Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

УМК «Перспектива»

3 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе:

  • Закона РФ и РТ «Об образовании».

  • Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. №1089). Приказ МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312».

  • Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования.

  • Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение»,2011 год.

  • Авторской программы по курсу «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., М.«Просвещение», 2011год.


Количество часов в неделю по учебному плану 4

Количество часов в год 136


Цель: курс русского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.

Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.Познавательная направленность обучения создает предпосылки того, что ребенок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звукобуквенную форму, но и определенное содержание, сосредоточенное в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет, замещает содержание словесного знака.Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурно-семантических моделях слова, с которыми дети познакомились на уроках обучения грамоте и продолжают работать с ними на уроках русского язык.Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты:

а) обращать внимание на звучание речи в повседневном общении, развивать интерес к орфоэпии (в учебник включены упражнения, игры со звуками речи, скороговорки, задания на наблюдения за звукоподражательными словами и звукописью в стихотворной речи), что позволяет детям овладевать интонационно-выразительными средствами речи (громкость, темп, мелодичность и т. п.);

б) необходимо совершенствовать речь учащихся посредством расширения их лексического запаса при изучении текстового материала учебников по другим школьным предметам, активизировать использование в речи синонимов и антонимов;

в) совершенствовать грамматический строй речи школьников, учить находить слова и выражения для точного выражения мысли, правильно формулировать вопросы и ответы и т. д.;

г) развивать умение общаться при работе в паре (слушать собеседника, задавать вопросы, использовать формулы речевого этикета в общении); поощрять умение детей самостоятельно составлять описание предмета или рассказ по наблюдениям и т. д.

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Содержание учебного материала. Учебник «Русский язык» для третьего класса включает следующие разделы:

п/п

Раздел

Количество часов

1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

28 часов

2.

Слово в речевом общении. Словосочетание, предложение и текст в речевом общении.

27 часов

3.

Части речи.

4 часа

4

Имя существительное.

28часов

5

Местоимение.

3 часа

6

Глагол.

27 часов

7

Имя прилагательное.

17 часов

8

Повторение.

2 часа

Практ.часть программы


Диктант

2

Словарный диктант

3

Контрольное списывание

2

Изложение

2



Сочинение

1


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

названия и порядок букв русского алфавита;

признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

правила переноса слов;

признаки предложения и текста;

правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

различать устные и письменные формы общения;

каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты слов без пропусков и искажений;

проверять написанное, сравнивая с образцом;

проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

писать заглавную букву в именах собственных;

писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты , включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

правильно писать слова с разделительным мягким знаком (ь);

различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

находить в предложении главные члены;

определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

определять число имен существительных, прилагательных, глаголов.

Особенности организации промежуточного и итогового контроля по русскому языку. Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Критерии оценки: Диктант:

  • Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

  • Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

  • Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.

  • Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа выполнена неряшливо.

Грамматическое задание:

  • Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

  • Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.

  • Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.

  • Отметка «2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Примечание: Оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий, а также работы в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

п\п№

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Д\з

Дата проведения

I раздел. Мир общения. Повторяем – узнаём новое. (29 ч)

п

ф

1.

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

комбинированный

Составление письменного варианта рассказа о летних каникулах с предварительной работой по повторению известных детям орфограмм. Работа по вопросам и заданиям учителя. Сравнение алгоритмов определения написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Знать основные функции общения. Уметь вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления. Знать алгоритм работы с проверяемыми и непроверяемыми написаниями.

Упр.2 с.5 повторить словарные слова

1.09


2.

Разница между диалогом и спором.

комбинированный

Решают проблемную ситуацию: с какой целью люди общаются. Самостоятельное определение различий между спором и диалогом. Самостоятельная работа учащихся: ответы на вопрос «Что в общении с друзьями и родителями для тебя самое главное?» с использованием опорных словосочетаний (упр16)

Знать разницу между диалогом и спором, понимать важность для общения спокойной, доброжелательной манеры разговора. Знать о том, что главное средство общения — это язык.

С.11, 12 подготовиться к письму по памяти

2.09


3.

Речь устная и письменная.


комбинированный

Работа по вопросам и заданиям учителя. Ответы на вопросы Совенка (с. 13 учебника). текущий

Понимать важность умения правильно пользоваться речью, важность культуры речи. Знать требования к устной речи.

Подготовиться к словарному диктанту

3.09


4

Виды текстов. Составные части текста.

комбинированный

Определение типа каждого текста из упр. 26 учебника, выяснение того, что тема всех трех текстов одна. Определение типа текста (упр.27 из учебника). текущий

Знать, какие типы текстов существуют и для чего применяется каждый из них.

Упр.31, с.23

4.09


5

Изложение с использованием плана текста.

Урок развития связной речи

Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать его. Писать изложение по составленному плану. Творческая работа

Делить текст на смысловые части. Составлять план текста.

Упр.30, с.22 устно

8.09


6

Коррекция знаний. Сфера употребления текстов.

комбинированный

Определение типа каждого текста из упр. 33 учебника. Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. текущий

Сравнивать слова по значению и форме. Находить необходимую информацию в различных источниках

Упр4, 5 с.28-29

9.09


7

Входная контрольная работа (диктант).

Урок контроля

Выполнение контрольной работы тематический контроль



10.09


8

Работа над ошибками.

Звуки и буквы.


комбинированный

Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах (упр. 40 из учебника), зависимости между значением слова и набором и последовательностью звуков в нем (упр. 42 из учебника).текущий

Уметь различать звук и букву, правильно произносить звук и правильно называть букву.

