- 29.12.2020
- 347
- 3
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
2 934
методические разработки по литературе
Перейти в каталогМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОНАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЦИВИЛЬСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Согласовано: Зам директора по УВР Утверждаю:
«____» ____________2014 г. Директор школы: /А.Я.Иванов/
Приказ № 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для общеобразовательных учреждений
6 класс, 136 часов.
Базовый уровень
Образовательная программа по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена к учебнику «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А.Быстрова, О.М.Александрова, Т.Ф. Сапронова и др.; под редакцией Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2014 г».
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «КОНАРСКАЯ СОШ» Ильина Н.В.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе Примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, рабочей программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы к учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А.Быстрова, О.М.Александрова, Т.Ф. Сапронова и др.; под редакцией Е.А.Быстровой. _2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2014.», включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации и начинающего новую линию в преподавании русского языка, а также включенного в школьный перечень учебников на 2014-15 учебный год.
В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Обучение русскому языку должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем обеспечить базу для дальнейшего изучения русского языка.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому само-совершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информациоцный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
З а д а ч и предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:
- формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
- усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
- овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
- формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Русский язык – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык – средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.
При составлении рабочей программы внесены следующие изменения:
- изменено количество часов, отведённое на изучение разделов и тем.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
общеобразовательного учреждения
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (неродного) языка в VI классе - 136 часов.
Результаты освоения курса
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание.
В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.
Основными принципами обучения русскому языку в 5—9 классах являются следующие.
Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели формирует речевую деятельность во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности.
В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно коммуникативный подход к обучению русскому языку в школе с родным (нерусским) языком обучения.
Важный принцип обучения русскому языку — учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой — предупреждение интерференции.
Этот принцип реализован в программе при отборе и описании сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.
В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.
Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.
Образовательная программа по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также Примерной программой среднего (полного) общего образования, авторской рабочей программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы к учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой; материале учебника «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А.Быстрова, О.М.Александрова, Т.Ф. Сапронова и др.; под редакцией Е.А.Быстровой. – М.,: Дрофа, 2014 г., включенного в школьный перечень учебников на 2014-15 учебный год.
Содержание учебного предмета
Русский язык в нашей жизни
Речь
I. Текст, его признаки (повторение). Тема и основная мысль текста (повторение). План.
Способы связи предложений в тексте: цепная, параллельная.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Повествование. Передача временной последовательности действий, событий с помощью глаголов и обстоятельств времени. Цепная связь предложений.
* Описание явлений природы, внешности характера человека. Параллельная связь предложений в описании.
* Рассуждение как тип речи. Структура рассуждения.
* Описание с элементами рассуждения. Повествование с элементами описания и рассуждения.
Речь разговорная, книжная.
Стили книжной речи: деловой, научный, язык художественной литературы (общее понятие).
II. Умения: — принимать участие в диалоге на темы, связанные с учебой, трудом, используя различные реплики;
— строить собственное высказывание с учетом цели и адресата речи;
— делить текст на смысловые части, составлять план;
— определять средства связи предложений и частей текста; использовать изученные средства связи предложений в тексте;
— оформлять основные части высказывания;
— соединять части текста в связное целое;
— составлять описания природы, внешности человека с элементами рассуждения;
— составлять повествования с элементами описания и рассуждения;
— составлять разные виды рассуждения (развернутое, краткое);
— различать тексты разговорного и книжного стилей речи.
* Виды речевой деятельности (44 ч)
Умения: — определять значения незнакомых слов по словообразовательным элементам, по контексту, с помощью словаря;
— читать монологические и диалогические тексты; короткие художественные, учебные, научно-популярные тексты;
— читать, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, логическое ударение;
в говорении, аудировании и чтении:
— употреблять основные типы диалогических единств: запрос информации, реакция на запрос, сообщение информации и реакция на сообщение, побуждение к действию и речевая реакция на побуждение;
— составлять развернутые диалоги по предложенным темам и ситуациям;
— развертывать высказывания на основе данного или самостоятельно составленного плана;
— выделять основные части высказывания;
— использовать средства связи предложений в тексте;
— строить тексты, связывая предложения с помощью цепной и параллельной связи;
— связывать предложения в тексте с помощью местоимений, глаголов, наречий, союзов;
в письменной речи:
— передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в письменной форме;
— писать сочинение-повествование с элементами описания, рассуждения;
— составлять сложный план сочинения;
— писать сжатое изложение текста, используя составленный план.
Лексика, фразеология
1. Устаревшие слова. Новые слова. Фразеологизм как единица языка. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.
II. Умения:— находить и определять значение устаревших слов в художественных произведениях; подбирать синонимы к архаизмам;
—
находить неологизмы, появившиеся
в связи с развитием общества, техники, науки, искусства;
—
толковать значение
фразеологизмов;
—
употреблять в речи
фразеологические обороты, учитывая стиль речи;
—
подбирать к фразеологизмам
синонимы, антонимы.
Синтаксис и пунктуация
I. Словосочетание.
Лексическая и синтаксическая сочетаемость слов (повторение). Виды связи слов в
словосочетании.
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения (повторение).
Второстепенные члены предложения (повторение).
II. У м е н и я: — устанавливать с помощью вопросов связь слов в
предложении, сопоставлять словосочетания с управлением, согласованием и примыканием;
—
различать словосочетание и
предложение;
—
находить в предложении главные,
второстепенные члены предложения.
I. Предложение с однородными членами. Интонация и знаки
препинания.
II. Умения: — согласовывать глагол-сказуемое с однородными членами
предложения;
—
интонационно правильно
употреблять в устной речи предложения с однородными членами, ставить знаки
препинания на письме.
