1. Пояснительная записка
Рабочая программа по
русскому языку составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений.
Русский язык. 10-11 кл. / Авт. Власенков А.И. - М., Просвещение, 2009.
Составлена для 10-11 классов на 2014-2015
учебный год
В УМК включены:
1. Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый уровень) 10-11 кл.- М., Просвещение,
2007-2011.
Основными задачами курса являются :
Основные задачи курса русского языка в
старших классах по данной программе сводятся к следующему:
v закрепить и углубить знания,
развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии,
грамматике и правописанию;
v совершенствовать орфографическую и
пунктуационную грамотность учащихся,
v закрепить и расширить знания
учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
v дать общие сведения о языке в
соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего
образования;
v обеспечить дальнейшее овладение
функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о
стилях, их признаках, правилах их использования;
v обеспечить практическое
использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное
восприятие учащимися содержания литературного произведения через его
художественно-языковую форму;
v способствовать развитию речи и
мышления учащихся на межпредметной основе.
Основное содержание
курса :
Программа состоит из
двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и
некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11-м классах; во втором —
определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале
текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе
изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.
Повторение
изученного материала является главным в содержании курса русского языка в 11
классе. Ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода
базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых
стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне
формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими
сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной
взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.
Теоретический материал повторяется посредством
обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, лексического,
словообразовательного, морфологического — частей речи, синтаксического)
разбора, анализа текстов разных стилей. Лингвистический разбор отличается от
ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических
действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической
характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с
выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается
связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой,
словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.
Работа по
орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над
текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях— в форме выписок,
планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в
том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм
и пунктограмм, выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке
каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания,
составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в
третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся
построить план, схему, таблицу трудных написаний, наметить алгоритм умственного
действия по различению конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением
на его основе практических упражнений
Развитие
речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского
языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших
классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем
обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы
произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое,
нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения
так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся.
На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа
индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа
идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в
нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской
позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду
ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, по орфографии и пунктуации,
содержание же ее, предметное содержание, служит более качественному, хорошо
осмысленному усвоению литературного материала.
.
Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его
переработкой, а также составление учащимися своего, авторского, текста.
Возникает необходимость в уроках взаиморецензирования. Не исключаются изложения
на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с
лингвистическим и литературоведческим содержанием.
Главными
в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое
внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это
диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми
к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями,
возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную
самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто
ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и
художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми
жанрами названных стилей. Так, применительно к научному стилю речи это будут
такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор.
Приобщение к научному стилю предполагает работу по осмыслению
терминологической лексики
Ярко выраженную
практическую направленность имеет и указанный в программе материал по
публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение
учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений,
такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и
разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой
деятельности — докладом, выступлением в прениях.
Наиболее
полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс
литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это
образцовые тексты, которые при правильном их использовании служат основой для
обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же
овладение содержанием художественного произведения через его форму позволит с
наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим ценностям
литературы и таким образом окажет положительное влияние на формирование
личности учащихся. И наконец, художественный стиль, язык художественной
литературы представляют своего рода эталон использования слова, построения
словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми
другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются
элементы разных функциональных стилей.
В программе
материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что
повторение фонетики и лексики будет осуществляться в первом полугодии 10-го
класса; морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во
втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10-го класса и в 11-м классе
параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по
лексике и грамматике , по совершенствованию навыков правописания.
Главное
направление программы- проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в
авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном
материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других
структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, — на
образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход
принципиально важен как с точки зрения полноценного восприятия художественного
произведения.
Общие сведения о языке
изучаются в основном в начале 10-го класса, но те вопросы, которые нуждаются в
обобщении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического
материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11-м классе.
Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично
вытекающим из того, что школьники изучали по предмету.
Повседневная
работа по названным направлениям ведет к овладению богатствами литературы как
вида искусства и в то же время развивает, обогащает речь учащихся, позволяет им
проникать в творческую мастерскую писателя, поэта, в тайны родного языка.
Основные задачи, предложенные программой курса,
содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных
положений, выдвигаемые требования, рекомендуемые методические подходы
соответствуют Обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования
по русскому (родному) языку и литературе.
Требования к знаниям , умениям, навыкам.
1.
Уровень знаний
и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и словообразованию,
грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной
грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9-го
класса. Учащиеся должны знать
основные сведения о языке, определения, изученных в 9 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать
свои ответы, приводя нужные примеры
2.
К концу 10-11 классов
учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разбора речи :
(фонетический, морфологически словообразовательный, морфемный. синтаксический,
стилистический)
- составлять сложные предложения разных типов.
- определять стиль и тип речи.
- соблюдать нормы литературного языка в
пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные
орфограммы , обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми
орфограммами, проводить орфографический разбор слова.
По пунктуации. Находить в предложении
смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания,
обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с
изученными пунктуационными правилами, находить и исправлять пунктуационные
ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.
По связной речи. Определять тип и стиль
текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать
доклад. Создавать тезисы для конспектов, писать сочинения, совершенствовать
содержание и языковое оформление их. Находить и исправлять языковые ошибки в
тексте. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на
доступные темы. предложенные сюжеты, сочинения- рассуждения. Грамотно и чётко
рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы. Свободно и
грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками
соответствующий речевой этикет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.