Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"


ФИЛИАЛ МБОУ «СОШ С. СВЯТОСЛАВКА» В ПОСЕЛКЕ ПЕРЕДОВОЙ

Наименование образовательного учреждения


СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО протокол

№ __от _________2014

Руководитель ШМО

_______Шивырева Л.Е.


СОГЛАСОВАНО

Заведующий филиалом

МБОУ «СОШ с. Святославка»

в п. Передовой

_______ Алексеева Н.И.

«__» __________ 2014 г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ с. Святославка»

__________Захарова Л.В.

«_____»_______2014 г.



Рабочая программа педагога

Шивыревой Елены Геннадиевны

по русскому языку

4 класс





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __ от «__» 09.2014 г.










П. Передовой

Местонахождение образовательного учреждения

______________________________________________________________________________________


2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Образовательная система

«Начальная школа 21 века»



Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Курс русского языка 4 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.

На изучение русского языка в 4 классе отводится 170 часов в год (34 учебные недели по 5 часов в неделю).


Цели и задачи обучения русскому языку:


  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству

  • нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.


Содержание курса «Русский язык» включает три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».


Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.


Общая характеристика курса :


Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. Под блоком понимается система уроков, реализующие общую цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Основные принципы отбора материала:

- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;

- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.

Общая характеристика учебного процесса:

Программа предусматривает проведение: комбинированных уроков, контрольных уроков, уроков закрепления, обобщающих уроков, тренировочных уроков, интегрированных, традиционных уроков и уроков развития речи.

Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником, графике и письму.

Методы обучения: дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, дидактические игры, анализ, сравнение, классификация, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. «Фонетика»;

2. «Слово и предложение»;

3. «Состав слова»;

4. «Лексика»;

5. «Правописание»;

6. «Развитие речи».


Планируемые результаты освоения курса «русский язык»:


Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты обучения 4 класс:


Ученик научится:


различать, сравнивать, кратко характеризовать

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

  • начальную форму глагола;

  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

  • определять спряжение глагола;

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;

  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов.


Ученик получит возможность научиться:


  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

  • определять вид глагола;

  • находить наречие и имя числительное в тексте;

  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

  • применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

  • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).


Содержание курса:


Содержа-тельная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Формы и вопросы контроля

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

Фонетика.

Повторение изученного на основе фонетического разбора слова

1 ч


установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, целеполагание как










Знать понятия:

звук и буква , гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные.

Различать:

- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Называть, приводить примеры:

звуков: - гласных, согласных (мягких, твёрдых);

кратко характеризовать:

- качественные признаки звуков;

- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов.


Состав слова.

Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразова тельного анали за

1 ч


знать понятия: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”,

знать о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом


уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; уметь давать толкование лексического значения слова;

осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами, объясняя значение слов;

уметь проверять безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные в корне слова, слитное написание приставок.


Синтак сис

Синтаксический разбор простого предложения.

Словосочетание.

Сложное предложение

16 ч


постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Понятия «главные члены предложения» и «второстепенные члены предложения» различать предложение, словосочетание, слово;

находить главные и второстепенные члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.


Морфология

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.

Наречие как часть речи.

Имя числительное: общее значение.


36 ч



определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж.

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных по предложенному в учебнике по алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.


«Правопи

сание» (формиро

вание навыков грамотно

го письма

Правописание личных окончаний глаголов.

Употребление Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения(простейшие случаи)

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.


52 ч



Знать правила правописания:

падежных окончаний имен существительных; суффиксов имен сущ –онок-, -ек-, -ик-, -ость-; падежных окончаний имен прилагательных, словарных слов, определенных программой, постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

Применять правила правописания:

падежных окончаний имен существительных; суффиксов имен сущ –онок-, -ек-, -ик-, -ость-; падежных окончаний имен прилагательных, словарных слов, определенных программой, постановки знаков препинания при однородных членах предложения.


«Развитие речи»

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений.


35 ч



подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;

исправлять деформированный текст ( с нарушенным порядком следования частей);

составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.



Резервные уроки


35 ч







Учебно-тематический план

п\п

Название раздела,

тема урока

Содержание темы

Дата

Примечание

1

Повторение («Развитие речи»)

Повторение. Пишем письма.


Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни ...»: повторение пройденного

1.09


2

Фонетика и словообразование («Как устроен наш язык») Повторяем фонетику и словообразование.