I. Простые и сложные предложения. Связь простых предложений в сложном.
Сложное предложение с союзами. Запятая в сложном предложении перед союзами и,
а, но, что, чтобы, потому что и союзными словами что, который.
II. Умения:
—
различать простое предложение с
однородными членами, соединенными одиночным союзом и, и сложное предложение с
союзом и;
—
ставить знаки препинания в
сложном предложении.
I. Предложения с
прямой речью. Их интонация. Знаки препинания.
II. Умения: - правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей перед
словами автора и после них;
—
ставить знаки препинания в
предложениях с прямой речью.
Состав слова. Словообразование. Орфография
I. Состав слова (повторение). Словообразование. Основные способы
словообразования в русском языке. Сложные слова, соединительные гласные о,
е. Сложносокращенные слова. Правописание сложных слов.
II. Умения: — определять
морфемный состав слов;
—
определять значения морфем;
определять способ образования слов;
—
определять значения слов по
словообразовательным элементам;
—
распознавать сложные слова и
определять способ их образования;
—
правильно писать соединительные
гласные о, е в сложных словах;
—
определять и объяснять способы
образования сложносокращенных слов;
—
правильно писать и произносить
сложносокращенные слова. =
I. Правописание
корней. Правописание безударных гласных в корнях слова (повторение).
Чередование о/а, е/и в корне слова. Правописание корней этих слов.
Правописание приставок. Правописание гласных в приставках. Правописание
приставок, оканчивающихся на з (с) (без-/бес-, из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас-).
II. Умения: — правильно писать в корне безударные гласные,
проверяемые и непроверяемые;
—
выделять корни с чередованием
гласных о/а, е/и, правильно писать и произносить слова с этими
чередующимися гласными;
—
правильно писать и произносить
слова с приставками, оканчивающимися на з (с);
—
определять значения слов с
приставками пре- и при-.
—
правильно писать гласные в
приставках пре- и при-.
Морфология
Имя существительное и его употребление в речи
I. Значение и основные грамматические признаки существительного
(повторение).
Способы образования имен существительных. Образование существительных,
обозначающих названия людей по профессии, роду занятий, названия отвлеченных
предметов. Произношение и правописание суффиксов. Образование имен
существительных с помощью уменьшительно-ласкательных, увеличительных,
пренебрежительных суффиксов.
II. Умения: — образовывать
имена существительные с помощью названных суффиксов;
—
употреблять с учетом сферы и
стиля существительные, образованные суффиксальным способом.
1. Склонение существительных (повторение).
Разносклоняемые имена существительные.
Неизменяемые существительные.
Правописание не с именами существительными.
II. Умения:
—
образовывать нужные падежную,
предложнопадежную формы и употреблять их в речи;
—
правильно употреблять в речи
несклоняемые существительные;
—
различать имена существительные с
приставкой не и отрицательной частицей не.
Имя прилагательное и его употребление в речи
I. Значение и грамматические признаки прилагательного (повторение).
Согласование имени прилагательного с именем существительным (повторение).
II. Умения: — определять
по значению и грамматическим признакам имя прилагательное как часть речи;
—
согласовывать в тексте прилагательные
с существительными в роде, числе и падеже.
I. Качественные и относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Их значение, морфологические признаки.
II. Умения: — различать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные, притяжательные прилагательные.
I. Полные и краткие имена прилагательные. Краткие имена
прилагательные. Их морфологические признаки и синтаксические функции.
Образование кратких прилагательных. Изменение по родам и числам. Произношение
кратких прилагательных при изменении их по родам и числам.
II. Умения:
—
правильно образовывать краткие
формы имен прилагательных;
I. Склонение
полных прилагательных с твердой и мягкой основой. Правописание окончаний имен
прилагательных.
II. Умения: — правильно
произносить и писать падежные: окончания прилагательных единственного и
множественного числа.
I. Степени сравнения качественных имен прилагательных.
Сравнительная степень. Ее значение образование. Образование сравнительной
степени, с помощью слов более, менее.
Превосходная степень. Ее значение и образование. Изменение по родам,
числам, падежам прилагательных превосходной степени. Их произношение.
II. Умения: — образовывать
степени сравнения прилагательных, использовать их с учетом стиля речи.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Значение грамматические признаки.
Числительные количественные, порядковые.
II. Умения: — разграничивать
числительные и другие част:
речи со значением числа;
—
разграничивать количественные и
порядковые числительные по значению и вопросам (с к о л ь к о ? к о т о р ы
й?).
I. Количественные числительные, их значение. Разряды количественных числительных Простые, производные и составные количественные числительные. Связь количественных числительных
II. Умения: — различать количественные числительные по
—
правильно произносить и писать
количественные числительные;
—
употреблять в речи числительные в
разных падежных формах;
—
использовать собирательные
числительные в сочетании с существительными, употребляющимися во множественном
числе, с существительными мужского и общего рода, с существительными дети,
ребята, с личными местоимениями;
—
согласовывать в роде числительное
один с существительными;
—
употреблять числительные оба,
обе в сочетании с существительными разных родов.
I. Порядковые числительные. Образование, склонение,
правописание. Согласование порядковых числительных с именами существительными в
роде, числе, падеже.
II. Умения: — ставить
вопросы к порядковым числительным (который? которая? которое? которые?);
—
образовывать порядковые
числительные от простых, производных и составных количественных числительных;
—
согласовывать порядковые
числительные с существительными.
I. Морфологический разбор имени числительного
II.Умения: — производить устный и письменный разбор имени числительного.
—
употреблять краткие
прилагательные в роли сказуемого;
—
правильно произносить краткие
прилагательные при изменении по родам и числам, прилагательные сравнительной,
превосходной степени.
тельных: управление (две книги) и согласование (двух книг). Правописание количественных числительных. Удвоенные согласные в числительных (одиннадцать). Склонение количественных числительных.
