Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Раздел I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии со ст.14.п.5, ст.15.п.1, ст.32.п.2, пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования. Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования,

Примерная программа по русскому языку,

Авторская программа М.С. Соловейчик «Русский язык» 1-4 классы, утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Основными целями изучения курса «Русский язык» являются:

- создание условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

- становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и как базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

- формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться средствами предмета «Русский язык»;

- обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

- формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;

- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка; понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, т.к. язык - это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.

Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Таким образом, курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

- формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

- формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

  • Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

  • Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

  • Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

  • Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Русский язык» в 3 классе отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебных недель).

Раздел II. Учебно-тематический план


Содержание программного материала

Количество часов

1

Знаем - повторим, не знаем - узнаем

20ч

2

Морфология. Каждое слово - часть речи

26 ч

3

Глагол как часть речи

32 ч

4

Что мы знаем о частях речи?

16ч

5

Возвращаемся к разговору о предложении

17 ч

6

И вновь о частях речи

20ч

7

0бо всём, что мы теперь знаем

17ч

8

Продолжаем учиться хорошей речи

16ч

9

Подводим итоги, строим планы

ИТОГО

170 часов



Раздел III.Содержание программы


Повторение изученного и расширение сведений («Знаем - повторим, не знаем - -узнаем») (20 ч)

Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»). Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно...»). Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?»). Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу.

Будем решать орфографические задачи -известные и новые. Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»). Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- / -ра-, -оло- / -ла-,- ере-/-ре-(«Как быть, если в корне не одна орфограмма?»). Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) («Открываем ещё два секрета письма»). Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци- (общее знакомство). Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?»). Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»). Изложение («Учимся рассказывать о словах. Изложение»).

Морфология. Каждое слово - часть речи (26 ч)

Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи» (В какие группы объединили слова?). Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!»). Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»). Обучение употреблению и написанию служебных слов. Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»). Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных

Глагол как часть речи (32 ч)

Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. Сравниваем части речи. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных («Имя существительное и имя прилагательное»). Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени - «в одной из своих форм»). Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?»). Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. Освоение способа действия для определения падежей. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён -изменения по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»).

Повторение изученного о частях речи. Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?»). Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы»). Знакомство с системой времён глагола. Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?») Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола»). Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. («Размышляем о прошедшем времени»). Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях («Из прошлого - в настоящее»). Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего - в будущее»). Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам («Проверь свои умения»). Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

Что мы знаем о частях речи? (16 ч) Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?»). Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»). Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»). Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»). Анализ глагола как части речи. Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»). Снова пересказываем и рассказываем. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. Создание рассказа по картинкам и по личным впечатлениям.

Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч) Повторение изученного о предложении («Что ты знаешь о предложении?»). Знакомство с понятием «член предложения» («Как слова - части речи становятся членами предложения?»). Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?»). Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе. Рисуем словесные картины и учим друга. Создание текстов изобразительного характера. Создание текста-инструкции.

Вновь о частях речи (20 ч)Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»). Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»). Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». Изложение: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку»). Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками»).

Обо всём, что мы теперь знаем (17 ч) Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне...»). Повторение различных видов разбора на материале словесной модели («Загадочное предложение о глокой куздре»). Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?»). Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов («Ещё немного из истории слов»). Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач («Снова проверяем свои умения»). Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе.

Продолжаем учиться хорошей речи (16 ч) Знакомство с понятиями: «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем»). Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия»). Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям («я умею писать...»).

Подводим итоги, строим планы (6 ч) «Перелистывая учебник...»






Раздел IV.

Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка в 3 классе

п/п



Тема



Тип урока

Дата



Формируемые УУД

Повторение

(подготовка к РЭ)

Домаш-

нее задание

Вид контроля

Примечания

По плану

Факт

Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч.: 16/.)

1

Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»)

УАЗУ

1.09


Личностные УУД

Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка. Осознание коммуникативного мотива грамотного письма и в целом изучения русского языка. Становление интереса к русскому языку, положительного отношения к урокам русского языка

Регулятивные УУД

- Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий.

Познавательные УУД

- Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его.

Коммуникативные УУД

Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.


Ударение.

Составление предложений.

упр. 4.

Фронтальный опрос


2

Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»)

КУ

2.09


Ударение.

Составление предложений.

упр.7, 9

Фронтальный опрос


3

Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи

УУНЗ

3.09


Признаки родственных слов.

упр.10

Текущий контроль


4

Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?)

УУНЗ

4.09


Признаки родственных слов.

