ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа по русскому языку для 10 класса ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2» разработана на основе:
·
Федерального
закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(№
273-ФЗ от 29.12.2012).
·
Федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089);
·
Основной
образовательной программы начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования ЛГ МБОУ «СОШ №2» (приказ от 27.08.2012г. №409-о);
·
Примерной
программы среднего (полного) общего образования по русскому языку профильный
уровень для 10-11 классов, программы по русскому языку, автор программы
В.В.Бабайцева. – официальный сайт издательство «Дрофа» http//www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs/
Общая
характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной
значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой
передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и
литературы.
Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов
России.
Владение родным языком, умение общаться,
добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
В системе школьного образования учебный
предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом
изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности
русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения
всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Содержание обучения русскому языку на
профильном уровне отображено и структурировано на основе компетентностного
подхода: в связи с этим развиваются и совершенствуются языковая и
лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая
компетенции.
Профильный курс русского языка
обеспечивает готовность к получению высшего филологического образования,
поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование
лингвистической компетенции обучающихся.
В связи с этим программа предусматривает
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой
норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном
уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций;
способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые
нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися
знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально
ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является
лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и
совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться
к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе
для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного
языкового явления.
Цели
изучения русского языка на профильном уровне.
Изучение русского
языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих
целей:
·
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального
общения;
·
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего
гуманитарного образования;
·
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической
системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения;
·
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций;
в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;
оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия
сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
·
применение полученных знаний и
умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально
ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного
использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Место
предмета в учебном плане
Согласно
учебному плану школы на 2014-1015 учебный год обучение русскому языку в
10-классах является обязательным и планируется из расчета 3-х часов в неделю. Рабочая
учебная программа по русскому языку для 10 класса рассчитана на 105 часов.
Распределение часов в течение 2014-2015 учебного года
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
Итого
за учебный год
|
27 часов
|
21 час
|
30 часов
|
27 часов
|
105
часов
|
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому
языку профильный уровень для 10-11 классов, программы по русскому языку, автор
программы В.В.Бабайцева. – М. Дрофа, - 2009г. Обучение русскому языку в 10
классе осуществляется посредством учебника Бабайцева В.В. Русский язык 10-11
класс: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. –
М.: Дрофа, 2014 г., который входит в федеральный перечень учебников,
рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего
образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение
курсу русского языка.
В содержание рабочей программы включены часы на
организацию и проведение контрольной работы по материалам и форме ЕГЭ в количестве
3 часов – промежуточный контроль - во внеурочное время 24 апреля 2014 г., что
отражено в учебно-тематическом и календарно-тематическом планировании.
Обучение
русскому языку в 10 классе осуществляется с использованием следующих
педагогических технологий:
·
проблемное обучение (характерно выполнение следующих действий
учащимися: выявление проблемы, формулирование ее, поиск решения, решение);
·
информационно-коммуникационные технологии (электронные
презентации, электронные плакаты, мультимедийные тренировочные упражнения);
Используются следующие методы: словесные, наглядные,
практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, дедуктивные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа,
самостоятельная работа, работа по парам
В 10 классе в профильной
группе 14 учащихся.
В
дни отмены занятий (актированные дни, карантин) образовательный процесс
организуется с использованием информационно-коммуникационных технологий: через официальный
сайт школы по адресу www.lgschool2.ucoz.ru
предоставляется технологическая карта по выполнению заданий соответствующего
урока. Контроль правильности выполнения заданий и уровня усвоения учебного
материала обучающимися осуществляется в день возобновления учебных занятий
согласно расписанию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
темы/раздела
|
Название
темы/раздела
|
Общее
количество часов на изучение тем/раздела
|
Разви-
тие
речи
|
контроль
|
Основные
виды учебной деятельности
|
1
|
Введение.
Функции языка
|
1
|
|
|
Ознакомительное
чтение (знакомство с учебником). Беседа о языке. Составление
текста-рассуждения
|
2-11
|
Вспомним
изученное
|
10
|
1
|
2
|
Анализ
языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка.
Комплексный
анализ текста. Составление текста-рассуждения.
Составление
текстов по данному началу. Подбор эпитетов к словам. Риторическое
определение. Составление предложений по характеристикам. Сочинение-эссе.
|
12-26
|
Введение
в науку о языке. Общие сведения о языке
|
15
|
|
|
Аналитическое
чтение параграфов учебника. Составление плана (простого, сложного,
вопросного, цитатного, тезисного). Составление вопросов к текстам научного
стиля. Пересказ текстов научного стиля. Работа с толковым словарем. Устное
рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии. Комплексный
анализ текста. Подробное изложение. Составление текстов по опорным словам.
Составление текста-рассуждения (ответ на вопрос). Сообщения об известных
ученых-русистах (Ф.И.Буслаев, И.А.Бодуэн де Куртене, В.В.Виноградов,
А.М.Пешковский, А.А.Потебня, А.А.Шахматов, Л.В. Щерба и др.)
|
27,
28
|
Русский
язык – один из богатейших языков мира
|
2
|
|
|
Комплексный
анализ текста публицистического стиля. Дискуссия на лингвистическую тему.
|
29-40
|
Текст
|
12
|
2
|
|
Частичный
(выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей.