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов

2.09


3

Повторение орфографии («Правописание»)

Вспоминаем изученные орфограммы

Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм


3.09


4

Повторение орфографии («Правописание») Вспоминаем изученные орфограммы

Тренировочные упражнения, подготовка к словарному диктанту

4.09


5

Повторение («Развитие речи»)

Повторение. Пишем письма.

Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок.

Работа с рубрикой «Обрати внимание»

5.09


6

Морфология. Имя существительное («Как устроен наш язык») Повторяем признаки имени существительного

Работа по определению рода имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имен существительных - работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору.

8.09


7

Окончания имен существительных («Правописание»)

Повторяем правописание окончаний имен существительных l-гo склонения

Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... ». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных l-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

9.09


8

Окончания имен существительных («Правописание»)

Повторяем правописание окончаний имен существительных

2-го склонения

Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2-гo склонения. Тренировочные упражнения.

10.09


9

Окончания имен существительных («Правописание»)

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения

Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 3-гo склонения. Тренировочные упражнения.

11.09


10






Письмо («Развитие речи»)

Пишем письма

Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание»: постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь

12.09






11

Письмо («Развитие речи»)

Пишем письма


15.09


12

Морфология. Имя существительное («Как устроен наш язык») Морфологический разбор имени существительного

Повторение признака oдyшевленности - неодушевленности имен существительных в рубрике «Вспомни ... », классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания

16.09


13

Морфология. Имя существительное («Как устроен наш язык») Морфологический разбор имени существительного

17.09


14

«Фонетика и словообразование»(«Как устроен наш язык»)

Текущая контрольная работа №1 «Повторение фонетики, словообразования, морфологии»


18.09


15

Окончания имен существительных («Правописание» ) Правописание безударных падежных окончаний имен существительных .

Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно»

19.09


16

Текст («Развитие речи») Текст. Совершенствование речевых умений. Рассуждение


Коллективная работа с текстом- рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста-рассуждения

22.09


17

Морфология. Имя прилагательное («Как устроен наш язык») Повторяем признаки имени прилагательного.

Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... »; признаки имени прилагательного как части речи. Решение проблемной задачи В рубрике «Давай подумаем». Работа в парах. Анализ материала рубрики «Путешествие в прошлое»

23.09


18

Окончания имен прилагательных («Правописание»)

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту

24.09


19

Морфология. Имя прилагательное («Как устроен наш язык») Морфологический разбор имени прилагательного

Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору

25.09


20

«Правописание»

Диктант (текущий) № 1 «Повторение изученных орфограмм. Орфограммы в окончаниях имен существительных и прилагательных»


26.09


21

Работа над ошибками.

Текст («Развитие речи»)

Типы текста

Работа в группах с текстом: подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация своего мнения. Исправление речевых ошибок в предложениях

29.09


22

Орфограммы в словах («Правописание»)

Буквы о - ё после шипящих и ц

Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни ... », анализ правила - работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой о после шипящих

30.09


23

Мягкий знак («Правописание») Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Наблюдение за языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и кратких прилагательных

1.10


24

Морфология Местоимение

(«Как устроен наш язык»)

Повторяем местоимение

Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни ... »). Наблюдение за языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка

2.10


25

Приставка («Правописание»)

Орфограммы приставок

Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-

3.10


26

Твердый и мягкий знак («Правописание» )

Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак

Подбор примеров слов с ъ и Ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т. д. Наблюдение за языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных

6.10


27

Работа над изложением («Развитие речи» )

Изложение.

Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти

7.10


28

Синтаксис. Простое предложение («Как устроен наш язык»)

Разбор по членам предложения

Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение за материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору

8.10


29

Синтаксис. Простое предложение («Как устроен наш язык»)

Синтаксический разбор предложения.

Работа по усвоению алгоритма синтаксического разбора предложения. Тренировочные упражнения.

9.10


30

Синтаксис. Простое предложение («Как устроен наш язык»)

Синтаксический разбор предложения.

Тренировочные упражнения.

Работа с трудным заданием

10.10


31

Предложение с однородными членами («Правописание)

Знаки препинания при однородных членах предложения

Наблюдение за языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни ... »). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство.

13.10


32

Предложение с однородными членами («Правописание)

Знаки препинания при однородных членах предложения

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем».

