Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку ( 5 КЛАСС).

Рабочая программа по русскому языку ( 5 КЛАСС).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска»


РАССМОТРЕНО

на кафедре русского языка и литературы

протокол №_________

от «__30___»_августа 2014г.

Руководитель_________Н.Т.Карабалина


СОГЛАСОВАНО

Председатель НМС

протокол №________

от «____»___________2014г.

_________/О.М.Казанцева/

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска» Приказ № от «_____»___________2014г. ______________В.В.Техтиекова




Рабочая программа по русскому языку

5 класс

170 часов




Составитель: Самажанова Г.Н.





г. Горно-Алтайск

2014-2015


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Программы, соответствующей Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку для основной школы, требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой, на основании программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составительТ.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.М.Шанский.-8-е изд.- М.: Просвещение, 2002

Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:

формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у учащихся чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе с учётом специфики многонационального региона.

Используется учебно-методический комплект:1 Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.М.Шанский.-8-е изд.- М.: Просвещение, 2002; 2.Русский язык. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных уч. заведений./ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.-34-е изд.-М.: Просвещение,2012.; 3 Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Опыт лингвистического анализа текста.-М.: «Дрофа»,2003.

Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.

График контрольных работ



№ работы

№ урока

Тема работы

1

11

Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в начальных классах»

2

22

Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 4 классе»

3

49

Контрольная работа по теме: «Синтаксис и пунктуация»

4

52

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» №2

5

63

Контрольная работа по теме: «Фонетический разбор слова»

6

64

Контрольный диктант по теме «Фонетика» №3

7

73

Контрольный диктант по теме: «Лексика» №4

8

84

Контрольная работа по теме: «Морфемный разбор слова»

9

89

Контрольная работа по теме: «Гласные а-о в корнях с чередованием»

10

93

Контрольный диктант по теме: «Морфемика. Орфография» №5

11

102

Контрольная работа по теме: «Морфологический разбор имени существительного»

12

112

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

13

115

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» №6

14

118

Контрольная работа по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

15

126

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» №7

16

140

Контрольный диктант по теме: «Виды глагола» №8

17

151

Контрольный работа по теме: «Спряжение глагола»

18

160

Контрольный диктант по теме: «Глагол» №9

19

167

Итоговая контрольная работа №11




3. Минимум содержания образования по разделам


1. Наш учебник.

2. Язык и человек. Язык и речь.

3. Стили речи.

4. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.

5. Состав слова.

6. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

7. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне.

8. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

9. Буквы и,у,а после шипящих.

10. Разделительные ъ и ь.

11. Раздельное написание предлогов с другими словами.

12. Текст, тема текста. Основная мысль текста.

13. Части речи.

14. Глагол.

15. -Тся и -ться в глаголах.

16. Правописание глаголов.

17. Имя существительное.

18. Имя прилагательное.

19. Местоимение.

20. Синтаксис - раздел науки о языке. Пунктуация.

21. Словосочетание. Лексическое и грамматическое значения словосочетания. Разбор словосочетания.

22. Предложение. Грамматическая основа.

23. Виды предложений по цели высказывания.

24. Восклицательные предложения.

25. Члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

26. Тире между подлежащим и сказуемым.

27. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

28. Дополнение - второстепенный член предложения.

29. Определение - второстепенный член предложения.

30. Обстоятельство - второстепенный член предложения.

31. Предложения с однородными членами.

32. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

33. Предложения с обращениями.

34. Письмо.

35. Синтаксический разбор простого предложения.

36. Простые и сложные предложения.

37. Синтаксический разбор сложного предложения.

38. Прямая речь.

39. Диалог.

40. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

41. Фонетика. Гласные звуки. Позиционное чередование.

42. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие.

43. Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

44. Согласные звонкие и глухие.

45. Графика. Алфавит.

46. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.

47. Двойная роль букв е,е',ю,я.

48. Орфоэпия.

49. Фонетический разбор слова.

50. Слово и его лексическое значение.

51. Однозначные и многозначные слова.

52. Прямое и переносное значение слов.

53. Омонимы.

54. Синонимы.

55. Антонимы.

56. Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

57. Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

58. Окончание. Основа слова.

59. Корень слова.

60. Суффикс.

61. Приставка.

62. Чередование звуков. Беглые гласные.

63. Варианты морфем.

64. Морфемный разбор слова.

65. Правописание гласных и согласных в приставках.

66. Буквы з и с на конце приставок.

67. Буквы о -а в корне -лаг- - лож -.

68. Буквы о -а в корне - раст — рос-.

69. Буквы о - ё после шипящих в корне.

70. Буквы ы -и после ц.

71. Повторение по теме: «Морфемика. Орфография. Словарный диктант».

72. Самостоятельные и служебные части речи.

73. Имя существительное как часть речи.

74. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

75. Имена собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

76. Морфологический разбор имени существительного.

77. Род имен существительных.

78. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

79. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

80. Три склонения имен существительных.

81. Падеж имен существительных.

82. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

83. Множественное число имен существительных. Правописание о - е после шипящих и ц о окончаниях существительных.

84. Повторение.

85. Имя прилагательное как часть речи.

86. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

87. Прилагательные полные и краткие.

88. Морфологический разбор имени прилагательного.

89. Глагол как часть речи.

90. Не с глаголами.

91. Неопределенная форма глагола.

92. Правописание -тся и -ться в глаголах.

93. Виды глагола.

94. Буквы е - и в корнях с чередованием.

95. Время глагола.

96. Глаголы прошедшего времени.

97. Глаголы настоящего времени.

98. Глаголы будущего времени.

99. Спряжение глаголов.

100. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

101. Морфологический разбор глагола.

102. Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа.

103. Употребление времен.

104. Повторение по теме: «Глагол».

105. Разделы науки о языке.

106. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

107. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. раздельные написания.

108. Знаки препинания в простом и сложном предложениях.
























4 .Содержание предмета

РР -уроки развития речи


Тема (раздел)

Часы

Понятия, термины, явления, изучаемые данной теме

Язык - важнейшее средство общения

3

Форзац, переплет Язык, человек, речь, звуки. Официально-деловой, научный, разговорный, публицистический, художественный.

Повторение изученного в начальных классах


16+3рр

Звук, буква, орфограмма. Приставка, корень, суффикс, основа,

окончание.

Безударная гласная в корне, однокоренно слово.

Согласная, однокоренное слово, гласная по< согласной.

Шипящая буква, исключения из правил.

Приставка, корень, гласные е,ё,ю,я.

Предлоги и приставки.

Тема, мысль, идея текста.

Вид, время, спряжение, лицо.

Инфинитив.

Личные окончания глаголов.

Собственное и нарицательное имя

существительное, одушевленное и

неодушевленное.

Личные местоимения, местоимения 1, 2 и 3 лица.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи


___________


25+6рр

Второстепенные члены

второстепенный член

- второстепенный член

Синтаксис, грамматика, пунктуационные ошибки. Главное и зависимое слово, грамматическая и смысловая связь.

Главные члены предложения.

Повествовательное, побудительное,

вопросительное предложения.

Восклицательные предложения и невосклицательные предложения, интонация

Главные члены предложения, тире. Главные и второстепенные члены предложи

Косвенные падежи, дополнение. Имя прилагательное, определение.

Наречие, обстоятельство, значение

обстоятельства.

Однородные члены предложения. Пунктуация, знаки препинания.

Обращения, предложение, знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения.

Главные и второстепенные члены предложения, основа предложения. Кавычки, знаки препинания, прямая речь. Диалог, прямая речь, разговор.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи


10+1рр

Звук, букв, гласный, согласный, чередование.

позиция. Твердость и мягкость согласного.

Чередование, позиция, гласный, согласны!

Звонкий, глухой, согласный. Буква, алфавит, гласные и согласные букв!

Позиция, двойной звук, абсолютное начало

слова. Ударение, орфоэпическая норма.

Лексика. Культура речи


7+2рр

Лексическое значение, слово, лексика. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Понятие об омонимах.

Понятие о синонимах.

Понятие об антонимах.

Морфемика. Орфография. Культура речи


.

17+4рр

Понятие о морфеме. Приставка, суффикс, окончание, основа, корень слова.

Беглые гласные.

Приставка.

Приставка.

Корень, чередование.

Корень, приставка, последующие согласные.

Морфология. Орфография. Культура речи

72. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное

16+5рр

Часть речи, существительное.

Категория одушевленности и

неодушевленности у существительного.

Собственные и нарицательные имена

существительные. Род имен существительных.

Склонение имен существительных. Падеж

Имя прилагательное


7+4рр

Часть речи, прилагательное, значение. Палеж,

число, род прилагательных, полные и кратки

прилагательные.

Глагол


30+6рр

Часть речи, глагол, частица не, инфинитив, время, вид, спряжение, лицо.

Повторение


7+2рр





5. Критерии оценки



Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

























6 Требования к уровню подготовки обучающихся




Планируемые результаты

В результате изучения русского языка ученик 5 класса должен знать/понимать

• определение основных изучаемых языковых единиц., речеведческих понятий,орфографических и пунктуационных правил, аргументировать свои ответы, приводя нужные примеры.



К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

• производить морфологический разбор частей речи, изученных в 5 классе, синтаксический разбор простых предложений, а также сложных предложений с изученным союзами;

• составлять предложения, тексты на заданную тему;

• соблюдать нормы литературного языка в приделах изученного материала.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 5классе слова с непроверяемыми орфограммами.

Выделять запятыми однородные члены, два простых предложения в составе сложного.




Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Адекватно воспринимать и создавать тексты на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно); писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения ( на материале жизненного опыта учащегося).

Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Соблюдать правила правописания в изученных объёмах









7. Календарно -тематический план

П/п

Тема


дата

Знать уметь

Дата

Примечания, наглядности





Язык - важнейшее средство общения 3часа









1.

Наш учебник. Язык – важнейшее средство общения

1


Рассмотреть учебник «Русский язык 5 класс», определить, какие разделы о языке изучаются в 5 классе, что уже знакомо, что ещё нет; изучить условные обозначения учебника.

Развивать умение пользоваться условными обозначениями, быстро и легко ориентироваться в учебнике для лучшего усвоения изучаемого материала.

Воспитывать бережное отношение к книге.






2.

Язык и человек.

Язык и речь.

2


Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается письменное общение от устного.

Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Уметь различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, уметь определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.






3

Стили речи (Р)

3


Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.

Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.








Повторение изученного в начальных классах (16+3)





4

Звуки и буквы. Произношение и правописание Орфограмма

1


Знать, что в русском языке написание слова не всегда соответствует его произношению.

Уметь находить орфограммы – гласные и орфограммы – согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; уметь находить орфограммы – гласные и согласные буквы в разных морфемах.





1


5

Состав слова

2


Знать, что корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова (морфемы); знать какие слова называются однокоренными.

Уметь выделять в слове морфемы; находить однокоренные слова; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы).









6

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

3


Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Уметь правильно писать слово с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарем.












7

Правописание проверяемых непроверяемых согласных в корне

4


Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Уметь правильно писать слова с проверяемыми согласными и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменение формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная л, м, н, р); пользоваться орфографическим словарем. Уметь правильно писать слова с непроверяемыми согласными в корне слова; пользоваться орфографическим словарем.






8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

5


Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний.






9

Буквы и, у, а после шипящих

6


Знать правило написания букв и, у, а после шипящих и слова – исключения.

Уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова – исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.






10

Разделительные ъ и ь

7


Знать правило употребления разделительных ъ и ь.

Уметь находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия их выбора.















11

Раздельное написание предлогов с другими словами


Контрольная работа по теме: «Орфограммы. Повторение изученного в начальных классах»


8


Усвоение понятия орфограммы – пробела (раздельного написания), орфограммы – дефиса, знание о совпадении по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок; знание того, что предлог – слово, приставка – часть слова. Знание правила отдельного написания предлогов со словами; знание правила дефисного написания предлогов из-за, из-под; знание падежа, с которым употребляются эти предлоги.

Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму – слитное и орфограмму – раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельного написания; уметь писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму – дефис; употреблять предлоги в речи.






12

Текст (Р)

Тема текста Основная мысль текста

9


Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте).

Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план. Знание о теме текста (широкие и узкие темы высказывания, микротемы).

Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы). Знать о теме и основной мысли текста, о способах раскрытия основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; уметь редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли; уметь писать сочинение повествовательного характера на заданную тему (рассказ о случае из жизни) – Д/з.






13


Изложение с изменением лица (Р)

10


Учить писать изложение, уметь озаглавливать текст; выделять части текста; пересказывать части текста, текст; составлять простой план.









14

Части речи

11


Знать на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи. Знать об употреблении на письме ь после шипящих во втором лице глаголов настоящего и будущего времени.

Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия.









15

Глагол

12


Знать что такое глагол; морфологические признаки глагола, синтаксическую роль глагола в предложении.

Уметь находить глагол в предложении, отличать его от других частей речи.








16

-тся и -ться

в глаголах

13


Знать опознавательный признак орфограммы :[ца] на конце глагола; способ определения написания -тся или -ться. Знать личные окончания глаголов I и II спряжения.

Уметь находить орфограмму в -тся и -ться в глаголах; пользоваться способом определения написания -тся и -ться; правильно писать -тся и -ться.

Уметь выделять личные окончания глаголов; писать е или и в личных окончаниях глаголов.









17

Правописание глаголов

14


Знать личные окончания глаголов I и II спряжения, о раздельном написании не с глаголами.

Уметь выделять личные окончания глаголов, писать е или и в личных окончаниях глаголов; уметь писать не раздельно с глаголами.



.




18

Имя существительное

15


Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения). Знать об употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у существительных, об употреблении е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Уметь ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного. Уметь правильно употреблять ь после шипящих на конце слова у существительных, выбирать написание е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном лице.






19

Имя прилагательное

16


Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными.

Знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу).

Уметь изменять прилагательные по родам, падежам, числам; согласовывать прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу.

Уметь пользоваться способами определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний.






20

Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Летом» (Р)

17


Знать критерии и правила сочинения –описания, определение художественно- выразительных средств, уже известных ученикам.

