Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку для 2 класса

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса

Комитет по образованию администрации Ключевского района Алтайского края

МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа № 2»

Ключевского района Алтайского края



Согласовано:

руководитель ШМО учителей начальных классов

Ткаченко Е.В.___________

Протокол № ____

от «___»____2014

Согласовано:

заместитель директора по УВР Климченко Л.Н.

____________________

Протокол №____

от «___»____2014

Утверждено:

Директор МБОУ «Ключевская СОШ № 2»

Батрак В.М.

____________________

Приказ № ___

от «___» ____2014





Рабочая программа по русскому языку для 2а класса


Уровень начального общего образования




Срок реализации 2014 – 2015 учебный год




Программа составлена на основе авторской программы. Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. в сборнике рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.-528 с.







Учитель: Ткаченко Евгения Викторовна







с.Ключи 2014

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.


Целями изучения предмета являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала, в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. Отбор учебного материала, упражнений, текстов учитывает возрастные особенности учащихся и организует учебную деятельность учащихся на основе системно-деятельностного подхода, а также формирует нормы и правила произношения, использование слов в речи, вводят ребёнка в мир русского языка.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться.

Отличительные особенности рабочей программы

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной «Русский язык» с учетом программы для детей с задержкой психического развития.





Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, опреде­ление основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с це­пями и условиями общения для эффективного решения ком­муникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, за­кончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соот­ветствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуж­дение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви­нение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин­формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особен­ностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к это­му виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, опре­деление парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёр­дый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударе­ние, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на пись­ме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными глас­ными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их после­довательность. Использование алфавита при работе со слова­рями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и зна­чения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения

С помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографи­ческой зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Вы­ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях обще­ния с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими выска­зываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Знакомство с признаками текста. Заглавие текста. План текста. Составление планов. Типы текстов. Создание собственных текстов с жанрами письма и поздравления. Знакомство с основными видами иэложений и сочинений.



Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2014 – 2015 учебный год 170 ч.(5ч. в неделю).


Формы, методы, технологии обучения.

Формы:

- урок, урок-КВН, индивидуальная, парная, групповая

Методы:

- репродуктивные (различные виды пересказа, беседа, сообщение);

- объяснительно-иллюстративные (рассказ, демонстрация фильма, произведений ИЗО);

- частично-поисковые (установление ассоциативных связей с произведениями ИЗО, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос);

- исследовательские (анализ текста, эпизода; сопоставление героев произведений и выявление своеобразных черт);

- проблемные (создание сочинения и изложения; самостоятельный отбор материала к сочинению; составление плана).

Технологии обучения: технология личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, ИКТ.

Возрастные особенности программы

Учитывая особенности возраста детей, в программе предусмотрены соответствующие формы работы, методы и технологии обучения. Учтена возможность предлагать детям сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, поощрять самостоятельность мышления, Высказывание школьником собственной точки зрения. Особенности внимания школьников обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для ребёнка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, наглядная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Учтена периодическая смена видов деятельности – не только на уроке, но и при подготовке домашних заданий. Разнообразие видов работы способно стать результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости, связанной с учебной нагрузкой. Необходимо акцентировать внимание детей на связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Формы представления образовательных результатов


  • итоговая успеваемость по предметам;

  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися;

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендации по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • портфолио УУД с первого класса;

  • результаты психолого-педагогических исследований.

Способы оценивания планируемых результатов


  • внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;

  • внешняя оценка в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговые исследования);

  • субъективные (наблюдения, самооценка, самоанализ) и объективизированные методы (на основе анализа письменных работ);

  • интегральная оценка (портфолио, выставки, презентации).


Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирование УУД.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

1 ошибка приравнивается к 2 недочётам.

Диктанты, изложения, списывания.

Оценка « – полное отсутствие ошибок. Допускается 1 недочёт. Логичность и полнота изложения.

Оценка «4» – уровень выполнения выше «удовлетворительного». Наличие 2 -3 ошибок или 4 – 6 недочётов по новому материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; нерациональный приём решения учебной задачи; незначительные нарушения логики изложения.

