Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Рабочая программа по русскому языку 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа

Советского района Алтайского края





Утверждаю

Директор МБОУ Никольская СОШ

-----------/ /

« » 2014 г.


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

на 2014 – 2015 учебный год





Составитель рабочей программы: учитель русского языка и литературы

Неколова Наталья Николаевна.





Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № от « » 2014 года

Руководитель МО /С.В.Бобровских/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы. В.В. Бабайцевой. Программы для общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 кл , (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева , А.Ю. Купалова , и др.). М: «Дрофа» 2010г

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Количество часов на изучение русского языка в 6 классе - 210 из них - 35, на развитие речи. 6 часов в неделю.

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;

говорение:

пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;

подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

строить письменное высказывание на заданную тему;

соблюдать последовательность и связность изложения;

собирать материал к сочинению и систематизировать его;

составлять сложный план и на его основе создавать текст;

использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст.

определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

составлять простой и сложный план анализируемого текста;

определять вид связи предложений в тексте;

устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

использовать транскрипцию;

правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

пользоваться орфоэпическим словарем;

обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;

пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

подбирать синонимы и антонимы;

выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);

анализировать примеры использования слов в переносном значении;

проводить лексический разбор слова;

морфология:

указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;

владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

определять синтаксическую роль изученных частей речи.

правильно применять изученные пунктуационные правила;

устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;

строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила

Технологии, методики:

         уровневая дифференциация;

         проблемное обучение;

         информационно-коммуникационные технологии;

         здоровьесберегающие технологии;

         технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах).


Программа реализуется в трех книгах, которые образуют учебный комплекс.

 

1.      Учебник «Русский язык. Теория» для 5-9 классов с системным изложением теоретических сведений, иллюстрированных литературными примерами (без упражнений). Учебник выполняет не только учебную, но и справочную функцию, способствует формированию познавательной самостоятельности.

 

2.      Учебник-пособие «Русский язык. Практика». Сборник задач и упражнений для каждого класса отдельный, который обеспечивает  отработку практически важных умений и навыков системой заданий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности класса.

 

3.      Учебное пособие «Русская речь» обеспечивает специальные уроки по развитию связной речи как системой понятий и правил, так и задачами и упражнениями, формирующими умения и навыки устной и письменной речи.



Учебно – методический комплекс.

  1. Программы для общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 кл , (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева , А.Ю. Купалова , и др.)./сот Е.И, Харитонова М: «Дрофа» 2010г

  2. Учебник Русский язык практика 6 класс / Г.К.Лидман-Орлова и др.: под ред. Г.К.Лидман-Орловой.. – М.: Дрофа, 2011.

  3. Учебник Русский язык теория 5- 9 класс В.В. Бабайцева, , Л.Д. Чеснокова.:. – М.: Просвещение , 2011.

  4. Учебник Русский язык. Русская речь. Е. И Никитина М.: Просвещение,

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

Печатные пособия.

Раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Мультимедийные презентации к уроку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».


Дополнительная литература

         Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

         Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985



ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Наименование объектов и средств МТО


- Словари русского языка

- Репродукции картин

- Таблицы

Технические средства обучения

- Классная доска

- Настенная доска

- Ноутбук

- Мультимедийные образовательные ресурсы: тренажеры, компьютерные игры, презентации

Оборудование класса

- Ученические столы, стулья

- Стол учительский

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

- Уголки по технике безопасности, для выпускников по подготовке к итоговой аттестации.





.

Учебно-тематическое планирование




п/п



Наименование разделов


Плановых уроков

Уроков развития речи

Всего

по разделу

1

Введение

1

-

1

2

Повторение изученного в 5 классе

10

1

11

3

Понятие о морфологии

3

-

3


  • Имя существительное

19

1

20

  • Глагол

45

11

56

  • Имя прилагательное

27

6

33

  • Имя числительное

15

3

18

  • Наречие

19

2

21

  • Имя состояния

3

1

4

  • Местоимение

20

8

28

5

Повторение изученного

13

2

15


Итого

175

35

210







Календарно–тематическое планирование

Дата

урока

Тема урока

Основное

содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


1


Русский язык – один из богатейших языков мира.

Лексические и фразеологические новации последних лет.

Понимать: язык – развивающееся явление

Знать: об исторических изменениях, об этимологии

Уметь: работать с этимологическими словарями

Работа с текстом. Создание устных сообщений на основе афоризмов.


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (10 ч + 1 ч)


2

Повторим фонетику.

Фонетика как наука о языке. Отличие звука от буквы.

Фонетическая транскрипция.

Понимать чем звук отличается от буквы.

Уметь транскрибировать слова и предложения.

Фонетический разбор слова.


3

Фонетика и графика. Фонетическая транскрипция.


4

Орфография.

Орфография как система правил правописания. Виды морфем. Понятие о норме.

Уметь: членить слово на морфемы, определять значение морфем, давать структурно-грамматическую характеристику словам, работать с орфографическим, морфемным, словообразовательным словарями

Словарно-орфографическая работа

Составление таблицы

Анализ пословиц


5

Правописание безударных гласных в корне слова.


