Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010..

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010..

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе 10-11 классов –М.: Дрофа, 2007 год, соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

Цели обучения.

Изучение литературы в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий:

Чалмаев В. А., Зинин С. А. Литература 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: «ТИД «Русское слово»» - 2010.


Раздел II. Содержание программы учебного курса

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Ведение

Историко - литературный процесс. Единство и целостность русской литературы ХIX века

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» («И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).

Н. В. ГОГОЛЬ

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).


Литература второй половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

И.А. ГОНЧАРОВ

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Роман «Что делать? » (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-voys» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические прием построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды-притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).

А.А. ФЕТ .

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта... >>, «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А, Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Н.С. ЛЕСКОВ

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души ».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пескарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

А.К. ТОЛСТОЙ

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные срязи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Воклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Роман «Преступление и наказание ».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи-. А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.)




















Раздел III. Учебно-тематический план.

Раздел программы

Количество часов, отведённых на изучение темы

УУД

Виды контроля

(количество часов на год)

1

Введение

1

  • Самоопределение(Л)

  • Прогнозирование(Р)

  • Целеполагание(П)

Классных сочинений -4

2

А. С.Пушкин

4

  • Контроль, коррекция, оценка (Р)

  • Прогнозирование (Р)

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К)

  • Владение монологической и диалогической формами речи (К)

  • Свободная ориентация в восприятии текстов (П)

  • Постановка и формулирование проблемы (П)

  • Доказательство (П)

  • Установление причинно-следственных связей (П)

  • Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П)

  • Постановка и формулирование проблемы (П0

  • Анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация (П)

  • Извлечение необходимой информации из текстов (П0

  • Использование знаково-символических средств (П)

  • Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)

3

М. Ю. Лермонтов

4

4

Н. В. Гоголь

5

5

Литература и журналистика 50-80-годов

1

6

А. Н. Островский

8

7

И. А. Гончаров

6

8

И. С. Тургенев

10

9

Н. Г. Чернышевский

3

Домашние сочинения - 2

10

Н. А. Некрасов

9

11

Ф. И. Тютчев

3

12

А. А. Фет

4

13

Н. С. Лесков

4

14

М. Е. Салтыков-Щедрин

6

15

А. К. Толстой

3

16

Л. Н. Толстой

14

17

Ф. М. Достоевский

8

18

А. П. Чехов

7

19

Обобщение за курс 10 класса

2


  • Анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация (П)

  • Контроль, коррекция, оценка (Р)

Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.

В результате изучения литературы ученик должен

знать и понимать:

- образную природу словесного искусства

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей;

- изученные теоретико – литературные понятия;


уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;

Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.



Раздел V. Контроль и оценка планируемых результатов (средства контроля)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

  2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

  3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

  4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.



Нормы оценки сочинений

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положопирающихсна текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


Раздел VI. Календарно-тематическое планирование, литература. 10 класс.

3 часа в неделю (базовый уровень). 102 часа в год.



Раздел

урока

Дата

Тема, элементы содержания урока

Тип урока

Часы

Требования к уровню подготовки учащихся

Внутрипредметные связи

ЦОР

Введение. «Прекрасное начало...» (История русской литературы XIXв.)

1


Обзорная лекция с привле-чением материала вводной статьи учебника.

Лекция

1

Знать основные вехи станов-ления «большой» литературы в России.

«Вечные темы» рус-ской классики.

Презентация на тему «Литература, история, язык» (собственная разработка)




А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всад-ник».

2


«Муза пламенной сатиры». (Социально-историческая тема в лирике А.С. Пуш-кина.) Обзор лирики «петер-бургского» периода с текс-туальным анализом оды «Вольность».

Лекция с элементами беседы

1

Знать основные периоды творчества Пушкина, тема-тику и проблематику лирики «петербургского», «южного» и «михайловского» периодов, содержание конфликта «пе-тербургской повести» «Медный всадник»; уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики в пуш-кинской поэзии.



3


Годы странствий: самовоспи-тание художника. Обзор ли-рики «южного» и «михай-ловского» периодов с текс-туальным анализом стихо-творения «К морю».

Лекция с элементами беседы

1

4


«Я думал стихами…» (Тема призвания поэта в лирике Пушкина.) Анализ стихотво-рений «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» в контек-сте творчества художника.

