Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

hello_html_m2a7690f7.gif

Пояснительная записка.


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 классов составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

3. Учебный план МОБУ СОШ с.имени Восьмое Марта на 2014-2015 уч.год

5. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

6.Контроль и оценка результатов обучения в средней школе.

7. Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского(Москва, «Просвещение», 2010 г.) Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов.

Учебник – Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова ,Т.А. Ладыженская., А.Д.Дейкина, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2012.

Количество учебных часов: по программе – 67.

Контроль: диктантов – 1, тестирований –2, сочинений – 2, изложений – 2.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен: знать и понимать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

составлять конспект прочитанного текста;

оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики­
пользоваться разными видами толковых словарей;

верно использовать термины в текстах научного стиля;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

различать изученные виды простых и сложных предложений;

интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;

уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;

проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;

строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

проводить пунктуационный анализ текста;

аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.




Учебно-тематическое планирование

п/п


Наименование разделов

Всего ча­сов

Плановых уроков

Из них контрольных уроков

Уроков по

развитию речи

Всего

по разделу

1

Международное значение русского языка

1

-

-

1

2

Закрепление изученного в 5-8 классах

5

1

2

7

3

Сложные предложения

1

-

-

1

4

Союзные сложные предложения

6

1

-

6

5

Сложносочиненные предложения

3

1

2

5

6

Сложноподчиненные предложения

19

3

5

24

7

Бессоюзные сложные предложения

6

1

2

8

8

Сложные предложения с различными видами связи

5


2

7

9

Общие сведения о языке

3

-

-

3

10

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

4

-

2

6


Итого:

53

7

15

68



Содержание программы учебного курса


Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5-8 классах.

Сложное предложение. Культура речи.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.

Строение сложноподчиненного предложения. Отнесенность придаточного ко всему главному предложению или к какому - либо его члену. Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи простых предложений в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении.. Знаки препинания в. в сложноподчиненном предложении.

Умение правильно произносить сложноподчиненное предложение в зависимости от порядка их частей.

Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (степени и образа действия, времени, места, причины, цели, условные, уступительные и сравнительные).

Умение составлять сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.

Умение заменять сложноподчиненное предложение синонимическими конструкциями – простыми предложениями., которые осложнены обособленными второстепенными членами (определениями, обстоятельствами ). Умение строит сложноподчиненное предложение ь по заданным схемам.

Бессоюзные сложные предложения.

Связь частей бессоюзного сложного предложения посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения с союзными конструкциями.

Умение произносить с правильной интонацией, части которых выражают различные смысловые отношения.

Сложные предложения с различными видами связи.

1. Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них.

2. Умение разбирать сложные предложения с указанием их частей и видов связи между ними.


Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.


Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию.

Развитие связной речи.

Систематизация сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, о средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении, о стилях речи.

Творческий рассказ на заданную тему с использованием разнотипных простых предложений и сложных предложений. Сочинение - рассуждение на общественные, морально – этические, литературно-исторические темы. Выступление с докладом на лингвистические и литературоведческие темы. Совершенствование навыков грамотного письма, умение строить разного типа сложного синтаксического целого.

Обучающие и проверочные диктанты.

Подробное, сжатое, выборочное изложение.

Сочинение - рассуждение о профессиях и выборе будущей своей специальности.

Доклад или реферат.

Рецензирование ученических сочинений.

Сочинение в жанре письма.

Конспект и тезисный план фрагмента.

Литературно - критические статьи.

Оформление деловых бумаг (автобиография, заявление).
















Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

п/п

Тема

Примечание

Планируемые сроки

Факт

1.09


1

Международное значение русского языка



Повторение пройденного в 5-8 классах (5ч+2ч)


5.09


2 РР

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка


8.09


3

Простое предложение и его грамматическая основа


12.09


4

Вводный контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5-8 классах»



15.09


5

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками


19.09


6

Предложения с обособленными членами


22.09


7

Обращения, вводные слова и вставные конструкции


26.09


8

РР

Изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания)





Сложное предложение. Культура речи

Сложное предложение (1 ч.)

29.10


9

Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса





Союзные сложные предложения (6 ч.)