Местоимение и его употребление в речи
I. Значение и грамматические признаки местоимения.
Синтаксическая роль местоимений.
Личные местоимения, их склонение. Употребление личных местоимений в
именительном и косвенных падежах. Личное местоимение как средство связи
предложений.
II. Умения: — распознавать
местоимения, различать их по значению;
употреблять личные местоимения в именительном и косвенных падежах;
—
употреблять в речи личные
местоимения в личных, безличных предложениях, диалоге, пересказе с заменой
прямой речи косвенной, а также как средство связи предложений.
I. Возвратное местоимение себя. Отличие его отличных местоимений.
II. Умения: — употреблять
падежные формы возвратного местоимения.
I. Притяжательные местоимения. Значение, склонение.
Употребление личных местоимений З-го лица его, ее, их в роли
притяжательных.
II. Умения: — согласовывать притяжательные местоимения с
существительными в роде, числе и падеже;
—
употреблять формы родительного
падежа личного местоимения З-го лица для обозначения принадлежности.
I. Указательные местоимения. Значение, склонение,
употребление.
II. Умения:
—
употреблять в речи, правильно
произносить и писать падежные формы указательных местоимений.
I. Определительные местоимения, их склонение.
Особенности значения.
II. Умения: — правильно
писать и произносить падежные формы определительных местоимений;
—
употреблять их в речи в соответствии
со значением.
I. Вопросительные и относительные местоимения. Их
значение, склонение, употребление в речи. Разграничение относительных местоимений
и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений.
II. Умения: — разграничивать
вопросительные и относительные местоимения, сходные по звучанию и написанию;
—
употреблять их в различных
падежных формах в устной и письменной речи.
I. Отрицательные местоимения. Их значение, склонение.
II. Умения:
—
употреблять отрицательные
местоимения в различных падежных формах;
—
правильно употреблять и писать
отрицательные местоимения с предлогами;
различать отрицательные местоимения с при- ставками ни- и не- (никого
—
некого, ничего — нечего).
I. Морфологический разбор местоимений.
II. Умения: — производить устный и письменный разбор местоимений.
I. Местоимение как средство устранения тавтологии и
связи предложений в тексте.
II. Умения: — употреблять местоимения в роли главных и
второстепенных членов предложений;
— использовать местоимения как средство связи предложений в тексте.
Глагол и его употребление в речи
I. Значение и морфологические признаки глагола.
Грамматические категории: вид, время, лицо, наклонение. Употребление глагола в
роли сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим (повторение).
Лексико-семантические группы глаголов: глаголы речи, мысли, зрительного и
слухового восприятия, чувства, Ощущения, состояния (повторение).
II. Умения: — распознавать
глаголы, определять их морфологические признаки;
—
употреблять глаголы с учетом их
смыслового значения.
I. Виды глагола. Значение глаголов совершенного и
несовершенного вида. Формальные признаки глагольного вида (повторение). Образование
глаголов совершенного вида с помощью приставок. Образование видов глагола с
помощью суффиксов. Употребление видов глагола в неопределенной форме. Сочетаемость
глаголов совершенного и несовершенного вида (повторение). Вид и время глагола.
II. Умения: — употреблять
в речи конструкции для выражения начала или конца действия;
—
различать глаголы совершенного и
несовершенного вида и правильно употреблять их в речи.
I. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
Чередование согласных при спряжении глагола. Правописание личных окончаний глагола
(повторение). Разноспрягаемые глаголы.
II. Умения:
—
определять спряжение глагола;
—
правильно произносить и писать
личные окончания глаголов 1 и II спряжения;
—
правильно образовывать личные формы
разноспрягаемых глаголов.
I. Переходные и непереходные глаголы. Винительный падеж
существительных без предлога при переходных глаголах. Косвенные падежи
существительных с предлогами и без предлогов при непереходных глаголах. Возвратные
глаголы.
II. Умения:
—
различать переходные и
непереходные глаголы;
—
сочетать переходные глаголы с
существительными в винительном падеже.
I. Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом.
II. Умения: — понимать семантику безличных глаголов;
—
употреблять предложения с
безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми
ситуациями и стилями речи;
—
использовать безличные глаголs при
трансформации личных предложений в безличные.
I. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное
наклонение, значение, образование, употребление, правописание. Интонация повеления.
Условное наклонение, значение, образование, употребление, правописание.
Многозначность и синонимия форм наклонений.
II. Умения: — определять глаголы изъявительного наклонения и правильно употреблять их в речи;
— определять глаголы условного наклонения, правильно образовывать и употреблять их речи;
— интонационно правильно оформлять высказывание, содержащее глагол повелительного наклонения;
— правильно образовывать, писать, употреблять в речи формы повелительного наклонения глагола.
Повторение
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
— с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
|
||
Теоретическое обучение, ч. |
Контрольные работы (диктанты, тестирование) |
Развитие речи |
||||
I. |
Русский язык в нашей жизни |
1 |
- |
- |
1 |
|
II. |
Речь |
11 |
- |
2 |
3 |
|
III. |
Лексика. Фразеология |
7 |
4 |
1 |
2 |
|
IV. |
Синтаксис и пунктуация |
19 |
12 |
1 |
6 |
|
V. |
Состав слова. Словообразование. Орфография |
13 |
9 |
1 |
3 |
|
VI.
