Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной
программы по литературе 10-11 классов –М.: Дрофа, 2007 год, соответствует
Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Цели обучения.
Изучение
литературы в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
- воспитание
духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование
гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
- развитие представлений
о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и
эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание
общего представления об историко – литературном процессе и его основных
закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого в его историко –
литературной обусловленности и культурном контексте с использованием
понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов
формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно
– сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных,
критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных
типов.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности.
- поиск и выделение
значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение
характерных причинно - следственных связей;
- сравнение,
сопоставление, классификация;
- самостоятельное
выполнение различных творческих работ;
- способность устно
и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- владение
монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,
схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Для реализации
рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий:
Чалмаев В. А., Зинин
С. А. Литература 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. –
М.: «ТИД «Русское слово»» - 2010.
Раздел II. Содержание программы учебного курса
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Ведение
Историко - литературный процесс. Единство и целостность
русской литературы ХIX века
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность»,
«Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом»,
«...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы
сеятель пустынный...», «Подражание Корану» («И путник усталый на Бога
роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный
всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство
пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в
стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода
художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение
пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный
всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской
«петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская
лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В.
Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н.
Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...»,
«Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь
пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один
я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики
М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности
высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность
духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова
«Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.
Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная
лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С.
Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации
стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и
др.).
Н. В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.
Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.
Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования
человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе
гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония,
гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя
(Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века.
«Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в
обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом
русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов.
Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к
реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева,
И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное»
направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского
национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы
героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г.
Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы
второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди
— сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными
как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин
и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее
характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия
совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических
персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика
жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А.
Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая
коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи:
традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И.
Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи:
А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н.
Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость
натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга
Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.
Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное
значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей
романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов»
в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная
типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и
Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи:
музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»
(реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы
и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и
др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла
«Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота
и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.
Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв»
тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и
нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей
аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место
в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его
названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н.
Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.
Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность
тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в
тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический
роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные
реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе);
музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик
на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного
эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.
Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.
Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная
интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря;
традиционный сюжет «rendez-voys» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к
действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...»,
«Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О
погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с
тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика.
Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных
лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в
творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных
сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические
прием построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы
Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители
(Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены
Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании
(легенды-притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.
Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность
художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.
Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н.
Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium»,
«Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в
морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно
мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и
образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в
творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты
художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического
противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России,
ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики
поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная
лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и
образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы
русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ .
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская
ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... »,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...»,
«Это утро, радость эта... >>, «Одним толчком согнать ладью живую...» и
др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство
лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к
передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и
осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и
поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета.
Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике
поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача
Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика
стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета;
А, Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д.
Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных
типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность»
героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам.
Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском
национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и
языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный
сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в
повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души ».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди
Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый
пескарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в
творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной
власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый
пескарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских
сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.).
Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е.
Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая
литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина;
традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников
(Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки
«Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза
дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...»,
«Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...»,
«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору
учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.
Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней
идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как
основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство
творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к
историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика
позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в
творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И.
Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского
романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность,
переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское
осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и
псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в
романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души»
любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея
Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути
героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских
и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты
нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского
эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской
концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной
войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа
народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития
русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея;
«диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные срязи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема
«бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты
Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к
роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Воклевский, В. Серов, Д.
Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман
«Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание ».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.
Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир
«униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и
идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в
решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны
героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский
смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии
авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический
роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского;
сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского
(евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма
и др.).
Межпредметные связи:
особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание»
в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова,
А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с
собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния»
человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной
детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской
прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего
сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе.
Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных
и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в
«Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное»
действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи-.
А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и
произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С.
Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.)
Раздел III. Учебно-тематический план.