6

Правописание согласных.


7

Правописание чередующихся гласных в корне слова.


8

Морфемика.


9

Синтаксис.

Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Знаки препинания, их функции.

Уметь: определять синтаксическую функцию, строить схемы, давать полную характеристику предложению.

Комплексный анализ текста



10

Пунктуация.


11

Синтаксический разбор предложения


12

Р.р. Признаки текста

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль. Микротема.

Уметь: аргументировано доказывать признаки текста, определять стиль, тип, способы связи предложений в тексте.

Работа с текстом Подготовить устное сообщение о признаках текста.


МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ (3 ч)


13

Система частей речи в русском языке.

Система частей речи. Принципы выделения частей речи.

Общее грамматическое значение.

Морфологические признаки. Синтаксическая роль

Умет: опознавать части речи, употреблять их в предложении.

Заполнение таблицы


14

Основание выделения частей речи.


15

Самостоятельные и служебные части речи.




ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (19 ч + 1 ч)


16

Понятие о существительном

Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи.

Уметь: опознавать существительные, различать одушевленные/неодушевленные, определять синтаксическую функцию, употреблять в речи.

Поисковое чтение.

Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста


17

Собственные и нарицательные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные.



Одушевлённость, неодушевлённость.


Уметь: правильно писать собственные/нарицательные существительные, уместно употреблять в речи.



Уметь определять категорию одушевлённости, неодушевлённости.

Составление текста. Написать письмо другу, оформить адрес.


18

Правописание собственных имён существительных.


19

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные


20

Род имен существительных.

Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего рода. Существительные общего рода.

Знать: о принадлежности слова к одному из родов

Уметь: определять род, согласовывать слова общего рода.

Заполнение таблицы

Составление словосочетаний и предложений


21

Число имен существительных.

Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.


Знать: категорию числа имен существительных

Уметь: употреблять в речи с соблюдением орфоэпической нормы.

Составление устного высказывания


22

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.


23

Система падежей в русском языке.

Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. Правописание окончаний существительных.

Знать: способ определения склонения имен существительных

Уметь: задавать падежные вопросы, выбирать безударные гласные в падежных окончаниях, выделять как особую группу сущ.на -ИЕ, -ИЙ, -ИЯ.

Словарный диктант

Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА)



24

Типы склонения имен существительных.


25

Склонение существительных в единственном числе.


26

Склонение существительных во множественном числе.


27

Правописание Ь и ОВ-ЁВ в родительном падеже множественного числа после шипящих и Ц.

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Уметь: определять морфему с орфограммой, применять правило

Словарный диктант



28

Р.р. Темы широкие и узкие.

Темы широкие и узкие. Коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Знать: понятия широкой темы и узкой темы

Уметь: вычленять из широких тем узкие, делить текст на абзацы.

Работа с текстом

Сочинение-миниатюра проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение



29

Разносклоняемые существительные.

Осмысление лексического значения и выявление возможных форм изменения данных существительных.

Орфограмма «Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ».

Знать: разносклоняемые существительные

Уметь: обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ.

Объяснительный диктант Проверить умение обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ



30

Правописание суффикса –ен в существительных на –мя.


31

Неизменяемые существительные

Существительные, относящиеся к неизменяемым. Число и падеж неизменяемых существительных.

Знать: происхождение несклоняемых существительных, способы определения их рода.

Уметь: употреблять несклоняемые существительные

Составление словарных статей


32












Словообразование имен существительных с помощью суффиксов

Группировка слов по словообразовательному значению суффиксов. Введение понятий исходное слово и словообразовательная морфема.

Орфограмма «Согласные буквы в суффиксах –чик-, -щик-».

Орфограмма «Буква Ь перед суффиксами –чик-, -щик-».

Правило правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-. Орфограмма «Буква и – е в суффиксах –ек-, -ик-».

Знать: условия выбора орфограммы

Уметь: группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать

Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА)



Объяснительный диктант

Проверить умение группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать


33


Словообразование имен существительных с помощью приставок

Приставочный и приставочно-суффиксальные способы образования существительных.

Освоение слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Введение нового способа орфографического действия – замена слова синонимом и анализ смысла предложения с точки зрения противопоставления.

Знать: условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными

Уметь: применять правило, различать НЕ как приставку, частицу, часть корня

Тест

Осложненное списывание

Проверить умение и навыки слитного или раздельного написания НЕ с существительными



34

Правописание НЕ с именами существительными.



35

Правописание сложных имён существительных.

Сложение. Правописание сложных слов с соединительной гласной, сложносокращенных слов и существительных с усеченным корнем пол-.

Знать: способы образования существительных путем сложения

Уметь: образовывать сложные существительные, правильно их писать

Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста




ГЛАГОЛ (45 ч + 11 ч)


36

Понятие о глаголе.

Систематизация изученного, анализ особенностей функционирования глагола в речи, освоение тематических групп глаголов.


