Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику М.М. Разумовской

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику М.М. Разумовской

Пояснительная записка



Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 8 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03004 года № 1089;

- примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования;

-авторской программы по русскому языку 5-9 классы ( авторы программы: М.М. Разумовская ,В.И.Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Капинос.)

-Преподавание русского языка в 8 классе ведётся на основе учебника: Русский язык, 8 кл.,: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 13-е изд., перераб.- М.: Дрофа,2010.-285с.


В системе школьного образования учебный предмет « Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Свободное владение родным русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.


Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Содержание обучения русскому языку в 8 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, деятельностный подходы, которые определяют общепредметные задачи обучения:

-воспитание учащихся средствами данного предмета;

-развитие логического мышления;

-обучение школьников умений самостоятельно добывать знания по предмету;

-формирование общеучебных умений: работа с книгой, справочным материалом, совершенствование навыков чтения.

Система повторения имеет место как при переходе к новому разделу, так и на этапе повторения и систематизации материала в конце изучения раздела. Повторение как обязательный компонент каждого урока включает систематизацию знаний по словообразованию, морфемике, лексике, морфологии, орфографии

Программа предусматривает следующие формы и методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, индивидуальная и фронтальная работа, распределительный диктант, устный и письменный опрос, коллективная работа, словарный диктант, беседа, работа по карточкам, проверочный диктант, чтение и пересказ лингвистического текста, анализ текста.

В результате изучения русского языка ученик должен3

знать/понимать

* роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

* смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

* основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

* особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

*признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

*основные единицы языка, их признаки;

* основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

* различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

*определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

*опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

*объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

* адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

*читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

*извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

*воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

*создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

*осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

*владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

* свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

* соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

* соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

*соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

*осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

* для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

*развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

*удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

*увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

*применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. Часы повторения изученного в 8 классе перенесены на самостоятельное домашнее усвоение с последующей проверкой на уроках.

Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.


Нормы оценивания устных ответов по русскому языку.


Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Литература:

1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. – М. : Дрофа, 2009.

2. Русский язык. 8 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 128 с.

3. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 288 с.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Репина, Н. А. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 8 класс» / Н. А. Репина ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2009. – 192 с.

2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.

3. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл.: пособие для учащихся. Ч. 1 : Орфография / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.

4. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл.: пособие для учащихся. Ч. 2 : Пунктуация / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.

5. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. / Н. А. Шапиро. – М. : Первое сентября, 2002. – 160 с.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Русский язык. 8 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 37,3 МБ. – (Электронное учебное издание).

Учебно - тематический план по русскому языку для 8 класса




Раздел, количество часов

Тема

Содержание образования в соответствии с ФК ГОС

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

О языке- 1ч

Русский язык в семье славянских языков

Ввести понятие о русском языке как о славянском, формировать умение пересказывать лингвистический текст, объяснять роль и смысл эпиграфа.

Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков.


Язык и речь. Правописание. Культура речи.

Орфография и морфология( на основе изученного в 5-7 классах)7ч+5ч Рр

Рр. Разновидности речи. Стили речи.Повторение.

Систематизировать сведения о тексте, стилях и типах речи, расширить представление о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Уметь пересказывать( устно и письменно) тексты художественного и публицистического стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, описанием состояния окружающей среды..

Творческое задание


Контрольное изложение по речеведению

« Как я покупал собаку» ( по рассказу Б. Емельянова) Рр(2ч.)


Уметь писать изложения с элементами сочинения

Контрольное изложение


Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Закрепить умение различать части речи: прилагательное и причастие, проконтролировать знания теоретических положений о написании Н – НН. Закрепить умение применять правила по алгоритму.

Уметь разграничивать прилагательные, причастия, наречия; распознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий. Уметь соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов. Знать правописание суффиксов с буквами Н – НН.

Выборочный диктант.


Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи.

Формировать навык написания не с разными частями речи. Упражнять в умении аргументировать выбор написания.

Знать написание не с глаголами и деепричастиями; прилагательными и причастиями, существительными и наречием. Уметь аргументировать свой ответ.

Словарный диктант.


Употребление дефиса

Формировать умение употреблять дефис в словах разных частей речи .Закреплять навык грамотного письма.