Уметь применять данные средства в своей творческой работе.









21


Местоимение

18


Знать о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов.

Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.






22

Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 4 классе»

1

19


Закрепление изученного.






Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (25+6)





23

Синтаксис –раздел науки о языке. Пунктуация

1


Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания.

Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; уметь разграничивать знаки препинания по их функции.






24


Словосочетание. Лексическое и грамматическое значения словосочетания

2


Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания, знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании.

Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое словосочетание; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового смысла словосочетания «сущ + сущ» и «прил + сущ»; уметь составлять словосочетания по образцу; уметь выделять словосочетания из предложений.








25

Разбор словосочетания


Контрольная работа по теме: «Разбор словосочетания».

3


Знать порядок разбора словосочетания.

Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.






26

Предложение. Грамматическая основа

4


Знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения).

Знать знаки завершения. Понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего.

Уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами.






27


Сжатое изложение рассказа В.П.Катаева «Старый пень» (Р)

5


Знать способы сжатия текста.

Уметь формировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст.






28

Виды предложений по цели высказывания

6


Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений.

Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания.








29

Восклицательные предложения

7


Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений.

Уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять.







30

Члены предложения. Подлежащее Сказуемое

8


Знать, что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (сущ., местоим., сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого.

Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное сущ., местоим., сочетанием слов.

Знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); чем определяется выбор способа выражения сказуемого.

Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.







31

Тире между подлежащим и сказуемым

9


Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (сущ. В И.п.); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции.

Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.







32

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения


10


Знать определение распространенных и нераспространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия).

Уметь разграничивать нераспространенные и распространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами.








33

Дополнение – второстепенный член предложения

11


Знать определение понятия «дополнение»; способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; знать о возможности смещения подлежащего и дополнения, выражающего существительное в В.п. без предлога.

Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное в существительном в В.п. без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложение дополнениями.










34

Определение –второстепенный член предложения

12


Знать определение понятия «определения»; способы выражения определения; графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания.

Уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложение определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.









35

Обстоятельство – второстепенный член предложения


Проверочная работа по теме: «Члены предложения»

13


Знать определение понятия «обстоятельство»; способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; зависимость обстоятельства от глаголов-сказуемых.

Уметь находить обстоятельства в предложениях; обозначать обстоятельства как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для точной передачи содержания высказывания.










36

Предложения с однородными членами

14


Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; предложения с однородными членами, связанные только интонацией перечисления (без союзов).

Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления.






37

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Обобщающие слова при однородных членах предложения

15


Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация при бессоюзии, союз при союзной связи); функцию запятой между однородными членами – знаки разделения; знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; знать схемы предложений с однородными членами.

Уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие).










38

39

Предложения с обращениями

16-17


Знать определение обращения; знать об интонации, с которой произносится обращение; знать опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию; функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением, знать о возможности смещения подлежащего и обращения.

Уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; отличать обращение от подлежащего.






40

Письмо (Р)

18


Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи.

Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме.









41

Синтаксический разбор простого предложения

19


Знать порядок синтаксического разбора простого предложения.

Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; уметь определять стиль речи к которому относится устный разбор.






42

Пунктуационный разбор простого предложения

20


Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения.

Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения; уметь определять стиль речи к которому относится устный разбор.








43

44

Сочинение – рассказ по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»(Р)

21-22


Уметь составлять рассказ по картине. Знать все особенности рассказа, его композицию.






45

46

Простые и сложные предложения

23-24


Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в сложном (наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями); функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного – знака разделения; знать правило постановки запятой в сложном предложении; знать о возможности смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами а, и.

Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложно предложении.






47

Синтаксический разбор сложного предложения

25


Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Уметь производить синтаксический разбор (устно и письменно) сложного предложения; уметь составлять план сообщения на лингвистическую тему.










48

49

Прямая речь


Контрольная работа по теме: «Синтаксис и пунктуация»

26-27


Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении слов автора после прямой речи и перед ней; знать опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи; правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; схемы предложений с прямой речью.

Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме.







50

Диалог(Р)

28


Знать, что такое диалог, реплика. Знать правило постановки знаков препинания при диалоге. Схемы диалога.

Уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалог на заданную тему по указанной схеме; вести диалог.






51

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

29


Закрепить пройденный материал по теме «Синтаксис. Пунктуация».








52

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

2

30


Закрепление и проверка знаний и навыков по теме «Синтаксис и пунктуация»






53

Выборочное изложение (По Е.В. Мурашовой)

31


Уметь писать выборочное изложение. Уметь выбирать главное из текста не меняя смысла.

Уметь формировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст.










Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (10+1)





54

Фонетика. Гласные звуки

Позиционное чередование

1


Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков.

Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции.