Упр.41 с.33

11.09


9

Деление слов на слоги.


комбинированный

Текущий. Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами (упр. 47 из учебника).

Различать в слове количество слогов по количеству гласных; Уметь переносить слова с одной строки на другую

Упр49, с.36

15.09


10

Ударение.


комбинированный

Текущий.Работа по заданиям и вопросам учителя. Тренировка в постановке ударения в словах и словоформах, «проблемных» с точки зрения орфоэпии . Знакомство с новым видом словаря — орфоэпическим словарем.

Знать значение верной постановки ударения для определения уровня речевой культуры человека;

Упр53, с37, подготовиться к письму по памяти

16.09


11.

Орфограммы слова.


Урок обобщения

Повторение определения орфограммы. Обобщение знаний детей обо всех известных орфограммах — проведение игры-аукциона «Кто больше и быстрее?». 39 стр

Классифицировать имена собственные по значению; знать, когда в письменной речи употребляется прописная буква.

Упр57, с.41

17.09


12.

Имена собственные.


комбинированный

Работа с текстами, воспитывающими патриотические чувства (упр. 58). Комментированное письмо с объяснением пропущенных букв. Коллективное составление заявления любого содержания с записью его на доске и в тетрадях. текущий

Уметь писать с заглавной буквы имена, отчества и фамилии людей, клички животных, некоторые географические названия. Различать собственные и нарицательные имена существительные, употребляя заглавную букву.

Упр.60 с.42

18.09


13

Безударная гласная в корне слова.

комбинированный

Текущий. Работа по вопросам и заданиям учителя. Отработка умения проверять безударные гласные в корне слова. (стр.43)

Знать правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Упр.64, с. 44

22.09


14

Проверка безударной гласной в корне слова

Урок совершенствования зун

Комментированное письмо; самодиктант (упр. 64; работа в паре ; запись стихотворения по памяти

Знать, буквы каких гласных звуков в корне слова надо проверять и как их следует проверять. Знать алгоритм проверки безударной гласной в корне.


23.09


15

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Мини-сочинение.

Урок развития связной речи

Сравнение алгоритмов работы с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Подбор слов с непроверяемым написанием по рисунку.Мини-сочинение упр 65. (стр.44)

Различать в слове ударный слог; Распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова.

Обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге.

Инд. карточки

24.09


16

Парные согласные.


комбинированный

Отработка умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными. (стр.45) текущий

Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными.

Упр 67 с45

25.09


17

Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова.

Урок совершенствования зун

Самостоятельная работа по заданию к упр.

Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными.

Упр.69 с 46

29.09


18

Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными.

комбинированный

Распределительный диктант. Выполнение текстового задания с обязательной самопроверкой и самостоятельным. Списывание и озаглавливание текста.

Уметь писать слова с непроверяемым написанием.

Инд зад

30.10


19

Непроизносимые согласные.


Урок изучения нов материала

Выполнение упр.из учебника в форме комментированного письма. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами. (стр.47) текущий

Знать, в каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные и уметь писать такие слова.

Упр73 с.48

1.10


20

Проверка непроизносимых согласных.

Урок совершенствования зун

Распределительный диктант. Игра «Назови антоним». Составление рассказа по рисунку и опорным словам.


Знать, как проверить, есть ли непроизносимые согласные в слове. Понимать, что от непроизносимых согласных может зависеть смысл слова.

Инд зад

2.10


21

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

комбинированный

Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм на материале упр. из учебника. Составление словосочетаний со словами с изучаемыми. Составление рассказа по опорным словам с изучаемыми орфограммами (50 стр).текущий

Различать случаи употребления на письме разделительного твердого и мягкого знаков.

Инд зад

6.10


22

Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Урок совершенствования зун

Игра «Найди антоним». Образование с помощью приставок новых слов от слов ехать, есть, явить. Распределительный диктант. Составление устных рассказов на тему «Когда деревья стали красивыми».


Знать и уметь пользоваться правилами написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Упр76 с50

7.10


23

Удвоенные согласные.

комбинированный

Работа над правописанием слов с удвоенными согласными сочетается с повторением правил переноса слов ; составлением словосочетаний (упр. 78 из учебника); составлением предложений ; повторением всех известных детям орфографических правил (упр. 79 из учебника); текущий

Знать, как уточнить написание слов с удвоенными согласными.

Упр.80 с52

8.10


24

Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

комбинированный

Выполнение упр. 81 из учебника в форме комментированного письма. Запись текста по памяти (упр. 83 из учебника). Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением. (стр.53)

Знать правило написание лов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

Упр.82 С53

9.10


25

Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Закрепление.

Совершенствования зун

Объяснение, почему буквосочетания чк, чн — это орфограммы. Составление рифмованных строчек с данными словами. Поиск слова с буквосочетанием чн в тексте. Определение типа текста. (55 стр) текущий

Уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

Упр.86 с55

13.10


26

Правила переноса слов.

комбинированный

Работа по вопросам и заданиям учителя. Комментированное письмо

Знать правила переноса слов. Уметь верно определять, какой безударный гласный в корне слова пропущен.

Упр89, с57

14.10


27

Написание слов с изученными орфограммами.

Совершенствования зун

Нахождение орфограмм в словах. Выполняется в форме комментированного письма. текущий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Упр 4, с58

15.10


28

Контрольный диктант по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое».

