Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку, 4 класс , "Школа 21 века"

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс , "Школа 21 века"



«Рассмотрено» на заседании МО.


Протокол №____ от «___» 2014г.


Председатель МО:


_________________/ /


«Согласовано»


Протокол №____ от «___» 2014 г.


Заместитель директора по УВР:


_______________/ /


«Утверждено»



Директор школы:


____________________/ /









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.


4 КЛАСС






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык 4 класс


Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией С.В.Иванова, опубликованной в «Сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.:Вентана-Граф.-2012.-384с.

Учебники: С.В.Иванов : Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2014г.

Рабочие тетради : М.И.Кузнецова: «Пишем грамотно» : 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф, 2014г.

Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю)

Программа курса реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.


В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

На уроке определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

  • решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;

  • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

  • избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.


Общеучебные умения и навыки:

Организационные умения:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Интеллектуальные умения:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • систематизировать учебный материал;

  • сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;

  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

  • владеть навыками рефлексивного анализа;

  • уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались;

  • уметь переводить устную речь в письменную.

Коммуникативные умения:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:

- отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план.

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

  • темп письма 70-80 знаков в минуту.

Информационные:

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • пользоваться энциклопедическим справочным материалом;

  • самостоятельно работать с учебником;

  • целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;

  • систематизировать и классифицировать информацию;

  • использовать различные виды моделирования.



Содержание программы.

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (54 часа)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч)

Наречие как часть речи. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)

Словосочетание. (7ч)

Сложное предложение. (5ч)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч.)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи» (17 ч.)

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.


Для контроля и учёта знаний используется методическое пособие «Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения : контрольные работы, тесты, диктанты, изложения» авт. В.Ю.Романова, Л.В.Петленко под ред.С.В.Иванова – М.: Вентана – Граф, 2012г.

Принципы контролирующее – оценочной деятельности:

  • принцип блокового контроля;

  • принцип дифференциации;

  • принцип выбора.

Функции контроля и оценки:

  • воспитательная;

  • образовательная;

  • ориентировочная;

  • управления;

  • корректировки;

  • эмоциональная.

Контрольные работы разделены на две группы:

  • текущие – проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы с целью проверки орфографических навыков и знаний по теории языка;

  • итоговые – целью является проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (учебная четверть, год). Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в году ( I, II, III учебные четверти и за год)


Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

  • изученные части речи;

  • значимые части слова;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

  • предлог и приставку;

  • корень, приставку, суффикс, окончание;

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

  • простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

  • пользоваться словарями;

  • использовать алфавит при работе со словарём.

Блок «Правописание»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-звонкие и глухие согласные в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;

-удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Общеучебные умения и навыки:

Организационные умения:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Интеллектуальные умения:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,

  • отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

  • систематизировать учебный материал,

  • сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,

  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Владеть навыками рефлексивного анализа,

  • Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,

  • Уметь переводить устную речь в письменную.

Коммуникативные умения:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,

  • слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:

- отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план.

  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,

  • Темп письма 70-80 знаков в минуту.

Информационные:

  • Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,

  • Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,

  • Самостоятельно работать с учебником,

  • Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,

  • Систематизировать и классифицировать информацию,

  • Использовать различные виды моделирования.

Блок «Развитие речи»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  • отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

  • выделять основную мысль текста;

  • подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;

  • исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);

  • составлять план текста (при помощи учителя);

  • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;

  • писать изложения различных видов (обучающего характера).



Формы и средства контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Списывание

1

1

1

1

4

Диктант

2

2

3

2

9

Словарный диктант

1

1

1

1

4

Тестирование

1


1


2

Контрольная работа


2

2

1

5

Диагностическое исследование

1

1


1

3

Итоговое изложение




1

1

Итого





28

Уроки развития речи

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Изложения, сочинения

5

3

5

4

17











ГРАФИК

прохождения практической части программы по видам работ

урока

Тема

Дата




Контрольные работы

1

5

Диагностическое исследование № 1.



2

11

Словарный диктант



3

16

(Правописание). Списывание.