|
Морфология |
80 |
55 |
5 |
21 |
|
Имя существительное и его употребление в речи |
12 |
7 |
1 |
4 |
||
Имя прилагательное и его употребление в речи |
14 |
9 |
1 |
4 |
||
Имя числительное |
13 |
10 |
1 |
2 |
||
Местоимение и его употребление в речи |
14 |
10 |
1 |
3 |
||
|
Глагол и его употребление в речи |
27 |
19 |
1 |
8 |
|
VII. |
Повторение. |
4 |
- |
- |
2 |
|
|
Итоговый урок. |
1 |
- |
- |
- |
|
|
Итого |
136 |
80 |
10 |
38 |
|
Национально-региональный компонент по русскому языку в 6 классе НРК
№ урока |
Тема урока |
Содержание НРК |
Материально-техническое обеспечение |
1 |
Русский язык в нашей жизни.
|
Беседа о месте чувашского языка в системе языков Российской Федерации |
Презентация «Чувашия – мой край родной». Учебник русского языка, упр.4,6 |
13 |
Какие слова мы называем устаревшими. |
Устаревшие слова в родном языке |
Учебник русского языка, упр.42 |
14 |
Новые слова в русском языке. Неологизмы. |
Новые слова в родном языке |
Учебник русского языка, упр.43 з.2 |
30 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами в родном языке |
Учебник родного языка |
55 |
Разносклоняемые имена существительные. |
Символика моей республики |
Учебник русского языка, упр.176 |
70 |
Р.р. Рассказ о климате родного края. |
Климат моей республики |
Учебник русского языка, упр.217 з.2 |
74 |
Морфологический разбор имени прилагательного. Р.р. Работа с текстом (описание). |
Перевод чувашской пословицы на русский язык |
Учебник русского языка, упр. |
81 |
Количественные имена числительные. |
Рассказ на чувашском языке с использованием числительных |
Учебник русского языка, упр.261 |
93 |
Возвратное местоимение себя |
Перевод пословиц на родной язык |
Учебник русского языка, упр.292 |
103 |
Р.р. Работа с текстом |
Сказочный герой моего народа |
Учебник русского языка, упр.330 з.6 |
113 |
Спряжение глаголов. |
Мои советы путешествующим по родному краю |
Учебник русского языка, упр.355 з.6 |
120 |
Безличные глаголы |
Безличные глаголы в родном языке |
Учебник русского языка, «Проверьте себя», стр.211 |
132 |
Повторение пройденного |
|
Учебник русского языка, П.. Брейгель «Вавилонская башня» |
Всего 13 уроков |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Содержание учебного материала |
Тип урока |
Материалы и оборудование |
Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся |
Вид и объект текущего контроля |
1 четверть |
|||||
1 |
Русский язык в нашей жизни.Р.р. Устное сочинение «Зачем нужно изучать русский язык?» НРК |
Вводный, урок развития речи |
Высказывания писателей о русском языке |
Знать и понимать, что русский язык – средство межнационального общения; уметь составлять устное высказывание типа рассуждение на заданную тему |
Выразительное чтение, беседа, работа с учебником |
2 |
Р.р. Речь. Текст. Тема и основная мысль текста (повторение). |
Урок развития речи |
|
Знать признаки текста. Уметь доказать, что представленный набор предложений – текст; определять тему текста, основную мысль, уметь составлять собственный текст на заданную тему. |
Вопросы, работа с текстом в учебнике |
3 |
План текста. |
Урок развития речи |
|
Уметь делить текст на смысловые части, составлять план |
Вопросы, пересказ по плану |
4 |
Способы связи предложений в тексте. |
Урок развития речи |
Таблица «Способы связи предложений в тексте» |
Уметь определять способ связи во фрагментах текста, сохранять стилевые и речевые особенности текста при пересказе, составлять небольшой текст с последовательной связью. |
Вопросы, самостоятельная работа по составлению схем, написание сочинения-описания |
5 |
Типы речи. |
Урок развития речи |
Таблица «Типы речи» |
Знать определения типов речи. Уметь различать типы речи, составлять тексты из указанных предложений |
Составление рассказа |
6 |
Разговорная речь. |
Урок развития речи |
Иллюстрации к басне А.Крылова «Слон и Моська» |
Уметь составлять развёрнутые диалоги по предложенным темам и ситуациям |
Вопросы, составление диалогов |
7 |
Книжная речь. |
Урок развития речи |
Таблица «Стили книжной речи» |
Знать и различать стили книжной речи |
Составление текста, пересказ |
8 |
Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка. |
Урок развития речи |
Тексты художественных произведений |
Знать определения эпитета, метафоры, сравнения, олицетворения |
Тест «Изобразительно-выразительные средства языка» |
9-10 |
Р.р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (упр. 36(1-3) |
Урок развития речи |
Репродукция «Золотая осень» И.И.Левитан |
Уметь строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения |
Устное сочинение, работа с текстом |
11 |
Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием. |
Урок контроля |
|
Владеть орфографическими и пунктуационными навыками |
Контрольный диктант с грамм. зад. |
12 |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение орфографии. |
Урок работы над ошибками |
Индивидуальные карточки |
Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь сравнивать и анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ними |
Работа над ошибками, работа по индивидуальным карточкам |
13 |
Лексика и фразеология. Какие слова мы называем устаревшими. НРК
|
Урок усвоения новых знаний |
Иллюстрированный толковый словарь В.Даля |
Знать основные лексические понятия. Уметь пользоваться словарём, находить устаревшие слова в текстах художественной литературы, понимать их назначение и роль в тексте. |
Работа со словарём, работа с текстом, поисковая работа |
14 |
Новые слова в русском языке. Неологизмы. |
Урок усвоения новых знаний |
Использование презентации Словари |
Знать понятие неологизмы, пути пополнения словарного запаса русского языка. Уметь находить неологизмы в текстах упражнений, объяснять лексическое значение слов |
Работа со словарём |
15 |
Что такое фразеологизмы |
Урок усвоения новых знаний |
Презентация. Словарь фразеологизмов русского языка |
Знать, что такое фразеологизмы, понимать значение, их роль обогащения речи.Уметь употреблять фразеологизмы в речи, заменять слова синонимичными им фразеологизмами. |
Работа со словарём |
16 |
Фразеологизмы в нашей речи |
Урок усвоения новых знаний |
Словарь фразеологизмов русского языка |
Уметь употреблять фразеологизмы в речи, заменять слова синонимичными им фразеологизмами. |
Работа со словарём, выполнение заданий |
17-18 |
Р.р. Подробное изложение «Собиратель русских слов» |
Урок развития речи |
Портрет В.Даля |
Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста. |
Подробное изложение |
19 |
Тест по теме «Лексика и фразеология» |
Урок контроля |
Тесты |
Уметь использовать полученные знания по теме, владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля. |
Тест |
20 |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (повторение) |
Урок повторение |
Таблица «Словосочетание» |