Обсуждение материала рубрики «Тайны языка»: знаки препинания в предложениях с обобщающим словом. Упражнения на отработку правила. Подготовка к словарному диктанту

14.10


33

Синтаксис. Простое предложение («Как устроен наш язык»)

Синтаксический разбор предложения. Словарный диктант.

Тренировочные упражнения.

Работа с трудным заданием

15.10


34

Текст («Развитие речи»)

Текст. Деление текста на абзацы.

Работа по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях

16.10


35

Контрольная работа №2 «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного. Разбор по членам предложения. Синтаксический анализ предложения»


17.10


36

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Глагол

Обобщение известных сведений о глаголе в рубрике «Вспомни ... ». Наблюдение за языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору

20.10


37

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Глагол как часть речи.

21.10


38

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание приставок в глаголах

Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный твердый знак в глаголах. Составление слов с приставками.

22.10


39

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание не

с глаголами

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация.

Подготовка к словарному диктанту.

23.10


40

Работа над изложением

(«Развитие речи» ) Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

Подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста

24.10


41

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Вид глагола

Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»:

вид глагола как постоянный признак. Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации.

Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из греческого языка

27.10


42

«Правописание»

Контрольный диктант №2

Тема: «Буквы о-ё после шипящих и ц, орфограммы приставок, разделительные ъи ь, не с глаголами»

Проверка знаний учащихся по теме, умение работать самостоятельно и осуществлять самопроверку.

28.10


43

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Начальная

форма глагола

Наблюдение за материалом рубрик «Вспомни ... » и «Обрати

внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть,-ти.

29.10


44

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Личные формы глагола

Обсуждение рубрик «Вспомни ... », «Давай думаем», «Обрати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение за окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору

30.10


45

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Лицо и число глаголов

Работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием

31.10


46

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Мягкий знак после

шипящих в глаголах

Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи)

12.11


47

Правописание глаголов

(«Правописание» )

Мягкий знак после

шипящих в глаголах

Выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров. Подготовка к письму под диктовку

13.11


48

«Развитие речи»

Текст. Сочинение-описание

Работа с текстами описанием и повествованием (рубрикой «Обрати внимание»). Подготовка к записи своего вида текста, отличающегося от данного.

14.11


49

Правописание глаголов·

(«Правописание»)

Правописание ться и

тся в глаголах

Наблюдение за языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). Подготовка к словарному диктанту

15.11


50

Правописание глаголов·

(«Правописание»)

Правописание ться

и тся в глаголах

Отработка алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно»

18.11


51

Текущая контрольная работа №2 «Глагол как часть речи»


19.11


52

Текст («Развитие речи»)

Связь абзацев в тексте

Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение

20.11


53

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Спряжение глаголов

Наблюдения за окончаниями личных форм глагола в рубрике «Обрати внимание», формулирование выводов. Обсуждение материала рубрики «Тайны языка»; что такое спряжение. Выполнение упражнений по образцу. Работа в парах и по выбору. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое»


21.11


54

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Спряжение глаголов

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. В рубрике «Тайны языка» знакомство с алгоритмом определения спряжения глагола, с распределением глаголов по спряжениям. Наблюдение за разноспрягаемыми глаголами. Работа в парах и по выбору

22.11


55

Морфология.

Глагол («Как устроен наш язык»)

Спряжение глаголов

Наблюдение за глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору

25.11


56

Правописание глаголов

(«Правописание»)


Правописание глаголов

Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка»

26.11


57

«Правописание»

Диктант по теме: «ь после шипящих в глаголах»


27.11


58

Текст

(«Развитие речи»)

Прием противопоставления в тексте

Коллективное обсуждение построения текста: прием противопоставления. Самостоятельное создание собственного текста с использованием противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях

28.11


59

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание безударных окончаний глаголов

Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»: система личных окончаний l-го и 2-го спряжения. Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям. Подготовка к словарному диктанту

29.11


60

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание безударных окончаний глаголов

Тренировочные упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»

2.12


61

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание безударных окончаний глаголов


Работа с рубрикой «Давай подумаем»: повторение алгоритма

определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Упражнения на определение спряжения глаголов, работа с глаголами-исключениями, орфографический комментарий текста

3.12


62

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание безударных окончаний глаголов

Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). Подготовка к словарному диктанту

4.12


63

Текст

(«Развитие речи»)

Роль слов в тексте

Обсуждение рубрики «Вспомни ... »: значение слова и его контекст. Индивидуальная работа с текстом: выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Сравнение своей работы с вариантом учебника. Поиск приема построения текста

5.12


64

«Правописание»

Списывание по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах, –ться, тся в глаголах. Безударные личные окончания глаголов»


6.12


65

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание глаголов


Повторение алгоритма определения спряжения глагола. Развитие орфографической зоркости: поиск допущенных ошибок.

