Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку 9 класс УМК С.И.Львовой (3ч)

Рабочая программа по русскому языку 9 класс УМК С.И.Львовой (3ч)

МБОУ Литвиновская СОШ Белокалитвинского района Ростовской области

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО 

_________Салькова Л.Н.

           Протокол № 1 от « 26.08.14»

 

                            «СОГЛАСОВАНО»

Председатель МС 

                      _________Пузанова Т.А.             

Протокол №__от «27 »08.14.

 

                        «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Литвиновской СОШ 

____________Шевкун Е.И.

Приказ №___от « 29»08.14 г

 

Рабочая программа учебного предмета

Русский язык для 9 класса

на 2014/2015учебный год

Количество часов - 102

Учитель Синебрюхова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012

2014





                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 



Рабочая программа по русскому языку (9 класс) составлена на основе

  • Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 102 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

  • Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12 2012 N 273 ФЗ

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). // Сборник нормативных документов.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году.

  • Государственного  образовательного стандарта общего образования (компонент образовательного учреждения).



Учебным планом предусмотрено на изучение материала по русскому языку 102 часа, а в программе Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений (автор-составитель С. И. Львова) отведено 68 часов. В связи с этим считаю целесообразным выделить на развитие речи 19 часов, потому что на экзаменах в новой форме (ГИА) большое внимание уделяется умениям и навыкам, которые школьники приобретают на этих уроках. Также увеличить часы на изучение темы «Синтаксис и пунктуация» (60 часов) и «Повторение и обобщение пройденного» (15 часов).

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формировании навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Программа реализует:

идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы

культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии

Задачи обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, практикумах.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями индивидуального, группового, тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка выпускник должен

Знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы приводя нужные примеры;

  • производить все виды разбора;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • определять стиль и тип текста;

  • соблюдать все основные нормы русского языка ;

По пунктуации:

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,

  • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор.

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Введение регионального компонента направлено на то, чтобы, формируя языковую личность, рассматривая язык как культурно-историческую среду, изучая местную специфику речи способствовать формированию у обучающихся представления о языке как о живом, развивающемся явлении.


Планирование содержания регионального компонента по русскому языку:


Содержание раздела

Содержание регионального компонента

Кол-во часов

Общие сведения о языке

Особенности местного говора. Топонимы нашего края.

2

Повторение изученного в 5-8 классах

Использование материалов лингвистического краеведения

2

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное предложение как наиболее распространенный тип сложного предложения в сибирском говоре

1

Систематизация изученного в 5-9 классах

Язык земли моей


1


Развитие речи

Использование материалов краеведения

1

Считаю целесообразным распределить часы следующим образом.

Таблица тематического распределения часов




Пр. Мин.

Авторизованная

Тема программы

образования.

программа


68 ч

102 ч

1. Русский литературный язык.


2 ч

2 ч

2. Лингвистика как наука о языке и речи

(на основе изученного в 5 — 8 классах).





3. Текстоведение.


19ч

4. Синтаксис и пунктуация.

43 ч

60 ч

4.1. Сложное предложение.

37 ч

50 ч

4.1 1. Сложное предложение как единица синтаксиса


4.1.2. Сложносочиненное предложение


4.1.3. Сложноподчиненное предложение

15 ч

22 ч

4.1.3.1. Сложноподчиненное предложение, его

3 ч

грамматические признаки.


14 ч

4.1.3.2. Строение сложноподчиненного предложения.



4.1.3.3. Сложные предложения с несколькими

5 ч

придаточными.




4.1.4. Бессоюзное сложное предложении.


4.1.5. Сложное предложение с разными видами союзной

и бессоюзной связи.




4.1.6. Повторение изученного по теме «Сложное

предложение».




4.2 Синтаксические конструкции с чужой

10 ч

речью.




5. Повторение и обобщение пройденного.

10ч

15 ч

Итого

68 ч

102 ч




Содержание изучаемого курса.

9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

(102 часов)

Русский литературный язык

(2ч)

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) — основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных).

Лингвистика как наука о языке и речи

(на основе изученного в 5 – 8 классах)

(6 ч)

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический анализ слов.


Синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций.


Текстоведческий анализ текста: тема текста, основная мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидностям языка и стилю речи, языковые средства выразительности.

Текстоведение

(19 часов в течение всего учебного года)


Научный стиль речи, его особенности: цель высказывания (передача научной информации), сфера применения в устной (лекции, доклады, научные сообщения) и письменной (учебники, словари, научные книги, энциклопедия) речи.

