Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Рабочая программа по русскому языку 6 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Протокол №1

от «26» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО:


зам.директора по НМР

МКОУ Подгоренской СОШ №1 _________/Лахина Ю.П/

«» августа 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО:


Директор МКОУ Подгоренской СОШ №1

________/Гриценко Т.С./

Приказ № ____

от «»августа 2014г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Русский язык»

210 часов

6 «А» класс





Программу составила:

Лаптиева Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории







2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Подгоренской СОШ№1;

  • Учебного плана МКОУ Подгоренской СОШ №1 на 2013-2014 учебный год;

  • Учебника Львовой С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.

Цели обучения

В соответствии с ФГОС и Примерной программой по учебным предметам (русский язык), Программой общеобразовательных учреждений (русских язык, 5-11 классы, автор-составитель С.И. Львова) содержание курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе, осознание эстетической ценности родного языка;

  • Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • Овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Настоящая программа составлена на 210 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. На уроки развития речи (сочинения, изложения) отводится 22 часа, для проведения контрольных работ – 11 часов.



Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой школы используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2010. – 216с.

  2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2010. – 174 с.

  3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 3. Справочные материалы. Приложение к учебнику. – Мнемозина. М.2010 – 48с.

  4. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.6 класс» . под редакцией С.И.Львовой. – Мнемозина. М. 2008 – 366с.

  5. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львовой – Мнемозина. М.2010 – 95с.

  6. Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львовой – Мнемозина. М.2009 – 68с.

  7. Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку для 6 класса (в двух частях). Часть 1. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2010. – 72с.

  8. Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку для 6 класса (в двух частях). Часть 2. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2010. – 77с.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении языку. Курс нацелен на овладение основными видами речевой деятельности, центральной единицей обучения является текст. Развивающий характер обучения, направленность его на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций определяют и характер предъявления грамматического материала (через анализ значения, формы и функции – и в многообразии связей с другими языковыми явлениями)

Два блока курса: «Основные сведения о языке и речи», «Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности» - отражают его практическую направленность.

Коммуникативная направленность курса подразумевает внимание к

  • вопросам истории русского языка,

  • этимологии,

  • эстетической функции языка.


В программе заложен культуроведческий аспект, позволяющий формировать представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.


Пути решения поставленных в программе задач.

Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»: составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста с использованием цитат;

  • продолжение текста;

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);


  • сочинения-рассуждения,

  • изложения – миниатюры;

  • сравнение текстов;

  • коммуникативные и игровые ситуации

составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися


  • различные виды диктантов;

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)


При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

  • урок-коммуникация,

  • урок- исследование,

  • урок-практикум,

  • урок развития речи и т.д.


Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии




ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч.

В том числе:

в 5 классе —  175 ч,

в 6 классе — 210 ч,

в 7 классе — 140 ч,

в 8 классе — 105 ч,

в 9 классе — 105 ч.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается в 6 классе 6 часов в неделю. Общее количество уроков в 6 классе согласно Учебному плану МКОУ Подгоренской СОШ №1 210 часов в год.






ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Образовательные результаты изучения предмета «Русский язык» в 6 классе представлены на нескольких уровнях: личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

  1. Владение различными видами речевой деятельности;

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2.Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3.Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

  1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

  3. Владение различными видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

-владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

-владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

-способность пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

-умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);

-способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, письмо, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

-владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

-способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

-осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4 Усвоение основ научных знаний о родном языке.

5 Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6 Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7 Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Основные сведения о языке и речи (4 ч.)

Роль родного языка в жизни человека.

*Общее представление о функ­циональных разновиднос­тях языка: разговорном язы­ке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы.

Орфография как раздел право­писания (22 + 2).


Орфография — система пра­вил правописания. Разделы русской орфографии и обобща­ющее правило для каждого из них (на основе изученного).

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание окончаний.

Употребление ь и ъ (повторе­ние).

Слитные, дефисные и раздель­ные написания (повторение).


Синтаксис и пунктуация (16+2).

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Основные признаки словосоче­тания: смысловая и граммати­ческая связь слов. Виды слово­сочетаний: именные и глаголь­ные.

Окончание как формообразу­ющая значимая часть слова и средство связи слов в словосо­четании.