упр.23

Текущий контроль


5

Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу

УКПЗИУ

(закрепления)

5.09


Памятка «Как узнать строение слова?» Разбор слова

упр. 29



6

Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»)

УАЗИУ

(повторения)

8.09


Звуко-буквенный разбор слов, корневые орфограммы

упр.39

Текущий


7

Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»)

КУ

9.09


Опасные места в корне слова.

упр.40

Текущий


8

Диктант «Проверяю себя»

УКЗИУ

10.09




Диктант


9

Знакомство с сочетаниями

-оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре-

УУНЗ

11.09


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.47,

48

Фронтальный опрос


10

Правописание суффиксов -ек и -ик-

(общее знакомство)

УУНЗ

12.09


Правописание звонких-глухих согласных.

Упр.57

Самостоятельная работа.


11

Правописание ударных и безударных сочетаний

-цы- – -ци- (общее знакомство)

УУНЗ

15.09


Ударные и безударные гласные

упр.62,63



12

Правописание ударных и безударных сочетаний

-цы- – -ци- (общее знакомство)

КУ

16.09


Правописание звонких-глухих согласных.

Упр.66



13

Общее знакомство со сложными словами

Бывает ли в слове два корня?»)

УУНЗ

17.09


Ударные и безударные гласные

упр.70



14

Освоение изученных орфографических правил

КУ

18.09



упр.76

Текущий


15

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»)

УСОЗУ

19.09


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.80



16

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»)

УСОЗУ

22.09


Ударные и безударные гласные

ТСР

Текущий


17

Совершенствование различных умений

КУ

23.09



упр.87



18

Контрольный диктант по итогам повторения

УКЗУ

24.09




Диктант


19

Учимся рассказывать о словах. Изложение

КУ

25.09


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.94 (устно)



20

Учимся рассказывать о словах. Изложение

КУ

26.09


Ударные и безударные гласные

Тестовые задания

Текущий


Морфология . Каждое слово – часть речи (26 ч.: 21/5 р.)

21

Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»)

УУНЗ

29.09


Личностные УУД

Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка.

Регулятивные УУД

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения. Планировать свои действия. Действовать по намеченному плану. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль; осознавать возникающие трудности.

Познавательные УУД

Читать учебный текст, понимать его содержание, завершать отдельные предложения. Обдумывать заданные вопросы, предполагать ответы на них и проверять предположения по учебнику; находить в учебном тексте новые сведения.

Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач.

Понимать информацию, представленную в табличном виде, дополнять её новыми сведениями; переводить информацию в словесную форму.

Анализировать факты языка, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы.

Выделять существенные признаки, подводить по ним факты языка под понятия. Классифицировать, слова по заданным признакам, группировать их; работать с таблицей, дополнять её, обобщать и систематизировать материал.

Коммуникативные УУД

Участвовать в совместном поиске и решении задач, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.104



22

Знакомство с названиями частей речи («Всему название дано!»)

УУНЗ

30.09


Ударные и безударные гласные

упр.113



23

Назовём слова-указатели

УУНЗ

1.10


Парные по глухости-звонкости согласных

упр.124



24

Освоение личных местоимений

УУНЗ

2.10



упр.125



25

Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»)

УУНЗ

3.10


Состав слова.

упр.132



26

Обучение употреблению и написанию служебных частей речи

КУ

6.10


Состав слова.

упр.138



27

Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи

КУ

7.10


Ударные и безударные гласные

упр.145

(устно)



28

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи

УСОЗУ

8.10


Ударные и безударные гласные

упр.144



29

Изложение: обучение рассказу о словах

КУ

9.10


Ударные и безударные гласные

ТСР

Текущий


30

Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии

УАЗУ

10.10


Состав слова.

Тестовые задания



31

Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии

УАЗУ

13.10


Ударные и безударные гласные

ТСР



32

Слово и его формы

Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова

УУНЗ

14.10


Состав слова.

упр.152



33

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного

УУНЗ

15.10


Ударные и безударные гласные

упр.157



34

Знакомство с начальной формой имени прилагательного

УУНЗ

16.10


Ударные и безударные гласные

упр.162



35

Закрепление изученного

КУ

17.10


Состав слова.

Тестовые задания

Текущий


36

Диктант

УКЗУ

20.10




Диктант


37

Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного

УУНЗ

21.10


Обозначение мягкости согласных перед согласными

упр.171



38

Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных.