№
|
Раздел программы
|
Количество часов, отведённых на изучение темы
|
УУД
|
Виды контроля
(количество часов на год)
|
1
|
Введение
|
1
|
·
Самоопределение(Л)
·
Прогнозирование(Р)
·
Целеполагание(П)
|
Классных сочинений -4
|
2
|
А. С.Пушкин
|
4
|
·
Контроль, коррекция,
оценка (Р)
·
Прогнозирование (Р)
·
Выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью (К)
·
Аргументация своего
мнения и позиция в коммуникации (К)
·
Владение монологической
и диалогической формами речи (К)
·
Свободная ориентация в
восприятии текстов (П)
·
Постановка и
формулирование проблемы (П)
·
Доказательство (П)
·
Установление
причинно-следственных связей (П)
·
Построение логической
цепи рассуждений, доказательств (П)
·
Постановка и
формулирование проблемы (П0
·
Анализ, синтез, сравнение,
аналогия, классификация (П)
·
Извлечение необходимой
информации из текстов (П0
·
Использование
знаково-символических средств (П)
·
Осознание и произвольное
построение речевого высказывания (П)
|
3
|
М. Ю. Лермонтов
|
4
|
4
|
Н. В. Гоголь
|
5
|
5
|
Литература и
журналистика 50-80-годов
|
1
|
6
|
А. Н. Островский
|
8
|
7
|
И. А. Гончаров
|
6
|
8
|
И. С. Тургенев
|
10
|
9
|
Н. Г. Чернышевский
|
3
|
Домашние сочинения - 2
|
10
|
Н. А. Некрасов
|
9
|
11
|
Ф. И. Тютчев
|
3
|
12
|
А. А. Фет
|
4
|
13
|
Н. С. Лесков
|
4
|
14
|
М. Е. Салтыков-Щедрин
|
6
|
15
|
А. К. Толстой
|
3
|
16
|
Л. Н. Толстой
|
14
|
17
|
Ф. М. Достоевский
|
8
|
18
|
А. П. Чехов
|
7
|
19
|
Обобщение за курс
10 класса
|
2
|
·
Анализ, синтез,
сравнение, аналогия, классификация (П)
·
Контроль, коррекция,
оценка (Р)
|
Раздел
IV. Требования к уровню
подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.
В результате
изучения литературы ученик должен
знать и
понимать:
- образную природу
словесного искусства
- содержание
изученных литературных произведений;
- основные факты
жизни и творческого пути писателей;
- изученные
теоретико – литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и
анализировать художественный текст;
- выделять
смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и
жанр литературного произведения;
- выделять и
формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев;
- характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;
Сопоставлять
эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять
авторскую позицию;
- выражать своё
отношение к прочитанному;
- выразительно
читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы
литературного произношения;
- владеть
различными видами пересказа;
- строить устные и
письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о
самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- создания связного
текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского
литературного языка;
- определения
своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной
информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
Раздел V. Контроль
и оценка планируемых результатов (средства контроля)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
1. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за
исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста
произведения, умение использовать литературно-критические материалы для
аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой
терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и
формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения
и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные
произведения.
2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ,
обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение
анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение
излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть
недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в
формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не
слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и
речевом оформлении высказываний.
3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но
схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности
изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных
обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть
затруднения в чтении наизусть.
4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его
анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют
необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых
обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть
нарушения литературной нормы.
|
Нормы оценки сочинений
Оценка за
грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за
сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее
тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других
материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно
анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и
последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и
стилистически соответствующее содержанию.
Отметка “4” ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее
тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования
своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение
содержания;
- написанное правильным литературным языком,
стилистически соответствующее содержанию.
Отметка “3” ставится за сочинение, в
котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в
целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,
допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического
материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но
имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной
речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов
в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение,
которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о
поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа
отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положопирающихсна
текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи
между частями;отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование, литература. 10 класс.
3 часа в неделю (базовый уровень). 102 часа в год.
Раздел
|
№
урока
|
Дата
|
Тема, элементы содержания
урока
|
Тип урока
|
Часы
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Внутрипредметные связи
|
ЦОР
|
Введение. «Прекрасное начало...» (История русской
литературы XIXв.)
|
1
|
|
Обзорная лекция с привле-чением материала вводной статьи
учебника.
|
Лекция
|
1
|
Знать основные вехи станов-ления «большой» литературы в
России.
|
«Вечные темы» рус-ской классики.
|
Презентация на тему «Литература, история, язык»
(собственная разработка)
|
|
|
|
|
А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всад-ник».
|
2
|
|
«Муза пламенной сатиры». (Социально-историческая тема в
лирике А.С. Пуш-кина.) Обзор лирики «петер-бургского» периода с
текс-туальным анализом оды «Вольность».
|
Лекция с элементами беседы
|
1
|
Знать основные периоды творчества Пушкина, тема-тику и
проблематику лирики «петербургского», «южного» и «михайловского» периодов,
содержание конфликта «пе-тербургской повести» «Медный всадник»; уметь
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы.
|
Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики в
пуш-кинской поэзии.
|
|
3
|
|
Годы странствий: самовоспи-тание художника. Обзор
ли-рики «южного» и «михай-ловского» периодов с текс-туальным анализом
стихо-творения «К морю».
|
Лекция с элементами беседы
|
1
|
4
|
|
«Я думал стихами…» (Тема призвания поэта в лирике
Пушкина.) Анализ стихотво-рений «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» в
контек-сте творчества художника.
|
Практикум
|
1
|
5
|
|
Проблема личности и госу-дарства в поэме «Медный всадник».
Анализ текста с привлечением материала раздела учебника.
|
Беседа
|
1
|
М.Ю.
