Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (учебник Е.А.Быстровой)

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (учебник Е.А.Быстровой)

40


Принято Утверждаю

педагогическим советом Директор школы__________Ф.И.Саиджалилова

Протокол №____________ «_____»__________2014г.

от «____»_______________2014г





Рабочая программа


по учебному курсу  «Русский язык»

для 7 класса

на 2014 – 2015 учебный год


Составитель

Криль Анна Вячеславовна

учитель высшей квалификационной категории








Согласовано Рассмотрено и одобрено

Заместитель директора по УВР МО учителей-предметников

______________П.С.Алиева Протокол №____________

«_____»__________________2014г. от «_______»______________2014г.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена для Судакской ОШ № 3 с крымскотатарским языком обучения.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе требований ФГОС (2004) к результатам освоения основной образовательной программы1,фундаментального ядра содержания образования2, основных направлений примерной программы по русскому языку для основной школы3, с учетом региональных нормативных материалов, Программы по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. 5-9 классы (Е.А.Быстрова),к учебнику _Русский язык 7 класс под ред. Быстровой Е.А. 4

В соответствии с требованиями ФГОС5 (2010) данная рабочая программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

В целевом разделе рабочей программы содержится общая характеристика учебного предмета, общие цели его изучения с описанием основных подходов к преподаванию русского языка по формированию коммуникативной, языковой и лингвистической, а также культуроведческой компетенций. Результаты изучения русского языка в основной школе представлены в организационном разделе программы. Для реализации воспитательной и развивающей функции преподавания русского языка в программу включены планируемые результаты освоения учебных предметов ФГОС второго поколения: личностные и метапредметные. В содержательном разделе рабочей программы даны основные разделы содержания курса русского языка для __7_ класса и тематическое планирование с характеристикой видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий).

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами6.

Основные цели изучения русского языка в школе7:

формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей8:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским(неродным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. В этой связи в планируемые результаты обучения включены личностные и метапредметные результаты освоения предмета «русский язык»9:

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

  3. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

  • соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),

  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

  • стилистически корректное использование лексики и фразеологии;

  • соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;

язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ предмета «русский язык» являются обеспечивают формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.


Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции


Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА10 Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.

Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций


Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

Основные выразительные средства словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.


Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.


Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет русский язык входит в число обязательных для изучения предметов в общеобразовательных организациях Российской Федерации разного вида и типа. В Федеральном базисном учебном плане (далее - БУП) он указан в инвариантной части. На его изучение с 5 по 9 класс всего отводится 595 часов:

5 класс – 175 ч. (5 часа в неделю),

6 класс – 175 ч. (5 часа в неделю),

7 класс – 105 ч. (3 часа в неделю),

8 класс – 70 ч. (2 часа в неделю),

9 класс – 70 ч. (2 часа в неделю),

Согласно региональному учебному плану на русский язык всего отводится часов, из них на курс 7 класса – 105 часов ( 3 часа в неделю).




РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В связи с отсутствием в региональной программе по русскому языку в 6 классе темы «Глагол» , « Наречие» при переходе на данную программу для соблюдения принципа преемственности, целесообразно выделить определенное количество учебного времени на изучение глагола и наречия в 7 классе .Это возможно путем уменьшения учебного времени при изучении тем «Причастие, Деепричастие,Предлог, Союз, Частица » (7 класс), Служебные части речи изучались в региональной программе 6 класса.


Тематическое планирование составлено с учетом коррекции программы



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программы для 7 класса по изучаемым разделам (105 ч.)

Русский язык в современном мире

Повторение изученного в 5—6 классах

Речь Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста.

Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности

Морфология. Орфография

Глагол

Причастие

Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи

Деепричастие

Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот. Употребление деепричастий в речи.

Служебные части речи. Междометие

Служебные части речи

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог

Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи

Союз

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы

простые и составные. Правописание союзов. Употребление союзов в речи

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание частиц

Употребление частиц в речи

Междометия и звукоподражательные слова

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические

разряды междометий. Звукоподражательные слова

Тематическое планирование

Основное содержание курса

«Русский язык», подлежащее усвоению

Основные виды деятельности,

которыми должен овладеть учащийся

Русский язык в современном

мире (1 ч)


Осознавать роль русского

языка в жизни общества, государства,

в мире


Повторение изученного в 5—6 классах (5 ч)

Речь (10 ч)

Смысловая и композиционная

цельность, связность текста.

Тема, коммуникативная установка,

основная мысль текста.

Микротема текста.