Знать определения словосочетания, строение. Уметь различать словосочетание и предложение, вычленять из предложения словосочетания, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении. |
Разбор словосочетания |
21 |
Виды связи слов в словосочетании. Согласование. |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Словосочетание» |
Знать виды связи слов в словосочетании; строение. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид связи по главному слову, самостоятельно строить словосочетания. |
Работа с текстом |
22 |
Управление. |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Словосочетание» |
Знать вид подчинительной связи управление. Уметь определять способ подчинительной связи; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи. |
Проблемные задания |
23 |
Примыкание |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Словосочетание» |
Знать вид подчинительной связи примыкание. Уметь определять способ подчинительной связи; грамотно употреблять словосочетания в речи. |
Самостоятельная работа |
24 |
Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом сказки «Хитрая Ворона и одноухий разбойник» (упр.70, стр. 39) |
Урок развития речи |
- |
Уметь составлять план текста, составлять краткий пересказ текста |
Работа с текстом, разбор слов по составу, краткий пересказ текста |
25 |
Грамматическая основа предложения |
Урок повторение |
Таблица «Предложение» |
Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражение мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. |
Работа с текстом |
26 |
Главные и второстепенные члены предложения |
Урок повторение |
Таблица «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения» |
Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы. |
Выборочный диктант |
27-28 |
Р.Р. Работа с текстом (упр. 71). Составление плана, пересказ. Краткое изложение |
Урок развития речи |
- |
Осмысленно читать, понимать и пересказывать художественный текст, разбивать текст на смысловые части, составлять сложный план, подробно пересказывать содержание прочитанного текста, сохранять в тексте изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности, соблюдать последовательность и связность изложения, передавать содержание. |
Составление плана, пересказ |
29 |
Предложения с однородными членами |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Однородные члены предложения» Презентация |
Знать опознавательные признаки однородных членов предложения. Уметь находить одн.чл. в предложении; правильно соблюдать перечислительную интонации при чтении. |
Синтаксический разбор предложений, схема предложения с о.ч. |
30 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать опознавательные признаки однородных членов предложения; что такое обобщающее слово, роль в речи. Уметь находить одн.члены, правильно расставлять знаки препинания, уметь составлять схемы предложений с однородными членами. |
Тест |
31-32 |
Р.р. Работа с текстом (упр.88, стр.49).План текста. Р.р. Подробное изложение по тексту (упр. 88, стр.49) |
Урок развития речи |
- |
Уметь определять тип речи текста, находить в тексте предложения с однородными членами, составлять схемы предложений с одн.чл. Уметь разбивать текст на смысловые части. Уметь излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. |
Составление схем предложений с о.ч. Составление плана. Определение вида подчинительной связи слов в словосочетании. Написание подробного изложения. |
33 |
Порядок слов в предложении |
Урок усвоения новых знаний |
Индивид.карт. |
Знать особенности предложений с прямым и обратным порядком слов. Уметь находить в тексте предложения с обратным и прямым порядком слов |
Вопросы. Пересказ. |
34 |
Простые и сложные предложения |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Простое предложение», «Сложное предложение» |
Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Уметь различать простые и сложные предложения; определять границы; составлять предложения по указанным схемам. |
Выборочный диктант |
35 |
Предложения с прямой речью |
Урок усвоения новых знаний |
Презентация |
Знать определение понятий «прямая речь», «слова автора». Уметь определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, их схемы. |
Диктант |
36 |
Административный контрольный диктант за 1 четв. |
Урок контроля |
- |
Проверка ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация» |
Контрольный диктант |
2 четверть |
|||||
37 |
Анализ административного контрольного диктанта. Работа над ошибками |
Урок работы над ошибками |
Тесты, индивид.карточки |
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками |
Тест, индивид.задания |
38 |
Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстами на экологическую тему. Подготовка к домашнему сочинению. |
Урок развития речи |
Тексты на экологическую тему |
Уметь собирать материал к сочинению по заданной теме; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать текст |
Составление рассказа |
39 |
Состав слов. Словообразование. Орфография. Состав слова (повторение) |
Урок повторения |
Презентация |
Знать понятие морфема, виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Уметь производить разбор слова по составу |
Опрос. Выборочный диктант |
40 |
Как образуются слова в русском языке |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Способы образования слов» |
Знать основные способы образования слов; лексическое значение приставок, суффиксов. Уметь определять способ образования слова; производить словообразовательный разбор |
Словарный диктант |
41 |
Сложные слова |
Урок усвоения новых знаний |
/-/ |
Знать основные способы образования слов. Уметь распознавать сложные слова и определять способ их образования, образовывать сложные слова разными способами, писать сложные слова слитно или через дефис, правильно писать слова с корнем -пол |
Тест «Проверь себя» |
42 |
Р.р. Составление рассказа «Памятный день» (упр. 122) |
Урок развития речи |
- |
Знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказ). Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданной темой |
Составление рассказа |
43 |
Правописание безударных гласных в корне |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Правописание гласных в корне слова» http://shopedu.ru |
Знать способы проеврки безударных гласных. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами |
Словарный диктант |
44 |
Правописание корней с чередованием о//а, е//и |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Правописание гласных в корне слова» |
Знать перечень корней с чередованием гласных. Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять их; работа со словарём, подбирать примеры с изученными орфограммами |
Индивид.карточки |
45 |
Правописание корней с чередованием о//а, е//и |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Правописание гласных в корне слова» |