3.10


10

Союзные и бессоюзные сложные предложения


6.10


11


Союзные и бессоюзные сложные предложения


13.10


12

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения


17.10


13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения


20.10


14

Интонация сложного предложения


24.10


15

К

Контрольная работа№ 2 .Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение о при­роде род­ного края, о родине





Сложносочиненные предложения (3ч.+ 2 ч.)

27.10


16

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами


31.10


17

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП


3.11


18

Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение»


7.11


19

РР

Контрольная работа № 3

Р.р.Контрольное сочинение-по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»(1988)



10.11


20 РР

Анализ контрольного сочинения





Сложноподчиненные предложения (19ч.+ 5 ч.)

14.11


21

Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки


17.11


22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП


28.11


23

Союзы и союзные слова в СПП


1.12


24

Роль указательных слов в СПП



5.12


25РР

Р.Р. Обучающее сжатое изложение


8.12


26РР

Р.Р. Контрольная работа № 4

Сжатое изложение


12.12


27

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными


15.12


28

СПП с придаточными изъяснительными


19.12


29

СПП с придаточными изъяснительными


22.12


30

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места


26.12


31

СПП с придаточными причины, следствия, условия


29.12


32

СПП с придаточными уступки, цели


9.01


33

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения


12.01


34

Различные способы выражения сравнения


16.01


35 РР

Контрольная работа № 5

Р.Р.Изложение на основе упр. 95



19.01


36

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них


23.01


37

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них


26.01


38 РР

Деловые документы (автобиография, заявление)


30.01

2.02


39

40

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП


6.02


41 РР

Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178)


9.02 13.02


42

43

Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение»


16.02


44 К

Контрольная работа № 6

Контрольное тестирование





Бессоюзные сложные предложения (6ч.+2ч.)

20.02


45

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП


2.03


46

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП


6.03


47 РР

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192)


13.03


48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП


16.03


49

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП


20.03


50 РР

Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202)


23.03


51

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП»


27.03


52


Систематизация и обобщение изученного по теме: «» Бессоюзное сложное предложение.





Сложные предложения с различными видами связи (5ч. + 2 ч.)

30.03


53

Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной)


3.04


54 РР

Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213)


6.04


55

Знаки препинания в СП с различными видами связи


10.04 13.04


56

57

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи


20.04


58 РР

Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222)


24.04


59

Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи»





Общие сведения о языке (3ч.)

27.04


60

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей


4.05


61

Язык художественной литературы


8.05


62

Язык художественной литературы





Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4ч.+2ч.)

11.05


63

Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование


15.05


64

Морфология, синтаксис


18.05


65 РР

Изложение с элементами сочинения


22.05


66 РР

Изложение с элементами сочинения


25.05


67

Контрольная работа № 7

Итоговое контрольное тестирование



Основные умения и навыки.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:


Производить все виды разборов: фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи. Определять стиль и тип текста (речи).

Соблюдать нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор, исправлять пунктуационные ошибки.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, исправлять орфографические ошибки.

По связной речи. Определять тип и стиль речи; создавать тексты разных стилей и типов речи. Составлять тезисы или конспекты небольшой литературно - критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать автобиографию, заявление. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.

Формы и средства контроля

В планировании предусмотрены 1 контрольный диктант, 2 изложения, 2 сочинения, 2 контрольное тестирование. Контроль знаний производится через тестирование, контрольные диктанты, изложения и сочинения.
























Нормы и критерии оценки диктантов, сочинений, изложений

Таблица 1

Требования к тексту диктанта



Класс

Количество в диктанте


Количество слов в словарном диктанте

Слов

Орфограмм

Пунктограмм

Слов с непроверяемыми орфограммами

5

90 – 100

12

2 – 3

5

15 – 20

6

100 – 110

16

3 – 4

7

20 – 25

7

110 - 120

20

4 – 5

10

25 – 30

8

120 – 150

24

10

10

30 – 35

9

150 - 170

24

15

10

35 – 40


Таблица 2

Нормы оценивания диктантов

Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

- 2 орфографические + 2 пунктуационные;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные

- 4 орфографические + 4 пунктуационные;

- 3 орфографические + 5 пунктуационные;

- 0 орфографические + 7 пунктуационные;

- 6 орфографические + 6 пунктуационные (если есть однотипные и негрубые орф. и пунк. ошибки)

- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографические + 9 пунктуационные;

- 8 орфографические + 6 пунктуационные

Словарный

0

1 - 2

3 - 4

до 7



Оценка

Основные критерии оценки сочинений и изложений

Содержание и речь

Грамотность



«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.