План и конспект как форма передачи содержания научного текста.








Научно-популярные книги о русском языке как разновидность научного стиля речи.



















Словарная статья как пример текста научного стиля.

Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение).

Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. Цитата в конспекте научного стиля.

Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи.
















Текст и его многоаспектный анализ.






Чтение и изложение текста (подробное и сжатое).



Основные этапы подготовки и написания изложения прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста.

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной масли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.








Конспектирование и составление плана учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся.

Использование слов, сочетаний, указывающих на логическую связь смысловых частей текста (затем, в заключение, при этом, с одной стороны и т. п.). Использование этих языковых средств при пересказе научного текста с опорой на план или конспект.

Составление плана, конспекта прослушанных или прочитанных отрывков из научно-популярных книг о русском языке.

Использование языковых средств научного стиля: лексических (термины, иноязычные слова, профессионализмы); словообразовательных (слова с абстрактными суффиксами, с иноязычными словообразовательными элементами типа лог, фил, пан и др.); морфологических (причастия и деепричастные обороты, глагольные сочетания состоит из…, заключается в…, представляет собой…; употребление формы единственного числа в значении множественного: Волк – хищное животное); синтаксических (глагольно-именная конструкция сказуемого: находят применение вместо применяются; сложные предложения).

Рецензирование книги как вид речевого высказывания.

Рациональные приемы работы со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи.

Выделение цитат знаками препинания разными способами.


Использование в устном сообщении специальных языковых средств эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; подборка интересного иллюстративного материала; стилистические фигуры речи – обращение, инверсия, анафора и т. п.), а также языковых средств, подчеркивающих логичность, связанность изложения (как вам известно…, приведу еще один пример…, обратимся к главному…, хочется подчеркнуть…и др.).

Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему («Речевой этикет и национальные традиции народов мира», «Этимология – наука об истории происхождения слов и выражений в русском языке» и т. п.).


Комплексный анализ текста, предусматривающий проведение орфографического и пунктуационного разбора, текстоведческого и языкового анализа текста и его фрагментов.


Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи.

Устное и письменное изложение (подробное и сжатое) прочитанного или прослушанного текста.











Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения

Синтаксис и пунктуация (60 ч)

Сложное предложение (50 ч)

Сложное предложение как единица синтаксиса

(2 ч)

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, знаменательные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.


Различение разных видов сложного предложения: бессоюзные и союзные (сочинительные и подчинительные).

Интонационное и пунктуационное оформление бессоюзных и союзных сложных предложений.

Сложносочиненное предложение

(6 ч)

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

Смысловые отношения между его частями и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (противоположность, несовместимость; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; используются разделительные союзы либо, или, то…то, не то… не то).

Интонационное оформление сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор и моделирование сложносочиненных предложений разных видов.



Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.

Синонимическая замена сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение

(22 ч)

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки).

*Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-соотносительными.






Сложные предложения с несколькими придаточными.

Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Интонационное оформление сложноподчиненных предложений. Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении.



Синонимическая замена сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Различение подчинительных союзов и союзных слов.


Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений разных видов.

Определительное значение и разные способы его выражения (синонимия простого предложения с разными видами определений и сложноподчиненного с придаточным определительным). Значение сравнения и различные способы его выражения: словосочетание (петь соловьем), фразеологизм, сравнительный оборот, составное именное сказуемое (глаза как два тумана), сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Постановка знаков препинания в предложениях с союзом как.

Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Интонационное и пунктуационное оформление сложных предложений с несколькими придаточными.

Использование сложноподчиненных предложений в текстах разных стилей и типов речи.

Бессоюзное сложное предложении

(7 ч)

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения: 1) со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением условия, следствия, противопоставления.

Синтаксический разбор и моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов.

Интонационное и пунктуационное выражение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Выразительное чтение бессоюзных сложных предложений, передача голосом смысловых отношений между частями сложного предложения.


Употребление бессоюзных сложных предложений в пословицах, крылатых словах, афоризмах, а также в текстах разных стилей и типов речи. Синонимическая замена сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

(7 ч)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений с разными видами связи.

Постановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.


Выразительное чтение предложений с разными видами связи.


Использование в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи.

Синтаксические конструкции с чужой речью

(10 ч)

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей).

Прямая и косвенная речь.

*Несобственно-прямая речь. Выразительное чтение предложений с разными видами связи, умение передавать голосом смысловые отношения между частями сложного предложения.


Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования.

Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью.

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Пунктуация в предложениях с косвенной речью.

Выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью.

Синонимическая замена предложений с прямой и косвенной речью.


Постановка знаков препинания в предложениях с цитатой.

Использование изобразительных средств синтаксиса: риторического вопроса, повторяющихся союзов и отсутствия союзов, параллелизма (одинаковое синтаксическое построение соседних предложений) и др.

Повторение изученного (15 ч)



































Календарно - тематическое планирование уроков русского языка

I четверть 24 часа,

Контрольных работ – 2, развития речи - 2


/пп

Дата

Тема урока

Примечание

1


Родной язык Введение.

Русский литературный язык и его стили


2


Основные виды ошибок в устной и письменной речи.


3


Фонетика, словообразование. Орфография


4


Контрольная работа № 1по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»


5


Лексика, графика


6


Коррекция ошибок, допущенных в контрольной работе. Орфография


7


Морфология и орфография.

Морфологические особенности текстов различных типов речи


8


Синтаксис. Словосочетание и простое предложение.

Пунктуация в простом предложении


9


Правописание: орфография и пунктуация


10


Правописание: орфография и пунктуация


11


Правописание: орфография и пунктуация


12


Р/р Сжатое изложение. (упр.141 или 154)


13


Текст и его признаки



14


Коррекция ошибок в сжатом изложении. Рассуждение как тип речи. Словарный диктант.


15


Рецензия как речевой жанр


16


Публичная речь


17


Сложное предложение. Виды сложных предложений


18


Р/р Изложение с творческим заданием (упр.191)


19


Сложносочиненные предложения. Виды сложносочиненных предложений


20


Сложносочиненные предложения. Виды сложносочиненных предложений


21


Коррекция ошибок, допущенных в изложении. Пунктуация в сложносочиненном предложении


22


Контрольная работа №2 по теме «Сложносочиненное предложение»


23


Коррекция ошибок, допущенных в контрольной работе.


24


Пунктуация в сложносочиненном предложении.




I I четверть 21 час,

Контрольных диктантов -1 , развития речи - 3 часа


25


Пунктуация в сложносочиненном предложении


26


Сложноподчиненное предложение. Средства связи простых предложений в составе сложноподчиненного.


27


Средства связи простых предложений в составе сложного


28


Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


29


Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


30


Р/р Использование придаточных определительных в тексте типа «описание»


31


Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными


32


Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными


33


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.


34


Придаточные предложения места.


35


Придаточные предложения времени.


36


. Р/р Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению о природе родного края.


37


Придаточные предложения сравнительные.


38


Р/Контрольное изложение с элементами сочинения.


39


Контрольная работа №3 за первое полугодие


40


Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени


41


Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени


42


Придаточные предложения цели


43


Различение придаточных цели и придаточных образа действия.


44


Сложноподчиненные предложения с придаточными условия.


45


Различения сложноподчиненных с придаточными условия и времени.














III четверть 33 часа

Контрольных диктантов – 2 , развития речи - 1 час


46


Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия.


47


Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия.


48


Различение придаточных цели и причины.


49


Придаточные предложения уступительные


50


Урок практикум по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»


51


Урок практикум по теме « Сложноподчиненные предложения с разного вида придаточными»


52


Урок практикум по теме « Сложноподчиненные предложения с разного вида придаточными»


53


Повторение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»


54


Повторение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»


55


Контрольная работа№ 4 по теме» Пунктуация в сложном предложении»


56


Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными


57


Последовательное подчинение придаточных предложений.


58


Последовательное подчинение придаточных предложений.


59


Однородное подчинение придаточных предложений.


60


Однородное подчинение придаточных предложений.


61


Параллельное подчинение придаточных предложений.


62


Параллельное подчинение придаточных предложений.


63


Повторение изученного по теме

« Сложноподчиненные предложения»


64


Повторение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»


65


Контрольная работа№ 5 по теме

«Сложноподчиненные предложения»


66


Коррекция ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы.


67


Р/р Сжатое изложение


68


Коррекция ошибок, допущенных в сжатом изложении. Отработка приемов сжатия.


69


Бессоюзные сложные предложения.


70


Виды бессоюзных сложных предложений.


71


Виды бессоюзных сложных предложений.


72


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


73


Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.


74


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.


75


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.


