Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку 10 класс профильный уровень по программе В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 10 класс профильный уровень по программе В.В.Бабайцевой

Название документа Календарно-тематическое планирование 10 класс профиль 2014-2015.docx

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс профильный уровень на 2014-2015 учебный год

п/п

Тема раздела/урока


Количество часов

Планируемая

дата урока

Фактичес-

кая

дата

проведения

урока

Используемые технологии/ИКТ ресурсы

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу

1

Введение. Функции языка

1

1.09-7.09


Проблемное обучение

Роль языка в жизни общества. Специфика курса русского языка в старших классах



Вспомним изученное 10 ч

2

Повторение. Фонетика и орфоэпия

1

1.09-7.09


ИКТ технология; уроки русского языка Кирилла и Мефодия

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки согласные и гласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Гласные звуки: ударные, безударные. Из истории славянской письменности и алфавита (сообщения учащихся). Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии

3

Повторение. Орфография

1

1.09-7.09


ИКТ технология; уроки русского языка Кирилла и Мефодия

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Типы орфограмм.

4

Входная контрольная работа (в форме ЕГЭ, по материалам КИМов, часть А, Б)

1

8.09-14.09

9.09


Проверка правописных умений и навыков

5

Повторение. Лексика

1

8.09-14.09

9.09

ИКТ технология; уроки русского языка Кирилла и Мефодия

Исконно-русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Роль старославянизмов в создании высокого стиля. Попутное повторение орфографии и пунктуации

Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Стилистические особенности употребления лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Попутное повторение орфографии.

Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Употребление устаревшей лексики и неологизмов в художественной литературе. Попутное повторение орфографии.

6

Повторение. Фразеология

1

8.09-14.09


ИКТ технология; уроки русского языка Кирилла и Мефодия

Фразеологизмы. Источники появления фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи. Попутное повторение орфографии и пунктуации.

7

Повторение. Морфемика

1

15.09-21.09


ИКТ технология; уроки русского языка Кирилла и Мефодия

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная/непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Синонимия и антонимия аффиксов. Правописание морфем

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Упр. 81. Стилистические возможности частей слова. Морфологический принцип правописания

8, 9

Повторение. Морфология как учение о частях речи

2

15.09-21.09

15.09-21.09


ИКТ технология; уроки русского языка Кирилла и Мефодия

Морфология. Часть речи. Обобщение и повторение орфографии

10

Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (часть С)

1

22.09-28.09



Проверка правописных умений и навыков

11


Повторение. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

1

22.09-28.09


ИКТ технология; уроки русского языка Кирилла и Мефодия

Знать предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от простого предложения. Виды подчинительной связи.



Введение в науку о языке. Общие сведения о языке 15ч

12

Функции языка

1

22.09-28.09


Проблемное обучение

Знать основные функции русского языка

13.

14

Значение языка. Язык – орудие мышления

2

29.09-05.10

29.09-05.10


Проблемное обучение

Уметь составлять план (простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный)

15,

16

Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка

2

29.09-05.10

06.10-12.10


Проблемное обучение

Уметь составлять вопросы к текстам научного стиля. Пересказывать тексты научного стиля

17

Язык и речь

1

06.10-12.10


Проблемное обучение

Уметь составлять вопросы к текстам научного стиля. Пересказывать тексты научного стиля

18

Речевая деятельность

1

06.10-12.10


Проблемное обучение

Уметь составлять устное рассуждение на лингвистическую тему

19

Р/Р. Написание контрольного сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (часть С)

1

13.10-19.10



Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Стилистика: стиль речи. Анализ текста: тип речи. Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания

20

Речевая деятельность

1

13.10-19.10


Проблемное обучение

Уметь составлять устное рассуждение на лингвистическую тему

21

Русский язык – государственный язык Российской Федерации

1

13.10-19.10


Проблемное обучение

Уметь составлять устное рассуждение на лингвистическую тему

22

Русский язык как средство межнационального общения

1

20.10-26.10


Проблемное обучение

Уметь производить комплексный анализ текста.