Практикум

1

5


Проблема личности и госу-дарства в поэме «Медный всадник». Анализ текста с привлечением материала раздела учебника.

Беседа

1

М.Ю. Лермонтов. Ли-рика. Поэма «Демон».

6


Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова. Урок в жанре «литератур-ного портрета» с обобще-нием ранее изученного и привлечением материала учебника и сообщений уча-щихся.

Лекция

1

Знать отличительные особенности мировосприятия Лермонтова-художника, черты идеала и антиидеала в стихотворениях Л. О любви, о взаимоотношениях поэта с окружающими людьми, природой, Родиной, образы и мотивы поэмы «Демон»; уметь интерпретировать художественное произведение на основе личного восприятия и осмысления его идей-но-художественных особенностей.

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.

Презентация «Живопись и рисунки Лермонтова.. Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений»

(www.Школу.ru)

7


Тяжкое бремя пророчества. (Образ Поэта в лермонтов-ской лирике.) Урок-обзор с текстуальным анализом стихотво-рений «Поэт» (1838) и «Пророк» (см. за-дания к разделу учебника).

Практикум

1

8


«Когда мне ангел изме-нил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова.) Обзор любовной лирики поэта с анализом стихотворений «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» (Я, Матерь Бо-жия, ныне с молитвою…».)

Практикум

1




9


Нравственно-философская проблематика поэмы «Де-мон». Анализ поэмы с опо-рой на проблематику раз-дела, вопросы и задания к теме.

Беседа

1




Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

10


Художественный мир Н.В. Гоголя. Урок в жанре «ли-тературного портрета» с обобщением ранее изучен-ного и привлечением мате-риала учебника и сообщений учащихся.

Лекция

1

Знать особенности творческого метода Гоголя, проблематику и художественное своеобразие его «Петербургских повестей»; уметь воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, определять способы её выражения в тексте.

«Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. Литературные реминисценции в повестях Гоголя.

Презентация «Жизнь и творчество Гоголя» (собственная разработка)

Фрагмент фильма (видеотека ШМО)

11


Художник и «страшный мир» в повести «Невский про-спект». Анализ повести с опорой на материал статьи и сопроводительного аппа-рата раздела учебника. За-крепление понятий «роман-тическое двоемирие», «ро-мантическая ирония».

Беседа

1


12


«Необыкновенно странное происшествие…» (Пробле-матика и художественное своеобразие повести «Нос».) Анализ повести с использо-ванием материала учебника и отработкой понятий «гро-теск», «фантасмагория».

Беседа

1


Письменная работа по всему разделу «Из ли-тературы 1-й пол. XIX в.» (с использованием уебно-методической части раздела учеб-ника).

13-14



Тестирование

2

Знать основные факты жизни и творчества писателей 1-й пол. XIX в., систему образов, сюжетные линии, проблема-тику изученных в разделе произведений.





Литература и журнали-стика 50 - 80-х годов XIX века.

15


Историко-литературный обзор с привлечением раздела учебника (составление син-хронистической таблицы, включение докладов и сооб-щений учащихся).

Семинар

2

Знать основные вехи станов-ления «большой» литературы в России.

Историко-биографические связи писателей эпохи.

Творчество А.Н. Ост-ровского.

16


Жизненный и творческий путь великого русского дра-матурга. Историко-биогра-фический очерк с привлече-нием материала раздела и рекомендованной литера-туры.

Лекция

1

Знать основные факты жизни и творчества Островского, черты классицистической драмы, героев и ключевую символику пьесы О. «Гроза», основные тезисы критиче-ских концепций Н.А. Доб-ролюбова и Д.И. Писарева по поводу пьесы; уметь харак-теризовать основные сцены и эпизоды произведения, объяснять их связь с проблематикой произведения.

Традиции отечествен-ной драматургии в творчестве Островского.

Презентация «Островский и русский театр. Сценические интерпретации пьес писателя.»

17


Мир города Калинова в дра-ме А.Н. Островского «Гро-за». Анализ экспозиции и об-разной системы пьесы с опо-рой на материал раздела учебника.

Практикум

1

18


Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного про-тивостояния. Сопостави-тельный анализ с отработ-кой понятий «семейно-бы-товая коллизия», «речевая характеристика» (см. мате-риал раздела).

