Пояснительная записка
Рабочая программа по письму составлена Ждановой Е.Ф. на основе
авторской программы «Русский язык» М.Л. Коленчук, Н.А. Чураковой. Программа
соответствует ФГОС второго поколения 2010г. и базисному учебному плану
общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных
компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под
редакцией Р.Г. Чураковой.
Программа предназначена для учащихся 1 класса
общеобразовательной школы и рассчитана: 50 часов – 5 уроков в неделю.
Систематический
курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий,
правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для
интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет
познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную
мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание
к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому
языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение
культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях,
актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными
речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Структура курса
Орфографические
и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики,
морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с
различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие
мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв,
рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются
задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических
требований к данному виду учебной работы.
Опережающее
развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте
требует особого внимания к работе над письменной речью — применения
достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в
системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные
содержательные линии
Материал курса
«Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
·
система
языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова
(морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
·
орфография
и пунктуация;
·
развитие
речи.
Языковой
материал призван сформировать научное представление о системе и структуре
русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также
способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение
орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной
речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки,
определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В
программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы
обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных
видов речевой деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная
работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов,
формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом
самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность,
принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над
их достижением.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких
общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от
внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по
способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского
языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать,
эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и
справочниками.
Содержание
программы (50 часов)
Алфавит.
Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв
алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в
словарях.
Звуки
речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие
согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные.
Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных
звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной
позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после Ц в сильной
позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Построение
звуковой схемы слова.
Слова-названия
предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов
(предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква
в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь
письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не
подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с
особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная
форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале
предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые,
дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации,
выражение этой разницы знаками препинания.
«Азбука
вежливости»; несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания,
просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в
устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты изучения программы
по русскому языку
В области общих учебных действий
обучающиеся научаться:
·
ориентироваться в учебной книге:
читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста,
выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную
дидактическую иллюстрацию;
·
первоначальным навыкам
инструментального освоения алфавита; представлять на уровне прикидки,
какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце,
середине;
·
работать с двумя источниками информации
(учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы) : сопостовлять
условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных
действий обучающиеся научаться:
а) в рамках коммуникации как
сотрудничества:
·
работать с соседом по парте:
договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять
свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную
соседом;
·
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
·
видеть разницу между двумя
заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость
присоединиться только к одной из них.
В
области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научаться:
·
понимать, что необходимо выполнение
работы над ошибками;
·
выполнять работу над ошибками с
помощью взрослого.
Предметные
результаты
Учащиеся должны знать-понимать:
·
название
букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
·
правила
переноса слов по слогам;
·
способ
обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и
способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю,
е, и) и мягкого знака.
·
способ
обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, е, ю, я).
Уметь:
·
быстро
найти букву в алфавитном столбике;
·
определять
границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать
на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце
предложения);
·
писать
прописную букву в именах собственных;
·
делить
слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с
одной строчки на другую;
·
понимать
различие между звуком и буквой;
·
различать
гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые
согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие
согласные;
·
писать
слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
·
писать
словарные слова, определенные программой;
·
списывать
небольшой текст по правилам списывания;
·
определять
характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи
(без применения терминологии);
·
читать и
составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Использовать приобретенные знания в практической
деятельности и в повседневной жизни для:
·
адекватного
восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и
радиопередач, аудиозаписей);
·
соблюдения
орфоэпических норм речи;
·
устного
повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого
этикета.
Учебно-тематическое планирование по письму
Класс:
1 «В»
Учитель:
Жданова Е.Ф.
На
изучение русского языка отводится 50 часов в учебный год (5 чаcов в неделю).
Интегрированная
проверочная работа. (см. Приложение № 2).
Планирование
составлено на основе авторской программы «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, которая является одним из структурных компонентов
образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г.
Чураковой. (см. Приложение № 1).
Программно-методическое обеспечение учебного процесса.
Учебно-методический комплекс:
Программа и учебник
|
Методическое и дидактическое обеспечение
|
учителя
|
ученика
|
Программа по русскому
языку. /М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова
// Программы четырехлетней начальной
школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. - М.:
Академкнига/Учебник, 2011
Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс:
Учебник. –М.: Академкнига/ Учебник, 2011
|
1. Чуракова
Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. – М.:
Академкнига/ Учебник, 2011
2. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и
контрольных работ. 1-2 классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова –
2-езд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009. – 326 с.
3.http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84
4. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.
|
1. Гольфман
Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. –М.: Академкнига/
Учебник, 2011
|
Материально-техническое обеспечение:
1. Начальная
школа. Наука без скуки. Выпуск 1. Компакт-диск для компьютера:
Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова
Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010
2. Начальная
школа. Наука без скуки. Выпуск 2. Компакт-диск для компьютера:
Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова
Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010
3. http://www.openclass.ru
4. http://files.school-collection.edu.ru
5. http://www.rusedu.ru
6. http://viki.rdf.ru
7. http://pedsovet.org
8. http://www.prosv.ru
9. http://festival.1september.ru
10. http://www.4stupeni.ru
11. http://numi.ru
Технические средства обучения:
Компьютер
Принтер
Проектор
Сканер
Интерактивная
доска
Документ-камера
Цифровой
микроскоп
Модульная
система экспериментов
Система
контроля и мониторинга качества знаний
Контрольно-измерительные материалы.
Планирование контроля и оценки знаний учащихся на 2011-2012
учебный год
1 класс
Формы контроля
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
год
|
Количество
работ
|
Источники
|
Количество
работ
|
Источники
|
Количество
работ
|
Источники
|
Количество
работ
|
Источники
|
Количество
|
Проверочная
работа
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
1
|
№ с.35
|
1
|
Источники
контрольно-измерительных материалов (список литературы, содержащей
контрольно-измерительные материалы).
№ п/п
|
Название
|
Автор
|
Выходные данные
|
1.
|
Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2
классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова – 2-езд., испр. – М.:
Академкнига/Учебник, 2011. – 326 с.
|
Лаврова Н.М.
|
М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
|
2.
|
Контрольно-измерительные
материалы по математике
|
|
http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84
|
Литература
1.
Арефьева
Л. П. Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей учащихся. –
Волгоград: Учитель, 2011
2. Занимательные
материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи,
кроссворды, загадки, шарады)/ авт.-сост. Касаткина Н. А. – Волгоград: Учитель,
2009
3. Программы по
учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл. в 2 ч./
Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 – Ч. 1: 240 с. (Проект
«Перспективная начальная школа»)
4.
Ракитина
С.В. Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения. –
Волгоград: Учитель, 2009
5. Русский язык.
1-4 кл. Работа со словарными словами на уроках/ авт.-сост. Росланова О. В. –
Влогоград: Учитель, 2006
6.
Салахеева
М.Л. Портфолио. Русский язык. 1 класс. Самооценка. Самоконтроль. – Волгоград:
Учитель, 2011
7. Учим играя. 1-2
классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и
математике /авт.-сост. Лазуренко Л. В. – Волгоград: Учитель, 2007
Корректировка программы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.