Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку ОС

Рабочая программа по русскому языку ОС

Рассмотрено на заседании школьного

(указывается тип методического объединения –

школьного, районного, городского) методического объединения

учителей

Протокол № 1

« 27 » августа 2013г.

Составлена на основе рекомендованной государственной программы и требований к минимуму содержания


Принято на заседании

Педагогического Совета Учреждения

« 30 » августа 2013г.



Утверждено: приказ №

от « 30 » августа 2013г.

Директор МБОУ «СОШ № 9»

______________Т.И.Кузнецова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку


в 1 в классе.




Составитель: Мерзлякова И. А.

Ф.И.О. , должность

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 9»____________

место работы



Рецензент: Никольских О. Д.

Ф.И.О., должность

Руководитель ШМО нач. классов

МБОУ «СОШ № 9»____________

место работы








2013 – 2014 учебный год

I. Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Рабочая программа является модифицированной.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  • формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  3. формирование у детей чувства языка;

  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.

Программа и материал УМК рассчитан на 165 часов в год, 5 часов в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «СОШ № 9» в 1 классах (1-4). Разницы в часах между учебным планом и рабочей программой нет.

Данная программа рассчитана на учащихся 1-в класса. В данном классе 25 человек. Уровень развития и подготовленности к школе разный: от не читающих детей до читающих по слогам. Многие посещали школу дошкольника.

Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в планируемых результатах, которые являются структурным элементом данной рабочей программы.

В 1 классе безотметочное обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не допускает сравнения с другими. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня сформированности предметных умений, личностных и метапредметных универсальных действий. Видами контроля результатов обучения в первом классе являются: текущий, тематический, итоговый.

В течение учебного года возможны коррективы учебной рабочей программы, связанные с объективными причинами.






























II. Общая характеристика учебного предмета.


В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

  • Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

  • Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;

  2. морфемного состава и словообразования;

  3. грамматического значения;

  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

  1. видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

  2. правильно писать слова с изученными орфограммами;

  3. графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

  4. находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

  1. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

  2. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

  3. буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

  4. разделительные ь и ъ;

  5. проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

  6. проверяемые буквы согласных на конце слова;

  7. пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Русский язык.




Класс


Количество

часов в неделю


Количество учебных недель


Всего часов за год


Экскурсии


Практичес-

кие занятия


1


5


24 - письмо


120 - письмо



9 – русский язык


45 – русский язык




2


5


34


170




3


5


34


170




4


5


34


170






В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс.




















IV. Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета «Русский язык»


Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
















V. Планируемые результаты освоения программы

по русскому языку к концу 1 класса


Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.



hello_html_68e6851c.png

1-й класс


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;

  • определять количество букв и звуков в слове;

  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.





































VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»


1-й класс

Обучение грамоте и развитие речи (120 ч)


Добуквенный период.

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом

На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

  1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

  2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

  2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

  3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

III. Работа с текстом после чтения.

  1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

  2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

  3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).




1-й класс. Русский язык и развитие речи

45 ч (5 часов в неделю)


Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово. (31 ч)

Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?


Предложение. Текст. (10 ч)

Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.


Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.


Повторение. (4 ч.)


























VII. Учебно-тематический план


Тема раздела

Количество

часов

Вид занятий

Словарный

диктант

Проверочная

работа

Диктант

1

Обучение грамоте и развитие речи

120




2

Слово

31

1

1


3

Предложение. Текст.

10


1


4

Повторение изученного в течение года

4



1

ИТОГО:

165

1

2

1
























VIII. Учебная программа



Сроки изучения учебного материала (по неделям)

Раздел, тема, урок

Практические, контрольные работы и другие виды контроля

Формирование УУД,

(предметные, метапредметные, личностные).


Основное содержание учебного предмета



Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)


1

2

3

4

5

I. Обучение грамоте и развитие речи (120 часов).

1 неделя

1. Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведению по контуру. Тетр. №1. Обложка

Знать:

- правила пользования книгой, тетрадью;

-времена года;

схемы слов, предложений, текстов;

-гласные и согласные звуки;

-что такое ударение;

- правила поведения в театре;

- театральные профессии;

- известные сказки и сказочных героев;

- разные виды штриховки.