Беседа

1


19-20


Трагедия совести и её раз-решение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. Урок-семинар с привлечением вопросов и заданий раздела учебника, с опорой на крити-ческие статьи Н.А. Добро-любова и Д.И. Писарева.

Семинар

2


21


Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Урок-обобщение с использо-ванием материалов раздела учебника и рекомендуемой литературы.

Практикум

1


Сочинение (классное)по творчес-тву А.Н. Островского (с использованием учебно-методической части раздела учеб-ника).

22-23



Письменная работа

2

Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретно-го его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.



Творчество И.А. Гон-чарова.

24


Личность и творчество И.А. Гончарова. Историко-био-графический очерк с общей характеристикой литера-турной деятельности пи-сателя (с опорой на биогра-фический материал раздела учебника и рекомендуемую литературу).

Лекция

1


Литературные предшественники Обломова. И.С.Тургенев и Л.Н. Толстой о романе.

Презентация «Жизнь и творчество Гончарова»

(www.ns.portal.ru)

25


Утро Обломова. (Знакомство с героем романа «Обло-мов».) Вводное занятие по роману, включающее само-стоятельный анализ эпизода (см. соответствующий раз-дел статьи учебника.)

Практикум

1


26


К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Анализ центральной главы романа с опорой на матери--ал учебника. Отработка по-нятий «типизация», «уто-пия», «роман в романе».

Практикум

1



27


Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Со-поставительная характе-ристика с отработкой по-нятий «герой-антагонист», «антитеза», «авторский комментарий».

Практикум

1

28


Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.) Ана-лиз проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением за-даний к разделу учебника).

Беседа с элементами дискуссии

1


Письменная работа по роману «Обломов» (с использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).

29



Письменная работа

1

Уметь создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.



Творчество И. С. Тур-генева.

30


Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Исто-рико-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

Лекция с элементами беседы

1

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание и проблематику романа «Отцы и дети», основные тезисы критических статей о романе Д.И. Писарева и Н.Н. Страхова, худо-жественные особенности сти-

хотворений в прозе; уметь соотносить изучаемое про-изведение с исторической си-туацией, нашедшей в нём от-ражение, использовать лите-

ратуроведческие понятия при истолковании и оценке худо-жественного произведения.

Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Презентация «Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях». Музыкальные темы в романе. (www.ns.portal.ru)


31


Логика начала. (Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».) Анализ первых глав романа с опорой на понятия «социально-пси-хологический роман», «гово-рящая деталь», «внутрен-ний жест».

Беседа

1


Фрагмент фильма (видеотека ШМО)

32


Мир «отцов» в романе. Пооб-разная характеристика с анализом ключевых эпизодов (см. вопросы и задания в разделе учебника).

Практикум

1

33-34


Евгений Базаров: протаго-нист или антигерой? Про-блемная дискуссия с опорой

на ключевые эпизоды романа и задания учебника.

Дискуссия

2

35


Философские итоги романа. Смысл заглавия. Урок-обоб-щение с привлечением крити-ческого материала (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Стра-хова) и элементами подго-товки к сочинению (см. те-матику сочинений в разделе учебника).

Семинар

1



36


Гимн вечной жизни. (Поэти-ка и жанр тургеневских сти-хотворений в прозе.) Чтение и анализ стихотворений в прозе («Порог», «Два бога-ча», «Памяти Ю.П. Врев-ской» и др.) с опорой на ра-нее изученное и с включением самостоятельного анализа текста (см. соответствую-щий подраздел статьи учеб-ника.)

Практикум

1

Сочинение (классное)по творче-ству И.С.Тургенева» (с использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).

37-38



Письменная работа

2

Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.



Роман Н.Г. Чернышев-ского «Что делать?».

39


Личность Н.Г. Чернышевско-го и история создания романа «Что делать?» Лекция учи-теля с опорой на материал статьи учебника. Закрепле-ние понятия о жанре «идео-логического романа».

Лекция

1

Знать особенности жанра и идейный смысл романа Чернышевского «Что делать?»; уметь анализировать эпизод изучаемого произведения, объяснять его связь с пробле-матикой произведения, вы-сказывать аргументирован-

ную точку зрения на произ-ведение, вести дискуссию на заданную тему.