Словосочетание и фразеоло­гизм; их общие и отличитель­ные свойства.

Основные признаки предло­жения: смысловая, интонаци­онная, грамматическая закон­ченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выраже­ние отношения к содержанию высказывания.

Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побуди­тельных предложений.

*Предложения двусостав­ные и односоставные. Одно­составные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя.

Особенности грамматических основ в двусоставных пред­ложениях. Типичные спосо­бы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ.

Простое осложненное предло­жение.

Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительны­ми оборотами, Обособленны­ми членами (пропедевтика).

Однородные члены предложе­ния. Интонационные особен­ности предложений с однород­ными членами. Обобщающее слово при однородных членах.

Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочи­ненное и сложноподчиненное) и бессоюзное.

Способы передачи чужой речи.

Прямая речь и слова автора.

Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного).

Основные разделы пунктуации:

1) знаки препинания в конце предложения;

2)знаки препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Текстоведение (9 + 2).

Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение).

Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. *Тезисный план. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте.

Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь.

Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи пред­ложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др.

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.

Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи.

Параллельная связь предложений в тексте.

Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений.

Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение).

Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев.

Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования.

Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т. п.


Морфология.

Имя существительное (13 + 2).

Имя существительное как часть речи: значение, морфо­логические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки имен существительных (обоб­щение изученного).

Словообразование имен существительных.

Типичные морфемные модели имен существительных.

Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение).

Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели, иллюстрирующие этот способ образования.

*Бессуфиксный способ образования имен существительных.

Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сло­жение с соединительной гласной; *сложение с одновременным присоединением суффикса.

Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребле­ния в речи.

Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного).

Имя существительное в тексте.

Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

*Сравнение как изобразительно-выразительный прием.


Имя прилагательное (17 + 1).

Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного).

Словообразование имен прилагательных.

Типичные морфемные модели имен прилагательных.

Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, *приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды).

Типичные модели приставочно-суффиксального образования имен прилагательных.

Образование имен прилагательных разными способами сложения.

Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица.

Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов.

*Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая, кладовая).

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.

Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного).

Имя прилагательное в тексте.

Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.


Глагол (15 + 2).

Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки

глагола (обобщение изученного).

Словообразование глаголов.

Типичные морфемные модели глаголов.

Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов.

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций.

Глагол в тексте.

Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.


Деепричастие и причастие (1)

Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи.Суффиксы деепричастий и причастий. *Вопрос о деепри­частиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоя­ельные части речи).


Деепричастие (13 + 1).

Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы.

Образование деепричастий совершенного и несовершенно­го вида.

Деепричастный оборот.

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении.

Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.


Причастие (24 + 3)

Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия (черный чернеющий, старый стареющий).

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего вре­мени.

Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологичес­кие и синтаксические разли­чия.

Склонение причастий.

Причастный оборот.

Грамматические различия причастий и деепричастий, при­частного и деепричастного обо­ротов.

Культура речи. Правильное употребление причастий.

Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.

Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи.

*Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек); использование этих слов в составе фразеологических оборотов.

Имя числительное (18 + 2)

Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т.д.;.

Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные. Дробные числительные.

Разряды имен числительных по строению.

Числительные простые, сложные, составные.

Культура речи. Правильное употребление имен числительных.

Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении.

*Синтаксические особенности количественных числительных

Имя числительное в тексте.

Роль имени числительного в достижении точности, инфор­мативности и выразительнос­ти в текстах разных стилей и типов речи.

Местоимение (25 + 3)

Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоиме­ния как части речи (его указательно-заместительная функция).

Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные (местоимения-существительные), имена прилагательные (местоимения-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные).

Разряды местоимений: лич­ные, возвратное, притяжа­тельные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений место­имений разных разрядов; их морфологические и синтакси­ческие признаки.

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в сло­восочетании и предложении.

Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчиненных предложений (*союзные слова).

Местоимения в тексте.

Роль местоимений в достиже­нии точности, информативности и выразительности в тек­стах разных стилей и типов речи.

Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

Повторение изученного в 6 классе (10)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6»А» классе по УМК под ред. С.И.Львовой.

Всего 210 уроков. Из них развития речи - 22, контрольных работ -11.


п/п

Наимено­вание раздела программы.