Уметь:

- находить нужную страницу, иллюстрацию;

-ориентироваться на развороте «Букваря»;



- перечислять календарные праздники;

- работать со схемами слов, предложений;

- устанавливать последовательность предложений в тексте;

- выбирать нужную интонацию;

- составлять текст по серии сюжетных картинок;

- определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова;

- ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.






























































Знать:

- правила пользования книгой, тетрадью;

-времена года;

схемы слов, предложений, текстов;

-гласные и согласные звуки;

-что такое ударение;

- правила поведения в театре;

- театральные профессии;

- известные сказки и сказочных героев;

- разные виды штриховки.


Уметь:

- находить нужную страницу, иллюстрацию;

-ориентироваться на развороте «Букваря»;

- перечислять календарные праздники;

- работать со схемами слов, предложений;

- устанавливать последовательность предложений в тексте;

- выбирать нужную интонацию;

- составлять текст по серии сюжетных картинок;

- определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова;

- ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.












































Знать:

- правила пользования книгой, тетрадью;

-времена года;

схемы слов, предложений, текстов;

-гласные и согласные звуки;

-что такое ударение;

- правила поведения в театре;

- театральные профессии;

- известные сказки и сказочных героев;

- разные виды штриховки.


Уметь:

- находить нужную страницу, иллюстрацию;

-ориентироваться на развороте «Букваря»;

- перечислять календарные праздники;

- работать со схемами слов, предложений;

- устанавливать последовательность предложений в тексте;

- выбирать нужную интонацию;

- составлять текст по серии сюжетных картинок;

- определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова;

- ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.







































Знать:

- правила пользования книгой, тетрадью;

-времена года;

схемы слов, предложений, текстов;

-гласные и согласные звуки;

-что такое ударение;

- правила поведения в театре;

- театральные профессии;

- известные сказки и сказочных героев;

- разные виды штриховки.


Уметь:

- находить нужную страницу, иллюстрацию;

-ориентироваться на развороте «Букваря»;

- перечислять календарные праздники;

- работать со схемами слов, предложений;

- устанавливать последовательность предложений в тексте;

- выбирать нужную интонацию;

- составлять текст по серии сюжетных картинок;

- определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова;

- ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.








































Знать:

- правила пользования книгой, тетрадью;

-времена года;

схемы слов, предложений, текстов;

-гласные и согласные звуки;

-что такое ударение;

- правила поведения в театре;

- театральные профессии;

- известные сказки и сказочных героев;

- разные виды штриховки.


Уметь:

- находить нужную страницу, иллюстрацию;

-ориентироваться на развороте «Букваря»;

- перечислять календарные праздники;

- работать со схемами слов, предложений;

- устанавливать последовательность предложений в тексте;

- выбирать нужную интонацию;

- составлять текст по серии сюжетных картинок;

- определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова;

- ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.



Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на


основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).





























Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на


основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).











Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на


основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).












Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на


основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).











Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на


основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).











Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового

состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных

и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная


единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков

буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости

согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как

показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное

чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности

чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к

чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме.

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной

доски.



Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний,

слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических

норм.

Овладение разборчивым, аккуратным письмом.

Письмо

под диктовку слов и предложений, написание которых не

расходится с их произношением.

Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств:


пробела между словами, знака переноса.


Слово и предложение. Восприятие слова как объекта

изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением

слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением:

выделение слов, изменение их порядка.


Орфография. Знакомство с правилами правописания и их

применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в

именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.


Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр,

занятий, наблюдений.


Систематический курс

Фонетика и орфоэпия.


Различение гласных и согласных

звуков.































