Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко).

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода, в связи с чем в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:

коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:

1. дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2. закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3. развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.


Программа рассчитана на 36 учебных часов(10 класс).


Используемый учебно-методический комплект:



1 Греков В.Ф.. Русский язык. 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - М.: «Просвещение»,2011.

2 Раман Т.В.Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл.: к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко.- М.: Экзамен 21, 2004.- (Серия «Учебно-методический комплект»)

3. Русский язык. 10-11 классы: развёрнутое тематическое планирование к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ авт.-сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2011




Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.



Методы и приёмы обучения:


-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.



Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Требования к уровню
подготовки

По окончании 10 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-

    • учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Литература для учителя

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

5. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.

6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.

10. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

11. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

Литература для учащихся

12. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.

13. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

14. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

15. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.

16. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.

17. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

18. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Условные обозначения:


Тип урока: 1 - урок изучения нового материала

2 – закрепление изученного

3 – обобщение и систематизация изученного

4 – комбинированный урок

5 – контроль

РР урок развития речи

Вн.чт. – внеклассное чтение

ИВС – изобразительно-выразительные средства языка

ТСО – технические средства обучения

ОК – опорный конспект






Общие сведения о языке 3 часа

Лексика и фразеология 6 часов

Календарные сроки







Урок 1

Урок2

Урок3

Урок4

Урок5

Тема урока

Слово о русском языке

Понятие о норме литературного языка. Типы норм

Редактирование текста. Входной контроль

Слово и его лексическое значение.Изобразительно-выразительные средства русского языка

Лингвистический анализ поэтического текста.

Тип урока

1

1

1

1

РР


Учебник

+

+

+

+

+

ОК

+

+

+

+

+

ТСО

+





Справочные материалы

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка

Знать о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке

Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.


Знать смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения.

Знать особенность текстов по стилю и типу.

Результаты по способу работы

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение, совершенствовать правописные навыки

Совершенствовать коммуникативно-речевые умения создавать связные тексты, обосновывать свою точку зрения, совершенствовать правописные навыки ,

Совершенствовать правописные навыки, уметь составлять тезисный план статьи


Уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку выполненной работы


Уметь определять прямое и переносное значение слова, значение многозначного слова, пользоваться толковым словарём.

Уметь отличать стилевые черты, языковые средства; аргументированно анализировать текст, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.

Домашнее задание

Упр.2

§ 3, упр21


§4, упр28






Орфоэпия 2 часа

Календарные сроки







Урок6

Урок 7

Урок 8

Урок 9

Урок 10

Тема урока

Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова, устаревшие и неологизмы и их употребление.

Фразеология. Употребление фразеологии.

Фигуры речи как выразительные средства языка

Фонетический разбор

слова

Тип урока

2

3

3

4

3


Учебник

+

+

+

+

+

ОК


+

+

+

+

ТСО






Иллюстрации






Справочные материалы


+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать специфику смысловых отношений между словами.

Знать сферы употребления русской лексики, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

Знать понятие «фразеологизмы».

Знать основные фигуры речи

Знать основные орфограммы, классификацию звуков русского языка

Результаты по способу работы

Уметь определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их назначение в тексте.

Уметь определять заимствованные слова, их признаки

Уметь определять фразеологизмы.

Уметь находить фигуры речи, объяснять их роль в тексте

Владеть орфографическими навыками, опирающимися на различные принципы русской орфографии и пунктуации, производить орфографический и фонетический разборы

Домашнее задание

Упр.40, §7,8

Упр.59, §9,10,11

Упр.77, §12

Упр.83, §13

Упр.101, §15





Морфемика, словообразование, орфография 10 часов

Календарные сроки







Урок 11

Урок 12

Урок 13

Урок14

Урок 15

Тема урока

Орфоэпические нормы современного русского языка

Принципы русской орфографии

Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм, разделительных Ъ, Ь

Состав слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне. Правописание двойных согласных

Основные способы образования слов. Международные словообразовательные элементы.

Тип урока

3

3

3

3

4


Учебник

+

+

+

+

+

ОК

+

+

+

+


Справочные материалы

+

+

+

+

+

ТСО






Иллюстрации






Результаты по содержанию

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Знать основные принципы русской орфографии

Знать орфографические правила, связанные с Ъ,Ь

Знать основные нормы русского литературного языка

Знать основные выразительные средства образования слов

Результаты по способу работы

Уметь использовать основные правила произношения , нормы ударения в современном русском языке, уметь работать с орфоэпическим словарём

Владеть орфографическими навыками, опирающимися на различные принципы русской орфографии

Уметь применять на практике основные орфографические правила.

