Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат.Челнинская
основная общеобразовательная школа»
Менделеевского
муниципального район РТ
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
на совещании
при директоре Директор школы_________М.П.
Яковлев
Протокол заседания №
___ Приказ № ________
«_____» ____________ 201__
г. «____» _____________ 201__
г.
Рабочая
программа
по русскому
языку
«РОДНОЙ
РУССКИЙ ЯЗЫК»
для 2 – 4
классов
уровень
повышенный
Автор: Сандакова
Т.В.,
учитель
начальных классов
МБОУ
«Тат.Челнинская ООШ»
I кв.категории
с. Татарские
Челны
2014 – 2015
учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА…………………………………………………………….3
II. УЧЕБНО
– ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………….6
III. СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА………………………………………………………………...…….7
IV. ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………… 9
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………...11
VI. ИНФОРМАЦИОННЫЙ
МАТЕРИАЛ……………………………………………….............13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык - это средство общения людей, орудие
формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых
знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель
данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта
ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный
школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно
создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе
обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Данный курс соответствует программе для
учащихся 1-4 классов ОУ с русским языком обучения «Углубленное изучение
русского языка как родного в начальной школе» и рекомендован Управлением
развития общего среднего образования Министерства образования Российской
Федерации для учителей начальных классов.
Цель
занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и
сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать
у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития
школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку.
Языковой
материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных
особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского
литературного языка, сохранению его чистоты, выразительности, уникальности
родного слова, пробуждения интереса и стремления к его изучению. Изучение
орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует
навыки грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры
человека.
Данная
рабочая программа составлена на основании следующих документов:
-
Письмо МОиН РТ № 2744/14 от 25.02.2014 г.
-
Письмо МУ «Управление образования Исполнительного комитета Менделеевского
муниципального района Республики Татарстан» № 154 от 27.02.2014 г.
-
Приказ по школе № ___ от «___»___. 2014 г.
Занятия должны способствовать решению
задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций,
стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов
и потребностей младших школьников.
Ход занятий выстроен следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности
учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Выполнение заданий
проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки,
игры-задачи и так далее).
4) Закреплением темы является выполнение
теста.
Место предмета в
учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Количество часов в неделю – 1.
Ценностные
ориентиры содержания курса «Русский язык»
·
Ведущее место предмета
«Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык
является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского
народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального
самосознания.
·
В процессе изучения русского
языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,
понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
·
Русский язык является для
учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют
результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностными результатами изучения курса «Родной русский язык» во 2 – 4 классах являются
формирования следующих умений:
· самоопределение -
система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая
его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи
сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
· смыслообразование и
нравственно-этическая ориентация - организация участия
детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника
помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные
задачи.
·
умения школьников
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения владеть
важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а
также детей между собой);
·
формирование
ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить
окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и
обычном) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых затрагиваются
нравственно-этические и экологические проблемы.
·
формирование опыта
нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта
"индивидуальных примерок": воспитание способности каждый раз все
ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется
с помощью вопросов и заданий, цель которых опереться на социальный
и личностный опыт ребёнка.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
·
устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·
положительной адекватной
дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли «хорошего ученика»;
·
морального сознания на
конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта
позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
В области познавательных УУД (общеучебных) обучающийся научится:
·
работать с разными видами
информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы,
учебными словарями;
·
анализ и интерпретация
информации;
·
применение и представление
информации;
формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и
различное.
В области коммуникативных
УУД обучающийся должен уметь:
·
в рамках инициативного
сотрудничества: работать с
соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять
свою часть работы,
·
в рамках коммуникации
как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек
зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
осуществлять взаимопроверку
выполненной работы;
·
выполнять работу по цепочке;
·
использовать правила, таблицы,
модели для подтверждения своей позиции.
В области регулятивных
УУД:
·
контроль и самоконтроль
учебных действий;
·
самоконтроль процесса и
результатов деятельности.