2. Правила письма. Тетр. №1, с.1

3. Написание вертикальных линий. Тетр. №1, с.2-3

4. Обведение по контуру, штриховка. Тетр. №1, с.4-5

5. Обведение по контуру, штриховка. Тетр. №1, с.6-7

2 неделя







6. Обведение по контуру, штриховка. Тетр. №1, с.8-9

7. Обведение по контуру и написание овалов. Тетр. №1, с.10-11

8. Написание наклонных линий и овалов. Тетр. №1, с.12-13

9. Написание наклонных с петлей внизу и вверху. Тетр. № 1, с.14-15

10. Упражнения в обведении по контуру и штриховке. Тетр. №1, с.16-17

3 неделя

11. Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу. Тетр.№1, с.18-19

12. Написание е-образных элементов. Тетр. №1, с.20-21

13. Подготовка к написанию буквы г и буквы и. Написание е-образных элементов с закруглением вверху и внизу. Тетр. №1, с.22-23

14. Написание основных графических элементов. Тетр. №1, с.24-25

15. Написание основных графических элементов. Тетр. №1, с.26-27

4 неделя





16. Закрепление изученных графических элементов букв.

Тетр. №1, с.28-29

17. Закрепление изученных графических элементов букв.

Тетр. №1, с.30

18. Закрепление изученных графических элементов букв.

Тетр. №1, с.31

19. Строчные буквы г, п, и

Тетр. №2 с.1

20. Строчные буквы т, р

Тетр. №2 с.2-3

5 неделя

21. Заглавная и строчная

буква О, о

Тетр. №2 с.4-5

22. Соединение изученных букв в слоги и слова

Тетр. №2 с.6-7

23. Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами.

Тетр. №2 с.8-9

24. Сточная буква а, соединения с различными буквами.

Тетр. №2 с.10-11

25. Строчная буква ы, соединения с различными буквами

Тетр. №2 с.12

6 неделя

26. Написание слов с изученными буквами

Тетр. №2 с.13

27. Написание заглавных букв

Г, П, Т, Р

Тетр. №2 с.14-15

28. Написание заглавной буквы И.

Тетр. №2 с.16-17

29. Строчная буква н, соединения с различными буквами, написание слов. Тетр. №2 с.18

30. Строчная буква н, соединения с различными буквами, написание слов. Тетр. №2 с.19

7 неделя

31. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Тетр. №2 с.20-21

32. Написание букв, слогов и слов с изученными буквами

Тетр. №2 с.22

33. Написание букв, слогов и слов с изученными буквами

Тетр. №2 с.23

34. Написание слогов и слов

Тетр. №2 с.24

35. Написание слогов и слов

Тетр. №2 с.25

8 неделя



36. Написание заглавной и строчной буквы У, у

Тетр. №2 с.26-27

37. Написание слов и предложений с изученными буквами

Тетр. №2 с.28

38. Написание слов и предложений с изученными буквами

Тетр. №2 с.29

39. Закрепление изученных графических элементов букв.

Тетр. №2, с.30

40. Закрепление изученных графических элементов букв.

Тетр. №2, с.31

9 неделя

41. Написание букв, слогов и слов с буквой с

Тетр. №3 с.1

42. Написание слогов, слов с изученными буквами

Тетр. №3 с.2

43. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тетр. №3 с.3

44. Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца

Тетр. №3 с.4-5

45. Написание слогов и слов с изученными буквами

Тетр. №3 с.6-7

10 неделя

46. Закрепление изученных графических элементов букв.

Тетр. №3, с.8-9

47. Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м.

Тетр. №3 с.10-11

48. Написание заглавных и строчных букв Л, М.

Тетр. №3 с.12

49. Написание заглавной буквы К. Обучение списыванию с печатного текста

Тетр. №3 с.13

50. Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н. Тетр. №3 с.14-15

11 неделя

51. Написание заглавной и строчной буквы С, с

Тетр. №3 с.16-17

52. Написание слогов и слов с изученными буквами

Тетр. №3 с.18-19

53. Написание предложений с изученными буквами.

Тетр. №3 с.20-21

54. Написание слов с заглавными буквами.

Тетр. №3 с.22

55. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

Тетр. №3 с.23

12 неделя











56. Упражнения в списывании текста.

Тетр. №3 с.24-25

57. Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков.