Сопоставительный анализ предложений. Подробное изложение. Сжатое изложение
текста. Устное сочинение-рассуждение. Составление текстов с разными видами
связи предложений. Составление текста на основе данного. Сочинение-эссе.
|
41-49
|
Типы
речи
|
9
|
|
|
Частичный
(выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. Анализ
медитативного текста-рассуждения. Создание юмористического рассказа на основе
собственного опыта. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
|
50, 51
|
Устная и
письменная формы речи
|
2
|
|
|
Составление
таблицы по тексту параграфа. Частичный анализ текста. Подбор эпитетов к
словам. Жанр дневниковой записи.
|
52-67
|
Русский
литературный язык и его нормы
|
15
|
1
|
|
Наблюдение
за собственной речью и речью окружающих. Самоанализ речевого поведения.
Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала.
Работа с лингвистическими словарями. Составление текстов по опорным словам.
Редактирование. Устное рассуждение на общественно значимую тему. Изложение с
творческим заданием.
|
68-83
|
Стили
русского литературного языка
|
15
|
|
|
Частичный
(выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей.
Составление текстов разных стилей речи. Сочинение на основе личных
наблюдений. Сочинение об исторических местах. Жанры деловой речи: резюме.
Жанры публицистики: заметка, репортаж. Составление текста художественного
стиля по данной концовке. Изложение по памяти с творческим заданием
|
84-91
|
Синонимика
русского языка
|
8
|
|
|
Составление
тезисного плана параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов
речи и стилей. Составление текста на основе данного. Продолжение текста
притчи, формулирование морали. Сочинение-рассуждение о друзьях.
|
92-95
|
Культура
речи
|
4
|
|
|
Беседа о
культуре речи, речевом этикете. Анализ этических ситуаций.
Сочинение-рассуждение по высказыванию.
|
96-105
|
Роль
А.С.Пушкина в истории русского литературного языка
|
10
|
|
|
Составление
тезисного плана параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля.
Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций
старославянизмов в художественных текстах. Сочинение-эссе.
|
Итого:
|
105
ч
|
Содержание учебного предмета
1. Вспомним изученное
II.
Введение в науку о языке. Общие сведения о языке
Функции
языка.
Значение
языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и
коммуникативная функции языка.
Язык
и речь.
Язык,
речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая
деятельность.
Русский
язык – государственный язык Российской Федерации.
Русский
язык как национальный язык русского народа.
Русский
язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский
язык среди других языков мира.
Русский
язык как один из рабочих языков ООН.
Индоевропейская
семья языков. Славянские языки.
Русистика
на современном этапе.
III.
Русский язык – один из богатейших языков мира
Состав современного русского языка.
Литературный
язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная
речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность
предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей
текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и
др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация
разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста
в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой,
публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления.
Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и
синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного
языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность,
эмоциональность речи и др.
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники
А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка:
словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В 10-м КЛАССЕ
Углубленный
уровень изучения русского языка в 10 классе предполагает достижение
выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностными
результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку на углубленном уровне являются:
1.
бережное отношение к русскому языку как
неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2.
уважение к своему народу, его прошлому,
отраженному в языке;
3.
осознание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
4.
осознание своего места в поликультурном
мире;
5.
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность
участвовать в диалоге культур;
6.
потребность саморазвития, в том числе
речевого, понимание роли языка в процессах познания;
7.
готовность к самостоятельной творческой и
ответственной деятельности;
8.
готовность и способность вести диалог с
другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
9.
эстетическое отношение к языку и речи,
осознание их выразительных возможностей;
10.
нравственное сознание и поведение на
основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными
результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку на углубленном уровне являются:
1.
умение эффективно общаться в процессе
совместной деятельности со всеми участниками, не допускать конфликтов;
2.
владение навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных
методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза , сравнения;
3.
способность к самостоятельному поиску
информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
4.
умение критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5.
владение всеми видами речевой
деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6.
умение выражать свое отношение к действительности
и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учетом речевой
ситуации (коммуникативные цели, условия общения, адресата и т.д.);
7.
свободное владение устной и письменной
формой речи, диалогом и монологом;
8.
умение определять цели деятельности и
планировать ее, контролировать и корректировать деятельность;
9.
умение оценивать свою и чужую речь с
эстетических и нравственных позиций;
10.
умение выбирать стратегию поведения,
позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами
освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углубленном
уровне являются:
1.
сформированность представлений о
лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных
направлениях развития русистики, выдающихся ученых-русистах;
2.
сформированность представлений о языке как
знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
3.
освоение базовых понятий лингвистики: язык
и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы
языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и
категории текста и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка;
основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика
русского языка; источники расширения словарного запаса современного русского
языка;
4.
овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
5.
владение знаниями о языковой норме, ее
функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного
литературного языка;
6.
владение нормами речевого поведения в
различных ситуациях общения;
7.
сформированность умений анализировать
языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и
предложений, текстов разных типов речи;
8.