Знать перечень корней с чередованием гласных. Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять их; работа со словарём, подбирать примеры с изученными орфограммами |
Тест |
46 |
Правописание приставок |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Правописание приставок» |
Знать о роли приставок; написание неизменяемых приставок. Уметь правильно выделять приставки в словах и находить в них орфограммы, запомнить правописание некоторых приставок. |
Выборочный диктант |
47 |
Правописание приставок Творческий диктант. |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица «Правописание приставок» |
Знать условия выбора буквы в приставках на з-с. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме. |
Тест |
48-49 |
Р.р.Работа с текстом. Составление плана. Пересказ (упр. 140). |
Урок развития речи |
- |
Продолжить формировать умение работы с текстом, выделение ярких деталей при описании и составление собственного текста по образцу |
Составление плана. Пересказ. |
Р.р. Сочинение о смелом поступке. |
Урок развития речи |
- |
Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. |
Сочинение . |
|
50-51 |
Проверочный диктант по теме «Словообразование» |
Урок контроля |
- |
Знать и уметь применять орфографические правила. |
Проверочный диктант |
Анализ диктанта . Работа над ошибками. |
Урок работы над ошибками |
- |
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками |
Работа над ошибками. Тест. |
|
52 |
Морфология. Имя существительное как часть речи (повторение) |
Урок-повторение |
Презентация |
Уметь определять часть речи, морфологические признаки. Знать синтаксическую роль |
Устный опрос |
53 |
Как образуются имена существительные |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова, пользоваться словообразовательными словарями. |
Словарный диктант |
54 |
Склонение имён существительных (повторение) |
Урок повторения |
Таблица |
Знать способы определения склонения сущ.Уметь определять тип склонения сущ.; определять падеж сущ. с помощью падежных вопросов, правильно писать падежные окончания. |
Выборочный диктант |
55 |
Разносклоняемые имена существительные. НРК |
Урок усвоения новых знаний |
Презентация |
Знать основные морфологические признаки имени существительного. Уметь склонять существительные на –мя; употреблять несклоняемые существительные. |
Составление устного развёрнутого ответа |
56-57 |
Р.р. Анализ текста (упр. 176). Рассуждение. |
Урок развития речи |
|
Знать особенности текста рассуждения, воспринимать исходный текст на слух, выделять главную информацию, уметь высказать свою мысль устно и письменно. |
Работа с текстом |
58 |
Неизменяемые имена существительные |
Урок усвоения новых знаний |
Презентация |
Знать, что большинство неизменяемых существительных – заимствованные слова. Уметь правильно употреблять неизменяемые имена существительные в косвенных падежах. |
Творческая работа |
59 |
Правописание не с именами существительными |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Уметь разграничивать Не – приставку и НЕ – часть корня, правильно писать НЕ с существительными, использовать в речи существительные-синонимы с не и без не |
Словарный диктант |
60 |
Морфологический разбор имени существительного Упражнения для закрепления по теме «Имя существительное». Тест |
Урок-закрепление |
Схема морфологического разбора имени существительного |
Знать и уметь производить морфологический разбор имени существительного |
Тест Устный опрос |
61 |
Р.р. Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» |
Урок развития речи |
Презентация |
Знать особенности пейзажа как жанра живописи (значение композиции и цвета в пейзаже); уметь составлять текст сочинения по изображённому на картине, владеть устной и письменной речью. |
Сочинение |
63 |
Административный контрольный диктант за 2 четверть |
Урок контроля знаний |
|
Знать и уметь применять орфографические и пунктуационные правила на письме. |
Контрольный диктант |
64 |
Анализ диктанта. Имя прилагательное как часть речи (повторение) |
Работа над ошибками Урок повторения |
Картинки с предметами |
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками Знать морфологические признаки, синтаксическую роль прилагательных. Уметь находить прилагательное в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных. |
Устный опрос Составление описания |
3 четверть |
|||||
65-66 |
Разряды имён прилагательных по значению |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать разряды мён прилагательных, их значение. Уметь отделять разряды имён прилагательных; подчёркивать их как члены предложения. |
Устный тест Чтение по ролям |
67 |
Правописание окончаний имён прилагательных |
Урок усвоения новых знаний |
Примеры стихов о природе |
Знать правописание окончаний прилагательных. Уметь находить существительное, к которому относится прилаг., различать прилагательные в единственном и множественном числе. Правильно писать окончания прилагательных. |
Творческая работа Выразительное чтение стихов |
68 |
Степени сравнения имён прилагательных |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать о степенях сравнения имён прилагательных. Уметь актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных |
Составление предложений |
69 |
Сравнительная степень имён прилагательных |
Урок усвоения новых знаний |
Презентация |
Знать формы сравнительной степени мён прилагательных. Уметь определять степени сравнения имён прилагательных по суффиксам |
Составление устного доклада о прилагательном Конструирование предложений |
70 |
Р.р. Рассказ о климате родного края. НРК |
Урок развития речи |
|
Уметь составлять короткий рассказ по опорным словам |
Составление рассказа |
71 |
Превосходная степень имён прилагательных |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать способы образования превосходной степени имён прилагательных. Уметь образовывать формы превосходной степени имён прилагательных при помощи суффиксов |
Заполнение таблицы Корректирующая работа |
72-73 |
Краткие и полные имена прилагательные |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Уметь различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. |
Словарный диктант |
74 |
Морфологический разбор имени прилагательного. Р.р. Работа с текстом (описание). НРК
|
Урок-закрепление Урок развития речи |
Схема морф. разбора имени прилагательного |
Знать и уметь производить морфологический разбор имени прилагательного. уметь |
Запись по диктовку Анализ текста описания |
75-76 |
Р.р. Сочинение-описание «Русская зима» (упр.233) |
Урок развития речи |
Презентация |
Знать структуру сочинения-описания. Уметь самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст |
Написание сочинения |
77 |
Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» |
Урок контроля |
|
Проверка орфографических и пунктуационных навыков. |
Проверочный диктант |
78 |
Анализ проверочного диктанта.