23

Русский язык среди других языков мира

1

20.10-26.10


Проблемное обучение

Уметь составлять тексты по опорным словам

24

Русский язык как один из рабочих языков ООН

1

20.10-26.10


Проблемное обучение

Уметь производить комплексный анализ текста.

25

Индоевропейская семья языков. Славянские языки

1

27.10-01.11


Проблемное обучение

Уметь составлять устное рассуждение на лингвистическую тему

26

Русистика на современном этапе

1

27.10-01.11


Проблемное обучение

Сообщения об известных ученых-русистах.



Русский язык – один из богатейших языков мира 2ч

27

Состав современного русского языка

1

27.10-01.11


Проблемное обучение

Знать структуру комплексного анализа текста публицистического стиля

28

Литературный язык как центр системы современного русского языка

1

10.11-16.11


Проблемное обучение

Знать правила проведения дискуссии на лингвистическую тему



Текст 12ч

29

Текст.

1

10.11-16.11


Проблемное обучение

Знать, что такое текст. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов.

30

Признаки текста

1

10.11-16.11


Проблемное обучение

Знать признаки текста. Уметь производить сопоставительный анализ предложений

31

Цельность и связность

1

17.11-23.11


Проблемное обучение

Знать признаки текста. Уметь производить сопоставительный анализ предложений

32

Логическая последовательность предложений

1

17.11-23.11


Проблемное обучение

Уметь сопоставлять тексты с разными видами связи предложений

33,

34

Единство темы, ключевые слова и предложения.

2

17.11-23.11

24.11-30.11


Проблемное обучение

Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Стилистика: стиль речи. Анализ текста: тип речи. Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания

35

Именительный представления

1

24.11-30.11


Проблемное обучение

Уметь создавать тексты на основе данного

36,

37

Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др.

2

24.11-30.11

01.12-07.12


Проблемное обучение

Знать средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы и частицы и др.

38,

39

Цепная и параллельная связь частей текста

2

01.12-07.12

01.12-07.12


Проблемное обучение

Знать суть цепной и параллельной связей частей текста.

40

Р/Р. Сочинение-повествование

1

08.12-14.12



Проверка правописных умений и навыков



Типы речи 9ч

41, 42,


Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки

2

08.12-14.12

08.12-14.12



Проблемное обучение

Знать типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки.

43 44

Административная контрольная работа в форме ЕГЭ

2

15.12-21.12

15.12-21.12


Проблемное обучение

Уметь выполнять анализ медитативного текста-рассуждения. Создавать юмористический рассказ на основе собственного опыта

45

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки

1

15.12-21.12




46, 47

Медитативные тексты. Комбинация разных типов речи в одном тексте

2

22.12-28.12

22.12-28.12



Проверка правописных умений и навыков

48 49

Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации

2

22.12-28.12

12.01-18.01


Проблемное обучение

Уметь выполнять анализ медитативного текста-рассуждения. Создавать юмористический рассказ на основе собственного опыта



Устная и письменная формы речи 2ч

50, 51

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

2

12.01-18.01

12.01-18.01


Проблемное обучение

Уметь составлять таблицы по тексту параграфа.

Знать частичный анализ текста. Уметь подбирать эпитеты к словам.

Знать жанр дневниковой записи



Русский литературный язык и его нормы 16ч

52, 53, 54

Литературный язык и его нормы.

3

19.01-25.01

19.01-25.01

19.01-25.01


Проблемное обучение

Уметь наблюдать за собственной речью и речью окружающих. Производить самоанализ речевого поведения.

55, 56, 57

Орфоэпические нормы

3

26.01-01.02

26.01-01.02

26.01-01.02


Проблемное обучение

Знать роль языковых норм. Уметь работать с лингвистическими словарями, составлять тексты по опорным словам, редактировать тексты.

58, 59, 60

Лексические нормы

3

02.02-08-02

02.02-08-02

02.02-08-02


Проблемное обучение

Знать роль языковых норм. Уметь работать с лингвистическими словарями, составлять тексты по опорным словам, редактировать тексты.