Лермонтов. Ли-рика. Поэма «Демон».
|
6
|
|
Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова. Урок в
жанре «литератур-ного портрета» с обобще-нием ранее изученного и привлечением
материала учебника и сообщений уча-щихся.
|
Лекция
|
1
|
Знать отличительные особенности мировосприятия
Лермонтова-художника, черты идеала и антиидеала в стихотворениях Л. О любви,
о взаимоотношениях поэта с окружающими людьми, природой, Родиной, образы и
мотивы поэмы «Демон»; уметь интерпретировать художественное произведение на
основе личного восприятия и осмысления его идей-но-художественных особенностей.
|
Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.
|
Презентация «Живопись и рисунки Лермонтова.. Музыкальные
интерпретации лермонтовских произведений»
(www.Школу.ru)
|
7
|
|
Тяжкое бремя пророчества. (Образ Поэта в лермонтов-ской
лирике.) Урок-обзор с текстуальным анализом стихотво-рений «Поэт»
(1838) и «Пророк» (см. за-дания к разделу учебника).
|
Практикум
|
1
|
8
|
|
«Когда мне ангел изме-нил…» (Мотивы интимной лирики
Лермонтова.) Обзор любовной лирики поэта с анализом стихотворений «Я не
унижусь пред тобою…», «Молитва» (Я, Матерь Бо-жия, ныне с молитвою…».)
|
Практикум
|
1
|
|
|
|
9
|
|
Нравственно-философская проблематика поэмы «Де-мон».
Анализ поэмы с опо-рой на проблематику раз-дела, вопросы и задания к
теме.
|
Беседа
|
1
|
|
|
|
Н.В.
Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».
|
10
|
|
Художественный мир Н.В. Гоголя. Урок в жанре
«ли-тературного портрета» с обобщением ранее изучен-ного и привлечением
мате-риала учебника и сообщений учащихся.
|
Лекция
|
1
|
Знать особенности творческого метода Гоголя,
проблематику и художественное своеобразие его «Петербургских повестей»; уметь
воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции,
определять способы её выражения в тексте.
|
«Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина.
Литературные реминисценции в повестях Гоголя.
|
Презентация «Жизнь и творчество Гоголя» (собственная
разработка)
Фрагмент фильма (видеотека ШМО)
|
11
|
|
Художник и «страшный мир» в повести «Невский
про-спект». Анализ повести с опорой на материал статьи и
сопроводительного аппа-рата раздела учебника. За-крепление понятий
«роман-тическое двоемирие», «ро-мантическая ирония».
|
Беседа
|
1
|
|
12
|
|
«Необыкновенно странное происшествие…» (Пробле-матика и
художественное своеобразие повести «Нос».) Анализ повести с
использо-ванием материала учебника и отработкой понятий «гро-теск»,
«фантасмагория».
|
Беседа
|
1
|
|
Письменная работа по всему разделу «Из ли-тературы 1-й
пол. XIX в.» (с использованием уебно-методической части
раздела учеб-ника).
|
13-14
|
|
|
Тестирование
|
2
|
Знать основные факты жизни и творчества писателей 1-й
пол. XIX в., систему образов, сюжетные линии, проблема-тику
изученных в разделе произведений.
|
|
|
|
|
|
Литература и журнали-стика 50 - 80-х годов XIX века.
|
15
|
|
Историко-литературный обзор с привлечением
раздела учебника (составление син-хронистической таблицы, включение докладов
и сооб-щений учащихся).
|
Семинар
|
2
|
Знать
основные вехи станов-ления «большой» литературы в России.
|
Историко-биографические связи писателей эпохи.
|
|
Творчество А.Н. Ост-ровского.
|
16
|
|
Жизненный и творческий путь великого русского
дра-матурга. Историко-биогра-фический очерк с привлече-нием материала
раздела и рекомендованной литера-туры.
|
Лекция
|
1
|
Знать основные факты жизни и творчества Островского,
черты классицистической драмы, героев и ключевую символику пьесы О. «Гроза»,
основные тезисы критиче-ских концепций Н.А. Доб-ролюбова и Д.И. Писарева по
поводу пьесы; уметь харак-теризовать основные сцены и эпизоды произведения,
объяснять их связь с проблематикой произведения.
|
Традиции отечествен-ной драматургии в творчестве
Островского.
|
Презентация «Островский и русский театр. Сценические
интерпретации пьес писателя.»
|
17
|
|
Мир города Калинова в дра-ме А.Н. Островского «Гро-за».
Анализ экспозиции и об-разной системы пьесы с опо-рой на материал раздела
учебника.
|
Практикум
|
1
|
18
|
|
Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного
про-тивостояния. Сопостави-тельный анализ с отработ-кой понятий
«семейно-бы-товая коллизия», «речевая характеристика» (см. мате-риал
раздела).
|
Беседа
|
1
|
|
19-20
|
|
Трагедия совести и её раз-решение в пьесе. Образ
Катерины в свете критики. Урок-семинар с привлечением вопросов и заданий
раздела учебника, с опорой на крити-ческие статьи Н.А. Добро-любова и Д.И.