  3. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

  4. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

  5. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка



«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

  2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  5. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Допускаются:

- 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические.



«3»

  1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

  2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3 – 4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

  3. Допущено нарушение последовательности изложения. Лексика бедна, встречается неправильное употребление слов. Речь недостаточно выразительна.

  4. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

- 0 орф. + 7 пунк.;

- 1 орф. + 4-7 пунк. + 4 грам.;

- 2 орф. + 3-6 пунк. + 4 грам.;

- 3 орф. + 5 пунк. + 4 грам.;

- 4 орф. + 4 пунк. + 4 грам.




«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.

  2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, нет связи между ними. Текст не соответствует плану.

  3. Лексика бедна. Работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного употребления слов.

  4. Нарушено стилевое единство текста.

  5. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

- 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических.

«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется по 7 и более разных ошибок


  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.


2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л ­л о м "1".


Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в случаях трудного различения не и ни;

  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну


3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ли­тературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки кон­трольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на­писания на верное) оценка снижается на 1 балл.

Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.


Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  • Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Выведение итоговых отметок


За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение при­дается отметкам, отражающим степень владения навыками

(орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от­метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе­ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­вались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.













































Контрольно-измерительные материалы

Вводный диктант

Гроза


Гроза надвигалась. Все чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощенные влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, предвещающая близость дождя.

Подсолнухи, сочная лебеда росшая возле дороги ,и лопухи татарники, поднявшие свои красные головки, — все насторожилось ,почуяв запах дождя, умолкли птицы. Только один-единственный жаворонок еще сверлил небо, напевая что-то свое, веселое, как бы споря с громом. Но раскаты грома, разразившиеся так близко, оглушили и этого гордого певца — он упал на землю и забился под лист лопуха. Оцепенев от страха ,птичка слушала грозовые раскаты.

Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей чувствовал на своем затылке. Пока Сергей раздумывал, не укрыться ли под навесами, невдалеке темневшими, разразился ливень. Весь мокрый, Сергей вскочил в сенцы первого попавшегося небольшого домика.


( 140 слов.) (по С. Бабаевскому)

Грамматическое задание


  1. Произведите грамматический разбор предложения

Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей чувствовал на своем затылке.

  1. Сделайте морфологический разбор

1вариант: подсолнухи

2 вариант: обняли

3 Разобрать по составу. 1 вариант: надвигалась. 2 вариант: двигались

.

Контрольная работа

Внимательно прочитай текст и выполни задания.


Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь. Родина – данность. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию точно так же, как не выбирают себе мать: уж какая ни есть, но она твоя мать, одна-единственная на свете, ее не с кем сравнивать, ибо всякое сравнение кощунственно для той, что дала тебе жизнь и взрастила, как могла и сумела.

Родина, как и родная мать, - это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на все счастливые и несчастливые времена быстротечной жизни. И потому принимать ее надо без желчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и народам, родившимся на иной, возможно, более теплой и благодатной земле.

Возблагодари же тихо в душе ее! Возблагодари за честь называться сыном ее, за трудное счастье служить ей! Раздели с Родиной ее судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, не кляни в злую минуту жизни, а делай все, что в твоих силах сделать доброго и хорошего. Не жди и не требуй наград за верность, потому что верность, как и твоя любовь, принадлежит ей по праву рождения. Ты просто исполнишь долг.

(По В.Ткаченко.)

1.Определи тип и стиль речи, запиши ответ.

2.Придумай 2 заглавия, связанные с темой текста (1) и с его основной мыслью (2), запиши их.

3.Составь и запиши сложный план этого текста.

4.В чем, по-твоему, проявляется любовь к Родине? Запиши свой ответ (5-8 предложений).


Изложение.

9 класс

Это было сразу после войны. Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. Пока старшие занимались делами, я ходил по округе. Нередко мне попадались затянутые временем окопы, воронки от разорвавшихся снарядов, россыпи гильз.

Однажды, когда я продирался сквозь заросли черемухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. Но что это? Над зеленым ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие гладиолусы. Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесенная военным шквалом?

Вдруг кто-то кашлянул. В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. На нем была выгоревшая гимнастерка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.