Тетр. №3 с.26-27

58. Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков.

Тетр. №3 с.28-29

59. Закрепление изученных графических элементов букв, написания слогов.

Тетр. №3, с.30

60. Закрепление изученных графических элементов букв, написания слогов.

Тетр. №3, с.31

13 неделя







61. Написание заглавной буквы Ш. Упражнение в написании слов, обозначающих имена людей, клички животных

Тетр. №4 с.1

62. Написание слов и предложений с изученными буквами

Тетр. №4 с.2

63. Написание слов и предложений с изученными буквами

Тетр. №4 с.3

64. Написание слов, предложений и текста с изученными буквами

Тетр. №4 с.4-5

65. Обучение выборочному списыванию

Тетр. №4 с.6-7

14 неделя

















66. Написание слов, предложений с заглавной буквой А.

Тетр. №4 с.8-9

67. Написание слов с изученными буквами.

Тетр. №4 с.10

68. Написание слов и предложений с изученными буквами.

Тетр. №4 с.11

69. Самостоятельная работа по письму

Тетр. №4 с.12-13

70. Написание строчной буквы д.

Тетр. №4 с.14-15

15 неделя

71. Написание слов с изученными буквами. Заглавная буква в именах людей

Тетр. №4 с.16-17

72. Написание строчной буквы в.

Тетр. №4 с.18-19

73. Написание заглавной буквы Д.

Тетр. №4 с.19-20

74. Написание слов, обозначающих имена. Диктант.

Тетр. №4 с.21

75. Написание слогов и слов с буквой е.

Тетр. №4 с.22-23

16 неделя















76. Обучение списыванию с печатного образца

Тетр. №4 с.24-25

77. Написание слогов и слов с буквой ё

Тетр. №4 с.26-27

С.28-29 для коррекционной работы

78. Закрепление изученных графических элементов букв, написания слогов.

Тетр. №4, с.28-29

79. Упражнения в письме. Выборочное списывание

Тетр. №5 с.0-1

80. Упражнения в чтении и письме. №5 с.2-3

17 неделя

81. Списывание с печатного образца.

Тетр. №5 с.4

82. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.

Тетр. №5 с.5

83.Написание слов, предложений с изученными буквами. Выборочное списывание текста

Тетр. №5 с.6-7

84. Обучение выборочному творческому списыванию текста

Тетр. №5 с.8-9

85. Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с буквой Б.

Тетр. №5 с.10

18 неделя




















86. Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з.

Тетр. №5 с.11

87. Написание слогов и слов с заглавной буквой З

Тетр. №5 с.12-13

88. Написание слогов и слов со строчной буквой я. Списывание с печатного образца.

Тетр. №5 с.14

89. Написание слов с заглавной буквой Я.

Тетр. №5 с.15

90. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

Тетр. №5 с.16

19 неделя



91. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х.

Тетр. №5 с.17

92. Написание строчной буквы ж

Тетр. №5 с.18

93. Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями жи - ши

Тетр. №5 с.19

94. Списывание с печатного образца.

Тетр. №5 с.20

95. Написание строчной и заглавной букв й, Й; слогов, слов, предложений. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.21-22

20 неделя















96. Написание слогов, слов со строчной буквой ч.

Тетр. №5 с.23

Знать:

- правила пользования книгой, тетрадью;

-времена года;

схемы слов, предложений, текстов;

-гласные и согласные звуки;

-что такое ударение;

- правила поведения в театре;

- театральные профессии;

- известные сказки и сказочных героев;

- разные виды штриховки.


Уметь:

- находить нужную страницу, иллюстрацию;

-ориентироваться на развороте «Букваря»;

- перечислять календарные праздники;

- работать со схемами слов, предложений;

- устанавливать последовательность предложений в тексте;

- выбирать нужную интонацию;

- составлять текст по серии сюжетных картинок;

- определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова;

- ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.



Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на


основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).


97. Написание слов, предложений с заглавной буквой Ч

Тетр. №5 с.24

98. Написание строчных и заглавных букв Ц, ц, Щ, щ, слогов и слов.