Уметь: опознавать глагол и использовать в речи

Выборочный диктант

Проверить умение опознавать глагол и использовать его в речи


37

Роль глагола в речи.


38

РР. Простой и сложный план

Способы развития темы в тексте. Структура текста

Знать отличия простого плана от сложного; уметь составлять план анализируемого текста, пересказывать текст по плану

Работа с текстом


39

Группы глаголов по значению

Повторение известных учащимся признаков глагола: спряжение, время, число, род.

Знакомство с новыми глагольными категориями: наклонение, лицо, вид, возвратность.


Уметь: группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи.

Комментированное письмо

Проверить умения группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи


40

Правописание НЕ с глаголами.

Орфограмма «НЕ с глаголами».


Уметь: находить орфограмму, безошибочно писать.

Работа с толковым словарем.


41


РР. Способы развития темы в тексте. Подготовка к изложению


Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств.

Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка.

Работа с текстом. Изложение

Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка.


42

43


Инфинитив.

Усвоение понятия об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Формальные показатели – суффиксы –ТЬ , - ТИ. Основа инфинитива.


Формирование умения находить инфинитив по личной форме глагола.

Морфемный анализ.


Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива


44

Буква ь в инфинитиве


45

РР. Сочинение - описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево

Анализ тем сочинений. Составление плана. Словесное рисование.

Уметь создавать собственное сочинение, писать по плану

Сочинение Проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение


46

РР. Написание сочинения по картине.


47

Возвратные глаголы.

Семантика возвратных глаголов.


Понимать значение возвратных глаголов;

Уметь употреблять в речи

Работа над морфемным анализом возвратных глаголов.


48

Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.


49

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Совершенствование навыка обозначения на письме сочетания [ца] в глаголах. Усвоение возникновения орфограммы, алгоритм применения правила.

Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА)



50

Глаголы совершенного вида.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.

Усвоение основных значений глагола, передаваемых с помощью категории вида; норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах.

Комментированное письмо Проверить знание норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах.


51

Глаголы несовершенного вида


52

Образование и значение глаголов совершенного и несовершенного видов.


53



54


РР. Способы развития темы в тексте. Подготовка к изложению

Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств.

Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка.

Работа с текстом. Изложение

Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка.

РР. Изложение, близкое к тексту



55

Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.

Орфограмма чередующиеся гласные в корне.

Уметь верно определять корни с чередовнием.

Работа по карточкам


56

Наклонение глагола.

Понятие наклонение глагола и выработать умение их различать.


Знать об изменении глагола в изъявительном наклонении по временам; уметь правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.

Распределительный диктант


57

Изъявительное наклонение.


58


Формы прошедшего, будущего, настоящего времени глагола.

Углубление понятия о категории времени глагола. Усвоить основные и дополнительные значения форм времени глагола. Активное использование учениками термина момент речи.

Повторение материала о прошедшем времени, его значении, образовании, изменении, чередовании звуков при образовании форм прошедшего времени.


Знать способы образования и изменения глаголов прошедшего времени. Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы.


Редактирование предложений.


59

Значение времён.


60

Прошедшее время.


61

Значение, образование, изменение глагола прошедшего времени.


62


Правописание гласной перед суффиксом –л-.


63

Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.


64

Р.р. Что такое эпиграф?

Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Эпиграф как выразитель основной мысли текста.

Знать, что такое эпиграф.

Уметь правильно подбирать и оформлять эпиграф.

Работа с текстом

Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста


65


Настоящее и будущее время глагола.

Образование форм настоящего и будущего времени. Изменение по лицам и числам.

Орфограмма «Мягкий знак в окончании глагола 2 лица ед.числа»


Знать способы образования глаголов настоящего времени. Уметь определять грамматическое значение глагола в настоящем времени; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы.

Знать способы образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола.

Диктант «Проверяю себя»

Работа с текстом

Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста


66


Образование настоящего и будущего времени.


67

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.


68

Основа настоящего (будущего) времени.


69

Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.


70

Лицо и число глагола.


71

Мягкий знак в формах глагола 2 лица единственного числа.


72

Спряжение глаголов.

Способ определения спряжения глаголов. Гласная в личном окончании глагола.

Совершенствование умения по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид; умение по инфинитиву определять спряжение глагола и правильно писать личные глагольные окончания ( Орфограмма «Безударная гласная в личном окончании глагола»).

Словарная работа

Тест:

Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА)



73

Окончания глаголов I и II спряжений.


74

Буквы е, и в окончаниях глаголов I и II спряжения.


75

Разноспрягаемые глаголы

Особенности изменения разноспрягаемых глаголов

Освоение особенностей структуры и языкового оформления деловых бумаг, совершенствование умения понимать содержание деловых документов, без которого невозможно стать функционально грамотным человеком.


Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?»



76

Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Толкование лексического значения слова с помощью описания

Усвоить понятия лексические синонимы, текстовые синонимы, родовидовые слова, антонимы, описательный оборот.

Выработать умение подбирать описательные обороты к ключевым словам текста.


Работа с текстом

Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста


77

Условное наклонение.

