя не только гражданином
России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных
культур и языков.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения
предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.
Содержание
тем учебного предмета
3-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
( Резервные часы (10 час.) взяты
на уроки работы над ошибками после контрольных диктантов, творческих работ по
развитию речи (6 ч), а также на тему «Повторение» в конце учебного года
добавлено 4 часа)
Вводный урок (1
ч)
Повторение. (10
ч)
Слово. (125 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки
ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь
для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования
согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные
места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во
2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с
ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами
согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с
двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет),
перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в
двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне).
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова.
Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы
слова.
Знакомство с орфограммой
«Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова»,
правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания
проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный,
чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по
программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка»,
«суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с
чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления
однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать
с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-,
-оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением;
образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с
буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль
окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими
несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое
из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого
явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову.
Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое
знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать
слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и
вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени
существительном. Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён
существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-,
-ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-,
-юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного
числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью
местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся
существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени
прилагательном. Изменение имён прилагательных по
родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных
гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-,
-еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по
временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение
глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма
глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой
формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и
текст. (23 ч)
Расширение понятия о
предложении. Предложения повествовательные,
вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности
интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных
речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные
члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за
второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные
члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к
подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения
распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах
предложения, их роли в речи. Интонация перечисления.
Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены,
связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и.
Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака
препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения
находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить
запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака
препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две
мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной
читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить
текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой
план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (11
ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка.
Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и
анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи
конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной
устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие
связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших
сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по
совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
В курсе предмета « Русский язык»
предусмотрен текущий , промежуточный и итоговый контроль. Основными видами письменных
работ по русскому языку являются списывания, диктанты, обучающие изложения,
проверочные работы, тестирование.
Примерное количество слов для словарных
диктантов в 3 классе составляет 10-12 слов. Количество слов в текстах,
предназначенных для контрольных диктантов 45 – 70, количество слов в текстах,
предназначенных для контрольных списываний 40 – 60, изложение
повествовательного текста 70-80 слов.
Формы
контроля на уроках русского языка
Индивидуальный контроль
(контроль учителем)
|
Взаимоконтроль
|
Самоконтроль
|
1.
Устный опрос
|
1.Устный опрос
(в парах, в группах)
|
1.По эталону или
справочному материалу
|
2.
Домашняя работа (творческая)
|
2.Проверка
самостоятельной работы по эталону
|
2.Тестирование
|
3.
Самостоятельная работа (воспроизводящая,
творческая)
|
3.Работа
консультантов в группах
|
|
4.
Проверочная работа
|
4.Помощь слабым
учащимся
|
|
5.
Тесты
|
|
|
Нормы оценивания
работ обучающихся отражены в положении «О системе оценивания учебных достижений
обучающихся МКОУ СОШ п.Индустриальный».
График
проведения проверочных работ
1) Бунеева Е.В.Проверочные и контрольные работы по русскому языку.
3-й класс. Вар. 1 и 2. – по 48 с. – М. : Баласс, 2014. Изд. 3-е, испр.
№
|
Вид
работы
|
Тема
проверочной работы
|
№
урока
|
Стр.
|
1
|
Контрольный
диктант
|
Повторение
|
12
|
1
|
2
|
Контрольное
списывание
|
Входная
проверочная работа
|
10
|
2
|
3
|
Проверочная
работа №1
|
Части
слова. Корень.
Буквы
согласных в корне слова
|
21
|
4
|
4
|
Проверочная
работа №2
|
Удвоенные
буквы согласных в корне слова
|
26
|
6
|
5
|
Проверочная
работа №3
|
Буквы
непроизносимых согласных
в
корне слова
|
33
|
8
|
6
|
Контрольный
диктант
|
Согласные
звуки в корне слова
|
35
|
10
|
7
|
Проверочная
работа №4
|
Буквы
безударных гласных в корне слова
|
41
|
12
|
8
|
Контрольный
диктант
|
Буквы
безударных гласных в корне слова
|
44
|
14
|
9
|
Проверочная
работа №5
|
Сложные
слова и их правописание
|
52
|
16
|
10
|
Проверочная
работа №6
|
Части
слова. Приставка.
Буквы
безударных гласных в приставках.
Удвоенные
буквы согласных
на
стыке приставки и корня.