Структура текста. Простой и

сложный план текста. Абзац.

Средства связи предложений

и частей текста.

Чтение как вид деятельности.

Функциональные стили: научный,

публицистический.

Их особенности

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль

текста, ключевые слова, виды

связи предложений в тексте;

смысловые, лексические

и грамматические средства

связи предложений текста и

частей текста; выделять микротемы

текста, делить его на

абзацы; знать композиционные

элементы абзаца и целого

текста (зачин, средняя часть,

концовка).

Создавать и редактировать

собственные тексты различного

типа речи, стиля, жанра

с учетом требований

к построению

связного текста. Устанавливать принадлежность

текста к определенному

типу речи, функциональной

разновидности языка.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения

единства темы, смысловой

цельности, последовательности

изложения, уместности и

целесообразности использования

лексических и грамматических

средств связи.

Делить текст на смысловые

части, осуществлять информационную

переработку текста,

передавая его содержание в

виде плана (простого, сложного),

схемы, таблицы и т.п. Различать тексты разговорного

характера, научные,

публицистические, официально-

деловые, тексты художественной

литературы.

Устанавливать принадлежность

текста к определенной

функциональной разновидности

языка.

Сравнивать речевые высказывания

с точки зрения их содержания,

принадлежности к

определенной функциональной

разновидности языка и

использованных

языковых разных стилей, жанров

и типов речи.

Соблюдать нормы построения

текста (логичность, последовательность,

связность, соответствие

теме и др.).

Оценивать чужие и собственные

речевые высказывания с

точки зрения соответствия их

коммуникативным требованиям,

языковой принадлежности.

Исправлять речевые недостатки,

редактировать текст.

Выступать перед аудиторией

сверстников с небольшими

сообщениями, докладом.


Создавать письменные высказывания


Морфология. Орфография (70 ч)

Глагол (10ч.)

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, синтаксическую функцию. Распознают инфинитив и личные формы глагола; приводят соответствующие примеры. Определяют тип спряжения глаголов, соотносят личные формы глагола с инфинитивом.

Определяют основные способы образования глагола.

Группируют глаголы по заданным морфологическим признакам.

Анализируют таблицу и самостоятельно заполняют недостающие позиции. Создают высказывание на лингвистическую тему «Словообразование глаголов». Группируют глаголы по способу образования. Восстанавливают слова, пропущенные в словообразовательной цепочке. Анализируют текст, определяют специфику использования глаголов настоящего времени в рассказе о событиях прошлого. Определяют стиль и тип речи текста. Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Группируют глаголы по признаку видовой принадлежности. Наблюдают за использованием глаголов совершенного и несовершенного вида в художественных текстах. *Знакомятся с особенностями выражения видовых значений в древнерусском языке. Овладевают понятием видовой пары глаголов. Определяют способ образования глаголов совершенного вида. Распознают и характеризуют разноспрягаемые глаголы, переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы. Группируют указанные глаголы по заданным признакам, находят основания для их группировки. Находят и определяют глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения и правильно употребляют их в речи. Различают значения слов типа двигает — движет, брызгает — брызжет и т. п. и правильно употребляют их в речи. На основе результатов проведённого анализа таблицы создают устное высказывание о связи вида и времени глагола. Правильно употребляют видо-временные формы глагола в речи. Находят ошибки в употреблении видо-временных форм глагола и исправляют их. Редактируют предложения.




Причастие (20 ч)

Место причастия в системе

частей речи. Причастие, его

грамматические признаки.

Действительные и страдательные

причастия. Причастия

настоящего и прошедшего

времени. Полные и краткие

формы страдательных причастий.

Синтаксическая функция

причастия. Причастный оборот.

Правописание н и нн в причастиях

и отглагольных прилагательных.

Слитное и раздельное написание

не с причастиями. Употребление

причастий в речи

Анализировать и характеризовать общее грамматическое

значение, морфологические

признаки причастия, определять его синтаксическую

функцию.

Распознавать грамматические

признаки глагола и прилагательного

у причастия; действительные

и страдательные

причастия, полные и краткие

формы страдательных причастий;

приводить соответствующие

примеры.

Правильно употреблять причастия

с определяемыми

словами; соблюдать видовременную

соотнесенность причастий

с формой глагола-сказуемого; правильный порядок

слов в предложениях с причастными

оборотами и в причастном

обороте.

Освоить содержание изученных

правил и применять их на письме


Деепричастие (10 ч)

Место деепричастия в системе

частей речи. Деепричастие,

его грамматические признаки.

