Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку ПНШ (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку ПНШ (1 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по письму составлена Ждановой Е.Ф. на основе авторской программы «Русский язык» М.Л. Коленчук, Н.А. Чураковой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2010г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

Программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 50 часов – 5 уроков в неделю.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

Структура курса

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.


Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.


Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.






























Содержание программы (50 часов)

Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после Ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Построение звуковой схемы слова.

Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые, дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания.

«Азбука вежливости»; несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.



Планируемые результаты изучения программы

по русскому языку

В области общих учебных действий обучающиеся научаться:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

  • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита; представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы) : сопостовлять условные обозначения учебника и тетради.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научаться:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научаться:

  • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;

  • выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать-понимать:

  • название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

  • правила переноса слов по слогам;

  • способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака.

  • способ обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, е, ю, я).

Уметь:

  • быстро найти букву в алфавитном столбике;

  • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

  • писать прописную букву в именах собственных;

  • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

  • понимать различие между звуком и буквой;

  • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

  • писать словарные слова, определенные программой;

  • списывать небольшой текст по правилам списывания;

  • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);

  • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

































Учебно-тематическое планирование по письму

Класс: 1 «В»

Учитель: Жданова Е.Ф.

На изучение русского языка отводится 50 часов в учебный год (5 чаcов в неделю).

Интегрированная проверочная работа. (см. Приложение № 2).

Планирование составлено на основе авторской программы «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, которая является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение № 1).



Программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Учебно-методический комплекс:

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

учителя

ученика

Программа по русскому языку. /М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова // Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011



Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. –М.: Академкнига/ Учебник, 2011




1. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011

2. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова – 2-езд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009. – 326 с.

3.http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84

4. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

1. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. –М.: Академкнига/ Учебник, 2011









Материально-техническое обеспечение:

  1. Начальная школа. Наука без скуки. Выпуск 1. Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010

  2. Начальная школа. Наука без скуки. Выпуск 2. Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010

  3. http://www.openclass.ru

  4. http://files.school-collection.edu.ru

  5. http://www.rusedu.ru

  6. http://viki.rdf.ru

  7. http://pedsovet.org

  8. http://www.prosv.ru

  9. http://festival.1september.ru

  10. http://www.4stupeni.ru

  11. http://numi.ru



Технические средства обучения:

Компьютер

Принтер

Проектор

Сканер

Интерактивная доска

Документ-камера

Цифровой микроскоп

Модульная система экспериментов

Система контроля и мониторинга качества знаний

















Контрольно-измерительные материалы.

Планирование контроля и оценки знаний учащихся на 2011-2012 учебный год

1 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Количество работ

Источники

Количество работ

Источники

Количество работ

Источники

Количество работ

Источники

Количество

Проверочная работа

-


-

-


1

с.35

1

Источники контрольно-измерительных материалов (список литературы, содержащей контрольно-измерительные материалы).



п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова – 2-езд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 326 с.


Лаврова Н.М.

М.: Академкнига/Учебник, 2011.

2.

Контрольно-измерительные материалы по математике


http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84

















Литература



  1. Арефьева Л. П. Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей учащихся. – Волгоград: Учитель, 2011

  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/ авт.-сост. Касаткина Н. А. – Волгоград: Учитель, 2009

  3. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл. в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

  4. Ракитина С.В. Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009

  5. Русский язык. 1-4 кл. Работа со словарными словами на уроках/ авт.-сост. Росланова О. В. – Влогоград: Учитель, 2006

  6. Салахеева М.Л. Портфолио. Русский язык. 1 класс. Самооценка. Самоконтроль. – Волгоград: Учитель, 2011

  7. Учим играя. 1-2 классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и математике /авт.-сост. Лазуренко Л. В. – Волгоград: Учитель, 2007



























Корректировка программы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13


Рабочая программа по русскому языку ПНШ (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по письму составлена Ждановой Е.Ф. на основе   авторской программы «Русский язык» М.Л. Коленчук, Н.А. Чураковой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2010г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы  «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

 

Программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 50 часов – 5 уроков в неделю.  

Автор Жданова Екатерина Федоровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1167
Номер материала 20194
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