Что такое имя числительное |
Работа над ошибками Урок усвоения новых знаний |
Презентация |
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками Знать основные морфологические признаки числительного, его общее значение, синтаксическую роль в предложении.Уметь находить числительные в тексте; правильно читать числительные, употреблять их в речи. |
Чтение текста и отдельных предложений с числительными |
79 |
Разряды числительных по значению |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать разряды числительных Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять разряд и падежные формы. |
Диктант |
80 |
Имена числительные по составу Словарный диктант. |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать признаки простых, сложных и составных числительных. Уметь различать простые, сложные и составные числительные; составлять словосочетания и предложения; определять падежи числительных. |
Словарный диктант |
81 |
Количественные имена числительные. НРК |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать разряды количественных числительных. Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять разряд и падежные формы. |
Творческая работа |
82 |
Склонение количественных имён числительных один, два, три, четыре |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного |
Работа по таблице |
83 |
Склонение количественных имён числительных сорок, девяносто, сто; пять - двадцать, тридцать и пятьдесят - восемьдесят |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного |
Составление предложений |
84 |
Склонение количественных имён числительных двести, триста, четыреста и все числительные на -сот |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного |
Самостоятельная работа |
85 |
Склонение дробных и собирательных имён числительных |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать особенности склонения количественных имён числительных Уметь определять падеж имени числительного |
Словарный диктант |
86 |
Порядковые имена числительные |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложные прилагательные , в состав которых входит числительное. Уметь разграничивать разряды числительных, использовать их в речи |
|
87 |
Морфологический разбор имени числительного |
Урок-закрепление |
Схема морф.разбора числительного |
Знать и уметь производить морфологический разбор числительного |
Устный опрос Морфологический разбор Тест |
88-89 |
Р.р. Сочинение-описание «Наш класс»(стр. 146) |
Урок развития речи |
|
Знать стилевые черты текста описание. Уметь создавать описание на основе увиденного; составлять план; высказывать свои мысли в письменной форме. |
Написание сочинения-описания |
90 |
Контрольный словарный диктант |
Урок контроля знаний |
|
Контроль ЗУН по теме «Числительное» |
|
91 |
Что такое местоимение |
Урок усвоения новых знаний |
Презентация |
Знать о соотнесённости местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте. Уметь находить местоимения в тексте и определять их роль, правильно употреблять в речи. |
Устный опрос |
92 |
Личные местоимения |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль, особенности их склонения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений |
Работа с текстом Устный опрос |
93 |
Возвратное местоимение себя. НРК |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимении себя Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме; употреблять в составе фразеологизмов. |
Письменная работа |
94 |
Притяжательные местоимения |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать притяжательные местоимения, их склонение. Уметь различать личные местоимения от притяжательных; исправлять речевые ошибки, характерные для нац.школ |
Устный опрос Выборочный диктант |
95-96 |
Р.р. Краткое изложение (упр.297) |
Урок развития речи |
|
Знать структуру краткого изложения повествовательного текста, составление плана. Уметь излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. |
Составление плана текста Пересказ по плану |
97 |
Указательные местоимения |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи; о написании союза зато и местоимения с предлогом за то. Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте. |
Письменная работа |
98 |
Определительные местоимения |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать об определительных местоимениях, их употреблении в речи, их морфологических признаках; синтаксической роли. Уметь находить в тексте определительные местоимения; различать определительные местоимения и составной превосходной степени прилагательного. |
Самостоятельная работа Устный опрос |
99 |
Вопросительные и относительные местоимения |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать вопросительные местоимения, их значение в речи. Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учётом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями. |
Устный опрос Письменная работа |
100 |
Неопределённые местоимения |
Урок усвоения новых знаний |
Презентация |
Знать об отличительных признаках неопределённых местоимений, образовании, написании. Уметь находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль; написание не |
Устный опрос Выполнение упражнений |
101 |
Отрицательные местоимения |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения. Уметь распознавать приставки не- и ни- ; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. |
Выполнение упражнений Работа с текстом |
102 |
Морфологический разбор местоимения. Тест |
Урок-закрепление |
Схема морфологического разбора местоимения |
Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения |
Тест |
103 |
Р.р. Работа с текстом (упр.321) НРК
|
Урок развития речи |
|
Знать и уметь определять тему, основную мысль текста; уметь составлять план и пересказывать по плану с изменением лица. |
Анализ текста |
104 |
Административный контрольный диктант за 3 четверть по теме «Местоимение» |
Урок контроля знаний |
|
Проверка ЗУН по теме «Местоимение» |
Контрольный диктант |
4 четверть |
|||||
105 |
Анализ контрольного диктанта. Что обозначают глаголы (повторение) |
Работа над ошибками
Урок - повторение |
Презентация |
Уметь классифицировать ошибки и производить работу над ними. Знать основные признаки глагола, отличать глаголы от других слов со значением действия. Уметь определять известные морфологические признаки глаголов |
Выполнение упражнений Устный опрос |
106 |
Как узнать вид глагола |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола. Уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи. |
Устный опрос Выполнение упражнений Работа по таблице |
107 |
Глаголы совершенного вида с приставками |
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать отличие глаголов совершенного вида. Уметь образовывать глаголы совершенного. Составлять с ними предложения. |