Урок контроля

Контрольный диктант

тематический


Знать изученные правила, применять их при письме.


16.10


29

Работа над ошибками. Закрепление по разделу «Мир общения»

комбинированный

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Инд карточки

20.10


30

Основные функции слова.


Урок изучения нов материала

Работа с моделями слов. Зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы ( игра «Цепочки слов и рисунков». текущий

Понимать, что значение слова нематериально, ни звуки, ни буквы напрямую не изображают предмет.


21.10


31

Звуко-буквенная форма слова и его значение.

комбинированный

Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами. Конкурс «Кто четче и быстрее произнесет скороговорки?». Наблюдение за звукописью и звуковыми повторами в поэтических произведениях 67 стр текущий

Понимать условную связь между значением слова и его звуко-буквенной формой.

Упр 95 с 62

22.10


32

Как «устроено» слово. Словарный диктант.

комбинированный

Игра «Кто знает больше слов?». Работа с рубрикой «Из толкового словаря» на с. 64 учебника. Словарный диктант

Знать, слово называет определенное понятие, предмет или явление и чем больше мы узнаем новых слов, тем шире становятся наши знания об окружающем мире.

Упр106 с 69

23.10


33

Откуда слово пришло.


комбинированный

Работа с этимологией топонимов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Происхождение имен рек и озер. Географические имена. Названия древнерусских городов. (68-72) текущий

Понимать, что этимологический анализ позволяет четко определить, от каких слов образованы новые слова, какие отношения между предметами или явлениями отражают.

Упр 110 с 72

27.10


34

Синонимы.


комбинированный

Наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами. Работа с моделями слов-синонимов. Выяснение различий в сфере употребления синонимов. Распределение слов в синонимические группы с указанием различий в оттенках значений или в сфере их употребления.(73) текущий

Понимать неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет. Знать, какие слова называются синонимами.

Упр116, с74 выучить правило

28.10


35

Антонимы.


комбинированный

Значение термина «антонимы» самостоятельно или при чтении «Узелков на память» с.76 учебника. Нахождение антонимов в пословицах. Подбор антонимов к словам разных частей речи. текущий

Знать, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия.

Упр 124 с77

29.10


36

Омонимы.


комбинированный

Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов стр 78. Нахождение омонимов в текстах, определение их. Составление предложений с омонимами текущий

Уметь использовать толковый словарь для определения значения слов-омонимов.

Упр 126 с 78

30.10


37

Многозначные слова.


комбинированный

Определение различий между омонимами и многозначными словами. Самостоятельное нахождение учащимися общего компонента в значениях многозначного слова «хвост» с помощью рисунков: хвост — то, что расположено в конце чего-либо 80 стр текущий

Уметь определять значения многозначных слов в контексте. Знать различия между омонимами и многозначными словами

Упр 128 с 80

10.11


38

Контрольный диктант по теме «Слово»

Урок контроля

Контрольный диктант


Знать изученные правила, применять их при письме.


11.11


39

Работа над ошибками.

Словосочетание.


комбинированный

Чтение определения словосочетания. Выявление отличий словосочетания от слова. Составление словосочетаний с использованием данных. Составление словосочетаний по вопросам. Нахождение словосочетаний с заданными словами в тексте (84-85) текущий

Знать, что такое словосочетание и чем словосочетание отличается от слова, от предложения.

Упр 138 с 85

12.11


40

Предложение. Типы предложений по цели высказывания.

комбинированный

Анализ некорректно составленных предложений. Определение типа предложений по цели высказывания и по интонации. Установление связи слов в предложении по вопросам и с помощью окончаний. Самостоятельная работа по заданиям учебника 86-87 стр

Уметь определять тип предложения по интонации и по цели высказывания.

Упр 143 с 87

13.11


41

Контрольное списывание.

Урок контроля

Контрольное списывание


Уметь самостоятельно работать с текстом.


17.11


42-43

Главные члены предложения.


Урок изучения нов материала

Текущий Определение главных членов в предложениях. Составление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Составление устного текста-рассуждения при ответе на вопрос: «Почему не все из предложенных слов могут быть подлежащими?». Нахождение главных членов предложения и установление связи между ними с помощью вопроса . 88 стр

Знать, какие члены предложения являются главными и как их найти в предложении.

Упр 151 с 91

Упр 145 с 88

18.11



19.11


44

Однородные члены предложения.

Урок изучения нов материала

Текущий. Наблюдение за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми . Чтение сообщения Самоварова и слов Совенка на с. 92 учебника. Работа над смысловой емкостью предложений с однородными членами. Текущий


Уметь находить однородные члены предложения. Знать, когда между однородными членами ставится запятая.

Упр156 с 93

20.11


45

Состав слова. Корень.

Урок изучения нов материала

Текущий. Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами Поиск однокоренных слов в тексте. Работа с омонимичными корнями проводится в форме игры «Найди лишнее».

Знать, из каких частей состоит слово, уметь дать им определение. Знать, какая часть слова называется корнем; какие согласные звуки могут чередоваться в корне слова.

Упр165 с 98

24.11


46

Корень. Однокоренные слова.

комбинированный

Текущий Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов.

Уметь подбирать к словам однокоренные слова. Разбирать слово по составу, уметь объяснять значение морфем.

Упр171 с 101

25.11


47

Приставка.


комбинированный

Текущий Определение приставки при чтении «Узелков на память» со с. 103 учебника. из упр. 167 учебника учащиеся находят приставки в однокоренных словах с корнем -лет-, определяют их значения. Образование слов с данными приставками, наблюдение за значениями приставок (упр. 178 из учебника).

