Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010..

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010..

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:  

 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;    

Программа рассчитана на 136 учебных часов (базовый уровень).

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.



Задачи курса:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

  • освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • овладение основными нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; .

  • осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

  • Рабочая программа для 9 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.







Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок.



Методы и приёмы обучения:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.


Для реализации рабочей программы используется методический комплекс, включающий:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс, М., Дрофа, 2011

  1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи, М., Дрофа, 2011

  1. Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 9 класс, М., Дрофа, 2011









Раздел II. Основное содержание тем учебного курса. 9 КЛАСС (68ч)

Речевое общение

Речевое общение

Умение общаться – важная часть культуры человека.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Речевая деятельность

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.



СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке

Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей).

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.


Грамматика


Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)


Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

Н и нн в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.



СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)









Раздел III. Учебно-тематический план.

9 класс – 2 часа в неделю



№№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов в КТП

УУД

О языке

3

  • Прогнозирование(Р)

  • Моделирование и преобразование моделей разных типов(П)

  • Владение монологической и диалогической формами речи (К)

  • Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации(К)

Обобщение изученного в 5-8 классах

5

  • Контроль (Р)

  • Коррекция (Р)

  • Оценка (Р)

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

  • доказательство (П)

  • выполнение действий по алгоритму (П)

  • структурирование знаний (П)

Синтаксис сложного предложения.  Сложное предложение

1

  • Самоопределение (Л)

  • Выполнение пробного учебного действия (Р)

  • Учёт разных мнений (К)

  • Свободная ориентация в восприятии текстов

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П)

  • Постановка и формулирование проблемы (П)

  • Использование знаково– символических средств (П)

Сложносочиненное предложение

7

Сложноподчиненное предложение

15

Бессоюзное сложное предложение

6

Сложное предложение с разными видами связи

4

Речь

18

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • Моделирование и преобразование моделей разных типов (П)

  • Владение монологической и диалогической формами речи (К)

Предложения с прямой и косвенной речью

5

  • Выполнение действий по алгоритму (П)

  • структурирование знаний (П)

  • Моделирование и преобразование моделей разных типов (П)

  • Свободная ориентация в восприятии текстов

  • Владение монологической и диалогической формами речи (К)

Повторение изученного в 9 классе

4

  • Контроль (Р)

  • Коррекция (Р)

  • Оценка (Р)



Итого

68

-



Вид работы

Количество часов

Контрольные работы (диктанты, тесты)

8

Изложения

3

Сочинения

3











Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.

Общие учебные умения


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.



Раздел

Выпускник научится

Выпускник получит возможность

1

О языке

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.




использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.







2

Обобщение изученного в 5- 8 классах

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;






  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;




3

Синтаксис сложного предложения.  Сложное предложение

4

Сложносочиненное предложение

5

Сложноподчиненное предложение

6

Бессоюзное предложение

7

Сложное предложение с различными видами связи

8

Речь

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.




  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.


9

Прямая и косвенная речь

10

Повторение изученного в 9 классе

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


































Раздел V. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

Критерии к оценке работ:

Отметка

Число ошибок ( орфографических и пунктуационных )

Диктант

«5»

0/0 , 0/1, 1/0 ( негрубая ошибка )

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0 ( 3/1 – если ошибки однотипные )

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 ( в 5 кл. ), 6/6 (ели есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8 / 6

«1»

Более, чем за отметку «2»

Словарный диктант

«5»

0 / 0 ошибок

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«2»

До 7 ошибок

«1»

Если их больше

Изложение и сочинение

«5»

Допускается

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка




«4»




Допускаются

2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;

1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;

0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических – двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4».

«3»

Допускается:

0 орфографических + 5 – 7 пунктуационных ( с учетом повторяющихся и негрубых );

1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки;

2 орфографические + 3 – 6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматических;

4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматические

«2»

Допускаются:

5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок ( с учетом повторяющихся и негрубых ) независимо от количества орфографических ошибок.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.


Раздел VI-VII. Перечень учебно-методического обеспечения основной и дополнительной литературы.

Основная литература

1. . Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2011.

2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс, М., Дрофа, 2009

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи, М., Дрофа, 2011

Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 9 класс, М., Дрофа, 2011


Дополнительная литература

1. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Учебное изд. / А.Т.Арсирий; Под ред. Л.П.Крысина. - М.: Просвещение, 1995.- 383с.:ил.