Я подошел, поздоровался. Показывая на гладиолусы, спросил о цветах.

- Сам сажал. В сорок третьем. После боев здесь стояли. На отдыхе. Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина. - А ты, хлопец, чей будешь?

Я ответил.

- Гостишь, значит... А гладиолусы и впрямь хороши. По весне их около хаты высажу. Видел на краю станицы высокую шелковицу? Так это моя. Заходи. С сыном познакомлю. ...

Недавно я побывал в тех краях. Еще на автобусе заметил на околице высокую шелковицу. Она! Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломою, а красного кирпича дом. До и вся станица сильно изменилась. Зашел я в дом. Спросил хозяина.

- Схоронили запрошлым летом, - ответила старушка. - Жена я ему. Сын на ферме. Посидите чуток.

Пообещав вернуться, пошел в лес: "Интересно, живы ли гладиолусы?"

Вот, кажется и то место. Да, точно оно. Раздвигаю ветки густых кустов, сердце учащенно забилось. На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие гладиолусы необыкновенной красоты. Живы! Вот оно как: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.


(По Ю. Медведеву). 346 слов.


Задания:

Подберите заговолок, отражающий основную мысль текста.

Напишите изложение, близкое к тексту: постарайтесь передать основную мысль высказывания, сохранить композицию и типологическую структуру текста, стиль речи, использовать характерные для стиля и замысла автора языковые средства.



Тест № 1


А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется

буква И?

1) газ..фикация, обл..чать

2) лаб..ринт, оранж..рея

3) ид..ология, ин..циатива

4) г..гант, р..ферендум


А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишутся две согласные буквы?

1) инте..игентный, га..ерея

2) ко..ентатор, гу..анизм

3) а..омпанемент, колос.альный

4) э..ективность, беше..ый


АЗ. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозна­чающая ударный гласный звук?

1) бАловать, обострИть 3) докумЕнт, началА

2) осужденА, квАртал 4) понялА, дОговор


А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Языки пламени подбирались всё ближе ( ) и вскоре огонь лизнул штору.

1) Простое предложение с однородными членами, перед

союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед

союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя-

тая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна

запятая.


А5. Какое предложение является сложносочинённым?

1) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.
2) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул

мелкий дождь.

3) Душа словно перемещается не только во времени, но и в пространстве.

4) Не помню, звонил ли я тебе на прошлой неделе.


А6. В каком сложноподчинённом предложении место прида­точного нельзя изменить?

1) Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

2) Оживлённое гудение базара привлекало прохожих, по­добно тому как запах мёда привлекает пчёл.

3) В Москве, куда Есенин приехал, он сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка.

4)Сколько ни говори «халва», «халва», во рту слаще не станет.


А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Пётр I создал государственные (1) общеобразователь­ные (2) цифирные школы (3) преподавали (4) в которых (5) арифметику (6)письмо (7) чтение.

1)3, 6, 7 3)1, 2, 4, 6, 7

2) 1,2,3,6,7 4) 3,4, 5, 6, 7


А8. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной

и победоносной, чем наука.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.


А9. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Если дёрнуть за верёвку, привязанную к языку колокола, раздастся глубокий, протяжный звон.

2) Я поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела зо­лотая Медведица.

3) Николай старается идти рядом с ним, но, так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку.

4) Когда люди из двух групп, несмотря на несходство дета­лей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культу­ры — всего лишь варианты одной, господствующей куль­туры.


А10. В каком предложении нужно поставить только одну запя­тую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Само время было проникнуто духом перемен и Маяков­ский почувствовал этот дух выразил его в своих стихах. 2) Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья на­пишут наши имена!

3) За заводами кончался город и начинались поля.

4) С утра подморозило и сразу закружило понесло авто­мобили.


А11. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Тех, кто уже догадался, прошу записать ответ.

2) Файл, который мне был нужен, оказался почему-то в пап­ке, в которую я не должен был его сохранить.

3) Хотя дорога была разбита, несмотря на это, мы успели к сроку.

4) Мне передали то, что ты искал меня зачем-то.


Тестовая работа за курс 9 класса.