УКПЗУ

22.10


Использование разделительных знаков

упр.176



39

Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам

КУ

23.10


Звуко-буквенный разбор

упр.182



40

Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени

КУ

24.10


Распределение слов по группам

упр.188



41

Знакомство с изменение по падежам

УУНЗ

27.10


Состав слова.

упр.196



42

Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа

УУНЗ

28.10


Состав слова.

упр.202



43

Освоение способа действия для определения падежей.

КУ

29.10


Ударные и безударные гласные

упр.210

Р/Р


44

Закрепление изученного

УКПЗУ

30.10



упр.215



45

Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных.

УСОЗУ

31.10



Ударные и безударные гласные

упр.223



46

Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных.

УСОЗУ

10.11


Состав слова.

тесты

Текущий


Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол (32ч.: 24+8)

47

Повторение изученного о частях речи.

УАЗУ

11.11


Личностные УУД

Осознание языка как средства общения; представление о богатых возможностях русского языка; элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. Регулятивные УУД

Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата.

Познавательные УУД

Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его.


.

Предложение.

упр.227



48

Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий

УУНЗ

12.11


Ударные и безударные гласные

упр.232



49

Как изменяются глаголы

УУНЗ

13.11


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.237



50

Знакомство с системой времён глагола

УУНЗ

14.11


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.246



51

Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени

КУ

17.11


Виды предложений

ТСР



52

Закрепление изученного

УКПЗУ

18.11


Состав слова

упр.252



53

Закрепление изученного

УКПЗУ

19.11



Тестовые задания



54

Как отличить глагол от других частей речи?

КУ

20.11


Состав слова

упр.260



55

Поговорим о начальной форме глагола

УУНЗ

21.11


Ударные и безударные гласные

упр.271



56

Закрепление изученного

УКПЗУ

24.11


Правила хорошей речи

ТСР

Текущий


57

Строение и написание глаголов в неопределённой форме

УУНЗ

25.11


Состав слова

упр.280



58

Закрепление изученного

УКПЗУ

26.11



упр.285



59

Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед -ть

КУ

27.11


Состав слова

ТСР



60

Закрепление изученного

УКПЗУ

28.11


Ударные и безударные гласные

ТЕСТЫ



61

Размышляем о прошедшем времени

УУНЗ

1.12


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.294



62

Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени.

УКПЗУ

2.12


Состав слова

упр.300



63






Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написания.

КУ

3.12


Ударные и безударные гласные

упр.308



64

Закрепление изученного

УКПЗУ

4.12


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.314





65

Из прошлого – в настоящее»

УУНЗ

5.12


Состав слова

упр.318



66

Определение и образование форм глагола

УУНЗ

8.12


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.325



67

Из настоящего – в будущее

УУНЗ

9.12


Состав слова

упр.331



68

Из настоящего – в будущее

УУНЗ

10.12


Ударные и безударные гласные

ТСР



69

Проверь свои умения

УАЗУ

11.12


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.335



70

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

КУ

12.12


Состав слова

упр.339



71

Закрепление изученного

УКПЗУ

15.12


Ударные и безударные гласные

ТСР



72

Закрепление изученного

УКПЗУ

16.12


Ударные и безударные гласные

ТСР



73

Диктант

УКЗУ

17.12




Диктант


74

Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица

УУНЗ

18.12


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.341

(устно)



75

Изложение текста-воспоминания

КУ

19.12



«Как мы готовились к Новому году»



76

Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера.

УУНЗ

22.12


Ударные и безударные гласные

упр.344



77

Создание текста «Как я сделаю…»

КУ

23.12


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.347



78

Написание новогодних поздравлений

КУ

24.12


Правописание звонких-глухих согласных.

Новогоднее поздравление



Что мы знаем о частях речи? (16 ч.: 12/4 р.)

79

Какие части речи тебе знакомы?

УАЗУ

25.12


Регулятивные УУД

Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка. Регулятивные УУД

Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять и оценивать «чужие» решения. Познавательные УУД

Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Коммуникативные УУД

Участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться.

Правописание звонких-глухих согласных.

упр. 351



80

Закрепление изученного

УКПЗУ

26.12


Ударные и безударные гласные

упр.352



81

Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных

КУ

29.12


Состав слова.

Части речи

упр.355



82

Как отличить глагол от других частей речи?

КУ

30.12


Состав слова.

Части речи

упр.362



83

Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?

КУ

12.01


Ударные и безударные гласные

упр.367



84

Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи

УУНЗ

13.01


Правописание звонких-глухих согласных.