4

19

Проверка. (Правописание). Диктант по теме: «Повторение изученных во 2-м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных».



5

22

Тест



6

41

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант. Тема: « Повторение изученных орфограмм»



7

50

Проверка. (Правописание). Контрольная работа №1 Тема: « Глагол»



8

59

Диктант « Ночь в лесу» Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»



9

63

Проверка. (Правописание). Списывание.




10

65

Словарный диктант



11

66

Диагностическое исследование №2



12

71

Проверка. (Правописание). Контрольная работа №2 Тема: «Повторение изученного»



13

75

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант (тест). Тема: орфограммы, изученные за первое полугодие.



14

86

Контрольная работа №3 « Время глагола»



15

94

Словарный диктант



16

96

Проверка. (Правописание).

Диктант (текущий). Тема: «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов»



17

100

Тест



18

110

Проверка. (Правописание).

Списывание Тема: «Гласные на конце наречий, ь на конце шипящих»



19

114

Диктант « Липа» Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»



20

123

Проверка. (Правописание).

Контрольная работа №4 Тема: «Глагол, наречие, имя числительное»



21

126

Диктант «Орфограммы, изученные в 3 четверти»



22

135

Диктант « Русский лес» Тема: « Правописание слов в словосочетаниях»



23

139

Проверка. (Правописание). Списывание.


24

143

Контрольная работа №5 Тема: « Словосочетание, слово и предложение»



25

148

Диагностическое исследование №3



26

158

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант. Тема: «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах»



27

160

Словарный диктант



28

162

Проверка. (Развитие речи). Итоговое изложение.

















русский язык 4 класс

Тематическое планирование

п/п

Название раздела и тема урока

Кол – во часов


Дата

Виды деятельности

Планируемые результаты и УУД

1четв45час

1

Повторение. (Как устроен наш язык).

Повторяем фонетику и словообразование.


1


Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни ... »: повторение пройденного. Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи

2

Фонетика и словообразование. (Как устроен наш язык).

Повторяем фонетику и словообразование.

1


Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.

3

Повторение орфографии.
(Правописание). Вспоминаем изученные орфограммы.

1


Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм.


Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов (изменяя нормы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии.

4

Повторение орфографии.
(Правописание). Вспоминаем изученные орфограммы.

1


словах с двойными

и непроизносимыми

согласнымиТренировочные упражнения, подготовка к словарному диктанту.

Уметь произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в


.

5

Диагностическое исследование
№ 1.

1


Работа с тестовыми заданиями.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

6

Повторение. (Развитие речи).

Пишем письма.

1


Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок.

Работа с рубрикой «Обрати внимание».

Уметь создавать текст письма.

7

Морфология.

Имя существительное.

(Как устроен наш язык).

Повторяем признаки имени существительного.

1


Работа в парах: род имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имен существительных - работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору.

Уметь различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения.

8

Окончание имён существительных.
(Правописание). Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

1


Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... ». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных lo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения.

9

Окончание имён существительных.
(Правописание). Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

1


Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го склонения.

10-11

Окончание имён существительных.
(Правописание). Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

Словарный диктант

2


Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 3-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения.

12

Письмо.
(Развитие речи).

Пишем письма.

1


Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание»: постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись

исправленного текста в тетрадь


.

Уметь создавать текст письма.

13-14

Морфология.

Имя существительное
(Как устроен наш язык).
Морфологический разбор имени существительного.

2


Повторение признака oдyшевленности - неодушевленности имен существительных в рубрике «Вспомни ... », классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания.

Уметь характеризо-вать имя существи-тельное как часть речи (значение и морфологические признаки). Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

15

Окончания имен существительных.
(Правописание). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1


Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний.

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.

16

(Правописание). Списывание.

1


Списывание текста.

Уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов.

17

РОШ Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1


Работа с рубрикой «Пиши правильно».

Уметь выделять в тексте тему, основную мысль.

18

Морфология. Имя прилагательное.
(Как устроен наш язык).
Повторяем признаки имени прилагательного.

1


Выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы

Уметь определять род, число и падеж имен прилагательных.

