ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального
компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего
образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, программы
по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В.
и др. // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы /Сост. Л.М
Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009. – С. 63-110), учебного плана МОУ
«Стародевиченская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год.
Общая характеристика учебного
предмета
Язык – по своей специфике и социальной
значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой
передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и
литературы.
Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов
России.
Владение родным языком, умение общаться,
добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
В
системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения
и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
В основе содержания обучения русскому
языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной,
языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с
этими видами компетенций выделены основные
содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами
предмета Русский язык.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе
родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Формирование у учащихся языковой
интуиции.
– Приобретение и систематизация
знаний о родном языке с целью
обеспечить ориентировку в системе
языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения
произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном
языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях
функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в
процессе осуществления следующих направлений.
– Овладение функциональной
грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося
свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из
текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой
информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение
пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой,
адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость
чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.
– Дальнейшее овладение родным языком
(расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное
овладение
грамматическим строем родного языка,
овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами
языка).
– Овладение навыками и умениями
понимания и анализа текстов
разных видов, среди которых наиболее
актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение продуктивными навыками и
умениями различных
видов устной и письменной речи.
– Овладение орфографией и
пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной
грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных
правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и
решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как
науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых -
лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического
материала учебников, тексты которых содержат в себе
культурологический и воспитательный
потенциал русского языка,
показывают его тесную связь с
историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об
истории языка и его месте среди других языков мира.
В 9-м классе изучается курс
синтаксиса русского языка.
Материал излагается линейно и
линейно-ступенчато.
Главные принципы построения этого
курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и
ее реализация в речи.
Орфография и морфология изучаются
рассредоточенно.
В 9-м классе осуществляется
расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими
грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей
речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Значительное место в программе для 9
класса занимает подготовка к ГИА выпускников общей школы.
Цели курса: формирование у обучающихся на
базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков
полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей
речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к
самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого
общения.
Задачи
курса:
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке
как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его
богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из
области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики,
словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование
умений применять эти знания на практике;
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас
слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного
языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и
свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой
деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения
и навыки;
формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки
зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и
стилей.
Основным видом контроля являются работа по
форме ГИА, сочинение, тестирование.
Формами контроля, выявляющего подготовку
учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные
сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения разнообразных
жанров, тесты, контрольные работы в форме ГИА.
Место предмета «Русский язык» в
базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное
изучение русского языка в 9 классе – в объеме 68 часов.
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта
общего образования, Примерной программы основного общего образования и
программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов (авторы
программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.) // Программно-методические
материалы: Русский язык 5 – 9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: ДРОФА,
2002. – С. 63-110.
Авторская программа рассчитана на 70 часов,
из них на развитие речи – 17 часов, учебный план школы предполагает изучение
русского языка в количестве 68 часов (17 из них – часы развития речи). Распределение часов по некоторым разделам
программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ГИА по русскому
языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной
речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению
и сочинениям на лингвистическую тему и по прочитанному тексту. Кроме этого были внесены изменения в распределение часов по
темам: увеличено количество часов на изучение сложносочиненных,
сложноподчиненных и бессоюзных предложений на 1 час. Уменьшено количество часов
на систематизацию и обобщение изученного в 5-9 классах на 12 часов.
Результаты освоения курса учащимися
9класса
В результате изучения русского языка в 9
классе учащийся должен
знать:
- роль русского языка как
национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального
общения;
- основные признаки научного, публицистического, официально-делового
стилей, разговорной речи, языка художественной
литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,
описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
-
фиксировать
на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
-
формулировать
вопросы по содержанию текста;
-
замечать
в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
-
понимать
коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать
процесс чтения;
-
составлять
конспект прочитанного текста;
-
оценивать
степень понимания содержания прочитанного текста;
-
прогнозировать
возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
создавать устные
монологические высказываниями: актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
-
знать
основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия
темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания
содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и
выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-
строить
научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
-
знать
основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и
основной мысли
высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала,
последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность
выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте,
владение нормами правописания);
-
писать
изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные
языковые средства;
-
вводить в
текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
-
писать
небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
-
составлять
тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
-
совершенствовать
написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
- текст:
-
проводить
текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема,основная мысль,
тип речи, стиль,
языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и
орфоэпия:
-
правильно
произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
-
анализировать
и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и
словообразование:
-
владеть
приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
-
толковать
значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и
т.п.);
-
пользоваться
разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
-
опираться
на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и
фразеология:
-
разъяснять
значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
-
пользоваться
разными видами толковых словарей;
-
верно
использовать термины в текстах научного стиля;
-
оценивать
свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
-
проводить
элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные
приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
-
распознавать
части речи и их формы в трудных случаях;
-
правильно
образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
-
определять
синтаксическую роль слов разных частей речи;
-
опираться
на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
-
применять
орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
-
пользоваться
этимологической справкой при объяснении написания слов;
-
проводить
орфографический анализ текста;
синтаксис и
пунктуация:
-
различать
изученные виды простых и сложных предложений;
-
интонационно
выразительно читать предложения изученных видов;
-
составлять
схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
-
уместно
пользоваться синтаксическими синонимами;
-
правильно
употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
-
проводить
синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
-
устанавливать
взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
-
использовать
различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
-
применять
пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях,
используя на письме специальные графические обозначения;
-
строить
пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
-
самостоятельно
подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
-
проводить
пунктуационный анализ текста;
-
аргументировать
тезис о системном характере русской пунктуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Богатство, образность, точность русского языка (1 ч).