Уметь употреблять дефис в словах различных частей речи.

Тест.


Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Закрепить орфографические умения на основе лексико- грамматического противопоставления слов.

Уметь осознавать сходство и различие в написании не и ни с местоимениями

Проверочный диктант


Диктант

Проверить усвоение правил орфографии.

Знать правила орфографии, уметь применять их на практике.

Диктант.


Рр. Типы речи. Повторение. Сочинение- рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?»

Закрепить типы речи. Учить писать текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста- образца, писать сочинение о себе.

Уметь анализировать типологическую структуру текста.

Сочинение


Рр .Повторение. Способы и средства связи предложений в тексте.

Формировать умение определять способы и средства связи предложений в тексте.

Знать способы и средства предложений в тексте.


Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.(5ч.)

Словосочетание

Виды словосочетаний.

Типы синтаксической связи в словосочетаниях

Формировать умения различать слова с предлогами, словосочетание и предложение, упражнять в выделении словосочетания из предложения, характеризовать их.

Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения, знать и уметь выделять из предложения словосочетания с различными видами связи, уметь производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний.

Анализ текста.


Предложения и его типы.(2урока)

Осознавать предложение как основную единицу языка, общения; предложение как средство выражения мысли, чувств, переживаний, характеризовать предложение.

Знать и уметь характеризовать различные типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов.

Орфографический диктант.

Простое предложение(2ч)

Интонация простого предложения

Интонация побудительных и восклицательных предложений. Риторический вопрос, вопросно- ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.

Иметь представление о русской интонации, уметь ставить логическое ударение, использовать порядок слов как средство выразительности и точности речи.

Словарный диктант.

Двусоставное предложение( 10 часов)

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Способы выражения подлежащего.

Знать, что такое подлежащее, уметь находить и характеризовать его в предложении.



Сказуемое и способы его выражения.

Простое и составное сказуемое. Связка.

Знать, что такое сказуемое, уметь находить сказуемое в предложении и характеризовать его

Выборочный диктант.


Тире между подлежащим и сказуемым.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь применять правило в письменной речи.

Объяснительный диктант.


Правила согласования главных членов предложения

Формировать умение правильно конструировать предложения по схемам, согласовывать главные члены предложения

Уметь применять правило согласования главных членов предложения.

Работа по карточкам.


Второстепенные члены предложения. Определение.

Определение согласованное и несогласованное.

Знать определение и его виды

Взаимоконтроль.


Приложение.

Приложение как особый вид определения

Знать, что такое приложение, соблюдать правила написания приложений.

Тест.


Дополнение.

Формировать умение находить в предложении и характеризовать дополнение, различать дополнение и подлежащее в омонимической форме.

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме

Синтаксическая дуэль.


Обстоятельство (2урока)

Виды обстоятельств. Обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства времени как средства связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.

Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения

Выборочный диктант.


Порядок слов в предложении.

Прямой и обратный порядок слов,синтаксическое значение и стилистическая роль необычного расположения главных и второстепенных членов предложения.

Уметь осознанно использовать порядок слов для более точной и выразительной передачи мысли.

Творческое задание.






Жанры публицистики. Репортаж. (3часа)

Репортаж, его строение.

Языковые средства, характерные для репортажа.

Дать представление о жанре репортажа.учить находить в молодёжных газетах репортажи, определять их тему и основную мысль, находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя. Обучать сжатию текста.

Дать представление о жанре. Сопоставить репортаж с информационной заметкой, отметить общее и различное в этих жанрах; подчеркнуть изобразительность и эмоциональность речи, свойственные репортажу.

Самостоятельная работа.


Р.р. Сочинение в жанре репортажа.

Вести репортаж о школьной жизни, о каком – либо интересном событии

Уметь составлять высказывание типа репортажа- повествования.

Сочинение

Односоставные предложения (9ч+2ч)

Виды односоставных предложений

Ввести понятие об односоставных предложениях. Формировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное

Опрос по карточкам.