  1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.- 448с.

  2. Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяеева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 1989. – 288с.

  3. Большой орфографический словарь русского языка: Ок. 106 000 слов / Под ред. С.Г.Бархударова. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2003. -528с.

  4. Булыко, Александр Николаевич. Современный школьный словарь иностранных слов / А.Н.Булыко. – М.: Мартин,2005. - 624с.

  5. Быстрова, Е.А.Учебный фразеологический словарь / Е.А.Быстрова; А.П.Окунева; Н.М.Шанский. – М.: АСТ,1998. – 304с.

  6. Василенко Т.В.Толковый словарь для нач. кл. / Т.В.Василенко. – М.: Грамотей, 2002с.- 64с.

  7. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: Трудности современного русского произношения и ударения / Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляровская.-4-е изд. – Спб.: Академия, 2003.- 160с.

  8. Глинкина, Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь-справочник: ок.6000 слов / Л.А.Глинкина. – 2-е изд.,испр.,доп. – М.:АСТ, Астрель,2006. -381с.

  9. Граник, Г.Г. Секреты русской орфографии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224с.

  10. Грушников, П. А.Орфографический словарик: Учеб. изд. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 80с.

  11. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание / В.И.Даль. – М.: АСТ, Астрель, 2003с.- 757с.

  12. Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

  13. Макарова Б.А. 25 грамматических формул по русскому языку для достижения абсолютной грамотности. 5-11 кл. / Б.А. Макарова. – М.: Астрель, 2007.

  14. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2010.

  15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: «ИТИ Технологии», 2008. – 944с.

  16. Ожегов,С.И.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; Рос. академия наук. Институт рус. яз. им. В.Виноградова.- М.: «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.

  17. Орфографический словарь русского языка: около 100 000 слов / Ред. В.В.Лопатин. - М.: Рус.яз., 1992. - 416с.

  18. Орфографический словарь с грамматическими приложениями: 120 тысяч слов. – М.: Лад Ком, 2010. - 768с.

  19. Орфографический словарь русского языка для учащихся: 40 000 слов. – М: Лад Ком, 2011. - 448с.

  20. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.



  1. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках / авт.-сост. Н.А. Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Словарь синонимов русского языка: 2000слов, ок. 800 синонимических рядов / Л.П.Алекторова, Л.А.Ввденская, В.И.Зимин. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 333с.

  3. Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов. – М.: Рус.яз., 1992. – 740с.

  4. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, Спб.: Виктория плюс, 2005. - 576с.

  5. Толковый словарь школьника: Энциклопедия для детей / ред.М.Аксенова, А. Голосовская, Ю.Антонова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,2007. -280с.: ил.

  6. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы / Составитель А.Б. Малюшкин – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  7. Ушаков, Д. Н. Современный орфографический словарь русского языка / Д.Н.Ушаков. – М.: РИПОЛ, Классик, 2010.-












Раздел VIII. Приложение

Календарно-тематическое планирование . 9 «Б» класс. Русский язык.

Тема урока

Ко-личество часов

Тип урока

Информационно-технологическое оснащение урока

Повторение

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Языковые компетенции

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата

проведения

ЦОР

Общие сведения о языке (3 часа)











1.

Основные формы существования национального русского языка

1

Урок усвоения новых зна-ний

Презентация к уроку «О стыде перед рус-ским словом».

Фонетический разбор слова 1.

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные диалекты) .

Анализ текстов Д. С. Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте ответ своего отношения к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком».

Объяснить разницу между понятиями «русский язык и русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодёжному сленгу.








2.

Понятие о литературном языке

1

Урок усвоения новых зна-ний


Морфемный(2), морфоло

гиче

ский(3), разбор слова.

Понимать, что ядром современного языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка». Написать сочинение-миниатюру по 1 из тем: «Русский язык богат образен и точен» (К.Паустовский), «Люблю обычные слова, как неизведанные страны» (Д.Самойлов).

Подготовить устное сообщение « Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка». С какого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать современным?




3.

Нормиро-ванность – отличите-льная особен-ность современ-ного литерату-рного языка

1

Пов-торитель-но-обобщающий урок

Л.В.Балашова «Курс русского языка».

Синтаксический (4), пунктуационный (7) разбор предложения.

Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Тест

Понаблюдать за речью телеведущих, родных, товарищей. Найти нарушения литератур-ной нормы, классифицировать их, объяснить причину нарушения норм. Подгото-вить устное высказывание «Спасибо родному слову». Ответить на вопрос: какие нормы литературного языка вы использовали?








Повторение изученного в 5-8 классах ( 7 часов)











4.

Р/Р устная и письменная речь. Монолог и диалог

1

Урок раз-вития речи


Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией.

Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования.

Прислушай-тесь к диалогам на улице. Составьте текст «Подслушанный диалог», передайте специфику звучащей речи




5.

Стили речи

1

Урок раз-вития речи

Презентация к уроку.


Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственные высказывания, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка.

Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с т. зр. Его соотнесённости с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявит языковые средства публицистического стиля.

Привести примеры речевых ситуаций, когда используется стиль речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художест-венный. Каким стилем вы пользуетесь чаще? Упр.7. Прочитать текст о книге, записать его, объяснить постановку тире, подтвердить примерами, содержащимися в тексте .

Презентация на тему

« стили речи» (собственная разработка)

6.

Простое предложе-ние и его граммати-ческая основа. Предложения с однород-ными членами

1

Пов-торительно-обобщающий урок

Презентация к уроку.

Тире между подле-жащими сказуе-мым; запятая в слож-ном предложении с союзом И

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП.

Объяснительный диктант

Упр.11. Записать предложения. Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы.



Презентация на тему

« Особенности простого предложения. Подводные камни» (собственная разработка)

7.

Предложения с обособленными членами

1

Пов-торительно-обобщающий урок

Тесты по теме урока

Выделение запятыми обособ-ленных согласованных опреде-лений, деепри-частий и деепри-частных оборотов

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.

Комментированное письмо

Упр.19. прочитать текст, определить его стиль, записать, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть обособленные обстоятельства. Упр.20. Придумать предложения, используя в них в качестве уточняющих членов предложе-ния, словосочетания.



Интерактивный тест на тему

«Обособлен. члены предложения». (собственная разработка)

8.

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструк-циями

1

Пов-торительно-обобщающий урок


Запятая между однородными члена-ми предложения; выделение запятыми обращений и ввод-ных слов

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

Диктант «Проверяю себя».

Упр.14. Прочитать текст, записать его, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Обозначить обращения и вводные слова.



Интерактивный тест

« Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.». (www/pro.

школу. ru).

9-









10

Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием.


Анализ работ.

2

Уроки конт

роля






Диктант с грамматическим заданием.

Тесты по типу ГИА.

Русский язык :9 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ авт.-сост. Е. П. Воронова. – М.: Эксмо, 2009 (АВС.Все уровни ЕГЭ) – стр. 31(выпол-нить задания раздела «Орфография. Простое осложненное предложение».





Сложное предложение (32 часа)











11

Понятие о сложном предложе-нии. Сложное предложе-ние как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложе-ний.

1

Урок усвоения новых зна-ний

Презентация к уроку.

Лексический, морфемный разбор слова, морфо-логический разбор имени существительного

Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи частей сложного предложения, строить схемы сложных предложений, соблюдать пунктуационные нормы на письме.

Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», заполнить её своими примерами.

П. 202, упр. 27 , из простых предложений составить сложные, используя подходящие средства связи и устраняя повтор слов. Записать, расставляя знаки препинания. Выписать из произведений А.С.Пушкина 3 ССП, 3 СПП, 3 БСП. Составить их схемы



Презентация на тему «Виды сложных предложений (www/pro.школу. ru).

12

Понятие о сложносо-чиненном предложе-нии. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысло-вые отношения между частями ССП

1

Урок усвоения новых зна-ний

Л.В. Балашо-ва «Курс русского языка».

М. Г. Лещинская «Слож-ное предложение. Пособие для учите-ля».

Морфологический разбор глагола, право-писание ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов

Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме.

Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя».

П. 203-204. Упр. 39, прочитать текст, определить его стиль и тип речи, записать, объясняя знаки препинания и подчеркнутые орфограммы. Определить, какими союзами соединены части ССП. Выписать из любого произведения худ. лит-ры отрывок-описание природы. Ответить на вопрос: какие художест-венные средства использованы автором? Составить схемы ССП.




13

Сложносочиненное предложе-ние. Знаки препинания в нем

1

Урок усвоения новых зна-ний

Ахре-менкова «Тренинг по пунктуации».