Повторение
изученного в 8 классе (2 ч).
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение (1 ч)
Смысловое, структурное и интонационное единство сложного
предложения.
Основные виды сложных предложений по характеру отношений и
средствам связи между их частями.
Сложносочиненные
предложения (3 ч)
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения
сочинительных союзов.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Умения и навыки:
• различать основные группы сложносочиненных предложений по
союзам и значениям;
• заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а
сложносочиненные — простыми предложениями с однородными членами в целях
совершенствования высказывания.
Сложноподчиненные
предложения (13 ч)
Строение сложноподчиненных предложений. Главные и
придаточные предложения.
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова,
указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.
Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные,
определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и
сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими
придаточными.
Умения и навыки:
• различать главные и придаточные части сложноподчиненного
предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);
• определять значение придаточных по совокупности признаков:
вопросу, союзу или союзному слову;
• заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения
синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия is их строении и
значении;
• заменять сложные предложения простыми осложненными.
Сложные
бессоюзные предложения (4 ч)
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные
средства их выражения.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Умения и навыки:
• видеть границы частей сложного бессоюзного предложения,
определять смысловые отношения между ними (значения);
• различать и воспроизводить интонацию перечисления,
пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или
явлений;
• производить замену бессоюзных сложных предложений союзными
и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;
• уместно использовать сложные бессоюзные предложения,
учитывая сферы и ситуации их предпочтительного употребления в речи.
Сложные предложения с разными видами связи (3 ч)
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных
союзов.
Умения и навыки:
• производить разбор сложных предложений с разными видами
связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними;
• заменять сложные предложения с разными видами связи более
простыми конструкциями и наоборот (в соответствии с речевыми задачами);
• правильно строить и уместно использовать сложные предложения
с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания.
Способы
передачи чужой речи (4 ч)
Предложения
с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и
косвенной речью.
Цитаты. Способы
цитирования.
Знаки
препинания в предложениях с прямой речью.
Знаки
препинания в предложениях с косвенной речью.
Знаки
препинания при цитатах
Умения и навыки:
• опознавать различные способы передачи чужой речи;
• правильно интонировать предложения с прямой и косвенной
речью;
• использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью
с учетом цели, содержания, стиля высказывания;
• пользоваться различными способами цитирования в тексте в
соответствии с задачами и характером высказывания.
Общие сведения
о русском языке (4 ч)
Русский
язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.
Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.
Русский
язык как развивающееся явление.
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах (10 ч)
Уроки развития связной речи (17)
Систематизация
и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний
в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной
мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием
разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм
литературной речи.
Углубленное
понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.
Умения:
• кратко излагать
основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять
тезисы и конспекты;
•
собирать материал из различных
источников, систематизировать и обобщать его;
•
строить связное
аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному
на уроках русского языка;
•
составлять деловые бумаги
(заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
•
писать сочинение на
литературоведческую тему по изученному произведению;
•
писать сочинение на свободную
тему в разных жанрах и стилях речи;
•
создавать устное публичное
выступление в разных жанрах и формах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Наименование
разделов
|
Максимальная нагрузка учащегося, ч
|
Из них
|
Теоретическое
обучение, ч
|
Развитие
речи, ч
|
Контрольная
работа, ч
|
1.
|
Введение
|
1
|
1
|
|
|
2.
|
Повторение
изученного в 5-8 классах
|
5
|
2
|
3
|
|
3.
|
Сложное предложение
|
1
|
1
|
|
|
4.
|
Сложносочиненное
предложение
|
7
|
4
4
|
2
|
1
|
5.
|
Сложноподчиненное
предложение
|
20
|
14
|
6
|
|
6.
|
Бессоюзное
сложное предложение
|
8
|
5
|
2
|
1
|
7.