Роль традиционных сюжетов в романе.

Презентация

«Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского в романе.»

40


Разумна ли теория «разум-ного эгоизма»? Урок-дискус-сия по проблематике «рома-на о новых людях» с опорой на полемический коммента-рий в статье учебника (см. также подраздел «Самост-оятельный анализ текста»).

Дискуссия

1

41


«Будущее светло и прекрас-но…» (Черты социальной утопии в романе.) Анализ «Четвёртого сна Веры Пав-ловны» с отработкой поня-тий «литературная уто-пия», «идейный пафос».

Беседа

1


Творчество Н.А. Нек-расова.

42


Основные вехи жизни и твор-чества народного поэта. Ис-торико-биографический очерк с привлечением мате-риала вводной статьи раз-дела и рекомендуемой лите-ратуры.

Лекция с элементами беседы

1

Знать основные вехи жизни и творчества народного поэта, художественные особенности некрасовских «лирических новелл», приёмы создания сатирического портрета дей-ствительности, своеобразие гражданской и любовной лирики поэта, героев и проблематику поэмы «Кому на Руси жить хорошо»; уметь характеризовать основные эпизоды изучаемого произведения, устанавливать их значение в произведении, харак-теризовать специфику стиля писателя.

Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Презентация «Жизнь и творчество Некрасова (разработка

Е. В.Жижимонтовой)

43


Народные характеры и типы в некрасовской лирике. Ана-лиз стихотворений «В доро-ге», «Огородник», «Тройка» с привлечением самостоя-тельного разбора стихотво-рения «Зелёный Шум» (см. подраздел статьи учебника).

Практикум

1

44


«Муза мести и печали» в ли-рике Некрасова. Анализ сти-хотворений «Блажен незло-бивый поэт…», «Вчераш-ний день часу в шестом…» и др. с опорой на проблемные задания статьи учебника.

Практикум

1

45


«За великое дело любви…» (Социальные и гражданские мотивы в некрасовской ли-рике.) Анализ стихотворений «О погоде», «Поэт и Граж-данин», «Рыцарь на час», «Пророк», «Элегия» и др.

Практикум

1



46


«В каком году – рассчиты-вай…» (Жанр и проблемати-ка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».) Вводная беседа с закреплением поня-тий «поэма-эпопея», «фольк-лорный мотив», «сказочный зачин», «мифологический образ».

Беседа

1




47


Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Характе-ристика представителей старой Руси и претендентов на «мужицкое счастье» в поэме с выходом на «диале-ктику» переломного времени («Порвалась цепь вели-кая…»). Анализ глав «Счаст-ливые», «Последыш», «Крес-тьянка» с опорой на воп-росы и задания учебника.

Практикум

1


48


«Пел он воплощение счастия народного…» (философские итоги некрасовского эпоса.) Урок-дискуссия с обсужде-нием проблематики финала некрасовской поэмы с эле-ментами подготовки к ито-говому сочинению (см. пере-чень тем в разделе учебника).

Дискуссия

1


Сочинение (домашнее) по творчеству Н.А. Некрасова (с использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).

49-50



Письменная работа

2

Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.

Лирика Ф.И. Тютчева.

51


Жизнь и поэзия Ф.И. Тютче-ва. Историко-биографичес-кий очерк с привлечением ма-териала вводной статьи раз-дела и рекомендуемой лите-ратуры.

Лекция

1

Знать, в русле какой поэтической школы развивался лирический дар поэта, своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу, на русскую историю и культуру, традиции и новаторство его поэзии; уметь анализировать поэтический текст по вопрос-ному плану.

Пушкинские мотивы в лирике Тютчева.

Презентация «Музыкальные интер-претации произведений Тютчева».


52


Мир природы в лирике Тют-чева. Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, при-рода…», «Полдень», «Тени сизые смесились…» и др. с опорой на ранее изученный материал и статью учеб-ника.

Практикум

1




53


«И ропщет мыслящий трост-ник…» (Личность и мирозда-ние в лирике Тютчева.) Ана-лиз стихотворений «Silenti-um!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др. с включением самостоятель-ного анализа поэтического текста (см. подраздел ста-тьи учебника).

Практикум

1


Лирика А.А. Фета.