Карточки для индивидуаль-ной работы.

Синтаксичес-кий (4) разбор предложения, приставки ПРИ- и ПРЕ-, безударные гласные в корне слова

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, последовательность -соединительные союзы);

Противительные (противоположность, несовместимость – противительные союзы); разделительные (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение – разделительные союзы).

Творческий диктант. Ответить на вопрос: что общего и в чем различие в постановке запятых между однородными членами и частями ССП?

Упр. 38 . Дописать предложения, используя один из союзов И, А, НО, чтобы получились ССП. Указать, какие смысловые отношения вносят в предложение эти союзы. Упр. 37: записать пословицы, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.




14

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

1

Урок усвоения но-вых зна-ний

Презентация к уроку «Верь в вели-кую силу люб-ви!»

Орфо-графи-ческий разбор слова, право-писание наре-чий

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И.

Взаимодиктант

Упр. 33. Используя грамматические основы, составить сначала простые предложения с однородны-ми членами, затем ССП.



Презентация на тему «Типы союзов в ССП» (www/pro.

школу. ru).

15

Знаки препинания в ССП с общим второсте-пенным членом.

1

Урок закрепления изу-чен-ного


Синтаксический (4), разбор предложения, право-писание суффиксов у причас-тий

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения.

синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Конструирование предложений.

Упр. 45. Прочитать предложения, разобрать их по членам, найти второстепенный член, общий для всего ССП. Упр. 47, прочитать выразитель-но стихотворение, озаглавить его, найти ССП, определить значение союзов в них, списать, объяснить расстановку знаков препинания.




16

Синтакси-ческий и пунктуа-ционный разбор ССП.

1

Пов-торительно-обоб

щаю

щий урок


Корни с чередо-ванием глас-ных И-Е, морфемный разбор слова- 2, орфо-графи-ческий разбор слова-6

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами.

Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП. Диктант «Проверяю себя».

Упр. 49. Записать, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, определить, чем они выражены.




17

Контрольная работа №2 по теме «ССП». (Диктант)

1

Урок контроля



Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполняя различные виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием или текст контрольной работы.

Упр. 54: прочитать текст, записать вывод: зачем нужно писать грамотно? На основе текста составить словарный диктант по темам: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание проверяемых согласных в корне», «Правописание непроверяемых согласных и гласных в корне»




18

Анализ контроль-ной работы

1

Урок коррекции зна-ний.



Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста.

Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля, типа речи, составление плана, отбор слов для всех видов разбора.

Упр.56: написать подробное изложение текста, определить его тип речи, произвести самопроверку. Выписать из «Слова о полку Игореве» 6 ССП, построить их схемы.



19-20

Р/Р Рассказ.

Средства художест-венной вырази-тельности.

2

Уро-ки раз-вития речи



Уметь определять композиционные элементы рассказа, его основную мысль, создавать сочинение в жанре рассказа (определять замысел, сюжет), передавать последовательность микротекстов, обращая внимание на место, время действия, их причинно-следственную связи, используя выразительные средства языка, соблюдая нормы.

Уметь определять средства художественной выразительности.

Рассказ по одной из пословиц.

Выполнение теста по теме «Средства художественной выразительности».




Презентация на тему « Средства художественной выразительности (www.ns.

portal.ru)

21

Понятие о сложно-подчинен-ном предложении. Строение СПП, средства связи его частей

1

Урок усвоения но-вых зна-ний


Тире между подле-жащим и сказуе-мым, право-писание окончаний глаго-лов 1 и 2 спряжения.

Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания.

Составить план п. 205 проиллюстрировать пункты плана своими примерами. Конструировать предложения по схемам.

П.205, упр. 68 - выписать из текста СПП, расставить знаки препинания, обозначить грамматические основы, заключить в овал средства связи упр. 70, озаглавить текст, определить тему, основную мысль, выписать СПП, составить их схемы. Написать о каком-либо событии вашей жизни, которое особенно запомни-лось, используя СПП.



Презентация на тему «Сложноподчинённое предложение. (Собственная разработка)

22

Подчини-тельные союзы и союзные слова в СПП

1

Урок усвоения новых зна-ний


Право-писание соглас-ных в приставках, проверяемые соглас-ные в корне слова, право-писание оконча-ний глаголов 1 и 2 спряжения.