|
Сложные
предложения с разными видами связи
|
6
|
3
|
2
|
1
|
8.
|
Способы передачи чужой речи
|
7
|
45
|
2
|
|
9.
|
Общие
сведения о языке
|
6
|
4
|
|
2
|
10
|
Обобщение и систематизация
изученного в 5-9 классах
|
6
|
6
|
|
|
|
Итого:
|
68
|
46
|
17
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Вид
занятия
|
Кол-во
часов
|
Виды самостоятельной работы
|
Дата проведения
занятия
|
Плани-
руемая
|
Факти-
ческая
|
1
|
Введение
|
|
1
|
|
|
|
1.1
|
Богатство,
образность, точность русского языка
|
Урок усвоения новых знаний
|
1
|
|
|
|
2
|
Повторение
изученного в 5-8 классах
|
|
5
|
|
|
|
2.1
2.2
|
Повторение грамматики,
орфографии и пунктуации
|
Урок-практикум
|
2
|
Создание текста по
теме «природа» с включением описания как фрагмента текста, как часть сочинения-рассуждения.
|
|
|
2.3
|
Устная
и письменная
речь.
Монолог и
диалог
|
РР
|
1
|
|
|
|
2.4
2.5
|
Р/Р
Описание по воображению и памяти
|
РР
|
2
|
Сочинение
|
|
|
3
|
Синтаксис и
пунктуация. Сложное предложение
|
|
1
|
|
|
|
3.1
|
Сложное
предложение. Виды сложных предложений
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
4
|
Сложносочинённые
предложения
|
|
7
|
|
|
|
4.1
|
Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
Составить
таблицу «Группы ССП».
|
|
|
4.2
|
Знаки препинания в
ССП с общим второстепенным членом
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
4.3
|
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП
|
Урок-практикум
|
1
|
|
|
|
4.4
|
Повторение
орфографии
Подготовка
к контрольной работе
|
Урок-практикум
|
1
|
|
|
|
4.5
|
Контрольная работа в форме
ГИА
|
Урок контроля
|
1
|
Диктант с грамматическим
заданием (в форме тестов ГИА)
|
|
|
4.6
4.7
|
Способы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение Изложение
сжатое и подробное. Особенности работы над сжатым изложением
|
РР
|
2
|
|
|
|
5
|
Сложноподчинённые предложения
|
|
20
|
|
|
|
5.1
|
Понятие о сложноподчиненном
предложении Строение СПП,
средства связи его частей. Союзы и союзные слова
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
5.2
|
Роль
указательных слов
в подчинении предложений
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
5.3
|
Особенности присоединения придаточных предложений
к главному
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
Работа
с текстом
|
|
|
5.4
5.5
|
Стили
речи. Публицистический стиль. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу
|
РР
|
2
|
Написать
рецензию
|
|
|
5.6
5.7
|
СПП
с несколькими придаточными. Знаки препинания в них
|
Урок усвоения нового материала
|
2
|
Осложненное
списывание
|
|
|
5.8
|
Виды придаточных предложений
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
5.9
|
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
Диктант
«Проверяю себя»
|
|
|
5.10
|
Придаточные определительные
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
5.11
|
Придаточные определительные
|
Урок-практикум
|
1
|
Редактирование
текстов
|
|
|
5.12
|
Придаточные дополнительные
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
5.13
5.14
|
Научный и официально-деловой
стиль речи. Аннотация
|
РР
|
2
|
|
|
|
5.15
|
Придаточные обстоятельственные
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
5.16
|
Придаточные обстоятельственные
|
Урок - практикум
|
1
|
|
|
|
5.17
|
Придаточные обстоятельственные
|
Урок – практикум
|
1
|
|
|
|
5.18
|
Обобщение
и систематизация знаний о сложноподчинённом предложении. Подготовка к контрольной
работе
|
Урок-практикум
|
1
|
Комплексный
анализ текста (или
сжатое изложение)
ТЕСТЫ /в форме ГИА/
|
|
|
5.19
5.20
|
Контрольное
изложение /сжатое/ с элементами сочинения
|
РР
|
2
|
В
форме ГИА
|
|
|
6
|
Бессоюзные сложные предложения
|
|
8
|
|
|
|
6.1
|
Понятие
о бессоюзном сложном Предложении.
Интонация в БСП. Запятая и. точка с запятой в них
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
6.2
|
Тире в бессоюзном сложном предложении
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
Составить
тезисный план
|
|
|
6.3
|
Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
Конструирование
предложений
по схемам.
|
|
|
6.4
6.5
|
Портретный
очерк
|
РР
|
2
|
Сочинение
|
|
|
6.6
6.7
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
|
Урок-практикум
|
2
|
Анализ текста задания
части В (ГИА)
|
|
|
6.8
|
Повторим орфографию
|
Урок-практикум
|
1
|
Комплексный
анализ текста
|
|
|
7
|
Сложные предложения с разными видами связи
|
|
6
|
|
|
|
7.1
|
Сложные предложения
с разными видами связи
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
7.2
|
Знаки
препинания в сложных предложениях с различными видами
связи
|
Урок-практикум
|
1
|
Творческое
списывание
|
|
|
7.3
7.4
|
Стили
речи. Художественный стиль. Средства выразительности речи
|
РР
|
2
|
|
|
|
7.5
|
Знаки
препинания в сложных предложениях с различными видами связи
|
Повтортельно-обобщающий урок
|
1
|
Анализ
текста задания части В
|
|
|
7.6
|
Контрольная работа
|
Урок контроля
|
1
|
|
|
|
8
|
Способы передачи
чужой речи
|
|
6
|
|
|
|
8.1
|
Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания
в предложениях с прямой речью
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
8.2
|
Предложения с прямой речью
|
Урок закрепления изученного
|
1
|
Осложненное
списывание
|
|
|
8.3
|
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
8.4
|
Цитаты. Способы
цитирования. Знаки препинания при цитировании
|
Урок усвоения нового материала
|
1
|
|
|
|
8.5
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи»
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
1
|
|
|
|
8.6
|
Публицистический
и
художественный стили
речи. Обучающее сочинение на лингвистическую тему
|
РР
|
2
|
Написание
сочинения на лингвистическую тему
|
|
|
9
|
Общие сведения о языке
|
|
6
|
|
|
|
9.1
|
Русский язык как
первоэлемент великой русской литературы.
|
Урок
усвоения новых знаний
|
1
|
|
|
|
9.2
|
Язык
как развивающееся явление
|
Урок
повторения и закрепления знаний
|
1
|
|
|
|
9.3
|
Русский
язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков
|
Урок
- практикум
|
1
|
|
|
|
9.4
|
Русский язык-государственный
язык Российской Федерации и язык межнационального общения
|
Урок
усвоения новых знаний
|
1
|
|
|
|
9.5
9.6
|
Контрольная работа. Сжатое
изложение с элементами сочинения
|
Урок
контроля
|
2
|
Написание
работы в форме задания С /ГИА/
|
|
|
10
|
Обобщение и
систематизация изученного в 5-9 классах
|
|
6
|
|
|
|
10.1
|
Фонетика. Графика.
Орография. Орфоэпия
|
Повторительно-обобщающий
|
1
|
|
|
|
10.2
10.3
|
Морфемика
и словообразование
|
Повторительно-обобщающий
|
2
|
Тест
|
|
|
10.4
|
Лексика
и фразеология
|
Урок-практикум
|
|
|
|
|
10.5
10.6
|
Морфология
и синтаксис
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
|
Комплексный
анализ текста
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО –
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
- Перечень оборудования:
ПК, мультимедийный проектор
- Наглядный материал:
таблицы:
«Знаки препинания в сложносочинённом предложении»,
«Знаки препинания в сложноподчинённом предложении»,
«Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными»,
«Пунктуация в сложных предложениях с сочинительной
и подчинительной связью»,
«Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях»,
«Стили речи»,
«Типы речи»,
«Виды связи предложений в тексте»
«План-характеристика стиля»
«Части речи в рисунках»
альбомы:
«Фразеологизмы»,
«Лучшие сочинения учащихся»
УЧЕБНО
– МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
для учащихся:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова
Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2005
2. Русский язык. Практика. 9
класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2011
3. Никитина Е.И. Русская речь.
Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
4. Угроватова Т.Е. Русский язык:
9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. -М.: Просвещение, 2011
5. Пахнова Т.М. Русский язык.
Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. –М.: Экзамен, 2004
для
учителя:
1.
Контрольные
и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Астрель, 2001
2. Капинос В.И. и др. Сборник
тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2011
3. Методические рекомендации к
учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005
4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся
писать изложение. - М.: Дрофа, 2006
5. Селезнева Л.Б. Русский язык.
Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2004
6. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические
материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
7. Шипицына Г.М., Петровская ОС.,
Черников ИА Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004.
8. Шипицына Г.М. Изложение и
сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1997
9. Пахнова Т.М. Готовимся к
письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.
-М.:
Вербум-М, 2010.
10. Цыбулько ИЛ. и др. Единый
государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки.
-М.:
Просвещение, 2010.
Журналы:
«Русский язык в школе»,
«Русский язык и литература для
школьников»,
«Русский язык и литература. Всё для учителя»
Электронные
пособия (диски):
Библиотека Кирилла и Мефодия. Русский язык 2009
Репетитор. Весь школьный курс. Для старшеклассников,
абитуриентов и учителей
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.