Определенно-личное предложение

Формировать умение находить, характеризовать и правильно понимать в речи определённо - личные предложения

Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях

Творческое задание


Неопределенно-личные предложения

Формировать умение находить , характеризовать и употреблять в речи неопределённо- личные предложения

Знать, когда употребляются в речи неопределенно-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях

Устный опрос.


Обобщенно-личные предложения

Формировать умение узнавать обобщённо- личные предложения в тексте, употреблять их в речи, объяснять функцию обобщённо- личных предложений

Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях

Выборочный диктант.


Безличные предложения

Формировать умение определять безличные предложения и характеризовать их.

Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях

Диктант « Проверь себя».












Назывные предложения

Формировать умение находить назывные предложения в тексте, характеризовать, определять их роль, выразительно читать

Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений

Устный опрос.


Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

Проверить усвоение темы « Односоставные предложения»

Умение определять типы односоставных предложений

Контрольное тестирование


Р/р Сочинение по картине О.А.Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Учить умению использовать в тексте односоставные предложения

Уметь использовать в речи односоставные предложения

Творческое задание


Неполные предложения

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.

Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Иметь навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме

Тестирование


Повторение и закрепление темы « Односоставные предложения»

Закрепить полученные знания

Уметь работать со словарями учебника, схемами и образцами синтаксического разбора, работать с деформированным текстом.

Самостоятельная работа

Жанры публицистики. Статья. (3ч.)

Р/р Статья в газету: понятие о жанре

Сформировать представление о жанре. Работа с газетой, анализ наиболее интересных статей. Рассмотреть композицию статьи, ведущий тип речи, и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства, воздействующие на читателя

Знать о статье как о жанре. Уметь работать с газетной статьёй0 анализировать её.

Творческое задание.


Р/р Статья в газету: строение текста

Исследовать строение статьи

Знать композицию статьи, тип речи, языковые средства( именительный представления, цепь вопросительных предложений, вопросно - ответное изложение, прямое обращение к читателю.

Творческое задание


Р/р Изложение «Что значит быть воспитанным?»

Проверить сформированность умений сохранять при пересказе стиль речи и типологическое строение текста

Уметь конструировать отдельные части статьи: тезис, вывод, подбирать аргументы и примеры для того или иного тезиса.

Творческое задание

Прстое осложнённое предложение.

Предложения с однородными членами (12ч.)

Какие члены предложения являются однородными (3ч)

Общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов.Отличие простого предл. с однород. членами, соединенными неповторяющимся союзом и, да(=и) от сложного предложения с аналогичной связью.

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Уметь схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами

Самостоятельная работа


Как связаны между собой однородные члены предложения (3ч.)

Закрепить умение ставить знаки препинания при однородных членах с разнымисоюзами. Формировать умение различать синтаксические конструкции с союзом и.

Знать особенности сочинительной связи. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соотв. Предложения. Оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи.

Тестовое задание


Однородные и неоднородные определения (2ч.)

Ввести понятие об однородности и неоднородности определений. Формировать умение различать однородные и неоднородные определения.

Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; уметь опознавать эти виды определений в тексте, грамотно оформлять их пунктуацию при письме

Опрос по карточкам


Обобщающие слова при однородных членах предложения (2ч.)

Выработать умение в зависимости от местоположения обобщающего слова ставить нужные знаки препинания, учить понимать, что такое обобщающее слово.

Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Владеть правилами постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

Выборочный диктант.


Контрольный диктант по теме «Простые предложения с однородными членами» и работа над ошибками (2ч.)

Определить уровень усвоения темы для дальнейшей работы с ней.

Уметь правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения

Диктант с грамматическим заданием.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями и словами да и нет (11ч.)

Предложение с обращениями (2ч.)

Повторить представление об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счет осмысления основного назначения обращения в речи..

Уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

Объяснительный диктант


Предложения с вводными конструкциями

(4ч.)

Познакомить с явлением вводности как речевой категории. Учить объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомить с основными группами вводных слов по значению

Уметь опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, тест.


Предложения со вставными конструкциями

(2ч.)

Дать представление о вставных конструкциях и знаках препинания при них.

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Учиться опознавать вставные конструкции, расставлять знаки препинания на письме

Тестовое задание


Контрольный диктант по теме «Вводные и вставные конструкции» и работа над ошибками»(2ч.)