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды

деятельности учащихся

1

Роль родного языка в жизни человека.


1

Устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста,

объяснительный диктант, словарный диктант, мини-сочинение на лингвистические темы.


2

3

4

Функциональные разновидности языка.

3

Словарный диктант. Устное высказывание о функциональных разновидностях языка. Пунктуационный анализ текста,

предупредительный диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, мини-сочинения на лингвистические темы.



5

6

7

8


Орфография.

Правописание корней.

Правописание гласных в корне слова.

4

Объяснительный диктант, работа по карточкам,

устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц

объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант,работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, мини-сочинения на лингвистические темы.



9

Правописание корней. Правописание согласных в корне слова.


1

Работа с разными словарями, работа по составлению таблиц, объяснительный диктант, предупредительный диктант, словарный диктант, выборочно-распределительный диктант, работа с деформированным текстом, орфографический минимум, мини-сочинения на лингвистические темы.


10

11

12

13

Правописание приставок .

Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- Правописание приставок вне-, меж-, сверх- и иноязычных приставок.

4

Объяснительный диктант,

работа с перфокартой,

списывание деформированного текста, выборочно-распределительный диктант

14

15

Контрольный диктант по текстам администрации и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

16

Правописание суффиксов прилагательных и существительных .

1

Работа с разными словарями, работа по составлению таблиц, объяснительный диктант, предупредительный диктант, словарный диктант, выборочно-распределительный диктант, работа с деформированным текстом, орфографический минимум, мини-сочинения на лингвистические темы.


17

Правописание суффиксов глаголов.

1

Предупредительный диктант, словарный диктант, выборочно-распределительный диктант, работа с деформированным текстом, орфографический минимум, мини-сочинения на лингвистические темы.

18

Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных.

1

Предупредительный диктант, словарный диктант, выборочно-распределительный диктант, работа с деформированным текстом, орфографический минимум, мини-сочинения на лингвистические темы.

19

Правописание личных окончаний глаголов

1

Сочинение-миниатюра, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц, объяснительный диктант, предупредительный диктант, словарный диктант, выборочно-распределительный диктант, работа с деформированным текстом

21

22

Подробное изложение "Береза" (по упр.70)


2

Составление плана, анализ текста, написание изложения

23

24

Употребление букв Ё и О после шипящих и Ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях).

2

Выборочный диктант

Словарный диктант. Работа по карточкам.

25

Употребление Ь и Ъ в словах.

1

Выборочно-распределительный диктант, работа с деформированным текстом, орфографический минимум, мини-сочинения на лингвистические темы

26

Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

Словарный диктант. Устное высказывание о функциональных разновидностях языка. Пунктуационный анализ текста,

предупредительный диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, мини-сочинения на лингвистические темы.

ализ текста (упр. 85)

27

28

Контрольный диктант и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

29

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

Сочинение-миниатюра, синтаксический разбор словосочетаний, составление схем.

30

31

32

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Повторение. Члены предложения. Грамматическая основа.

Предложения двусоставные и односоставные.

3

Сочинение-миниатюра

Синтаксический разбор предложений, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста


33

34

Сжатое изложение (по упр.96)

2

Составление плана, анализ текста, отработка приемов сжатия текста, написание изложения

35

Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.

1

Пунктуационный разбор предложений,различные виды диктантов, письмо по памяти, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, игра «Найди лишнее»,поморфемное письмо

36

Простое осложненное предложение. Обращение. Вводные слова.

1

Сочинение-миниатюра

Синтаксический разбор предложений, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста


37

Простое осложненное предложение. Сравнительный оборот.

1

осложненное списывание, цифровой и графический диктанты, анализ и конструирование предложений, решение занимательных задач, грамматический разбор

38

39

40

Сложное предложение и его виды. Предложения союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Односоставные предложения в составе сложного.

3

Сочинение-миниатюра

Синтаксический разбор предложений, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста


41

42

Предложения с прямой речью. Диалог.

2

контрольный словарный диктант, беседа, осложненное списывание, конструирование предложений, письменный ответ на вопрос, анализ и конструирование предложений

43

44

Пунктуация как система правил.

2

устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений

викторина, устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, свободный диктант

45

46

Контрольный диктант и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

47

48

Текстоведение.