Писарева.
|
Семинар
|
2
|
|
21
|
|
Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Урок-обобщение
с использо-ванием материалов раздела учебника и рекомендуемой литературы.
|
Практикум
|
1
|
|
Сочинение (классное)по творчес-тву А.Н. Островского (с
использованием учебно-методической части раздела учеб-ника).
|
22-23
|
|
|
Письменная работа
|
2
|
Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе
личностного восприятия и осмысления конкретно-го его содержания, создавать
связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.
|
|
|
Творчество И.А. Гон-чарова.
|
24
|
|
Личность и творчество И.А. Гончарова. Историко-био-графический
очерк с общей характеристикой литера-турной деятельности пи-сателя (с опорой
на биогра-фический материал раздела учебника и рекомендуемую литературу).
|
Лекция
|
1
|
|
Литературные предшественники Обломова. И.С.Тургенев и
Л.Н. Толстой о романе.
|
Презентация «Жизнь и творчество Гончарова»
(www.ns.portal.ru)
|
25
|
|
Утро Обломова. (Знакомство с героем романа «Обло-мов».)
Вводное занятие по роману, включающее само-стоятельный анализ эпизода (см.
соответствующий раз-дел статьи учебника.)
|
Практикум
|
1
|
|
26
|
|
К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Анализ
центральной главы романа с опорой на матери--ал учебника. Отработка по-нятий
«типизация», «уто-пия», «роман в романе».
|
Практикум
|
1
|
|
|
27
|
|
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Со-поставительная
характе-ристика с отработкой по-нятий «герой-антагонист», «антитеза»,
«авторский комментарий».
|
Практикум
|
1
|
28
|
|
Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи
Пшеницыной.) Ана-лиз проблематики романа с элементами сопоставления и
дискуссия с привлечением за-даний к разделу учебника).
|
Беседа с элементами дискуссии
|
1
|
|
Письменная работа по роману «Обломов» (с
использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).
|
29
|
|
|
Письменная работа
|
1
|
Уметь создавать связный текст на необходимую тему с
учётом норм русского литературного языка.
|
|
|
Творчество И. С. Тур-генева.
|
30
|
|
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Исто-рико-биографический
очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой
литературы.
|
Лекция с элементами беседы
|
1
|
Знать основные факты жизни и творчества писателя,
содержание и проблематику романа «Отцы и дети», основные тезисы критических
статей о романе Д.И. Писарева и Н.Н. Страхова, худо-жественные особенности
сти-
хотворений в прозе; уметь соотносить изучаемое про-изведение
с исторической си-туацией, нашедшей в нём от-ражение, использовать лите-
ратуроведческие понятия при истолковании и оценке
худо-жественного произведения.
|
Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
|
Презентация
«Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях». Музыкальные темы в романе.
(www.ns.portal.ru)
|
|
31
|
|
Логика начала. (Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы
и дети».) Анализ первых глав романа с опорой на понятия
«социально-пси-хологический роман», «гово-рящая деталь», «внутрен-ний жест».
|
Беседа
|
1
|
|
Фрагмент
фильма (видеотека ШМО)
|
32
|
|
Мир «отцов» в романе. Пооб-разная характеристика с
анализом ключевых эпизодов (см. вопросы и задания в разделе учебника).
|
Практикум
|
1
|
33-34
|
|
Евгений
Базаров: протаго-нист или антигерой? Про-блемная дискуссия с опорой
на ключевые эпизоды романа и задания учебника.
|
Дискуссия
|
2
|
35
|
|
Философские итоги романа. Смысл заглавия. Урок-обоб-щение
с привлечением крити-ческого материала (статьи Д.И. Писарева, Н.Н.
Стра-хова) и элементами подго-товки к сочинению (см. те-матику сочинений
в разделе учебника).
|
Семинар
|
1
|
|
|
36
|
|
Гимн вечной жизни. (Поэти-ка и жанр тургеневских
сти-хотворений в прозе.) Чтение и анализ стихотворений в прозе («Порог»,
«Два бога-ча», «Памяти Ю.П. Врев-ской» и др.) с опорой на ра-нее изученное и
с включением самостоятельного анализа текста (см. соответствую-щий подраздел
статьи учеб-ника.)
|
Практикум
|
1
|
Сочинение (классное)по творче-ству И.С.Тургенева» (с
использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).
|
37-38
|
|
|
Письменная работа
|
2
|
Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе
личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать
связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.
|
|
|
Роман
Н.Г. Чернышев-ского «Что делать?».
|
39
|
|
Личность Н.Г. Чернышевско-го и история создания романа «Что
делать?» Лекция учи-теля с опорой на материал статьи учебника.