Оценка «3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. Допускается не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу. Отдельные нарушения логики изложения; неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2»– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Допускается более 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушена логика изложения, ошибочность основных положений вопроса.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы», в которую входит аккуратность, каллиграфическое выполнение работы, выполнение исправлений в соответствии с требованиями учителя, соблюдение единого орфографического режима. В ходе оценивания письменных работ учащихся выставляются две отметки. Отметка в числителе – за правильность выполнения учебной задачи. Отметка в знаменателе – за общее впечатление от работы.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- Нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

- Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса;

- Отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- Наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

- Существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;

- Употребление слов в несвойственном им значении (в изложении)

Недочёты

- Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- Отсутствие «красной строки»;

- Неправильное написание одного слова ( при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.


Объём письменных работ во 2 классе


Контрольные диктанты - 1 полугодие – 25-30 слов, 2 полугодие – 35-40 слов.


Оценивание письменных работ по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков, умения списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи; умение понимать и передавать основное содержание текста без пропуска существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая орфографические и пунктуационные правила.

Тестовые задания – форма проверки направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Виды письменных работ

Оценка


«5»

«4»

«3»

«2»

Списывание

-

1-2 ош.1 испр.(1кл)

1ош.1испр.(2-4кл)

3ош.1испр.(1кл.)

2ош.1испр.(2-4кл.)

4ош.(1кл.)

3ош.(2-4кл)

Словарный диктант

-

1-2ош.

3-4ош. (из15-20слов)

Более 5 ош.

Контрольный диктант

1негрубая Ош.

2орфогр./1пункт.ош.

или 1орф./2п.ош.

3-4орф.-3п.ош.или 5орф./0п.ош.

Более 5 орф.ош.

Грамматические задания

-

3/4 задания верно

Не менее 1/2 верно

Более 1/2 не сделано

Примечание:

1.Не грубые ошибки:

- Исключение из правил:

- Повторение одной и той же буквы:

Две не грубые ошибки = 1 ош.

2. Однотипные ошибки:

Первые 3 однотипные ошибки =1 ошибка, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При 3 исправлениях оценка снижается на 1 балл.

Оценка изложений и сочинений

При проверке творческих работ во 2 кл. выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных ниже. Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления учитывается следующее:

Оценка

Критерии оценки содержания и речевого оформления.

«5»

- за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы;

- отсутствие фактических ошибок;

- богатство словаря;

- правильное речевое оформление;

- допускается не более 1 речевой неточности.

«4»

- правильно, достаточно полно передан авторский текст (изложение), раскрыта тема, но имеется незначительные нарушения последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые неточности;

- допускается не более 3 речевых недочётов, а так же недочётов содержании и построении текста.

«3»

- в работе допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы;

- в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений;

- беден словарь, имеются речевые неточности;

- допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста.

«2»

- работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), либо совсем не передан авторский текст (изложение), не раскрыта тема;

- допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей;

- во всех частях работы отсутствий связи между ними, крайне беден словарь;

- в целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.







СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ШКОЛЬНИКА


Формы контроля и учёта достижений обучающихся


Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учёта достижений

Текущая аттестация

Итоговая аттестация (четверть, год)

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, творческая работа, проекты.


Диагностическая контрольная работа, диктанты, изложения

Анализ динамики текущей успеваемости

Портфолио УУД, анализ психолого-педагогических исследований

Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчёт. Портфолио УУД, анализ психолого-педагогических исследований.


Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

Будут сформированы (не менее 66%):

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; отношения к родному русскому языку как к духовной ценности, восприятия языка как средства и условия общения;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир через представления младших школьников о языке как целостной системе;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Получат возможность для формирования (не менее 9%):

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в в учебном процессе и других социальных ситуациях;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Познавательные:

Будут сформированы (не менее 65%):

- использование знаково-символических средств представления информации.

- овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Получат возможность для формирования (не менее 12%):

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


Регулятивные

Будут сформированы (не менее 67%):

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умения планировать, контролировать совместно с учителем и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- определение общей цели и путей её достижения;

Получат возможность научиться (не менее 17%):

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оценивание в совместной деятельности;

Коммуникативные:

Будут сформированы (не менее 69%);

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Получат возможность для формирования (не менее 19%):

- умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты

Будут сформированы (не менее 70%):

- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);

- умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

- осознание безошибочного письма;

- первоначальное умение проверять написанное;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка.

Получат возможность для формирования (не менее 18%):

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- опознавать и анализировать основные единицы и категории языка, употреблять их в ситуации речевого общения.