76


Тире в бессоюзном сложном предложении


77


Тире в бессоюзном сложном предложении


78


Урок практикум по теме « Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»



I V четверть 27 часов

Контрольных диктантов – 2 , развития речи - 2


79


Урок практикум по теме « Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»


80


Повторение и обобщение по теме « Бессоюзное сложное предложение»


81


Повторение и обобщение по теме « Бессоюзное сложное предложение»


82


Тестовое задание по теме « Бессоюзное сложное предложение»


83


Контрольная работа № 6 по теме «Бессоюзные сложные предложения»


84


Коррекция ошибок, допущенных в контрольной работе


85


Р/р Контрольное сжатое изложение


86


Коррекция ошибок, допущенных в сжатом изложении, работа над речевыми недочетами.


87


Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи


88


Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи


89


Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи


90


Пунктуация в предложениях с разными видами связи Контрольный словарный диктант.


91


Пунктуация в предложениях с разными видами связи


92


Предложения с прямой речью


93


Предложения с прямой речью


94


Прямая и косвенная речь


95


Прямая и косвенная речь


96


Цитирование. Знаки препинания при цитировании


97


Повторение изученного в 5-9 классах. Фонетика и словообразование


98


Повторение изученного в 5-9 классах. Грамматика:морфология


99


Итоговая контрольная работа № 7 по тексту администрации.


100


Коррекция ошибок, допущенных в контрольной работе. Грамматика. Повторение изученного в 5-9 классах.


101


Грамматика: Повторение. Типы речи.

Р/р Рассуждение на лингвистическую тему


102


Подготовка к итоговой аттестации.


103-105


Резервные уроки.





Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:


  • Контрольный диктант

  • Тест, зачет

  • Контрольное сочинение

  • Контрольное изложение

  • Контрольный срез

  • Взаимоконтроль

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:


Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.


Оценка сочинений и изложений


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.




Комплексная работа для 9 класса.

  • 1). Разговор о русском языке-больной и тревожный для всякого совестливого человека, и конца – краю ему не будет, пока земля наша озабочена будущим и хочет радостно жить. 2). Особенно нынче, когда грустно и тревожно в России, когда много развелось пустословья и злословья.

  • 3). Язык хранится и пестуется лишь на земле-матери в народе-простеце. 4). А беда грозно и неотвратимо постучалась в ворота. 5). С гибелью деревни исчезает не только её побыт, не только праздничный сердечный лад, но и ощутимо мелеет верхний ходовой пласт языка. 6) Не станет пахаря, то слово наше невольно зачерствеет, оскуднеет, лишится душевности и духовности, сколько бы денег ни потратили на его позолоту. 7) Когда мы притесняем народное слово, тем самым противимся духовной свободе народа, возражаем сердечному согласию, чувственной гармонии между человеком и той природной средою, куда он поместил себя. (По В.Личутину)

  • ЧастьА

  • 1.Определите стиль текста.

  • 1) разговорный 2)официально-деловой

  • 3) публицистический 4)научный

  • 2.Определите тип речи.

  • 1) описание 2)рассуждение

  • 3)повествование 4)повествование с элементом описания

  • Часть В.

  • В1. Среди предложений 2-6 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное уступительное

  • В2. Выпишите номера СПП из второго абзаца.

  • В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

  • В4. Из предложений 2-4 укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным времени.

  • В5. Из предложений 3-7 укажите номер предложения, в котором придаточное предложение с главным связывается союзным словом.

  • В6. Какое придаточное предложение из данного текста соответствует данной схеме: (Когда), [ ], (куда…)?

  • Часть С.

  • Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл следующей фразы: «Разговор о русском языке – большой и тревожный для всякого совестливого человека…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Контрольная работа №1

Диктант с грамматическим заданием

Родное, заветное


Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в заокские леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга.

Для меня с детства несет она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово – от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье – побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье.

(По Ф.Поленову) (160 слов)

Грамматическое задание

  1. Фонетический анализ

  2. Морфемный анализ

  3. Пунктуационный анализ

  4. Синтаксическая характеристика


Контрольная работа №2

Сжатое изложение с творческим заданием.

Часть 1

ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ


Из кустов, всего лишь шагах в тридцати от меня, бесшумно выскользнуло нечто серое, похожее на большую собаку, и с опущенной головой затрусило мимо меня под гору. Я не сразу узнал волка. Уж очень он был худым и облезлым. Шерсть висела клочьями. На боках проглядывали лысины.

Я встал во весь рост. Не поднимая головы, волк продолжал бежать. Он не заметил меня. Но, попав на мой след, он сразу остановился и принюхался. Потом сделал несколько шагов по моему следу в обратную сторону и, поняв, что ошибся направлением, повернулся. Не отрывая носа от земли, он подходил ко мне. Я стоял не шевелясь. Он нюхал довольно долго, наконец поднял большую лобастую голову, и мы – худой, голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились глазами.