Закрепле-ние понятия о жанре «идео-логического романа».
|
Лекция
|
1
|
Знать особенности жанра и идейный смысл романа
Чернышевского «Что делать?»; уметь анализировать эпизод изучаемого
произведения, объяснять его связь с пробле-матикой произведения, вы-сказывать
аргументирован-
ную точку зрения на произ-ведение, вести дискуссию на
заданную тему.
|
Роль традиционных сюжетов в романе.
|
Презентация
«Эстетические
взгляды Н.Г. Чернышевского в романе.»
|
40
|
|
Разумна ли теория «разум-ного эгоизма»? Урок-дискус-сия
по проблематике «рома-на о новых людях» с опорой на полемический коммента-рий
в статье учебника (см. также подраздел «Самост-оятельный анализ текста»).
|
Дискуссия
|
1
|
41
|
|
«Будущее светло и прекрас-но…» (Черты социальной утопии в
романе.) Анализ «Четвёртого сна Веры Пав-ловны» с отработкой поня-тий
«литературная уто-пия», «идейный пафос».
|
Беседа
|
1
|
|
Творчество Н.А. Нек-расова.
|
42
|
|
Основные вехи жизни и твор-чества народного поэта. Ис-торико-биографический
очерк с привлечением мате-риала вводной статьи раз-дела и рекомендуемой
лите-ратуры.
|
Лекция с элементами беседы
|
1
|
Знать основные вехи жизни и творчества народного поэта,
художественные особенности некрасовских «лирических новелл», приёмы создания
сатирического портрета дей-ствительности, своеобразие гражданской и любовной
лирики поэта, героев и проблематику поэмы «Кому на Руси жить хорошо»; уметь
характеризовать основные эпизоды изучаемого произведения, устанавливать их
значение в произведении, харак-теризовать специфику стиля писателя.
|
Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
|
Презентация «Жизнь и творчество Некрасова (разработка
Е. В.Жижимонтовой)
|
43
|
|
Народные характеры и типы в некрасовской лирике. Ана-лиз
стихотворений «В доро-ге», «Огородник», «Тройка» с привлечением
самостоя-тельного разбора стихотво-рения «Зелёный Шум» (см. подраздел
статьи учебника).
|
Практикум
|
1
|
44
|
|
«Муза мести и печали» в ли-рике Некрасова. Анализ
сти-хотворений «Блажен незло-бивый поэт…», «Вчераш-ний день часу в
шестом…» и др. с опорой на проблемные задания статьи учебника.
|
Практикум
|
1
|
45
|
|
«За великое дело любви…» (Социальные и гражданские мотивы
в некрасовской ли-рике.) Анализ стихотворений «О погоде», «Поэт и
Граж-данин», «Рыцарь на час», «Пророк», «Элегия» и др.
|
Практикум
|
1
|
|
|
46
|
|
«В каком году – рассчиты-вай…» (Жанр и проблемати-ка
поэмы «Кому на Руси жить хорошо».) Вводная беседа с закреплением
поня-тий «поэма-эпопея», «фольк-лорный мотив», «сказочный зачин»,
«мифологический образ».
|
Беседа
|
1
|
|
|
|
47
|
|
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Характе-ристика
представителей старой Руси и претендентов на «мужицкое счастье» в поэме с
выходом на «диале-ктику» переломного времени («Порвалась цепь вели-кая…»).
Анализ глав «Счаст-ливые», «Последыш», «Крес-тьянка» с опорой на
воп-росы и задания учебника.
|
Практикум
|
1
|
|
48
|
|
«Пел он воплощение счастия народного…» (философские итоги
некрасовского эпоса.) Урок-дискуссия с обсужде-нием проблематики финала
некрасовской поэмы с эле-ментами подготовки к ито-говому сочинению (см.
пере-чень тем в разделе учебника).
|
Дискуссия
|
1
|
|
Сочинение (домашнее) по творчеству Н.А. Некрасова (с
использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).
|
49-50
|
|
|
Письменная работа
|
2
|
Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе
личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать
связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.
|
Лирика
Ф.И. Тютчева.
|
51
|
|
Жизнь и поэзия Ф.И. Тютче-ва. Историко-биографичес-кий
очерк с привлечением ма-териала вводной статьи раз-дела и рекомендуемой
лите-ратуры.
|
Лекция
|
1
|
Знать, в русле какой поэтической школы развивался
лирический дар поэта, своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу,
на русскую историю и культуру, традиции и новаторство его поэзии; уметь
анализировать поэтический текст по вопрос-ному плану.
|
Пушкинские мотивы в лирике Тютчева.
|
Презентация «Музыкальные интер-претации произведений
Тютчева».
|
|
52
|
|
Мир природы в лирике Тют-чева. Анализ стихотворений «Не
то, что мните вы, при-рода…», «Полдень», «Тени сизые смесились…» и др. с
опорой на ранее изученный материал и статью учеб-ника.
|
Практикум
|
1
|
|
|
|
53
|
|
«И ропщет мыслящий трост-ник…» (Личность и мирозда-ние в
лирике Тютчева.) Ана-лиз стихотворений «Silenti-um!», «Певучесть
есть в морских волнах…» и др. с включением самостоятель-ного анализа поэтического
текста (см. подраздел ста-тьи учебника).
|
Практикум
|
1
|
|
Лирика
А.А. Фета.
|
54
|
|
Жизнь и творчество А.А. Фе-та. Историко-биографичес-кий
очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой
литературы.
|
Лекция
|
1
|
Знать отличие между лирикой А.А. Фета и Ф.И. Тютчева,
круг излюбленных тем поэта, ключевые образы его поэзии и их внутренний смысл;
уметь определять сходство и различие произведений разных поэтов,
характеризовать специфику стиля каждого из них.
|
Лирика
Фета в зеркале литературной пародии.
|
Презентация
«Жизнь и творчество Фета»
.