Значение, образование. изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Определение места частицы БЫ (Б) в предложении.

Знать значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении. Уметь находить глаголы в условном наклонении, различать формы изъявительного и условного наклонений. Усвоить нормы согласования глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим.


Работа с текстом

Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста


78

Значение, образование, употребление глаголов в условном наклонении.


79

Правописание бы с глаголами в условном наклонении.


80

Повелительное наклонение.

Значение, образование. изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма «Мягкий знак после согласных в повелительном наклонении», Орфограмма « Суффикс –и- в глаголе повелительного наклонения»


Знать значение, образование, изменение и сферу употребления глаголов в повелительном наклонении; нормы образования форм повелительного наклонения. Знать условия употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении. Уметь правильно употреблять формы повелительного наклонения в речи.


Работа с текстом

Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста


81

Значение, образование, употребление глаголов в повелительном наклонении.


82

Правописание глаголов в повелительном наклонении.


83

РР. Сжатое изложение «Белёк».

Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста.

Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка.

Изложение

Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка.


84

РР. Написание сжатого изложения.


85

Безличные глаголы.

Значение и употребление безличных глаголов

Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления.

Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи.

Работа с текстом

Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста


86

Значение и употребление безличных глаголов в предложениях с одним главным членом.


87

Словообразование глаголов.

Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Орфограмма «Гласные в суффиксах – ова- (-ева-) - -ыва- (-ива-)»


Знать способы образования глаголов. Отработка навыков словообразовательного разбора; осмысление сути словообразовательного разбора: выделение словообразовательной морфемы при помощи сопоставления производного слова с исходным, более простым по морфемному составу. Усвоение номенклатуры глагольных суффиксов.

Выработка умений производить морфемный и словообразовательный разборы глагола.

Знать и уметь владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.


Объяснительный диктант

Творческий диктант

Составление таблицы

Комментированное письмо





88

Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.


89

Правописание гласных в суффиксах –ыва-(-ива-), -ова-(-ева-).



90


Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

Глагол как часть речи. Словообразование глаголов. Правописание глаголов.

Уметь опознавать глагол в тексте, употреблять в речи, правильно выбирать орфограммы.

Морфологический разбор

Урок контроля


91

РР. Стили речи.

Официально-деловой стиль.

Особенности официально делового стиля

Знать особенности официально-делового стиля;

Уметь составлять деловые бумаги


Анализ текстов документов




ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (27 ч + 6 ч)


92

Понятие о прилагательном.

Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Лексические разряды прилагательных.


Знать морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль

Творческое списывание

Морфологический разбор


93

Роль прилагательных в речи.


94

РР. Роль прилагательных в художественном тексте тексте.

Роль прилагательных в тексте. Употребление в речи

Знать речевые функции прилагательных, роль в создании текста-описания

Уметь употреблять в переносном значении, в качестве эпитетов

Работа с текстом

Проверить умение употреблять прилагательные в речи, художественном тексте


94


Разряды прилагательных по значению.

Понятие о разрядах имени прилагательного по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.


Знать разряды имен прилагательных

Уметь определять разряды по значению

Распределительный диктант

Проверить умение определять разряды прилагательных по значению

Работа с текстом


96

Качественные прилагательные.


97

Относительные прилагательные.


98

Грамматические особенности качественных имён прилагательных.


99


Полные и краткие имена прилагательные.

Понятие краткая форма. Способы образования кратких форм, их изменение и синтаксическая роль. Освоение орфограммы «Отсутствие Ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных». Основные закономерности изменения качественных и относительных прилагательных. Алгоритм действий при применении правила правописания гласных и согласных в окончаниях прилагательных. Орфограмма «О – Е после шипящих в окончаниях прилагательных».


Знать способы образования форм прилагательных, их изменения, опознавать краткую форму, отличать ее от полной

Уметь находить орфограмму в морфеме краткой формы, применять алгоритм действий при написании гласных в окончаниях прилагательных


Объяснительный диктант

Проверить умение находить орфограмму в морфеме краткой формы, применять алгоритм действий при написании гласных в окончаниях прилагательных

Творческий диктант



Работа с текстом


100

Изменение кратких прилагательных по числам и родам.


101

Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.


102

Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.


103

Склонение полных прилагательных.


104

Правописание падежных окончаний прилагательных.


105

Правописание букв о,ё в окончаниях прилагательных после шипящих.


106

РР. Выборочное изложение.

Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста.

Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка.

Изложение РР. Упр. 69.

Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка.


107

РР. Написание изложения.


108


Имена прилагательные с суффиксом –ий.

Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ИН, -ОВ. Прописная буква в прилагательных, образованных от существительных.


Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль, определять морфемный состав, применять правила правописания притяжательных прилагательных

Работа с текстом

Проверить умения опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль, определять морфемный состав, применять правила правописания притяжательных прилагательных


109

Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.


110

Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).


111

Степени сравнения имён прилагательных.