55

Согласные звуки Согласные твердые и мягкие

2


Знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков. Знать пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами транскрипции ([ , ]).

Уметь различать согласные звуки по твердости – мягкости; называть пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного.






56

Позиционные чередования гласных и согласных звуков

3


Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, связанных с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются; знать правило произношения согласных на месте буквосочетаний чн, чт в словах типа что, конечно.

Уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных.






57

Согласные звонкие и глухие

4


Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать перечень пар согласных по глухости – звонкости, а также непарные согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков, о звукозаписи; о позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение).

Уметь различать согласные по глухости – звонкости; называть пары согласных по глухости – звонкости; и непарные согласные; различать позиционные чередования согласных в словах.









58


Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») (Р)

5


Знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование.

Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст.





59

Графика. Алфавит

6


Знать, чем отличается устная речь от письменной; знать о различии между звуками и буквами; предмет изучения графики и каллиграфии; русский алфавит и его назначение.

Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять сходство в начертании букв, уметь правильно произносить название букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов.








60


Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака

7


Знать о роли ь для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных.

Уметь находить в словах мягкий согласный; уметь употреблять ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарем; уметь разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласной, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь знаком.








61

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

8


Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях.

Уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях.

Уметь объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв их обозначающих.








62

Орфоэпия

9


Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях.

Уметь правильно произносить указанные слова, находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки.







63


Фонетический разбор слова


Контрольная работа по теме: «Фонетический разбор слова»

10


Знать порядок фонетического разбора слова.

Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов.






64

Контрольный диктант по теме «Фонетика»

3

11


Закрепить знания и умения по теме «Фонетика».






Лексика. Культура речи (7+2)





65

Слово и его лексическое значение

1


Знать функцию слова в языке, понятие «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова».

Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значение слов.








66

Однозначные и многозначные слова

2


Знать понятие «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря различных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между различными значениями многозначного слова.

Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением.








67

Прямое и переносное значение слов

3


Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях.

Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении.






68

Омонимы

4


Знать понятие «Омонимы»; о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров).

Уметь находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи.






69

Синонимы

5


Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).

Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.






70

Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (Р)

6


Знать, что такое пейзаж, как жанр живописи Знать структуру текста типа описание; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на картине.

Уметь устно описывать изображенное на картине.

Знать что такое картина, репродукция, иллюстрация, пейзаж.









71

Антонимы

7


Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи.

Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» Львова М.Р.; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.






72


Подробное изложение (К.Г. Паустовский «Первый снег») (Р)

8


Знать о роли деталей в художественном описании предмета. Составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного.






73

Повторение по теме «Лексика. Культура речи»


Контрольный диктант по теме: «Лексика»

4

9


Закрепление пройденного материала.






Морфемика. Орфография. Культура речи (17+4)





74


Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1


Знать понятие «морфема»; предмет изучения марфематики.

Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы – значимые части слова.

Знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова






75

Окончание. Основа слова

2


Знать определение окончания слова; грамматическое значение окончаний разных частей речи; о нулевом окончании и его грамматическом значении; способ обозначения нулевого окончания.

Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных; уметь соотносить окончание с его грамматическим значением; выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах. Знать что такое основа слова, уметь правильно выделять её.








76

Сочинение по личным впечатлениям (Р)

3


Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции.

Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.






77

Корень слова

4


Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов; что однокоренные слова могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи.

Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; уметь находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.






78

Рассуждение

Сочинение – рассуждение на тему «Дни недели» (Р)

5


Знать о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование).

Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; использовать структуру рассуждения при создании текста-повествования; уметь создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера.






79


Суффикс

6


Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса.

Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов.






80

Приставка

7


Знать определение приставки, смысловое значение приставки.

Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем.









81

Выборочное изложение с изменением лица по тексту Пескова В.М. (упр.406. 407). (Р)

8


Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста).

Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.






82


Чередование звуков

Беглые гласные

9


Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков.

Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне.

Знать о чередовании гласных о и е с нулем звука в одной и той же морфеме.

Уметь опознавать слова с беглыми гласными о и е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам.







83

Варианты морфем

10


Знать понятие «варианты морфем».

Уметь различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам.






84

Морфемный разбор слова


Контрольная работа по теме: «Морфемный разбор слова»

11


Знать порядок морфемного разбора слова.

Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.







85

Правописание гласных и согласных в приставках

12


Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок пре- и при- и приставок на з- (с-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции.

Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем.







86



Буквы з и с на конце приставок

13


Знать правило написания букв з и с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-; словарные слова.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.







87

Буквы о – а в корне -лаг- -

-лож-

14


Знать правило написания букв о – а в корне -лаг- - -лож-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.






88

89


Буквы о – а в корне -раст- -

-рос-


Контрольная работа по теме: «Гласные а-о в корнях с чередованием»

15-16


Знать правило написания букв о – а в корне -раст- - -рос-; знать слова исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.







