Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 кл. / Авт. Власенков А.И. - М., Просвещение, 2009.

Составлена для 10-11 классов на 2014-2015 учебный год

В УМК включены:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый уровень) 10-11 кл.- М., Просвещение, 2007-2011.

Основными задачами курса являются :

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся,

  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Основное содержание курса :

Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11-м классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

Повторение изученного материала является главным в содержании курса русского языка в 11 классе. Ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического — частей речи, синтаксического) разбора, анализа текстов разных стилей. Лингвистический разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях— в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу трудных написаний, наметить алгоритм умственного действия по различению конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений

Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, по орфографии и пунктуации, содержание же ее, предметное содержание, служит более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.

. Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского, текста. Возникает необходимость в уроках взаиморецензирования. Не исключаются изложения на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к научному стилю речи это будут такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор. Приобщение к научному стилю предполагает работу по осмыслению терминологической лексики

Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.

Наиболее полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты, которые при правильном их использовании служат основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного произведения через его форму позволит с наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы и таким образом окажет положительное влияние на формирование личности учащихся. И наконец, художественный стиль, язык художественной литературы представляют своего рода эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных функциональных стилей.

В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фонетики и лексики будет осуществляться в первом полугодии 10-го класса; морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10-го класса и в 11-м классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике , по совершенствованию навыков правописания.

Главное направление программы- проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, — на образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен как с точки зрения полноценного восприятия художественного произведения.

Общие сведения о языке изучаются в основном в начале 10-го класса, но те вопросы, которые нуждаются в обобщении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11-м классе. Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично вытекающим из того, что школьники изучали по предмету.

Повседневная работа по названным направлениям ведет к овладению богатствами литературы как вида искусства и в то же время развивает, обогащает речь учащихся, позволяет им проникать в творческую мастерскую писателя, поэта, в тайны родного языка.

Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, рекомендуемые методические подходы соответствуют Обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования по русскому (родному) языку и литературе.




Требования к знаниям , умениям, навыкам.


  1. Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9-го класса. Учащиеся должны знать основные сведения о языке, определения, изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры

  2. К концу 10-11 классов учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разбора речи : (фонетический, морфологически словообразовательный, морфемный. синтаксический, стилистический)

- составлять сложные предложения разных типов.

- определять стиль и тип речи.

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы , обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, проводить орфографический разбор слова.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами, находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад. Создавать тезисы для конспектов, писать сочинения, совершенствовать содержание и языковое оформление их. Находить и исправлять языковые ошибки в тексте. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. предложенные сюжеты, сочинения- рассуждения. Грамотно и чётко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.




2.Учебно-тематическое планирование -10


Разделы программы, темы

Количество часов

из них количество часов

практические работы

контрольные и проверочные работы

Развитие

речи

Повторение пройденного

9


1


Текст и его строение

6

1



Научный стиль речи

6

2



Публицистический стиль

3



2

Художественный стиль

10

3

1

3

Итого

34

6

2

5

Количество часов всего: 34

Количество часов в неделю:1

Плановых контрольных работ, тестов 2

уроков развития речи:5

Административных контрольных работ:2



3.Поурочное планирование

п/п

Название темы

Кол-во часов

пункта, параграфа

Тип учебного занятия

Примерные сроки

Повторение.