Разделительные
Ъ и Ь
|
61
|
18
|
11
|
Контрольный
диктант
|
Части
слова. Приставка.
Разделительные
Ъ и Ь
|
64
|
20
|
12
|
Проверочная
работа №7
|
Части
слова.
Окончание
и основа слова.
Суффикс.
Разбор слова по составу
|
75
|
22
|
13
|
Контрольное
списывание
|
Проверочная
работа за первое полугодие
|
73
|
24
|
14
|
Проверочная
работа №8
|
Имя
существительное как часть речи
|
98
|
26
|
15
|
Проверочная
работа №9
|
Местоимение
как часть речи
|
106
|
28
|
16
|
Проверочная
работа №10
|
Имя
прилагательное как часть речи
|
118
|
30
|
17
|
Контрольный
диктант
|
Имя
существительное и имя прилагательное
|
120
|
32
|
18
|
Проверочная
работа №11
|
Глагол
как часть речи.
Правописание
частицы «не» с глаголом.
|
132
|
34
|
19
|
Контрольный
диктант
|
Глагол
как часть речи
|
135
|
36
|
20
|
Проверочная
работа №12
|
Предложение
|
161
|
40
|
21
|
Контрольное
списывание
|
Проверочная
работа за второе полугодие
|
163
|
42
|
22
|
Контрольный
диктант
|
Итоговый
контрольный диктант
|
165
|
43
|
23
|
Тест
|
Итоговая
контрольная работа
|
166
|
45
|
2) Исаева Н.А.Рабочая тетрадь по русскому языку. 3
класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.
Прониной). – М. : Баласс, 2014. – 80 с.
№
|
Вид
работы
|
Тема
работы
|
№
урока
|
Стр.
|
1
|
Тест
|
Повторение
|
9
|
5
|
2
|
Тест
|
Части
слова. Корень.
Правописание
букв согласных в корне (1)
|
20
|
10
|
3
|
Тест
|
Части
слова. Корень.
Правописание
букв согласных в корне (2)
|
34
|
15
|
4
|
Тест
|
Безударные
гласные в корне слова.
Сложные
слова
|
51
|
20
|
5
|
Тест
|
Части
слова. Приставка. Правописание букв гласных и согласных в приставках.
Разделительные ъ и ь
|
62
|
24
|
6
|
Тест
|
Части
слова. Окончание и основа
|
69
|
29
|
7
|
Тест
|
Части
слова. Суффикс. Разбор слова по составу
|
74
|
34
|
8
|
Тест
|
Имя
существительное как часть речи
|
96
|
38
|
9
|
Тест
|
Местоимение
как часть речи
|
105
|
43
|
10
|
Тест
|
Имя
прилагательное как часть речи
|
117
|
47
|
11
|
Тест
|
Глагол
как часть речи. Правописание не с глаголом. Неопределённая форма глагола
|
134
|
51
|
12
|
Тест
|
Виды
предложений
по
цели высказывания и интонации.
Главные
и второстепенные члены предложения
|
147
|
55
|
13
|
Тест
|
Предложения
с однородными членами.
Простые
и сложные предложения
|
162
|
59
|
14
|
Тест
|
Повторение
(итоговый тест)
|
164
|
65
|
Планируемые
результаты освоения учебного предмета
3-й
класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать
и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять
эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать
красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- любовь и уважение
к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к
чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к
письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к
изучению языка;
- осознание
ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты
учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и
цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по
плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит
технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
- пользоваться
словарями, справочниками;
- осуществлять
анализ и синтез;
- устанавливать
причинно-следственные связи;
- строить
рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои
мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать
свою точку зрения;
- слушать и слышать
других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения;
- договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих
умений:
3-й класс
- воспринимать
на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать
вслух;
- самостоятельно прогнозировать
содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить
звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в
словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения
этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных
в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными
буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь
разделительным; владеть способами проверки букв гласных и
согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по
программе; сложные слова с соединительной буквой о и е;
частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях
имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и
условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать
под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами
(объёмом 45 - 70 слов), правильно переносить слова с удвоенными
буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в
слове окончание и основу, составлять предложения из слов в
начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать
слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные
слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать
по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать
имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить
морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид
предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией
перечисления;
- разбирать
предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить
вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к
подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения
сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в
предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с
однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять
предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать
важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в
письменном общении;
- читать
художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и
после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на
абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать
текст по плану;
- читать и понимать
учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к
каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст
(писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны
осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей
речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций,
слов, к совершенствованию своей речи.