19

Проверка. (Правописание).

Диктант «Родник» по теме: «Повторение изученных во 2-м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных».

1


Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

20

РОШ Окончание имен прилагательных.
(Правописание). Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1


Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту.

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных.

21

Морфология.

Имя прилагательное. (Как устроен наш язык). Морфологический разбор имени прилагательного.

1


Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка. морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору

Уметь характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки).

22

Тест

1


Самостоятельная работа, самопроверка.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

23

(Развитие речи).

Текст.

1


Работа в группах с текстом: подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация своего мнения. Исправление речевых ошибок в предложениях.

Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста.

24

Орфограммы в словах.

(Правописание).

Буквы о-ё после шипящих и ц.

1


Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни ... », анализ правила - работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой о после шипящих.

Знать и применять правила правописания о-ё после шипящих и ц.

25

Орфограммы в словах. (Правописание). Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

1


Работа в парах с орфограммой «Мягкий знак в конце слов после шипящих», подготовка к словарному диктанту.

Знать и применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

26

Морфология. Местоимение.
(Как устроен наш язык).
Повторяем местоимение.

1


Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни ... »). Наблюдение за языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка.

Уметь различать местоимение как часть речи.

27

Приставка. (Правописание). Орфограммы приставок.

1


Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-.

Знать и уметь применять правила правописания приставок.

28

Твердый и мягкий знак. (Правописание). Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

1


Подбор примеров слов с ъ и ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т. д. Наблюдение за языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных.

Знать и применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков.

29

Работа над изложением. (Развитие речи). Изложение.

1


Работа с рубрикой «Вспомни … ». Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти.

Уметь анализировать, пересказывать текст.

30

Синтаксис.

Простое предложение. (Как устроен наш язык). Разбор по членам предложения.

1


Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение за материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору.

Уметь различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения.

31

Синтаксис.

Простое предложение. (Как устроен наш язык). Синтаксический анализ предложения.

1


Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

32

Синтаксис.

Простое предложение. (Как устроен наш язык). Синтаксический анализ предложения.

1


Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

33-34

Предложение с однородными членами.
(Правописание).

Знаки препинания при однородных членах предложения.

2


Наблюдение за языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни ... »). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство. Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила постановки запятой между однородными членами предложения.

35-36

Синтаксис.

Простое предложение. (Как устроен наш язык). Синтаксический анализ предложения.

2


Тренировочные упражнения.

Работа с трудным заданием.

Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре.

37

Текст.
(Развитие речи).

Деление текста на абзацы.

1


Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях.

Уметь выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок.

38

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагол.

1


Обобщение известных сведений о глаголе в рубрике «Вспомни ... ». Наблюдение за языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору .

Уметь характеризовать глагол как часть речи.

39

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагол как часть речи.

1


Уметь характеризовать глагол как часть речи.

40

Правописание глаголов.

(Правописание). Правописание приставок в глаголах.

1


Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный твердый знак в глаголах. Составление слов с приставками.

Уметь различать приставки и предлоги.

41

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант « Ночная радуга»

Тема: « Повторение изученных орфограмм»

1


Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

42

РОШ Правописание глаголов. (Правописание). Правописание не с глаголами.

1


Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация.

Подготовка к словарному диктанту.

Знать и применять правила правописания не с глаголами.

43

Повторение правописания глаголов

1


Коллективная подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста.

Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать.

44

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Вид глагола.

1


Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»:

вид глагола как постоянный признак. Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации.

Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из греческого языка.

Знать понятие вид глагола.

45

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Начальная форма глагола.

1


Наблюдение за материалом рубрик «Вспомни ... » и «Обрати

внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть,-ти.

Знать понятие начальная форма глагола.

2четв.35час46

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Личные формы глагола.

1


Обсуждение рубрик «Вспомни ... », «Давай думаем», «0брати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение за окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору.

Знать понятие личные формы глагола.

47

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).
Лицо и число глагола.

1


Коллективная работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием.