54


Жизнь и творчество А.А. Фе-та. Историко-биографичес-кий очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

Лекция

1

Знать отличие между лирикой А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, круг излюбленных тем поэта, ключевые образы его поэзии и их внутренний смысл; уметь определять сходство и различие произведений разных поэтов, характеризовать специфику стиля каждого из них.

Лирика Фета в зеркале литературной пародии.

Презентация «Жизнь и творчество Фета»

. (www.ns.portal.ru)


55


Природа и человек в лирике Фета. Анализ стихотворений «Заря прощается с зем-лёю…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у ду-ба, у берё-зы…» и др. с при-влечением материала ста-тьи учебника.

Практикум

1


56


Тема любви в лирике Фета. Анализ стихотворений «Си-яла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришёл к тебе с приветом…» и др.; прослу-шивание романсов на стихи Фета. Закрепление понятий «мелодика стиха», «образ-переживание», «поэтический синтаксис».

Практикум

1


Письменная работа по лирике Тютчева и Фета (с использованием учебно-методической части раздела учеб-ника).

57-58



Письменная работа

2

Уметь самостоятельно ана-лизировать поэтический текст с учётом его художественной целостности.



Творчество Н.С. Лес-кова.

59


Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. Истори-ко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела, фрагментов автобиографии писателя и рекомендуемой литературы.

Лекция

1

Знать жанровую «палитру» творчества Лескова, специфику лесковского сказа, тему и проблематику повести «Очарованный странник»; уметь сравнивать произведения разных писателей с целью выявления их сходства и различия («Очарованный

странник» Лескова и «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова), связывать материал литературной классики со временем написания и современностью.

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник».

Презентация «Язык и стиль лесковского сказа.»


60-61


Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Анализ повести с опорой на проблемные воп-росы и задания в статье учебника и выявлением роли фольклорных традиций в поэтике «Очарованного странника». Закрепление понятий «литературный сказ», «жанр путешествия», «литературный тип».

Беседа

2

Письменная работа по прозе Н.С. Лескова (с использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).

62



Письменная работа

1

Уметь создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.



Творчество М.Е. Сал-тыкова-Щедрина.

63


От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. Историко-биогра-фический очерк с привлечени-ем материала вводной ста-тьи раздела и рекомендуемой литературы.

Лекция

1

Знать особенности художест-венного времени и пространства в «истории одного города, позицию автора в решении народной тем в романе, тематическое многообразие и жанровые подвиды «Сказок для детей изрядного возраста», смысл авторской иро-нии; уметь соотносить произ-ведения разных авторов с целью выявления их сходства или различия («История одного города» Щедрина и «Что делать?» Чернышевского), определять традиции и новаторство писателя в решении той или иной темы.

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина.

Электронные иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы, В.Карасев, М.Баш-илов и др.).

64


Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. Анализ об-разной системы и пробле-матики «Истории одного города» с опорой на проблем-ные вопросы и задания.

Практикум

1



65


Судьба глуповцев и пробле-ма финала «Истории одного города». Урок-дискуссия с элементами подготовки к итоговому сочинению по те-ме (см. материал учебника).


Дискуссия

1





66


Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Анализ сказок «Медведь на воеводстве» и «Дикий поме-щик» с привлечением вопро-сов и заданий статьи учеб-ника.

Беседа

1

67


«Жил – дрожал, и умирал – дрожал…» (Образ обывателя в сказке «Премудрый пис-карь».) Анализ сказки с опо-рой на материал учебника. Обобщение изученного с эле-ментами подготовки к со-чинению.

Практикум

1



Письменная работа по прозе Щедрина (с ис-пользованием учебно-методической части раздела учебника).

68



Письменная работа

1

Уметь создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.



Лирика А. К. Толстого.

69


Природный мир в лирике А.К. Толстого. Анализ стихо-творений «Прозрачных об-лаков спокойное движе-нье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др. с опорой на материал учеб-ника и самостоятельный анализ поэтического текста (см. подраздел статьи).

Практикум

1

Знать круг основных тем в лирике А.К. Толстого, гражданскую и писательскую позицию поэта; уметь соотносить произведение с литературным направлением, выде-лять черты литературного направления в произведении, анализировать поэтический текст.