упр.372



85

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи .

УУНЗ

14.01


Ударные и безударные гласные

упр. 377,378



86

Повторение способов решения различных орфографических задач

УАЗУ

15.01


Состав слова.

Части речи

ТСР



87

Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах

УУНЗ

16.01


Ударные и безударные гласные

упр.386





88

Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах

УУНЗ

19.01


Состав слова.

Части речи

упр.391





89

Закрепление изученного

УКПЗУ

20.01


Правописание звонких-глухих согласных.

ТСР



90

Изложение.

УУНЗ

21.01


Ударные и безударные гласные

упр.399

(устно)



91

Изложение

УУНЗ

22.01


Ударные и безударные гласные



упр.402



92

Изложение

КУ

23.01



ТСР



93

Создание рассказа по картинкам

КУ

26.01



«Моя любимая игрушка»



94

Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям

КУ

27.01


Ударные и безударные гласные

Рассказ



Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.: 13/4 р.)

95

Что ты знаешь о предложении?


УАЗУ

28.01


Личностные УУД:

- понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы

Познавательные УУД:

1. Общеучебные:

делать небольшие выписки из прочитанного для практического;

подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.)

2. Логические:

- совершенствование умения сравнивать.

-формирование умения классифицировать;

- развитие пространственного мышления.

Коммуникативные УУД:

строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости.

Правописание звонких-глухих согласных.

упр.409



96

Знакомство с понятием

«член предложения»

УУНЗ

29.01


части речи

упр.414



97

Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления

УУНЗ

30.01


части речи

упр.419



98

Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом

КУ

2.02


Ударные и безударные гласные

упр.424



99

Закрепление изученного

УКПЗУ

3.02


Правописание звонких-глухих согласных.

ТСР



100

Зачем нужны другие члены предложения?

КУ

4.02


части речи

упр.431



101

Закрепление изученного

УКПЗУ

5.02


Правописание звонких-глухих согласных.

ТСР



102

Устанавливаем связи слов

УУНЗ

6.02


Состав слова.

Части речи

упр.437



103

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений

КУ

9.02


части речи

ТСР




104

Закрепление изученного

УКПЗУ

10.02


Ударные и безударные гласные

упр.444



105

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи.

УАЗУ

11.02


Правописание звонких-глухих согласных.

ТСР



106




Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи.

УАЗУ

12.02


части речи

упр.448



107

Совершенствование грамматических и орфографических умений.

УСОЗУ

13.02


Ударные и безударные гласные

упр.452



107

Совершенствование грамматических и орфографических умений

КУ

16.02



ТСР



108

Подготовка к контрольной работе

КУ

17.02


части речи

Тесты



109

Диктант, проверочная работа

УКЗУ

18.02




Диктант


110

Рисуем словесные картины и учим друг друга

Создание текстов изобразительного характера

УУНЗ

19.02


Состав слова.

Части речи

упр.462



111

Создание текста- инструкции.

УУНЗ

20.02



Правописание звонких-глухих согласных.

Написать записку



И вновь о частях речи (20: 16/4р.)

112

Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах»)

УАЗУ

24.02


Познавательные УУД:

делать небольшие выписки из прочитанного для практического;

подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.)

- совершенствование умения сравнивать.

-формирование умения классифицировать;

- развитие пространственного мышления.

Коммуникативные УУД:

строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости

Личностные УУД:

Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление интереса к русскому языку, коммуникативного мотива его изучения

части речи

упр.468



113

Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах»)

УАЗУ

25.02


Состав слова.

Части речи

упр.475



114

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей»

УУНЗ

26.02


Состав слова.

Части речи

упр.484



115

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных

КУ

27.02


Ударные и безударные гласные

упр.489



116

О значении имён прилагательных

КУ

2.03


Состав слова.

Части речи

упр.496



117

Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных

КУ

3.03


Правописание звонких-глухих согласных.

упр. ТСР



118

Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных

КУ

4.03


Состав слова.

Части речи

упр. ТСР



119

Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

УУНЗ

5.03


части речи

упр.501



120

Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»)

УУНЗ

6.03


Состав слова.

Части речи

упр.510



121

Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь

УУНЗ

9.03


Ударные и безударные гласные

упр.515



122

Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе

УАЗУ

10.03


части речи

ТСР



123

Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе

УАЗУ

11.03


Ударные и безударные гласные

упр.520



124

Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе

УАЗУ

12.03


Правописание звонких-глухих согласных.

