МБОУ «СОШ с. Привольное
Ровенского муниципального
района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель
МО
Шек
Т.С.
________________
Протокол
№ __ от
«___»
сентября 2013 г.
|
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УР
________________
«___»
сентября 2013 г.
|
|
«Утверждаю»
Директор
МОУ «СОШ
с.
Привольное Ровенского района Саратовской области» Ли М.П.
________________
Приказ
№ __ от
«___»
сентября 2013 г.
|
Рабочая программа
(адаптированная)
по русскому языку, 3 класс
Порошиной Ларисы Ивановны,
учителя 1 категории
Рассмотрено на
заседании педагогического совета протокол № ____ от «____» сентября 2013 г.
2013-2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
адаптированная программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы
составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения, Примерной программы начального общего образования и
авторской программы С.В.Иванова, Евдокимовой А.О. (образовательная программа
«Начальная школа XXI века»)
Учебно-методический
комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует
федеральному компоненту государственных образовательных стандартов
начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников
«Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2012.
Программа
обеспечена следующим методическим комплектом:
- Иванов, С. В.,
Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. Русский
язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.
1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Кузнецова, М. И.
Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся
общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб.. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Методические пособия:
- «Русский язык. Комментарии к урокам». 3
класс. ( С.В.Иванов, М.И.Кузнецова). «-М.: «Вентана – Граф» 2013 г.
- «Контрольные работы, тесты, диктанты,
изложения».( В.Ю.Романова, Л.В.Петленко). М.: «Вентана – Граф» 2013 г.
Изучение
русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи,
мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение
элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания;
- воспитание позитивного
эмоционально – целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к
сохранение его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к
родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Личностными
результатами изучения русского языка в начальной школе
являются: осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание
того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными
результатами изучения русского языка в начальной школе
являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного
участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции; умение задавать вопросы.
Предметными
результатами изучения русского языка в начальной школе
являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме
изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать
такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия,
проверять написанное.
Объем программы:
Согласно учебному
плану на изучение русского языка в 3 классе отводится 170 часов из расчёта 5
часов в неделю. Данная программа рассчитана на 164 часов в связи с праздничными
днями.
Содержание
тем учебного курса
Третий класс (164 ч)
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (65 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе
введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения
разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (40 ч)
Части речи; деление частей речи на
самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение
(повторение изученного во 2 классе). Род и
число имен существительных. Падеж. Падеж
и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение
имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные
и нарицательные. Словообразование имен
существительных.
Имя прилагательное: общее значение
(повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки
качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения.
Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование
навыков грамотного письма) 4 ч
Повторение правил правописания,
изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен
существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен
прилагательных.
Постановка запятой при однородных
членах (при перечислении, при употреблении союзов а, по).
«Развитие речи» (35 ч)
Продолжение
работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов,
написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов
с нарушенным порядком предложений и
абзацев; составление плана
текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов
(повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной
работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной
открытки.
Создание собственных текстов и
корректирование заданных текстов с
учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой
на материал раздела «Лексика», изученного
во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов,
устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки
Планируемые результаты освоения программы по русскому
языку
в 3 классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко
характеризовать:
имя существительное, имя прилагательное,
личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и
интонации;
главные (подлежащее и сказуемое) и
второстепенные члены предложения;
выделять,
находить
собственные имена существительные;
личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
грамматическую основу простого двусоставного
предложения;
в простом
предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); решать
учебные и практические задачи
определять род изменяемых имен
существительных;
устанавливать форму числа (единственное или
множественное)
имени существительного;
задавать падежные вопросы и определять падеж
имени существительного;
определять принадлежность имен
существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связь между словами в предложении;
находить предложения с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но;
использовать разные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной
орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по
орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку
тексты объемом 65–80 слов;
проверять собственный и предложенный тексты,
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
составлять план собственного и предложенного
текста;
определять тип текс та: повествование,
описание, рассуждение;
корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений и абзацев;
составлять собственные тексты в жанре
письма;
применять правила правописания:
приставки, оканчивающиеся на з, с;
непроверяемые
гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях
имен существительных;
буквы о, е в окончаниях имен существительных
после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях
имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными
местоимениями;
знаки препинания
при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму
фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми
морфемами);
устанавливать род
неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические)
вопросы;
находить
второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно
составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
разбирать по членам простое двусоставное
предложение;
применять правило правописания
соединительных гласных о, е в сложных словах;
применять правило
правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк,
инк, енк;
применять правило
правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на
-ий, -ия, -ие;
при работе над ошибками осознавать причины
появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих
письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать
собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и
выразительности письменной речи;
соблюдать нормы
современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике
материала).
Содержание
курса
№п/п
Содержательная
линия
|
Учебный
материал
|
К-во
часов
|
Требования
ФГОС
Планируемые
результаты
|
УУД
|
Предметные
|
«Как устроен наш язык»:
Фонетика
Состав слова
Синтаксис
Морфология
|
Повторение изученного в 1-2 классах на
основе введения фонетического анализа слова.