Понимать различия союзов и союзных слов, уметь их различать, определять границы придаточных предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания

Составление схем СПП, комментированное письмо - упр. 75. Рассмотреть таблицу в учебнике и ответить на вопросы: какие подчинительные союзы имеют омонимы среди относительных местоимений и как их различать в предложении?

П. 206, упр.79: списать, озаглавить текст, определить тему, основную мысль, синтаксическую функцию союзных слов. Упр. 80: определить, какие значения имеет предложение. Доказать важную роль логического ударения в предложении



Презентация на тему « Типы подчинительных союзов»

(www/pro.

школу. ru).

23

Роль указатель-ных слов. Особенности присоеди-нения придаточ-ных предложе-ний к главному

1

Урок усвоения новых зна-ний


Ь у глаго-лов в форме 2 лица ед.числа, разде-литель-ные Ь и Ъ.

Понимать соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном союзе». Особенности присоединения придаточных предложений к главному; уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главной и придаточной части, их синтаксическую функцию в главном предложении роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания.

Взаимодиктант.

П. 207, упр. 84: записать предложения, расставляя знаки препинания и объясняя подчеркнутые орфограммы, установить, каким членом предложения являются указательные слова, определить по вопросу и указательному слову значение придаточных предложений. Упр. 87 самодиктант, записать пословицы по памяти, подчеркнуть указательные слова как члены предложения, указать вид придаточных. Объяснить правописание НЕ и НИ с глаголами.




24

Роль указатель-ных слов. Особенности присоеди-нения придаточ-ных предложе-ний к главному

1

Урок закрепления изученного


Лексический разбор слова, приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Уметь определять границы придаточных предложений, их место по отношению к главному, использовать различные средства связи главной части и придаточной, интонационно и пунктуационно оформлять СПП, различать союзы и союзные слова, знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Работа с текстом: определить тему, основную мысль текста, составить план, объяснить, почему в тексте много сложных предложений. Составит схемы СПП.

П. 208. Упр. 93. Прочитать текст, озаглавить, проанализировать орфограммы в словах с чередовании-ем и пунктограм-мы в СПП. Записать текст, подчеркнуть те слова в главном предложении, которые поясняют придаточные .




25-26

Р/Р Изложение №1

(по типу ГИА)

2

Уроки раз-вития речи


Способы компрес

сии текста.

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать сжатое изложение публицистического текста, сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, орфографические и пунктуационные, грамматические нормы; создавать небольшое по объёму сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нём проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя своё отношение к этой проблеме.

Сжатое изложение





27

Виды придаточных предлож-ений

1

Урок усвоения новых зна-ний


Лексический разбор слова, стили речи, проверяемые согласные в корне слова.

Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные.

Синонимичная замена СПП на простые, составление схем. Конструирование по схемам.

П. 210, упр. 107, 110.




28

Придаточные подлежащ

ные. Придаточные сказуемные.

1

Урок усвоения новых зна ний


Орфо-графи-ческий разбор слова, лекси-ческий разбор слова.

Знать особенности СПП с придаточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять границы главного и придаточного предложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным.

Диктант «Проверяю себя».

П.211, 212 упр.114, 117.




29

Придаточ- ные определи-тельные.

1

Урок усвоения новых зна-ний

Презентация к уроку.

Фонетический разбор слова, морфо-логический разбор союзного слова.

Понимать отличия СПП с придаточными определительными, Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений.

Составить описательную миниатюру с СПП с придаточным определительным.

П.213, упр.126, 130.




30

Придаточ-ные определи-тельные.

1

Урок закрепления изученного


Морфемный разбор слова, пунктуацион-ный разбор слова

Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их.

Редактирование текстов.

Выписать из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» афоризмы – СПП с придаточными определи-тельными. Составить их схемы.

Составить словарный диктант (35-40 слов) по теме «НЕ с различными частями речи».




31

Придаточ-ные дополни-тельные.

1

Урок усвоения новых зна-ний


Лексический разбор слова, право-писание приста-вок при- и пре-, орфо-графи-ческий разбор слова.

Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью.

Составить повествовательную миниатюру, включающую СПП с дополнительным придаточным.






32-33

Р/Р

Книга для души. Рецензия на книгу(подготовка к домашнему сочинению – отзыву)

2

Уро-ки раз-вития речи



Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своём тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному.

Уметь составлять презентацию.