Текст как единое целое.

2

комплексный анализ текста

49

Простой и сложный план текста. Тезисный план.

1

комплексный анализ текста, составление и анализ различных видов плана текста

50

Связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Средства связи.

1

комплексный анализ текста

51

Связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Средства связи.

1

Сочинение-миниатю-ра , комплексный анализ текста


52

53

Сжатое изложение (по упр. 152)


2

Составление плана, анализ текста, отработка приемов сжатия текста, написание изложения

54

Связь предложений в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Средства связи.

1

Сочинение-миниатюра, комплексный анализ текста

55

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

1

Словарный диктант, текстоведческий анализ текста

56

Повествование как тип речи. Рассказ.


1

Текстоведческий анализ текста

57

Описание как тип речи.

1

Сочинение-миниатюра,устное высказывание

58

Морфология.

Имя существительное как часть речи.

1

Беседа, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование.


59

60

61

Словообразование имен существительных.

3

Различные виды диктантов, письмо по памяти, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, игра «Найди лишнее»,поморфемное письмо, составление словообразовательных пар и цепочек.

62

63

Правописание сложных имен существительных.

2

устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями

64

65

Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы.

2

Тесты, редактирование текста, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

66

67

Имя существительное в словосочетании и предложении.

2

различные виды диктантов, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор


68

Имя существительное в тексте.

1

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

69

70

Конторольная работа и ее анализ

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

71

72

Изложение (упр.265)

2

Составление плана, анализ текста, написание изложения

73

74

Имя прилагательное как часть речи

2

Беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, сочинение-миниатюра

75

Словообразование имен прилагательных. Основные способы образования имен прилагательных.

1

Различные виды диктантов, письмо по памяти, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, игра «Найди лишнее», поморфемное письмо, составление словообразовательных пар и цепочек.

76

Словообразовательные гнезда слов.

1

Составление словообразовательных цепочек и гнезд

77

78

79

Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных.

3

Объяснительный диктант

Работа с перфокартой

Контрольное списывание

80

81

Правописание сложных имен прилагательных

2

устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями

82

83

Слитное и раздельное правописание НЕ с именами существительными и прилагательными.

2

Объяснительный диктант

Графический диктант

84

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.

1

Самостоятельная работа, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста.

85

Имя прилагательное в словосочетании и предложении.

1

Р.Р. Сочинение-миниатюра

Синтаксический разбор предложений

86

87

Имя прилагательное в тексте.


2

Текстоведческий анализ, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

88

Подготовка к домашнему сочинению по картине (упр.349)

1

Составление рабочих материалов

89

90

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

91

92

93

94

. Глагол как часть речи.

Постоянные морфологические признаки глагола.

.

4

Р.Р. Сочинение-миниатюра

Распределительный диктант

Списывание деформированного текста с грамматическим заданием

95

96

97

Непостоянные морфологические признаки глагола.

.

3

Распределительный диктант

Р.Р. Сочинение-миниатюра Списывание деформированного текста с грамматическим заданием, различные виды диктантов, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор


98

Словообразование глаголов.


1

Составление словообразовательных цепочек.

Списывание текста с грамматическим заданием

99

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы.

1

Орфоэпический диктант, тесты, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание

100

101

Подробное изложение "Пешком из Россоши" (по упр.551)

2

Составление плана, анализ текста, написание изложения

102

103

Глагол в словосочетании и предложении.

2

Конструирование предложений по сюжетным картинкам, различные виды диктантов, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор

.

104

105

Глагол в тексте

2

Р.Р. Сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

106

107

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

108

Деепричастие и причастие.

1

Распределительный диктант различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание

109 110

111

Деепричастие.

Морфологические признаки деепричастия.


3

Списывание деформированного текста.

Морфемный разбор деепричастий и глаголов в разных формах

112

113

114

Деепричастный оборот.

3

Конструирование предложений с деепричастными оборотами

Диктант «Проверь себя»

115

116

117

118

Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

4

Распределительный диктант, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание

119

Правописание НЕ с деепричастиями.

1

устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями

120

121

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

2

Редактирование текста, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра

122

Сочинение (упр.442)

1


123

124

125

126

Причастие.

Морфологические признаки причастия.