Результаты обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Результаты обучения

УУД

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

1

Наша речь

3

Личностные

- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

- положительное отношение к языковой деятельности;

осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;


Метапредметные

Познавательные УУД

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД

- слушать собеседника и понимать речь других;

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

Познавательные УУД

воспринимать познавательную задачу на слух, решать её самостоятельно; составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Регулятивные УУД

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные

- различать устную, письменную речь и речь про себя;

- различать диалогическую речь. понимать особенности диалогической речи;

- оформлять на письме диалогическую речь;

- наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

2

Текст

4

Личностные


- проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;

- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;


Метапредметные

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД

- слушать собеседника и понимать речь других;

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

Познавательные УУД

воспринимать познавательную задачу на слух, решать её самостоятельно; составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Регулятивные УУД

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания


Предметные

- отличать текст от других записей по его признакам;

- определять тему и главную мысль текста;

- подбирать заголовок к заданному тексту;

- выделять части текста;

- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте.

- составлять текст по заданной теме;

- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

- создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.


3

Предложение

12

Личностные

- проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;

- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;


Метапредметные

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения);

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания.

Познавательные УУД

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку.

Регулятивные УУД

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

Предметные

- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

- оформлять предложение на письме;

- находить главные члены предложения;

- обозначать графически грамматическую основу;

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

- устанавливать связи слов между словами в предложении;

- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- восстанавливать деформированные предложения;

- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

- находить предложения с обращениями;

- составлять текст по репродукциям картин художников

4

Слова, слова, слова…

18

Личностные

- проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

- Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

Регулятивные УУД

- определять цель деятельности;

- умение вычитывать информацию из текста (учебника), использовать знаково-символические средства (схемы);

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД


- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

Регулятивные УУД

самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.


Предметные

осознавать слово как единство звучания и значения;

- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

- иметь представление о синонимах и антонимах;

- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

- наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении;

- определять ударный и безударные слоги в слове;

- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.


5

Звуки и буквы

59

Личностные

- проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;

- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;



Метапредметные

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

Познавательные УУД

составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

- осуществлять сравнение,сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

Регулятивные УУД

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные УУД

- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.


Предметные

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

- использовать знание алфавита при работе со словарями; - находить в слове гласные звуки; определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный;различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки;

- определять безударный гласный звук в слове;подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;

различать проверяемые и непроверяемые орфограммы, находить в слове согласные звуки; правильно произносить согласные звуки;различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;

- различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]; определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный;

- использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка);

- использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на);

- различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные);

- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным; переносить с одной строки на другую слова с мягким знаком.

применять правила написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения); применять правило отсутствия мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

- Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце и в корне слова;

- соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным;

- находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять; различать проверочное и проверяемое слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов; использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

- определять тему текста, подбирать к нему название; находить ответы на поставленные к тексту вопросы, записывать ответы на вопросы к тексту, проверять написанное.

- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

- различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком;

- использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

- классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают;

- составлять текст по репродукциям картин художников

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные)

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

- объяснять написание мягкого знака в словах.

- соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.);

- работать с «Орфоэпическим словарём»;

- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах.

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии;

- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах.

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма.




6

Части речи

58

Личностные

- проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;

- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;


Метапредметные

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

Познавательные УУД

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, картине;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные УУД

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные УУД

- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; формулировать собственное мнение и аргументировать его;



Предметные

- распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу; различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?;

- различать собственные и нарицательные имена существительные;

- писать с заглавной буквы имена собственные; определять число имён существительных (единственное и множественное); изменять имена существительные по числам.


- распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

- определять, каким членом предложения является глагол в предложении;

-определять число глаголов;

- изменять глаголы по числам;

- раздельно писать частицу не с глаголом.


- распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

- выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными; определять число имён прилагательных;

определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении;

- распознавать текст-описание.


- распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении;

- различать местоимения и имена существительные;

- заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.


- узнавать предлоги в устной и письменной речи;

- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

- правильно употреблять предлоги в речи;т раздельно писать предлоги с именами существительными;

- восстанавливать деформированный повествовательный текст

- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир).

- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам.

- распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях;

- работать с орфоэпическим словарём;

- соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов;

- распознавать текст-повествование;

- составлять текст по репродукциям картин художников.