Значение сравнительной степени. Образование сравнительной степени с помощью суффиксов и слов более и менее. Морфемный состав сравнительной степени. Изменение и синт. Роль сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в форме превосходной степени. Закономерности чередования согласных в корне. Нормы употребления превосходной степени.


Знать способы образования степеней сравнения прилагательных, изменение прилагательных в этих формах

Уметь образовывать степени сравнения, определять синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдать интонацию

Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА)

Проверить усвоение темы «Степени сравнения прилагательных», выявить слабые места



112

Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной степени.


113

Значение, образование и изменение прилагательных в превосходной степени.


114

Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.



115
















Словообразование имён прилагательных при помощи суффиксов, приставок.

Словообразовательная морфема. Значение суффиксов имен прилагательных. Освоение данного способа образования прилагательных.. Правила правописания Н и НН в прилагательных. Закономерности образования прилагательных с помощью данных суффиксов. Совершенствование написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательного. Фонетические процессы, происходящие в прилагательных на стыке корней и суффиксов –к-, -ск-. Формирование орфографических навыков.


Знать условия выбора орфограммы в суффиксах прилагательных,

Уметь опознавать слова с орфограммой, применять способ действия при выборе орфограммы, применять орфографические правила

Словарно-орфографическая работа

Морфемный анализ слов

Словообразовательный анализ

Объяснительный диктант

Проверить умение опознавать слова с орфограммой, применять способ действия при выборе орфограммы, применять орфографические правила

Тест

Проверить усвоение материала по теме «Н и НН в прилагательных»


116

Словообразование имён прилагательных при помощи сложения основ.


117

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.


118

Правописание суффиксов –к- и –ск-.



119




Правописание НЕ с прилагательными

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Знать условия выбора написания Не с прилагательными

Уметь применять правило на письме

Комментированное письмо

Проверить умение применять правило правописания НЕ с именами прилагательными


120

РР. Описание природы. Зима.





121


Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Написание соединительных гласных О – Е в сложных прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.


Знать основные способы образования сложных прилагательных

Морфемный и орфографический разбор.

Составление текста-описания с использованием прилагательных, обозначающих оттенки цветов.


122


Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.

Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.


Уметь различать способы образования прилагательных, проводить морфемный и словообразовательный анализ, соглосовывать

Анализ художественного текста

Создание лирической миниатюры «Красота природы»


123


РР. Сочинение-описание по картине.

Признаки текста-описания. Композиция описания. Изобразительно-выразительные средства

Уметь писать сочинение по картине, соблюдать последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма

Работа по картине.

Сочинение







124

РР. Написание сочинения-описания по картине.




ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (15 ч + 3 ч)


125

Понятие об имени числительном.

Вопрос о числительных в системе частей речи. Числительное как часть речи.

Знать о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); об отличии числительных от других частей речи с числовым значение.

Уметь находить числительные в тексте; различать порядковые и количественные числительные.

Работа с текстом

Проверить умения находить числительные в тексте; различать порядковые и количественные числительные.


126

Роль числительных в речи

Роль числительных в речи

Знать сферу употребления числительных.

Уметь употреблять в речи

Составление предложений


127

Простые, сложные и составные числительные.

Разряды числительных по строению

Знать об обозначении числительного одним или несколькими словами.

Уметь различать простые и составные числительные.

Осложненное списывание


128

Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

Правила правописания числительных

Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его.

Объяснительный диктант


129

Правописание удвоенной согласной в числительных.


130

Правописание мягкого знака в числительных.


131


Количественные числительные.

Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание.

Знать и уметь определять разряды количественных числительных. Знать об особенностях склонения количественных числительных. Уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.


Морфологический разбор



Составление деловых текстов


132

Склонение количественных числительных


133


Собирательные числительные.

Значение, склонение, употребление собирательных числительных.

Знать о значении собирательных числительных, их образовании, особенностях сочетания с существительными. Уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные.

Выборочный диктант

Проверить умение сочетать собирательные числительные с существительными


134

Склонение и употребление собирательных числительных.


135


Р.р. Изложение, близкое к тексту. «Снегири».

Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста.

Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка.

Изложение

Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка.


136

РР. Написание изложения, близкого к тексту «Снегири».


137

Порядковые числительные.

Значение, изменение, употребление порядковых числительных.

Знать об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении, назначении в речи. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные.

Составление автобиографии


138

Значение и изменение порядковых числительных.


139

Употребление прописной буквы в датах.


140

Дробные числительные.

Значение, изменение, употребление дробных числительных.

Знать о функции, составе и особенностях склонения дробных числительных. Уметь правильно употреблять их в речи.

Составление устного высказывания


141

Правописание падежных окончаний имён числительных.


142

Р.р. Описание помещения

Цепная и параллельная связь предложений в тексте как основа описания интерьера.

Уметь составлять текст-описание

Сочинение



НАРЕЧИЕ (19 ч + 2 ч)


143

Понятие о наречии как части речи.

Понятие о наречии как самостоятельной части речи.. Наречия как средства межфразовой связи. Употребление наречий в речи Обогащение синтаксического строя детской речи наречиями.




