Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко).

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода, в связи с чем в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:

коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:

1. дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2. закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3. развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.


Программа рассчитана на 33 учебных часа(11 класс).


Используемый учебно-методический комплект:



1 Греков В.Ф.. Русский язык. 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - М.: «Просвещение»,2011.

2 Раман Т.В.Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл.: к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко.- М.: Экзамен 21, 2004.- (Серия «Учебно-методический комплект»)

3. Русский язык. 10-11 классы: развёрнутое тематическое планирование к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ авт.-сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2011




Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.



Методы и приёмы обучения:


-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.



Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Требования к уровню
подготовки

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-

    • учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.



Литература для учителя

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

5. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.

6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.

10. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

11. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

Литература для учащихся

12. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.

13. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

14. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

15. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.

16. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.

17. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

18. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.



Условные обозначения:


Тип урока: 1 - урок изучения нового материала

2 – закрепление изученного

3 – обобщение и систематизация изученного

4 – комбинированный урок

5 – контроль

РР урок развития речи

Вн.чт. – внеклассное чтение

ИВС – изобразительно-выразительные средства языка

ТСО – технические средства обучения

ОК – опорный конспект






Общие сведения о языке .Стили речи 5 часа

Календарные сроки







Урок 1

Урок2

Урок3

Урок4

Урок5

Тема урока

Русский язык как развивающееся явление

Стили речи. Особенности стилей речи.

Особенности научно-популярного, публицистического стилей. Стилистический анализ Входной контроль

Язык художественной литературы .Общая характеристика художественного стиля.

Основные признаки художественной речи. Роль средств худ.выразительности в авторском тексте

Тип урока

1

4

5

4

4


Учебник

+

+

+

+

+

ОК

+

+

+

+

+

ТСО


+



+

Справочные материалы

+

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация

Знать признаки текста, его функционально-смысловые типы, функциональные стили

Знать признаки научно-популярного , публицистического стилей

Знать основные признаки художественного стиля

Знать признаки текста, его функционально-смысловые типы, функциональные стили, осн.нормы современного русского языка

Результаты по способу работы

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления

Уметь правильно излагать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией, задачами текста, соблюдать нормы построения текста

Уметь находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей

Уметь различать стили речи, определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста

Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста

Домашнее задание

Упр.2

§2- 3, упр7

Упр.11

упр10

Упр.25






Синтаксис и пунктуация 28 часов

Календарные сроки








Урок6

Урок 7

Урок 8

Урок 9

Урок 10


Тема урока

Основные принципы русской пунктуации

Словосочетание как синтаксическая единица

Простое предложение как синтаксическая единица.Виды простого предложения

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Некоторые случаи согласования сказуемого и подлежащего


Тип урока

2

3

3

4

4



Учебник

+

+

+

+

+


ОК

+

+

+

+

+


ТСО

+






Справочные материалы

+

+

+

++

+


Результаты по содержанию

Знать основные виды пунктограмм

Знать строение словосочетаний, отличия от слова и предложения

Знать основные единицы языка, их признаки

Знать основные единицы языка, их признаки, определять грамматическую основу предложения


Результаты по способу работы

Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Уметь вычленять словосочетания из предложения, делать разбор предложений

Уметь опознавать предложения как минимальное речевое высказывание

Уметь находить главные члены, определять способы их выражения

Уметь применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы языка


Домашнее задание

Упр.379, §64

Упр.380

§65,упр.382

Упр.392(2), §67

Упр.394, §68










Календарные сроки







Урок 11

Урок 12

Урок 13

Урок14

Урок 15

Тема урока

Особенности употребления второстепенных членов

Предложения с однородными членами

Однородные и неоднородные определения

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Предложения с обособленными членами. Обособленные определения

Тип урока

3

3

3

5

4


Учебник

+

+

+


+

ОК

+

+

+



ТСО






Справочные материалы

+

+

+


+

Результаты по содержанию

Знать основные единицы языка, их признаки

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах

Знать понятия однородных и неоднородных определений

Знать основные нормы русского литературного языка

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами

Результаты по способу работы

Уметь находить второстепенные члены, определять их роль в предложении

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, определять стилистическую окраску союзов при однородных членах

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач, производить синтаксический и пунктуационный разборы

Домашнее задание

Упр.399, §69,70,71

§72, упр405

§73, упр411,


§75, упр.417





Календарные сроки







Урок 16

Урок 17,18

Урок 19

Урок 20

Урок 21

Тема урока

Обособленные приложения и дополнения

Обособленные обстоятельства 2 часа

Вводные слова, предложения, вставные конструкции

Обращения.Междометия.Слова –предложения да и нет.

Сложносочиненное предложение (ССП)

Тип урока

4

4

4

3

4


Учебник


+

+

+

+

ОК

+

+

+

+

+

ТСО





+

Справочные материалы

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами

Знать вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Знать правила постановки знаков препинания при обращении, междометиях, знать особенности слов-предложений да и нет.

Знать основные группы ССП по значению и союзам

Результаты по способу работы

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач, производить синтаксический и пунктуационный разборы

Уметь находить их в текстах, делать синтаксический и пунктуационный разборы

Уметь находить их в текстах, делать синтаксический и пунктуационный разборы


Домашнее задание

Упр.421 §77

§78, упр.426,429

§81, упр.441

§82, упр.448

Упр.455(2), §83








Синтаксис и пунктуация

Календарные сроки








Урок 22,23

Урок 24

Урок 25

Урок26,27

Урок28,29

Урок 30,31

Тема урока

Сложноподчиненное предложение(СПП) с одним придаточным 2 часа

Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами

Контрольная работа в формате ЕГЭ

СПП с несколькими придаточными. 2 часа

Бессоюзные сложные предложения (БСП) 2 часа

Сложные предложения с разными видами связи 2 часа

Тип урока

4

4

5

4

3

4


Учебник

+

+


+

+


ОК

+

+


+



ТСО

+



+

+

+

Справочные материалы

+

+


+

+


Результаты по содержанию

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным

Знать основные нормы русского литературного языка

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным

Знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания

Знать отличительные особенности СП с разными видами связи

Результаты по способу работы

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Уметь отличать предложения с однородным, параллельным, последовательным подчинением

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, составлять схемы БСП

Уметь правильно ставить знаки препинания в подобных предложениях

Домашнее задание

Упр.464,466, §84

Упр.469 §85


Упр.475, §86

§88,упр.479

§89, упр.483,485



Календарные сроки







Урок32

Урок 33

Урок



Тема урока

Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления цитат

Резерв




Тип урока

4






Учебник

+





ОК

+





ТСО

+





Справочные материалы

+





Результаты по содержанию

Знать правила постановки знаков препинания при прямой речи, диалоге и цитатах




Результаты по способу работы

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания




Домашнее задание

§90-92









Рабочая программа по русскому языку 11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Авторской программы по русскому языку для 10-11 классов образовательных учреждений (авторы-составители В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко).

Планирование построено в соответствии  с учебником "Русский язык 10-11 классы:Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко - М.:Просвещение, 2011.

Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 34часа.

Автор Казакова Татьяна Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 290
Номер материала 19259
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