Традиции русской художественной сатиры в произведениях А.К. Толстого

Музыкальный электронный ресурс

Романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

70


«Коль любить, так без рас-судку…» (Интимная лирика А.К. Толстого.) Анализ сти-хотворений «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…» с прослушиванием романсов П.И. Чайковского на стихи поэта.

Практикум

1


Письменная работа по лирике А.К. Толстого (с использованием учебно-методической части раздела учеб-ника).

71



Письменная работа

1

Уметь самостоятельно ана-лизировать поэтический текст с учётом его художественной целостности.



Просмотр фрагментов филма (видеотека ШМО)Творчество Л.Н. Тол-стого.

72


Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя. Историко-био-графический очерк с привле-чением материала вводной статьи раздела и рекомен-дуемой литературы.

Лекция с элементами беседы

1

Знать основные вехи жизни и творчества Толстого, творческую историю и конкретное содержание романа «Война и мир»: систему об-разов, сюжетные линии, про-блематику; уметь соотносить произведение с общественной жизнью, раскрывать конкретно-историческое и обще-человеческое содержание произведения, характеризовать основные сцены и эпизоды, объясняя их связь с проблематикой произведения.

Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев. Тема «бона-партизма» в русской классике.

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого

(презентация – собственная разработка)

73


История создания и автор-ский замысел романа-эпопеи «Война и мир». Урок-лекция с привлечением материала учебника и закреплением по-нятий «роман-эпопея», «ком-позиционная многосостав-ность», «многогеройность эпоса» и т.п.

Лекция

1

74


Испытание эпохой «пораже-ний и срама». Анализ эпизо-дов кампании 1805-1807 гг. с привлечением вопросов и за-даний учебника (тема истин-ного и псевдопатриотизма).

Беседа

1


75


«Мысль семейная» в романе. Подлинная семейственность (Ростовы и Болконские) в её противопоставлении семь-ям-имитациям (сопостави-тельный анализ с использова-нием заданий учебника).

Практикум

1



76-77


Этапы духовного самосовер-шенствования Андрея Бол-конского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав рома-на с опорой на сопоставле-ние двух сюжетных линий и их пересечений в романе. От-работка понятий «ум ума» и «ум сердца», «диалектика души».

Практикум

2


78


«Она не удостаивает быть умной». (Наташа Ростова и женские образы романа.) Сравнительная характе-ристика с опорой на образ-ную систему романа.

Практикум

1



79


Проблема личности в исто-рии: Кутузов и Наполеон. Сравнительная характе-ристика с опорой на мате-риал статьи учебника и дополнительную литерату-ру.

Беседа

1



Просмотр фрагментов фильма (видеотека ШМО)

80


Уроки Бородина. Анализ сцен Бородинского сражения в контексте историко-фило-софской концепции Толстого.

Практикум

1


81


«Мысль народная» в романе. Анализ ключевых эпизодов «военных» глав романа (со-вет в Филях, отъезд Росто-вых из Москвы, партизанские будни и др.) с опорой на ма-териал учебника.

Практикум

1

82


Платон Каратаев: русская картина мира. Анализ эпизо-дов пребывания Пьера в пле-ну и характеристика образа «народного мудреца» Кара-таева (см. задания к статье учебника).

Практикум

1



83


Нравственно-философские итоги романа. Анализ эпилога романа с выходом на смысл названия толстовской эпо-еи. Подготовка к написанию итогового сочинения по роману «Война и мир».

Беседа

1


Сочинение (классное) по твор-честву Л.Н. Толстого.

84-85



Письменная работа

2

Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.



Творчество Ф.М. Дос-тоевского.

86


Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Ис-торико-биографический очерк с привлечением мате-риала вводной статьи раз-дела и рекомендуемой лите-ратуры.


Лекция

1

Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского, систему образов и проблематику романа «Преступление и наказание», новаторство Достоевкого в изобра-жении традиционной для русской классики «петербургской» темы; уметь вести «диалог с текстом».



Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе Достоевского.

Презентация «Язык и стиль Достоевского». (www.pro.Школу.ru)


87


Образ Петербурга в романе «Преступление и наказа-ние». Обсуждение «город-ской» темы в романе с опо-рой на традиции изображе-ния Петербурга в русской классике (произведения Пуш-ки-на, Гоголя, Некрасова).