Деепричастия совершенного

и несовершенного вида.

Образование деепричастий.

Синтаксическая функция

деепричастия. Деепричастный

оборот.

Употребление деепричастий в речи

Анализировать и характеризовать общее грамматическое

значение, морфологические

признаки деепричастия,

определять

его синтаксическую

функцию.

Распознавать грамматические

признаки глагола и наречия у

деепричастия; деепричастия

совершенного и несовершенного

вида.

Правильно употреблять предложения

с деепричастным оборотом.

Служебные части речи. Междометия (39 ч)

Служебные части речи (1 ч)

Общая характеристика служебных

частей речи; их отличия от

самостоятельных частей речи.


Различать предлог, союз, частицу

Предлог (8 ч)

Предлог как часть речи. Разряды

предлогов. Производные

и непроизводные предлоги.

Простые и составные

предлоги.

Правописание предлогов.

Употребление предлогов в речи

Производить морфологический

анализ предлога.

Распознавать предлоги разных

разрядов, отличать производные

предлоги от слов самостоятельных

(знаменательных)

частей речи.

Союз (12 ч)

Союз как часть речи. Союзы

сочинительные и подчинительные,

их разряды. Союзы

простые и составные.

Правописание союзов.

Употребление союзов в речи

Производить морфологический

анализ союза.

Распознавать союзы разных

разрядов по значению и по

строению.

Конструировать предложения

по заданной схеме с использованием

указанных союзов.

Употреблять в речи союзы в

соответствии с их значением

и стилистическими особенностями.

Соблюдать правила правописания союзов

Частица (15 ч)

Частица как часть речи. Разряды

частиц по значению и

употреблению.

Правописание частиц

Употребление частиц в речи

Производить морфологический

анализ частицы.

Распознавать частицы разных

разрядов по значению, употреблению

и строению.

Определять, какому слову или

какой части текста частицы

придают смысловые оттенки.

Правильно употреблять частицы

для выражения отношения

к действительности и передачи различных смысловых оттенков.

Соблюдать правила правописания частиц

Междометия и звукоподража-

тельные слова (3 ч)

Междометие как особый разряд

слов. Основные функции

междометий. Семантические

разряды междометий.

Звукоподражательные слова

Определять грамматические

особенности междометий.

Распознавать междометия

разных семантических разрядов.

Правильно и уместно употреблять междометия для выражения

эмоций, этикетных формул,

команд, приказов.

Наблюдать за использованием

междометий и звукоподражательных

слов в разговорной

речи и языке художественной литературы













Календарно-тематическое планирование уроков



урока

Наименование разделов и тем

Всего часов

Тип урока

Из них

Домашнее задание

Дата проведения

Теория

Развитие речи

Контрольный/проверочный диктант, тестирование

Планируемая

Фактически

Сочинение

Изложение

Работа с текстом



1 четверть




1.

Русский язык в современном

мире


1


1

-

-

-






Повторение пройденного в 5-6 классах

8


6

1

-

-

1
















2


Фонетика, орфоэпия, орфография. Звуки и буквы.

Согласные твёрдые и мягкие. Согласные звонкие и глухие.

1


Повторение и обобщение


1

1





§ 3, индивид. карточки

§ 4-5, индивид. карточки



3


Непроизносимые согласные.

Безударные гласные.

1


Повторение и обобщение


1






§ 6, упр.11

§ 7, упр.16



4

Состав слова. Словообразование. Словарный диктант.

1

Повторение и обобщение

1





§ 8, индивид. карточки



5

Части речи.

Тест.

1




Повторение и обобщение


1








§9, упр 23. (2), 24

§9, упр. 27 (2-5)




6


Вводный контрольный диктант.


1

Контроль знаний и умений





1




7

Анализ диктанта .Работа над ошибками.

1

Контроль знаний и умений

1








8.

Подготовка к сочинению на тему «Внешность человека обманчива»

1

Развитие речи


1




Повторить тему «Речь»



9.

Части речи

1

Повторение и обобщение

1





§9, упр.30




Речь

10




1

8

1




10.

Текст. Тема текста. Основная мысль. План.

1

Развитие речи




1


§1, упр. 2 (задание 7)



11

Простой и сложный план. Составление плана

1

Усвоение новых знаний

1





Составить план упр.



12

Стили литературного языка. Разговорная речь.

1

Усвоение новых знаний




1


§10, выписать текст с примерами разговорной речи



13

Публицистический стиль речи.