61, 62, 63

Морфологические нормы

3

09.02-15.02

09.02-15.02

09.02-15.02


Проблемное обучение

Знать роль языковых норм. Уметь работать с лингвистическими словарями, составлять тексты по опорным словам, редактировать тексты.

64, 65, 66

Синтаксические нормы

3

16.02-22.02

16.02-22.02

16.02-22.02


Проблемное обучение

Знать роль языковых норм. Уметь работать с лингвистическими словарями, составлять тексты по опорным словам, редактировать тексты.

67

Проверочная работа «Литературные нормы языка»

1

23.02-01.03



Проверка правописных умений и навыков



Стили русского литературного языка 16ч

68, 69

Стили литературного языка. Их признаки. Понятие о стиле. Разговорный стиль

2

23.02-01.03

23.02-01.03


Проблемное обучение

Знать частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Уметь составлять тексты разных стилей речи

70, 71

Контрольный тест в формате ЕГЭ

2

02.03-08.03

02.03-08.03



Проверка правописных умений и навыков

72, 73

Научный стиль

2

02.03-08.03

09.03-15.03


Проблемное обучение

Знать частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Уметь составлять тексты разных стилей речи

74

Деловой стиль

1

09.03-15.03


Проблемное обучение

Знать частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Уметь составлять тексты разных стилей речи. Знать жанры деловой речи: резюме

75

Публицистический стиль

1

09.03-15.03


Проблемное обучение

Знать частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Уметь составлять тексты разных стилей речи. Знать жанры публицистики: заметка, репортаж

76

Р/Р. Репортаж как речевой жанр

1

16.03-22.03



Уметь создавать текст публицистического стиля. Проверка правописных умений и навыков

77, 78

Художественный стиль. Признаки и сфера употребления стилей

2

16.03-22.03

16.03-22.03


Проблемное обучение

Знать частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Уметь составлять тексты разных стилей речи. Знать признаки и сферу употребления стилей речи

79, 80

Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля

2

30.03-05.04

30.03-05.04


Проблемное обучение

Знать частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Уметь составлять тексты разных стилей речи. Знать признаки и сферу употребления стилей речи

81

Комплексный анализ текста

1

30.03-05.04


Проблемное обучение

Знать частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Уметь составлять тексты разных стилей речи. Знать признаки и сферу употребления стилей речи

82-83

Р/Р. Составление текста художественного стиля по данной концовке

2

06.04-12.04

06.04-12.04



Уметь создавать текст художественного стиля. Проверка правописных умений и навыков


Синонимика русского языка 11ч

84, 85

Лексические синонимы

2

06.04-12.04

13.04-19.04


Проблемное обучение

Синонимы. Синонимы идеографические, стилистические, контекстуальные. Синонимический ряд. Употребление синонимов в речи. Изобразительные возможности речи. Попутное повторение орфографии

86, 87

Контрольное тестирование в форме ЕГЭ

2

13.04-19.04

13.04-19.04



Проверка правописных умений и навыков

88

Морфемные синонимы

1

20.04-26.04


Проблемное обучение

Синонимы. Синонимы идеографические, стилистические, контекстуальные. Синонимический ряд. Употребление синонимов в речи. Изобразительные возможности речи. Попутное повторение орфографии

89,

90

Морфологические синонимы

2

20.04-26.04

20.04-26.04


Проблемное обучение

Синонимы. Синонимы идеографические, стилистические, контекстуальные. Синонимический ряд. Употребление синонимов в речи. Изобразительные возможности речи. Попутное повторение орфографии

91, 92, 93

Промежуточная аттестация в форме и по материалам ЕГЭ

3

20.04-26.04

20.04-26.04

20.04-26.04



Проверка правописных умений и навыков

94

Синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи

1

27.04-03.05


Проблемное обучение

Синонимы. Синонимы идеографические, стилистические, контекстуальные. Синонимический ряд. Употребление синонимов в речи. Изобразительные возможности речи. Попутное повторение орфографии



Культура речи 2ч

95

Культура речи. Содержательность речи. Соблюдение норм литературного языка

1

27.04-03.05


Проблемное обучение

Знать понятие «культура речи», «речевой этикет». Уметь анализировать этикетные ситуации

96

Культура речи. Точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи

1

27.04-03.05


Проблемное обучение

Знать понятие «культура речи», «речевой этикет». Уметь анализировать этикетные ситуации



Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка 9ч

97

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка

1

4.05-10.05


Проблемное обучение

Уметь составлять тезисный план параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в художественных текстах.