Знать морфологические признаки глаголов.

48-49

Правописание глаголов. (Правописание).

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

2


Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные

случаи)


.

Знать и применять правила право- писания мягкого знака после шипящих в глаголах.

50

Проверка. (Правописание).

Текущая контрольная работа. Тема: « Глагол»

1


Поиск глаголов, окончания глаголов

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

51-52

РОШ Текст.
(Развитие речи).

Текст – описание.

2


Коллективное выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров. Подготовка к письму под диктовку.

Уметь создавать текст-описание.

53-54

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание

-ться и -тся в глаголах.

2


Наблюдение за языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). Подготовка к словарному диктанту. Отработка алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно».

Знать правила правописания
-ться и
-тся в глаголах.

55-57

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).
Спряжение глаголов.

3


Работа в парах и по выбору.

Р Наблюдение за глаголами

е-исключениями. Отработка

ш алгоритма определения

е спряжения. Тренировочные

н упражнения, задание по

выборуие проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. В рубрике «Тайны языка» знакомство с алгоритмом определения спряжения глагола, с распределением глаголов по спряжениям. Наблюдение за разноспрягаемыми глаголами.

Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов.

58

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание глаголов.

1


Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка».

Знать и применять правила правописания глаголов начальной формы, не с глаголами.


59

Диктант « Ночь в лесу» Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

1


Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.























63






















Проверка. (Правописание). Списывание.






















1


























Списывание текста, исправление ошибок






















Уметь без ошибок списывать несложный текст объёмом 70–90 слов.


64

РОШ Правописание глаголов. (Правописание). Правописание

безударных окончаний глаголов.

Словарный диктант

1


Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов.


65

Текст.
(Развитие речи).

Роль слов в тексте.


1


Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, спряжение глаголов.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


66

Диагностическое исследование

2.

1


Комплексный орфографический тренинг. Работа в парах. Письмо с комментированием.



67-69

Правописание глаголов.

(Правописание). Правописание

глаголов.

3


Повторение алгоритма определения спряжения глагола. Развитие орфографической зоркости: поиск допущенных ошибок.

Тренировочные упражнения на отработку написания безударных личных окончаний, правописание тся и ться.


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


70

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагольное время.

Настоящее время.

1


Сравнение языкового материала в рубрике «Давай подумаем».

Обсуждение рубрики «Тайны языка». работа со схемой. Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору.

Уметь изменять глаголы по временам.


71

Проверка. (Правописание).

Контрольная работа. Тема: «Повторение изученного»


1


Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, морфологический разбор имени

существительного и прилагательного.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


72

РОШ Правописание глаголов. (Правописание). Правописание суффиксов глаголов.

1


Наблюдение за языковым материалом - рубрики «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, Сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.


73-74

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).
Прошедшее время.

2


Обсуждение материала рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Наблюдение за формами глаголов в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка». Работа по выбору и с трудным заданием.

Уметь изменять глаголы по временам.


75

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант « Ёжик».

Тема: Орфограммы, изученные за первое полугодие.

1


Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.


76

РОШ Работа над изложением.
(Развитие речи).
Изложение.

1


Самостоятельная подготовка к изложению: соответствие заголовка, составление плана текста. Создание возможного окончания текста (элемент сочинения).

Уметь письменно пересказывать текст (обучающее изложение).


77

Правописание глаголов.
(Правописание).

Правописание суффиксов глаголов.

1


Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем», формулирование выводов. Работа с рубрикой «Тайны языка». Группировка, подборка глагольных форм.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.


2 часть78

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).
Будущее время.

1


Работа со схемой в рубрике «Вспомни ... ». Выведение правила об образовании форм будущего времени («Давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание.

Уметь различать глаголы будущего времени.


79

Правописание глаголов.
(Правописание). Правописание суффиксов глаголов.

1


Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти. Подготовка к словарному диктанту.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

Уметь применять правило на практике.


80

Морфология.

Глагол.

(Как устроен наш язык).

Изменение глаголов по временам.


1


Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание», формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием.

Уметь различать время глагола, изменять глаголы по временам.