9.12


66

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание глаголов

Тренировочные упражнения на отработку написания безударных личных окончаний, правописание тся и ться

10.12


67

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание глаголов

Комплексный орфографический тренинг. Работа в парах.

Письмо с комментированием

11.12


68

Итоговая контрольная работа за первое полугодие по теме: «Повторение изученного в I и II четвертях»


12.12


69

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Настоящее время глагола

Сравнение языкового материала в рубрике «Давай подумаем».

Обсуждение рубрики «Тайны языка». работа со схемой. Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору


13.12


70

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание суффиксов глаголов

Наблюдение за языковым материалом - рубрики «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, Сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление

16.12


71

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Прошедшее время

глагола

Обсуждение материала рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

17.12


72

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Прошедшее время

глагола

Наблюдение за формами глаголов в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка». Работа по выбору и с трудным заданием

18.12


73

Работа над изложением («Развитие речи») Обучающее изложение с элементами сочинения по самостоятельно составленному плану.

Самостоятельная подготовка к изложению: соответствие заголовка, составление плана текста. Создание возможного окончания текста (элемент сочинения)

19.12


74

Правописание глаголов («Правописание»)

Правописание суффиксов глаголов.

Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем», формулирование выводов. Работа с рубрикой «Тайны языка». Группировка, подборка глагольных форм

20.12


75

Морфология.

Глагол («Как устроен наш язык») Будущее время глагола

Работа со схемой в рубрике «Вспомни ... ». Выведение правила об образовании форм будущего времени («Давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание

23.12


76

«Правописание»

Итоговый диктант по теме: «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса»


24.12


77

Правописание глаголов («Правописание»)

Правописание суффиксов глаголов

Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти. Подготовка к словарному диктанту

25.12


78

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Изменение глаголов по временам.

Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание», формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием

26.12


79

Текст

(«Развитие речи»)

Изложение с элементами сочинения.

Коллективная работа с текстом учебника: чтение, озаглавливание, составление плана, поиск образных слов и выражений. Ответ на вопрос зачем автор использует образные выражения в тексте? Коллективное обсуждение: какие еще слова и выражения можно использовать в описании природы зимой? Индивидуальная работа:

написание мини-сочинения на тему «Зимний день»

27.12


80

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Урок повышенной сложности. Введение понятий «изъявительное, повелительное и условное наклонение» на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонение). Наблюдение за языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные - по выбору

9.01


81

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Условное наклонение глагола

Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные - по выбору

10.01


82

Правописание глаголов («Правописание»)

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос от чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Подготовка к словарному диктанту

13.01


83

Правописание глаголов («Правописание»)

Правописание глаголов.

Словарный диктант.

Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм.

14.01


84

Текст («Развитие речи»)

Работа с текстом

Коллективная работа с текстом учебника. Составление плана для продолжения рассказа. Написание продолжения рассказа В. Драгунского. Чтение и обсуждение работ учащихся. Сравнение детских работ и авторского текста

15.01



85

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Повелительное наклонение глагола

Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. 3накомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). Выполнения упражнения 2 (коллективно). Работа с рубрикой «Говори правильно». Наблюдение за языковым материалом: изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Выполнение упражнений по выбору

16.01


86

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Повелительное наклонение глагола

17.01


87

Морфология

«Как устроен наш язык»

Контрольная работа по теме: «Время глагола»


20.01


88

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Словообразование глаголов

Повторение материала, изученного в теме «Словообразование» во 2 классе. Коллективная и индивидуальная работа с упражнениями учебника. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое»

21.01


89

Текст («Развитие речи»)

Обучающее сочинение-повествование.