возможность научиться:

- использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп;

- подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным;

- распознавать текст-описание;

- составлять текст- описание

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

- распознавать текст-рассуждение;

- создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

- пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов.


7

Повторение

16

Личностные

- проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;

- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;


- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

Познавательные УУД

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, картине;

Регулятивные УУД

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные УУД

- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; формулировать собственное мнение и аргументировать его;



Предметные

- определять тему и главную мысль текста;

- подбирать заголовок к заданному тексту;

- выделять части текста;

- распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

- использовать знание алфавита при работе со словарями; - находить в слове гласные звуки; определять качественную характеристику звука

- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

- определять в слове корень (простые случаи).

- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.



Тематический поурочный план


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Из них

Лабораторные,

практические, развитие речи

Контрольные и диагностические занятия

Экскурсии

Основные виды учебной деятельности

Информационные ресурсы


1 четверть — 45 ч







Наша речь – 3 ч.


Виды речи — 2ч.


1

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речевой деятельности человека.




Анализировать речь людей

эл.приложение

2

Речь устная, письменная, внутренняя. Требования к речи.




Различать виды речи

эл.приложение


Диалог и монолог — 1 ч.







3

Речь диалогическая и монологическая.




Использовать в речи

эл.приложение

Текст – 4 ч.


Текст — 2ч.


1.

Признаки текста; целостность, связность, законченность.




Отличать текст

эл.приложение

2.

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

1ч




Определять тему и главную мысль

эл.приложение


Части текста -2 ч







1.

Построение текста; вступление, основная часть, заключение.




Составлять текст

эл.приложение

2.

Р.р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.




Составлять рассказ


Предложение – 12 ч.


Предложение – 3 ч.


1.

Предложение как единица речи, его назначение и признаки; законченность мысли, связь слов в предложении.




Отличать предложение от группы слов

эл.приложение

2.

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении.




Соблюдать логическое ударение

эл.приложение

3.

Знаки препинания конца предложения.




Употреблять знаки препинания

эл.приложение


Члены предложения — 9 ч.







1.

Главные члены предложения (основа).




Находить главные члены предложения

эл.приложение

2.

Второстепенные члены предложения.




Различать второстепенные члены предложения

эл.приложение

3-4

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.




Обосновывать правильность выбора подлежащего и сказуемого

эл.приложение

5-6

Распространённые и нераспространённые предложения




Различать предложения

эл.приложение

7

Связь слов в предложении.




Устанавливать связь слов

эл.приложение

8

Р.р.Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».

сочинение



Составлять рассказ по репродукции картины


9

Проверочная работа.


«Предложение».

Мет.пособие с.28


Оценивать свои достижения.


Слова, слова, слова… - 18ч.


Слово и его значение - 4ч.


1.

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единство звучания и назначения. Слово как общее название многих однородных предметов.




Классифицировать слова по группам.

эл.приложение

2.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов

1ч.




Распознавать слова

эл.приложение

3.

Р.р. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.




Наблюдение над этимологией слов


4

Работа с толковыми и орфографическими словарями.







Синонимы и антонимы — 4 ч.







1-2

Расширение представлениий о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.




Распознавать синонимы и антонимы

эл.приложение

3

Работа со словарями синонимов и антонимов.




Находить информацию о слове


4.

Р.р. Изложение текста по данным к нему вопросам.

изложение



Умение излагать текст



Однокоренные слова — 4ч.







1.

Родственные (однокоренные) слова. Корень слова.




Выделять корень слова

эл.приложение

2.

Различение родственных однокоренных слов и синонимов, родственных (однокоренных)слов с омонимичными корнями.




Группировать однокоренные слова с разными корнями.

эл.приложение

3.

Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарем однокоренных слов. Единообразное написание корня в однокоренных словах.




Подбирать однокоренные слова, работа со словарем и памяткой.

эл.приложение

4.

Формирование умения выполнять логические действия; анализ, сравнение, обобщение.

1ч.




Производить сравнение, анализ, обобщение

эл.приложение


Слог. Ударение. Перенос слова — 6 ч.








1.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.








Делить слова на слоги, классифицировать слова по их количеству.

эл.приложение

2.

Ударение. Словесное и логическое ударение в предложении. Словообразующая функция ударения.