Тетр. №5 с.25

99. Написание строчных и заглавных букв Ц, ц, Щ, щ, слогов и слов. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.26

100. Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами.

21 неделя


101. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.27

102. Написание слов и соединений со строчной буквой ф

Тетр. №5 с.28

103. Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф

Тетр. №5 с.29

104. Написание строчной буквы э, слогов, слов, предложений с буквой э.

Тетр. №5 с.30

105. Написание слов и соединений с заглавной буквой Э. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.31

22 неделя









106. Упражнения в написании изученных букв, написание слов с буквами парных согласных звуков на конце.

Тетр. №5 с.32

107. Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца.

Тетр. №5 с.33

108. Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.34

109. Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине слова

Тетр. №5 с.35

110. Написание слов с разделительным ь

Тетр. №5 с.36

23 неделя



















111. Написание буквосочетаний с разделительным ъ. Списывание слов и предложений с печатного образца

Тетр. №5 с.37

112. Алфавит. Упражнения в чтении и письме.

Тетр. №5 с.38-39

113. Написание слов с изученными орфограммами.

Проверочная работа по письму

Тетр. №5 с.40-41

114. Написание букв русского алфавита. Упражнения в чтении и письме.

Тетр. №5 с. 42-43

115. Повторение изученных письменных букв. Обучение умению списывать текст

Тетр. №5 с.44

24 неделя











116. Повторение изученных письменных букв. Обучение умению списывать текст

Тетр. №5 с.45

117. Повторение изученных письменных букв.

Тетр. №5 с.46-47

118-120. Резервные уроки.






II. Слово (31 час).

25 неделя








121. Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». С.2 р.т.

С.2-4 уч.

Знать:

- правописания имен собственных;

- характеристику звуков и букв;

- правила составления текста по опорным словам;

- правила деления слова на слоги;

- правила переноса слов

Уметь:

- выделять звуки из слова, характеризовать гласные звуки, делить слова на слоги, ставить ударение;

- объяснять значение слова;

- читать статью из толкового словаря;

- выбирать букву для обозначения безударного гласного звука;

- находить в тексте однокоренные слова;

- определять количество слогов в слове;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- составлять предложения и схемы к ним;

- видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания.








































































Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последо­ватель­ность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль;

- развивать умения само- и взаимопроверки.


Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- извлекать информацию из разных источников;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- самостоятельно формулировать задания к упражнению;

преобразовывать информацию из одной формы

в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);


слушать и понимать речь других;


выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



































Звуки речи гласные – (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?


Каллиграфия.

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыков написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.




















































122. Повторяем гласные звуки и их буквы. С.3 р.т.

С.5-7 уч.

123. Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

С.4 р.т. С.8-9 уч

124. Согласные звуки и их буквы.

С.5 р.т. С.10-11 уч.

125. Что мы знаем о звуках и буквах.

С.6 р.т. С.12 уч.

26 неделя














126. Повторяем слоги и ударение.

С.7-8 р.т. С.13-17 уч.

127. Повторяем слоги и ударение.

С.7-8 р.т. С.13-17 уч.

128. Перенос слов.

С.9 р.т. С.18-19 уч.

129. Развитие умения переносить слова.

С.10 р.т. С.20-21 уч.

130. Проверочная работа по теме «Слово».

С.11 р.т.

27 неделя









131. Анализ работ и коррекция знаний.

С.12 р.т.

132. Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

С.13-14-15 р.т. С.22-27 уч.

133. Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

С.13-14-15 р.т. С.22-27 уч.

134. Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

С.13-14-15 р.т. С.22-27 уч.

135. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь.

С.16 р.т. С.27-28 уч.

28 неделя











136. Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах.

С.17 р.т. С.29-30 уч.

137. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы.

С.18 р.т. С.31-32 уч.

138. Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

С.19 р.т. С.33-34 уч.

139. Повторение написания жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн в словах.

140. Повторение написания жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн в словах.

С.20-21 р.т. С.35-36, 37 уч.

29 неделя







141. Повторяем корень слова.