Работа с памяткой «Как работать над рецензией на книгу» или «Как работать над отзывом на научно-популярные книги», «Как подготовить презентацию» Составление плана рецензии.

Подготовить презентацию «Книга для души»,

отразив в ней краткие сведения об авторе, сюжет (кратко), найти иллюстрации или выполнить их самим, подготовить выразительное чтение понравив-шегося эпизода книги.

Инд. задание: написать рецензию или отзыв на книгу.



Презентация на тему « Как писать рецензию»


34

Придаточ-ные обстоятельственные

1

Урок усвоения новых зна-ний

Презентация к уроку.

Ь в глагольных формах инфинитива –ТСЯ, ТЬСЯ.

Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания

Подготовить устное сообщение «специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных определительных». Конструирование предложений по схемам.

П.215, упр.148,152, 155.



35

Придаточ-ные обстоятельственные

1

Урок закрепления изученного

КИМы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н. В. Егорова – М.: ВАКО, 2010 – стр.42

Право-писание НЕ и НИ (п.153),

орфо-графи-ческий разбор слова, лексический разбор слова.

Уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное.

Используя таблицу и опорный материал, подготовить устное высказывание о придаточных обстоятельственных.

Ответить на вопросы:

почему в художественной речи, особенно в поэзии, уступительные придаточные часто прикрепляются к главному словами «сколько», «как»и др.с усилительной частицей НИ; какой оттенок значения имеют эти придаточные; выражением какой стилевой черты служат?

Упр. 156, 158.



36

СПП с несколькими придаточ-ными. Знаки препинания в них.

1

Урок усвоения новых зна-ний


Правописание НЕ с разными частями речи, право-писание части-цы БЫ, части-цы –то, -либо, -нибудь, с место-имени-ями.

Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными», уметь производить структурно- семантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конструировать по схемам, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных синтаксических конструкций в текстах различных стилей и типов.

Осложненное списывание.

П. 209, упр. 100,104.


Презентация на тему «ССП с несколькими придаточ

ными» (www.ns.

portal.ru)

37

Различные способы выражения сравнения.

1

Пов-торительно-обобщающий урок



Уметь определять значения сравнений, выраженные разными способами (словосочетание, фразеологизм, сравнительный оборот, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения), ставить знаки препинания перед союзом КАК, употреблять эти конструкции в речи, определять их значение в тексте.

Творческое списывание.

Найти в текстах худ. произведе-ний различные способы выражения сравнения.



38

Обобщение и систематизация изучен-ного по теме «СПП»

1

Пов-тори-тельно-обобщающий урок



Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания.

Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля и типа речи, составление плана, схем сложных предложений.

Упр. 161.


Интерактивный тест «Знаки препинания в СПП» (www.ns.

portal.ru)

39

Контрольная работа №3 по теме «СПП».

1

Урок контроля



Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации в ССП и СПП.

Комплексный анализ текста.

Подготовить устные сообщения «Правописание НЕ с разными частями речи», «Запятая в предложениях с обращения-ми и вводными конструкциями».



40

Р/Р

Сочинение №2 на лингвистическую тему.

1

Урок раз-вития речи











Уметь писать сочинение на лингвистическую тему.




Написать сочинение (по типу ГИА) на лингвисти-ческую тему.




41-42

Р/Р Портрет-ный очерк


2

Урок раз-вития речи



Понимать своеобразие жанра портретного, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского языка.

Составление сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание сочинения-миниатюры (заготовки).

Написать портретный очерк о человеке,

которого вы хорошо знаете.

Отразить основную мысль очерка в названии или эпиграфе.



Бессоюзное сложное предложение (14 часов)











43

Понятие о бессоюзном сложном предложе-нии. Интона-ция в БСП. Запятая и точка с запятой в них.

1

Урок усвоения новых зна

ний


Морфе-мный разбор слова, право-писание НЕ с ралич-ными частями речи, морфо-логический разбор кратких прилагатель-ных;

Ы, И после Ц

Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП.

Составление предложений по схемам, комментированное письмо.

П. 216, упр. 167, 172.


Презентация на тему «БСП. Структура. Особенности.(www.ns.

portal.ru)



44

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

Урок усвоения новых зна

ний

Презентация к уроку.

Морфологический разбор глагола, фонетический разбор слова, морфем-ный разбор слова.

Знать условия постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления, времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы.