Повторение изученного в 1-2 классах на
основе введения разбора слова по составу.
Предложение. Главные члены предложения: под-
лежащее и сказуемое. Вто
ростепенные члены пред-
ложения: дополнение, определение,
обстоятель-
ство. Однородные члены предложения.
Части речи; деление частей речи на
самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение, род,
число, падеж, склонение, существительные одушевленные и неодушевленные. Имя
прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам,
числам, падежам. Местоимения. Личные местоимения. Употребление личных
местоимений в речи.
|
3 ч
4 ч
22 ч
35 ч
|
Л: Ценить и
принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Уважение к своему народу, к
своей родине, к русскому языку. Освоение личностного смысла учения, желания
учиться.
Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее
место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель
учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
П:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как
в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные
простые выводы
К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и пись-
менной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Л: освоение
личностного смысла учения, желания учиться; формирование интереса (мотивации)
к учению.
Р: учиться
высказывать свои преположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и
исправлять их
П: ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы
учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
К: участвовать в диалоге; слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учетом своих учебных и жизненных речевых
Л: воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального
поведения; адекватное понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Р: принимать и
сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные
правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
П: Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению
незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схемах, памятках)
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою
точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;понимать точку зрения
другого;участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг
с другом.
Л: выражать положительное
отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше
узнать; осознании себя носителем русского языка, языка
страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в
целом ответственное отношение к своей речи.
Р: использовать
в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение
задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко
выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или
необходимость выполнения различных задания в учебном процессе
П: ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформиро-
ваны на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению
незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
К: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;различать особенности
диалогической и монологической речи;
|
Знать понятия:
звук и буква ,
гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и
безударные гласные.
Различать:
- звуки и буквы, гласные и
согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.
- зв Называть, приводить
примеры:
звуков: - гласных, согласных (мягких, твёрдых );
кратко характеризовать:
- качественные признаки звуков;
- у написания буквы гласного
звука после мягких и твёрдых и мягких согласных.
Решать учебные и практические задачи:
- проводить звуковой анализ и строить
модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов;
Активизировать знания о
составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу;
уметь давать толкование лексического значения слова;
формирование
понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”,
- развитие
представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным
составом,
- формирование
навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих
согласных в корне слова, слитного написания приставок,
- развитие
умений осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами,
объясняя значение слов.
Научится:
различать предложение, словосочетание,
слово;
находить главные и второстепенные члены
предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения –
определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора.
Научится:
определять грамматические признаки имён
существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён
прилагательных — род, число, падеж.
Получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён
существительных, имён прилагательных по предложенному в учебнике по
алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
|
Правописание
|
Повторение правил правописания, изученных во
2-ом классе. Правописание падежных окончаний имен существительных.
Правописание суффиксов –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-,
-ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой
при однородных членах .
|
54 ч
|
Л: ориентация в
нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
Р:
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
П: осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать
приемы выполнения зада-
ния в соответствии с алгоритмом; ставить и
формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные
объекты, явления, факты.
К: Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему
мнению; понимать точку зрения другого
|
Получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного
литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в
речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
Применять правила правописания:
падежных окончаний имен существительных;
суффиксов имен сущ –онок-, -ек-, -ик-, -ость-; падежных окончаний имен
прилагательных, словарных слов, определенных программой, постановки знаков
препинания при однородных членах предложения.
|
Развитие речи
|
Работа над структурой текста:
озаглавливание, написание собственных текстов по заголовку, составление
плана, написание текста по плану; определение видов текста, знакомство с
изложением и сочинением; знакомство с жанрами письма и поздравительной
открытки.
|
30 ч
|
Л: ориентация на
понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
Р: различать
способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования
и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность
действий.
П: учиться
создавать собственные тексты и корректировать заданные; сбор информации
(извлечение необходимой информации из различных источников); анализ
полученной информации.
К: задавать
вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать
взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные
высказывания.
|
Научится:
подбирать
заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по
заголовкам содержание текста;
Получит возможность научиться:
исправлять
деформированный текст ( с нарушенным порядком следования частей);
составлять план
текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
|
Резервные уроки
|
Закрепление пройденного; повторение
пройденного; проверочные и контрольные работы.
|
16
ч
|
|
|
ИТОГО
|
|
164
|
|
|
Учебно-методический
комплект учащихся
1. Иванов, С. В.,
Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский
язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.
1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Кузнецова, М. И.
Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся
общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методический
комплект учителя
1. Иванов, С. В.,
Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский
язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.
1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Кузнецова, М. И.
Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся
общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Кузнецова, М. И.
Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса
общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
4.Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык:
Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Графф, 2008.
5. Романова В.Ю., Петленко Г.В. Русский язык в
начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ Под ред. С.В.
Иванова. – М: Вентана – Граф, 2013
В процессе
обучения используется
2.Цифровые
образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.