4

Устное высказывание на тему «Морфологические признаки причастия»

Р.Р. Сочинение-миниатюра

Списывание деформированного текста

Р. Р. Сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями

127

128

129

130

Причастный оборот.

4

Конструирование предложений с причастными оборотами

Диктант «Проверь себя»

Р.Р. Сочинение-миниатюра


131

132

133

134

135

136

Действительные и страдательные причастия.


6

Распределительный диктант

Списывание текста

Тесты.

Объяснительный диктант

Распределительный диктант

Р.Р. Сочинение-миниатюра тесты

137

138

139

140

Полные и краткие причастия.

4

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание

141

Подготовка к домашнему сочинению по картине А. К. Саврасова "Грачи прилетели" (по упр.507).

1

Составление плана, составление рабочих материалов

142

Культура речи. Правильное употребление причастий..

1

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

143

144

Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении

2

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений Тесты, работа по карточкам

145

Деепричастие и причастие в тексте.

1

Морфологический разбор причастий и деепричастий, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

146

147

Развитие речи. Сжатое изложение (по упр.528).

2

Составление плана, анализ текста, отработка приемов сжатия текста, написание изложения

148

149

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие и деепричастие» и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

150

Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Отличие числительных от других слов, связанных с понятием числа.

1

устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц

объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант

151

152

153

Постоянные морфологические признаки числительных. Разряды имен числительных.

3

Списывание текста с грамматическим заданием, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

154155

156

157

Склонение количественных числительных.


4

Составление словосочетаний, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

158

Склонение собирательных числительных.

1

Р.Р. Сочинение-миниатюра (по упр.753)

159

Склонение дробных числительных.


1

Списывание текста с дробными числительными, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

160

Склонение составных количественных числительных.

1

Списывание текста упр. 761, морфологический разбор числительных

161

Склонение порядковых числительных.

1

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

162163

Сочинение (упр.584)

2

Составление плана, составление рабочих материалов

164165

Культура речи. Правильное употребление имен числительных.

2

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

166

Имя числительное в предложении

1

Сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор

167

Имя числительное в тексте.

1

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

168

169

Контрольный диктант и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

170

Местоимение как часть речи. Общее значение и употребление в речи.

1

Сочинение-миниатюра, устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц

171172

Разряды местоимений. Личные местоимения.


2

Редактирование текста, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы


173

Классное сочинение (по упр.640)

1

Составление плана, составление рабочих материалов

174

Разряды местоимений. Возвратное местоимение.

1

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы

175

Разряды местоимений. Притяжательные местоимения.

1

Сочинение-миниатюра

176

177

Разряды местоимений. Вопросительно-относительные местоимения.

2

Составление диалога по схеме, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями.

178

179

180

Разряды местоимений. Неопределенные местоимения.

3

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы

181

182

183

Разряды местоимений. Отрицательные местоимения.

3

Объяснительный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями

184

185

Разряды местоимений. Указательные местоимения.

2

Сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы

186

187

Разряды местоимений. Определительные местоимения.


2

Конструирование предложений по схемам, различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы

188

189

Контрольный диктант по теме "Местоимение".


2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

190

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

1

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

191

Местоимения в словосочетании и предложении.

1

Р.Р. Сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор


192

193

Местоимения в тексте.

2

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

194

Подготовка к классному сочинению по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели" (по упр. 701).

1

Составление плана, составление рабочих материалов

192

Классное сочинение по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели" (по пур.701).

1

Сочинение

193

194

Контрольный диктант и его анализ.


2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

195

196

Повторение. Слово как единица языка.


2

различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста

197

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И.Шишкина "Рожь".

1

Составление плана, рабочих материалов

198

199

200

201

202

Повторение. Орфография и пунктуация.

5

Списывание деформированного текста, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями

203

204

Итоговый диктант и его анализ.

2

Диктант с грамматическим заданием, работа над ошибками.

205

206

207

208

209

210

Резервные уроки

6



Контроль уровня обученности.


Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Контрольный диктант

  • Тест

  • Зачет

  • Контрольное упражнение

  • Контрольное сочинение

  • Контрольное изложение

  • Контрольный срез

  • Контрольная проверочная работа

  • Взаимоконтроль

Самоконтроль


Приложение 1.

Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Орфография как система правил».

Берёза.

Мы посадили в ящик с землей молодую берёзку. В саду уже поселилась осень, на берёзах появились жёлтые пряди. Но берёза в комнате всё молодела, её листья оставались зелёными и живыми.

Октябрьской ночью пришли первые заморозки. В эту ночь я проснулся от звука пастушьего рожка. Я оделся и вышел в сад.

Ветра не было, но с деревьев падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листва с них сыпалась печальным дождём.

Я вернулся в комнату и посмотрел на берёзку в кадке. За ночь листья её пожелтели. Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она вся облетела.

99 слов. (По К. Паустовскому)

Задания

  1. Выпишите из текста по 2 примера на 5 изученных орфограмм. Орфограммы объясните графически.

  2. Запишите по 2-3 примера однокоренных слов к словам пожелтеть (вариант l), теплота (вариант ll)


Контрольная работа №2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация».


Диктант.

В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно.

Перед самым стеклом, как маленький вертолет, висел в воздухе воробей. Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.

Тут я увидел большую зелёную муху. Она жужжала и металась по стеклу. Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.

Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату. Мне стало жалко и воробья, и муху. Утро такое хорошее, а они попались.

Я спрыгнул с кровати и распахнул окно. Летите, глупышки, по своим делам! Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.

99 слов. (По Ю. Алешковскому)

Задания.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Выпишите из текста предложение с обращением.

  3. Вhello_html_3a079aee.gifhello_html_m3c64caac.gifhello_html_3a079aee.gifhello_html_m3c64caac.gifыпишите из текста предложение, которое соответствует схеме - = , а - = .

  4. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.


Контрольная работа № 3. Контрольный диктант с языковым разбором слов по разделу «Лексика и фразеология».

Диктант.

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное.

Много есть на свете разных хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

66 слов. (К. Ушинский)

Задания.

  1. Докажите, что глагол звать (зовём (Россию)) является многозначным.

  2. Выпишите из текста языковой синоним к слову родина. Продолжите синонимический ряд своим примером.

  3. Выпишите из текста контекстные синонимы к слову Россия.

  4. Найдите в тексте однокоренные слова и запишите к ним антонимы.

  5. Найдите в третьем предложении текста слово, имеющее омоним, и запишите фразеологизмы, в которых этот омоним используется.

  6. Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение с помощью синонима и путём толкования.

  7. Определите тип речи данного текста и обоснуйте свою точку зрения.


Контрольная работа №4. Зачёт по теме «Имя существительное».

Диктант с языковым разбором.

Лесные силачи.

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.

Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона – награда победителю.

56 слов. (По Н. Сладкову)

Задания.

  1. Запишите существительные подосиновик, соревнование (вариант l) и подберёзовик, победитель (вариант ll) в составе словообразовательных пар.

  2. Выпишите из первого предложения текста слова дождя (вариант l) и соревнования (вариант ll) и проведите их морфологический разбор.

  3. Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели): гл×аг .+ сущ., су×щ.+ сущ., прил.+ су×щ.

  4. Проведите синтаксический разбор предложений

вариант l. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

вариант ll. Алая шапка чемпиона – награда победителю.

  1. Определите тип речи текста.

Контрольная работа №5. РР Сочинение по картине Н. Пластова «Саня Маликов». По разделу «Имя прилагательное».

Учебник. Упражнение 482. Репродукция картины в приложении к учебнику «Справочные материалы». Цель: описание портрета мальчика. Задача: используя материалы словарика эпитетов, создать текст описание портрета, постараться раскрыть характер главного героя, его настроение.


Контрольная работа №6. Разученный диктант по у. 520. С.15-16. 2 ч.

Задания к упражнению. Цель: орфографический и пунктуационный анализ текста.

Анализ текста. Запись под диктовку.


Контрольная работа №7. Диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие».

Волшебная роса.

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!

113 слов. (По И. Дегтярёвой)


Задания.

  1. Выпишите из предложений 1 абзаца глаголы, ставя их в неопределённую форму, и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный состав этих глаголов и деепричастий.

  2. Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 11) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.

  3. Проведите синтаксический разбор предложения Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту.