Уметь объяснять написание основных приставок русского языка.

Упр 177 с104

26.11


48

Разделительный твёрдый знак.


комбинированный

Текущий Закрепление умения правильно писать слова с орфограммой «Разделительный твердый знак» при выполнении упр. 182, 183 из учебника.

Уметь правильно употребить разделительный твердый знак при письме.

Упр 185 с 106

27.11


49

Написание приставок и предлогов. Словарный диктант.

комбинированный

Текущий Повторение сведений о том, каковы различия в написании приставок и предлогов. Выполнение упр. 186-190 из учебника. Пишут словарный диктант.

Различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка.

Упр189 с 108

1.12


50-51

Суффикс.


комбинированный

Текущий Определение суффикса, чтение «Узелков на память» со с. 109 учебника. Разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и увеличительно-пренебрежительным (упр. 196 из учебника). Образование слов — названий лиц по профессии с помощью суффиксов -тель и –ёp (упр. 194 из учебника). Стр.109-112

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами.

Упр 195 с 110

Упр 199 с122

2.12


3.12


52

Окончание.


комбинированный

Текущий Выделение окончаний у слов разных частей речи (стр.113-114).

Знать, что именно одинаковые окончания в словах позволяют создать созвучие строк, рифму.

Упр201 с 114

4.12


53

Основа слова.



комбинированный

Текущий Выполнение упр. на стр.115из учебника. Выделение основы и окончания в словах (упр. 202.) Осмысление значения термина «основа слова»

Понимать значение термина «основа». Знать, что само слово может изменяться, а основа слова остаётся неизменной

Упр 206 с 116

8.12


54

Значение приставок и суффиксов в словах.

комбинированный

Текущий Определение значений приставок и суффиксов в словах. Наблюдение за образованием новых слов с помощью приставок (упр. 208 из учебника). Нахождение в словах устаревшего суффикса -арь (упр. 209 из учебника). 117-118 стр

Знать, с помощью каких частей слова могут быть образованы новые слова.

Упр211 с 118

9.12


55

Написание корня в сложных словах.

Урок совершенствования зун

Текущий Нахождение корней в сложных словах (стр. 119 ). Проверка безударных гласных в корнях сложных слов малолетний, ледоход, водопад, телогрейка, землеройка, тяжеловес.

Знать исторические фонетические чередования согласных звуков в корне слова. Знать, какие слова называются сложными, уметь их писать.

Упр 215 с 120

10.12


56

Контрольный диктант по разделу «Слово в речевом общении».

Урок контроля

Тематический. Контрольный диктант


Знать изученные правила, применять их при письме.


11.12


58

Работа над ошибками.

Части речи.

комбинированный

Текущий Работа с рубрикой «Узелки на память» стр.122 О чем новом мы узнаем? Для чего надо знать части речи?

Знать, что такое части речи и по каким признакам их выделяют.

Упр.222 с 125

15.12


59-60

Определение частей речи с помощью вопросов.

Урок обобщения

Текущий Определение частеречной принадлежности слов при работе по образцу. Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в первом ответе частеречной принадлежности слов, работа с текстом

Знать, как определить, к какой части речи относится слово.

Упр227 с 131

Упр2 с 130

16.12


17.12


61

Контрольная работа по теме «Части речи».

Урок контроля

Тематический. Самостоятельная письменная работа по заданиям раздела «Проверь себя» на с. 130 учебника.

Уметь определять частеречную принадлежность слова


18.12


62

Коррекция знаний. Имя существительное.

комбинированный

Текущий.Чтение диалога Ани, Вани и Совенка со с. 135. Игра «В магазине». Разграничение имен существительных и омонимичных им глаголов .

Знать, что бытовое понятие предмета (то, что можно увидеть, потрогать, посчитать) не всегда совпадает с понятием грамматическим.


Упр.234 с 136

22.12


63

Собственные и нарицательные имена существительные.

комбинированный

Текущий Повторения правила употребления прописной буквы в именах собственных: исправление допущенных в словах ошибок . Сопоставление имен собственных и нарицательных, употребляемых в сочетаниях типа город Москва. Выявление отличий в орфографическом оформлении (прописная или строчная буква в начале слова) и в значении имен собственных и нарицательных.

Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употребляя заглавную букву.

Упр240 с 138

23.12


64

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

комбинированный

Текущий Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных в (упр. 245 из учебника), выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста- повествования). Распределение одушевленных имен существительных по группам (упр. 248 из учебника) с обязательным объяснением значений непонятных слов.

Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению.

Упр249 с 142

24.12


65

Систематизация знаний об имени существительном.

Урок обобщения зун

Текущий Систематизация знаний школьников об имени существительном (стр.142-143).

Находить в тексте имена существительные. Уметь делать разбор имени существительного.

Подготовиться к словарному диктанту

25.12


66

Число имён существительных. Словарный диктант.

комбинированный

Текущий.Чтение «Узелков на память» со с.144 учебника. Определение числа имен существительных в тексте, наблюдение за значением категории числа

Знать, как могут изменяться имена существительные; что изменяется при изменении имен существительных по числам.

Упр4 с 150

12.01


67

Изменение имён существительных по числам.

комбинированный

Текущий. Распределение имен существительных по группам: существительные, которые изменяются по числам, и существительные, которые по числам не изменяются Определение того, может ли каждое из выделенных в тексте существительных изменяться по числам.