Мы находились друг от друга шагах в сорока, не больше...

(А.Шахов)

Часть 2

Задание. Почему автор не сразу узнал волка?

Придумайте свое окончание текста.

Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть, вариант, придуманный кем-то из вас, совпадает с тем, что задумал автор?


Продолжение

И мои глаза сказали ему многое, и прежде всего – что я не боюсь его. «Сейчас он убежит», – подумал я. Но волк продолжал стоять с поднятой головой. Он внимательно, очень внимательно смотрел на меня и, видимо, соразмерял – кто сильнее? Мне известно, что каждый зверь боится человека. Летом волк почти никогда не бросается на человека, и я не пожалел, что со мной не было оружия. Но почему он спокоен и не убегает?

Я громко крикнул. Хотелось видеть, как он с испуга бросится бежать. Но волк не двигался. Он продолжал смотреть мне в глаза. И тогда закралась мысль о защите. Он может напасть на меня. Я даже стал снимать ватник. В случае нападения накину его на голову зверя. И стисну морду и шею руками.

В ожидании борьбы по спине пробежал холодок. Поединок глазами продолжался минуту. Потом зверь повернул голову и нехотя, мелкой трусцой, побежал к кустам и скрылся в них. Волк не выдержал человеческого взгляда.

И когда опасность миновала, я почему-то разволновался, забилось сильно сердце.


Контрольная работа №3

Сжатое изложение с элементами сочинения

Часть1

Крещение Руси князем Владимиром стало знаковым моментом для христианского мира: восточные славяне очень быстро усвоили азы православной культуры. Поначалу Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский, но впоследствии его резиденция переместилась в Москву, и в 1589 году в столице был основан патриархат.

В XVII веке православие еще глубже ушло корнями в отечественную почву. Однако в это время произошел религиозный раскол, обернувшийся для старообрядцев жестокими репрессиями: казнями, пытками, ссылками. Главной причиной раскола был протест против новшеств в делах Церкви, которые вводил патриарх Никон. А поводом для бунта были исправления церковных книг, изменения некоторых церковных обрядов. На Руси издавна крестились двумя перстами, а тут вдруг объявили, что единственно правильным является крещение тремя пальцами, как в то время крестились греки. Раскол начался на религиозной почве, но со временем превратился в вопрос политический. В 1667 году раскольников предали анафеме, которая была снята Русской Православной церковью только в 1971 году.

В начале прошлого века Русская Православная церковь претерпела еще одно разделение. После того как в ноябре 1920 года остатки Белой армии покинули Россию, возникла Русская Православная церковь за границей. В изгнание ушли сотни тысяч человек, на чужбину за прихожанами последовало и духовенство. Более 80 лет Русская Православная церковь была разделена и ее части не находились в общении друг с другом. Но в 2008 году ее единство восстановилось.

Сегодня в мире около 225 миллионов православных. И если интерес к православию будет по-прежнему возрастать, то, пожалуй, в XXI веке их станет больше. А значит, больше станет и тех, кто стремится к своему духовному совершенству.

(245 слов)

Часть 2

Ознакомьтесь с мнением Ани и Веры об орфографических правилах.

Анна: «Я считаю, что вполне можно обойтись без орфографических правил».

Вера: «Ты, Анна, не права. Без орфографических правил обойтись нельзя».

Помогите Вере доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Для чего нужны орфографические правила?».

Контрольная работа №4

Диктант с лингвистическим анализом текста

Часть 1

В саду было совершенно тихо. Замёрзшая земля, покрытая пушистым слоем снега, совершенно смолкла, не отдавая звуков. Зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния крик вороны, удар топора, легкий треск обломавшейся ветки. Временами слышался стеклянный звон, замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз, но отяжелевшая и потемневшая речка мельницы всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды стал другим. Он стал тяжелее и потерял свою мелодию. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей. В душе Петра тоже было холодно и сумрачно.

В настроении слепого юноши беспросветная грусть сменялась раздражительностью. Но вместе с тем возрастала замечательная тонкость его ощущений. Слух его чрезвычайно обострился. Свет он ощущал всем своим организмом и даже мог отличить лунные ночи от тёмных.

(По В.Г.Короленко) (152 слова)



Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В14.