Чтение и обсуждение текста учебника. Обсуждение вопросов: к какому типу текста относится история (описание, повествование, рассуждение)? Сочинение это или изложение? Подготовка к написанию историй на конкурс «Сказка про Деда Мороза». Обсуждение возможного названия сказки, ее плана, начала и т. д. Написание сказки

22.01



90

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Глагол в предложении

Наблюдение за языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика). Выполнение тренировочных упражнений




23.01


91

Морфология. Глагол («Как устроен наш язык»)

Глагол в предложении

24.01





92

Правописание глаголов («Правописание»)

Правописание глаголов

Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений.

27.01



28.01


93

Правописание глаголов («Правописание»)

Правописание глаголов

94

Текст («Развитие речи»)

Работа с текстом

Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передается разговор двух людей). Ознакомление с понятиями «монолог», «диалог». Работа над исправлением речевых ошибок в приведенных высказываниях

29.01


95

«Правописание»

Диктант по теме: «Окончания глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов»


30.01


96

Морфология. Глагол

(«Как устроен наш язык»)

Морфологический

разбор глагола

Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение вопроса: какие признаки глагола являются неизменными? Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола

31.01


97







Повторение пройденного Фонетика («Как устроен наш язык»)

Повторение

Проверочная работа

Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах


3.02


98


Текст («Развитие речи»)

Работа с текстом

Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передается разговор двух людей). Ознакомление с понятиями «монолог», «диалог». Работа над исправлением речевых ошибок в приведенных высказываниях

4.02


99

Морфология. Наречие

(«Как устроен наш язык»)

Наречие

Знакомство с наречием как частью речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются. Наблюдение за языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Выполнение тренировочных упражнений

5.02


100

Морфология. Наречие

(«Как устроен наш язык»)

Наречие

6.02

101

Морфология. Наречие

(«Как устроен наш язык»)

Наречие

Отработка умения находить наречия в тексте и задавать к ним вопросы. Ознакомление с примыканием как с особым видом связи слов в словосочетании (пропедевтика). Отработка умения отличать слово сочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний.

7.02



102

Морфология. Наречие

(«Как устроен наш язык»)

Как образуются наречия

Наблюдение за языковым материалом: сопоставление качественных имен прилагательных и образованных от них наречий. Формулирование выводов на основе наблюдения. Выполнение тренировочных упражнений




10.02


103

Правописание наречий

(«Правописание») Правописание гласных на конце наречий

Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение

11.02


104

Правописание наречий

(«Правописание») Правописание гласных на конце наречий

Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм.

12.02


105

Текст

(«Развитие речи»)

Текст

Работа с текстом, подбор заголовка, составление плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике.

13.02


106

Морфология. Наречие

(«Как устроен наш язык») Морфологический разбор наречий

Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем» ). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий

14.02


107

Правописание наречий

(«Правописание»)

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Наблюдения за языковым материалом: правописание наречий на шипящие. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы

17.02


108

Правописание наречий

(«Правописание»)

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно).

18.02


109

Мягкий знак после шипящих («Правописание»)

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы

19.02


110

Текст («Развитие речи»)

Учимся писать сочинение

Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа)

20.02


111

«Правописание»

Диктант по теме: «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих»


21.02


112

Морфология.

Имя числительное

(«Как устроен наш язык»)

Имя числительное


Знакомство с именем числительным как частью речи. Понятие о порядковых и количественных числительных. Упражнения на нахождение числительных в тексте, на умение задавать вопросы к числительным и различать порядковые и количественные имена числительные.


24.02


113

Морфология.

Имя числительное

(«Как устроен наш язык»)

Имя числительное


Введение понятий «простое, сложное и составное числительное». Упражнение в определении состава данных имен числительных. Запись числа словами

25.02


114

Текст («Развитие речи»)

Работа с текстом

Коллективная работа с рубрикой «Обрати внимание». Повторение ранее изученного материала (образные слова и выражения в тексте, цель их использования). Самостоятельная работа с текстом учебника. Сравнение и обсуждение результатов

26.02


115

Морфология Имя числительное («Как устроен наш язык»)

Изменение имен числительных

Наблюдения над языковым материалом. Ответ на вопрос как изменяются имена числительные? Сравнение склонения имен числительных со склонением прилагательных и существительных. Формулирование выводов. Выполнение упражнений по выбору учителя. Тренировочные упражнения

27.02


116

Правописание числительных («Правописание»)

Слитное и раздельное написание числительных

Наблюдения за языковым материалом: право писание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил

28.02


117

Правописание числительных («Правописание»)

Правописание мягкого знака в именах числительных

Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос в каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова? Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила

3.03


118

Правописание числительных («Правописание»)

Правописание числительных

Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных»

4.03


119

Текст («Развитие речи»)

Обучающее сочинение- описание по готовому плану.