90

Буквы о – ё после шипящих в корне

17


Знать правило написания букв о – ё после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.







91

Буквы ы – и после ц

18


Знать правило написания букв ы – и после ц в корнях, в словах на

-ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы е после ц в корне, проверяемой ударением, и буквы ы – н после ц в разных частях слова.







92

Повторение по теме: «Морфемика. Орфография». Словарный диктант

19


Закрепление пройденного материала.






93

Контрольный диктант по теме: «Морфемика. Орфография»

5

20


Закрепление знаний, умений и навыков по теме.








94

Сочинение-описание изображенного на картине (П.П. Кончаловский «Сирень в корзине») (Р)

21


Знать о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморта.

Уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст описание.






Морфология. Орфография. Культура речи1ч





95

Самостоятельные и служебные части речи

1


Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; 3 группы частей речи; знать о месте причастия, деепричастия и к5атегории состояния в системе частей речи.

Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.






Имя существительное (16+5)





96



Имя существительное как часть речи


1


Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении.

Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных.






97

Доказательства в рассуждении

Сочинение «Моя любимая книга» (Р)

2


Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении.

Уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение самостоятельного характера.






98

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

3


Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными.

Уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.






99


Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных

4


Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные. Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т.п.

Уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена; заглавия книг, газет и т.п. писать с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний.







100

Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.А. Пермяк «Перо и чернильница») (Р)

5


Знать структуру рассуждения, повествования.

Уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста.






101

Работа над ошибками

6


Различать допускаемые ошибки, уметь находить их в своих работах и исправлять.






102

Морфологический разбор имени существительного


Контрольная работа по теме: «Морфологический разбор имени существительного»

7


Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.







103

Род имен существительных

8


Знать о грамматической роли рода имен существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.

Уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.







104

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

9


Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа.

Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь точно, уместно использовать указанные существительные в речи.






105

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

10


Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа и об их лексических группах.

Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, имеющие оба числа и существительные, которые имеют форму только множественного или единственного числа; уметь точно, уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного числа в речи.







106

Три склонения имен существительных

11


Знать о склонении имен существительных, об основании деления сущ-ых на три типа склонения; о начальной форме сущ-го.

Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные.






107

Падеж имен существительных

12


Знать название падежей, их значение порядок их следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы.

Уметь определять падеж существительного; уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно определять предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.







108

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

13


Знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе; знать порядок рассуждения для применения правила.

Уметь найти существительные с изучаемой орфограммой; правильно писать гласные е, и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на -ия, -ии, -ие); графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи.






109

Изложение с изменением лица (Р)

14


Знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, для более точного выражения мыслей.

Уметь излагать содержание исходного с изменением лица.






110


Множественное число имен существительных

15


Знать об особенностях склонения сущ. во мн. числе в дательном, творительном и предложном падежах; об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа мн. числа некоторых сущ. мужского рода на -и, -ы, -а, -я, об образовании форм родительного падежа мн. числа от сущ. чулки, валенки, места и т.д.; правописание сущ. с основой на шипящих в родительном падеже мн. числа.

Уметь правильно склонять сущ. во мн. числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры ит.д.) и родительного (ботинок, мест и т.д.) падежей мн. числа; правильно писать сущ. с основой на шипящих в родительном падеже мн. числа (рощ, груш, луж и т.д.); графически обозначать условия выбора правильных написаний.






111

Правописание

о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

16


Знать правило правописания о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Уметь правильно писать о – е после шипящих и ц в окончаниях сущ.; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь находить орфограммы-буквы о – е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.






112



Повторение .


Контрольная работа по теме «Имя существительное»

17


Закрепление пройденного материала.






113

114


Сочинение-описание по картине (Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье») (Р)

18-19


Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому.

Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; уметь составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников.






115

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

6

20


Закрепление знаний, умений и навыков по теме.







Имя прилагательное (7+4)





116




Имя прилагательное как часть речи

1


Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи.

Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи.














117

118

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Контрольная работа по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

2-3


Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать ход рассуждения, помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательного; знать правило написания букв о – е в окончаниях прилагательных после шипящих.

Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания

(кроме слов на -ый, -ий, -ой в форме мужского рода); уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний.








119

Описание животного. Изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») (Р)

4


Знать структуру текста типа описания; описание животного в художественном стиле; задачи художественного описания животного; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании.

Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания.









120

Работа над ошибками

5


Различать допускаемые ошибки, уметь находить их в своих работах и исправлять.






121

122

Прилагательные полные и краткие

6-7


Знать о полной и краткой форме прилагательных; о грамматических особенностях кратких форм прилагательных; об их синтаксической роли; знать правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий.

Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания.