Подготовка к ЕГЭ

Примечание

1-2

Повторение. Фонетика

2

П.5

ППМ


Подготовка к ЕГЭ 1.1-1.2


3

Лексика и фразеология

1

П.20

ППМ


ВК


4-5

Словообразование и орфография

2

П.59

ППМ


Подготовка к ЕГЭ.2.1-2.5


6

Морфология

1

П.71

ППМ


Подготовка к ЕГЭ.3.1-3.4


7

Синтаксис и пунктуация

1

П.108

ППМ


Подготовка к ЕГЭ.4.1-4.3


8

Виды разбора

1

П.379

ППМ


Подготовка к ЕГЭ.5.1-5.6


9

Контрольная работа

1


КЗ


ПК


10

Текст. Признаки текста

1

П.155

ПР


Подготовка к ЕГЭ.5.7


11

Основные виды переработки текста

1

П.161

ПР


Подготовка к ЕГЭ.5.8-5.14



12

План. Тезисы. Выписки. Конспект

1

П.192

ПР


Подготовка к ЕГЭ.6.1-6.3


13

Практическая работа

1


ПР




14

Реферат

1

П.199

ПР


Подготовка к ЕГЭ6.5-6.6


15

Рецензия. Аннотация

1

П.205

ПР


Подготовка к ЕГЭ.6.8. 6.13


16

Научный стиль. Особенности его

1

П.220

ИНМ




17

Изобразительные средства

1

П.221

ИНМ


Подготовка к ЕГЭ.6.1-6.3


18

Лексика научного стиля

1

П.221

ИНМ




19

Источники пополнения терминологии

1

П.221

ИНМ


Подготовка к ЕГЭ.4.1-4.3


20

Практическая работа

1


ПР


Подготовка к ЕГЭ.5.1-5.6


21

Контрольная работа

1


КЗ




22

Публицистический стиль. Основные признаки

1

П.250

ИНМ


Подготовка к ЕГЭ.4.1-4.3


23-24

Устное выступление

2

П.291

ПР


Подготовка к ЕГЭ.5.1-5.6

Развитие речи

25-26

Художественный стиль. Особенности. Лексика

2

П.340

ИНМ


Подготовка к ЕГЭ.6.1-6.3


27

Выразительные средства

1

П.340

ИНМ




28-29

Анализ художественного произведения

2

П.340

ПР


Подготовка к ЕГЭ.4.1-4.3

Развитие речи

30

Контрольный диктант

1


КЗ




31

Анализ лирического произведения

1

П.340

ПР


Подготовка к ЕГЭ.5.1-5.6

Развитие речи

32-33

Практическая работа

2


ПР


Подготовка к ЕГЭ.6.1-6.3


34

Итоговая контрольная работа

1


КЗ






4.График контроля

Сроки изучения учебного материала

урока

Тема урока

Форма контроля

Источники Кимов


9

Повторение

Входной контроль

Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку

Тренировочные материалы.

Авт.С.Ю. Иванова

2011-2012 г


21

Научный стиль

Промежуточный контроль

Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку

Тренировочные материалы.

Авт.С.Ю. Иванова

2011-2012 г


30

Художественный стиль

Контрольный диктант

Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку

Тренировочные материалы.

Авт.С.Ю. Иванова

2011-2012 г


34

Художественный стиль

Итоговая контрольная работа

Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку

Тренировочные материалы.

Авт.С.Ю. Иванова

2011-2012 г

Учебно- методическое обеспечение :


Литература для учителя:

Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы / Авт. Власенков А.И. - М., Просвещение, 2009.

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И.

Поурочные разработки по русскому языку 11 класс. Автор И.В.Золотарёва . Л.П. Дмитриева М. 2007 г

Контрольные и проверочные работы к учебнику

Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку

Тренировочные материалы. Авт.С.Ю. Иванова. 2008 -2012 г


Литература для учащихся:


Учебник. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый уровень) 10-11 кл.- М., Просвещение, 2007-2011.

Русский язык в таблицах 5-11 классы. Автор З.Д.Гольдин , В.Н. Светлышева .М.Дрофа 2007 г.

Русский язык в таблицах 5-11 классы. Автор З.Д.Гольдин , В.Н. Светлышева .М.Дрофа 2007 г.

Русский язык. Тренировочные варианты зкзаменационных работ для государственной итоговой аттестации. ФИПИ.9 класс. Автор И.П.Цыбулько 2008 -2012 г

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 кл. / Авт. Власенков А.И. - М., Просвещение, 2009.

Составлена для  10-11  классов  на   2014-2015 учебный  год

В УМК включены: 

1.   Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый уровень) 10-11 кл.- М., Просвещение, 2007-2011.  

 Включает: пояснительную записку с задачами и целями, содержанием учебного предмета,  требованиями к знаниям, умениям, навыкам, учебно-тематическим планированием. Содержит календарно-тематическое планирование с темами уроков, количеством часов, типами учебных занятий и заданий по повторению и подготовки к ЕГЭ. Имеется график контроля и список литературы для учителя и учащихся

                                      

 

Автор Капунова Людмила Александровна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 425
Номер материала 5494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