тесты



125

Закрепление изученного

УКПЗУ

13.03


Состав слова.

Части речи

Упр. ТСР



126

Закрепление изученного

УКПЗУ

16.03


Правописание звонких-глухих согласных.

тесты



127

Диктант

УКЗУ

17.03




Диктант


128

Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно употреблять слова»)

КУ

18.03


Ударные и безударные гласные

упр.530



129

Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно потреблять слова»)

КУ

19.03


части речи

упр.533



130

Изложение: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку»)

КУ

30.03


Ударные и безударные гласные

Выписать 4 предложения о весне



131

Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками»)

КУ

31.03


Ударные и безударные гласные

упр.536.



Обо всём, что мы теперь знаем (17 ч.: 11/.)

132

Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне…»)

УАЗУ

1.04

132

Личностные УУД:

Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление интереса к русскому языку, коммуникативного мотива его изучения.

Регулятивные УУД:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану; фиксировать отдельные операции схематически; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы. Познавательные УУД:

Под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию. Читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений; черпать новые сведения, соотносить их с имеющимися, пользоваться схематичными условными обозначениями. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме; интерпретировать её и переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых речевых задач, ориентироваться на него в практической речевой деятельности. Находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации освоенных речевых понятий.

Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, классификации; подводить факты речи под определённые понятия; проводить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила речевого поведения. Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения. Замечать в речи средства языка, повышающие её точность и выразительность. Создавать свои высказывания, небольшие письменные тексты, определяя содержание и выбирая языковые средства с учётом решаемых речевых задач и ситуации общения, заботясь о правильности речи, её точности и выразительности. Делиться приобретёнными знаниями с другими.




































Личностные УУД:

Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление интереса к русскому языку, коммуникативного мотива его изучения.

Регулятивные УУД:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану; фиксировать отдельные операции схематически; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД:

Под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию. Читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений; черпать новые сведения, соотносить их с имеющимися, пользоваться схематичными условными обозначениями. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме; интерпретировать её и переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых речевых задач, ориентироваться на него в практической речевой деятельности. Находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации освоенных речевых понятий.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила речевого поведения. Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения.






части речи

упр.540



133

Изложение с элементами сочинения на основе картины

КУ

2.04


Главные орфограммы корня

упр.542



134

Повторение различных видов разбора на материале словесной одели («Загадочное предложение о глокой куздре»)

УАЗУ

3.04


Ударные и безударные гласные

Упр.547



135

Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. («Что ты знаешь о словах?»)

УАЗУ

6.04


части речи

упр.554



136

Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями

КУ

7.04


Ударные и безударные гласные

упр.560



137

Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения

УАЗУ

8.04



упр.566



138

Закрепление изученного

УКПЗУ

9.04


части речи

упр.565



139

Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание изложений («Ещё немного из истории слов»)

УКПЗУ

10.04



упр.573



140

Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание изложений («Ещё немного из истории слов»)

УКПЗУ

13.04



Тестовые задания стр.



141

Написание изложения

КУ

14.04






142

Систематизация изученных орфографических правил

УСОЗУ

15.04



упр.578



143

Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе («Снова проверяем свои умения»)

УСОЗУ

16.04


части речи

упр.581



144

Совершенствование орфографических и грамматических умений

УКПЗУ

17.04



Составить словарный диктант



145

Совершенствование орфографических и грамматических умений

УКПЗУ

20.04


части речи

ТСР



146

Совершенствование орфографических и грамматических умений

УКПЗУ

21.04


части речи

Повторить правила

с.38-87

Контроль

ная работа


147

Итоговая контрольная работа


УКЗУ

22.04





148

Продолжение итоговой контрольной работы

УАЗУ

23.04


части речи




Продолжаем учиться хорошей речи

хорошей речи (16 ч.: 13/3р.)

149

Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки».

УУНЗ

24.04


части речи

упр.588



150

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

УАЗУ

27.04



упр.592



151

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

УКПЗУ

28.04



упр.595



152

Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста

УАЗУ

29.04



упр.600



153

Совершенствование речевых умений

УКПЗУ

30.04



упр.602



154

Словами рисуем действия


4.05



упр.606



155

Знакомство с особенностями словесных этюдов.