(Обучающийся научится
понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или
того решения, с которым он соглашается;
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
·
проверять выполненную работу,
используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над
ошибками.
УЧЕБНО –
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Название раздела
|
Количество
часов
|
1
|
Слово и предложение
|
2 ч
|
2
|
Фонетика и орфоэпия
|
3 ч
|
3
|
Графика
|
3 ч
|
4
|
Лексика
|
2 ч
|
5
|
Состав слова (морфемика)
|
4 ч
|
6
|
Орфография и пунктуация
|
20 ч
|
|
Итого:
|
34 часа
|
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
Слово и предложение (2 ч)
Восприятие слова как
объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и
предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Фонетика и орфоэпия (3 ч.)
·
Различение гласных и согласных
звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости -
мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный
ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный
звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение,
произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор
слова.
Графика (3 ч.)
·
Различение звуков и букв. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ь и ъ знаков.
·
Установление соотношения
звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в
словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в
словах с непроизносимыми согласными.
·
Использование небуквенных
графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.
·
Знание алфавита: правильное
название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе
со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (2 ч.)
·
Понимание слова как единства
звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление
об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном
значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и
антонимов.
Состав слова (морфемика) (4
ч.)
·
Овладение понятием
«родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах
с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении
суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и
приставок. Разбор слова по составу.
Орфография и пунктуация (20
ч.)
Формирование
орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического
словаря.
Применение
правил правописания:
·
сочетания жи-ши,
ча-ща, чу-щу;
·
сочетания чк-чн,
чт, щн;
·
перенос слов;
·
прописная буква в начале
предложения, в именах собственных;
·
проверяемые безударные гласные
в корне слова;
·
парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
·
непроизносимые согласные.
·
непроверяемые гласные и
согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
·
гласные и согласные в
неизменяемых на письме приставках;
·
разделительные ъ и ь;
·
мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
·
безударные падежные окончания
имен существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье,
-ия, -ов, -ин);
·
безударные окончания имен
прилагательных;
·
раздельное написание предлогов
с личными местоимениями;
·
не с глаголами;
·
мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (пишешь, учишь);
·
мягкий знак в глаголах в
сочетании –ться;
·
безударные личные окончания
глаголов;
·
раздельное написание предлогов
с другими словами;
·
знаки препинания в конце
предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
·
знаки препинания (запятая) в
предложениях с однородными членами.
ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ:
1)
сформированность первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2)
понимание обучающимися того, что язык
представляет собой явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3)
сформированность позитивного отношения к
правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
4)
владение первоначальными представлениями о
нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач;
5)
владение учебными действиями с языковыми
единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических
и коммуникативных задач.
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
различать, сравнивать,
кратко характеризовать:
·
парные и непарные по твердости
– мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные
звуки;
·
предложения по цели
высказывания;
·
предложения с восклицательной
и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
·
лексическое значение слова в
толковом словаре;
·
части слова: корень, суффикс,
приставку.
решать учебные и
практические задачи:
·
делить слова на слоги;
·
использовать алфавит при
работе со словарями и справочниками;
·
проверять собственный и
предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные
ошибки;
·
исправлять деформированный
текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила
правописания:
·
парные звонкие и глухие согласные
в корнях слов;
·
непроизносимые согласные;
·
непроверяемые гласные и
согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
·
разделительные твердый и
мягкий знаки;
Ученик получит
возможность научиться:
·
различать однозначные и
многозначные слова;
·
наблюдать за использованием в
тексте слов в переносном значении и омонимов;
·
подбирать синонимы для
устранения повторов в тексте;
·
подбирать антонимы для точной
характеристики предметов при их сравнении;
·
наблюдать за использованием в
текстах устаревших слов и фразеологизмов;
·
подбирать примеры слов с
определенной орфограммой;
·
определять по предложенным
заголовкам содержание текста;
·
соблюдать нормы современного
русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
проведения
|
План
|
Факт
|
СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(2 ч)
|
1
|
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
|
1
|
04.09
|
|
2
|
Различение слова и предложения. Знаки препинания в конце
предложения.