Модуль «Создание текстов».
В результате изучения данного модуля учащиеся
должны уметь:
-
набирать текст на клавиатуре;
-
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые
текстовые документы и редактировать их;
-
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
-
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и
начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
-
подбирать подходящее шрифтовое оформление для
разных частей текстового документа;
-
составлять тексты, предназначенные для какой-либо
цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое
оформление.
Модуль «Создание печатных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся
должны уметь:
-
вставлять изображения в печатную публикацию;
-
создавать схемы и включать их в печатную
публикацию;
-
создавать таблицы и включать их в печатную
публикацию.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
-
красиво оформлять печатные публикации, применяя
рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
-
составлять печатные публикации, предназначенные для
какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Поиск информации».
В результате изучения данного модуля учащиеся
должны уметь:
-
искать, находить и сохранять тексты, найденные с
помощью поисковых систем;
-
искать, находить и сохранять изображения, найденные
с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и
использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1.
Основная литература
1. Бунеев Р.Н.,
Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский
язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы
в 2-х частях (ч.1 – 176 с., ил, ч.2 – 208 с., ил.) – Изд. 5-е, перераб. – М. :
Баласс, 2013.
2. Е.В. Бунеева, Яковлева
М.А. Русский язык. 3 класс. / Методические рекомендации для учителя. –
Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2010. – с.208 ( сайт www.school2100.ru)
3. Бунеева Е.В.Проверочные
и контрольные работы по русскому языку. 3-й класс. Вар. 1 и 2. – по 48
с. – Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс, 2014
4. Исаева Н.А.Рабочая
тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл.,
Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М. : Баласс, 2014. – 80 с.
5. Комиссарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык»
для 3-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для
учащихся.– Изд. 2-е, перераб. – 96 с., ил. – М. : Баласс, 2013
6. Яковлева М.А. Тетрадь
по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику «Русский язык», 3-й класс) /
Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – 64 с. – М. : Баласс, 2014
2.
Дополнительная литература и справочные
пособия:
- для учителя
1. Иванкина Н.К. Развитие речи. Тетрадь по русскому языку для 3 класса.
– Саратов.: ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм», 2002. – с.64
2. Леонович Е.Н. В мире языка и речи. – М.: Дидакт, 1994. – с.69
3. Мережко Е.Г. Учим словарные слова. – Саратов.: ИЦ «Добродея» ГП
«Саратовтелефильм», 2002. – с.48
4. Страхова Л.Л. Сочинение по картинке для младших школьников. – Санкт-Петербург:
«Литера», 2006. – с. 79
5. Шклярова Т.В., Картунова Л.И. Справочное пособие для начальных
классов. – Рязань: РИИПП при ЦС ВДОАМ, 1994. – с.115
6. Бунеева Е.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов
начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы / Е.В.
Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова.и др. – М. : Баласс, 2013.
– 48 с.
- для ученика:
1. Бунеева Е.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов
начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы / Е.В.
Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова.и др. – М. : Баласс, 2013.
– 48 с.
2. Шклярова Т.В.,
Картунова Л.И. Справочное пособие для начальных классов. – Рязань: РИИПП при ЦС
ВДОАМ, 1994. – с.115
3. Интернет-ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru
«Русский
язык», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
- http:// www.school2100.ru
- http://www.cit.mart.spb.ru
- http://www.nachalka.info/
- http://edu.1september.ru
- http://www.cit.mart.spb.ru
- http://www.zolotoeruno.spb.ru
http://www.rm.kirov.ru
4. Перечень ЭОР:
1. «Новейший
справочник школьника» 1 – 4 классы (электронное приложение). – М.: «ВЕСЬ» -
Добрые вести. -2005.
2. Образовательная
система "Школа 2100": новые результаты и их проверка. (1-4 кл.)
Электронное приложение
3. Русский
язык 3 класс». Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями.
– М.: ООО «Экзамен-Медиа», 2012
4. Материально-техническое
обеспечение:
1. Классная
доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
2. Настенная
магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок
3. Документ-камера
На отдельных уроках
используется материально-техническая база кабинетов №6, №12, №19.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.