Уметь определять род существительных в единственном числе -начальной формой имени существительного (без термина)

Упр.6 с 151

13.01


68

Род имён существительных.

комбинированный

Текущий Распределение слов с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно, мое

Уметь определять род имен существительных

Упр7 с7

14.01


69

Определение рода имён существительных.

Урок совершенствования зун

Текущий Выявление роли суффиксов в определении рода имени существительного.

Знать и уметь определять род имен существительных

Упр 9 с8

15.01


70

Значение категории рода имён существительных.

Урок совершенствования зун

Текущий Составление рассказа по рисунку и определение рода имен существительных в

составленном тексте.

Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику.

Выявление значения категории рода имен существительных при составлении

словосочетаний с именами прилагательными.

Знать и уметь определять род имен существительных.

Уметь определять окончание в слове.

Упр 16 с12

19.01


71

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.

комбинированный

Текущий Самостоятельная формулировка правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных (стр.13. Игра «Найди третье лишнее». Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр.22 изучебника).

Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую.

Упр21

с 14

20.01


72

Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих.

Урок обобщения

Текущий Разграничение случаев употребления мягкого знака. Командная игра «Кто больше?».

Разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него.

Упр26

с 16

21.01


73

Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.

Урок совершенствования зун

Текущий Игра «Кто самый внимательный?» комментированное письмо (упр. 27; при работе с текстом

Знать, для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак и когда еще пишется мягкий знак.

Подгот к словарному диктанту

22.01


74-75

Изменение имён существительных по падежам.

Урок изучения нового материала Урок совершенствования

Текущий словарный диктант. Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное (упр. 28 из учебника). Знакомство с этимологией названий падежей (упр. 29).

Знать падежи и вопросы к ним.

Выучить падежи

Упр 34

с 22

26.01



27.01


76

Именительный падеж имён существительных.

Урок изучения нового материала

Текущий Чтение сообщения Самоварова на с. 23 учебника. Работа по вопросам и заданиям учителя. Выполнение упр. 37-37 из учебника. Выборочный диктант. Нахождение имен существительных в именительном падеже с подбором антонимов.

Уметь находить в предложении имена существительные в именительном падеже. Знать, каким членом предложения оно чаще всего является.

Упр37

с 24

28.01


77

Родительный падеж имён существительных.

Урок изучения нового материала

Текущий Работа по заданию Совенка (с. 25 учебника). Нахождение в тексте имен существительных в родительном падеже, выделение их окончаний (упр. 39-40 из учебника). Игра «Вернись назад».

Знать, как определить, что имена сущ. стоят в родительном падеже и какие предлоги употребляются с существительными в родительном падеже.

Упр43 с 26

29.01


78

Окончания имён существительных в родительном падеже.

Урок совершенствования

Текущий Составление словосочетаний с именами существительными, при употреблении которых в родительном падеже возникают сложности в выборе окончания. Задание «Проверь себя» (самостоятельно) 28 стр

Знать, какие сложности могут возникать при употреблении имен существительных в родительном падеже.

Упр47 с 28

2.02


79

Дательный падеж имён существительных.

Урок изучения нового материала

Текущий Работа по заданию Совенка (с.29 учебника). Коллективное составление словосочетаний с существительными в дательном падеже с выбором предлогов . Обязательно выделить окончания существительных. Комментированное списывание текста .

Знать, как определить, что имя существительное стоит в дательном падеже.

Упр53 с 30

3.02


80-81

Винительный падеж имён существительных.

Урок изучения нового материала Урок совершенствования

Текущий Работа по заданию Совенка (с. 31 учебника). Нахождение имен существительных в винительном падеже в тексте .

Уметь определять винительный падеж имен сущ по вопросам, предлогам .

Упр57 с 32


4.02


5.02


82-83

Творительный падеж имён существительных.

Урок изучения нового материала

Текущий Работа по заданию Совенка (с. 33 учебника). Составление словосочетаний c именами существительными в творительном падеже. Составление рассказа по опорным словосочетаниям .

Уметь определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

Упр60 с 34

упр64 с 35

9.02


10.02


84-85

Предложный падеж имён существительных.

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования

Текущий Работа по заданию Совенка (с. 36-37 учебника). Поиск существительных в предложном падеже в тексте. Выбор нужного предлога, употребляемого с именем существительным в предложном падеже. Определение значений имен существительных в предложном падеже

Уметь определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам.

Упр68 с 37

Упр72 с.39

11.02


12.02


86-87

Обобщение о склонении имён существительных.

Урок обобщения

Текущий Выполнение упр. С. 40-41 з учебника. Задание повышенной сложности — составить предложения, употребив данные слова во всех шести падежах составление словосочетаний из предложенных слов .

Уметь определять падеж имени существительного и его окончание.

Упр74 с 41

Инд задания

16.02


17.02


88-89

Морфологический разбор имени существительного.

Урок изучения нового материала

Урок обобщения

Текущий Помощь Ане в устном разборе имени существительного. Наблюдение за порядком оформления письменного разбора (ответ Вани на с. 42-43учебника). Устный и письменный разбор имен существительных из данных предложений. Исправление ошибок, допущенных при разборе имен существительных Самостоятельное или комментированное списывание текста с грамматическим заданием.

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи.

Упр79 с 44

Упр 80 с 45

18.02


19.02


90

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Урок контроля

Тематический Диктант


Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку.


24.02


91

Работа над ошибками.

Местоимение.


