Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку (дополнительный рус.язык) в начальных классах

Рабочая программа по русскому языку (дополнительный рус.язык) в начальных классах



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат.Челнинская основная общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального район РТ





ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на совещании при директоре Директор школы_________М.П. Яковлев

Протокол заседания № ___ Приказ № ________

«_____» ____________ 201__ г. «____» _____________ 201__ г.









Рабочая программа

по русскому языку

«РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

для 2 – 4 классов

уровень повышенный





Автор: Сандакова Т.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Тат.Челнинская ООШ»

I кв.категории







с. Татарские Челны

2014 – 2015 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………….3

  2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………….6

  3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА………………………………………………………………...…….7

  4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………… 9

  5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………...11

  6. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ……………………………………………….............13









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Данный курс соответствует программе для учащихся 1-4 классов ОУ с русским языком обучения «Углубленное изучение русского языка как родного в начальной школе» и рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.

Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка, сохранению его чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждения интереса и стремления к его изучению. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.

Данная рабочая программа составлена на основании следующих документов:

- Письмо МОиН РТ № 2744/14 от 25.02.2014 г.

- Письмо МУ «Управление образования Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан» № 154 от 27.02.2014 г.

- Приказ по школе № ___ от «___»___. 2014 г.


Занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.


Ход занятий выстроен следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

4) Закреплением темы является выполнение теста.


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

Количество часов в неделю – 1.


Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

  • Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

  • В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

  • Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностными результатами изучения курса «Родной русский язык» во 2 – 4 классах являются формирования следующих умений:

  • самоопределение - система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на  оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

  • смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - организация участия  детей в действиях интриги, ориентирующей  младшего школьника помогать  героям  интриги с  целью решить интеллектуальные задачи.

  • умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой);

  • формирование ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное  в привычном и обычном) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых затрагиваются нравственно-этические и экологические проблемы.

  • формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта "индивидуальных примерок": воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых опереться на социальный и личностный опыт ребёнка.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

В области познавательных УУД (общеучебных) обучающийся научится:

  • работать с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы, учебными словарями;

  • анализ и интерпретация информации;

  • применение и представление информации;

формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

В области коммуникативных УУД  обучающийся  должен уметь:

  • в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы,

  • в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке;        

  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции.

В области регулятивных УУД:

  • контроль и самоконтроль учебных действий;

  • самоконтроль процесса и результатов деятельности.

(Обучающийся научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.




УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п 

Название раздела

Количество часов

1

Слово и предложение

2 ч

2

Фонетика и орфоэпия

3 ч

3

Графика

3 ч

4

Лексика

2 ч

5

Состав слова (морфемика)

4 ч

6

Орфография и пунктуация

20 ч

 

Итого:

34 часа







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Слово и предложение (2 ч)

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Фонетика и орфоэпия (3 ч.)

  • Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение,  произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика (3 ч.)

  • Различение звуков и букв. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков.

  • Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

  • Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

  • Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика (2 ч.)

  • Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении словаНаблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика) (4 ч.)

  • Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Орфография и пунктуация (20 ч.)

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

 Применение  правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; 

  • сочетания чк-чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные.

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные окончания имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ:

  1. сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. владение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  5. владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

  • предложения по цели высказывания;

  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • части слова: корень, суффикс, приставку.


решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • разделительные твердый и мягкий знаки;


Ученик получит возможность научиться:

  • различать однозначные и многозначные слова;

  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 ч)

1

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

1

04.09


2

Различение слова и предложения. Знаки препинания в конце предложения.

1

11.09


ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ (3 ч.)

3

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1

18.09


4

Мягкие и твердые согласные звуки, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков.

1

25.09


5

Слог. Ударение.  Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

1

02.10


ГРАФИКА (3 ч.)

6

Звуки и буквы. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков.

1

09.10


7

Йотированные гласные е, ё, ю, я.

Слова с непроизносимыми согласными.

1

16.10


8

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

1

23.10


ЛЕКСИКА (2 ч.)

9

Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова

1

30.10


10

Синонимы и антонимы.

1

13.11


СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА) (4 ч.)

11

Однокоренные слова

1

20.11


12

Представление о значении суффиксов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов

1

27.11


13

Представление о значении приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. 

1

04.12


14

Разбор слова по составу.

1

11.12


ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ (21 ч.)

15

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

18.12


16

Сочетания чк-чн, чт, щн.

1

25.12


17

Перенос слов.

1

15.01.


18

Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

1

22.01


19

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

29.01


20

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

1

05.02


21

Непроизносимые согласные.

1

12.02


22

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов).

1

19.02


23

Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках.

1

26.02


24

Разделительные ъ и ь.

1

05.03


25

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь).

1

12.03


26

Безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

1

19.03


27

Безударные окончания имен прилагательных.

1

02.04


28

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

1

09.04


29

Не с глаголами.

1

16.04


30

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (пишешь, учишь).

1

23.04


31

Мягкий знак в глаголах в сочетании –ться.

1

30.04


32

Безударные личные окончания глаголов.

1

07.05


33

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

14.05


34

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

1

21.05










ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011.

  2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Науч.-попул. – М.: Высш.шк., 1993. – 144 с.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011.

4. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 2 кл. Учебник  для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. — 2-е изд. — М.:Просвещение, 2012.

  1. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под редакцией проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2006.

  2. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2008.

  3. Углубленное изучение русского языка как родного в начальной школе: Программа для учащихся 1 – 4 классов ОУ с русским языком обучения / Авт. – сост. Л.Н. Голайденко. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007.

Интернет - источники

1. www.mon.gov.ru

2. www.standart.edu.ru

3. www.ed.gov.ru

4. www.prosv.ru

5. www.school.edu.ru

6. www.school-collection.edu.ru

7. wwwprosv.ru

8. www.school-russia.ru





Рабочая программа по русскому языку (дополнительный рус.язык) в начальных классах
  • Начальные классы
Описание:

Данный курс соответствует программе для учащихся 1-4 классов ОУ с русским языком обучения «Углубленное изучение русского языка как родного в  начальной школе»  и рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.

Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку.

 

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка, сохранению его чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждения интереса и стремления к его изучению. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.

Автор Сандакова Татьяна Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 609
Номер материала 22036
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