Определять ударение в слове, различать ударные и безударные слоги, сравнивать модели слова

эл.приложение

3.

Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы русского языка.

1ч.




Работать с орфоэпическим словарем.


4.

Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую.




Перенесить слова по слогам.

эл.приложение

5.

Проверочная работа.


«Перенос слова. Ударение»

Учебник, ч.1 с. 75


Оценивать свои достижения.


6.

Р.р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

сочинение



Составлять рассказ по серии картинок


Звуки и буквы – 59 ч.


1.

Звуки и буквы. Различие звуков и букв.




Различать звуки и буквы.

эл.приложение


Русский алфавит, или Азбука — 3 ч.







1.

Р.р.Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом».

сочинение



Составлять рассказ по репродукции картины


2.

Значение алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности.

1ч






3.

Проверочная работа.

1ч.


«Звуки и буквы»

Сб.диктантов с.27





Гласные звуки — 2ч.








1.

Признаки гласного звука. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1ч.




Различать гласные звуки и буквы, соотносить звуковой и буквенный состав слов.

эл.приложение

2.

Р.р. Работа с текстом. Записть ответов на вопрсы к тексту.

1ч.




Составлять и записывать ответы на вопросы.



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне — 15ч.







1.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1ч.




Определять ударный гласный звук и его место в слове

эл.приложение

2.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.




Определять ударный гласный звук и его место в слове

эл.приложение


2 четверть — 35 ч







3-4

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.




Определять безударный гласный звук и его место в слове

эл.приложение

5-6

Особенности проверяемых и проверочных слов.




Различать проверочное и проверяемое слово.

эл.приложение

7-9

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.






3ч.




Объяснять правописание слова с безударным гласным

эл.приложение

10

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1ч.




Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

эл.приложение

11.

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука

1ч.




Работать со словарем

эл.приложение

12.

Проверочный диктант.

1ч.


«Правописание безударных гласных»

Сб. диктантов с.30-31




13.

Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.

1ч.




Объяснять употребление образных выражений

эл.приложение

14

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.




Составлять текст из предложений

эл.приложение

15.

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

1ч.

Сочинение С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».



Составлять рассказ по репродукции картины


1.

Признаки согласного звука.

Р.р. Восстановление деформированного текста по рисунку.

1ч.




Составлять рассказ

эл.приложение

2.

Согласный звук (Й) и буква «и краткое».

1ч.




Различать согласный звук (Й) и гласный «и».

эл.приложение


Слова с удвоенными согласными - 2 ч.







1.

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.

1ч.

Сочинение А.С.Степанова «Лоси».



Составлять рассказ

эл.приложение

2.

Проект «И в шутку и всерьёз».

1ч.

проект



Создавать проект



Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения — 2ч.







1-2

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

2ч.




Различать твердые и мягкие согласные звуки.

эл.приложение


Мягкий знак - 3ч.







1.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

1ч.




Подбирать примеры слов с мягким знаком.

эл.приложение

2.

Р.р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

1ч.




Работать с текстом


3.

Проект «Пишем письмо»

1ч.




Составлять продолжение рассказа



Правописание буквосочетаний с щипящими звуками — 8 ч.








Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч -4ч.







1 -2

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

2ч.




Находить в словах буквосочетания

эл.приложение

3.

Р.р. Работа с текстом.

1ч.




Работать с текстом


4.

Проект «Рифма».

1ч.

проект



Создавать презентацию



Буквосочетания жи –ши, ча-ща, чу-щу — 4ч.







1-2

Правописание буквосочетаний жи –ши, ча-ща, чу-щу в словах.

2ч.




Применять правило

эл.приложение

3.

Проверочный диктант.





1ч.


«Гласные после шипящих»

Сб. диктантов с.37




4.

Р.р. Работа с предложением и текстом.



1ч.




Работать с текстом


1.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.












1ч.




Различать глухие и звонкие звуки

эл.приложение


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным — 14 ч.







1

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

1ч.




Соотносить произношение и написание звуков.

эл.приложение

2.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

1ч.




Соотносить произношение и написание звуков.

эл.приложение

3-4

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.




Различать прверочное и проверяемое слова.

эл.приложение


3 четверть — 50 ч







5- 7.

Способы проверки написания буквы, обозначающий парный по глухости-звонкости согласный звук: изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

3ч.




Подбирать проверочные слова

эл.приложение

8-14.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

7ч.