123


Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Н. Комаров «Наводнение») (Р)

8


Знать об общем в разных видах описания; о специфике описанного животного, изображенного на картине; описание в разговорном стиле.

Уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле.







124

Морфологический разбор имени прилагательного

9


Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.






125

Сочинение «Наши друзья - животные» (Р)

10


Уметь составлять собственный текст по указанному плану, включая в повествовательный текст разговорного стиля элементы описания животного.






126

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

7

11


Закрепление знаний, умений и навыков по теме.







Глагол (30+5)





127

128

Глагол как часть речи

1-2


Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.

Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола.






129

130


Не с глаголами

3-4


Знать правила написания не с глаголами; знать нормы правильного ударения в указанных глаголах с частицей не.

Уметь правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не в речи; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах с не.






131


Рассказ (Р)

По сюжетным картинкам

5


Знать о рассказе как об одном из видов повествования; о композиции рассказа; главное о рассказе.

Составлять устное предложение рассказа по сюжетным картинкам.






132

Работа над ошибками

6


Различать допускаемые ошибки, уметь находить их в своих работах и исправлять.






133

134


Неопределенная форма глагола

7-8


Знать, что неопределенная форма глагола – это начальная форма; знать окончание неопределенной формы. Знать правило употребления ь после ч в неопределенной форме; о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи.

Уметь правильно писать в неопределенной форме ь после ч; графически обозначать условия выбора написания; правильно писать безударные суффиксов глаголов в неопределенной форме; уметь правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; уметь рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания.






135

Изложение – рассуждение (По Б.Н. Тимофееву)

9


Уметь писать изложение – рассуждение; уметь привадить аргументы и доказательства.






136

Работа над ошибками

10


Различать допускаемые ошибки, уметь находить их в своих работах и исправлять.






137

138



Правописание -тся и -ться в глаголах

11-12


Знать условия выбора написания -тся и -ться в глаголах; знать о произношении [ца] на месте -тся и -ться.

Уметь правильно произносить глаголы на -тся и -ться, уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать

-тся и -ться в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; уметь употреблять в речи глаголы на -тся и -ться.






139

140

Виды глагола


Контрольный диктант по теме: «Виды глагола»

8

13-14


Знать о видах глагола, их значениях; о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида речи.








141

142


Буквы е – и в корнях с чередованием

15-16


Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв е – и в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Уметь правильно писать слова с чередованием е – и в корнях, графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.







143

Невыдуманный рассказ о себе (Р)

17


Знать, что главное в рассказе развертывающееся в определенной последовательности действие; знать о роли жестов, выражении лица рассказчика в устном рассказе

Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта.







144

Работа над ошибками

18



Различать допускаемые ошибки, уметь находить их в своих работах и исправлять.







145

Время глагола

19


Вспомнить сведения о трех временах глагола.

Уметь определять времена глаголов.







146

Глаголы прошедшего времени

20


Знать об изменении глаголов в прошедшем времени; знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -д- в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал, понял, поняла и др.).

Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; правильно писать безударную гласную перед суффиксом -л- в прошедшем времени; графически правильно объяснять условия выбора правильных написаний; соблюдать правильное ударение в глаголах в прошедшем времени (понимал, понял, поняла и др.).






147

Глаголы настоящего времени

21


Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.).

Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи.






148

Глаголы будущего времени


Проверочная работа на тему: «Время глагола»

22


Знать формы (простую и сложную) будущего времени; знать об образовании форм будущего времени.

Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи.






149

Спряжение глаголов

23


Знать, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и II спряжения.

Уметь определять спр. глагола; изменять глаголы по лицам и числам.






150

151


Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием


Контрольная работа по теме: «Спряжение глагола»


24-25


Знать способ определения верного написания безударного личного окончания глагола.

Уметь применять способ определения верного написания безударного личного окончания гл.; правильно писать гласные в безударных личных окончания гл. (в том числе в гл. с чередованием согласных); графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь использовать гл. в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять гл.-синонимы в речи.











152


Морфологический разбор глагола

26


Знать порядок морфологического разбора глагола.

Уметь производить морфологический разбора (устный и письменный) глагола.






153

154

Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф. Савчук «Шоколадный торт») (Р)

27-28


Уметь производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица.






155

156

ь после шипящих в глаголах во

2-м лице ед.числа

29-30


Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м

лице ед.числа.

Уметь находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания.






157


Употребление времен

31


Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом.

Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого.






158

Употребление «живописного настоящего» в повествовании

32


Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа.

Уметь составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования.






159


Повторение по теме: «Глагол»

33


Закрепление пройденного по теме «Морфология. Орфография. Культура речи.»







160

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

10

34


Закрепление знаний, умений и навыков по теме.







161

Работа над ошибками

35


Различать допускаемые ошибки, уметь находить их в своих работах и исправлять.