Составить тезисный план п.216, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант.

П. 216, упр. 179,180.



45

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок усвоения но-вых зна-ний


Право-писание окончаний глаго-лов 1 и 2 спряжения, соглас-ные в приставках, написа-ние –ТСЯ, -ТЬСЯ.

Знать условия постановки тире между частями СБП, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы.

Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя».

Упр. 186, 188.



46-47

Систематизация и обобще-ние изучен-ного по теме «Бессоюзное сложное предложе-ние»

1

Повтори-тельно-обобщающий урок



Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Взаимодиктант. Составить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», передавая чувства человека (страх, удивление, волнение и др.), используя по возможности БСП.

Упр 191. 197.


Интерактивный тест «Знаки препинания в БСП»

(Собственная разработка)

48

Контрольная работа №4 по теме «БСП»,

1

Урок контроля



Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.




Тест.

Выписать из стихотворения А.Фета и Ф.Тютчева 10 БСП, построить их схемы. Упр. 203.



49

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Урок усвоения но-вых зна-ний


Морфологический разбор местоимения, морфемный разбор слова.

Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости от сочетания видов связи.

Составление схем, составление предложений по схемам.

Упр. 220, 223.


Презентация на тему «Предложения – ССК» (Собственная разработка)

50-51

Р\Р Изложе-ние №2 с элемента-ми сочинения

2

Уро-ки раз-вития речи



Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определяя главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; подробно излагать прочитанный текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства, создавать свой текст на основе исходного, комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта.

Изложение с элементами сочинения.

Упр. 206, 211.



52

Знаки препинания в сложных предложе-ниях с разными видами связи.

1

Урок закрепления изу-чен-ного

Толко-вый словарь

Лекси-ческий разбор слова.

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И (НО), ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы.

Творческое списывание.

Упр. 226, 228.


Интерактивный тест «Знаки препинания в ССК» (www.ns.

portal.ru)

53

Знаки препинания в сложных предложе-ниях с разными видами связи.

1

Повтори-тельно-обобщающий урок


Непро-износи

мые согласные в корне слова, частицы –то, -либо, -нибудь с местоимения-ми

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка и речи.

Анализ текста художественного стиля.

Упр. 239, 240.



54

Контрольная работа №5 по теме

« Знаки препинания в сложных предложени

ях с разными видами связи».

1

Урок контроля



Уметь производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации; создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, комментируя отношение автора к поставленной проблеме в прочитанном тексте; выражать собственное мнение с привлечением примеров и фактов из жизненного или читательского опыта; выбирать и организовывать языковые средства в соответствии с темой, целью, стилем и типом речи; соблюдать языковые и речевые нормы в продуктивной речи

Комплексный анализ текста.

Написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста, предложен-ного в классе для комплексного анализа. Упр.227.



55

Р/Р Разговорный стиль.

1

Урок раз-вития речи. Повторительно-обобщающий урок.

Презентация к уроку.

Стили речи.

Понимать основные признаки разговорной речи, уметь различать стили речи, определять особенности разговорного стиля, читать, анализировать тексты разговорного стиля производить стилистический разбор по плану: определять цель высказывания, сферу применения в устной и письменной речи, средства языка, характерные для данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей речи и форм речи.

Анализ текстов разговорного стиля и стиля художественной литературы.

Написать письмо такому человеку, с которым вам хочется поделиться воспомина-ниями об интересном событии, встрече, прочитан-ной книге и др.



56

Р/Р Научный и официально-деловой стиль речи

1

Урок раз-вития речи Повторительно-обобщающий урок



Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи; создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра, в официально-деловом стиле (объявление, расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме); составлять конспект и план учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся, готовить материал для устных и письменных сообщений на лингвистическую тему.

Ответить на вопросы: в чем сходство официального и делового стиля речи, какую функцию они выполняют? Составить конспект статьи «Стилистическое использование синонимов».

Подготовить доклад на одну из тем: «Сравнение ССП и СПП», «Речевой этикет и национальные традиции народов мира». Составить резюме или деловое письмо (определить цель, адресата).



Предложения с чужой речью. (8 часов)











57

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделите-льные знаки препинания в предложени

ях с прямой речью.

1

Урок усвоения новых зна-ний


Текст, признаки текста, основная мысль текста.

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку.

Составление диалогов, схем предложений. Конструирование предложений по схемам.