Объясняем правописание слов.

эл.приложение


Обобщение знаний об изученных правилах письма — 2ч.







1.

Проверочный диктант.


«Правописание гласных и согласных в корне слова»

Мет.пособие с.109


Оценивать свои достижения.


2.

Р.р. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.


1ч.

изложение



Излагать письменно текст



Разделительный мягкий знак -4ч






1.

Использование на письме разделительного мягкого знака.


1ч.




Подбирать примеры слов.

эл.приложение

2.

Правило написания разделительного мягкого знака в словах

1ч.




Применять правило

эл.приложение

3.

Р.р. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1ч.




Составлять устный рассказ


4.

Проверочная работа.

1ч.


«Правописание слов с разделительным Ь»

Мет.пособие с.125


Оценивать свои достижения.



Части речи – 58 ч.









Части речи – 2 ч.






1.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

1ч.




Соотносить слова - названия

эл.приложение

2.

Формирование умений работать с графической информацией.

1ч.




Находить части речи, пользуясь схемой

эл.приложение


Имя существительное – 19 ч.







1-3

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Расширение представлений о предметах и явлениях

окружающего мира


3ч.




Обогащать собственный словарь

эл.приложение

4-7.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формирование представлений о профессиях и людях труда.

4ч.




Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

эл.приложение


Собственные и нарицательные имена существительные-5ч.








8.

Заглавная буква в именах собственных.










Классифицировать собственные и нарицательные существительные

эл.приложение

9-10

Развитие познавательного интереса к происхождению имен и фамилий, истории названия своего села.

2ч.




Находить информацию

эл.приложение

11.

Р.р. Составление устного рассказа по репродукции картины.

В.М.Васнецов «Богатыри».



Составлять устный рассказ


12.

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.




Составлять устный рассказ



Число имен существительных -2ч.







1.

Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляемые только в одном числе.

1ч.




Определять число сущ.

эл.приложение

2.

Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

1ч.




Определять, каким членом предложения является сущ.

эл.приложение


Обобщение знаний об имени существительном — 5ч.







1.

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

1ч.




Определять грамматические признаки сущ.

эл.приложение

2-3

Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаком имени существительного.

2ч.




Классифицировать имене сущ.

эл.приложение

4.

Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

изложение



Работать с текстом.


19.

Проверочная работа.


«Имя существительное» Мет.пособие с. 149


Оценивать свои достижения.



Глагол – 12ч.








Глагол как часть речи и употребление его в речи -4ч.









1.

Синтаксическая функция глагола в предложении




Определять, каким членом предложения является глагол

эл.приложение

2-3

Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике.





Выбирать глаголы

эл.приложение

4.

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины художника.

Сочинение

А.К.Саврасов«Грачи прилетели».



Составлять и записывать рассказ



Число глагола — 2ч.







1-2

Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи.

2ч.




употребление глаголов в числе.

эл.приложение

1.

Правописание частицы НЕ с глаголами.




Раздельно писать частицу НЕ

эл.приложение


Обобщение знаний о глаголе — 2ч.







1.

Обобщение знаний о глаголе.




Определять признаки глагола

эл.приложение

2.

Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1ч.




Записывать составленный текст



Текст - повествование и роль в нём глаголов -3ч.







1.

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании.




Распознавать текст-повествование

эл.приложение

2.

Р.р. Составление текста-повествования на предложенную тему.




Составлять текст-повествование


3.

Проверочная работа.





«Глагол»

Мет. пособие с. 166


Оценивать свои достижения.



Имя прилагательное - 13ч.








Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным — 6ч.








1.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.




Распознавать имя прилагательное

эл.приложение


4 четверть — 40 ч







2-3.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

2ч.




Распознавать имя прилагательное

эл.приложение

4-5.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

2ч.




Определять как член предложения

эл.приложение

6.

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1ч.




Подбирать имена прилагательные- сравнения

эл.приложение


Единственное и множественное число имен прилагательных — 2ч.







1-2

Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени сущ.


2ч.




Определять число прил.

эл.приложение


Обобщение знаний об имени прилагательном - 2 ч.







1

Обобщение знаний об имени прилагательном

1ч.




Определять грамматические признаки


2.

Проверочная работа.

1ч.


«Имя прилагательное»

Мет. пособие с.182


Оценивать свои достижения.