Повторение и систематизация изученного (7+2)





162


Разделы науки о языке

1


Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; систематизация изученного по фонетике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации.

Уметь рассказывать о назначении русского языка, о разделах науки, о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; уметь классифицировать звуки русского языка по разделам науки о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; уметь определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются; уметь классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях.







163


Орфограммы в приставках и в корнях слов

2


Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке, о буквенных и небуквенных орфограммах, об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении.

Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать.







164


Орфограммы в окончаниях слов Употребление букв ъ и ь. Раздельные написания

3


Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении.

Уметь группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать.

Знать о различных функциях буквы ь, об условиях выбора буквы ь, букв ъ и ь разделительных; о выборе раздельных написаний предлогов, частицы не с глаголами; о выборе больших букв в именах собственных и употреблении кавычек в названиях книг и др.; о графическом обозначении орфограмм.

Уметь группировать слова с буквой ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными ъ и ь, орфограммами – раздельным написанием и орфограммой – большой буквой; графически обозначать условия выбора верных написаний.







165


Знаки препинания в простом и сложном предложениях

4


Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.






166

Сочинение по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку»(Р)

5


Понятие основной мысли высказывания; рассказ по рисунку – один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по рисунку.

Уметь составлять рассказ – повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.






167

Итоговая контрольная работа

11

6


Закрепление знаний, умений и навыков по теме.







168

Итоги года

7


Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год.







169

Резервный урок

8








170

Резервный урок

9











9. Контрольно-измерительные и дидактические материалы


Контрольные работы - контрольные диктанты, контрольные диктанты с грамматическим заданием, проверочные работы- тесты, грамматические работы.

№ работы

№ урока

Тема работы


Источники

1

11

Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в начальных классах»


Соловьева Н.Н. Русский язык. Диагностические

работы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014 – 96с.

2

22

Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 4 классе»

КД №1

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

3

49

Контрольная работа по теме: «Синтаксис и пунктуация»

КР

Соловьева Н.Н. Русский язык. Диагностические

работы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014

4

52

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» №2

КД №2

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

5

63

Контрольная работа по теме: «Фонетический разбор слова»

КР

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

6

64

Контрольный диктант по теме «Фонетика» №3

КД №3

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

7

73

Контрольный диктант по теме: «Лексика» №4

КД №4

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

8

84

Контрольная работа по теме: «Морфемный разбор слова»

КР

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

9

89

Контрольная работа по теме: «Гласные а-о в корнях с чередованием»

КР

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

10

93

Контрольный диктант по теме: «Морфемика. Орфография» №5

КД №5

Соловьева Н.Н. Русский язык. Диагностические

работы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014

11

102

Контрольная работа по теме: «Морфологический разбор имени существительного»

КР

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

12

112

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

КР

Соловьева Н.Н Русский. язык. Диагностические

работы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014

13

115

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» №6

КД №6

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

14

118

Контрольная работа по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

КР

Раман Т.В. Тематическое поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

15

126

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» №7

КД №7

Соловьева Н.Н Русский. язык. Диагностические

работы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014

16

140

Контрольный диктант по теме: «Виды глагола» №8

КД №8

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

17

151

Контрольный работа по теме: «Спряжение глагола»


Соловьева Н.Н Русский. язык. Диагностические

работы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014

18

160

Контрольный диктант по теме: «Глагол» №9

КД №9

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007

19

167

Итоговая контрольная работа №11

КР

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс.М., Экзамен. 2007














10. Информационно--методическое обеспечение


  1. Программа общеобразов. учреждений. Русский язык

  2. 5-9 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.М.Шанский.-8-е изд.- М.: Просвещение, 2002

  3. Русский язык. 5 кл.: Учебник для общеобразов. уч. заведений./ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.-34-е изд. Перераб.-М.: Просвещение, 2012.



Учебные ресурсы

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

2. Газета «1 сентября» www.1september.ru

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

4.ФИПИ http://www.fipi.ru

5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/

6.Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»

http://www.rus.1september.ru

7.Завуч. инфо www.zavuch.info

8.Педсовет http://pedsovet.org

9. Этимология и история слов русского языка http://etymolog.ruslang.ru/

10.Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/

11. Справочно-информационный портал "Грамота.ру"( Словари, игры, материалы к уроку, новости, журнал, материалы олимпиад): http://www. gramota.ru

12. Сайт «Культура письменной речи» http://www.gramma.ru

13.Школа цифрового века http://digital.1september.ru/









Рабочая программа по русскому языку ( 5 КЛАСС).
  • Русский язык и литература
Описание:

  Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Программы, соответствующей Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку для основной школы, требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой, на основании  программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составительТ.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.М.Шанский.-8-е изд.- М.: Просвещение, 2002.

     Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.    Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе с учётом специфики  многонационального региона.

Автор Самажанова Гульдана Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 384
Номер материала 18384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