98

Предшественники А.С.Пушкина

1

4.05-10.05


Проблемное обучение

Уметь составлять тезисный план параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в художественных текстах.

99

А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка

1

4.05-10.05


Проблемное обучение

Уметь составлять тезисный план параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в художественных текстах.

100

Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика

1

11.05-17.05


Проблемное обучение

Уметь составлять тезисный план параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в художественных текстах.

101, 102, 103, 104, 105

Обобщение и систематизация изученного в 10 классе

5

11.05-17.05

11.05-17.05

18.05-24.05

18.05-24.05

18.05-24.05



Систематизация и обобщение изученного материала за 10 класс. Проверка правописных умений и навыков

Итого: 105ч



Название документа Пояснительная записка русский язык 10 класс профиль Бабайцева В.В..docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089);

  • Основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования ЛГ МБОУ «СОШ №2» (приказ от 27.08.2012г. №409-о);

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку профильный уровень для 10-11 классов, программы по русскому языку, автор программы В.В.Бабайцева. – официальный сайт издательство «Дрофа» http//www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs/






Общая характеристика учебного предмета


Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отображено и структурировано на основе компетентностного подхода: в связи с этим развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Профильный курс русского языка обеспечивает готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции обучающихся.

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.


Цели изучения русского языка на профильном уровне.

Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.






Место предмета в учебном плане


Согласно учебному плану школы на 2014-1015 учебный год обучение русскому языку в 10-классах является обязательным и планируется из расчета 3-х часов в неделю. Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса рассчитана на 105 часов.


Распределение часов в течение 2014-2015 учебного года


1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть


Итого за учебный год

27 часов

21 час

30 часов

27 часов

105 часов


Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку профильный уровень для 10-11 классов, программы по русскому языку, автор программы В.В.Бабайцева. – М. Дрофа, - 2009г. Обучение русскому языку в 10 классе осуществляется посредством учебника Бабайцева В.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2014 г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу русского языка.

В содержание рабочей программы включены часы на организацию и проведение контрольной работы по материалам и форме ЕГЭ в количестве 3 часов – промежуточный контроль - во внеурочное время 24 апреля 2014 г., что отражено в учебно-тематическом и календарно-тематическом планировании.


Обучение русскому языку в 10 классе осуществляется с использованием следующих педагогических технологий:

  • проблемное обучение (характерно выполнение следующих действий учащимися: выявление проблемы, формулирование ее, поиск решения, решение);

  • информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, электронные плакаты, мультимедийные тренировочные упражнения);

Используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, дедуктивные.

Формы работы:  фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа,  работа по парам

В 10 классе в профильной группе 14 учащихся.

В дни отмены занятий (актированные дни, карантин) образовательный процесс организуется с использованием информационно-коммуникационных технологий: через официальный сайт школы по адресу www.lgschool2.ucoz.ru предоставляется технологическая карта по выполнению заданий соответствующего урока. Контроль правильности выполнения заданий и уровня усвоения учебного материала обучающимися осуществляется в день возобновления учебных занятий согласно расписанию.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


темы/раздела


Название


темы/раздела

Общее количество часов на изучение тем/раздела

Разви-

тие речи

контроль

Основные виды учебной деятельности

1

Введение. Функции языка

1



Ознакомительное чтение (знакомство с учебником). Беседа о языке. Составление текста-рассуждения

2-11

Вспомним изученное

10

1

2

Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка.

Комплексный анализ текста. Составление текста-рассуждения.

Составление текстов по данному началу. Подбор эпитетов к словам. Риторическое определение. Составление предложений по характеристикам. Сочинение-эссе.