Знать морфологические признаки наречия

Уметь производить морфологический разбор, употреблять в тексе.

Уметь употреблять в речи, составлять тексты

Работа с научной статьей и справочной литературой.

Сообщение.


144

Роль наречий в речи.


145

Основные группы наречий по значению.

Разряды по значению

Знать разряды, уметь определять значение, употреблять в тексте

Составление таблицы


146

Наречия образа действия.


147

Наречия меры и степени.


148

Наречия места и времени.


149

Наречия причины и цели.


150

Р.р. Сочинение-рассуждение в научном стиле

Тип речи – рассуждение. Композиция сочинения рассуждения

Уметь создавать текст-рассуждение научного стиля

Сочинение


151


Степени сравнения наречий

Сопоставление форм степеней сравнения наречий и прилагательных. Морфологические омонимы. Образование и употребление наречий в сравнительной и превосходной степени.


Знать способы образования степеней

Уметь образовывать степени сравнения

Работа с текстом


152

Словообразование наречий с помощью приставок.

Морфологические способы образования наречий.

Знать морфологические способы образования наречий

Объяснительный диктант


153

Словообразование наречий с помощью суффиксов.


154


Правописание суффиксов –о - -е после шипящих.

знакомство с морфологическими способами образования наречий, формирование навыка правописания не с наречиями

Знать морфологические способы образования наречий, правило о слитном и раздельном написании не

с наречиями.

Уметь грамотно писать не

с наречиями.

Работа с текстом


155

Правописание н и нн в наречиях на –о.


156

Правописание наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.


познакомить с условиями выбора и написания букв о и ё после шипящих на конце наречий; формировать навык написания н и нн в наре-чиях, оканчивающихся на о (ё)

Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий, а также н и нн.

Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма

Распределительный диктант


157

РР. Описание одежды, костюма

совершенствовать устную и письменную речь учащихся; формировать умение находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении текста

Знать типовую композицию рассуждения, языковые средства связи частей этого типа речи.

Уметь строить текст-рас-суждение с использованием языковых явлений.

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей


158

Дефисное написание наречий.

формирование навыка написания дефиса в наречиях

Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных.

Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных.

Различать наречия с приставкой по- и суффиксом -ому- (-ему-) от омонимичных прилагательных типа по зимнему лесу – одеться по-зимнему.

Выборочный диктант


159



Написание наречий, образованных повтором слов.


160

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую

знакомство с неморфологическим способом образования наречий, совершенствование общеучебных навыков (работа с книгой, словарем)

Знать о неморфологическом способе образования частей речи.

Уметь отличать наречия

от существительного или местоимения с предлогом

Знать, что есть группа наречий, которые не могут быть написаны раздельно, т. к. слов, от которых они образованы, в современном языке уже не существует.

Работа с текстом


161


Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

формирование навыка написания ь после шипящих на конце наречий, повторение аналогичных правил

Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге.


Объяснительный диктант.



Урок контроля.


162

Слитное и раздельное написание наречий.


163

Правописание наречий

ИМЯ СОСТОЯНИЯ (3 Ч + 1 ч)


164

Понятие об именах состояния.

Основные значения слов состояния. Их синтаксическая роль.

Знать основные значения слов состояния.

Уметь “видеть” слова состояния в тексте, выделять грамматическую основу односоставного предложения

Работа с текстом


165



Признаки имён состояния.


166

Группы имён состояния.


167

РР. Рассказ на основе картины с элементами описания

углубить представление об описании в художественном стиле речи; совершенствовать навыки составления сочинения-описания по картине

Знать структуру описания

в художественном стиле по картине.

Уметь составлять текст-описание по картине.

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.














Анализ текста

с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров


МЕСТОИМЕНИЕ (20 ч + 8 ч)


168

Местоимение как часть речи.

знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной части речи, группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью

Знать о признаках местоимения как части речи, их роли как средстве связи предложений в тексте. Разряды местоимений. Употребление местоимений в речи. Соотнесенность местоимений с существительным, прилагательным, числительным, наречием.

Знать об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи,

о связи в сложноподчиненных предложениях.


Приведение примеров,

подбор аргументов


169

Роль местоимений в речи.



Изменяемые и неизменяемые местоимения.


170

Разряды местоимений.

Значение личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Склонение личных местоимений. Речевой этикет: усвоение форм вежливости при употреблении местоимений ты и Вы.


Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль; особенности их склонения.

Уметь правильно употреблять личные местоимения

в речи, правильно писать местоимения с предлогами.

Восстановление деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью, при этом используя личные местоимения в косвенных падежах.


171

Личные местоимения.


172

Правописание местоимения с предлогами.


173

Прописная буква в формах вежливости.


174

Притяжательные местоимения

Значение притяжательных местоимений; их сопоставление с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Нормы использования в речи притяжательных местоимений ИХ. Местоимение СВОЙ.


Знать притяжательные местоимения, склонение притяжательных местоимений.

Уметь различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных.

Приведение примеров,

подбор аргументов


175

РР. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка».

Написание сочинения по картине.