3четв.

50час

81-82

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

2


Урок повышенной сложности. Введение понятий «изъявительное, повелительное и условное наклонение» на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонение). Наблюдение за языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные - по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, изъявительное наклонение.


83

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).

Условное наклонение глагола.

1


Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные - по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, условное наклонение.


84-85

Правописание глаголов. (Правописание).

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

2


Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос от чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила правописания

окончаний глаголов в прошедшем времени.


86

Контрольная работа: « Время глагола»

1


Выполнение упражнений на отработку изученных правил

Уметь применять правила.


87-88

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).
Повелительное наклонение глагола.

2


Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. 3накомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). Выполнения упражнения 2 (коллективно). Работа с рубрикой «Говори правильно». Наблюдение за языковым материалом: изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Выполнение упражнений по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, повелительное наклонение.


89

Глагол.
(Как устроен наш язык).
Словообразование глаголов.

1


Повторение материала, изученного в теме «Словообразование» во 2 классе. Коллективная и индивидуальная работа с упражнениями учебника. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое».

Уметь различать способы образования глаголов


90

Текст.
(Развитие речи).

Работа с текстом.

1


Чтение и обсуждение текста учебника. Обсуждение вопросов: к какому типу текста относится история (описание, повествование, рассуждение)? Сочинение это или изложение? Подготовка к написанию историй на конкурс «Сказка про Деда Мороза». Обсуждение возможного названия сказки, ее плана, начала и т. д. Написание сказки.

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.


91-92

Глагол.
(Как устроен наш язык).
Глагол в предложении.

2


Наблюдение за языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика). Выполнение тренировочных упражнений.

Уметь определять значение глагола в предложении.


93-94

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание глаголов. Словарный диктант

2


Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений.

Уметь применять правила правописания глаголов


95

Текст.
(Развитие речи).

Работа с текстом.

1


Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передается разговор двух людей). Ознакомление с понятиями «монолог», «диалог». Работа над исправлением речевых ошибок в приведенных высказываниях.

Знать признаки текста. Практически овладеть диалогической речью.


96

Проверка. (Правописание).

Диктант «Рассвет в лесу» Тема: «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов»

1


Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.


97-98

РОШ Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Морфологический разбор глагола.

2


Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение вопроса: какие признаки глагола являются неизменными? Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола.

Характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки).


99

Повторение пройденного.
(Как устроен наш язык).
Повторение (проверь себя).

1


Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые–мягкие, звонкие–глухие, парные–непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.


100

Тест

1


Работа с тестовыми заданиями



101

Морфология.

Наречие.
(Как устроен наш язык).
Наречие.

1


Наблюдение за языковым

материалом: особенности

словосочетаний, в состав

которых входят наречия.

Выполнение тренировочных

упражнений.

Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и

определять, каким членом

предложения они являются.










Уметь различать наречие как часть речи.


102

Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык). Как образуются наречия.

1


Отработка умения находить наречия в тексте и задавать к ним вопросы. Ознакомление с примыканием как с особым видом связи слов в словосочетании (пропедевтика). Отработка умения отличать слово сочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний.

Различать способы образования наречий.

103-104

Правописание наречий.

(Правописание).

Правописание гласных на конце наречий.

2


Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение.

Применять правила правописания гласных на конце наречий.

105

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинения.

1


Работа с текстом

Уметь создавать текст (сочинение) на заданную тему.

106

Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык).

Морфологический разбор наречий.

1


Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем» ). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий.

Характеризовать наречие как часть речи.

107

Правописание наречий.

(Правописание).

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

1


Наблюдения за языковым материалом: правописание наречий на шипящие. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы.

Применять правила правописания наречий на шипящую.

108-109

Мягкий знак после шипящих.
(Правописание).

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

2


Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы.

Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих.

110

Проверка. (Правописание).

Списывание Тема: «Гласные на конце наречий, ь на конце шипящих»

1


Безошибочное списывание текста

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными нормами.

111

РОШ Мягкий знак после шипящих.
(Правописание).

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1


Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы.

Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих.

112

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинения.

1


Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа).

Уметь создавать окончание текста.

113

Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык).

Имя числительное.

1


Наблюдения за языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных

Различать имя числительное как часть речи.

114

Диктант « Липа» Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

1


Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

115-116

Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык).

Изменение имён числительных.

2


Наблюдения за языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных

Изменять имена числительные по падежам.

117-118

Морфология. Имя числительное. (Правописание).

Слитное и раздельное написание числительных.

2


Наблюдения за языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил.

Выбирать алгоритм слитного и раздельного написания наречий.

119

Правописание числительных.
(Правописание). Правописание мягкого знака в числительных.


1


Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос в каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова? Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила.

Применять правила слитного и раздельного написания

числительных.

120-121

Правописание числительных.
(Правописание).

Правописание числительных.

2


Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных».

Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных.

122

Проверка. (Правописание).

Контрольная работа (тест). Тема: «Глагол, наречие, имя числительное»

1


Время глагола, синтаксический разбор глагола

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

123

РОШ Правописание мягкого знака.
(Правописание).

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

1


Выполнение упражнений на повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.

Уметь применять правила правописания мягкого знака в словах.

124-125

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в предложении. Словосочетание.


2


Ознакомление с новыми понятиями словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании.

Уметь различать словосочетания.

126

Диктант « Осень в лесу» «Орфограммы, изученные в 3 четверти»

1


Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.


127

РОШ Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Слово. Словосочетание. Предложение.

1


Сравнение слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Ответ на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания; словосочетания и предложения? Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложения, составлять предложение из данных словосочетаний.

Уметь различать слово, словосочетание и предложение.


128

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинение-рассуждение.

1


Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту. Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения (рассуждения) с опорой на вопросы к тексту.

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.


129

Правописание словосочетаний. (Правописание).

Правописание слов в словосочетаниях.

1


Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний.

Применять правила правописания словосочетаний.


130

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в словосочетании. Согласование.

1


Повторение материала, изученного в 3 и 4 классах. Ответ на вопрос: как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения.

Находить словосочетания с согласованием.


4четв40час

131

Правописание словосочетаний. (Правописание).

Правописание слов в словосочетаниях.

1


Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил. + нескл. сущ., сущ. + порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи согласование.


132

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в словосочетании. Управление.

1


Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом.

Находить словосочетания с управлением.

133-134

Правописание словосочетаний.

(Правописание).

Правописание слов в словосочетаниях.

2


Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи управление.

135

Диктант « Русский лес» Тема:

« Правописание слов в словосочетаниях»

1


Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Индивидуальная работа: выполнение задания к упражнению 1. Сравнение и обсуждение результатов работы.

Уметь создавать текст на заданную тему.

136

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

1


Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи примыкание? Введение понятия примыкания как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи примыкание. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом.

Находить словосочетания с типом связи – примыкание.

137-138

Правописание словосочетаний. (Правописание).

Правописание слов в словосочетаниях.

2


Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи примыкание.

139

Проверка. (Правописание).

Списывание.

1


Списывание текста, нахождение и исправление ошибок

Уметь без ошибок списывать несложный текст объёмом 70–90 слов.


140

Словосочетание.
(Как устроен наш язык).

Словосочетание в предложении.

1


Введение понятия о словосочетании как строительном материа-ле распространённых предложений. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы (падежа и предлога) имени существитель-ного в словосочетаниях с типом связи управление.

Знать роль словосочетаний в предложении.


141

Проверка. (Правописание).

Проверочная работа.

Тема: словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании.

1


Упражнение в выборе правильной формы (падежа и предлога) имени существитель-ного в словосочетаниях с типом связи управление.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.


142

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать текст-рассуждение.

1


Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Индивидуальная работа: выполнение задания к упражнению 1. Сравнение и обсуждение результатов работы.

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.


143

Контрольная работа

Тема: « Словосочетание, слово и предложение»

1


Нахождение словосочетаний.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


144

Синтаксис.

Сложное предложение. (Как устроен наш язык).