комбинированный

Текущий Чтение диалога учебника, сообщения Совенка (с. 48). Выяснение роли местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте. Выбор местоимений в зависимости от рода заменяемого имени существительного. Устное составление текста-рассуждения «Почему собеседники не поняли друг друга» (упр. 85 из учебника).

Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи.

Упр87 с 50

25.02


92-



93

Роль местоимений в предложении.


Диктант по теме «Местоимение»

Урок совершенствования

Текущий Игра «Найди четвертое лишнее» (упр. 89 из учебника). Работа по вопросу учителя: Всегда ли мы верно употребляем местоимения в речи?. Запись под диктовку местоимений с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без нее, без них.

тематический

Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи.

Упр88 с 50

26.02



2.03


Глагол (27 часов)

94

Глагол.


Урок изучения нового материала

Текущий Игра «Кто больше?» . Распределение глаголов по группам (упр. 93 из учебника)..

Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям.

Упр 93 с 53 выучить правило с 52

3.03


95

Роль глаголов в речи.


комбинированный

Текущий Объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов ; подбор антонимов к данным глаголам ; замена данных фразеологизмов синонимичными глаголами . Определение синтаксической функции глаголов (упр. 104 из учебника). Вывод о роли глаголов в предложении учащиеся сначала делают самостоятельно.

Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям.

Упр99 с 55

4.03


96

Сочинение по рисункам и опорным словам.

Урок развития связной речи

Творческая работа Составление рассказов по рисункам и опорным словам . Наблюдение за ролью глаголов в прозаическом тексте.

Знать, почему раньше слова глагол и слово были синонимами.

Упр 104 с 58

5.03


97-98

Изменение глаголов по временам.

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования

Текущий. Выполняют упр. 105, читают сообщение Самоварова и отвечают на вопросы Совенка на с. 59 учебника. Поиск глаголов в тексте, выписывание их с указанием вопросов и времени каждого глагола (упр. 106 из учебника). Наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составление предложений на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме (упр. 107из учебника).

Знать, как могут изменяться глаголы.

Упр107 с 60

Упр112 с62

9.03

10.03




99

Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам.

Урок совершенствования умений

Текущий. Задание повышенной сложности — распределение глаголов по временам, составление с ними предложений (упр. 111-112 из учебника). Важно, чтобы дети правильно ставили вопросы к глаголам.

Знать, как могут изменяться глаголы; как можно определить время глагола; когда используются глаголы каждого из времен.

Инд задания

11.03


100

Контрольное списывание.


Урок контроля

Текущий. Пропущенные буквы вставляются в слова с комментированием (объяснением каждой орфограммы при чтении текста). При выписывании главных членов предложения важно обратить внимание на последовательность в записи: сначала выписывается подлежащее, а потом сказуемое.

Знать глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени. Понимать, когда используют глаголы каждого времени.





101

Образование формы глаголов настоящего времени по образцу.

комбинированный

Текущий. Чтение сообщения Совенка на с. 63 учебника. Наблюдение за изменением глаголов в настоящем времени — чтение примеров Совенка на с. 64 учебника.

Знать, что обозначает глагол в настоящем времени; какие глаголы не могут употребляться в настоящем времени.

Упр116 с 65

12.03


102

Употребление глаголов в настоящем времени.

комбинированный

Текущий Составление рассказа по данным вопросам (упр. 116из учебника). Изменение текста, связанное с изменением временной формы глаголов в нем (упр. 117 из учебника).

Знать, когда происходит действие, обозначаемое глаголом в настоящем времени?

Упр117 с 65

16.03


103-104

Распознавание глаголов в прошедшем времени.

комбинированный

Текущий. Чтение текста из упр. 118 учебника, работа по заданиям, выписывание глаголов. Поиск глаголов в прошедшем времени в загадках (упр. 119 из учебника. Читается сообщение Самоварова на с. 66 учебника. Образование форм глаголов в прошедшем времени по образцу, выделение суффикса-л (упр. 121из учебника).

Уметь находить глагол в прошедшем времени по вопросу. Знать, какие действия называют глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы они отвечают, какой суф. есть у гл. в пр. вр.

Упр119 с 66

Упр122 с 67

17.0318.03



105

Образование форм глаголов в будущем времени.

Урок изучения нового материала


Текущий. Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам проводится коллективно, с комментированной записью. Поиск глаголов в будущем времени в пословицах

Знать, что обозначают глаголы в будущем времени; от каких глаголов форму будущего времени надо образовывать с помощью вспомогательного глагола буду.

Упр125 с 69


19.03



106

Изменение глаголов в форме будущего времени.

Урок совершенствования умений

Текущий. Выполнение упражнений, ориентированных на формирование умения ставить глагол в форму будущего времени: упр. 127 из учебника. Определение времени глаголов в стихотворении-путанице (упр.130 из учебника).

Образовывать глагольные формы будущего времени.

Упр129 с 71


1.04




107-108

Неопределённая форма глагола.

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования умений

Текущий. Чтение сообщения Самоварованас.72учебника. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? И что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов (упр.134 из учебника).

Уметь ставить вопросы к глаголу и распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Упр134 с 73

2.04


6.04



109

Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.

комбинированный

Текущий. Выполнение упр.135-138 из учебника.

Знать особенности глаголов в неопределенной форме. Уметь образовывать от глаголов неопр. ф.

Упр140 с 76

7.04



110

Изменение глаголов по числам.