Уметь писать сочинение по картине с использованием выразительных средств языка, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

Сочинение.


176

РР. Написание сочинения по картине.


177

Возвратное местоимение «себя»

знакомство с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя

Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя.

Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме.


Уметь употреблять местоимение себя в составе фразеологических оборотов, составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме.


178


РР. Рассуждение в разных стилях

обобщить и расширить представление о таком типе речи как рассуждение; закрепить

и углубить сведения учащихся

о научном стиле речи, вырабатывать умение строить текст-рас-суждение с использованием изучаемых языковых явлений

Знать отличительные особенности рассуждения, научного стиля речи.

Уметь создавать текст-рассуждение в научном стиле

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной функцией


179

Вопросительные местоимения

Значение и сферы употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Нормы употребления.

Знать вопросительные местоимения, их назначение

в речи.

Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом их склонения; Интонационно правильно произносить предложения

с вопросительными местоимениями.

Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа


180

РР. Описание книги

знать функционально-смысловые типы описательной речи, способы развития темы текста, его структуру

Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста

Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю

Составление устных и письменных описаний, формирование культуры устной и письменной речи


181

Относительные местоимения.

Значение и сферы употребления относительных местоимений. Синтаксические конструкции с вопросительными и относительными местоимениями; морфологические омонимы.


Знать относительные местоимения, их употребление в речи.

Уметь различать относитель-ные и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях.

Беседа,


работа

с текстом,

проблемные задания


182

Запятая между частями сложного предложения, соединённого относительным местоимением.


183

Неопределенные местоимения.

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –то, -либо, -нибудь, кое-. Нормы словоупотребления и оттенки значений неопределенных местоимений.

Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, образовании, написании.

Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания

и написания с не

работа

с текстом,

проблемные задания


184

Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.


185

Правописание не в неопределённых местоимениях.


186

Отрицательные местоимения

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений», «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».

Знать, как образуются

и изменяются отрицательные местоимения.

Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения

с предлогами

работа

с текстом,

проблемные задания


187


Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях


188

РР. Местоимения как средства связи предложений в тексте

Местоимения как средства связи предложений в тексте

Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление местоимений, пунктуацию в тексте


Комплексный анализ текста

Проверить умения анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление местоимений, пунктуацию в тексте


189

Определительные местоимения

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль определительных местоимений. Семантика термина определительный .


Знать об определительных местоимениях, их морфологических признаках, синтаксической роли, употреблении в речи.

Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их

в речи.

Знать различие определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного.

Уметь находить и использовать информацию, вступать в речевое общение


190

Указательные местоимения

Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. Соотнесенность с другими частями речи.

Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи.

Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средство связи предложений

в тексте.

работа

с текстом,

проблемные задания


191


РР. Контрольное сочинение

Знать типовую композицию рассуждения, языковые средства связи частей этого типа речи.

Уметь строить текст-рас-суждение с использованием языковых явлений.


Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста

Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю

РР. Упр. 171 (III). Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей


192

Правописание местоимений-наречий.

Орфография местоимений –наречий откуда, отчего, зачем, насколько и др.



работа

с текстом,

проблемные задания


193

РР. Основные типы и стили речи. Рассказ

Знать признаки текста, виды связи в нем; стили речи.

Уметь определять стили речи, их признаки.

Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста

Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю



194

РР. Как создавать киносценарий?

Киносценарий как литературное произведение

Знать киноведческие термины

Уметь создавать киносценарий

Работа с текстом




ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (13 ч + 2 ч)



195

Части речи в русском языке

Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении

Уметь распознавать части речи с учетом разных признаков слов, определять синтаксическую роль, образовывать самостоятельные части речи, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ


Работа с текстом

Проверить умение распознавать части речи с учетом разных признаков слов, определять синтаксическую роль, образовывать самостоятельные части речи, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ


196

Самостоятельные части речи.


197

Служебные части речи.


198




Правописание НЕ с различными частями речи


Повторение и систематизация изученного по орфографии и пунктуации

Правописание НЕ

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных , наречий

Знать правила орфографии и пунктуации, изученные в 5 - 6 классах

Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его.

Работа с текстом

Проверить умения определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его.


199


Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи


200

Правописание сложных слов

Правила написания сложных слов




201

РР. Рассуждение в разных стилях речи.

Композиция полного рассуждения.

Уметь создавать текст-рассуждение.

РР. Упр. 134.


202

Гласные О, Е, Е в разных частях слова после шипящих.


Уметь опознавать части речи, выделять морфему с орфограммой, делать правильныйвыбора, зная условия выбора, делать обобщенные выводы на основе изученного

Заполнить обобщенную таблицу на основе информации параграфов учебника


203

Гласные в окончании слов.


Опознавать части речи, видеть морфему и орфограмму в нбй, учитывать связи с другими словами в словосочетании и предложении, выбирать соответствующее правило и применять его, уметь делать обобщенияна основе изученного, приводить свои примеры

Творческое списывание.


204

РР. Текст и его признаки

Текст, тема, основная мысль, заголовок. Строение текста. Типы и стили речи.