1

Усвоение новых знаний




1


§11, упр.38



14

Подготовка к написанию изложения от третьего лица (упр.17).

1


Развитие речи






1



Работа с черновиком



16

Публицистический стиль речи. Анализ текста статьи Д.Лихачёва (упр. 39)

1

Развитие речи




1


§11, упр.45



17

Написание изложения от третьего лица «Как я покупал собаку» (упр.17)

1

Развитие речи




1


Повторить «Словообразование»



18

Научный стиль речи.

1

Усвоение новых знаний




1


§12, выписать текст научного стиля



19

Проверочная работа по теме «Речь».

1

Контроль знаний и умений





1

Стр. 44 рубрика «Проверьте себя»



МОРФОЛОГИЯ.ОРФОГРАФИЯ(70ч.)


Глагол

14


8

2

2


2




20

Система частей речи в русском языке.

Глагол. Повторение изученного в 5 классе

1

Усвоение новых знаний

1





§15, упр.79,80



21

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Разноспрягаемые глаголы.

1

Усвоение новых знаний

1





§16, упр.88



22

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы

1

Усвоение новых знаний

1





§17-19, упр.79,80



23

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

Усвоение новых знаний

1





§20, упр.103



24

Условное наклонение

Повелительное наклонение

1

Усвоение новых знаний

1





§21, упр.108-110



25

Употребление наклонений

1

Усвоение новых знаний

1





§22-23, упр.119



26

Виды глагола.

1

Усвоение новых знаний

1








26

Морфологический разбор глагола

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

Усвоение новых знаний

1





§24, упр.103



27-28

Повторение и обобщение изученного о глаголе

2

Повторение и обобщение

2





Подготовиться к диктанту



29-30

Словарный диктант по теме « Глагол»

2

Контроль знаний и умений





2




Анализ диктанта. Работа над ошибками.

По индивид. карточкам




2 четверть




31-32

Повествование. Рассказа как основной жанр повествования. Композиционная структура рассказа.


Развитие речи


2




Повторить тему «Глагол». Тесты по орфографии.



Составление рассказа по данному началу.

33

Тест по теме «Глагол».

1

Контроль знаний и умений





1

Индивид. карточки




Причастие

22


14

2

2


4




34

Что такое причастие.

1

Усвоение новых знаний

1





§30, упр.154, 155



35

Значение и грамматические признаки причастия.

1

Усвоение новых знаний

1





§31, упр.160



36-37

Причастный оборот.

2

Усвоение новых знаний

2





§31, упр.162



38-39

Подготовка к сжатому изложению с грамматическим заданием (упр.163).

2

Развитие речи



2



Индивид. карточки



Написание сжатого изложения с грамматическим заданием (упр.163).



40

Действительные и страдательные причастия.

1

Усвоение новых знаний

1





§32, упр.168



41

Тест по теме «Причастие».

1

Контроль знаний и умений





1

Индивид. карточки



42

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

1

Усвоение новых знаний

1





§33, упр.173,174



43

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени. Словарный диктант.

1

Усвоение новых знаний

1





§34, упр.177



44

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

1

Усвоение новых знаний

1





§35, упр.185



45

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

1

Усвоение новых знаний

1





§36, упр.190



46

Тренировочные упражнения по теме «Причастие»


1

Урок обобщения

1





Подготовиться к диктанту



47-48

Административная контрольная работа за 2 четверть

2

Контроль знаний и умений





2

Упр. 192. Подготовиться к сочинению



Анализ диктанта. Работа над ошибками.



49

Сочинение на тему «Лошадь» (упр. 192).

1

Развитие речи


1




Переписать сочинение




3 четверть




50

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Усвоение новых знаний

1





§37, упр.201



51

Причастия и отглагольные прилагательные.

1

Усвоение новых знаний

1





§38, индивид. карточки



52

Слитное и раздельное написание не с причастиями..

1

Усвоение новых знаний

1





§39, упр.213



53

Употребление причастий в речи. Морфологический разбор причастия.

1

Усвоение новых знаний

1





§40, произвести морфологический разбор причастий.



54

Словарный диктант по теме «Причастие».

1

Контроль знаний и умений





1




55

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Устное сочинение-описание «Зимнее утро».

1

Развитие речи


1




Тесты по орфографии




Деепричастие

13


9

2



2




56

Что такое деепричастие

1

Усвоение новых знаний

1





§41, упр.220



57

Значение и грамматические признаки деепричастия.

1

Усвоение новых знаний

1





§41, индивид. карточки



58-59

Правописание не с деепричастиями.

