Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

4.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 3 - го класса составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009, № 373;

  • примерной программы по учебным предметам. Начальная школа;

  • основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;

  • учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год, утверждённого приказом № 101/14 от 25 августа 2014г.


Учебник : Чуракова Н. А. Русский язык 3 кл.: Учебник – в 3ч. /М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова / - Москва: Академкнига / Учебник, 2013.

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукмор-ского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение предмета в 3 классе отводится 136 часов, в неделю 4 часа. Из компонента образовательного учреждения на изучение предмета выделяется 1 час в неделю для расширения знаний учащихся. Данные часы в календарно-тематическом планировании выделены курсивом.

Цель программы:

  • развитие устной и письменной речи, мышления, воображения, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение по лексике, фонетике, орфографии, грамматике русского языка, элементарные способы анализа изучаемых явлений русского языка;

  • овладение способами орфографического действия: умения правильно писать и читать; участвовать в диалогах, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

4.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела

Количес

тво часов

1

Фонетика и орфография

10

4

Лексика

12

5

Морфемика и словообразование

15

7

Морфология

81

8

Синтаксис

11

9

Развитие речи с элементами культуры речи

7

ИТОГО

136

4.5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Фонетика и орфография 10 часов

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Непроизносимые согласные в корне

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Для чего нужна речь? Какие бывают предложения?

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса -ок- после шипящих.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).

Лексика 12 часов

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

Морфемика и словообразование 15 часов

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

Морфология 81 часов

Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Какие бывают предложения Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

Различение названия падежей.

Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

Синтаксис 11 часов

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).

Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.


Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

Развитие речи с элементами культуры речи 7 часов

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.

Оформление писем элементарного содержания.


4.6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание


Планиру емая

Фактическая

Фонетика и орфография 6 часов

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

02.09


1 четв.

Непроизносимые согласные в корне

03.09



Слова с парными согласными в корне слова.

04.09



Для чего нужна речь? Какие бывают предложения

05.09



Звукобуквенный разбор слова

09.09



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфограммы»

10.09



Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное

11.09



Какие бывают предложения

12.09



Одушевленные и неодушевленные имена существительные

16.09



Части речи. Имя существительное

17.09



Части речи. Имя прилагательное

18.09



Текст , его тема,основная мысль. Последовательность предложений в тексте

19.09



Части речи. Глагол

23.09



Существительные со значением действия

24.09



Существительные со значением признаков..

25.09



Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

26.09



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Части речи.»

30.09



Работа над ошибками. Прямое и переносное значение слова.

Местоимение

01.10



Местоимение

02.10



Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин. План текста

03.10



Предлоги и приставки

07.10



Научные названия главных членов предложения

08.10



Синонимы

19.10



Изменение существительных по падежам

10.10



Порядок абзацев в тексте. Изменение имён существительных по числам

14.10



Изменение существительных по падежам

15.10



Именительный и родительный падежи

16.10



Контрольный диктант по теме « Части речи»

17.10



Дательный падеж

21.10



Устное изложение

22.10



Винительный падеж

23.10



Винительный и родительный падежи

24.10



Творительный падеж

28.10



Творительный падеж. Письменное изложение

29.10



Предложный падеж

30.10



Упражнение в определении падежей существительных

31.10



Изменение существительных по числам и падежам

11.11


2 четв.

Изменение существительных по числам и падежам

12.11



Азбука вежливости. Как писать письмо. Антонимы

13.11



Антонимы

14.11



Различение падежей

18.11



Различение падежей

19.11



Различение падежей

20.11



Типы текстов. Текст-описание и текст-повествование

21.11



Что такое устойчивые выражения

25.11



Склонения имен существительных

26.11



Существительные первого склонения

27.11



Существительные первого склонения

28.11



Существительные второго склонения

02.12



Существительные второго склонений

03.12



Существительные третьего склонения

04.12



Склонения существительных

05.12



Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

09.12



Контрольное списывание на тему «Скло-нения имен су­ществительных»

10.12



Работа над ошибками. Работа с картиной. Письменное сочинение

11.12



Написание удвоенной буквы согласного на гра­нице частей слова прилагательных

12.12



Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний

16.12



Различение склонений существительных

17.12



Правописание падежных окончаний.

18.12



Контрольный диктант по теме

« Правописание падежных окончаний.»

19.12



Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Обстоятельства

23.12



Второстепенные члены предложения. Дополнения

24.12




Второстепенные члены предложения. Дополнения. Повторение

25.12



Второстепенные члены предложения

26.12



Устное изложение

13.01


3 четв.

Безударные окончания существительных в единственном числе

14.01



Безударные окончания существительных в единственном числе. Закрепление

15.01



Как пишутся приставки раз- и рас-

16.01



Как пишутся приставки из-, ис

20.01



Как пишутся приставки, оканчивающиеся на –з. Безударные окончания существительных в единственном числе

21.01



Безударные окончания существительных в единственном числе

22.01



Научный текст

23.01



Безударные окончания существительных в единственном числе

27.01



Значения слов. Повторение старого и открытие нового

28.01



Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания сущест-вительных 1- и 2-го склонения

29.01



Составляем рассказ по рисунку

30.01



Окончания существительных 1- и 2-го склонения

03.02



Контрольное списывание по теме «Безударные окончания существительных.»