(1) В настоящее время часто цитируют заглавную строку Евангелия от Иоанна: «В начале было слово...» (2) Многозначное, исполненное глубочайшего смысла речение! (3) Если же применить это к литературному творчеству, то Слово будет наиглавнейшим на всём жизненном пути писателя. (4) Художник свои переживания, свои мысли и чувства передаёт посредством линии и цвета, композитор выражает себя и своё восприятие окружающего мира в музыке. (5) Поэт, писатель может выразить обуревающие его мысли и чувства только в Слове. (6) И, следовательно, первостепенное значение имеет для писателя тот словарный запас, то языковое богатство, каким он располагает, ступая на стезю творения стихов или рассказов, поэм или романов!

(7) По словарному запасу русский язык не имеет себе равных. (8) Но ведь кроме восхищения таким несметным богатством, надо ещё уметь им распорядиться, надо знать родной язык во всей его полноте и эти знания использовать в своих сочинениях.

(9) Говорю всё это к тому, что среди современников мало таких писателей, которые могли бы равняться с Владимиром Солоухиным в глубинном знании русского языка и в умении столь виртуозно владеть им.

(10) Одного прославленного немецкого музыканта спросили: как это ему удаётся в игре на органе достичь такого необыкновенного совершенства? (11) На что маэстро ответил: «Ничего особенного, просто я в нужный момент нажимаю на нужную клавишу...»

(12) Вот и Владимир Солоухин хорошо знал, в какой момент и на какую среди многих сотен, если не тысяч словесных «клавишей», нужно нажать. (13) Поэтому его стихи и проза звучат то целым оркестром, то владимирским пастушьим рожком, то весёлой рассыпчатой балалайкой ...

(14) Владимир Солоухин побывал во многих странах мира. (15) Но где бы он ни бывал, о чём бы ни писал, он, в сущности, всю свою жизнь шёл родной владимирской землёй. (16) Потому что язык, Слово, которым написаны его книги, он впервые услышал и запомнил на всю жизнь в родном Аляпине. (17) И благодаря именно своему самобытному и самоцветному солоухинскому слову, он пройдя «Владимирскими просёлками», вышел на большую дорогу мировой известности.

(18) Если же кому-то последние слова покажутся слишком громкими, я скажу: в далёкой Австралии создано Общество русской словесности имени Владимира Солоухина. (19) По-моему, это звучит, и звучит хорошо. (20) Особенно в наше безвременье, когда книжные прилавки завалены низкопробным чтивом, а русский язык вытесняется чужеземной тарабарщиной.

(21) И в заключение позволю себе высказать доброе пожелание: если вы хотите познать, почувствовать величие и красоту русского языка, его проникновенную художественную силу и обаяние — читайте Владимира Солоухина!

(По С. Шуртакову)

К каждому заданию А1—А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Выпишите номер правильного ответа.

А1. Как характеризует героя статьи информация, заключённая в предложениях 12—21?

1) В. Солоухин — путешественник, побывавший во многих странах.

2) В. Солоухин — любитель прогулок по «Владимирским просёлкам».

3) В. Солоухин — писатель, достигший мировой известности.

4) В. Солоухин — основатель Общества русской словесности.

А2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему В. Солоухин "вышел на мировую дорогу известности"?»

1) В. Солоухин умел восхищаться словарным богатством русского языка.

2) В. Солоухин, обладая самобытным языком, создал талантливые произведения.

3) В. Солоухин побывал в тех странах, где были изданы его произведения.

4) В. Солоухин писал произведения на исторические темы.

A3. Укажите, какое из приведённых ниже суждений противоречит

содержанию текста.

1) Писатели и поэты передают свои мысли и чувства с помощью слов.

2) Писатели и поэты должны иметь большой словарный запас.

3) Поэзия и проза В. Солоухина разнообразна по своему звучанию.

4) Среди современников много писателей, которые владеют русским языком так же виртуозно, как и Солоухин.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово равняться (предложение 9).

1) становиться по прямой линии в строю

2) следовать чьему-нибудь примеру

3) сопоставляя с кем-нибудь, признавать равным

4) быть равным чему-нибудь

А5. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор текста называет писателя Солоухина не по имени и отчеству, а Владимир?» Такая форма имени говорит

1) о недостаточно уважительном отношении автора текста к писателю.

2) о тёплых отношениях автора текста к писателю Солоухину.

3) о том, что автор не соблюдает речевой этикет

4) о том, что автор текста значительно старше писателя Солоухина.