сформированность умений анализировать
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
9.
владение различными приемами
редактирования текстов;
10.
сформированность умений лингвистического
анализа текстов разных стилей и жанров;
11.
сформированность умений проводить
лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
Система КОНТРОЛя и оценки достижения
планируемых результатов
Система
контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения
программы по русскому языку в 10 классе осуществляется учителем-предметником и
включает в себя следующие виды контроля:
-
текущий
контроль
– осуществляется контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия В данный период обучающийся должен иметь право на ошибку,
на пробный, совместный с
учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет усиление
значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути
исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует
правильное отношение обучающегося к контролю. В журнале фиксируются только
положительные отметки;
-
тематический
контроль
– определяется уровень сформированности знаний и умений по предмету по итогам
изучения крупной темы (форма контроля: проверочные письменные работы/тесты/
словарные, контрольные диктанты). Результаты проверки фиксируются в классном
журнале;
-
промежуточный
контроль
– определяется уровень достижения планируемых результатов изучения русского
языка за учебный год (форма контроля: письменная работа в форме и по материалам
ЕГЭ часть С). Проводится в период с 15 апреля по 15 мая текущего учебного года.
-
Оценивание
текущей успеваемости осуществляется по пятибалльной шкале: 5 баллов – отлично,
4 балла – хорошо, 3 балла – удовлетворительно, 2 балла – неудовлетворительно.
Текущий
контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить
разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические
знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию
учителя;
- учитываются речевые умения учащегося,
практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости
слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией
русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами
орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося
выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с
коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку
учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные
сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием,
сочинения разнообразных жанров, рефераты, входная контрольная работа,
проверочные, словарные, контрольные диктанты, тесты и промежуточная
аттестация. Нормы оценок сочинений, изложений, диктантов, словарных диктантов,
устных ответов и дополнительных заданий к диктантам даны в приложении № 1
Перечень
обязательных проверочных письменных работ для обучающихся
№
п/п
|
Вид
проверочной работы
|
Примерные
сроки выполнения
|
Объекты
контроля
|
1.
|
Входная
контрольная работа (тест в форме ЕГЭ часть А, Б)
|
Вторая
учебная неделя
|
Проверка правописных умений и навыков
|
2
|
Тест.
Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (часть 1, С)
|
Октябрь
2014 г (1 четверть 1 полугодия)
|
Проверка правописных умений и навыков
|
3
|
Контрольное
тестирование в формате ЕГЭ (часть 1)
|
Ноябрь
2014 г. (2 четверть 1 полугодия)
|
Проверка правописных умений и навыков;
грамматических разборов
|
4
|
Тест.
Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (часть 1, С)
|
Декабрь
2014 г. (2 четверть 1 полугодия)
|
Проверка правописных умений и навыков
|
5
|
Контрольное
тестирование в формате ЕГЭ (часть 1)
|
Январь
2015 г. (3 четверть II
полугодия)
|
Проверка правописных умений и навыков
|
6
|
Контрольное
сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (часть С)
|
Январь
2015 г. (3 четверть II
полугодия)
|
Проверка правописных умений и навыков
|
7
|
Контрольное
тестирование в формате ЕГЭ (часть 1)
|
Февраль
2015г. (3 четверть II
полугодие)
|
Проверка правописных умений и навыков
|
8
|
Контрольное
тестирование в формате ЕГЭ (часть 1)
|
Апрель
2015г. (4 четверть II
полугодие)
|
Проверка правописных умений и навыков
|
9
|
Контрольная
работа по материалам и форме ЕГЭ (часть А, Б)
|
22.04.2014г.
|
Проверка правописных умений и навыков
|
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Технические
средства:
мультимедийный
проектор и экран; принтер монохромный; цифровой фотоаппарат; сканер;
оборудование компьютерной сети; доска со средствами, обеспечивающими обратную
связь.
Экранно-звуковые
пособия:
Уроки
русского языка «Кирилла и Мефодия». 5-9 класс [Электронный ресурс].-М.: Кирилл
и Мефодий,2004 интеракт. Видеодиск (CD-DVI).
Литература
Для
учителя:
1.Бабайцева
В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988.
2.
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000.
3.
Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. –
М., 2004.
4.
Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. – 2000. -
№ 1.
5.
Бабайцева В.В. Подчинительные и сочинительные словосочетания // РЯШ. – 2006. -
№ 4
6.
Бернадская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому
языку // РЯШ. – 2009. - № 9 – 10.
7.
Бернадская Л.Д. Синтаксис романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – Орел, 2008.
8.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2003.
9.
Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. – М., 1997.
10.
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
11.
Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000.
12.
Сыров И.А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. –
М., 2005.
13.
Штайн К.Э. Принципы анализа художественного текста. – СПб.; Ставрополь, 1993.
Для
учащихся:
1.Бабайцева
В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 кл.:
учебник / В.В.Бабайцева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.- 446.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные
материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е
изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.
3.
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую
коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
4.
Львов В.В. и др. Русский язык. ЕГЭ - 2014. Типовые тестовые задания, М.,
«Экзамен», 2014г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.