(www.ns.portal.ru)
|
|
55
|
|
Природа и человек в лирике Фета. Анализ стихотворений «Заря
прощается с зем-лёю…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у ду-ба, у
берё-зы…» и др. с при-влечением материала ста-тьи учебника.
|
Практикум
|
1
|
|
56
|
|
Тема любви в лирике Фета. Анализ стихотворений «Си-яла
ночь. Луной был полон сад…», «Я пришёл к тебе с приветом…» и др.;
прослу-шивание романсов на стихи Фета. Закрепление понятий «мелодика стиха»,
«образ-переживание», «поэтический синтаксис».
|
Практикум
|
1
|
|
Письменная работа по лирике Тютчева и Фета (с
использованием учебно-методической части раздела учеб-ника).
|
57-58
|
|
|
Письменная работа
|
2
|
Уметь самостоятельно ана-лизировать поэтический текст с
учётом его художественной целостности.
|
|
|
Творчество Н.С. Лес-кова.
|
59
|
|
Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова.
Истори-ко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи
раздела, фрагментов автобиографии писателя и рекомендуемой литературы.
|
Лекция
|
1
|
Знать жанровую «палитру» творчества Лескова, специфику
лесковского сказа, тему и проблематику повести «Очарованный странник»; уметь
сравнивать произведения разных писателей с целью выявления их сходства и
различия («Очарованный
странник» Лескова и «Кому на Руси жить хорошо»
Некрасова), связывать материал литературной классики со временем написания и
современностью.
|
Былинные мотивы в повести «Очарованный странник».
|
Презентация «Язык и стиль лесковского сказа.»
|
60-61
|
|
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
Анализ повести с опорой на проблемные воп-росы и задания в статье учебника
и выявлением роли фольклорных традиций в поэтике «Очарованного странника».
Закрепление понятий «литературный сказ», «жанр путешествия», «литературный
тип».
|
Беседа
|
2
|
Письменная работа по прозе Н.С. Лескова (с
использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).
|
62
|
|
|
Письменная работа
|
1
|
Уметь создавать связный текст на необходимую тему с
учётом норм русского литературного языка.
|
|
|
Творчество М.Е. Сал-тыкова-Щедрина.
|
63
|
|
От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого
сатирика. Историко-биогра-фический очерк с привлечени-ем материала вводной
ста-тьи раздела и рекомендуемой литературы.
|
Лекция
|
1
|
Знать особенности художест-венного времени и пространства
в «истории одного города, позицию автора в решении народной тем в романе,
тематическое многообразие и жанровые подвиды «Сказок для детей изрядного
возраста», смысл авторской иро-нии; уметь соотносить произ-ведения разных авторов
с целью выявления их сходства или различия («История одного города» Щедрина и
«Что делать?» Чернышевского), определять традиции и новаторство писателя в
решении той или иной темы.
|
Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина.
|
Электронные иллюстрации художников к произведениям
Щедрина (Кукрыниксы, В.Карасев, М.Баш-илов и др.).
|
64
|
|
Образы градоначальников и проблема народа и власти в
романе-летописи. Анализ об-разной системы и пробле-матики «Истории
одного города» с опорой на проблем-ные вопросы и задания.
|
Практикум
|
1
|
|
|
65
|
|
Судьба глуповцев и пробле-ма финала «Истории одного
города». Урок-дискуссия с элементами подготовки к итоговому сочинению по
те-ме (см. материал учебника).
|
Дискуссия
|
1
|
|
|
|
|
66
|
|
Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Анализ
сказок «Медведь на воеводстве» и «Дикий поме-щик» с
привлечением вопро-сов и заданий статьи учеб-ника.
|
Беседа
|
1
|
67
|
|
«Жил – дрожал, и умирал – дрожал…» (Образ обывателя в
сказке «Премудрый пис-карь».) Анализ сказки с опо-рой на материал
учебника. Обобщение изученного с эле-ментами подготовки к со-чинению.
|
Практикум
|
1
|
|
|
Письменная работа по прозе Щедрина (с ис-пользованием
учебно-методической части раздела учебника).
|
68
|
|
|
Письменная работа
|
1
|
Уметь создавать связный текст на необходимую тему с
учётом норм русского литературного языка.
|
|
|
Лирика
А. К. Толстого.
|
69
|
|
Природный мир в лирике А.К. Толстого. Анализ
стихо-творений «Прозрачных об-лаков спокойное движе-нье…», «Когда природа
вся трепещет и сияет…» и др. с опорой на материал учеб-ника и
самостоятельный анализ поэтического текста (см. подраздел статьи).
|
Практикум
|
1
|
Знать круг основных тем в лирике А.К. Толстого,
гражданскую и писательскую позицию поэта; уметь соотносить произведение с
литературным направлением, выде-лять черты литературного направления в
произведении, анализировать поэтический текст.
|
Традиции
русской художественной сатиры в произведениях А.К. Толстого
|
Музыкальный электронный ресурс
Романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
|
70
|
|
«Коль любить, так без рас-судку…» (Интимная лирика А.К.