А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Предложение 2: Многозначное, исполненное глубочайшего смысла речение!

2) Предложение 5: Поэт, писатель может выразить обуревающие его мысли и чувства только в Слове.

3) Предложение 7: По словарному запасу русский язык не имеет себе равных.

4) Предложение 13: Поэтому его стихи и проза звучат то целым оркестром, то владимирским пастушьим рожком, то весёлой рассыпчатой балалайкой...

А7. Определите стиль и тип(-ы) речи, представленные в тексте.

1) публицистический стиль; повествование с элементами описания

2) художественный стиль; повествование

3) публицистический стиль; повествование с элементами рассуждения

4) художественный стиль; повествование с элементами рассуждения

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами и цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово стезю из предложения шесть (6) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 4—6 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 9—11 выпишите слово, в котором правописание -НН- определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных, основа которых оканчивается на Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН-».

В4. Из предложений 14—20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный звук».

B5. Из предложения 3—6 выпишите прилагательное, имеющее превосходную степень сравнения.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но где бы он ни бывал, (1) о чём бы ни писал, (2) он, (3) в сущности, (4) всю свою жизнь шёл родной владимирской землёй.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (-у), обозначающие (-ую) запятые (-ую) между частями сложноподчинённого предложения.

И, (1) следовательно,(2) первостепенное значение имеет для писателя тот словарный запас,(3) то языковое богатство, (4)каким он располагает, (5)ступая на стезю творения стихов или рассказов, (6) поэм или романов!

В8. Замените словосочетание пастушьим рожком (предложение 13), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. 5

В9. Выпишите грамматическую основу пятого (5) предложения.

В10. Среди предложений 16—20 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 14—19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Из седьмого (7) предложения выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

В13. Среди предложений 1—6 найдите бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 7—11 найдите сложное предложение, имеющее в своём составе определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.


Контрольная работа №5

Диктант с лингвистическим анализом текста

Часть 1

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шёлк!

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке какую-то тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели, что это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.

(ПО Л.Соболеву.) (170 слов)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В14.

(1)Берега разошлись широко, и не так давит на душу их жёлтая буроватая гористость. (2)Она будто бы воспарила и стала синей, глубокой, как тучки на горизонте. (3)Я сегодня снова встретил солнце на палубе, около четырёх утра.

(4)Малая розовая зорька сменилась алым колпачком над зубьями леса. (5)Колпачок поднялся, как поднимается округлая верхушка цветного воздушного шара, из-за леса вверх, а под ним зародился другой колпачок, пожарче, погорячей.

(6)Когда первый купол, стёртый, багряный растворился, вверх ушёл, второй, пламенеюще-золотой, накалившийся добела, породил нечто третье в своей глубине. (7)Оно зачалось там как чудо, как предчувствие главного, и это главное — было светило. (8)Солнце, сказано у Даля, величайшее самоцветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силой тяготения светом, теплом над всеми земными мирами... (9)Солнце — князь земли.

(10) И хоть на солнце во все глаза не взглянешь, в этот короткий миг можно было смотреть и всё видеть. (11)И вода ожила, засверкала, поигрывая красками и заполняясь до краёв расплавленным металлом, воспламеняя дымно-курящий воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега. (12)И те враз вспыхнули, объятые огнём, осветились изнутри нежным светом.

(13)Всё стало иным, всё оплодотворилось солнцем и воскресло к жизни. (14)И не было ничего краше этой богом солнца прямо у нас на глазах сотворенной земли.

(15)А как прозывается она?

(16)Где неистраченные, нестёртые главные слова для обозначения всего божественного? (17)И есть ли они вообще? (18)Есть.

(19)Но прежде, чем склонимся мы над старой картой, мизерно извлекая из неё несколько найденных названий, как уголья из кострища наших древних предков, ещё раз, последний, прощальный, хочется взглянуть на зарю.

(20)В памяти не удержишь, так в душе останется и, может, в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке.

(По А. Приставкину*)

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Выпишите правильные варианты ответов.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос «Почему такие непередаваемые ощущения вызвал у автора рассвет на Ангаре?»

1) Потому что автор впервые наблюдал восход солнца.

2) Потому что всё, что происходит в родных местах, вызывает особые чувства.

3) Потому что автор очень впечатлительный человек и любое событие воспринимает восторженно.

4) Потому что «не было ничего краше этой богом солнца прямо у нас на глазах сотворенной земли».

А2. Какое предложение связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного местоимения?