Выполнение упражнений Выборочный диктант |
108 |
Как определить вид глагола по суффиксам |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать виды глаголов. Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. |
Работа с текстом Устный опрос |
109 |
Употребление видов глагола в неопределённой форме |
Урок усвоения новых знаний |
Индивид. карточки |
Знать правила употребления видов глагола в неопределённой форме. Уметь использовать глаголы несовершенного вида в речи |
Словарный диктант |
110 |
Вид и время глаголов |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать о взаимосвязи вида и времени глаголов Уметь изменять глаголы по времена и правильно употреблять их в речи |
Работа с таблицей, Выполнение упражнений |
111-112 |
Р.р.Подготовка и написание краткого изложения с элементами сочинения(упр.347). Работа с текстом. |
Урок развития речи |
|
Знать особенности написания краткого изложения, воспринимать исходный текст на слух, вычленять структурные части исходного текста. Уметь сжимать информацию и оформлять её в письменной форме, придумывать концовку текста. |
Работа с текстом Пересказ
|
113-114 |
Спряжение глаголов. Тест. НРК
|
Урок усвоения новых знаний |
Таблица |
Знать спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола; знать таблицу глаголов второго спряжения. |
Выполнение упражнений Тест |
115 |
Переходные и непереходные глаголы |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать определения переходных и непереходных глаголов. Уметь определять принадлежность глаголов к переходным/ непереходным |
Устный опрос Выполнение упражнений |
116 |
Возвратные глаголы |
Урок усвоения новых знаний |
|
Определять возвратность глагола, используя постфикс -ся (сь); разбирать возвратные глаголы по составу; использовать возвратные глаголы в устной и письменной речи, |
Творческий диктант |
117 |
Правописание –тся и –ться в глаголах |
Урок усвоения новых знаний |
Индивид. карточки |
Знать основные правила орфографии Уметь различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола |
Устный опрос Словарный диктант |
118-119 |
Р.р.Сочинение по картине К.Ф. Юона «Пейзаж с лыжниками» или «Зимнее солнце» |
Урок развития речи |
|
Знать структуру сочинения описания по картине. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану |
Сочинение по картине |
120 |
Безличные глаголы. НРК |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления. Уметь определять безличные глаголы в речи |
Выполнение упражнений Опрос |
121 |
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. |
Урок усвоения новых знаний |
Индивид. карточки |
Знать о наклонении глаголов; изменении глаголов изъявительного наклонения. Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения; употреблять времена, соответствующие речевой ситуации.
|
Работа с текстом |
122-123 |
Р.р. Подготовка и написание сжатого изложения «Солнце с белыми лучами» |
Урок развития речи |
|
Знать особенности сжатого изложения. Уметь определять тему, основную мысль текст; грамотно использовать диалог в изложении. Уметь писать сжатое изложение; грамотно использовать диалог в изложении. |
Составление плана Пересказ |
124 |
Условное наклонение |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать, как образуются и изменяются формы условного наклонения, что обозначают. Уметь находить глаголы условного наклонения. |
Устный опрос Словарный диктант |
125 |
Повелительное наклонение |
Урок усвоения новых знаний |
Индивид. карточки |
Знать о понятии повелительного наклонения; значение, образование, изменение, употребление форм глаголов; предложения побудительные. Уметь писать глаголы в повелительном наклонении. |
Работа с текстом |
126 |
Правописание глаголов повелительного наклонения. |
Урок усвоения новых знаний |
|
Знать о понятии повелительного наклонения Уметь грамотно использовать орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения» |
Словарный диктант |
127 |
Морфологический разбор глагола. Тест. |
Урок-обобщение |
Схема морфологического разбора глагола. |
Знать порядок морфологического анализа глагола. Уметь правильно применять полученные знания, производить морфологический разбор глагола. |
Устный опрос Тест |
128-129 |
Р.р. Работа с текстом (упр.411). Сочинение на тему «Как я вчера боролся с ленью» или «Как нужно бороться с ленью». |
Урок развития речи |
|
Знать признаки текста, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора |
Сочинение |
130 |
Упражнения для закрепления по теме «Глагол». |
Урок -закрепление |
Тесты |
Знать основной блок орфограмм глаголов. Уметь правильно использовать полученные знания |
Устный опрос, тест |
131 |
Итоговый контрольный диктант. |
Урок контроля знаний |
|
Владеть орфографическими и пунктуационными навыками |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
132-136 |
Повторение пройденного. НРК |
Уроки закрепления изученного |
Карточки |
Знать изученный в течение года материал |
Синтаксические пятиминутки |
Приложение
Текст изложения
Солнце с белыми лучами
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:
- Мама, мы нашли странный цветок!
- Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран,
где растет
много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
- Это ромашка, - тихо сказала бабушка,
- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?
- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много.
Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось,
что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я
провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой
сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От
детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый,
кто проходил мимо.
- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:
- Срывали просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:
- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.
(По Ю. Яковлеву. )
В нашем каталоге доступно 70 414 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная рабочая программа по русскому языку для школ с родным (не русским) языком обучения составлена на основе Примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, рабочей программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы к учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника «Русский язык. 6 клас с: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А.Быстрова, О.М.Александрова, Т.Ф. Сапронова и др.; под редакцией Е.А.Быстровой. _2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2014.», включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации и начинающего новую линию в преподавании русского языка, а также включенного в школьный перечень учебников на 2014-15 учебный год/
6 626 445 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Валентина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.