П. 217, упр.243.



58

Предложений с прямой речью.

1

Урок закрепления изученного


Знаки препинания при диалоге

Уметь пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Осложненное списывание.

П. 218, упр. 250, 252.



59

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

1

Урок усвоения новых зна-ний


Непро-износимые соглас-ные в корне слова.

Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания.

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи.

П.219, упр. 258, 259.



60

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

1

Урок усвоения новых зна-ний



Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания.

Записать текст под диктовку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о случаях, когда цитаты не заключаются в кавычки, привести свои примеры.

Упр. 270. 268.


Презентация на тему «Прямая речь и знаки препинания при ней» (собственная разработка)

61

Систематизация и обобще-ние изученного по теме «Способы передачи чужой речи».

1

Повтори-тельно-обобщающий урок



Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно правильно оформлять, выразительно читать, использовать изобразительные средства синтаксиса в собственной речи.

Пунктуационный разбор. Взаимодиктант.

Упр. 254.



62

Контроль ная работа №6 по теме «Способы передачи чужой речи».

1

Урок контроля.




Уметь производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно правильно оформлять, выразительно читать, использовать изобразительные средства синтаксиса в собственной речи, понимать основное содержание прочитанного текста художественного стиля, его тему, коммуникативную цель, основную мысль; подробно пересказывать исходный текст, соблюдая логику, сохраняя тип, стиль речи, языковые средства; выполнять тестовые задания с выбором ответа на основе прочитанного текста; извлекать основную информацию из текста при чтении, анализировать языковые единицы, представленные в тексте.

Изложение прочитанного текста художественного стиля. Тестовые задания к нему.

Упр.273, 285.



63

Р/Р Публицистический и художественный стили речи(подготовка к домашнему сочинению №3).

1

Урок раз-вития речи. Повторительно-обобщающий урок.



Уметь анализировать тексты публицистического и художественного стиля, определять цель, сферу применения, особенности, языковые средства, характерные для этих стилей речи, опознавать их в художественных произведениях, использовать в собственных высказываниях экспрессивную лексику, многозначные слова, метафоры, сравнения и др. как средства выразительности.

Ответить на вопрос: в чем сходство и различие публицистического и художественного стилей речи? Лингвистический анализ художественного текста

Написать сочинение о родном крае или о дорогом для вас человеке. Конкретизировать тему, определить, в каком стиле будете её раскрывать. Подготовить устное сообщение «Лексические, морфологические и синтаксические средства сравнения».



64

Итоговый контроль №7 по типу ГИА


1

Урок контроля.




Уметь выполнять задания по типу ГИА.





Русский язык :9 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ авт.-сост. Е. П. Воронова. – М.: Эксмо, 2009 (АВС.Все уровни ЕГЭ) – стр.107 (Повторение изученного в 9 классе).


Интерактивный тест

«ГИА . часть А, В.)

(www/pro.

школу. ru).

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (4 часа)











65

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

Контрольная работа №8 (тест ГИА)

1

Повторительно-обобщающий урок.


Пунктуационный разбор предложения, фонетический разбор слова, право-писание безударных глас-ных в корне слова, корни с чередо-ванием гласных О-А.

Уметь делать сообщение о звуках речи. Особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности. Опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий.

Тест.

Упр. 290, 292.



66

Морфология и орфогра-фия.

1

Пов-торительно-обобщающий урок.


Слит-ное и дефис-ное написа-ние ПОЛ- и ПОЛУ-

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.

Упр. 349, 344, 358.

Упр. 309. 324.


Интерактивный тест «Орфография и морфология»

(www/pro.

школу. ru).

67

Р/Р Изложе-ние №3 с элемента-ми сочинения


1

Уро

ки раз-ви-тия речи. Урок обобще-ния изу чен-ного



Уметь понимать на слух содержание звучащего текста художественного и публицистического стиля, основную мысль, отношение автора к поставленной проблеме, подробно излагать, соблюдая на письме нормы русского языка, создавать собственный текст на основе исходного, выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с привлечением информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и

Изложение с элементами сочинения




68

Р/Р Анализ работ.

Итоговый урок.

1







45


Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010..
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа составлена на основе  Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:  

 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;    

Программа рассчитана на 136 учебных часов (базовый уровень).

       Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

 

 

Автор Вивтоненко Юлия Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 668
Номер материала 32538
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