С.22 р.т. С.38-39 уч.

142. Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.

С.23 р.т. С.39-41 уч.

143. Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова.

С.24 р.т. С.42-43 уч.

144. Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне.

С.25 р.т. С.44-45 уч.

145. Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением.

С.26 р.т. С.46-47 уч.

30 неделя






146. Повторение слов, написание которых надо запомнить.

С.29 р.т. С.49-50 уч

147. Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова».

С.27 р.т.

148. Анализ работ и коррекция знаний.

С.28 р.т. С.48 уч.

149. Повторение слов, написание которых надо запомнить.

С. 30, 31 р.т. С. 51-52, 53 уч.

150. Повторение слов, написание которых надо запомнить.

С. 30, 31 р.т. С. 51-52, 53 уч.

31 неделя

151. Повторение изученного материала.



III. Предложение. Текст (10 часов).

31 неделя


152. Словарный диктант. Повторение.

С.32 р.т. С.54 уч.

Знать:

- правописания имен собственных;

- характеристику звуков и букв;

- правила составления текста по опорным словам;

- правила деления слова на слоги;

- правила переноса слов

Уметь:

- выделять звуки из слова, характеризовать гласные звуки, делить слова на слоги, ставить ударение;

- объяснять значение слова;

- читать статью из толкового словаря;

- выбирать букву для обозначения безударного гласного звука;

- находить в тексте однокоренные слова;

- определять количество слогов в слове;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- составлять предложения и схемы к ним;

- видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания.












Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений.

Каллиграфия.

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыков написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

153. Что мы знаем о предлогах и предложении.

С.33 р.т. С.55-57 уч.

154. Повторяем правила оформления предложений на письме.

С.34 р.т. С. 58-59 уч.

155. Повторяем правила оформления предложений на письме.

С.34 р.т. С. 58-59 уч.

32 неделя


156. Повторяем правила оформления предложений на письме.

157. Повторяем правила оформления предложений на письме.

158. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

С.35 р.т.

159. Анализ работ и коррекция знаний

С.39 р.т. С.60 уч.

160. Чему мы научились за год

С.36-37 р.т.

33 неделя


161. Повторение изученного материала.

IV. Повторение. (4 часа).

162-165 Повторение изученного в течение всего года.

Резервные уроки.



Звуки, буквы, слоги, ударение. Слог, слово, предложение, текст. Части речи.








Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

по русскому языку


Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, тетради на печатной основе).

Примерная программа начального общего образования по русскому языку.

Библиотечный фонд комплектуется на

основе федерального перечня

учебников, рекомендованных

(допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия


Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы

письменных букв).

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося

в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок, в соответствии с тематикой,

определённой в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов,

морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ, указанных

в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и

в цифровой форме).



Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов,

картинок.

Мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук.





Экранно-звуковые пособия


Слайды, соответствующие тематике программ по русскому языку.


Оборудование класса


Ученические столы (двухместные) с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Держатели для схем (магниты).






















Учебно-методическая литература для учителя


Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.; М.: Баласс 2012г

Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 класса

Пособие для учителя

2

Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М.: Баласс 2013г.

Русский язык (первые уроки)

Учебник для 1 класса

3

Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева

М.: Баласс 2013г.

Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»

Рабочая тетрадь по русскому языку

4

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баласс 2013 г.

Слова с непроверяемыми написаниями

Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс

5.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2008. – 400 с.


Сборник программ

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя


Учебная литература для учащихся




Автор, год издания


Название пособий


Вид пособия


1

Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М.: Баласс 2013г.

Русский язык (первые уроки)

Учебник для 1 класса

2

Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева

М.: Баласс 2013г.

Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»

Рабочая тетрадь по русскому языку





hello_html_m4d466bb7.png

Рабочая программа по русскому языку ОС
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" для 1 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Рабочая программа является модифицированной.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

§        развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

§        формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

 – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

 – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1.     развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2.     осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3.     формирование у детей чувства языка;

4.     воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5.     сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Автор Мерзлякова Ирина Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 236
Номер материала 35778
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