Урок изучения нового материала

Текущий. Выполнение упр. 141 из учебника. Определение числа и времени глаголов в предложениях (упр. 142 из учебника). Обратить внимание на то, что безударные окончания глаголов — это орфограмма. Устное составление рассказов по рисункам (упр. 143 из учебника). Комментированное списывание текста с грамматическим заданием, ответ на после текстовые вопросы

Знать грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов.

Упр143 с 78 выучить правило с 76




8.04



111

Роль окончаний при изменении глаголов по числам.

Комбинированный


Текущий. Изменение предложений в связи с изменением формы . Работа по вопросу Совенка со с. 78 учебника. Изменение текста в связи с изменением числа глаголов в нем .

Знать грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов.

Упр145 с 79

9.04



112

Изложение.

Урок развития связной речи

Тематический. Изложение по тексту упр146. Грамматическое задание после написания изложения —подчеркнуть в тексте глаголы, указать их время, число и, если возможно, род.

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку

Подготовиться к словарному диктанту


13.04



113-114

Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

комбинированный

Текущий. Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями. Чтение сообщения Совенка на с. 83 учебника.

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени. Уметь писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Упр153 с 84

упр 156 с 86


14.0415.04



115

Не с глаголами.

Урок изучения нового материала

Текущий. Выявление значения частицы. Чтение сообщения Самоварова на с.88 учебника. Наблюдение за ролью частицы не в пословицах и в загадках (упр. 159учебника). Исправление ошибок в написании частицы не и ее употреблении в тексте . Составление правил поведения ученика на уроке.

Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами.

Упр 162 с 89

16.04



116

Роль частицы не и правила её написания с глаголами.

Урок совершенствования умений

Текущий. Исправление содержания текста путем добавления частицы не там, где это необходимо Задание может быть выполнено в паре.

Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами.

Упр165 с 91



20.04




117-118

Морфологический разбор глагола.

Урок изучения нового материала

Урок систематизации умений

Текущий. Систематизация знаний детей о глаголе по плану, предложенному Самоваровым, на с.92 учебника. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола.

Определять грамматические признаки глаголов (время и число).

Упр170 с 94

упр167 с 93


21.0422.04



119

Контрольная работа по теме «Глагол».

Урок контроля

Тематический. Работа по заданиям и вопросам из раздела «Проверь себя» в устной форме с проведением диктанта с грамматическим заданием: определить и указать время глаголов в тексте, два глагола выписать и сделать их полный разбор.96 стр

Уметь самостоятельно делать самопроверку, исправлять ошибки.



23.04



120

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Глагол»

Урок обобщения умений

Текущий. Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе: определение времени глагола, определение рода глагола в прошедшем времени, распределительный диктант, карточки с индивидуальным заданием.стр94-95

Умение работать над ошибками самостоятельно и коллективно.

С96 устно подготовиться


27.04


121-122

Имя прилагательное.

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования умений


Текущий. Актуализация знаний учащихся об основных признаках имени прилагательного как части речи при выборе наиболее точного ответа на данный вопрос. Игра «Кто больше?» (упр. 173 из ). Конкретизация и расширение понятия «признак предмета» начинается с чтения диалога Совенка и Ани на с. 97 учебника

Знать какая часть речи называется именем прилагательным; какие признаки предмета могут называть имена прилагательные.

.

Уп176 с 98

Упр179 с 100

28.0429.04


123

Роль имён прилагательных в речи.

комбинированный

Текущий Определение роли имен прилагательных в речи — работа по вопросу Совенка со с. 99 учебника, редактирование описания Незнайки (упр. 177 из учебника): только имена прилагательные помогают представить всю нелепость одеяния героя Н. Носова; исключение из текста всех имен прилагательных ; определение типа текстов, в которых наиболее часто используются имена прилагательные.

Уметь классифицировать имена прилагательные по значению; понимать роль имен прилагательных в речи.

Упр186 с 104

30.04



124

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

комбинированный

Текущий Подбор антонимов к именам прилагательным (упр. 178 из учебника). Подбор синонимов к именам прилагательным (упр.179 из учебника). Распределение имен прилагательных по синонимическим группам .

Знать, какие суффиксы используются в именах прилаг.; какие оттенки значения они могут придавать словам.

Упр189 с 106



4.05



125-126

Зависимость имени прилагательного от имени существительного.

комбинированный

Текущий.Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с существительными разного рода и разного числа. Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное (упр.181 из учебника).

Знать, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного. Уметь ставить вопрос от существительного к прилагательному в словосочетании.

Упр190 с 107

5.05

6.05


127-128

Изменение имён прилагательных по родам.

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования умений

Текущий. Наблюдение за согласованием имен прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разных родов (упр. 192 из учебника). Нахождение в предложениях-загадках словосочетаний из имен существительных и прилагательных (упр. 196 из учебника).

Знать грамматическую зависимость имени прилаг от имени сущ. Уметь находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и верно ставить вопрос от сущ к прилаг.

Упр.195 с 109

упр197 с 110

7.05


11.05



129

Изменение имён прилагательных по числам.

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования умений

Текущий. Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова на с. 113 учебника. Выписывание словосочетаний прилагательных с существительными из упр. 202 учебника с обязательным указанием вопроса, на который отвечает имя прилагательное, определением его рода и числа (после определения рода и числа имени существительного).

Знать, что имена прилагательные изменяются по числам только после изменения числа имени существительного.

Упр200 с 112

Упр204 с 113


12.05



130

Проверка безударных окончаний имён прилагательных.