Чтение и анализ текста учебника. Выявление особенностей построения данного текста. Проведение игры-соревнования «Кто знает больше народных примет». Выбор наиболее ярких, выразительных примет. Самостоятельная работа: написание рассказа-описания, в основе которого лежит народная примета. Анализ работ.

5.03


120

Правописание мягкого знака («Правописание») Повторяем правила

правописания мягкого знака в словах

Выполнение упражнений на повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи

6.03


121

Правописание мягкого знака («Правописание») Повторяем правила

правописания мягкого знака в словах

Выполнение тренировочных упражнений.

7.03


122

«Правописание»

Контрольная работа по теме: «Глагол, наречие, образование наречий, морфологический разбор наречий, имя числительное»

Проверка знаний учащихся по данному разделу программы, умение работать самостоятельно, выполнять самопроверку.

10.03


123

Синтаксис. Словосочетание («Как устроен наш язык») Связь слов в предложении. Словосочетание

Повторение материала, изученного в 3 и 4 классах. Ответ на вопрос: как имена прилагательные согласуются с именами существительными?

11.03


124

Синтаксис. Словосочетание («Как устроен наш язык») Связь слов в предложении. Словосочетание

Ознакомление с новыми понятиями словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании

12.03


125

Синтаксис. Словосочетание («Как устроен наш язык»)

Слово. Словосочетание. Предложение

Сравнение слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Ответ на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания; словосочетания и предложения? Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложения, составлять предложение из данных словосочетаний

13.03


126

Текст («Развитие речи»)

Обучающее сочинение-рассуждение по вопросам.

Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту. Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения (рассуждения) с опорой на вопросы к тексту

14.03


127

Правописание словосочетаний («Правописание»)

Правописание слов

в словосочетаниях

Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний


17.03


128

Синтаксис. Словосочетание («Как устроен наш язык»)

Связь слов в словосочетании. Согласование

Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения

18.03


129

Правописание

словосочетаний

(«Правописание»)

Правописание слов

в словосочетаниях

Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний

19.03


130

Правописание словосочетаний («Правописание») Правописание слов в словосочетаниях

Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил. + нескл. сущ., сущ. + порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм

20.03


131

Синтаксис. Словосочетание («Как устроен наш язык»)

Связь слов в словосочетании. Управление

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом

21.03


132

Правописание словосочетаний («Правописание»)

Правописание слов в

словосочетаниях

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях

1.04


133

Итоговый диктант по теме: «Орфограммы, изученные в III четверти 4 класса»


2.04


134

Текст

(«Развитие речи»)

Учимся писать сочинение

Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Индивидуальная работа: выполнение задания к упражнению 1. Сравнение и обсуждение результатов работы

3.04


135

Синтаксис. Словосочетание («Как устроен наш язык»)

Связь слов в словосочетании. Примыкание

Аналогично урокам 114 и 116

7.04


136

Правописание словосочетаний («Правописание»)

Правописание слов

в словосочетаниях

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание глаголов, числительных, наречий)

8.04


137

Словосочетание («Как устроен наш язык»)

Словосочетание

в предложении

Введение понятия о словосочетании как строительном материале распр. предл. Закрепление умения находить слов-ия в предложении. Упражнение в выборе правильной формы (падежа и предлога) имени сущ-го в словосочетаниях с типом связи управление

9.04


138

Текст

(«Развитие речи»)

Учимся писать сочинение-рассуждение

Аналогично уроку 112

10.04


139

Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык»)

Сложное предложение

Наблюдение за языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упр на нахождение сложного предложения в тексте. Введ. понятий «сложносочиненное и сложноподчиненное предложение». Знакомство с алг различения сложносоч и сложноподчин предложений и овладение этим алгоритмом. Знакомство со схемами сложных предложений

11.04


140

Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык»)

Сложное предложение

Анализ языкового материала. Ответ на вопрос: в каких сложных предложениях можно задать вопрос от одной части речи к другой?

14.04


141

Синтаксис «Как устроен наш язык»

Контрольная работа по теме: «Словосочетание, слово, предложение; связь слов в предложении»


15.04


142

Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык»)

Как связаны части

сложносочиненного

предложения

Наблюдение за языковым материалом (рубрика «Давай подумаем» ): союзы и, а, или, в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. Знакомство с сочинительными союзами заmо, однако, да.