Контрольная работа №8. Диктант с языковым разбором по теме «Глагол и его формы».

Верблюд и Муравей.

Шествовал по пескам Верблюд. Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

119 слов. (По А. Иванову)

Примечание. Предупредить, что Верблюд, Муравей, Лев используются в значении имён собственных. Выписать на доску слово бамбук.

Задания.

  1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях 1 и 2 (вариант 1), 3 и 4 (вариант 11) абзацев текста.

  2. Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (вариант 1); обогнал, прицелившись, притаившегося (вариант11).

  3. Проведите синтаксический разбор последнего (вариант 1) и третьего (вариант 11) предложений текста.



Контрольная работа №9. Диктант с языковым заданием по теме «Имя числительное». Разученный диктант по упражнению 770. С.130, 2ч.





Контрольная работа №10. РР Контрольное сочинение по картине А Саврасова «Грачи прилетели» (на материале упражнений 910 и 670).





Контрольная работа №11. Зачёт по теме «Местоимение».

Задания.

  1. В течение 10 минут самостоятельно провести устный орфографический и пунктуационный анализ текста у. 906. Записать его под диктовку.

  2. Подчеркните те слова и сочетания слов, которые использованы в этом тексте для связи предложений.

  3. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в начальную форму и указывая разряд.

  4. Местоимения каких разрядов не использованы в этом тексте? Напишите названия этих разрядов и все местоимения, которые их составляют.

  5. Проведите морфологический разбор местоимений из предложения Вот какая щедрая земля в той стране.

  6. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.




Контрольная работа №12. Диктант с языковым анализом по итогам

повторения.

Ослик.

В детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. Они сами его кормили и всюду на нём ездили. Ослик стал моей детской мечтой.

Повзрослев, я стал много путешествовать. Оказавшись в Таджикистане, я решил прокатиться на ослике. Его хозяин посоветовал мне взять с собой палку. Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Ослик всё время останавливался, ревел и дальше не шёл, а потом вдруг побежал, завёз меня на середину широкого ручья и остановился. Вода в ручье ледяная, а до берега далеко!

Хорошо, что хозяин, пришедший за мной к ручью, сломал прут и погрозил ослику.

Так я сам убедился, что ослик не послушное, а упрямое и своенравное животное.

112 слов. (По Г. Снегирёву)

Задания.

  1. Проведите орфоэпический разбор слова детский.

  2. Проведите фонетический разбор сов решил (вариант 1) завез (вариант11).

  3. Укажите морфемный состав глаголов и особых форм глагола в 1 предложении второго абзаца (вариант 1) и во 2 предложении второго абзаца (вариант 11).

  4. Выпишите из текста причастие и проведите его морфологический разбор.

  5. Подчеркните в 1 предл (вариант 1) и во 2 предл (вариант 11) все местоимения как члены предложения и укажите их разряд.

  6. Составьте схему, объясняющую постановку знаков препинания в 1 предложении третьего абзаца.

  7. Проведите синтаксический разбор предложения Палку я не взял и очень об этом пожалел.






















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

УМК:

  • Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2010. – 216с.

  • Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2010. – 174 с.

  • Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 3. Справочные материалы. Приложение к учебнику. – Мнемозина. М.2010 – 48с.

  • Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.6класс» . под редакцией С.И.Львовой. – Мнемозина. М. 2008 – 366с.

  • Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львоовй – Мнемозина. М.2010 – 95с.

  • Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львоовй – Мнемозина. М.2009 – 68с.

  • Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по пусскому языку для 6 класса (в двух частях). Часть 1. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2010. – 72с.

  • Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по пусскому языку для 6 класса (в двух частях). Часть 2. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2010. – 77с.

Справочная литература:

  1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос»,

  2. 2002

  3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

  4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996

  5. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005

  6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

  7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991

  8. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009

  9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975

Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий

8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы

Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

11. http://www.svetozar.ru/



Рабочая программа по русскому языку 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа составлена на основе:

·      Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

·      Закона РФ «Об образовании»;

·      Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009;

·      Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Подгоренской СОШ№1;

·      Учебного плана МКОУ Подгоренской СОШ №1 на 2013-2014 учебный год;

 

·      Учебника Львовой С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012. 

Автор Лаптиёва Людмила Николаевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 802
Номер материала 12185
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