12-26

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке

15



Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана (простого, сложного, вопросного, цитатного, тезисного). Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. Работа с толковым словарем. Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Составление текстов по опорным словам. Составление текста-рассуждения (ответ на вопрос). Сообщения об известных ученых-русистах (Ф.И.Буслаев, И.А.Бодуэн де Куртене, В.В.Виноградов, А.М.Пешковский, А.А.Потебня, А.А.Шахматов, Л.В. Щерба и др.)

27,

28

Русский язык – один из богатейших языков мира

2



Комплексный анализ текста публицистического стиля. Дискуссия на лингвистическую тему.

29-40

Текст

12

2


Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Сопоставительный анализ предложений. Подробное изложение. Сжатое изложение текста. Устное сочинение-рассуждение. Составление текстов с разными видами связи предложений. Составление текста на основе данного. Сочинение-эссе.

41-49

Типы речи

9



Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. Анализ медитативного текста-рассуждения. Создание юмористического рассказа на основе собственного опыта. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

50, 51

Устная и письменная формы речи

2



Составление таблицы по тексту параграфа. Частичный анализ текста. Подбор эпитетов к словам. Жанр дневниковой записи.

52-67

Русский литературный язык и его нормы

15

1


Наблюдение за собственной речью и речью окружающих. Самоанализ речевого поведения. Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала. Работа с лингвистическими словарями. Составление текстов по опорным словам. Редактирование. Устное рассуждение на общественно значимую тему. Изложение с творческим заданием.

68-83

Стили русского литературного языка

15



Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текстов разных стилей речи. Сочинение на основе личных наблюдений. Сочинение об исторических местах. Жанры деловой речи: резюме. Жанры публицистики: заметка, репортаж. Составление текста художественного стиля по данной концовке. Изложение по памяти с творческим заданием

84-91

Синонимика русского языка

8



Составление тезисного плана параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текста на основе данного. Продолжение текста притчи, формулирование морали. Сочинение-рассуждение о друзьях.

92-95

Культура речи

4



Беседа о культуре речи, речевом этикете. Анализ этических ситуаций. Сочинение-рассуждение по высказыванию.

96-105

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка

10



Составление тезисного плана параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в художественных текстах. Сочинение-эссе.

Итого:

105 ч



Содержание учебного предмета



1. Вспомним изученное

II. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке

Функции языка.

Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.

Язык и речь.

Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации.

Русский язык как национальный язык русского народа.

Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

Русский язык среди других языков мира.

Русский язык как один из рабочих языков ООН.

Индоевропейская семья языков. Славянские языки.

Русистика на современном этапе.


III. Русский язык – один из богатейших языков мира

Состав современного русского языка.

Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.

Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

Литературный язык и его нормы.

Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.

Русский язык как развивающееся явление.

Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.

Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка.

Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 10-м КЛАССЕ


Углубленный уровень изучения русского языка в 10 классе предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углубленном уровне являются:

  1. бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  2. уважение к своему народу, его прошлому, отраженному в языке;

  3. осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  4. осознание своего места в поликультурном мире;

  5. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

  6. потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

  7. готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

  8. готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

  9. эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

  10. нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.


Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углубленном уровне являются:

  1. умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми участниками, не допускать конфликтов;

  2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза , сравнения;

  3. способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

  4. умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

  6. умение выражать свое отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учетом речевой ситуации (коммуникативные цели, условия общения, адресата и т.д.);

  7. свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

  8. умение определять цели деятельности и планировать ее, контролировать и корректировать деятельность;

  9. умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

  10. умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.


Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углубленном уровне являются:

  1. сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся ученых-русистах;

  2. сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

  3. освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного запаса современного русского языка;

  4. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

  5. владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

  6. владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

  7. сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;

  8. сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

  9. владение различными приемами редактирования текстов;

  10. сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;

  11. сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.