Уметь выполнять композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, языковой анализ, анализ правописания отдельных слов и пунктуации.

Комплексный анализ текста

Проверить умение выполнять композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, языковой анализ, анализ правописания отдельных слов и пунктуации.


205

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксический разбор простого предложения.


Уметь выполнять разные виды разбора;

строить схемы предложений

Синтаксический разбор.


206

Синтаксический разбор.


207

Пунктуационный разбор


208


Обобщение изученного в 5-7 классах

Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.




Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки самостоятельных частей речи, их роль в предложении.


Диктант с грамматическим заданием



209


Словари русского языка



Работа со словарями


210

Культура речи

Знать принципы выбора

и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения

Знать основные составляющие культуры речи – нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения




Рабочая программа по русскому языку 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе   авторской  программы. В.В. Бабайцевой.   Программы для общеобразовательных учреждений Русский язык  5-9 кл , (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева , А.Ю. Купалова , и др.). М: «Дрофа» 2010г

   Данная  рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает  распределение учебных часов по разделам курса. Количество часов на изучение русского языка в 6 классе - 210 из них - 35, на развитие речи.  6 часов в неделю.

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре  программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

·                воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

·                совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

·                формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности; обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

- развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки.

Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

 

         Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфо­графических и пунктуационных правил;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную ин­формацию;

 определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

 вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

 осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

 разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

 самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

 прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

 выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;

говорение:

 пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;

 подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

 сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

 строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

 соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

 подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

 сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

 строить письменное высказывание на заданную тему;

 соблюдать последовательность и связность изложения;

 собирать материал к сочинению и систематизировать его;

 составлять сложный план и на его основе создавать текст;

 использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

 употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности тек­ста и связи предложений;

• исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова место­имением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст.

 определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

 составлять простой и сложный план анализируемого текста;

 определять вид связи предложений в тексте;

 устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

 проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

 использовать транскрипцию;

 правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

 пользоваться орфоэпическим словарем;

 обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

 выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

 давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

 выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразо­вательного анализа слова;

 различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаго­лов и наречий;

 составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

 давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;

 пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

 пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

 употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значе­нием, а также с условиями и задачами общения;

 толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

 подбирать синонимы и антонимы;

 выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой си­туации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фра­зеологизмов, эпитетов и др.);

 анализировать примеры использования слов в переносном значении;

 проводить лексический разбор слова;

морфология:

 указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

 уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

 опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

 объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим сло­варем;

 владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

 составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по пред­ложенной схеме;

 анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

 определять синтаксическую роль изученных частей речи.

 правильно применять изученные пунктуационные правила;

 устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графиче­ские обозначения;

 строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изучен­ные пунктуационные правила

Технологии, методики:

         уровневая дифференциация;

         проблемное обучение;

         информационно-коммуникационные технологии;

         здоровьесберегающие технологии;

         технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах).

 

Программа реализуется в трех книгах, которые образуют учебный комплекс.

 

1.      Учебник «Русский язык. Теория» для 5-9 классов с системным изложением теоретических сведений, иллюстрированных литературными примерами (без упражнений). Учебник выполняет не только учебную, но и справочную функцию, способствует формированию познавательной самостоятельности.

 

2.      Учебник-пособие «Русский язык. Практика». Сборник задач и упражнений для каждого класса отдельный, который обеспечивает  отработку практически важных умений и навыков системой заданий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности класса.

 

3.      Учебное пособие «Русская речь» обеспечивает специальные уроки по развитию связной речи как системой понятий и правил, так и задачами и упражнениями, формирующими умения и навыки устной и письменной речи.

 

 

Учебно – методический комплекс.

1.      Программы для общеобразовательных учреждений Русский язык  5-9 кл , (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева , А.Ю. Купалова , и др.)./сот Е.И, Харитонова  М: «Дрофа» 2010г

2.      Учебник  Русский язык практика 6 класс / Г.К.Лидман-Орлова и др.: под ред. Г.К.Лидман-Орловой.. – М.: Дрофа, 2011.

3.      Учебник  Русский язык теория  5- 9 класс В.В. Бабайцева, , Л.Д. Чеснокова.:. – М.: Просвещение , 2011.

4.      Учебник  Русский язык. Русская речь. Е. И Никитина  М.: Просвещение, 

         

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

Печатные пособия.

Раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Мультимедийные презентации к уроку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».

 

Дополнительная литература

         Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

         Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Наименование объектов и средств МТО

 

- Словари русского языка

- Репродукции картин

- Таблицы

Технические средства обучения

- Классная доска

- Настенная доска

- Ноутбук

- Мультимедийные образовательные ресурсы: тренажеры,  компьютерные игры, презентации

Оборудование класса

- Ученические столы, стулья

- Стол учительский

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

- Уголки по технике безопасности, для выпускников по подготовке к итоговой аттестации.

Автор Неколова Наталья Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 346
Номер материала 39959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