Текст-описание и роль в нём имен прилагательных 3 ч.







1

Понятие о тексте – описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании.




1ч.




Наблюдать над ролью имен прилагательных

эл.приложение

2

Р.р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений.

1ч.




Составлять текст-описание


13.

Р.р. Составления текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

1ч.

сочинение



Составлять текст-описание. Оценивать свои достижения.



Местоимение - 4 ч.







1.

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).

1ч.




Различать местоимения

эл.приложение

2

Р.р. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

1ч.




Редактировать текст


3.

Р.р. Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Работа с текстом.


1ч.




Распознать текст-рассуждение


4.

Проверочная работа.

1ч.


«Местоимение» Мет.пособие с. 188


Оценивать свои достижения.



Предлоги – 6 ч.







1.

Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функции предлогов.


1 ч.




Узнавать предлоги в речи

эл.приложение

2-4

Правописание предлогов с именами существительными.

3ч.




Раздельно писать предлоги со словами

эл.приложение

5.

Р.р. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.




Редактировать и восстанавливать текст


6.

Проверочная работа.


«Правописание предлогов» Мет.пособие с.193


Оценивать свои достижения.


1.

Проект «В словари - за частями речи».

1ч.

проект



Пользоваться словарями


2.

Контрольный диктант.


«Повторение изученного во 2 классе»

Мет. пособие с.195


Оценивать свои достижения


Повторение – 16 ч.


1-2

Текст. Типы текстов.

2ч.




Определять тип текста

эл.приложение

3-5

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог.

3ч.




Устанавливать связь слов в предложении.

эл.приложение

6-7

Однокоренные слова.

2ч.




Находить однокоренные слова

эл.приложение

8-10

Части речи.

3ч.




Определять части речи

эл.приложение

11-13.

Звуки и буквы.

3ч.




Различать звуки и буквы,

эл.приложение

14-16

Правила правописания.

3ч.




Применять правила правописания

эл.приложение


Итого:

170ч.

15ч.

13ч.






Виды работ по четвертям


Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Контрольный диктант

0

0

0

1

1

Проверочный диктант

0

2

1

0

3

Проверочная работа

3

0

3

3

9

Проект

0

3

0

1

4



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


  1. Русский язык. 2 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч./В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.-М.: Просвещение. 2012.- 160с..

  2. Русский язык. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. В 2 ч./В.П.Канакина,

Г.Н.Манасова.-М.: Просвещение. 2012.- 205с..

  1. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы./В.П.Канакина,

Г.С. Щеголева-М.: Просвещение. 2012.- 159с..

  1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык».

  2. Интернет-ресурсы: сайты festival.1september.ru, proshkolu.ru, nsportal.ru, prosv.ru.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Русский язык. 2 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч./В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.-М.: Просвещение. 2012.- 160с..

25

библиотека

1.2.

Стандарт начального образования по русскому языку

1


1.3.

Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений: Русский язык 1-4 кл.(сост.В.П.Канакина, В.И.Горецкий, М.В.Бойкина.УМК «Школа России»)-М. «Просвещение» 2011г.-528 с.

1


2. Печатные пособия

2.1.

Словари всех типов по русскому языку


библиотека

2.2.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)


кабинет ИЗО

3. Экранно-звуковые пособия (могут быть и в цифровом виде)

3.1.

Мультимидийные (цифровые) образовательные ресурсы

Приложение на электронном носителе

Сайт «Начальная школа» htt: //1-4/prosv/ru

Электронное приложение к учебнику «Русский язык». 2кл. В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого




1




библиотека

4. Технические средства обучения (средства ИКТ)

4.1.

Мультимидийный проектор

1

Кабинет №2

4.2.

Экран мультимидийного проектора

1

Кабинет №2

4.3.

Компьютер

1

Кабинет №2

Лист внесения изменений


Дата

Вносимое изменение

№, дата приказа, на основании которого вносится изменение



































Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы  В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной «Русский язык».  Концепция, заложенная в содержании учебного материала,  в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. Отбор учебного материала, упражнений, текстов учитывает возрастные особенности учащихся и организует учебную деятельность учащихся на основе системно-деятельностного подхода, а также формирует нормы и правила произношения, использование слов в речи, вводят ребёнка в мир русского языка.

 

Автор Ткаченко Евгения Викторовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 484
Номер материала 10211
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