|
1
|
11.09
|
|
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ (3 ч.)
|
3
|
Различение гласных и
согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
|
1
|
18.09
|
|
4
|
Мягкие и твердые
согласные звуки, определение парных и непарных по твердости - мягкости
согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуков, определение парных и
непарных по звонкости и глухости согласных звуков.
|
1
|
25.09
|
|
5
|
Слог. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
|
1
|
02.10
|
|
ГРАФИКА (3 ч.)
|
6
|
Звуки и буквы. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ь и ъ знаков.
|
1
|
09.10
|
|
7
|
Йотированные
гласные е, ё, ю, я.
Слова
с непроизносимыми согласными.
|
1
|
16.10
|
|
8
|
Знание
алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
|
1
|
23.10
|
|
ЛЕКСИКА (2 ч.)
|
9
|
Представление
об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова.
|
1
|
30.10
|
|
10
|
Синонимы и антонимы.
|
1
|
13.11
|
|
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА) (4 ч.)
|
11
|
Однокоренные слова
|
1
|
20.11
|
|
12
|
Представление о значении
суффиксов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
|
1
|
27.11
|
|
13
|
Представление о значении приставок.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
|
1
|
04.12
|
|
14
|
Разбор слова по составу.
|
1
|
11.12
|
|
ОРФОГРАФИЯ И
ПУНКТУАЦИЯ (21 ч.)
|
15
|
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
|
1
|
18.12
|
|
16
|
Сочетания чк-чн, чт, щн.
|
1
|
25.12
|
|
17
|
Перенос слов.
|
1
|
15.01.
|
|
18
|
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
|
1
|
22.01
|
|
19
|
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
|
1
|
29.01
|
|
20
|
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
|
1
|
05.02
|
|
21
|
Непроизносимые согласные.
|
1
|
12.02
|
|
22
|
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов).
|
1
|
19.02
|
|
23
|
Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках.
|
1
|
26.02
|
|
24
|
Разделительные ъ и ь.
|
1
|
05.03
|
|
25
|
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь,
рожь, мышь).
|
1
|
12.03
|
|
26
|
Безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).
|
1
|
19.03
|
|
27
|
Безударные окончания имен прилагательных.
|
1
|
02.04
|
|
28
|
Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
|
1
|
09.04
|
|
29
|
Не с глаголами.
|
1
|
16.04
|
|
30
|
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица
единственного числа (пишешь, учишь).
|
1
|
23.04
|
|
31
|
Мягкий знак в глаголах в сочетании –ться.
|
1
|
30.04
|
|
32
|
Безударные личные окончания глаголов.
|
1
|
07.05
|
|
33
|
Раздельное написание предлогов с другими словами.
|
1
|
14.05
|
|
34
|
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
|
1
|
21.05
|
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Содержание
программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям
1.
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и
науки РФ. — М.: Просвещение, 2011.
2.
Вербицкая Л.А. Давайте говорить
правильно: Науч.-попул. – М.: Высш.шк., 1993. – 144 с.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.:
Просвещение, 2011.
4. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 2 кл.
Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. — 2-е изд. — М.:Просвещение,
2012.
5. Русский
язык и культура речи: Учебное пособие / Под редакцией проф. В.И.Максимова.- М.:
Гардарики, 2006.
6. Учим
русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 классы.
– М.: 5 за знания, 2008.
7. Углубленное
изучение русского языка как родного в начальной школе: Программа для учащихся
1 – 4 классов ОУ с русским языком обучения / Авт. – сост. Л.Н. Голайденко. –
Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007.
Интернет - источники
1. www.mon.gov.ru
2. www.standart.edu.ru
3. www.ed.gov.ru
4. www.prosv.ru
5. www.school.edu.ru
6. www.school-collection.edu.ru
7. wwwprosv.ru
8. www.school-russia.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.