Практикум

1



Просмотр видеофильма

(видеотека ШМО)



88


Мир «униженных и оскорб-лённых» в романе. Рассмот-рение темы «маленького человека» в романе с опорой на классическую традицию (см. задания в статье учеб-ника).

Практикум

1


89


Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Развёрнутая характеристи-ка образа с анализом ключе-вых глав романа (также см. подраздел «самостоятель-ный анализ текста» в ста-тье учебника).

Беседа

1



90


«Двойники» Раскольникова: теория в действии. Анализ образов Лужина и Свидри-гайлова в контексте идеи Раскольникова (с закрепле-нием понятий «герой-двой-ник», «полифония» («много-голосие»).

Беседа

1




91


«Вечная Сонечка» как нрав-ственный идеал автора. Ха-рактеристика образа Сони Мармеладовой в романе с опорой на материал учеб-ника.

Беседа

1


Сочинение (классное) по творчеству Ф. М. Достоевского (с использованием учебно-методической части раздела учебника).

92-93



Письменная работа

2

Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.



Творчество А.П. Чехо-ва.

94


Жизнь и творчество А.П. Чехова. Историко-биографи-ческий очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

Лекция с элементами беседы

1

Знать основные вехи жизни и творчества писателя, содержание и идейный смысл рассказов «Маленькой трилогии», рассказа «Ионыч», жанровое своеобразие, ос-

А.П. Чехов и Л. Н.Толстой. Тема «маленько-го человека» в русской классике.

Сценические интерпретации комедии «Вишневый сад».







новные образы и проблематику комедии «Вишнёвый сад»; уметь соотносить события произведения с проблемами эпохи, толковать символический смысл ключевых образов произведения.



95


Трагикомедия «футлярной» жизни. Анализ рассказов «Человек в футляре» и «Крыжовник» с привлече-нием материала статьи учебника и закреплением понятий «чеховский сю-жет», «чеховская деталь».

Беседа

1


96


Выбор доктора Старцева. (Рассказ «Ионыч».) Анализ рассказа с опорой на задания учебника.

Беседа

1


97


Своеобразие образной сис-темы и конфликта комедии «Вишнёвый сад». Анализ общей проблематики пьесы с отработкой понятий «внут-ренне действие», «под-текст», «лирическая коме-дия».

Беседа, практикум

1


98


«Здравствуй, новая жизнь!» (Образ сада и философская проблематика пьесы.) Анализ комедии с выявлением автор-ской позиции и художествен-ных средств её отображе-ния (см. материал статьи учебника). Подготовка к итоговому сочинению.

Беседа

1



Сочинение (домашнее) по творчеству А.П. Чехова (с использованием учеб-но-методической час-ти раздела учебника).

99-100



Письменная работа

2

Уметь интерпретировать ху-дожественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретно-го его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка.




Творческая работа за курс 10 класса.


Обобщение по курсу.

101-102


Работа по вопросам и зада-ниям для обобщения в заклю-чительной части учебника.

Зачёт

1

Знать основные вехи становления «большой» литературы в России, основные факты жизни и творчества писате-лей XIX в., систему образов, сюжетные линии, проблема-тику изученных произведений.



Раздел VII . Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2009.


Дополнительная литература


  1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007

  2. Золтарёва И.В., Михайлова Т.И.. Универсальные поурочные разработки по литературе. Вторая половина XIX века. 10 класс, в 2-х частях. – М.: ВАКО, 2009.

  3. Козак О.Н. Литературные викторины. – С.- Петербург, «Союз», 2007

  4. Литература. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Сахарова В.И., Зинина С.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009

  5. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 10-11 класс. – М., 2000.

  6. Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005

  7. Ромашина Н.Ф. Литература. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия. – Волгоград: «Учитель», 2008

  8. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008

  9. Словарь литературных персонажей. Русская литература. В 4-х частях.- М.: «Московский Лицей», 1997

  10. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. – М.: Глобус, 2009








42


Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010..
  • Русский язык и литература
Описание:

  Изучение литературы в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий:

Чалмаев В. А., Зинин С. А. Литература 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: «ТИД «Русское слово»» - 2010.

Автор Вивтоненко Юлия Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 280
Номер материала 32563
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