2

Усвоение новых знаний

2





§42, индивид. карточки, тесты



60-61

Деепричастный оборот.

2

Усвоение новых знаний

2





§43, упр.224, 226



62-63

Рассуждение. Композиционная структура рассуждения. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Моя цель в жизни» (упр. 227).

2

Развитие речи


2






Упр.227 (3)




Написание сочинения рассуждения на тему «Моя цель в жизни».



64-65

Образование деепричастий.

2

Усвоение новых знаний

2





§44, упр.230, 231, 238



66

Употребление деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия.

1

Усвоение новых знаний

1





Произвести морфологический разбор деепричастий



67-68

Проверочный диктант по теме «Деепричастие»

2

Контроль знаний и умений





2



Тесты.



Анализ диктанта, работа над ошибками. Повторим орфографию.




Наречие

13


9

2

1


1




69

Что такое наречие

1

Усвоение новых знаний

1





§46, упр.250, 251



70

Разряды наречий по значению.

1

Усвоение новых знаний

1





§47, упр, 254, 259



71-72

Подготовка к изложению с элементами сочинения-описания (упр.261).

2

Развитие речи



2





Упр.261 (4)



Написание изложения с элементами сочинения-описания (упр.261).



73

Образование наречий.

1

Усвоение новых знаний

1





§48,упр.264



74

Степени сравнения наречий.

1

Усвоение новых знаний

1





§49,упр.270



75

Правописание наречий. Правописание н и нн в наречиях на –о, -е.

Правописание не и ни в отрицательных наречиях. Словарный диктант.

1


Усвоение новых знаний


1






§50, индивид. карточки

§50, упр.277-278



76


Правописание букв о и е после шипящих на конце наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Правописание букв о и а на конце наречий.

1


Усвоение новых знаний


1






§50, упр.281, 283

§50, упр.288, 289



77

Дефис в наречиях.

1

Усвоение новых знаний

1





§50, упр.296



78

Морфологический разбор наречия. Тест по теме «Наречие».

1

Урок контроля знаний





1

Произвести морфологический разбор наречий.



79

Краткое изложение текста (упр.300).

1

Развитие речи



1



Подготовиться к диктанту



80-81

Административный контрольный диктант за 3 четверть.

2

Урок контроля знаний





2



По тестам.



Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторим орфографию.




Служебные части речи

21


16

4

4

2

1




82

Служебные части речи. Понятие о них.

1

Усвоение новых знаний

1





Индивид. карточки




Предлог

5


4

1







83


Предлог как служебная часть речи.

Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога.

1


Усвоение новых знаний


1






§51, упр.303

§52, упр.313



84-85

Подготовка к сочинению-описанию природных явлений (упр.317).

2

Развитие речи


2






Упр.317



Написание сочинения-описания природных явлений.




4 четверть




86

Правописание предлогов.

1

Усвоение новых знаний

1





§53, упр.323, 324



87

Сочинение-рассуждение «Давайте беречь нашу планету».

1

Развитие речи


1




Индивид. карточки




Союз

6


3


2

1





88


Союз как служебная часть речи.

Союзы простые и составные.

1


Усвоение новых знаний


1






§54, упр.332 (2)

§55, упр.336



89

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Усвоение новых знаний

1





§56, упр.346 (2)



90

Анализ текста А.Алексина «Дорога в школу» (упр.347).

1

Развитие речи




1


Упр.347, выписать предложения с союзами



91

Правописание союзов. Морфологический разбор союза.

1

Усвоение новых знаний

1





§57, упр.354 (1-4)



92-93

Подготовка к сжатому изложению (упр. 355).

2




2



Составить 6 предложений с союзами



Написание сжатого изложения (упр.355).




Частица

3


2


1






94

Значение частиц.

1

Усвоение новых знаний

1





§58, упр.359



95

Формообразующие частицы.

1

Усвоение новых знаний

1





§59, выписать предложения с частицами



96

Правописание частиц не и ни.

Слитное и раздельное написание не и ни. Морфологический разбор частиц.

1


Усвоение новых знаний


1






§60, упр.365

§61, упр.367






Междометие и звукоподражательные слова

4


2



1

1




97

Что такое междометие. Значение междометий.

1

Усвоение новых знаний

1





§62, упр.372



98

Звукоподражательные слова.

1

Усвоение новых знаний

1





§63, индивид. карточки



99

Тест по теме «Служебные части речи».