Сложное предложение.

1


Наблюдение за языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упражнения на нахождение сложного предложения в тексте. Введение понятий «сложносочиненное и сложноподчиненное предложение». Знакомство с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений и овладение этим алгоритмом. Знакомство со схемами сложных предложений.

Знать понятия сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчи-ненное.


145

Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык).

Как связаны части сложносочиненного предложения.

1


Наблюдение за языковым материалом (рубрика «Давай подумаем» ): союзы и, а, или, в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. Знакомство с сочинительными союзами заmо, однако, да.

Различать сложносочиненное предложение.

146-147

Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание).

Знаки препинания в сложном предложении.

2


Наблюдение за языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом – рубрика «Тайны языка». Знакомство с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинен-ного предложения и овла-дение этим алгоритмом. Тренировочные упражне-ния: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.

148

Резервный урок. (Правописание).

Диагностическое обследование

3.

1



Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

149

Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание).

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1


Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.

150

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинение

1


Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся.

Уметь создавать текст на заданную тему.

151

Синтаксис.

Сложное предложение. (Как устроен наш язык).

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

1


Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос можно ли между частями любого сложного предложения поставить точку? Обсуждение особенностей сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой.

Различать связь частей сложноподчиненного предложения.

152-153

Синтаксис. Сложное предложение.
(Как устроен наш язык).

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

2


Наблюдение за языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений).

Различать сложносочинённое и сложноподчи-нённое предло-жения.

154-155

Знаки препинания в сложном предложении.

(Как устроен наш язык).

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

2


Наблюдение за языковым материалом: постановка запятой сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка» ). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами. Составление сложноподчиненных предложений по модели

[ , ( ), ].

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.

156

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинение.

1


Коллективная работа с текстом учебника. Написание начала и продолжения текста (самостоятельная работа). Анализ работ учащихся.

Уметь создавать начало и конец к заданному тексту (истории).

157

Синтаксис. Сложное предложение.
(Как устроен наш язык).

Сложное предложение.

1


Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами.

Различать сложное предложение.

158

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант « Бабочки на дорожке» Тема: «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах»

1


Письмо под диктовку

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами.

159-161

РОШ Знаки препинания в сложном предложении.

(Как устроен наш язык).

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Словарный диктант

3


Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении.

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.

162

Проверка. (Развитие речи).

Итоговое изложение.

1


Работа с текстом

Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать.

163

Фонетика и словообразование

(«Как устроен наш язык»).

Повторяем фонетику и словообразование.

1


Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.


164

Повторение. (Правописание).

Вспоминаем изученные орфограммы .

Проверочная работа.

1


Тренировочные упражнения.


165

Окончания имен

Существительных.

(Правописание).

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных.

1


Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно».


166

Морфология.

(Как устроен наш язык).

Морфологический разбор имен существительных и прилагательных.

Проверочная работа.

1


Повторение грамматических признаков имен прилагательных и существительных.


167

Окончания имен прилагательных.

(Правописание).

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

1


Доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний имен прилагательных.


168

Итоговый диктант по тексту администрации.

1


Применять изученный материал на практике.


169-170

Синтаксис. Простое и сложное предложения

(«Как устроен наш язык»).

Синтаксический разбор предложения.

2


Тренировочные упражнения.





Рабочая программа по русскому языку, 4 класс , "Школа 21 века"
  • Начальные классы
Описание:

       Рабочая программа по русскому языку  создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией  С.В.Иванова, опубликованной в «Сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.:Вентана-Граф.-2012.-384с.

Учебники: С.В.Иванов : Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2014г.

Рабочие тетради : М.И.Кузнецова:  «Пишем грамотно» : 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф, 2014г.

  Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю)

      Программа курса реализует основные положения концепции лингвистического образования  младших школьников.

 Целями обучения  русскому языку  являются:

·                     ознакомление учащихся с основными  положениями науки о языке;

·                     формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

·                     развитие устной и письменной речи  учащихся;

 

·                     развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Автор Полюшина Светлана Федоровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2355
Номер материала 42445
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