5.05


Правила написания

упр.610



156

Создание словесных этюдов




УКПЗУ

6.05


Правила написания

словесных этюдов

упр.614



157

Создание словесных этюдов


УАЗУ

7.05


Строение слова

упр.617



158

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям

УКПЗУ

8.05



ТСР



159

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям

УКПЗУ

11.05


Строение слова

ТСР



160

Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем


12.05



Составить загадки



161

Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций

УКПЗУ

13.05


Строение слова

Написать телеграмму



162

Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т.

УАЗУ

14.05


части речи

Написать записку



163

Совершенствование речевых умений

УКПЗУ

15.05


Строение слова

Написать кулинарный рецепт



164

Совершенствование речевых умений

УКПЗУ

18.05


Строение слова

тесты



Подводим итоги, строим планы (6 ч.)


165

Перелистывая учебник…

КУ

19.05


Строение слова

Кимы



166

Перелистывая учебник…

КУ

20.05



Кимы



167

Перелистывая учебник…

КУ

21.05



Строение слова

Кимы



168

Перелистывая учебник…

КУ

22.05



Строение слова

Кимы



169

Перелистывая учебник…

КУ

25.05



части речи

Кимы



170

Перелистывая учебник…

КУ

26.05



части речи

Кимы








Раздел V. Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса русского языка по данной программе у третьеклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У третьеклассника будут сформированы:

- представление о русском языке как языке своей страны;

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка;

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- элементы коммуникативного и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»;

- становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.;

- действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;

- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;

- оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников;

- читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения;

- замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);

- находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;

- понимать информацию, представленную в модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;

- применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);

- находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

- осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

- осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами;

- осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам;

- коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения;

- подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

- анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;

- участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;

- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;

- строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка, и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирая для этого языковые средства;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);

- создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; -оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Предметные результаты

Общие результаты освоения программы

Третьеклассники:

- овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

- освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

- овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

- приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Третьеклассник научится:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на з данный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);

- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

- находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);

- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

- проверять правильность своей письменной речи; исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

- понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность, речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений

В области речи, речевой деятельности

Третьеклассник научится:

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;

- самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;

- пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;

- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;

- понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;

- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

- различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;

- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

- письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;

- письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения (например, меняя лицо рассказчика);

- письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;

- улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

- самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика);

- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

В области освоения языка

В области фонетики и графики

Третьеклассник научится:

- различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении,

- понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;

- анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

- правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;

- пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

- письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области лексики

Третьеклассник научится:

- осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

- различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое),

- выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

- в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность выразительность речи;

- стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковы словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

- самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

- понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текст слова, употреблённые в переносном значении.

В области словообразования (морфемики)

Третьеклассник научится:

- выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);

- отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;

- сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;

- соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;

- различать изменяемые и неизменяемые слова.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

- отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

- определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);

- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).

В области морфологии

Третьеклассник научится:

- выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

- ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

- определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

- сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

- пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;

- правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

- под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

- находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

- выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (в объёме изученного);

- соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

- замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

- понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

В области синтаксиса и пунктуации

Третьеклассник научится:

- различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;

- выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

-устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;

- отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды) указывать главные;

- распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

- строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);

- использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.

Формирование орфографических умений

Третьеклассник научится:

- по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

- определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилам (в освоенных пределах);

- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

- пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

- применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1-3-классов);

- пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

- списывать и писать под диктовку;

- проверять написанное и вносить коррективы;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, в ять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, ко лекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

- оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

- применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии программой 3 класса);

- эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.





Раздел V. Перечень учебной литературы

1. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

2. Тетрадь-задачник к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 3-х ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

3. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Т.В. Корешкова; под ред. проф. М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

4. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2-х ч. / Т.В. Корешкова; под ред. проф. М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

5. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса . / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

6. Оценка достижения планируемых результатов. Итоговые проверочные работы по русому языку 3 класс. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Даннаярабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии со ст.14.п.5, ст.15.п.1, ст.32.п.2, пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.  Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования,

Примерная программа по русскому языку,

Авторская  программа М.С. Соловейчик «Русский язык»  1-4 классы, утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Основными целями изучения курса «Русский язык» являются:

- создание условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, для станов­ления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

- становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и как базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в про­цессе коммуникации;

- формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознатель­ное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятель­ности и в целом умения учиться средствами предмета «Русский язык»;

- обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Автор Иванова Изида Максутовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1148
Номер материала 11299
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