1

Контроль знаний и умений





1

Индивид. карточки



100-101

Итоговый контрольный диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

2

Контроль знаний и умений





2




102

Викторина «Знаю ли я русский язык». Итоги года.

1

Контроль знаний и умений





1




103-105

Резерв

3
















ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Требования к уровню подготовки выпускников по русскому языку в Судакской ОШ № 3 с крымскотатарским языком обучения.


В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения русского языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



Согласно ФГОС (2004) основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников по русскому языку являются основой разработки контрольно-измерительных материалов, определения видов и форм текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля знаний, умений, ведущих компетенций обучающихся. Основными формами контроля на данном этапе обучения помимо устных ответов учащихся (монологическое высказывание на грамматическую тему), являются диктанты (словарные, с грамматическим заданием), тесты, изложения, сочинения.


Распределение контрольных работ по изучаемым темам


Название раздела,

темы

Наименование

контрольных работ

Дата проведения

Повторение изученного в 5-6 классах

диктант


Повторение изученного в 5-6 классах

тест


Речь

изложение

сочинение-описание

сжатое изложение

сочинение-рассуждение



Морфология

Причастие


Деепричастие


Предлог


Союз. Частица.Междометие

 

-диктант с грамматическим заданием

-словарный диктант


-диктант с грамматическим заданием

-диктант с грамматическим заданием



Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

диктант

тест













Методическое обеспечение


Русский язык в 7 классе по программе Е.А.Быстровой поддерживается изданиями, входящими в УМК:

  1. Быстрова Е.А.и др. Русский язык. 7 класс.Учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. . – М.: Дрофа, 2011.

  2. Быстрова Е.А. и др. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации к учебнику. - М.: Дрофа, 2011.

  3. Быстрова Е.А.. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. Е.А.Быстровой – М.: Дрофа, 2009.

  4. Л.В.Кибирева. Программа курса «Русский язык»5-9 классы.2-е издание – М.: Русское слово, 2013.

  5. Быстрова Е.Шабанова И.Александрова О.Цыбулько И. Рабочая тетрадь к учебнику « Русский язык» 7 класс – М.: Дрофа, 2013.

  6. Быстрова Е. Русский глагол 5-9 класс– М.: Дрофа, 2010.

  7. Аксенова Л.А.. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. - М.: Экзамен, 2014.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Методика преподавания русского языка. Публикации. http://www.twirpx.com

  2. Национальный корпус русского языка: http://www.ruscorpora.ru/

  3. Справочно-информационный портал Грамота.ру: http://www.gramota.ru/

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт – http://standart.edu.ru


СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ




МАТЕРИАЛЫ НА ЦИФРОВЫХ НОСИТЕЛЯХ

  1. Диск «Русский язык 5-11 классы: методические рекомендации к уроку»

  2. Аудиокурс Произведения А. С. Пушкина


ПРИЛОЖЕНИЕ

Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»

«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


П. Оценка диктантов


Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов, для 10-11 – до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX -11 классов - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX – 11 классах — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К
негрубым
относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок

(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.


Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.


Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.


При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.


III. Оценка сочинений и изложений


Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.



1Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования».

2 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

3 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект – 3-е изд.,дораб. – М.: Просвещение, 2011.

4 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Е.А.Быстровой,Л.В.Кибиревой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е.А.Быстрова и др.]. — М.: Русское слово, 2013.

5 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

6Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.- С. 12.

7Там же, С.12.

8Стандарт основного общего образования по русскому языку // Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

9См. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

10Прописными буквами в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

40


Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (учебник Е.А.Быстровой)
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по русскому языку(русский неродной)для 7 класса составлена по учебнику Е.А.Быстровой.Составлена с учетом региональных особенностей Республики Крым ,а также с учетом существенной разницы между украинской и российской программами.Добалены часы на изучение темы "Глагол".Рабочая программа расчитана на 3 часа в неделю.

В целевом разделе рабочей программы содержится общая характеристика учебного предмета,  общие цели его изучения с описанием основных подходов к преподаванию русского языка по формированию коммуникативной, языковой и лингвистической, а также культуроведческой компетенций. Результаты изучения русского языка в основной школе представлены в организационном разделе программы. Для реализации воспитательной и развивающей функции преподавания русского языка в программу включены планируемые результаты освоения учебных предметов ФГОС второго поколения: личностные и метапредметные. В содержательном разделе рабочей программы даны основные разделы содержания курса русского языка для 7 класса и тематическое планирование с характеристикой видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий).

Автор Криль Анна Вячеславовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 8240
Номер материала 11032
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