Система КОНТРОЛя и оценки достижения

планируемых результатов


Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по русскому языку в 10 классе осуществляется учителем-предметником и включает в себя следующие виды контроля:

  • текущий контроль – осуществляется контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия В данный период обучающийся должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающегося к контролю. В журнале фиксируются только положительные отметки;

  • тематический контроль – определяется уровень сформированности знаний и умений по предмету по итогам изучения крупной темы (форма контроля: проверочные письменные работы/тесты/ словарные, контрольные диктанты). Результаты проверки фиксируются в классном журнале;

  • промежуточный контроль – определяется уровень достижения планируемых результатов изучения русского языка за учебный год (форма контроля: письменная работа в форме и по материалам ЕГЭ часть С). Проводится в период с 15 апреля по 15 мая текущего учебного года.

  • Оценивание текущей успеваемости осуществляется по пятибалльной шкале: 5 баллов – отлично, 4 балла – хорошо, 3 балла – удовлетворительно, 2 балла – неудовлетворительно.

Текущий контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, входная контрольная работа, проверочные, словарные, контрольные диктанты, тесты и промежуточная аттестация. Нормы оценок сочинений, изложений, диктантов, словарных диктантов, устных ответов и дополнительных заданий к диктантам даны в приложении № 1


Перечень обязательных проверочных письменных работ для обучающихся


п/п

Вид проверочной работы

Примерные сроки выполнения

Объекты контроля

1.

Входная контрольная работа (тест в форме ЕГЭ часть А, Б)


Вторая учебная неделя

Проверка правописных умений и навыков

2

Тест. Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (часть 1, С)

Октябрь 2014 г (1 четверть 1 полугодия)

Проверка правописных умений и навыков

3

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (часть 1)

Ноябрь 2014 г. (2 четверть 1 полугодия)

Проверка правописных умений и навыков; грамматических разборов

4

Тест. Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (часть 1, С)

Декабрь 2014 г. (2 четверть 1 полугодия)

Проверка правописных умений и навыков

5

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (часть 1)

Январь 2015 г. (3 четверть II полугодия)

Проверка правописных умений и навыков

6

Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (часть С)

Январь 2015 г. (3 четверть II полугодия)

Проверка правописных умений и навыков

7

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (часть 1)

Февраль 2015г. (3 четверть II полугодие)

Проверка правописных умений и навыков

8

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (часть 1)

Апрель 2015г. (4 четверть II полугодие)

Проверка правописных умений и навыков

9

Контрольная работа по материалам и форме ЕГЭ (часть А, Б)

22.04.2014г.

Проверка правописных умений и навыков





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; цифровой фотоаппарат; сканер; оборудование компьютерной сети; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.

Экранно-звуковые пособия:

Уроки русского языка «Кирилла и Мефодия». 5-9 класс [Электронный ресурс].-М.: Кирилл и Мефодий,2004 интеракт. Видеодиск (CD-DVI).


Литература

Для учителя:


1.Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988.

2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000.

3. Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М., 2004.

4. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. – 2000. - № 1.

5. Бабайцева В.В. Подчинительные и сочинительные словосочетания // РЯШ. – 2006. - № 4

6. Бернадская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // РЯШ. – 2009. - № 9 – 10.

7. Бернадская Л.Д. Синтаксис романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – Орел, 2008.

8. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2003.

9. Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. – М., 1997.

10. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.

11. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000.

12. Сыров И.А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. – М., 2005.

13. Штайн К.Э. Принципы анализа художественного текста. – СПб.; Ставрополь, 1993.


Для учащихся:


1.Бабайцева В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 кл.: учебник / В.В.Бабайцева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.- 446.

2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.

3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

4. Львов В.В. и др. Русский язык. ЕГЭ - 2014. Типовые тестовые задания, М., «Экзамен», 2014г.



Рабочая программа по русскому языку 10 класс профильный уровень по программе В.В.Бабайцевой
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа составлена на основе примерной программысреднего (полного) общего образования по русскому языку профильный уровень для 10-11 классов, программы по русскому языку, автор программы В.В.Бабайцева. – М. Дрофа, - 2009г. Обучение русскому языку в 10 классе осуществляется посредством учебника Бабайцева В.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2014 г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу русского языка.

 

Автор Скляренко Ольга Викторовна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4684
Номер материала 13471
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