Толстого.) Анализ сти-хотворений «Средь шумного бала, случайно…»,
«Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…» с прослушиванием романсов П.И.
Чайковского на стихи поэта.
|
Практикум
|
1
|
|
Письменная работа по лирике А.К. Толстого (с
использованием учебно-методической части раздела учеб-ника).
|
71
|
|
|
Письменная работа
|
1
|
Уметь самостоятельно ана-лизировать поэтический текст с
учётом его художественной целостности.
|
|
|
Просмотр фрагментов филма (видеотека ШМО)Творчество Л.Н.
Тол-стого.
|
72
|
|
Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя.
Историко-био-графический очерк с привле-чением материала вводной статьи
раздела и рекомен-дуемой литературы.
|
Лекция с элементами беседы
|
1
|
Знать основные вехи жизни и творчества Толстого,
творческую историю и конкретное содержание романа «Война и мир»: систему
об-разов, сюжетные линии, про-блематику; уметь соотносить произведение с
общественной жизнью, раскрывать конкретно-историческое и обще-человеческое
содержание произведения, характеризовать основные сцены и эпизоды, объясняя
их связь с проблематикой произведения.
|
Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев. Тема «бона-партизма» в
русской классике.
|
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого
(презентация – собственная разработка)
|
73
|
|
История создания и автор-ский замысел романа-эпопеи «Война
и мир». Урок-лекция с привлечением материала учебника и закреплением
по-нятий «роман-эпопея», «ком-позиционная многосостав-ность»,
«многогеройность эпоса» и т.п.
|
Лекция
|
1
|
74
|
|
Испытание
эпохой «пораже-ний и срама». Анализ эпизо-дов кампании 1805-1807 гг. с
привлечением вопросов и за-даний учебника (тема истин-ного и
псевдопатриотизма).
|
Беседа
|
1
|
|
75
|
|
«Мысль семейная» в романе. Подлинная семейственность
(Ростовы и Болконские) в её противопоставлении семь-ям-имитациям
(сопостави-тельный анализ с использова-нием заданий учебника).
|
Практикум
|
1
|
|
|
76-77
|
|
Этапы духовного самосовер-шенствования Андрея
Бол-конского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав рома-на с опорой на
сопоставле-ние двух сюжетных линий и их пересечений в романе. От-работка
понятий «ум ума» и «ум сердца», «диалектика души».
|
Практикум
|
2
|
|
78
|
|
«Она не удостаивает быть умной». (Наташа Ростова и
женские образы романа.) Сравнительная характе-ристика с опорой на
образ-ную систему романа.
|
Практикум
|
1
|
|
|
79
|
|
Проблема личности в исто-рии: Кутузов и Наполеон. Сравнительная
характе-ристика с опорой на мате-риал статьи учебника и дополнительную
литерату-ру.
|
Беседа
|
1
|
|
|
Просмотр
фрагментов фильма (видеотека ШМО)
|
80
|
|
Уроки Бородина. Анализ сцен Бородинского сражения в
контексте историко-фило-софской концепции Толстого.
|
Практикум
|
1
|
|
81
|
|
«Мысль народная» в романе. Анализ ключевых эпизодов
«военных» глав романа (со-вет в Филях, отъезд Росто-вых из Москвы,
партизанские будни и др.) с опорой на ма-териал учебника.
|
Практикум
|
1
|
82
|
|
Платон Каратаев: русская картина мира. Анализ
эпизо-дов пребывания Пьера в пле-ну и характеристика образа «народного
мудреца» Кара-таева (см. задания к статье учебника).
|
Практикум
|
1
|
|
|
83
|
|
Нравственно-философские итоги романа. Анализ эпилога
романа с выходом на смысл названия толстовской эпо-еи. Подготовка к написанию
итогового сочинения по роману «Война и мир».
|
Беседа
|
1
|
|
Сочинение (классное) по твор-честву Л.Н. Толстого.
|
84-85
|
|
|
Письменная работа
|
2
|
Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе
личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать
связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.
|
|
|
Творчество Ф.М. Дос-тоевского.
|
86
|
|
Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского.
Ис-торико-биографический очерк с привлечением мате-риала вводной статьи
раз-дела и рекомендуемой лите-ратуры.
|
Лекция
|
1
|
Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского,
систему образов и проблематику романа «Преступление и наказание»,
новаторство Достоевкого в изобра-жении традиционной для русской классики
«петербургской» темы; уметь вести «диалог с текстом».
|
Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе
Достоевского.
|
Презентация «Язык и стиль Достоевского». (www.pro.Школу.ru)
|
|
87
|
|
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказа-ние».