1)11 2)12 3) 15 4)19

A3. Какое утверждение противоречит точке зрения автора данного текста?

1) Солнце — величайшее самоцветное и срединное тело нашей вселенной.

2) В короткий миг рассвета можно было смотреть на солнце и всё видеть.

3) С рассветом вся природа стала иной, оплодотворилась солнцем и воскресла к жизни.

4) В памяти навсегда останется именно этот восход солнца на Ангаре-реке.

А4. Укажите предложение, в котором употреблены синонимы.

1)4 2)5 3)12 4)13

А5. В каком значении употреблено слово НЕЖНЫЙ в предложении 12?

1) ласковый 2) едва заметный 3) хрупкий 4) шёлковый

А6. Укажите предложение, в котором все слова употреблены в прямом значении.

1) Малая розовая зорька сменилась алым колпачком над зубьями леса.

2) Когда первый купол, стёртый, багряный, растворился, вверх ушёл, второй, пламенеюще-золотой, накалившийся добела, породил нечто третье в своей глубине.

3) Всё стало иным, всё оплодотворилось солнцем и воскресло к жизни.

4) А как прозывается она?

А7. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Она будто бы воспарила и стала синей, глубокой, как тучки на горизонте.

2) Оно зачалось там как чудо, как предчувствие главного, и это главное — было светило.

3) И не было ничего краше этой богом солнца прямо у нас на глазах сотворенной земли.

4) В памяти не удержишь, так в душе останется и, может, в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке.

Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами.

B1. Замените слово ПРЕДКИ из предложения 19 синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 5—8 выпишите слова с чередующимися безударными гласными в корне.

В3. Из предложений 11—12 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный.

В4. Из предложений 7—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется две буквы НН.

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы-пишите цифры, обознача¬ющие запятые при обособленном обстоятельстве.

Но прежде, (1) чем склонимся мы над старой картой, (2) мизерно извлекая из нее несколько найденных названий,(3) как уголья из кострища наших древних предков,(4) ещё раз,(5) последний,(6) прощальный,(7) хочется взглянуть на зарю.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Оно зачалось там как чудо,(1) как предчувствие главного,(2) и это главное — было светило.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Когда первый купол,(1) стёртый,(2) багряный,(3) растворился,(4) вверх ушёл,(5) второй,(6) пламенеюще-золотой,(7) накалившийся добела,(8) породил нечто третье в своей глубине.

В8. Из предложения 1 выпишите словосочетания, построенные на основе подчинительной связи примыкание.

В9. Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.

В10. Среди предложений 15-20 найдите предложение(-я) с вводными словами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В11. Среди предложений 11—14 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

В13. Среди предложений 13—18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 4—8 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.



Контрольная работа №6

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.


Вы знаете, что суффикс – это морфема, находящаяся после корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.

Но у суффиксов есть ещё одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспресссивной окраской?»











УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


1.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс. – М. «Мнемозина», 2008

2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. - М. «Мнемозина», 2008

3.Любичева Е.В. Родным войти в родной язык. Интегрированное пособие по русскому языку. – Л., 2005.


ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М. «Просвещение» 2004.

  2. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М. «Просвещение» 1998.

  3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М. «Просвещение» 1991.

  4. Шанский Н. М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М. «Просвещение» 1997.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Дейкина А. Д. Пахнова Т. М.. Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы., -М.: Аркти, 2000.

  2. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации. – М., 2004.

  3. Львова С.И. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. – М., 2005.

  4. Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык. Сборник упражнений. 9 класс. – М.,Эксмо, 2009.

  5. Львова С. И., Замураева Т. И. ГИА 2010. Русский язык. Тренировочные задания. 9 класс. – М.,Эксмо, 2009.


Сайты Интернет

http://www.zavuch.info

http://www.pedsovet.su/

festival.1september.ru/

http://pedsovet.org














17



Рабочая программа по русскому языку 9 класс УМК С.И.Львовой (3ч)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Учебным планом  школы предусмотрено на изучение материала по русскому языку 102 часа, а в программе Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений (автор-составитель С. И. Львова) отведено 68 часов. В связи с этим считаю целесообразным выделить на развитие речи 19 часов, потому что на экзаменах в новой форме (ОГЭ) большое внимание уделяется умениям и навыкам, которые школьники приобретают на этих уроках. Также увеличить часы на изучение темы «Синтаксис и пунктуация» (60 часов) и «Повторение и обобщение пройденного» (15 часов).

Автор Синебрюхова Людмила Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2020
Номер материала 40924
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