16.04


143

Знаки препинания

в сложном предложении

(«Правописание»)

Знаки препинания

в сложном предложении

Наблюдение за языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом - рубрика «Тайны языка». Знакомство с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения и овладение этим алгоритмом. Тренировочные упражнения: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.

17.04


144

«Правописание»

Контрольная работа (списывание)


18.04


145

Знаки препинания в сложном предложении

(«Как устроен наш язык)

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении

21.04


146

Текст («Развитие речи»)

Обучающее сочинение по коллективно составленному плану.

Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся

22.04


147

Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык»)

Как связаны части

сложноподчиненного предложения

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос можно ли между частями любого сложного предложения поставить точку? Обсуждение особенностей сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой

23.04


148

Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык») Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

Наблюдение за языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений)

25.04


149

Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык») Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

28.04


150

Знаки препинания

в сложном предложении

(«Как устроен наш язык»)

Учимся ставить запятые между частями

сложного предложения


Наблюдение за языковым материалом: постановка запятой сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка» ). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами. Составление сложноподчиненных предложений по модели [ , ( ), ].

29.04


151

Знаки препинания в сложном предложении

(«Как устроен наш язык»)

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении

30.04


152

«Правописание»

Диктант по теме: «Правописание слов в словосочетаниях)


2.05


153

Текст («Развитие речи»)

Учимся писать сочинение


Коллективная работа с текстом учебника. Написание начала и продолжения текста (самостоятельная работа). Анализ работ учащихся

5.05


154

Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык») Сложное предложение

Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами

6.05


155

«Развитие речи»

Обучающее изложение с элементами сочинения по самостоятельно составленному плану.


7.05


156

Знаки препинания в сложном предложении

(«Как устроен наш язык»)

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении

8.05


157

Текст

(«Развитие речи» )

Играем в игры, связанные с развитием речи

Творческие речевые игры

12.05


158

Итоговая контрольная работа за второе полугодие по теме: «Сложное предложение; повторение изученного»


13.05


159

Фонетика и словообразование («Как устроен наш язык») Повторяем фонетику и словообразование

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов

14.05


160

«Правописание»

Вспоминаем изученные орфограммы

Проверочная работа

Тренировочные упражнения

15.05


161

Окончания имен

существительных

(«Правописание» )

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных


Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно»

16.05


162

Окончания имен

существительных

(«Правописание» )

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных


Тренировочные упражнения

19.05


163

«Развитие речи»

Контрольная работа

(изложение, воспринятое на слух, по самостоятельно составленному плану)


20.05


164

Морфология («Как устроен наш язык») Морфологический разбор имен существительных и прилагательных

Проверочная работа



Повторение грамматических признаков имен прилагательных и существительных

21.05


165

Окончания имен прилагательных

(«Правописание»)

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

Доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний имен прилагательных

22.05


166

«Правописание»

Итоговый диктант по теме: «Орфограммы и пунктационные правила, изученные во 2-4 классах»


23.05


167

Правописание глаголов

(«Правописание»)

Правописание глаголов

Упражнения в правописание безударных личных окончаний глаголов, приставок, ь после шипящих и в сочетаниях тся, ться, не с глаголами

26.05


168

Синтаксис. Простое предложение («Как устроен наш язык»)

Синтаксический разбор предложения.

Тренировочные упражнения

27.05


169

Синтаксис. Простое предложение («Как устроен наш язык»)

Синтаксический разбор предложения.

Тренировочные упражнения

28.05


170

Повторение по теме «Орфограммы, изученные в 4 классе»


29.05




Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы


  • Программа - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.

  • Учебники - Русский язык: учебник для 4 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • Учебные пособия - Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014. Кузнецова М. И.

  • Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2009г. Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2013.

  • В. А. Шукейло. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы., – М.: Вентана-Граф, 2007.


Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

 Курс  русского  языка  4  класса  построен  на  общей  научно – методической  основе,  реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника и  позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности.  

На  изучение  русского  языка  в 4 классе  отводится  170  часов  в  год  (34  учебные недели  по  5  часов  в  неделю).

 

 

Автор Шивырева Елена Геннадиевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3105
Номер материала 41271
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