Обсуждение «город-ской» темы в романе с опо-рой на традиции изображе-ния
Петербурга в русской классике (произведения Пуш-ки-на, Гоголя, Некрасова).
|
Практикум
|
1
|
|
|
Просмотр видеофильма
(видеотека ШМО)
|
|
88
|
|
Мир «униженных и оскорб-лённых» в романе. Рассмот-рение
темы «маленького человека» в романе с опорой на классическую традицию (см.
задания в статье учеб-ника).
|
Практикум
|
1
|
|
89
|
|
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Развёрнутая
характеристи-ка образа с анализом ключе-вых глав романа (также см. подраздел
«самостоятель-ный анализ текста» в ста-тье учебника).
|
Беседа
|
1
|
|
|
90
|
|
«Двойники» Раскольникова: теория в действии. Анализ
образов Лужина и Свидри-гайлова в контексте идеи Раскольникова (с
закрепле-нием понятий «герой-двой-ник», «полифония» («много-голосие»).
|
Беседа
|
1
|
|
|
|
91
|
|
«Вечная Сонечка» как нрав-ственный идеал автора. Ха-рактеристика
образа Сони Мармеладовой в романе с опорой на материал учеб-ника.
|
Беседа
|
1
|
|
Сочинение (классное) по творчеству Ф. М. Достоевского (с
использованием учебно-методической части раздела учебника).
|
92-93
|
|
|
Письменная работа
|
2
|
Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе
личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать
связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.
|
|
|
Творчество
А.П. Чехо-ва.
|
94
|
|
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Историко-биографи-ческий
очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой
литературы.
|
Лекция с элементами беседы
|
1
|
Знать основные вехи жизни и творчества писателя,
содержание и идейный смысл рассказов «Маленькой трилогии», рассказа «Ионыч»,
жанровое своеобразие, ос-
|
А.П. Чехов и Л. Н.Толстой. Тема «маленько-го человека» в
русской классике.
|
Сценические интерпретации комедии «Вишневый сад».
|
|
|
|
|
|
|
новные образы и проблематику комедии «Вишнёвый сад»;
уметь соотносить события произведения с проблемами эпохи, толковать
символический смысл ключевых образов произведения.
|
|
|
95
|
|
Трагикомедия «футлярной» жизни. Анализ рассказов «Человек
в футляре» и «Крыжовник» с привлече-нием материала статьи учебника и
закреплением понятий «чеховский сю-жет», «чеховская деталь».
|
Беседа
|
1
|
|
96
|
|
Выбор доктора Старцева. (Рассказ «Ионыч».) Анализ
рассказа с опорой на задания учебника.
|
Беседа
|
1
|
|
97
|
|
Своеобразие образной сис-темы и конфликта комедии «Вишнёвый
сад». Анализ общей проблематики пьесы с отработкой понятий «внут-ренне
действие», «под-текст», «лирическая коме-дия».
|
Беседа, практикум
|
1
|
|
98
|
|
«Здравствуй, новая жизнь!» (Образ сада и философская
проблематика пьесы.) Анализ комедии с выявлением автор-ской позиции и
художествен-ных средств её отображе-ния (см. материал статьи учебника).
Подготовка к итоговому сочинению.
|
Беседа
|
1
|
|
|
Сочинение (домашнее) по творчеству А.П. Чехова (с
использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).
|
99-100
|
|
|
Письменная работа
|
2
|
Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе
личностного восприятия и осмысления конкретно-го его содержания, создавать
связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.
|
|
|
Творческая
работа за курс 10 класса.
Обобщение
по курсу.
|
101-102
|
|
Работа по вопросам и зада-ниям для обобщения в
заклю-чительной части учебника.
|
Зачёт
|
1
|
Знать основные вехи становления «большой» литературы в
России, основные факты жизни и творчества писате-лей XIX в., систему
образов, сюжетные линии, проблема-тику изученных произведений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел VII . Материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса
1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература
10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2009.
Дополнительная литература
1.
Богданова О.Ю., Леонов
С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007
2.
Золтарёва И.В., Михайлова
Т.И.. Универсальные поурочные разработки по литературе. Вторая половина XIX
века. 10 класс, в 2-х частях. – М.: ВАКО, 2009.
3.
Козак О.Н. Литературные
викторины. – С.- Петербург, «Союз», 2007
4.
Литература. 10 кл.:
Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Сахарова
В.И., Зинина С.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009
5.
Мещерякова М.И. Краткий
словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и
учеников. 10-11 класс. – М., 2000.
6.
Миронова Н.А. Литература в
таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005
7.
Ромашина Н.Ф. Литература.
Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия.
– Волгоград: «Учитель», 2008
8.
Сборник нормативных
документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения.
/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
9.
Словарь литературных
персонажей. Русская литература. В 4-х частях.- М.: «Московский Лицей», 1997
10.
Уроки литературы с
применением информационных технологий. 6-10 классы. – М.: Глобус, 2009
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.