Определить уровень усвоения темы

Уметь выделять на письме вводные и вставные конструкции.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.


Предложения с междометиями и словами да, нет(2ч.)

Дать представление о роли междометий и слов да ,нет в предложениях

Уметь выделять интонационно и на письме междометии и слова да, нет.

Предупредительный диктант.


Повторение и обобщение изученной темы(1ч.)

Закрепить полученные знания, предупредить речевые ошибки путём анализа примеров.


Устный опрос

Предложения с обособленными членами (13ч.+5ч)

Обособление второстепенных членов предложения( 1ч.)

Дать представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую значимость в высказывании. Учить характеризовать разные признаки обособленных оборотов.

Уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами

Самостоятельная работа


Обособленные определения и приложения (5ч.)

Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене предложения и его разновидностях.

Знать основные условия обособления определений и применять знания на практике

Объяснительный диктант, самостоятельная работа, тест.


Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными определениями» и работа над ошибками (2ч.)

Определить уровень усвоения темы

Знать основные условия обособления определений и применять знания на практике

Диктант с грамматическим заданием


Обособленные обстоятельства (3ч.)

Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения

Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах

Выборочное списывание,тест.


Уточняющие члены предложения (2ч.)

Дать представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания

Знать, что такое уточняющие члены предложения, чем оно отличается от обособленных оборотов. Уметь ставить знаки препинания в предложениях с уточняющими членами.

Тест.


Р/р Портретный очерк: общее представление о жанре (2ч.)

Дать представление о жанре, рассмотреть предметное содержание, задачи речи, набор микротем

Уметь анализировать тексты –образцы, строить отдельные фрагменты очерка.

Творческое задание.


Р/р Подготовка к сочинению в жанре портретного очерка (1ч.)

Учить создавать свой текст – портретный очерк по картине.

Уметь создавать собственный текст, используя изученные лексические и синтаксические особенности очерка.

Творческое задание


Урок - деловая игра «Мы делаем газету» (1ч.)

Учить создавать свой текст – портретный очерк

Уметь создавать собственный текст,

Творческое задание

Прямая и косвенная речь (5ч.)

Прямая и косвенная речь. Оформление прямой речи на письме. (2ч.)


Учить оформлять прямую речь на письме

Знать, что такое прямая речь. Уметь правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью

Объяснительный диктант, творческое списывание.


Диалог

Сформулировать различия между прямой речью и диалогом

Знать разницу между прямой речью и диалогом

Объяснительный диктант.


Косвенная речь

Дать представление о косвенной речи, знаках препинания в предложениях с косвенной речью.

Уметь правильно трансформировать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот

Самостоятельная работа.


Цитаты и их оформление на письме

Познакомить с тремя способами цитирования. Учить цитировать поэтические тексты.

Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи

Тест.


Итоговый контрольный диктант( 2ч)

Проверить знания, умения и навыки уч-ся, сформированные в течение учебного года


Контрольный диктант с грамматическим заданием.














График контрольных работ для промежуточной аттестации обучающихся на первое полугодие 2014-2015 учебного года





Скворцова

Зоя Михайловна

8–а,б классы

Русский язык

Дата



1. Контрольное изложение по речеведению

« Как я покупал собаку» ( по рассказу Б. Емельянова)

4.09.2014



2. Диктант

11.09.2014



3. Р.р. Сочинение в жанре репортажа.

21.10.2014



4. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

30.10.2014



5. Р/р Изложение «Что значит быть воспитанным?»

18.11.2014



6.Контрольный диктант

16.12.2014






























Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику М.М. Разумовской
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 8 класса составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03. 2004 года № 1089;  примерной программы по русскому языку среднего ( полного) общего образования, авторской программы по русскому языку 5-9 классы ( авторы программы : М.М. Разумовская,В.И. Капинос, С.И. Львова,Г.А. Богданова, В.В. Капинос.)

Преподавание русского языка в 8 классе ведётся на основе учебника: Русский язык, 8 класс,:ьучебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 13-е издание,перераб. - М.: Дрофа, 2010,- 285с.

Программа рассчитана на 105 часов( 3 часа в неделю)

Автор Скворцова Зоя Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1938
Номер материала 24119
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