Урок совершенствования умений

Текущий. Наблюдение за написанием безударного окончания прилагательного в начальной форме. Формирование умения орфографически верно записывать безударные окончания прилагательных (упр. 202 из учебника).

Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса.

Инд задания



13.05




131

Изменение имен прилагательных по падежам

Урок совершенствования умений

Текущий . Упр.205

Уметь изменять прилагательные по падежам

Упр209 с 116 упр215 с 119

14.05


132

Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний.»

Урок развития связной речи

Тематический. Объяснение написания окончаний имен прилагательных в поэтическом тексте, работа с олицетворением (упр. 206из учебника); составление рассказа по рисунку с использованием опорных словосочетаний (упр. 208 из учебника).

Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса.

Инд задания

18.05


133

Морфологический разбор имени прилагательного. Выборочный диктант.

комбинированный

Текущий. Чтение «Узелков на память» со с. 119 учебника. Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи — чтение сообщения Самоварова на с. 120 учебника. Устный и письменный разбор имен прилагательных Исправление ошибок в разборе имен прилагательных

Знать, как разбирать имя прилагательное как часть речи.

Упр3 с 125

Упр4 с 125

19.05


134

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное».

Урок контроля

Тематический. Работа по заданиям и вопросам из рубрики «Проверь себя» со с. 125 учебника в устной форме с написанием диктанта с грамматическим заданием.

Знать основные единицы языка и речи. Знать основные особенности текста и предложения, отличия текста от предложения.


20.05


135-136

Повторение изученного в 3 классе


Урок обобщения

Повторение основных изученных тем в 3 классе

Знать состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);.


Упр235 с 132

21.0525.05



Дидактическое обеспечение.

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2012

  2. Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М. Просвещение, 2012

Методическое обеспечение.

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методическое пособие к учебнику Русский язык 3 класс. М.: Просвещение,2009

  2. Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)

  3. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Рабочие программы Русский язык 1-4 классы , Просвещение,2011

  4. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Уроки русского языка», 3 класс, Просвещение, 2012-09-06



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
  • Начальные классы
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

                 Рабочая программа по обучению грамоте  разработана на основе:

·  Закона РФ и РТ «Об образовании». 

·  Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. №1089).  Приказ МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в БУП и примерные учебные планы для  образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312».

·  Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования.

·  Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение»,2011 год.

·  Авторской   программы по курсу «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.,  М.«Просвещение», 2011год.

 

      Количество часов в неделю по учебному плану                        4

             Количество часов в год                                                                136

 

Цель: курс русского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.

Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.Познавательная направленность обучения создает предпосылки того, что ребенок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звукобуквенную форму, но и определенное содержание, сосредоточенное в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет, замещает содержание словесного знака.Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурно-семантических моделях слова, с которыми дети познакомились на уроках обучения грамоте и продолжают работать с ними на уроках русского язык.Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты:

а) обращать внимание на звучание речи в повседневном общении, развивать интерес к орфоэпии (в учебник включены упражнения, игры со звуками речи, скороговорки, задания на наблюдения за звукоподражательными словами и звукописью в стихотворной речи), что позволяет детям овладевать интонационно-выразительными средствами речи (громкость, темп, мелодичность и т. п.);

 б) необходимо совершенствовать речь учащихся посредством расширения их лексического запаса при изучении текстового материала учебников по другим школьным предметам, активизировать использование в речи синонимов и антонимов;

  в) совершенствовать грамматический строй речи школьников, учить находить слова и выражения для точного выражения мысли, правильно формулировать вопросы и ответы и т. д.;

г) развивать умение общаться при работе в паре (слушать собеседника, задавать вопросы, использовать формулы речевого этикета в общении); поощрять умение детей самостоятельно составлять описание предмета или рассказ по наблюдениям и т. д.

    Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  — развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

  — обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

 — пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

 — формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

— обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

 — развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

 — развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Содержание учебного материала. Учебник «Русский язык» для третьего класса включает  следующие разделы:

№ п/п

Раздел

Количество часов

 1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

28 часов

 2.

Слово в речевом общении. Словосочетание, предложение и текст в речевом общении.

27 часов

3.

Части речи.

4 часа

4

Имя существительное.

28часов

5

Местоимение.

3 часа

6

Глагол.

27 часов

7

Имя прилагательное.

17 часов

8

Повторение.

2 часа

 

Практ.часть программы

 

 

 

Диктант

2

 

 

Словарный диктант

3

 

 

Контрольное списывание

2

 

 

Изложение

2

 

 

 

 

 

 

Сочинение

1

 

           

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— названия и порядок букв русского алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

— правила переноса слов;

— признаки предложения и текста;

— правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

— различать устные и письменные формы общения;

— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты слов без пропусков и искажений;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

— писать заглавную букву в именах собственных;

— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты , включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

— правильно писать слова с разделительным мягким знаком (ь);

— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

— находить в предложении главные члены;

— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов.

Особенности организации промежуточного и итогового  контроля по русскому языку. Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Для контрольных списываний предлагают­ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со­держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь­зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.Тестовые задания – динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

                     Критерии оценки:    Диктант:

·         Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

·         Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

·         Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.

·         Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа выполнена неряшливо.

 Грамматическое задание:

·         Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

·         Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.

·         Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.

·         Отметка «2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.Примечание: Оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий, а также работы  в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.

Автор Мифтахова Айгуль Хамбаловна
Дата добавления 18.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 364
Номер материала 58308
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