Уметь применять изученные правила, пользоваться определёнными способами по их применению.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Домашнее задание

Упр.100

§16,17, упр105

§18,19, упр111,114

§20, упр.125

§21, упр.127







Календарные сроки








Урок 16

Урок 17

Урок18

Урок 19

Урок 20

Урок 21

Тема урока

Словообразовательный разбор слова

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне.

Правописание гласных после шипящих и Ц

Правописание приставок гласные Ы, И после приставок

Стили и типы речи

Контрольная работа

Тип урока

5

4

3

1

3

5


Учебник


+

+

+

+


ОК



+

+

+


ТСО







Справочные материалы


+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать основные выразительные средства образования слов

Знать основные нормы русского литературного языка

Знать основные стили и типы речи

Знать теоретические материалы по разделам, грамотно писать, применяя изученные правила

Результаты по способу работы

Уметь применять изученные правила, пользоваться определёнными способами по их применению.

Уметь применять изученные правила, пользоваться определёнными способами по их применению.

Уметь определять тему, основную мысль, анализировать структуру и языковые особенности текстов разных стилей и типов речи.

Уметь применять в практике орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка

Домашнее задание

Упр.130

§22, упр.136

§23, упр.144

§27-29, упр181

§2, упр.11

Упр.195






Морфология и орфография 14 часов

Календарные сроки








Урок 22

Урок 23

Урок 24

Урок 25

Урок 26

Урок 27

Тема урока

Систематизация знаний о частях речи

Имена. Склоняемые части речи

Правописание склоняемых частей речи

Именительный и родительный падежи множественного числа некоторых существительных мужского рода.

Функционально-смысловые типы речи особенности рассуждения как типа речи.

Местоимение как лексико-грамматическая категория.

Тип урока

4

4

3

4

РР

4


Учебник

+

+

+

+

+


ОК

+

+

+

+



ТСО







Справочные материалы

+

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать языковые единицы, различные виды их анализа

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи

Знать основные нормы русского литературного языка

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; функциональные стили, язык художественной литературы.

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений

Результаты по способу работы

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Уметь находить склоняемые части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Уметь применять изученные правила, пользоваться определёнными способами по их применению.

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией общения, задачами речи, соблюдать нормы построения текста.

Уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль

Домашнее задание

Упр.189

Упр.194

§35-36, упр197

Упр.199, §36


§47-48, упр.273



Календарные сроки







Урок 28

Урок 29

Урок 30

Урок 31

Урок 32

Тема урока

Правописание местоимений

Глагол. Грамматические категории русского глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы

Глагольные формы – причастие и деепричастие

Значение и употребление причастий и деепричастий, их правописание

Наречия и наречные сочетания. Слова категории состояния

Тип урока

1

3

3

3

4

Организационная форма

4

1

,2,4

1



Учебник

+

+

+

+

+

ОК


+

+

+

+

ТСО

+





Справочные материалы


+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастий и деепричастий

Знать основные нормы русского литературного языка

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий

Результаты по способу работы

Уметь применять орфографические правила на практике

Уметь находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение , различать личную и неопределённую форму глагола.

Уметь находить глагольные формы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении,

Уметь применять изученные правила, пользоваться определёнными способами по их применению.


Уметь находить наречия и слова категории состояния в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Домашнее задание

Упр.271

Упр.289, §49

51-54, упр.309

§55, упр.325

§56, упр.349






Календарные сроки






Урок33

Урок 34

Урок 35

Урок 36

Тема урока

Служебные части речи

Правописание служебных частей речи

Контрольная работа

Анализ контрольной работы

Тип урока

5

4

5

5


Учебник

+

+



ОК


+



ТСО

+




Словари


+



Результаты по содержанию

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи

Знать основные нормы русского литературного языка

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.


Результаты по способу работы


Уметь применять изученные правила, пользоваться определёнными способами по их применению.

Уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку выполненной работы


Домашнее задание

§58-61, упр.361

Упр.376, §62-63









Рабочая программа по русскому языку 10 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Авторской программы по русскому языку для 10-11 классов образовательных учреждений (авторы-составители В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко).

Планирование построено в соответствии с учебником "Русский язык. 10-11 классы:учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 35 часов ( 1 час в неделю).

Автор Казакова Татьяна Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 449
Номер материала 19257
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