04.02



Работа над ошибками .Слова с удвоенным согласным, пришедшие из других языков

05.02



Безударные окончания существительных в единственном числе

06.02



Окончания существительных 3-го склонения

10.02



Составляем рассказ по рисунку

11.02



Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных

12.02



Контрольный диктант по теме «Безударные окончания существительных»

13.02



Работа над ошибками. Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных

17.02



Жизнь корня в составе слов разных частей речи

18.02



Учимся писать сочинение

19.02



Слова с удвоенным согласным, пришедшие из других языков

20.02



Окончания существительных во множес-твенном числе

24.02



Окончания существительных во множест-венном числе в именительном падеже

25.02



Окончания существительных во множест-венном числе в родительном падеже

26.02



Окончания существительных во множест-венном числе в родительном падеже

27.02



Азбука вежливости

03.03



Написание существительных с суффиксом –ищ-

04.03



Окончания существительных во множест-венном числе в разных падежах

05.03



Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

06.03



Окончания существительных во множест-венном числе в разных падежах. Закрепление

10.03



Написание суффикса –ок- после шипящих

11.03



Написание суффикса –ок- после шипящих

12.03



Написание суффикса –ок- после шипящих

13.03



Контрольный диктант по теме «Написание суффиксов»

17.03



Работа над ошибками. Р.р Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение

18.03



Работа над ошибками. Изменение прилагательных по родам и числам

19.03



Изменение прилагательных по падежам

20.03



Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п и В. п

31.03



Устное изложение

01.04



Контрольное списывание по теме «Изменение прилагательных»

02.04



Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п.

03.04



Падежные окончания прилагательных м р, с.р и ж. р

07.04



Упражнение в написании падежных окончаний прилагательных м р, с.р и ж. р

08.04



  1. 1

Упражнение в написании падежных окончаний прилагательных м.р, с.р и ж.р.

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме

09.04



Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки

10.04



Склонение прилагательных во множест-венном числе. Окончания прилагательных во множественном числе И.п. и В.п.

14.04



Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.

15.04



Контрольное изложение по теме «Склонение прилагательных»

16.04



Работа над ошибками.Р/р. Работа с картиной. Письменное сочинение

17.04



Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п.

21.04



Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе

22.04



Слова с удвоенной буквой согласного

23.04



Начальная форма глагола. Суффикс –ть-(-ти-,-чь-)

24.04



Написание частицы – ся

28.04



Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п.

29.04



Суффиксы глагола: -а-, -е-,-и-, -о-, -у-, -я- Письменное изложение

30.04



Работа над ошибками. Времена глагола. Прошедшее время

05.05



Времена глагола. Настоящее время

06.05



Времена глагола. Будущее время

07.05



Контрольный диктант по теме «Времена глагола»

08.05



Работа над ошибками. Времена глагола. Настоящее время

12.05



Времена глагола. Прошедшее время

13.05



Времена глагола

14.05



Работа над картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение

15.05



Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола

19.05



Промежуточная аттестация.

Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола

20.05



Обобщение по теме «Фонетика и орфография»

21.05



Обобщение по теме «Лексика» и «Синтаксис»

22.05



Обобщение по теме «Развитие речи» Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

26.05



ИТОГО: 136 часов


4.7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Познавательные УУД:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

  • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заданный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги( в одной из которых есть система словарей), «Рабочей тетрадью» и дополнительными источниками информации(другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;

  • находить в учебнике подтверждение своей позиции, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


4.8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.

4. Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник.


4.9. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


Ученик__________________________________ Класс___________

Учитель_________________________________


Часть 1(А)

А1. Отметь слово, в котором букв больше, чем звуков:

а) весна; б) подъезд; в) день.

А2. В каком слове ударение падает на второй слог?

а) барабан; б) пробежка; в) весело.

А3. Укажи слово, в котором есть приставка:

а) победа; б) подснежник; в) забота.

А4. Отметь слово, в котором пропущена буква з:

а) кра..ка; б) коло..ки; в) ре..кий.

А5. Укажи слово с раздельным написанием:

а) (в)хожу; б) (в)субботу; в) (в)летать.

А6. Отметь слово с разделительным твёрдым знаком:

а) в..юга; б) с..делал; в) с..ел.

А7. Укажи слово, соответствующее схеме:

а) проводник; б) подруга; в) полный.

А8. Укажи глагол в форме настоящего времени:

а) кричит; б) закричал; в) закричит.

А9. Укажи имя прилагательное в форме мужского рода:

а) рыжая; б) косолапый; в) зимнее.

А10. Укажи словосочетание из предложения:

Солнечные лучи весело прыгали по комнате.

а) солнечные лучи; б) прыгали по комнате; в) лучи прыгали.

Часть 2(В)

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5.

1)На местной лесопилке появились синицы. 2) Это были ловкие и смелые птички. 3) Они не боялись шума и визга пилы. 4) Синицы осматривали каждое бревно. 5) Они засовывали свои клювики в щели и вытаскивали вредителей.

В1. Выпишите из текста слова, которые не переносятся.

В2. Укажите номера предложений, где подлежащее выражено существительным.

В3. Выпишите из текста слово с непроизносимым согласным.

В4. Укажите номер предложения с однородными членами предложения.

В5. Выпишите глаголы с приставками.


4.10. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Тестирование

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40% - оценка «2».
























































14


Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
  • Начальные классы
Описание:

 

 Цели программы:

* развитие устной и письменной речи, мышления, воображения, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

* освоение по лексике, фонетике, орфографии, грамматике русского языка, элементарные способы анализа изучаемых явлений русского языка;

* овладение способами орфографического действия: участвовать в диалогах, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

* воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку,чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение позновательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 

Автор Шарипова Аклимя Шамиловна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 600
Номер материала 3443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы