Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 Б классе на 2014-2015 учебный год.






Содержание материала (темы уроков, названия разделов)

Кол-во уроков

Планируемый результат

Календарные сроки

Контроль-ные работы

Норма-тивное

Фактич.выполн.нии.


Знать

Федеральный компонент


Общеучебные умения и навыки


План

Коррек-тировка сроков

Введение(1)

1

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

1


Знать принцип историзма.

Уметь работать с учебной статьёй, выразительно читать, аргументированно отвечать на поставленный вопрос

2.09



Устное народное творчество(2)

2

Отражение жизни народа в народных песнях.

«В тёмном лесе»,»Вдоль по улице метелица метёт…»,»Пугачёв в темнице». Частушки как малый жанр.Т. л.:народная песня ,частушка.

1


Знать особенности художественной формы фольклорных произведений, жанры произведений УНТ

Уметь выразительно читать наизусть

3.09



3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.

1


Знать особенности содержания и художественной формы фольклорных произведений, жанры УНТ

Уметь выразительно читать, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

9.09


,

Из древнерусской литературы(1+вн.чт.1)

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.Т.л.:житие.

1


Знать художественные особенности воинской повести и жития

Уметь выразительно читать, выборочно пересказывать эпизоды,выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приёмы изображения человека.

10.09



5

Внеклассное чтение1.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Т.л.:сатирическая повесть.

1


Развитие представлений о древнерусской повести, иметь начальное представление о сатирической повести как жанре древнерусской литературы

Уметь выразительно читать, давать устный ответ на поставленный вопрос.

16.09


Вн. Чт.1

Из литературы 18 века(4+ 1 вн.чт.+.1 р.р)


6

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Т.л.:понятие о классицизме.

1


Знать биографию писателя, сюжет произведения, иметь понятие о классицизме как литературном направлении, знать основные правила классицизма в драматическом произведении.

Уметь определять основные проблемы произведения, характеризовать героев, выразительно читать.

17.09



7

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

1


Знать особенности анализа эпизода драматического произведения.

Уметь определять основные правила классицизма в драматическом произведении, устно анализировать эпизод по плану.

23.09



8

Развитие речи 1.

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре,

древнерусской литературе и в литературе ХVIII века».

1


Знать требования к сочинению

Умение создавать собственный текст на предложенную тему.

24.09


Домашнее сочинение 1

9.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.Т.л.: басня,мораль,аллегория.

1


Знать биографию баснописца, содержание басен, иметь представление о том, что такое мораль басни, аллегория (развитие представления).

Уметь выразительно читать басни, определять мораль басни, готовить сообщение о жизни баснописца.

30.09



10

Внеклассное чтение 2.

И.А.Крылов – поэт и мудрец.

1


Иметь представление о многогранности таланта баснописца – журналиста, музыканта, писателя, философа

Уметь выразительно читать басни наизусть,подбирать материал о творчестве писателя.

1.10


Вн. Чт. 2

11.

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Т.л.:дума.

1


Знать биографию поэта, сюжет думы, её историческую основу

Уметь делать сопоставительный анализ (дума и народное предание).

7.10



Из литературы 19 века(22+ 4рр+ 2 к.р.+ 2 вн.чт. )


12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Основные темы и мотивы стихов («Туча», «К***», «19 октября»).

1


Знать биографию поэта, основные темы и мотивы его творчества

Уметь готовить сообщение на заданную тему, определять тему и идею стиха, находить изобразит. средства

8.10



13

Семинар.

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).

А.С.Пушкин «История Пугачёва» (отрывки).Т.л.:историзм художественной литературы.

1


Знать отношение поэта к истории и исторической теме в литературе

Знать историю создания произведения, его содержание

Уметь готовить выступление на заданную тему, дискутировать, высказывать своё мнение

Уметь выразительно читать и пересказывать отрывки.

14.10



14

А.С.Пушкин «История Пугачёва» (отрывки).Пугачёв и народное восстание.


1


Знать историю создания произведения, его содержание

Уметь сравнивать: история пугачёвского восстания в худ. произведении и историческом труде писателя.

15.10



15

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.Т.л.: реализм.Роман.Историзм художественной литературы.

1


Знать сюжет и фабулу произведения, историю его создания., иметь начальное представление о романе как жанре, реализме как литературном направлении

Уметь составлять характеристики героев, сравнивать их с историческими прототипами.

21.10



16

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин, Гринёв и Савельич.

1


Знать жизненный путь главного героя

Уметь сопоставлять героев: Гринёв и Швабрин, Гринёв и Савельич, давать нравственную оценку личности героев

22.10



17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.


1


Знать сюжет произведения

Уметь готовить рассказ о герое, определять авторскую оценку героев.Уметь обоснованно подкреплять свои суждения.

28.10



18

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.


1


Знать, как показано пугачёвское восстание в романе и в историческом труде, авторскую оценку народного восстания

Умение сопоставлять художественное произведение и исторический труд, находить сходство и различие

29.10



2 четверть

19

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Развитие речи 2.

Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


1


Знать, что такое гуманизм и историзм художественного произведения, требования к написанию сочинения

Уметь обобщать, сопоставлять; владеть литературоведческими терминами, составлять собственный текст высказывания на заданную тему по прочитанному произведению

11.11


Домашнее сочинение 2.

20

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Эпилог и его место в философской концепции повести.

1


Знать, какое место в контексте творчества поэта занимает это произведение, как раскрывается основная проблема повести, смысл названия и эпиграфа, значение образа Петербурга, особенности композиции

Уметь готовить сообщение по тексту повести, выборочно пересказывать эпизоды, характеризовать героев, определять тему, идею, основную проблему повести

12.11



21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1



Проверка ЗУН

18.11


Контр. работа 1.

22


М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова ( с обобщением изученного в 6-7 классах).

1


Знать биографию поэта, как раскрывается историческая тема в его творчестве

Уметь готовить устное выступление по заданной теме, вести дискуссию, отвечать на вопросы

19.11



23

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически -условный историзм поэмы. Т.л.:поэма.

1


Развитие представление о поэме как жанре, иметь начальное представление о романтическом герое и романтической поэме

Уметь выразительно читать, выборочно пересказывать эпизоды, составлять характеристику героя

25.11



24

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

1


Знать особенности композиции поэмы, какую роль выполняют описания природы, образ монастыря в поэме

Умение определять роль символических образов, видеть особенности композиции, выразительно читать отрывки из поэмы

26.11


Тест

25










Развитие речи 3.

Классное сочинение по поэме «Мцыри»:

«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося),

«Мцыри как романтический герой»,

«Природа и человек в поэме «Мцыри».



Знать требования к сочинению

Уметь составлять письменное высказывание по прочитанному произведению

2.12


Р.Р. 3. Кл. соч. 1.

26


Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве (с обобщением изученного в 5-7 классах).

1


Знать биографию писателя, его отношение к исторической теме

Уметь готовиться к семинару: подготовка выступления на заданную тему, участие в обсуждении вопросов

3.12



27

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии. Т.л.:комедия.

1


Знать историю создания и постановки комедии, отношение современной писателю критики, общественности к комедии, сюжет комедии

Уметь работать со статьёй учебника, готовить сообщение по прочитанному тексту, составлять характеристики героев

9.12


.

28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

1


Знать сюжет комедии, своеобразие действия пьесы («от начала до конца вытекает из характеров»), понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке

Уметь выразительно читать отрывки из комедии, определять сатирические элементы комедии

10.12



29

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление.

1


Знать и понимать, что такое «хлестаковщина», «миражная интрига»

Уметь анализировать текст драматического произведения


16.12


,

30






Развитие речи 4.

Особенности композиционной структуры комедии.

Подготовка к домашнему сочинению». Роль эпизода в драматическом произведении



Знать особенности композиционной структуры комедии; план анализа эпизода.

Уметь анализировать эпизод,самостоятельно организовывать собственную деятельность.

17.12


Домашнее сочинение 3.

31

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).


1


Знать сюжет повести

Уметь выборочно пересказывать эпизоды повести, определять тему, идею

23.12



32

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1


Знать сюжет повести

Уметь выборочно пересказывать эпизоды повести, определять тему, идею.

24.12



3 четверть

33

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

1


Знать биографию Салтыкова-Щедрина, сюжет, систему образов сатирической повести «История одного города»

Уметь выборочно пересказывать фрагмент произведения; выразительно читать по ролям,использовать словари ,Интернет-ресурсы.

13.01



34

Развитие речи 5.

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1


Знать план анализа эпизода

Уметь анализировать эпизод произведения

14.01



35

Урок контроля.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1


Знать сюжет произведения,тематику,прблематику

Проверка ЗУН

20.01


Контр. работа 2

36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1


Знать сюжет произведения .

Уметь пересказывать текст или эпизод, готовить устное рассуждение на тему.



21.01


Рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»(устно).

37

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1


Знать краткие биографические сведения о творчестве писателя, сюжет , идейное содержание рассказа

Уметь составлять план статьи учебника, выборочно пересказыать по плану,

27.01


Сочинение-миниатюра «Что нового я открыл из жизни великого писателя?»

38

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала».

1


Знать авторские приёмы, помогающие раскрыть идею рассказа (контраст)

Уметь рассказать об особенностях рассказа, его идейном содержании.

28.01


Тест .

39

Внеклассное чтение 3.

Нравственные проблемы повести Толстого «Отрочество».


1


Знать сюжет повести, систему образов, идейное содержание

Уметь готовить сообщение по тексту, характеризовать героев.

3.02


Вн. Чт.3.

40

Внеклассное чтение 4.

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Тютчев, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

1


Знать художественные средства.

Уметь выразительно читать стихи, анализировать лирическое произведение.

4.02


Вн.чт. 4

41

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Т.л.: психологизм

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, сюжет произведения, философский смысл рассказа. Развитие представлений о психологизме художественной литературы

Уметь готовить сообщение о писателе, аргументированно отвечать на вопросы

10.02


Письменный ответ на вопрос «Кто прав и кто виноват в в безысходной ситуации?"

Из русской литературы 20 века (9+ 2 рр+ 1 к.р.+2 вн. чт.)


42

И.А.Бунин. Слово о писателе.
Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика.

1


Знать сюжет рассказа, систему образов, идейное содержание; мастерство Бунина-рассказчика, психологизм прозы писателя

Уметь пересказывать рассказ, вести дискуссию по теме

11.02



43

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».


1


Знать основные этапы жизни писателя.

Уметь составлять сравнительную характеристику героев

17.02


Сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»

44

Развитие речи 6.

Урок диспут «Что значит быть счастливым?»

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1


Знать порядок проведения диспута, требования к сочинению.

Уметь аргументировать свою точку зрения; создавать устное и письменное высказывание на заданную тему.

18.02


Р.р. 7

45

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия»..

1


Знать, как раскрывается историческая тема в творчестве Блока

Уметь готовить сообщение по теме, формирование умения анализировать лирическое стихотворение

24.02



46

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1


Знать краткие биографические сведения о поэте , начальное понятие о драматической поэме

Уметь выразительно читать стихотворное произведение, сопоставлять образ главного героя в разных произведениях

25.02



47

Развитие речи 7

Урок- конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и С.А.Есенина.

1


Знать, как показан образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Уметь готовить сообщение для выступления

3.03


Р,р.8

48

И.С.Шмелёв. Слово о писателе, «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе

Уметь выразительно читать, формулировать вопросы по тексту.

4.03



49

Внеклассное чтение 5

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

1


Знать содержание журнала

Уметь выразительно читать, уметь аргументированно отвечать на вопросы.

10.03


Вн. Чт. 5

50

М.А.Осоргин . Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1


Знать краткие биографические сведения о писателе.

Уметь пересказывать, аргументированно отвечать на вопросы,находить реальное и фантастическое.

11.03



51

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А,А,Блока, С.А.Есенина.

1


Проверка ЗУН

Уметь давать общую характеристику художественного мира произведений.

17.03


Контр. работа 3

52

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, историю создания поэмы.

Уметь выразительно читать стихи, анализировать лирическое произведение.

18.03



4 четверть

53

Василий Тёркин – защитник родной страны.

1


Знать содержание поэмы

Уметь готовить рассказ о герое, выразительно читать стихи.

01.04



54

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

1


Знать особенности композиции и языка поэмы.

Уметь готовить сообщение по теме урока.

7.04



55

Внеклассное чтение 6

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

8.04


Вн. Чт. 6

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 41-45 гг. ( 2+1рр)


56


Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1


Знать историю создания песен.

Уметь выразительно читать стихи наизусть.

14.04


.

57

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

15.04



58

Развитие речи 8

Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века».

1



Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему.

21.04


Классное сочинение 2

Русские поэты о Родине, родной природе.( Русские поэты о Родине, родной природе.(2 вн.чт.)


59

Внеклассное чтение 7

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.Литература народов России. М.Джалиль.»Маобитская тетрадь».Г. Тукай. Стихотворения.Основные темы творчества.

1


Знать основы поэтики.

Уметь выразительно читать стихи наизусть, анализировать: определять тему, идею, худ. Средства.Выявлять характерные для произведений народов России темы,образы и приёмы изображения человека.

22.04


Вн. чт.7

60

Внеклассное чтение 8

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.Литература народов России. М.Джалиль.»Маобитская тетрадь».Г. Тукай. Стихотворения.Основные темы творчества.

1


Знать основы поэтики.

Уметь выразительно читать стихи наизусть, анализировать: определять тему, идею, худ. Средства.Выявлять характерные для произведений народов России темы,образы и приёмы изображения человека.

28.04


Вн. чт.8

Из зарубежной литературы.( 8+ 2 вн.чт. )


61

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

29.04



62

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии Шекспира. Т.л.: Конфликт как основа сюжета драматического произведения

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

5.05



63




Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Т.л.: Сонет как форма лирической поэзии.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь выразительно читать стихи наизусть, анализировать: определять тему, идею, худ. средства

6.05



64

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

12.05



65

Итоговая контрольная работа. Теория литературы.

1


Знать композицию произведения, роды и жанры литературы.

Уметь определять композицию произведения, роды и жанры литературы.

13.05



66

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве (сцены). Черты классицизма в комедии Мольера. Т.л.: Классицизм. Сатира.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

19.05



67

Внеклассное чтение 9.

ДЖ. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

20.05


Вн. чт. 9

68

Внеклассное чтение 10.

ДЖ. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

26.05


Вн. чт. 10

69

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

27.05



70.

В.Скотт. «Айвенго». Средневековая Англия в романе.

1


Знать краткие биографические сведения о писателе, содержание произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать эпизоды, выразительно читать.

30.05




Рабочая программа по русскому языку 8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

В 8 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связи произведений с истрической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний  составляет постижение  системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

       Программа затрагивает важную проблему – взаимосвязь литературы и истории. Она включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

 

Автор Шабаева Лариса Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 556
Номер материала 2967
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