I.Теория

1.Дайте определение терминам:

1 вариант 2 вариант

1.Орфография – 1.Фонетика -

2.Морфология – 2.Синтаксис -

3.БСП - 3.СПП -

4.Однородное подчинение – 4.Параллельное подчинение

5.Придаточные изъяснительные – 5.Придаточные определительные -

5 баллов

II. Практика.

1.Составьте предложения, соответствующие данным схемам:

(доска)


1вариант 2 вариант

1б. [ ] : [ ] 1.[ ]; [ ]

2б. [ ,(которая), ] 2.[ ,(когда), ]

3б. [ ],однако [ ] 3.[ ], да [ ]

4б. [ ] да [ ] 4.[ ] и [ ]

4 балла


Контрольные тесты для учащихся 9 класса


Вариант-1

I. Найдите слова, в которых допущены ошибки.

  1. безыскусный 5. неприступный

2.сверхъызысканный 6. чересчур

3.расстегнуть 7. безтолковый

4.прельстить 8. расписание

II. Найдите слова, в которых написание гласной в корне про­веряется ударением.

  1. прост..рался 5. пор..зить

  2. ум..рает 6. обт..рал

  3. р..скошный 7. см..ркается

  4. уд..рать 8. уд..лить


  1. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется ь.


  1. жен..щина 5. могуч..

  2. астрахан..ский 6. волч..его

  3. из-за туч.. 7. лиш..

  4. взвес..те

IV. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препи­нания не проставлены).

  1. (В)следствие того что в этом году лето знойное и засушливое ве­лика опасность лесных пожаров.

  2. За окном ничего нет кроме фонарей.

  3. Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с ог­нем уничтожил рощицу.

  4. Чуть брезжило когда нас разбудили. +

  5. (В)следствие по делу которое вел новый судья были внесены до­полнительные данные.

  6. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

V. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.

А.1 Б.4 В.5 Г. 3

VI. Найдите предложения с придаточным причины.
А.б Б.З В.1 Г.5

VII. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

А.1 Б.З В.5 Г.1, 3

VIII . Использование какого союза придает предложению оттенок
разговорной речи?

... с моря надвигался шторм, полеты запрещались.

А. благодаря тому что Б. потому что В. Когда Г. ввиду то­го что

IX. укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

А.1 Б.4 В.5 Г. 6


Вариант-2


  1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется е.


  1. был в санатори.. 5. ранн..м утром

  2. ре..т 6. затейл..вый

  3. в продолжени.. дня 7. почу..в

  4. увенч..нный лаврами


II. Найдите слова, в которых нет ошибок.

  1. безынвентарный 5. Прейти

  2. рьяный 6. преспокойный

  3. россказни 7. безпощадно

  4. распрощаться 8. вкусные явства


  1. Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.


  1. выр..щенный 5. уд..литься

  2. соб..раю 6. распол..житься

  3. к..совица 7. бл..стеть

  4. пост..лить 8. прост..рался


IV. Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препи­нания не проставлены).

  1. Он долго выбирал (что)бы ему почитать.

  2. Снасти не срабатывали (не)смотря на все старания рыбаков.

  3. На то и щука водится (что) бы карась не дремал.

  4. Отца вы найдете если не в кабинете то в саду.

  5. Секундная стрелка бежит что есть мочи путем неуклонным своим.

  6. Из частого леса где остался еще снег чуть слышно текла вода.


V. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

А.1 Б.2 В.4 Г.6

VI. Найдите предложение с придаточным определительным.

А.1 Б.6 В.З Г.2

VII. Укажите предложение, в котором есть производный предлог.

А.1 Б.2 В. 3 Г.6

VIII. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.

А.1 Б. 3 В.2, 3 Г.2


IX. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания.

Он долго не мог привыкнуть к морской службе, ... всю жизнь про­жил с дедом в горах.

А. в связи с тем что Б. благодаря тому что В. потому что Г. вследствие того что

Ответы


задание вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2,7

1,3,7,8

4,6,7

1,5

в

г

г

в

6

2

2,3

5,7,8

3,5

1,3,6

г

г

б

б

в




Перечень учебно-методических средств обучения


Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2012.

Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.

Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.




25


Рабочая программа по русскому языку 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 классов составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

3. Учебный план МОБУ СОШ с.имени Восьмое Марта на 2014-2015 уч.год

5. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

6.Контроль и оценка результатов обучения в средней школе.

 

7. Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского(Москва, «Просвещение», 2010 г.) Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.   

Автор Мазитова Мария Сергеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 388
Номер материала 47760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